Манифест Николая II об учреждении Государственной Думы в России (Булыгинская дума)
6 (19) августа 1905 г. император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы — высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».
Началом разработки проекта стало обращение 31 января (13 февраля) 1905 г. министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. По данному вопросу в феврале дважды собирался Совет министров, но решение так и не было принято. Вскоре на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта положения о Государственной думе. По имени своего создателя этот проект получил название Булыгинской думы.
Подготовленный в Министерстве внутренних дел проект обсуждался на совещаниях у императора в Новом Петергофе при участии великих князей, членов Государственного Совета и министров.
Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 г. Согласно проекту, она получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение». Дума должна была избираться на 5 лет. Большинство населения не имело избирательных прав, в том числе лица моложе 25-ти лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23-м крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, а для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должны были избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев, и 24% — съездами городских избирателей.
Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.
Члены Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) призывали рабочих и крестьян к активному бойкоту Булыгинской думы и использовали свою агитационную кампанию для подготовки вооружённого восстания. Созыв Булыгинской думы был сорван в результате революционных событий в октябре 1905 г., вынудивших российского императора издать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» о создании Государственной Думы с законодательными полномочиями.
Лит.: Аврех А. Я. Булыгинская дума // Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971; Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. Спб., 1991; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов М. , 1957; Ленин В. И. Бойкот булыгинской Думы и восстание // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 11; Осипов С. В. Булыгинская дума: Борьба вокруг создания народного представительного учреждения : дис. … к. и. н. М., 1997; Осипов С. В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное представительство в 1904-05 гг. Ульяновск, 2006; Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. Пг., 1917.
См. также в Президентской библиотеке:
Государственная дума в истории российской государственности: [цифровая коллекция];
Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). СПб., 1908. № 26803. С. 754-755; № 26656. С. 637-638; № 26661. С. 640-645.
Глава 15. Государственная Дума в России
Несмотря на краткость, думский период отечественной истории, длившийся чуть более десяти лет, оставил заметный след прежде всего в документальном комплексе (законодательные акты, стенографические отчеты о заседаниях Думы, ее многочисленных комиссий, а также материалы периодической печати, справочников, писем, дневников, воспоминаний современников). В настоящей главе представлены основное виды документов. Знакомство с ними показывает, что деятельность Думы интересовала современников, она игрэла важную роль в общественной жизни России. И сегодня опыт Думы представляет несомненный интерес — и как опыт не- состоявшегося парламента, и как форма освободительной борьбы, и как арена кипевшей общественно-политической жизни, на которую вышли и заявили о своих классовых интересах, путях их достижения все основные политические силы страны.
Сам факт создания и функционирования Думы в качестве низовой законодательной палаты свидетельствовал о переменах в государственном управлении России. Революция 1905—1907 гг. заставила царизм заняться обновлением изрядно обветшавшего строя, предоставить Думе законодательные права (документ № 1). При помощи Думы царизм попытался решить одну из объективно назревших задач буржуазной революции — создание законодательного представительства в общенациональном масштабе. Без представительных учреждений царизм уже был не в состоянии решать ни внутри-, ни внешнеполитические проблемы. Вместе с тем как инструмент буржуазного реформирования России Дума была несовершенна (документы № 2, 3). Третьеиюньская система (документ № 10) создала гигантский перевес поместного даорянотва в Думе. Верхняя палата — Государственный совет в силу принципов своего формирования являлся органом класса крупных помещиков и верхов бюрократии и надежно охранял самодержавие от реформ.
В истории Государственной думы совершенно определенно выделяются два принципиально отличавшихся друг от друга этапа: думский период в истории первой российской революции (деятельность I и II Лум) и период после ее поражения — третьеиюньской монархии и Первой мировой войны. Не только политические условии, в которых действовали первые две и две последние Государственные думы, были разными. Принципиально отличными были избирательные законы, на основании которых проводились выборы. Именно содержание избирательных законов определяло качественный состав Дум, удельный вес в их левых сил.
