Главная мысль вий: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

6 мифов о «Вие» Гоголя, в которые все почему-то верят. Не делайте этих ошибок!

Вий — это злой дух в восточнославянской мифологии, он поднимается на землю из преисподней и олицетворяет собой смерть. Это демоническое существо одним только взглядом может убить всё живое, испепелять деревни и разрушать целые города. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи. Этнографы допускают, что именно с образом Вия связано появление в народе поверья о сглазе: о том, что от плохого взгляда всё гибнет или портится. Имя чудища могло произойти от украинского слова «вія» или от белорусского «вейка», оба означают ресницы.

Сюжет повести

Трое студентов киевской бурсы летом отправляются на каникулы. Их дорога пролегает по бескрайней степи. Ночью юноши сбиваются с дороги и забредают на первый попавшийся хутор, где просят хозяйку о ночлеге. Она размещает всех бурсаков в отдельные помещения: хлев, дом, кладовую.

Имена путешественников:

  • богослов Халява;
  • философ Хома Брут;
  • риторий Тиберий Горобець.

Ночью к Хоме в хлев приходит приютившая его старуха. Она оказывается ведьмой и оседлав философа скачет по полям и оврагам. Измученный студент совершает молитву против нечистой силы и сам взбирается на спину страшному созданию, а затем избивает его поленом. Во время расправы бабушка внезапно превращается в прекрасную девушку — панночку. Эта метаморфоза безумно шокировала Хому. Задрожав подобно осиновому листу, он моментально бросился наутёк.

Герой принимает решение о возвращении в пустующее общежитье киевской бурсы. Однако вскоре получает приказ от ректора — отправится к богатому сотнику для чтения молитв над, находящейся при смерти дочке. Несмотря на сопротивления, философа силой доставляют в усадьбу к вельможе.

Прибыв на место, Хома узнаёт, что прекрасная дочь сотника уже умерла. Люди рассказывают, что панночка однажды вернулась под утра вся избитая и слегла в постель умирать. Ещё ходят слухи о том, что она была связана с нечистой силой. Философ обязан читать над телом умершей заупокойную службу в течение трёх ночей подряд.

Мистические события, произошедшие в церкви во время чтения молитв:

  1. В первую ночь тело вышло из гроба и принялось искать философа. Догадливый бурсак мелом чертит вокруг себя круг и становится невидимым для нечисти.
  2. Во вторую ночь ведьма зовёт на помощь множество адских чудовищ, которые продолжают поиски чтеца. К счастью, священный круг вновь помогает незадачливому бурсаку. Хома настолько испугался, что утром вышел из храма полностью седой.
  3. На третью ночь в церковь является Вий — главный повелитель нечисти с невероятно длинными, достающими до пола веками. Юноша не должен был смотреть на него, но утратил самообладание и был замечен чудовищем. Вся нечистая сила вмиг набросилась на чтеца. Хома тотчас же испустил дух. Внезапно прозвучал второй крик петуха и все монстры бросились вон, но застряли в церковных окнах.

Поутру к храму пришли люди. Увидев подобное непотребство, они быстро разошлись по домам и навсегда забыли дорогу к этому про́клятому месту.

«Пропавшая грамота»: как проехать в Санкт-Петербург из Батурина?

Главный герой повести отправляется из украин­ского города Батурина в Санкт-Петербург:

«На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе».

Некоторую географическую несуразность заметил еще современник Гоголя критик Андрий Царынный (Андрей Владимирович Стороженко): «Стоит взглянуть на почтовую карту, и всякий увидит, что посланный к Царице даже дороги не знал из Батурина на север: ибо нелегкая его занесла в Конотоп, лежащий 30 верст назад».

По-видимому, Гоголя привлекла этимология названия, перекликаю­щаяся с сюжетом повести. В Конотопе главный герой знакомится и заводит дружбу с неким запорожцем, кото­рый, как выясняется, продал душу нечистой силе. Запоро­жец просит его не спать одну ночь, поскольку известно, что именно этой ночью черт придет за ним. Главный герой все-таки засыпает, а проснув­шись утром, не находит на месте ни запо­рож­ца, ни своей шапки, в которую была зашита гетманская грамота, ни коня. Позже нечистая сила отдаст ему только конские кости. Таким образом, название города, куда первым делом отправляется герой и где начинает разворачиваться фантастическая часть сюжета, оказывается срифмовано как с демоническими, «болотными» мотивами, так и с мотивом потери коня. Этим соблазнительным перекличкам, видимо, и принесена в жертву географическая точность.

Философ Хома Брут

Бурсак Хома — это главное действующее лицо «Вия», ставшее невольным борцом с нечистой силой. Юноша являет собой типичного студента, ведущего разгульный образ жизни. Он совершенно равнодушен к получению знаний и не отличается набожностью.

Весёлый и жизнерадостный молодой человек обожает шумные компании, его возлияния не обходятся без музыкантов. Любимое занятие философа — это беззаботное лежание на спине с трубкой в зубах. Нет ничего удивительного в том, что за свой легкомысленный нрав студент неоднократно подвергается наказаниям со стороны преподавателей.

Гоголь сумел создать уникальный образ борца со злом, вобравший в себя множество малороссийских черт и наполненный национальным колоритом. Даже поняв, что ему грозит смертельная опасность от мёртвой панночки, Хома продолжает веселиться и пьянствовать. Оптимизму и невозмутимому спокойствию главного героя можно только позавидовать.

Бурсак и философ в повести сталкивается с невероятными и страшными событиями, но не утрачивает флегматичности и быстро успокаивается. Даже посидевший после второй ночи, понимая, что этот день может оказаться последним, он пирует, пьёт и устраивает безумный пляс.

Подобный образ казака и философа, отличающего хладнокровием и склонностью к фатализму не редкость в творчестве Н. В. Гоголя. Скорее всего — это идеализированный собирательный портрет, сотканный из характе́рных национальных черт характера, присущих малороссам в те далёкие времена, о которых рассказывается в повести «Вий».

«Мертвые души»: откуда в средней полосе России арбузы?

Проснувшись утром в доме Коробочки, Чичиков подходит к окну и осматри­вает ее двор. Что же он видит?

«Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерным шагом, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не заме­чая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком».

Действие первого тома «Мертвых душ» проис­ходит в средней полосе России — тут неоткуда взяться арбузным коркам прямо посреди двора. Как отмечает один из иссле­до­вателей, «…арбуз­ные корки попали со двора украинской усадьбы. В представле­ниях Гоголя, вынесенных из дале­кого детства, эти корки — такой непременный аксессуар деревенского дома, что он переносит их на дворик великорусского поместья» В. В. Данилов. Украинские реминисценции в «Мертвых душах» Гоголя. Чернiгiв, 1940..

Прочие герои «Вия»

Несмотря на мистицизм и сказочность повести, все герои выполнены с невероятным реализмом. Портреты дополнительных персонажей, несмотря на некоторую беглость предельно чёткие, словно написанные большими буквами, а это выдаёт руку настоящего мастера.

Другие персонажи:

  1. Богослов Халява — старший приятель Хомы. Молодой высокий и широкоплечий мужчина. Из-за своей склонности к клептомании он имел привычку подбирать всё, что плохо лежит. Напиваясь, богослов становился мрачным и любил прятаться от окружающих в бурьяне.
  2. Риторий Тиберий Горобец — младший из троицы студентов не имел права употреблять алкоголь и носить усы. Характер его ещё не развился в полную меру, однако, многочисленные шишки, украшавшие лоб юноши, свидетельствовали о некоторой воинственности. Старшие товарищи считали себя покровителями, в знак чего нередко таскали Горобца за оселедец, а также использовали как депутата.
  3. Панночка из «Вия» — прекрасная дочка сотника и ведьма. Служительница злых сил доставляла местным жителям немало вреда, успев свести некоторых в могилу. Односельчане боялись её, но ничего не могли поделать. Даже после смерти встаёт из гроба и совершает чёрные дела.
  4. Сотник — богатый вельможа и отец коварной ведьмы. Отец очень любит дочь и называет голубонькой, он переживает о скоропостижной смерти и не верит россказням о связи с нечистой силой. Исполняя последнюю волю панночки, приглашает философа для проведения отпевания.
  5. Явтух — слуга сотника. Старый казак должен был проследить за Хомой и помешать его побегу из усадьбы.
  6. Вий — один из самых страшных созданий украинской демонологии. Косолапый старик с железным телом обладает невероятно длинными веками из-за чего он обычно слеп. Когда его слуги подымают их при помощи вил или крюков, взгляд Чудовища способен убить человека или даже разрушить дом. Позвав Вия, панночка обрекла на смерть Хому.

Трактовка образа Вия весьма неоднозначна. Как и прочей нечистой силе ему приписывается слепота, что указывает на принадлежность монстра к загробному миру. Можно допустить, что это дух ветра, с которым связывали происхождение вихрей и смерчей.

Согласно некоторым исследованиям, прообразом персонажа был половецкий хан Боняк. совершивший набег на Киев в 1069 году.

Есть мнение, что, как отдельный персонаж, Вий не существовал. Он был придуман Гоголем. Писатель смешал различные народные мотивы и создал свой аутентичный образ, выдав его за героя народных поверий. На это указывает излишнее количество признаков, присущее потусторонним существам, а также упоминание гномов (являются персонажами западноевропейской мифологии).

Слуги Вия скорее напоминают монстров с картин Босха, нежели представителей народной демонологии. К тому же в произведении главного героя убивает не взгляд демона, а собственный страх.

Экранизация великого произведения

Мистическая тема, поднятая в повести, не единожды поднималась в кинематографе. В 1909 г. появился первый фильм. Это была немая «короткометражка» снятая Василием Гончаровым. Следующей пробой стал «Вий» 1916 г. от режиссера Владислава Старевича.

И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым. Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди. Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.

В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.

И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек, даже такой «никудышный», как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем.

Необычные имена персонажей

Стоит понимать, что имена всех героев повести несут смысловую нагрузку и помогают лучше раскрыть авторский замысел. К примеру, прозвища трёх бурсаков, отправившихся в путешествие, отличаются колоритностью и были выбраны неслучайно. При помощи имени Гоголь даёт читателю краткую индивидуальную характеристику героя.

Горобец имеет совсем неукраинское имя, которое носил один из самых известных противников христианства — Римский император Тиберий. Фамилия богослова весьма несозвучна с его статусом, однако, она точно описывает воровскую наклонность студента.

Имя главного героя просто великолепно. Хома сразу же вызывает ассоциации с апостолом Фомой неверующим, который усомнился в воскресении Христа. Брут был одним из друзей Юлия Цезаря, возглавивший заговор против Римского императора.

Таким образом, бурсак Фома — это человек усомнившийся в родной вере и предавший её. Он совершил смертный грех, расплатой за который стала его гибель в лапах адских монстров.

Активный словарный запас

Тематика и основная мысль

Если произвести анализ произведения «Вий», то становится понятным, что как бы ни было оно напичкано мистическими картинами, суть проблематики вполне ясна — конфронтация добра и зла. Однако Гоголь рассматривает её со своей точки зрения — борьба этих стихий за человеческую душу. Зло одерживает победу, из-за того, что личность не может найти в себе достаточно и сил для достойного противостояния.

Основная тема — это сочинённые народом сказания, одно из которых и было использовано в этом удивительном сочинении. Автор произвёл подробное описание тёмных сил и всяческих способов противостоять им. По сути, они и являются основными героями повести Вий. Паночка — типичный пример ведьмы, встречающийся во множестве народных сказок и поверий, символизирует зло и выглядит просто великолепно. Обращаясь к столь старинным образам, автор наглядно показал своё уважение к национальной культуре.

В своём произведении Гоголь стремится показать, насколько в борьбе со злом важны личные качества. Если человек безволен и ровным счётом ничего из себя не представляет — это лёгкая добыча для чудовищ. Без проявления собственной воли ему не помогут даже светлые силы. Главный герой привык плыть по течению, он не боролся за своё существование и пал перед взглядом страшного чудовища с невероятно огромными веками.

Восприятие произведения «Вий» довольно неоднозначно. Кто-то видит в нём только мистику и фильм ужасов. Более глубокие исследователи творчества писателя воспринимают повесть, как своеобразное метафорическое послание, отражающее сложный внутренний мир писателя.

История создания

В основу повести, по словам самого автора, легли записанные со слов очевидцев народные предания. С точки зрения мифологии, существо, представленное Гоголем в образе Вия, являлось потомком чудовища, обладающего способностью убивать одним только взглядом. Это предание рассказывалось восточными славянами из поколения в поколение.

По одной из версий исследователей, слово «Вий» происходит от украинского «вiя», что означает «ресница». Другая версия гласит, что слово имеет этимологическую основу «виться», поскольку ноги чудовища изображены в виде переплетенных между собой корней.

Согласно преданию, Вий не мог самостоятельно поднять веки. Ему необходима была помощь сразу нескольких человек, которые раздвигали их огромными вилами. Одним своим взглядом существо могло убить человека и даже превратить в пепел целый город. Многие исследователи считают, что образ Вия схож с образом Кощея, который тоже не мог поднять собственные веки без посторонней помощи.

Знаки препинания

Части речи

Части речи на позициях в предложении

Использовано уникальных слов:2736
Активный словарный запас (АСЗ):2589
Активный несловарный запас (АНСЗ):147
Удельный АСЗ на 3000 слов текста:1118. 55
Удельный АСЗ на 10000 слов текста:2511.48—> 8331-е место в рейтинге УАСЗ-10000
Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)

Максимальное значение УАСЗ-3000 (1175) приходится приблизительно на 7-ю страницу текста.
Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1057) приходится приблизительно на 21-ю страницу текста.
Рост АСЗ от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)

Частоты знаков препинания (среднее количество на 1000 слов):
, запятая133.91
. точка61.96
— тире17.94
! восклицательный знак12.20
? вопросительный знак5.13
… многоточие2.56
!.. воскл. знак с многоточием0.09
?.. вопр. знак с многоточием0.09
!!! тройной воскл. знак0.00
?! вопр. знак с восклицанием0.00
» кавычка6.54
() скобки0.09
: двоеточие8.75
; точка с запятой7. 42
Неопределённых частей речи (НОЧР), слов:2489 (22.00% от СВП)
Определённых частей речи (ОЧР), слов:8825 (78.00% от СВП)
Из них (принимая ОЧР за 100%):
Существительное2521 (28.57%)
Прилагательное712 (8.07%)
Глагол1895 (21.47%)
Местоимение-существительное633 (7.17%)
Местоименное прилагательное468 (5.30%)
Местоимение-предикатив3 (0.03%)
Числительное (количественное)45 (0.51%)
Числительное (порядковое)8 (0.09%)
Наречие258 (2.92%)
Предикатив23 (0.26%)
Предлог976 (11.06%)
Союз549 (6.22%)
Междометие15 (0.17%)
Вводное слово0 (0.00%)
Частица238 (2. 70%)
Причастие170 (1.93%)
Деепричастие39 (0.44%)
Служебных слов:2882 (32.66%)
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»

Номер слова в предложении
1234567891011121314151617181920
Существительное2624252930273229303029352731293031383235
Прилагательное7. 56.77.96.67.67.37.89.89.79.17.79.49.9101111106.64.45
Глагол2033272424262218222418201822251614211918
Местоимение-существительное209.989.36.87.14.16.94.34.45.46.26.77.94.16.45.36.62.95
Местоименное прилагательное3.15.75.45.75.96.55.18.25.14.45.16.65.55.465.43. 25.35.15.9
Местоимение-предикатив.20.00.20.00.00.20.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Числительное (колич-ое).20.30.501.2.20.20.20.50.50.5011.80.00.50.501.1.70.70.80
Числительное (порядковое).00.10.20.20.00.20.20.00.30.00.00.00.40.00.00.00.00.00.70.00
Наречие2.63.12.93.41.823.74.14. 32.55.1.705.9.802.354.222.25
Предикатив.30.30.50.30.20.20.20.70.30.50.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Предлог8.98.812121113129.89.512169.71211131114111412
.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Союз5.32.84.24.29.46.15.8107. 77.17.36.25.94.25.55.99.54.6137.6
Междометие1.00.20.30.40.00.00.00.30.00.00.30.00.00.50.00.00.00.00.00
Вводное слово.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Частица2.73.84.22.52. 22.43.31.82.831.93.144.21.42.52.11.31.52.5
.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00.00
Причастие1.901.61.51.31.62.7.702.31.63.21.74.32.51.852.13.33.62.5
Деепричастие.90.70.30.50.20.60.20.00.50.80.00.00.40.00.0012.6.00.70.00

Анализ повести «Вий» (Н.

В. Гоголь)

История создания

В 1835 году Николай Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология.

Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.

Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.

Мистическое и реалистическое в повести

В повести воссозданы реальные картины того времени, когда выпускники духовной семинарии вели кочевой образ жизни. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома заступает в свое первое ночное дежурство возле гроба с телом панночки. Известно, что именно гоголевские произведения стали расцветом реализма в русской литературе. Некоторые критики творчества выдающегося писателя относятся к его стилю как к «фантастическому реализму». Практически во всех гоголевских сюжетах есть элемент фантастики.

Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, — это глубокие и яркие символы. Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.

Суть

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

После таких приключений Хома бежал обратно в Киев и пытался забыть произошедшее. Но у нечистых сил на него были другие планы. Ему было назначено отпевание молодой панночки, погибшей от побоев. Каков был страх и ужас Хомы, когда он узнал в ней знакомую ведьму. Будучи заключённым с ней в церкви, он пытался всячески обезопасить себя – читал молитвы, чертил защитный круг. В первую же ночь девушка восстала из мёртвых и попыталась отомстить своему обидчику. Две ночи судьба была на стороне живого. На третью, последнюю для Хомы, ночь панночкой был призван сам «Вий». Нечеловеческий страх и смертельный взор чудовища убили героя.

Главные герои произведения

Действующих лиц в повести «Вий» немного, но они важны для сюжета, что дает более глубокое понимание основного содержания произведения. Итак, остановимся на них более подробно:

•Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия. •Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти. Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.

•Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой — Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.

•Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.

Главные герои и их характеристика

  1. «Вий» — олицетворение демона, сатаны, нечистой силы. Персонаж, сочетающий в себе все ужасы и страхи народа. Большинство людей умерло не от его рук, а от животного страха перед ним, их сердца просто разрывались.
  2. Приспешницей чудовища была и молодая панночка. Как отмечали сельчане, она была «девочкой с чертинкой».
  3. Хома же был типичным представителем тогдашнего общества. Он сочетал в себе леность и безалаберность. Любую тревогу заглушал алкоголем и веселой компанией. Такими же были и двое других студентов, отправившихся с ним в путешествие.

Фантастическое в произведении Гоголя

Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки. Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики. Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень. Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».

Но автор продолжает описывать его странный нрав такими словами:

«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

Но и на этом автор не заканчивает подробную характеристику божьего человека:

«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».

Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка.

Основной мотив гоголевской повести — это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство. Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают. Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:

➥Есть маленький хвостик. ➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.

Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы. Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Темы и проблемы

Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.

Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.

Известность мистической повести

Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению. Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.

На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры. Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.

Главная мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Необычные имена персонажей

Стоит понимать, что имена всех героев повести несут смысловую нагрузку и помогают лучше раскрыть авторский замысел. К примеру, прозвища трёх бурсаков, отправившихся в путешествие, отличаются колоритностью и были выбраны неслучайно. При помощи имени Гоголь даёт читателю краткую индивидуальную характеристику героя.

Горобец имеет совсем неукраинское имя, которое носил один из самых известных противников христианства — Римский император Тиберий. Фамилия богослова весьма несозвучна с его статусом, однако, она точно описывает воровскую наклонность студента.

Имя главного героя просто великолепно. Хома сразу же вызывает ассоциации с апостолом Фомой неверующим, который усомнился в воскресении Христа. Брут был одним из друзей Юлия Цезаря, возглавивший заговор против Римского императора.

Таким образом, бурсак Фома — это человек усомнившийся в родной вере и предавший её. Он совершил смертный грех, расплатой за который стала его гибель в лапах адских монстров.

Вера и Нравственность в «Вии». Люк Бил | by Manor Vellum

6 минут чтения

·

10 февраля

By Luke Beale

Art: Sanrigan

Мораль в фольклоре и сказках всегда был сложным. Сказки имеют репутацию высоконравственных, и это правда, они часто содержат очень четкие сообщения. «Принц-лягушка…»: красота глубже кожи. «Три поросенка»: заложите прочный фундамент. «Красная шапочка»: проверьте зрение. «Румпельштильцхен»: всегда говори правду. Однако истории не всегда заканчиваются хорошо, а мотивы персонажей часто туманны.

Вий (1967) — советский фильм, основанный на рассказе Николая Гоголя, впервые опубликованном в 1835 году. Гоголь был русским писателем украинского происхождения, известным своими гротескными рассказами. Он использовал жуткие фигуры в своих работах как способ высмеять человеческое состояние, возможно, не более, чем в Вий . История взята из украинского фольклора, дополнена ведьмой, гоблинами и скользким моральным центром. Гоголь вводит «Вия», царя гномов, как фольклорного персонажа из собственного детства. Однако неясно, действительно ли Вий возник из прежнего украинского фольклора или же он на самом деле был продуктом мысли Гоголя.

Фильм 1967 года примечателен тем, что, возможно, является первым советским фильмом ужасов и очень близко следует сюжету рассказа. Трое студентов на летних каникулах в своем монастыре ищут убежища у пожилой женщины после того, как заблудились. Она пытается соблазнить студента Хому, оседлав его, как лошадь, и в конце концов взлетела с ним в воздух. Полетев некоторое время, Хома убегает, избивая ее палкой, предполагая, что она либо ведьма, либо ему приснился очень яркий кошмар. Она превращается в более молодую женщину, по-видимому, без сознания или мертвую, и он убегает. На следующий день Хома узнает о смерти дочери местного казачьего вождя и о том, что ее последней просьбой было, чтобы Хома молился над ее трупом три ночи подряд. Кучка великолепно усатых прихвостней добивается того, чтобы упрямого Хому доставили в деревню вождя. Оказавшись там, он соглашается на предсмертное желание дочери, но, увидев ее тело, понимает, что она была ведьмой, которую он забил до смерти. Каждую ночь ведьма поднимается из гроба, чтобы мучить молодого священника, у которого есть только вера и меловой круг, чтобы защитить себя. Хотя у нее много общего со стереотипами о ведьмах, ее изображение также довольно вампирично. Каждая ночь хуже предыдущей для Хомы, кульминацией которой является то, что труп ведьмы вызывает стайку «гномов» или упырей, чтобы напасть на него, включая самого короля гномов. Гномы не могут видеть Хому, пока он защищен меловым кругом. Тем не менее, Вий использует свое зрение, чтобы привести монстров к Хоме, в конце концов убив его.

В фильме много общего с народными сказками. Тропа «старой ведьмы» здесь определенно присутствует. В своем первоначальном облике ведьма показана старой, могущественной, сексуальной и, в конечном счете, злой. От Цирцеи в гомеровской «Одиссее » , возможно, первой ведьмы, до архетипа русской ведьмы Бабы-Яги и бесчисленных ведьм во всем фольклоре, женщины, нарушающие социальные нормы мужской силы, изображаются злыми или вступающими в контакт с дьяволом. Реальная или символическая распущенность часто наказывается в сказках и, конечно же, в фильмах ужасов. В ужасах быть девственницей часто спасает персонажей от смерти гризли, что особенно хорошо высмеивается в таких фильмах, как 9.0017 Крик (1996) и Хижина в лесу (2011). В «Вии» явно подразумевается, что Хома занимается сексом с ведьмой (помните, что она едет на нем, как на лошади), и, возможно, это решает его судьбу. Классическая мораль «не сбивайся с пути» также является темой фильма. Хотя Хома изучает религию, показано, что он неохотно выполняет свои обязанности и больше интересуется пьянством и озорством. Народные сказки часто подчеркивают опасность выбора собственного пути. Хорошим примером является архетип ведьмы, поскольку в их изображениях нам показывают все, чего женщина должна избегать — быть старой, бездетной, независимой и возбужденной.

Безусловно, есть прочтение этого фильма как простой нравоучительной сказки. Тем не менее, есть достаточно деталей, чтобы предположить, что эта мораль высмеивается. Хотя Хома сопротивляется и немного шутит, в конечном итоге он делает все, что от него ожидают. Он религиозный человек, идущий по пути веры. Несмотря на его страх и сомнения в течение трех ночей ужаса, в конце концов он каждую ночь остается с ведьмой. Хотя подразумевается, что он занимается сексом с ведьмой, это происходит не по его инициативе. На самом деле, его первая стычка с ней имеет больше общего с тем, как все остальные, включая верующих, обращаются с ним на протяжении всего фильма. Многие персонажи говорят ему, что делать, или заставляют его попадать в ситуации, в которых он не хотел бы оказаться. Он либо соглашается с этим, либо у него нет выбора. Возможно, эта история высмеивает идею слепого следования правилам, кто бы их ни устанавливал. Его насмешки могут быть направлены именно на религию. В начале 1960-е годы при Никите Хрущеве Советский Союз был невероятно антирелигиозным, закрыв многие церкви и монастыри. Хотя Хрущев занимался десталинизацией Советского Союза и скромными политическими и культурными изменениями, религию подавляли повсеместно. В этом контексте кажется трудным игнорировать образ фильма, указывающего на религиозные институты.

Тема слепого следования правилам вновь всплывает в конце фильма, когда появляется Вий, король гномов. У Вия длинные веки по всей длине лица, ослепляющие его, и короткие руки, неспособные дотянуться до них. Он просит других гулей поднять ему веки, чтобы он мог видеть, и при этом он может идентифицировать Хому. Вий указывает на него другим гулям, которые нападают на него и убивают. Религия Хомы скрыла его, но сила зрения раскрывает его, даже если для того, чтобы увидеть истину, требуется коллективная борьба. Фильм может высмеивать произвольные правила религии и долга, потому что даже их выполнение привело к смерти главного героя. Это циничный взгляд на веру, который соответствует тому, как относились к религии во время создания фильма. Несмотря на цинизм, в фильме действительно просвечивает юмор, и в отрыве от контекста, в котором он был снят, издевательский тон так же легко может быть сфокусирован на светских учреждениях.

Странная смесь украинского фольклора, советского производства фильма и умелого использования покадровой анимации означает, что Вий надолго останется в памяти. 🩸

О

Люк Бил — писатель, увлекающийся фильмами ужасов, фэнтези, комиксами и психологией. Подпишитесь на него в Твиттере @mutantgenes .

Следите за Manor Vellum на Facebook , Twitter , Instagram и Pinterest .

Подключайтесь к MANOR на следующих платформах: Facebook , Twitter , Instagram , 9 0017 Pinterest , YouTube , Dailymotion и Вурбл .

Посетите официальный сайт MANOR: MANORHQ.com .

© 2023 Manor Entertainment LLC

Фантастическая кровь | Книги | The Guardian

Автор: Николай Гоголь (1809-1852) вырос на Украине, но в 19 лет переехал в Санкт-Петербург. сборник «Украинские сказки», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), куда вошли повесть Вий. Они имели огромный успех, особенно их поддерживал Пушкин. В 1835 году Гоголь опубликовал еще несколько сборников рассказов, в том числе «Дневник сумасшедшего», «Тарас Бульба» и «Невский проспект». В следующем году вышла его пьеса «Ревизор», критическая реакция на которую ускорила бегство Гоголя из России. Он начал «Мертвые души» в Риме; он был опубликован в двух томах в 1842 и 1846 годах. В последнее десятилетие своей жизни Гоголь впал в религиозный фанатизм и прекратил публиковаться, сжег продолжение «Мертвых душ» за несколько дней до своей смерти.

История: Вий является частью моды 1830-х годов на «Малороссию», как называлась Украина, а также общего интереса к народной литературе. Якобы «как сказано» автору, Вий — это имя, данное «вождю гномов, чьи веки достают до земли». Сверхъестественная история о колдовстве и одержимости, Вий рассказывает о студенте философии Хоме Бруте, которого мучает старая ведьма, которая превращается в красивую девушку после того, как Брут избивает ее до потери сознания.

Затем вызывают Брута для чтения молитв над телом девушки (дочери казачьего атамана). Но труп оживает, и демоны нападают на Брута внутри церкви, в результате чего вызывается Вий, существо с железным лицом. Брют умирает от испуга.

Режиссер: Марио Бава (1914–1980) первоначально работал оператором и дизайнером спецэффектов в послевоенной итальянской киноиндустрии, а после того, как вмешался, чтобы закончить фильмы, заброшенные их режиссерами (в том числе первый в Италии звуковой фильм ужасов «Заповедь дьявола», 1956), ему дали шанс сделать свой собственный. Для «Маски Сатаны» он нанял британскую актрису Барбару Стил, тогда практически неизвестную на родине. Успех фильма утвердил его в итальянском кино, что позволило ему перейти к большому количеству фильмов, таких как спагетти-вестерн «Дорога в форт Аламо» (1964) и фэнтези в стиле поп-арт «Дьяволик» (1968). Бава умер вскоре после съемок специальных эпизодов Inferno (1980) для своего протеже Дарио Ардженто.

Сравнение книги и фильма: Бава был вдохновлен успехом британских костюмированных фильмов ужасов, таких как «Проклятие Франкенштейна» (1957) и «Дракула» (1958).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *