ГЛИНКА
М. И. Глинка. Портрет худож. К.П. Брюллова. 1840 (?) г.
М. И. Глинка. Портрет худож. К.П. Брюллова. 1840 (?) г.
Михаил Иванович (20.05.1804, с. Новоспасское Ельнинского у. Смоленской губ. — 3.02.1857, Берлин), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки. Произведения Г. определили общенациональное и мировое значение рус. муз. культуры. Композитор обобщил традиции народной песенности (старинной крестьянской песни и городского фольклора), древнерус. церковнопевч. искусства, достижения рус. композиторского искусства XVIII — нач. XIX в.
Первые яркие муз. впечатления Г. связаны с колокольным звоном, к-рому он старался подражать в бытовых условиях («на медных тазах»), и с народной песней. Г. любил слушать концерты крепостного оркестра, участвовал в них. Начальное домашнее муз. образование Г. продолжил во время учебы в Благородном пансионе (1818-1822), занимаясь с Дж.
В зрелый период творчества Г. создал 2 крупнейшие оперы: «отечественную героико-трагическую» «Жизнь за царя» (1836) и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила» (1842), в к-рой соединились фривольно-иронический характер поэзии Пушкина и откровенно чувственная окраска музыки Г. Идею создания «русской оперы» на сюжет об Иване Сусанине, отвечавшую размышлениям Г. о национальной музыке, композитору предложил В. А. Жуковский (его поэтический текст «Ах, не мне бедному, ветру буйному» использован в трио с хором из 1-й картины Эпилога). По свидетельству кн. В. Ф. Одоевского, первоначально она была задумана как сценическая оратория «Иван Сусанин» (возможно, под впечатлением «Думы» К.


Высокий профессиональный уровень отличает и произведения Г. др. жанров: романсы, в к-рых Г. добился полной гармонии музыки и поэтического текста и впервые достиг уровня поэзии Пушкина («Я помню чудное мгновенье», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»), «Вальс-фантазия» (написан для фортепиано в 1839, оркестровка ред. 1856), музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840).
Под впечатлением путешествия в Испанию возникли оркестровые увертюры Г. «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851), отличающиеся филигранностью, прозрачностью и точностью оркестрового письма и положившие начало жанровому симфонизму, впосл. развитому композиторами «Могучей кучки». В «русском скерцо» для оркестра «Камаринская» (Варшава, 1848) Г. раскрыл особенности национального муз. мышления, синтезировал богатство народной музыки и высокий профессионализм. Его сочинениям свойственны аристократически безупречный вкус, отточенность форм, артистизм.
В 1837-1839 гг. Г. служил капельмейстером Придворной певческой капеллы и занимался муз. образованием певчих. С апр. по сент. 1838 г. находился в Малороссии, подбирая певчих для капеллы. В 1837 г., желая «испытать силы свои в церковной музыке» (Записки. С. 280), Г. написал «Херувимскую песнь» на 6 голосов в стиле рус. хорового концерта кон. XVIII — нач. XIX в. (фрагменты черновых автографов хранятся в ОР ГПБ. Ф. 190. № 11. Л. 42-43; № 67. Л. 1 об.). В этом же стиле была начата, но не завершена хоровая фуга (возможно, ею является фуга «Хваля, призову Господа», автограф в ОР ГПБ. Ф. 190. № 11. Л. 34-39 об.). Сложившиеся в XVIII — нач. XIX в. традиции церковного пения, по-видимому, не удовлетворяли Г.
В формировании представлений композитора об отечественной духовной музыке немалую роль могли сыграть поездки в Малороссию, знакомство с лучшими церковными хорами, регентами, певчими.
Для монахов Троице-Сергиевой пуст. весной 1856 г. Г. написал «Ектении» для альта, 2 теноров и баса и «Да исправится молитва моя» греческого распева для 2 теноров и баса, к-рые, по словам Г., «произвели некоторый успех» (Письма. Т. 2Б. С. 142-143). Первое песнопение, опубликованное изд-вом Юргенсона в 1878 г. под названием «Ектения первая», вероятно, является великой ектенией для литургии. Эти песнопения отличает опора на диатонику, ладовая переменность, плагальность, вариационность, свойственные рус. музыке. В «Да исправится молитва моя» Г. открывает новые пути мелодико-гармонической обработки, в частности, обращается к трехголосию, поскольку ясность, прозрачность фактуры была для Г. одним из критериев красоты звучания. В «Заметках об инструментовке» он писал о предпочтении гармонии «сколько можно реже четырехголосной — всегда несколько тяжелой, запутанной» (Т. 1. С. 183). Переложение Г. качественно отличается от переложений его современников А. Ф. Львова, Н. М. Потулова. Свящ. Михаил Лисицын в 1902 г. писал, что «Да исправится молитва моя» является «откровением, из которого черпала и черпает вся масса перелагателей до сих пор» (Лисицын М.
В 1856 г. Г. изучал теорию церковных тонов и строгий стиль письма западноевроп. средневековья и Ренессанса в Берлине у теоретика З. В. Дена. «Всемогущий может сподобить меня произвести церковную русскую музыку» — такова основная мысль писем Г. из Берлина в 1856 г. (Письма. Т. 2Б. С. 153). Г. оставил работу над симфонией «Тарас Бульба», поиск рус. национального стиля всецело перешел в область богослужебного пения. С целью создания «Литургии Иоанна Златоуста на 3 и 2 голоса не для хора, а для причетников» (Письмо В. П. Энгельгардту от 11 июля (29 июня) 1856 — Т. 2Б. С. 142-143) Г. привез в Берлин собрание старинных напевов. В стиле буд. сочинения должны были соединиться принципы церковного и народного муз. творчества в условиях «опрятного» (грамотного, логичного) письма. Однако оставался открытым важнейший вопрос о соотношении полифонической техники строгого письма, в т. ч. канонов, с национальным колоритомбуд.
В берлинских черновиках Г. сохранились 4 варианта «Христос Воскресе», в одноголосном и 3-голосном изложениях (Учебные работы. С. 112). Один из многоголосных вариантов сопровождает надпись: «Как он поется обыкновенно дьячками и народом». К 2 другим можно отнести слова композитора: «Как я хотел сделать для дьячков и народа». Отличия гармонизации Г. от «дьячковско-народной» состоят в том, что не везде выдержана терцовая втора, более широко развернута мелодия баса, гармонический минор заменен натуральным, нет параллелизмов всех голосов.
Г. не успел осуществить свои замыслы, но им была заложена основа для последующего развития духовной музыки в творчестве П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Д. Кастальского и др. композиторов кон. XIX — нач. XX в.
По настоянию сестры Г., Л. И. Шестаковой, композитор был перезахоронен в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге, однако памятник ему на кладбище в Тегеле сохранился до наст. времени.
Соч. : Записки. Л., 1930. М., 2004; Заметки об инструментовке // ПСС: Лит. произв. и переписка. М., 1973. Т. 1; Письма // Там же. М., 1975. Т. 2А; 1973. Т. 2Б; Учебные работы: Упражнения в церк. ладах // Собр. соч.: В 18 т. М., 1969. Т. 17.
Лит.: Одоевский В. Ф. К вопросу о древнерус. песнопении // День. 1864. № 17. С. 6-9; Компанейский Н. И. Влияние соч. Глинки на церк. музыку // РМГ. 1904. № 19/20. Стб. 494-503; Канн-Новикова Е. И. М. И. Глинка: Новые мат-лы и док-ты. М., 1950. Вып. 1; Стасов В. В. М. И. Глинка. М., 1953; Глинка в восп. современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. М., 1955; Левашев Е. М. Традиц. жанры правосл. певч. искусства в творчестве рус. композиторов от Глинки до Рахманинова: 1825-1917: Нотогр. справ. М., 1994. С. 6-8, 31; Плотникова Н. Ю. Опыты и замыслы М. И. Глинки в рус. духовной музыке // Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 1998. С. 142-149; Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки: Коммент. к «Запискам». К., 2000. Ч. 1: Украина; Деверилина Н. В., Королева Г. К. «Я открою вам сердце мое». Смоленск, 2001; Глинка Е. А. Письма. М., 2002; Плотникова Н. Ю. Войти во двор Христов // Культурно-просветительная работа («Встреча»). 2004. № 5. С. 15-17.
Н. Ю. Плотникова, И. Е. Лозовая
Глинка Михаил Иванович — биография
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне в Ельнинском районеСмоленской области) в семье отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777-1834).
В 1817-1822 годах М. И. Глинка учился в Благородном пансионе при Педагогическом институте в Санкт-Петербурге. В период обучения брал уроки у крупнейших столичных музыкантов, в том числе у пианиста и композитора Дж. Фильда. По окончании пансиона М. И. Глинка продолжал усиленно заниматься музыкой: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В 1820-х годах он пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист.
В 1830 году М. И. Глинка уехал за границу — сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии он познакомился со многими музыкантами, в том числе с В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль bel canto, много сочинял в «итальянском духе». В 1833-1834 годах жил в Берлине, где работал в области композиции, полифонии и инструментовки под руководством немецкого теоретика З. Дена.
В 1834 году М. И. Глинка вернулся в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы композитор, по совету В. А. Жуковского, остановился на патриотическом подвиге Ивана Сусанина.
Премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» прошла на сцене санкт-петербургского Большого театра 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Вскоре после этого композитор был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которую возглавлял в 1837-1839 годах.
Премьера второй оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», основанной на одноименной поэме А. С. Пушкина, прошла 27 ноября (9 декабря) 1842 года не слишком удачно, хотя впоследствии именно она была признана величайшим достижением композитора.
В 1844 году М. И. Глинка уехал во Францию (в Париже познакомился с Г. Берлиозом), а затем в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры – «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), написанные на испанские народные темы.
По возвращении из-за границы М. И. Глинка создал свое значительнейшее симфоническое произведение — скерцо для оркестра «Камаринская» (1848), в котором синтезировал богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.
В 1852 году М. И. Глинка вновь отправился за границу, где провел с небольшим перерывом последние годы своей жизни. Композитор скончался 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. В мае 1857 года его тело было перевезено в Санкт-Петербург.
М. И. Глинка считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка). Он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.
Grand Piano Records- glinka,mikhailivanovich
Глинку принято считать основоположником русского национализма в музыке. Его влияние на Балакирева, самопровозглашенного лидера более поздней группы из пяти композиторов-националистов, было значительным. В детстве он брал несколько уроков у ирландского пианиста Джона Филда, но его связь с музыкой оставалась чисто любительской, пока поездки в Италию и в 1833 году в Берлин не позволили сконцентрироваться на занятиях и, впоследствии, большей уверенности в его сочинении, которое привлекло серьезное внимание как дома и за границей. Его русские оперы представляли собой синтез западной оперной формы с русской мелодией, а его оркестровая музыка с искусным инструментарием предлагала сочетание традиционного и экзотического. Глинка умер в Берлине в 1857 г.
Оперы
Первая русская опера Глинки, Жизнь за царя , была хорошо принята при первой постановке в 1836 году. Его вторая полная опера, Руслан и Людмила , на либретто Пушкина, оказалась менее приемлемой на его первой постановке в Санкт-Петербурге в 1842 году. Увертюры к этим операм эффектно поднимают занавес.
Оркестровая музыка
Путешествие за границу вдохновило на испанское настроение Блестящее каприччио 9 числа0010 Арагонская хота , также известная как «Первая испанская увертюра». Вторая увертюра серии была расширена с Recuerdos de Castilla («Сувениры Кастилии») до Souvenir d’une nuit d’été à Madrid («Воспоминания о летней ночи в Мадриде»). Камаринская , написанная в Варшаве, использует славянский тематический материал.
Слушайте FROM RUSSIA WITH LOVE: RUSSIAN PIANO MUSIC на Spotify
Слушайте ROMANTIC PIANO на Spotify
Слушайте GRAND PIANO TOP TRACKS на Spotify
Дискография
Роль: Композитор
БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Полное собрание сочинений для фортепиано • 6
БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Полное собрание сочинений для фортепиано (коробочный набор из 6 компакт-дисков)
ГЛИНКА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
Полное собрание сочинений для фортепиано • 1
ГЛИНКА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
Полное собрание сочинений для фортепиано • 2
РОЯЛЬ: КЛАВИШНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Три века редких жемчужин клавиатуры
Роль: Художник
Михаил Глинка — Academic Kids
From Academic Kids
В Википедии нет статьи с таким точным названием.
- Начать статью о Михаиле Глинке ( https://www.academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Mikhail_glinka&action=edit ) .
- Поиск Михаила Глинки в других статьях.
- Ищите Михаила Глинку в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
- Ищите Михаила Глинку в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.
- Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://www.academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Mikhail_glinka&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Арт ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Арт ( http://www.
- Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
- Возрождение ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Сроки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Inventions )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.
- Солнечная система ( http://www.