Главный герой калевалы: Карело-финский эпос «Калевала»: главные герои произведения

Карело-финский эпос «Калевала»: главные герои произведения

Меню статьи:

  • Специфика эпоса и сюжетная основа «Калевалы»
  • Анализ рун «Калевалы» в контексте характеристики действующих лиц
  • Калев
  • Мотив творения мира
  • Вяйнемейнен
  • Мотив любви
  • Айно
  • Мотив зла и противостояния
  • Мотив ремесла и мастерства

Эпическое произведение «Калевала», главные герои которого – предмет нашего интереса в этой статье, имеет карело-финское происхождение. Основа эпоса – песни, называемые рунами. Эпос существует в устной форме, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение. В письменной же форме эпос «Калевала» известен в обработке Элиаса Леннрота, финского лингвиста и медика. Леннрот собрал песни, композиционно соединил руны, издав фольклорный материал под общим названием «Калевала». Всего Леннрот осуществил два издания сборника карело-финских эпических песен: первый раз – в 1835 году, и второй – в 1849 году, соответственно.

«Калевала» имеет литературно-художественное значение, а также культурное, потому что произведение является источником информации про языческие религиозные представления карельского и финского народов.

«Калевала» включает 50 песен. Леннрот разместил руны так, чтобы из собранного материала получился целостный сюжет. В результате у исследователя получилась поэма, созданная на основе карело-финского фольклора. Леннрот использовал материал, собранный также до него крестьянами, жившими на территории Карелии. Руны носят эпический, лирический и магический характер, что характерно для дохристианского наследия этого региона.

Специфика эпоса и сюжетная основа «Калевалы»

Леннрот провел масштабную работу по систематизации отдельных, не связанных между собой карело-финских песен. В результате литературное наследие пополнилось произведением, которое вошло в историю под названием «Калевала». Текст состоит из рун – песен, легенд, мифов, сказаний, бытующих в карело-финской культуре.

Сюжет эпической поэмы «Калевалы» начинается с классической для такого рода литературных произведений теогонии. Этот термин обычно ассоциируется у читателей с творчеством древнегреческого литератора Гесиода, которому также принадлежит одноименный текст. Это значит, что «Калевала» начинается с рассказа о зарождении Вселенной, природы, о появлении суши и воды, и, наконец, первого человека – предка людей. Этой теме посвящены первые руны «Калевалы».

Слово «Калевала» происходит от наименования места, где обитал родоначальник человечества, а именно: предок богатырей – главных героев «Калевалы». Имя этого предка – Калев. В карело-финской мифологии закрепилось представление о родстве Калева и центральных персонажей произведения Леннрота – Вяйнемейнена, Ильмаринена, а также Лемминкяйнена. Существует мнение, что Калев был даже отцом вышеназванных богатырей.

Кроме таких глобальных тем, «Калевала» полна историями, мифами о возникновении вещей, сакраментальных для карело-финской культуры. Например, одна из рун «Калевалы» рассказывает о появлении излюбленного напитка карелов и финнов – пива. Поэта отличается детализацией, читателю интересно знакомиться с подробностями, которые Леннрот включил в финальный вариант эпоса. В руне о пиве, к примеру, описываются застольные традиции карелов и финнов. Другие руны затрагивают тему музыки: читатель узнает, как появились те или иные музыкальные инструменты, звуки, кто был первым музыкантом и певцом.

Лейтмотив, пронизывающий все без исключения руны, – это наличие в природе магии, способность человека с помощью магии влиять на окружающую действительность.

Люди переживают волшебные перевоплощения, духи и маги поочередно помогают и вредят главным героям «Калевалы». Персонажи поэмы традиционно делятся на положительных и отрицательный. Например, позитивным характером явно отличаются фигуры Куллерво и Вяйнемейнена, а вот Лемминкяйнен – злой колдун, который строит богатырям козни, – без сомнений, персонаж негативный.

Эпос насыщен динамическими событиями, многие из которых носят трагический характер. Сюжет «Калевалы» полнится приключениями: главные герои борются с врагами, преодолевают преграды, приобретая новые качества, магические познания и совершенствуясь духовно. Финал «Калевалы» можно назвать открытым: герои уходят в надежде отыскать источник благ, бесконечного изобилия – Сампо. Это не что иное, как клад, источник вечного счастья, помещенный героями «Калевалы» в сердце волшебной мельницы.

Анализ рун «Калевалы» в контексте характеристики действующих лиц

Характеристика главных героев «Калевалы» – задача непростая, так как сюжетная канва поэмы состоит из отдельных фрагментов. Леннрот словно склеил повествование из кусочков, поэтому неискушенному читателю «Калевала» дается трудно: восприятие постоянно подчеркивает эту сюжетную лоскутность, отсутствие естественной целостности.

Калев

Мифологический предок богатырей – главных героев «Калевалы». Название «Калевала» буквально переводится, как «место обитания Калева». У персонажа Леннрота есть и реально существовавший прототип: об этом можно сделать вывод, проанализировать сходство имен героев других эпических произведений и исторических хроник.

Создается впечатление, что некоторые руны поэмы и вовсе не связаны между собой. Поэтому логично анализировать не столько сюжет, сколько отдельные мотивы, лежащие в основе структуры «Калевалы».

Мотив творения мира

Теогоническая тема – предмет повествования первых рун «Калевалы». Песня, открывающая поэму, рассказывает, что некогда было время, когда не существовало небесных светил, животных, птиц, растений. В это время господствует вода и ночь. Одинокая богиня-девственница Ильматар, скорбя и страдая от тоски, рождает от воды сына. Ребенка называют Вяйнемейнен.

Мир создается из частей яйца, которое отложила утка на коленях Ильматар. Из этого яйца появились земля и небо, солнце и звезды. Рельеф земли – дело рук Ильматар.

Вяйнемейнен

Центральное действующее лицо поэмы Леннрота. Вяйнемейнен считается первым человеком, который, однако, родился уже старцем. Герой – музыкант, изобретатель музыкального инструмента кантеле. Персонажу приписывается роль рунопевца, прорицателя, сеятеля, мудреца. Вяйнемейнену свойственны черты архаичного героя эпоса: герой – шаман, колдун, искусный в магии и заклинаниях. Магию персонаж использует чаще, чем холодное оружие.