I Дума просуществовала всего 72 дня: открыта 27 апреля 1906 г. (документ Mi 4) и разогнана 9 июля. Основное содержание деятельности этой Думы и причины ее разгона раскрывает Выборгское воззвание (документ № 9) Несколько дольше — 10З дня— просуществовала II Дума (с 20 февраля по 2 июня 1907 г.). Основным результатом деятельности первых Дум было поражение кадетской партии, занимавшей в них центральное положение. Кадетам не удалось «приручить мужика». В процессе обсуждения предложенных кадетами (документ № 5) и трудовиками (документ № 8) аграрных проектов выявилась вся глубина классовых расхождений между ними. Если кадеты предлагали вариант прусского разрешения аграрного вопроса, то трудовики выражали крестьянские интересы и надежды. В случае реализации проекта трудовиков в деревне был бы уничтожен главныи источник крепостнической кабалы — помещичьи латифундии и стало бы возможным свободное развитие крестьянских хозяйств фермерского типа, т. е. трудовики боролись за американский путь решения аграрного вопроса. Характеризуя думский период революции 1905—1907 гг. в целом, следует отметить, что многие увлеклись парламентаризмом как новой для России формой государственного правления н искренне поверили в его возможности «мирным», законодательным путем, с помощью реформ решить коренные задачи экономического и политического развития страны. Используя конституционные иллюзии, царизм подготовил и осуществил третьеиюньский государственный переворот.
Опыт III Думы показал правым партиям, что наличие законодательного представительного учреждения представляло определенный интерес и для черносотенного дворянства, так как создавало дополнительные возможности давления на бюрократию. Не случайно период III и IV Дум характеризовался вживанием Думы в общий механизм государственного управления, а реакционный состав этих Дум позволял цapскомy правительству взаимодействовать с ними. Пятилетний итог III Думы (1907—1912) был закономерным — царизм не стал буржуазным, задуманные в годы революции реформы, кроме аграрной, осуществлены не были. В Думе шла острейшая партийная борьба, оттачивались идейно-политические концепции партий, ораторское мастерство, шла кристаллизация политических программ совершенствовались тактические методы борьбы. Отношение к Думе считалось важным политическим вопросом времени. Использование думской трибуны являлось подчиненной формой освободительного движения. В Думе получили развитие и некоторые новые формы борьбы, например запросы депутатов (документ № II), совершенствовался механизм их действия.
публичных выступлений в эпоху Государственной Думы | Как Россия научилась говорить: история публичных выступлений в стенографическую эпоху, 1860-1930 гг.
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Россия научилась говорить: история публичных выступлений в эпоху стенографии, 1860-1930 гг.Европейская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Россия научилась говорить: история публичных выступлений в эпоху стенографии, 1860-1930 гг. Европейская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Ссылка
Ловелл, Стивен,
«Публичное выступление в эпоху Государственной Думы»
,
Как Россия научилась говорить: история публичных выступлений в стенографическую эпоху, 1860-1930
, Oxford Studies in Modern European History
(
Oxford,
2020;
online edn,
Oxford Academic
, 23 Apr. 2020
), https://doi.org/10.1093/oso/9780199546428.003.0006,, по состоянию на 23 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Россия научилась говорить: история публичных выступлений в эпоху стенографии, 1860-1930 гг.Европейская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Социальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Россия научилась говорить: история публичных выступлений в эпоху стенографии, 1860-1930 гг.
Расширенный поиск
Реферат
Главным плодом революции 1905 года было создание имперского парламента — Государственной думы. Хотя статус этого органа оспаривался царским правительством, а его законодательные достижения иногда считались скромными, он был грозной школой риторики для нового политического класса России. Его дебаты были записаны стенографистами и доведены до нетерпеливой публики, читающей газеты. В этой главе рассматриваются риторические выступления и значение Думы в ее четырех итерациях: недолговечные первая и вторая, в которых доминировали откровенные критики правительства; более консервативная третья, которая, тем не менее, стала свидетелем немалой риторической борьбы между левыми и правыми; и клетчатая четвертая, которая к концу 1916 вызвал резкую критику деятельности правительства в военное время.
В главе также исследуются различные формы внепарламентской риторики (публичные лекции, земские и городские собрания, проповедь).Ключевые слова: Дума, речи, стенография, кадеты, выборы, Муромцев, Милюков, Пуришкевич, Аладьин
Предмет
Европейская историяСовременная история (с 1700 по 1945 гг.)Социальная и культурная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Выступление на первом пленарном заседании Государственной Думы III созыва • Президент России
В.В.Путин: Рад видеть Вас в зале заседаний Государственной Думы. Хочу еще раз поздравить вас с победой в тяжелой, непростой кампании. Выборы в Государственную Думу, которые заработали, — это позитивный знак и твердый шаг к построению демократического общества в России. Искренне и от всей души поздравляю вас, себя и всех россиян с этим праздником.
Сегодня мы начинаем новую парламентскую сессию. Он начинается в переломный год, 2000 год, и я надеюсь, что эта Государственная Дума выйдет на принципиально новый этап в истории российского парламента, отмеченный демократическими принципами, профессионализмом и политической сбалансированностью.
Вы не начинаете с нуля, потому что есть основа, на которую можно положиться. Я имею в виду работу двух предыдущих парламентов и российские традиции, уходящие корнями в парламентский опыт дореволюционной России.
Ранее я уже говорил, что последние шесть месяцев уходящего года можно рассматривать как пример эффективного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. Такая форма сотрудничества дала положительные результаты для страны. Народ остался доволен и этим, и нашим совместным деловым подходом, поскольку он показал, что российская власть может быть консолидирована и сплочена. Поэтому новая Государственная Дума может рассчитывать на конструктивное и открытое сотрудничество с федеральным правительством.
Мой долг как исполняющего обязанности президента — оказывать всемерную помощь в вашей работе, и я готов это сделать.
Еще раз хочу сказать, что мы никогда не делили депутатский корпус на «своих» и «своих». Чтобы иметь возможность хорошо работать, нам нужно получить как можно более широкую поддержку в Государственной Думе; это не политическая, а чисто прагматическая позиция.
Парламент является передним краем законотворчества, где формализуются решения, имеющие решающее значение для страны. Многие из них напрямую связаны со стратегией долгосрочного развития России, которая сейчас формируется. Однако без законотворческой и законодательной поддержки, без поддержки парламента мы никогда не достигнем практических результатов ни в одной из наших благородных целей. Так что, хотя Егор Лигачев [открывавший первое заседание 3-й Госдумы] сказал, что он молодой парламентарий, я думаю, что он неопытен только в процедурном плане. На самом деле опыта действующего председателя достаточно, и я поддерживаю его призыв к депутатам включиться в работу по формированию ближайшей стратегии развития России хотя бы на ближайшие десять лет.
Начало работы нового парламента совпало с самой короткой президентской избирательной кампанией. Не позднее середины апреля в России будет новый президент. Все мы знаем, насколько важными будут эти месяцы для власти, и поэтому наша общая цель – обеспечить слаженную и бесперебойную работу государственного механизма. В то же время мы должны начать очень амбициозный проект: заложить основы законодательства нового века, политически упорядоченного, экономически обоснованного и юридически точного законодательства.
Я также надеюсь, что нижняя палата парламента не будет медлить на организационном этапе – я считаю, что в этой сфере положено хорошее начало, – а оперативно обсудит и примет приоритетные федеральные законы. Несмотря на предвыборную кампанию, процесс законотворчества нельзя прерывать. Итак, прошу не задерживаться при обсуждении счетов. Восемь из 15 федеральных конституционных законов еще не приняты, и без них мы не сможем применить многие основные положения Конституции. Не приняты также кодексы, регулирующие важнейшие сферы общественных отношений – земельный, трудовой, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы. Необходимо безотлагательно принять ряд других законодательных актов, непосредственно касающихся гражданских прав и свобод, таких как закон об альтернативной гражданской службе.
Прошу Вас не откладывать обсуждение представленных правительством социально-экономических проектов, в том числе законов об инвестиционных фондах, о порядке определения размера социальных и иных выплат и многих других законов.
Не только предыдущая Государственная Дума несет ответственность за непринятие этих и других важных законов. Должен сказать — мы обсуждали этот вопрос совершенно открыто на совещании с лидерами парламентских партий этой Думы, — что правительство было очень неэффективно в реализации своей законодательной инициативы в течение срока полномочий предыдущей Думы. Об этом свидетельствует малое количество законопроектов, вносимых кабинетом министров по сравнению с общим количеством законопроектов, обсуждавшихся в парламенте, а также выбор тем для рассмотрения и качество законопроектов, которое зачастую было неадекватным. Вот почему президент наложил вето на эти законопроекты.
Я прекрасно знаю, что законодательный процесс не должен быть перегружен. Вот почему так важно правильно выбирать приоритеты и совместно решать насущные задачи государства и общества. Считаю, что всем нам, включая правительство и Государственную Думу, было бы одинаково полезно согласовать их законотворческие планы и совместно выбрать приоритетные направления их законотворческой деятельности. Мы не должны терять свое время, а также должны избегать разного рода популистских и громких законопроектов, не подкрепленных достаточными средствами или механизмами реализации решений. Обилие таких законов, которые невозможно реализовать ни сегодня, ни завтра, не идет на пользу нашей правовой системе; оно только усложняет его и в целом оказывает пагубное влияние на общество, поскольку подрывает авторитет власти и доверие к ней населения.
В Государственную Думу пришло много новых политиков; они составляют почти две трети дома. Увеличилось и количество независимых депутатов, среди которых много молодежи из регионов. Публика их еще не знает, и это очень хороший знак для общества, знак обновления. Но это также означает, что новым депутатам придется быстро осваивать очень сложную и очень важную законотворческую профессию. Им также предстоит заняться проектами, начатыми депутатами предыдущей Думы. Надеюсь, они быстро включатся в законотворческую работу и желаю им успехов, а также плодотворного сотрудничества с депутатами, имеющими законотворческий опыт.
В заключение хочу напомнить, что в марте мы отметим десятилетие нового российского парламента. Мы избрали Съезд народных депутатов, предтечу первого парламента новой России, в 1990 году. Тогда идеологические разногласия разделили депутатов на два непримиримых лагеря, что имело драматические последствия для страны. Нельзя забывать, что депутаты представляют народ, избираются народом и ответственны перед ним. Пришло время вернуться к началу, которое метко описывается фразой «нардеп».
Депутаты в этой аудитории представляют разные партии и движения, и каждый из них твердо уверен, что лучше знает, что нужно его стране и народу. Но согласитесь, невозможно двигаться вперед, опираясь только на собственные взгляды и убеждения. Я считаю, что мы никогда не добьемся успеха, если не будем работать в команде, не ссорясь друг с другом, часто из-за очевидных и пустяковых вопросов.
Хотя кто-то может не согласиться, новая Государственная Дума — это политический срез общества, объективная демонстрация социальных настроений и приоритетов. Это объективный факт, который не могут отменить многочисленные проблемы, с которыми мы столкнулись в ходе предвыборной кампании. Мы понимаем и принимаем общественный выбор; исполнительная власть готова плодотворно сотрудничать с Государственной Думой.
Россия вступила в новый этап своего развития. Нам предстоит многое сделать вместе, и поэтому политика распрей, война амбиций должны прекратиться.