Вяйнемейнен, как и положено традиционному эпическому герою, – результат «чудесного рождения», а в поэме постоянно подчеркивается мотив небесного происхождения героя – от девы без отца. Ильматар – мать Вяйнемейнена – ходила беременной очень долго, а потому сын девы родился уже взрослым – на момент рождения богатырю было 30 лет.

Герой преодолевает множество препятствий на пути духовного совершенствования. Вяйнемейнен борется с другим богатырем по имени Йоукахайнен. Тот остается в живых, однако Вяйнемейнен получает в жены сестру лапландского соперника – Айно. Девушка не желает выходить замуж за нелюбимого, и совершает самоубийство. Мать Вяйнемейнена дает сыну совет отправиться в северное царство теней Похъелу.

Йоукахайнен препятствует Вяйнемейнену попасть в Похъелу, однако богатырь все равно оказывается на Севере. Хозяйка семерного края – Лоухи – коварная старуха – отказывается помогать Вяйнемейнену, пока богатырь не принесет Сампо. Однако изготовить Сампо в состоянии только искусному кузнецу по имени Ильмаринен.

Вяйнемейнен совершенствуется в колдовском мастерстве. Богатырь даже воскрешает могущественного колдуна Випунена, чтобы тот научил героя магическим премудростям. Колдун проглатывает богатыря, но Вяйнемейнену удается изучить новые заклинания.

Вяйнемейнен хитрыми способами увлекает Ильмаринена в Похъелу, чтобы кузнец выковал для Лоухи Сампо. Однако в дальнейшем три богатыря – Вяйнемейнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен – похищают Сампо из Северного царства. С помощью игры на кантеле и песен Вяйнемейнен убаюкивает жителей Севера. Пробудившись, Лоухи отправляет за похитителями погоню, в результате которой Сампо разбивают, Вяйнемейнен теряет кантеле.

Любопытно, что первое кантеле богатырь изготовил из костей волшебной рыбы – щуки. Второй инструмент Вяйнемейнен делает из березовой основы, а струнами служат волосы возлюбленной героя.

Вяйнемейнену также приписывается роль первого земледельца. Герой выращивает первые на земле растения, деревья, сельскохозяйственные культуры. Таким образом, Вяйнемейнен – предок людей, а также участник процесса творения и оформления мира.

Мотив любви

Мотив любви связан с несколькими персонажами «Калевалы»: это Айно и Куллерво. Последний, в частности, по незнанию вступает в кровосмесительную связь с собственной сестрой. Это мотив инцестуальной любви в «Калевале». Куллерво – наиболее несчастный герой поэмы, богатырь с трагической судьбой. Дядя юноши – Унтамо – виновен в смерти родителя богатыря – Калерво. Куллерво растет сиротой, мечтая однажды отомстить за гибель отца. Мать – чудом уцелевшая при истреблении рода Калерво – рассказывает сыну историю гибели отца.

Унтамо хочет погубить и оставшегося в живых последнего из рода Калерво. Однако Куллерво остается в живых, но дядя не может принудить юношу служить ему. Тогда Унтамо отсылает племянника к Ильмаринену, чтобы тот обучил паренька кузнечному делу.

С детства Куллерво наделен необычайной силой. Пребывая на службе у Ильмаринена, Куллерво встречает жену кузнеца. Та приходилась хозяйке Севера Лоухи доверью. Коварная колдунья желает извести Куллерво и отправляет юношу пасти коров. В дорогу красавица-жена дает парню хлеб, внутри которого девушка запекла камень. Стараясь разрезать хлеб, Куллерво сломал нож – наследство отца. Обозлившись на жену Ильмаринена, Куллерво топит коров в болоте, а вместо них пригоняет домой стадо из диких зверей – под видом коров. Дочь Лоухи убивают звери, когда та пытается подоить их.

Юноша убегает из дома кузнеца, однако, по прибытии на родину, понимает, что вся родня жива. Но Куллерво не любим дома. Лишь мать испытывает к сыну любовь. Куллерво знакомится с девушкой. Однако позже выясняется, что девушка – родная сестра богатыря. От осознания совершенного инцеста сестра кончает с жизнью. Куллерво же в войне с дядей истребляет весь его род. Вернувшись домой – на этот раз – богатырь понимает, что родные мертвы. От горя Куллерво совершает самоубийство, бросившись на меч.

Айно

Легенда о девушке Айно, не пожелавшей стать женой старца Вяйнемейнена, вошла в искусство как отдельный сюжет. Побежденный в бою Йоукахайнен пообещал песнопевцу отдать в жены сестру. Однако красавица отвергла богатыря, в отчаянии бросившись в море. Вяйнемейнену удалось выловить рыбу, в которую обернулась Айно, из воды. Но удержать улов мудрец не смог.

Мотив несчастной любви связан и с фигурой Ильмаринена. Потеряв любимую жену – красавицу из царства Похъелы, Ильмаринен создает вторую жену – из золота. Однако золотая красавица – бездушная и бесчувственная. Известно, что невест следует брать из Похъелы. Поэтому богатыри регулярно посещают Северный край в надежде найти жену. Не исключение – и богатырь Лемминкяйнен.

Леннрот упоминает кличку этого богатыря – «беспечный». Это соответствует характеру персонажа «Калевалы». Лемминкяйнену свойственны самоуверенность, беззаботность, веселье. Герой убил лебедя, за что и сам был убит. Мать Лемминкяйнена спасла и оживила сына с помощью колдовства, собрав все части убитого. Персонаж изображен как мастер чародейства и соблазнитель женщин.

Богатырь тоже взял жену из Похъелы. Первая жена принесла герою разочарование, поэтому Лемминкяйнен обратился к Лоухи, чтобы высватать у старухи вторую жену.

Лоухи дает герою испытания. Однако в результате Лоухи выдала дочь за Ильмаринена. Обозлившись на старуху, Лемминкяйнен прибыл на свадьбу и убил мужа Лоухи. От мести старухи и наказания за преступление герой бежал, укрывшись на одном из островов.

Мотив зла и противостояния

В «Калевале» положительные силы уравновешены негативным началом. Эта черта характерна для эпоса. Носителем отрицательных черт является уже упоминаемый Йоукахайнен. Этому герою свойственна гордыня и самоуверенность. Йоукахайнен – самоучка. Персонаж выучился колдовскому мастерству, вызвав на дуэль самого Вяйнемейнена. Герой хотел победить колдуна, чтобы перенять его ремесло.

Однако Вяйнемейнен выиграл сражение. Тогда Йоукахайнен пообещал победителю Айно – сестру, которая должна была стать женой старца – родоначальника мира Калевалы. Это – плата за жизнь. Йоукахайнен считается демоническим персонажем «Калевалы». Герой родом из Лапландии. Когда Айно совершила самоубийство, брат девушки выпустил в Вяйнемейнена стрелу, ранившую старца в ногу.

Негативным персонажем «Калевалы» признана и Лоухи. Старуха – злобная госпожа Северного царства Похъелы. Лоухи – источник зла, беды, болезней. Колдунья мечтает заполучить волшебный источник счастья и достатка – Сампо. Похъела – это зеркальное отражение Калевалы, край, противостоящий земле Калева. Лоухи – похитительница небесных светил, причина несчастий Калевалы.

Мотив ремесла и мастерства

В «Калевале» важным является умение не только держать меч, но и знать заклинания, владеть магией. Крове этого, участником ключевых событий сюжета поэмы предстает кузнец, ремесленник. Речь идет об Ильмаринене.

Лишь Ильмаринену под силу выковать волшебный предмет – Сампо. Кузнец также женится на дочери Лоухи, а взамен предоставляет старухе Сампо.

В рунах «Калевалы» Ильмаринен именуется братом Вяйнемейнена, вместе с которым они создают небесный огонь. Герой – первопроходец в кузнечном деле, ведь Ильмаринен первым кует изделия из железа.

Первая жена кузнеца – дочка Лоухи. После смерти жены, Ильмаринен возвращается в Похъелу. Однако новая избранница, похищенная из Северного края, ссорится с женихом, и тот обращает невесту в птицу.

Когда Лоухи похищает Солнце, Ильмаринен приходит на помощь и пытается выковать новое светило, получая при этом ожог.

Значительное место в «Калевале» занимает сказание о Сампо – чудодейственном предмете, который дарит вечную благодать и счастье. Осколки Сампо Вяйнемейнен использует на благо родной страны – Калевалы. Финал поэмы – символический. В последней песне «Калевалы» содержится предсказание о «чудесном рождении» ребенка некой девой по имени Марьятта. Вяйнемейнен относится к рождению ребенка враждебно, ведь младенец, по пророчеству, уничтожит Вяйнемейнена. Речь идет о христианстве, которое свергнет мощь язычества.

Автор: Виктория Давыдова

Вяйнямёйнен — главный герой Калевалы

Культура карельского народа имеет богатую историю, в которой переплелись мифы, эпосы и руны древних саамов и финнов. Одним из главных персонажей карело-финской мифологии и рунических эпических песен является Вяйнямёйнен – полубог и первочеловек. Там он изображен как мудрый старец и рунопевец, аккомпанирующий себе на кантеле.

Легенда о появлении на свет Вяйнямёйнена

Впервые в письменных источниках персонаж Вяйнямёйнен упоминается в списке богов Тавастии – исторической южной провинции Финляндии. Его составил в 1551 году священник Микаэль Агрикола, который считается основателем современного литературного финского языка. У Агриколы и ряда его последователей Вяйнямёйнен выступал одной из центральных фигур в мифе о сотворении мира, где существовали только первоначальные воды и эфир в образе верховного бога Ская.

У Ская была дочь Ильматар, которая долгое время не могла родить. Для зачатия она на длительное время погружалась в воды, а золотоглазые утки насиживали возле ее колен яйца. Однажды Ильматар пошевелилась, и одно яйцо разбилось. Из его верхней части скорлупы образовалось Небо, из нижней – Земля, а из желтка и белка – Солнце, Луна и звезды. Долгое время Ильтамар плавала по первичным водам, создавая контуры Земли. Когда ей все же удалось забеременеть, она родила 30-летнего мужчину-полубога – Вяйнямёйнена.

Его миссией было распространение на бесплодной Земле всех форм жизни. В этом ему помогало еще одно мифическое существо – Сампса Пеллервойнен. Последнего финны позже стали считать Богом Плодородия, а Вяйнямёйнена – основателем всего живого и человеческого.

Вяйнямёйнен в «Калевале»

Наиболее ярко и подробно рождение и жизнь первочеловека описаны в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала». Его автор Элиас Леннрот несколько лет путешествовал по северным землям и записывал местный фольклор.

Уже само название сборника поэтических рун связано с Вяйнямёйненом. Согласно карело-финским мифам, Калевала – это страна, где жил главный герой.

Традиционно Вяйнямёйнена изображали как мудреца, сеятеля и старца, играющего на национальном щипковом инструменте – кантеле. Однако в его жизни, кроме праздного созидания, всегда было место подвигу и борьбе со злом. Одно и первых испытаний, выпавшее на долю полубога, – схватка с Лапландским шаманом. Колдуну удалось выжить только за счет заключения сделки. Далее в калевальских рунах описывается драматическое противостояние первочеловека с богом воздуха и воды Ильмариненом, из которого рунопевец выходит победителем.

Еще один необычный подвиг, который совершил Вяйнямёйнен, описывается в 17-ой руне национального поэтического эпоса Карелии. Герою предстояло похитить волшебную мельницу Сампо. Для этого ему пришлось воскресить великана, наделенного особыми знаниями, и сразиться с ним. Получив нужные сведения, Вяйнямёйнен смастерил волшебный кантеле из щучьих костей.

В 42-ой руне герой, играя на инструменте, убаюкивает жителей Похьёлы и забирает Сампо. За ним пускаются в погоню, в результате чего герой теряет свой кантеле, а Сампо разбивается. Кусочки волшебной мельницы опустились на морское дно и превратились в неисчислимые богатства, а Вяйнямёйнену пришлось сделать новый инструмент из березы и девичьх волос. Позже первочеловек стал правителем Калевалы.

Переход полубога в Царство Мертвых описан в заключительной, 50-ой песне, эпоса. События, изображенные в ней, историки, культурологи и исследователи фольклора связывают с периодом принятия северными народами христианства. По легенде, девушка по имени Марьятта забеременела от ягоды и родила мальчика. Когда 2-недельного ребенка, рожденного от непорочного зачатия, принесли Вяйнямёйнену, то правитель сначала решил его убить. Однако малыш внезапно заговорил и напомнил старцу обо всех его прегрешениях. После этого первочеловек приказал окрестить младенца, а сам изготовил себе медную лодку и на ней отправился в Царство Мертвых, пообещав воскреснуть, если его народу понадобится помощь Высших Сил.

Другие проявления Вяйнямёйнена в карело-финской культуре

После выхода в тираж первого издания «Калевалы» в 1849 году персонаж Вяйнямёйнен стал настоящим национальным достоянием. Его образ часто использовали в литературных произведениях, картинах и скульптурах. Именем легендарного героя начали называть архитектурные объекты и улицы. Так, например, в Сортавале есть площадь им. Вяйнямёйнена, на которой установлен монумент рунопевцу, а в одном из парков Выборга – статуя, созданная финским скульптором Йоханнесом Таканеном и символизирующая полубога-первочеловека.

Персонажи | Adverse Camber

Главная » Шоу » Fire in the North Sky » Персонажи

Многие из персонажей Fire in the North Sky — боги и герои, глубоко укоренившиеся в финской мифологии. Их имена часто встречаются в Финляндии в качестве торговых марок компаний и названий улиц, что связано с их характеристиками и финской культурной самобытностью. В Fire in the North Sky мы видим, как персонажи отправляются в эпические путешествия, совершают магические подвиги и участвуют в очень человеческих историях любви, потерь и тоски.

Песни и рассказы вызывают в памяти колоритных персонажей. Главный герой эпоса —

Вяйнямёйнен (произносится как Вай-на-мой-нен), который играет на кантеле (национальном инструменте Финляндии) и приносит миру драгоценный дар музыки. Он очень старый, мудрый человек, рожденный таким в тот момент, когда формируется мир. Он путешествует далеко и далеко, и хотя он стар и мудр, Вяйнямёйнен часто не может получить то, что хочет, особенно в сердечных делах и задачах, которые он поставил, чтобы завоевать себе жену.

В финской мифологии Вяйнямёйнен — сын богини Илматар , создательницы земли и неба. Вяйнямёйнен появляется в самом начале Калевалы в истории создания и занимает центральное место в эпосе. Он появляется несколько раз в разных эпизодах шоу.

Некоторые говорят, что Вяйнямёйнен вдохновил Толкиена на создание Гэндальфа и что язык эльфов основан на древнефинском языке.

Вы можете прочитать о том, как Толкин был под влиянием

Калевала на сайте National Geographic и Project Muse.

Ильмаринен (произносится Иль-мар-ин-ен) — могущественный кузнец, он способен выковать все, что захочет, и он выковывает сампо — таинственный предмет, который приносит бесконечное богатство и процветание своему владельцу.

Ковка Сампо из #Калевалы Аксели Галлен-Каллела мощное #рассказывание историй из #финской #мифологии pic.twitter.com/95hmpoTAHO

— Гильдия Рассказчиков (@storyguild) 29 апреля, 2015

Трагически погибает жена и самая большая любовь Ильмаринена. В трауре он выковывает себе копию невесты, точь-в-точь как его жена, но сделанную из золота и серебра — однако он остается разочарованным прекрасным созданием образа своей жены, так как она остается холодной и безжизненной, и это только подтверждает, как сильно он любил и что он потерял. Это один из эпизодов в

Fire in the North Sky , вызванный красивой и навязчивой музыкой кантеле с ярким описанием Ильмаринена, неустанно работающего в кузнице.

А Лемминкяйнен — красивый и глупый юноша, финский Дон Жуан, вечно отправляющийся на север на своих лыжах ухаживать за женщинами. Лемминкяйнен — великий герой «Калевала », герой любимой «Лемминкяйнен-сюиты» Яна Сибелиуса.

Айно — красивая молодая женщина. Ее описывают хрупкой, как цветок; и все же Айно обладает большой внутренней силой и отказывается быть связанным ни одним мужчиной, даже когда за ней ухаживает великий герой Вяйнямёйнен. В истории Айно и Вяйнямёйнен, несомненно, Айно берет верх!

https://twitter.com/TheFrameBlog/status/336791229268361216

Антеро Випунен (произносится Ан-эр-о Вип-ун-эн) — древний и злобный великан, погребенный глубоко под землей, возможно, он даже является частью земли. Вяйнямёйнен идет к Антеро Випунену, чтобы попросить его предоставить заклинание, необходимое ему для постройки корабля. Антеро Випунен проглатывает Вяйнямёйнена целиком, обеспечивая один из самых ужасных, но интересных эпизодов Fire in the North Sky .

Что происходит в Калевале?

Сюжет «Калевалы» довольно сложный. Однако он состоит из отрывков или последовательностей стихов, которые вращаются вокруг одного главного героя или сосредоточены на ходе событий.

Кейт Босли предполагает, что содержание эпоса можно разделить на циклы в зависимости от главного действующего лица следующим образом:

Первый цикл Вяйнямёйнен: стихи 1–10
Второй цикл Вяйнямейнен: 16–25
Третий Цикл Вяйнямёйнена: 39–49
Первый цикл Лемминкяйнена: 11–15
Второй цикл Лемминкяйнена: 26–30
Цикл Куллерво: 31–36
Цикл Ильмаринена: 37–38
Цикл Марьятта: 50

подробнее:

Стихи 1–2: Рождение Вяйнямёйнена, происхождение мира и начало роста.

Стихи 3–5: Вокальный поединок Йоукахайнена и Вяйна Ямёйнена. Судьба и смерть Айно.
Стихи 6–7: Йоукахайнен пытается убить Вяйнямёйнена. Визит Вяйнямёйнена в Похьёлу.
Стихи 8–9: Колено Вяйнямёйнена ранено и зажило.
Поэма 10: Сампо выкован Ильмариненом.
Стихи 11–15: Лемминкяйнен: ухаживание в Похьоле, убит, воскрес.
Стихи 16–17: Вяйнямёйнен ищет заклинания: в Туонеле, внутри Випунена.
Стихи 18–19: Вяйнямёйнен и Ильмаринен ухаживают за одной из дочерей Похьёлы.
Стихи 20–25: Свадьба в Похьёле: приготовления, свадебные торжества в домах невесты и жениха.
Стихи 26–30: Лемминкяйнен: убивает хозяина Похьёлы, убегает в Саари, откуда он должен бежать.
Стихи 31–36: Куллерво: крепостным в доме Ильмаринена, мстит, соблазняет сестру, убивает себя.
Поэма 37: Ильмаринен делает золотую деву.
Стихотворение 38: Ильмаринен ухаживает за Похьёлой. Превращает деву Похьёлы в чайку.
Стихотворение 39: Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен намереваются украсть Сампо.
Стихи 40–41: Первый кантеле сделан из щучьих костей, на нем играет Вяйнямёйнен.
Стихи 42–43: Сампо украден. Борьба с любовницей Похёлы (Лоухи). Сампо разрушен.
Поэма 44: На березовом кантеле сочиняет и играет Вяйнямёйнен.
Стихи 45–47: Месть Лоухи: насылает болезни, насылает медведя и прячет солнце и луну.
Стихи 48–49: Вяйнямёйнен и Ильмаринен поймали огонь. Солнце и луна освобождены.
Поэма 50: Марьятта и ее сын. Вяйнямёйнен уходит.

  1. Певец рассказывает, как он выучил свои песни. Он описывает происхождение мира и Вселенной. Ильматар (Дева Воздуха) спускается к водам, беременеет от ветра и превращается в Мать Вод. Гоголь откладывает яйца ей на колено. Яйца разбиваются, и из их кусочков образуются мир, солнце, луна и звезды. Она формирует землю. После долгой беременности рождается Вяйнямёйнен.
  2. Вяйнямёйнен зовет Сампса Пеллервойнен посеять деревья в лесу. Дуб вырастает таким высоким, что закрывает собой солнце и луну. Крошечный человечек поднимается из моря и срубает гигантский дуб, позволяя солнцу и луне снова сиять. Вяйнямёйнен вырубает лес, делает первую выжженную поляну и засевает ячмень. Береза ​​остается расти для птиц, для орла, чтобы сидеть на нем, и для кукушки, чтобы кричать.
  3. Вяйнямёйнен прославился своими песнями и мудростью. Молодой Йоукахайнен с Севера завидует ему, бросает ему вызов в конкурсе пения и мудрости и терпит поражение. Разгневанный Вяйнямёйнен использует свою магию, чтобы погрузить его в болото. Опасаясь за свою жизнь, Йоукахайнен обещает руку своей сестры замуж за Вяйнямёйнена. Когда Айно слышит об обещании, она расплакалась, но ее мать рада перспективе знаменитого зятя.
  4. Оплакивая свою судьбу в лесу, Айно встречает Вяйнямёйнена и отказывается от его предложения. Она в панике бежит домой. Мать Айно пытается побудить ее наряжаться и украшать себя. Айно в отчаянии бродит по лесу, достигает берега моря, скользит в воду и тонет. Заяц передает сообщение матери Айно, которая начинает плакать. От ее слез начинают течь реки, образуются островки, на них растут березки и начинают кричать кукушки, вторя ее печали.
  5. Вяйнямёйнен отправляется в море искать Айно. Он ловит рыбу и собирается ее убить, но оказывается, что это утонувшая девушка, превратившаяся в рыбу. Издеваясь над ним за то, что он не узнал ее, Айно возвращается в море. Вяйнямёйнен жалеет себя, но его умершая мать — из воды — советует ему посвататься к девушке из Похьёлы (Северная земля).
  6. Вяйнямейнен едет к Похьёле на своем волшебном коне. Йоукахайнен, жаждущий отомстить за смерть своей сестры, решает убить Вяйнямёйнена, несмотря на предостережения матери. Он стреляет из своей стрелы в лошадь Вяйнямёйнена в море. Вяйнямёйнен падает в море и уносится волнами. Мать Йоукахайнена осуждает поступок сына.
  7. Благодарный орел спасает Вяйнямёйнена от водной смерти и переносит его на берег Похьёлы, где Вяйнямёйнен остается тосковать по дому и плакать. Лоуи, любовница Похьёлы, слышит его рыдания. Она обещает заботиться о нем и кормить его, подарить ему одну из своих дочерей и отправить домой, пока он обещает сделать из нее Сампо. Вместо этого Вяйнямёйнен обещает отправить кузнеца Ильмаринена в Похьёлу, поскольку у него есть навыки ковки Сампо. Лоухи обещает свою дочь тому, кто выкует Сампо. Вяйнямёйнен может вернуться домой.
  8. По пути домой Вяйнямёйнен встречает прекрасную девушку Похьёлы и делает ей предложение. Она соглашается выйти за него замуж, но сначала хочет, чтобы Вяйнямейнен выполнил несколько невыполнимых задач, например, сделал деревянную лодку из кусочков ее веретена. Вяйнямёйнен приступает к работе, но его топор соскальзывает, и кровь ручьем бежит из раны. Наконец он находит старика, который обещает остановить кровотечение.
  9. Вяйнямёйнен рассказывает старику заклинания о происхождении железа. Этими заклинаниями рана залечивается.
  10. Вяйнямёйнен возвращается домой. Он велит кузнецу Ильмаринену отправиться в Похьёлу, выковать Сампо и в награду жениться на девушке из Похьёлы. Ильмаринен не хочет идти. Вяйнямёйнен обманывает его и магическими средствами отправляет Ильмаринена к Похьёле. Лоухи, любовница Похьёлы, хорошо к нему относится, и Ильмаринен соглашается выковать Сампо. Изготовлено Сампо, включающее в себя три мельницы, которые перемалывают муку, соль и деньги. Лухи доволен. Она прячет Сампо внутри скалистого холма за девятью замками. Ильмаринен сватается к девушке Похьёлы, но она отвергает его. Ильмаринен возвращается домой подавленным.
  11. Лемминкяйнен отправляется ухаживать за Кюлликки, знаменитой девушкой с острова Саари, у которой много женихов. Его мать предупреждает его, чтобы он не уходил, так как боится, что девушки там могут смеяться над ним. Лемминкяйнен едет в Саари, где его нанимают пастухом. Он развлекается с девушками, но не может произвести впечатление на Килликки. Он похищает ее и увозит на своих санях. Они обещают оставаться вместе, пока Лемминкяйнен не пойдет на войну, а Килликки останется дома. Мать Лемминкяйнена с радостью встречает невестку.
  12. Лемминкяйнен идет на рыбалку, но вечером не возвращается домой; Килликки идет в деревню. Их связь разорвана, Лемминкяйнен хочет пойти напасть на Похьёлу вопреки совету матери. Раздраженный ее суровыми предупреждениями, он уходит, оставив свою кисть в знак приметы: если кисть начнет кровоточить, он мертв. Лемминкяйнен укрепляет себя заклинаниями, входит в Похьёлу и завораживает жителей Похьёлы в дальние места. Только один человек, пастух, не подпадает под его чары; он начинает питать ненависть к Лемминкяйнену.
  13. Лемминкяйнен просит у Лоухи ее дочь; она отказывается, напоминая ему, что у него дома жена. Лемминкяйнен продолжает настаивать, поэтому Лоухи дает ему сложную задачу: поймать лося Хииси (лесного демона).
  14. Своими заклинаниями лесным духам Лемминкяйнен наконец ловит и убивает лося. Лоухи просит его выполнить новое задание: принести ей бурого мерина Хииси, что он и делает. Последнее задание — подстрелить лебедя, который плывет по реке Туонела (граница между землей живых и мертвых). Лемминкяйнен идет к реке Туонела, не подозревая, что за ним следует мстительный пастух. Пастух убивает его и бросает тело в реку, где оно разрезается на куски.
  15. Мать Лемминкяйнена замечает, что кисть начала кровоточить. Она отправляется на поиски сына. Лоухи признается, что послала его поймать лебедя в реке Туонела. Мать Лемминкяйнена просит деревья, дорогу и луну сказать ей, где может быть ее сын. Солнце сообщает матери Лемминкяйнена, что ее мальчик лежит мертвым в реке Туонела. Она идет к реке и выгребает куски тела сына. Она складывает кусочки вместе, возвращая его к жизни своими заклинаниями и молитвами. Они идут домой вместе.
  16. Вяйнямёйнен хочет построить лодку. Сампса Пеллервойнен находит ему дуб, из которого можно сделать один. Однако Вяйнямёйнен не может закончить лодку, потому что ему не хватает волшебных слов. Он отправляется искать слова в Туонелу (земля мертвых). Хотя жители Туонелы отказываются отпускать его, он убегает, превращаясь в змею и проплывая через рыболовную сеть в реке Туонела.
  17. Вяйнямейнен продолжает поиск пропавших заклинаний. Ему советуют войти в желудок гигантского мудреца Антеро Випунена, который давно мертв и укрыт деревьями. Вяйнямёйнен строит во чреве великана кузницу и начинает долбить. Випунен просыпается. Через некоторое время Випунен пропевает ему все секретные заклинания и отпускает. Вяйнямёйнен выходит изо рта гиганта и заканчивает свою лодку.
  18. Вяйнямёйнен отправляется в Похьёлу, чтобы ухаживать за дочерью Лоухи. Сестра Ильмаринена, случайно увидев его, идет рассказать брату о путешествии Вяйнямёйнена. Кузнец Ильмаринен, который сделал сампо и которому была обещана девушка, идет за ним. Они оба прибывают в Похьёлу, где Вяйнямёйнен делает девушке предложение.
  19. Дочь Похьёлы выбирает Ильмаринена, которому затем предстоит выполнить сложные задания, поставленные Лоухи. По совету своей невесты он успешно справляется с поставленными задачами: вспахивает поле, кишащее змеями, выслеживает медведя Туонелы и волка Маналы (другое название страны мертвых), ловит рыбу. большая щука из реки Туонела. Лоуи отдает дочь кузнецу Ильмаринену. Охваченный горем, Вяйнямёйнен возвращается домой. Он предостерегает стариков от соперничества с молодыми мужчинами за благосклонность молодых женщин.
  20. Начинаются приготовления к свадьбе в Похьёле. Забой огромного быка крошечным морским человечком означает много мяса. Пиво и еда приготовлены. Приглашения разосланы всем, кроме Лемминкяйнена.
  21. Жених и его свадебная компания прибывают в Похьёлу. Еда и напитки подаются гостям в изобилии. Вяйнямёйнен развлекает гостей своим пением.
  22. Невеста готовится покинуть дом отца и матери. Восхваляются дни ее детства и описывается ее будущее в доме жениха. Невеста плачет, представляя свою будущую жизнь в чужом доме, но ей напоминают о доброте будущего мужа и удобствах нового дома.
  23. Невесте даются дельные советы о жизни в доме жениха. Гостья на свадьбе, пожилая женщина, рассказывает историю своей жизни и плачет о своей судьбе.
  24. Жениху советуют, как ему следует обращаться с женой в браке. Старый нищий рассказывает свою историю о том, как ему удалось доставить удовольствие своей жене. Невеста в слезах прощается со своей семьей и домом своего детства. Ильмаринен и его молодая жена покидают Похьёлу и едут домой, в дом Ильмаринена.
  25. Невесту встречают в доме Ильмаринена насмешками и похвалами. В доме Ильмаринена начинается обильный пир. Вяйнямёйнен в песне воспевает достоинства жениха. Он благодарит хозяина и хозяйку дома за подачу еды; он также хвалит пресс-секретаря, матрону и всех остальных гостей свадьбы. Вяйнямёйнен выходит из дома, но по дороге ломает сани. Ему нужно снова вернуться в Туонелу за инструментами для ремонта саней. Как только сани починены, он продолжает путь домой.
  26. Лемминкяйнен недоволен тем, что его не пригласили на свадьбу; тем не менее, он хочет поехать в Похьёлу. Его мать предупреждает его об опасностях, которые могут встретиться в таком путешествии. Лемминкяйнен отправляется в путь и встречает на пути многочисленные препятствия: огненного орла, яму с горящими камнями, медведя и волка, железную ограду, укрепленную змеями, и гигантскую змею. Он преодолевает все эти препятствия с помощью своих магических способностей и прибывает в Похьёлу.
  27. Лемминкяйнен входит в дом Похьёлы, но чувствует себя нежеланным гостем. Он требует еды и питья, но вместо этого ему подают пивную кружку, полную гадюк. Лемминкяйнен вовлекает мастера Похьёлы в волшебное пение и бой на мечах. Лемминкяйнен убивает хозяина Похьёлы, перерезав ему шею мечом.
  28. Лемминкяйнен сбегает из дома Похьёла и возвращается домой к своей матери, которая вскоре узнает, что произошло. Она советует ему бежать за море на Саари (остров), где когда-то искал убежища и его отец.
  29. Лемминкяйнен едет в Саари; Оказавшись там, он встречает девушек острова. После того, как он объявил себя хорошим певцом, его приветствуют в их среде. Лемминкяйнен развлекается с девушками, ладит со всеми, кроме одной старой девы, которая затем проклинает его. Когда люди Саари решают убить Лемминкяйнена, ему снова приходится бежать. Лемминкяйнену удается отплыть на своей лодке; он терпит кораблекрушение, но затем его спасают. Он находит дорогу к своей матери, которая вынуждена прятаться в лесной хижине после того, как люди Похьёлы пришли и сожгли их дом.
  30. Лемминкяйнен хочет отомстить жителям Похьёлы. Он берет с собой свою подругу Тиеру. Лоухи, хозяйка Похьёлы, накладывает на них чары холода, замораживая их лодку. Лемминкяйнен и Тиера вынуждены вернуться домой.
  31. Два брата, Калерво и Унтамо, враждебны друг другу. Унтамо посылает свои войска, чтобы уничтожить дом и людей Калерво. Только одну беременную женщину пощадили и отвезли в дом Унтамо. Вскоре она рожает мальчика, которого зовут Куллерво. Ребенок, который, кстати, наделен сверхчеловеческими способностями, настроен отомстить. Унтамо пытается убить его, но терпит неудачу, оставляя мальчика своим крепостным. Куллерво дают разные задания, но он яростно проваливает каждое из них. Стремясь избавиться от мальчика, Унтамо продает Куллерво в рабство кузнецу Ильмаринену.
  32. Жена Ильмаринена заставляет Куллерво работать пастухом. Она печет буханку хлеба, чтобы Куллерво взял с собой поесть в лесу. Она запекает камень внутри. Произнося защитные заклинания, она отправляет свой скот в лес.
  33. Разрезая хлеб, данный ему женой Ильмаринена, Куллерво ломает нож о камень внутри. Взбешенный этим оскорблением и уничтожением своего ножа, Куллерво загоняет коров в болото и приводит домой стаю медведей и волков. Жена Ильмаринена принимает их за коров и пытается их подоить. Она умоляет Куллерво разрушить его чары, но звери растерзают ее до смерти.
  34. Радуясь, Куллерво бежит из дома Ильмаринена, а кузнец оплакивает смерть жены. Куллерво оплакивает свою жизнь, желая отомстить Унтамо. Из чащи старуха в синем пальто сообщает ему, что его родители все еще живы и прячутся в приграничье Лапландии. Ее указания приводят его к родителям. Его мать рассказывает Куллерво, что его сестра пошла собирать ягоды в лес и не вернулась.
  35. Отец Куллерво заставляет его работать, но мальчик все портит. Затем его отец отправляет его платить налоги. На обратном пути Куллерво встречает девушку и соблазняет ее. На следующее утро они узнают, что они брат и сестра, ведь это девочка, потерявшаяся в лесу. Она бежит в реку и тонет. Куллерво горько плачет. Он идет домой, чтобы рассказать матери о случившемся. Она советует ему пойти и спрятаться на некоторое время; тем не менее, Куллерво по-прежнему настроен отомстить Унтамо.
  36. Куллерво спрашивает членов своей семьи, будут ли они оплакивать его, если он умрет. Только его мать отвечает, говоря, что она будет плакать. Куллерво, направляясь свести счеты с Унтамо, получает известие о том, что вся его семья умерла. Плакав о смерти своей матери, Куллерво затем идет и убивает людей Унтамо и сжигает их дома. Он возвращается домой и находит место пустым и заброшенным. Куллерво берет свою собаку и направляется в лес, обратно к тому месту, где он соблазнил свою сестру. Он убивает себя мечом. Вяйнямёйнен узнает о смерти Куллерво и делает такое заявление: ребенок, с которым плохо обращаются, никогда не вырастет понимающим человеком.
  37. Кузнец Ильмаринен оплакивает смерть жены. Одинокий и скорбящий, он решает выковать себе новую пару, женщину из золота. После нескольких безуспешных попыток ему удается сделать свою золотую невесту. Когда он ложится в постель с золотой невестой, он находит ее холодной и безразличной. Ильмаринен предлагает свою невесту Вяйнямёйнену, который отклоняет предложение; Затем Вяйнямёйнен предостерегает свой народ от поклонения золоту или ухаживания за золотыми женщинами.
  38. Ильмаринен отправляется в Похьёлу, чтобы ухаживать за младшей сестрой своей покойной жены. И Лоухи, и девушка отвергают его предложение. Ильмаринен похищает девушку, увозя ее с собой на санях. Девушка полна отчаяния. Они остаются на ночь в деревне, и пока Ильмаринен спит, девушка развлекается с другими мужчинами. Когда Ильмаринен просыпается и обнаруживает, что произошло, он использует свои заклинания, чтобы превратить ее в чайку. Ильмаринен приходит домой и говорит Вяйнямёйнену, что жители Похьёлы богаты и живут хорошо благодаря Сампо. Он также рассказывает Вяйнямёйнену, что он сделал с девушкой.
  39. Вяйнямёйнен приходит к мысли украсть Сампо у Похьёлы. Ильмаринен выковывает волшебный меч, а Вяйнямёйнен находит лодку, оплакивающую свою судьбу, ведь она давно не была в море. Вяйнямёйнен толкает лодку в море; его песня наполняет его людьми. Они двинулись вперед на полной скорости, Ильмаринен греб, а Вяйнямёйнен рулил. Лемминкяйнен случайно замечает лодку с берега; он призван присоединиться к ним.
  40. Используя свои заклинания, Лемминкяйнен помогает управлять лодкой через огненные пороги. Лодка застревает на скале, которая оказывается огромной щукой. Вяйнямёйнен убивает щуку мечом. Рыбу готовят и едят; затем Вяйнямёйнен изготавливает инструмент кантеле из челюсти щуки. Струны сделаны из шерсти мерина Хииси (демона). Хотя они пытаются, другие не могут играть на кантеле. Инструмент привозят в Вяйнямёйнен.
  41. Вяйнямёйнен играет на кантеле. Его игра вызывает великую радость у всего живого; животные, птицы и духи природы собираются вокруг него, чтобы послушать его. Все слушатели начинают плакать, в том числе и сам Вяйнямёйнен. Его слезы текут в море; их достает гоголь, ибо они превратились в жемчуг.
  42. Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен плывут в Похьёлу, чтобы украсть Сампо. Лоухи вооружает свои войска. Вяйнямёйнен убаюкивает жителей Похьёлы игрой на кантеле. Сампо прочно укоренился в скалистом холме Похьола, но Лемминкяйнен вспахивает его корни волом, что позволяет им донести сампо до лодки. На обратном пути в море Лемминкяйнен начинает петь, но будит журавля в Похьёле; птица кричит так громко, что жители Похьёлы просыпаются. Лоухи ставит препятствия, преграждающие им путь, и поднимает шторм, но моряки-набеги выживают.
  43. Лоухи и ее войска преследуют захватчиков. Вяйнямёйнен использует магию, чтобы поднять камень в море, в результате чего жители Похьёлы потерпели кораблекрушение. Лоухи превращается в гигантскую хищную птицу и собирает под крылья свои войска. Идет ожесточенная битва. Вытащив весло из моря, Вяйнямёйнен сокрушает Лоухи и ее людей. Сампо падает в воду и разбивается на куски, увеличивая богатство моря. Хотя Лоухи избита, она грозит отомстить Вяйнямёйнену и его людям бедами. Неся с собой только крышку Сампо, она возвращается в обедневшую Похьёлу. Вяйнямёйнен находит несколько фрагментов разрушенного Сампо; он сеет их, взращивая ячмень и рожь. Вяйнямёйнен молится об удаче, процветании и счастье для Финляндии.
  44. Вместе с Сампо кантеле из рыбьей кости было поглощено морем. Вяйнямёйнен тщетно ищет свой любимый инструмент. Остановившись, чтобы послушать горести березы, он затем вылепляет из березового дерева новый кантеле. Он делает струны из волос молодой девушки. Когда он играет, мужчины и женщины, животные и вся природа радуются.
  45. Лоухи насылает «безымянные болезни» на жителей Калевалы. Вяйнямёйнен сначала укрепляет себя в сауне заклинаниями, а потом лечит людей.
  46. Лоухи посылает медведя убить скот Калевалы, но Вяйнямёйнен убивает медведя. Устраивается праздник убийства медведя с песнями, восхваляющими медведя.
  47. Пока Вяйнямёйнен играет на кантеле и поет, солнце и луна приходят послушать его. Лоухи ловит небесные тела и прячет их внутри горы. Она также крадет огонь у жителей Калевалы, оставляя их в полной и кромешной тьме. Укко, верховный бог, создает огненную искру. Искра падает с небес. Достигнув земли и опалив обширные участки земли, он, наконец, погружается в озеро Алуэ. Сиг глотает искру, лосось глотает сига, а щука глотает лосося. Вяйнямёйнен и Ильмаринен плетут сеть и пытаются поймать щуку.
  48. Сеть лучше делать из льна. С помощью крошечного человечка из моря Вяйнямёйнен получает хороший улов и находит щуку. Он разрезает рыбу и обнаруживает огненную искру, которая обжигает не только его бороду, но также щеки и руки Ильмаринена. Вяйнямёйнен ловит огонь и ставит его на службу людям. Вяйнямёйнен лечит ожоги Ильмаринена.
  49. Мир все еще темный. Ильмаринен выковывает новое солнце и луну, но они не сияют. Вяйнямёйнен отправляется в Похьёлу, чтобы узнать, где могут быть солнце и луна. Он слышит правду от людей Похьёлы, сражается с ними и находит гору, в которой заключены небесные тела. Он не может открыть замок. Ильмаринен подделывает ему набор ключей. Лоухи в образе ястреба приходит в кузницу Ильмаринена. Ильмаринен говорит ей, что он кует цепь, чтобы удержать любовницу Похьёлы. Испугавшись, она освобождает солнце и луну из заточения. Вяйнямёйнен и Ильмаринен довольны; они приветствуют солнце и луну.
  50. Марьятта, целомудренная и добродетельная девушка, живет в доме своих матери и отца. Она идет в лес пасти скот. Марьятта видит бруснику, ест ее и беременеет. Родители обвиняют ее в том, что она шлюха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *