Анализ повести «Вий» (Н. В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь – самый загадочный русский писатель XIX века. Его имя постоянно ассоциируется с мистикой и загадочностью, а произведения считаются «нечистыми» и проклятыми. Однако именно этот факт рождает неутолимый интерес к нему, и заставляет его творчество жить вместе с нами. Самой пугающей и загадочной работой автора считается повесть «Вий»
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Главная мысль
- 7 Критика
История создания
В 1835 году Николай Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология.
Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.
Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.
Жанр, направление
Как отмечалось ранее, жанр произведения – повесть. Исходя из содержания работы, можно смело добавить, что повесть мистическая. В отечественной литературе это не самое распространённое направление, однако, именно это добавляет таким литературным произведениям вкуса. Также в повести достаточно много мифологических замечаний, основанных на поверьях народа.
Направление творчества – мистический реализм.
Суть
Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.
После таких приключений Хома бежал обратно в Киев и пытался забыть произошедшее. Но у нечистых сил на него были другие планы. Ему было назначено отпевание молодой панночки, погибшей от побоев. Каков был страх и ужас Хомы, когда он узнал в ней знакомую ведьму. Будучи заключённым с ней в церкви, он пытался всячески обезопасить себя – читал молитвы, чертил защитный круг. В первую же ночь девушка восстала из мёртвых и попыталась отомстить своему обидчику. Две ночи судьба была на стороне живого. На третью, последнюю для Хомы, ночь панночкой был призван сам «Вий». Нечеловеческий страх и смертельный взор чудовища убили героя.
Главные герои и их характеристика
- «Вий» — олицетворение демона, сатаны, нечистой силы. Персонаж, сочетающий в себе все ужасы и страхи народа. Большинство людей умерло не от его рук, а от животного страха перед ним, их сердца просто разрывались.
- Приспешницей чудовища была и молодая панночка. Как отмечали сельчане, она была «девочкой с чертинкой».
- Хома же был типичным представителем тогдашнего общества. Он сочетал в себе леность и безалаберность. Любую тревогу заглушал алкоголем и веселой компанией. Такими же были и двое других студентов, отправившихся с ним в путешествие.
Темы и проблемы
Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.
Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.
Главная мысль
Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.
В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.
Критика
Неоднозначное произведение вызывает неоднозначное восприятие. Кто-то видит в «Вие» только неприсущее тому времени откровенное изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение целой эпохи.
Например, в работах Ю. В. Манна, В. А. Зарецкого, А. В. Моторина описано мнение, что Гоголь в повести «Вий» показал отечественное общество с его пороками. Страна, разъеденная злом, в которой царит социальное неравенство и беззаконие.
Автор: Карина Великая
Анализ повести Гоголя «Вий» | Инфошкола
3.3
(7)
О чём предупреждает евангельская заповедь «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы». Вряд ли кто из писателей смог бы ответить на этот вопрос более убедительно и эмоционально сильнее, чем Николай Васильевич Гоголь, — так, как он сделал это в повести «Вий».
Мотив Страшного суда проходит красной нитью через многие произведения Гоголя, пронизывая их апокалипсическим предчувствием, страхом перед предстоящим ответом за свои дела.
Этот мотив слышится и в финале повести «Вий». Кажется, что сама преисподняя предстала перед читателем в жутком, пугающем виде.
В ожесточённой схватке сражаются два мира: тьмы, зла, смерти и света, добра, жизни.
О последних временах напоминает внешний вид церкви, в которой Хома Брут должен читать Псалтирь над убитой им панночкой ведьмой: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зелёным мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправляли никакого служения, «ветхие деревянные своды» церкви показывали, «как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей».
Описание храма напоминает о евангельских словах про мерзость запустения на святом месте и об оскудении веры в последние времена.
В своих произведениях Гоголь не раз обращался к теме Страшного суда, делал выписки из творений святых отцов церкви, отмечал на полях принадлежавшей ему Библии места, где говорится о грядущем Божьем суде, о времени его прихода и о воздаянии каждому по заслугам.
Писателю был дан удивительный дар обострённого ощущения мирового зла, которое он понимал как проявление тёмных,
дьявольских сил в мире.
Чуткая душа Гоголя выплеснула это ощущение в призыве-предупреждении к соотечественникам в «Выбранных местах из переписки с црузьями»: «Диавол выступил уже без маски в мир … он перестал уже и чиниться с людьми. С дерзким бесстыдством смеётся в глаза им».
В «Вии» Гоголь призывал читателей задуматься о своей жизни. Страх Божий и память о Страшном судеспособны удерживать людей от «участия в делах тьмы». И в этом смысле «Вий», написанный более ста пятидесяти лет назад, актуален и сегодня. Знаменательно, что Толстой включил эту повесть в «обязательный круг чтения» яснополянских школьников.
«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». Эта мысль неоднократно
звучит в Библии. Не случайно при описании ночи упоминается ад: «Ночь была ад-ская. Волки выли вдали целою стаей. И самый лай собачий был как-то страшен».
Хома гибнет перед третьим — последним — криком петуха, символом окончания ночи (тьмы) и начала дня (света). Тьма присутствует и в мыслях героя: «Какая-то тёмная мысль, как гвоздь, сидела в его голове. За вечерей сколько ни старался он развеселить себя, но страх загорался в нём вместе с тьмою, распростиравшеюся по небу».
За участие в делах тьмы неизбежно придётся давать ответ на Божьем суде.
Что есть тьма в «Вии»? Только ли это фантастические образы нечисти, пытающейся погубить Хому?
Апокалипсический мотив присутствует не только во внешних деталях, но и в глубинном смысле повести.
Сочинения Гоголя при внимательном рассмотрении часто открываются с новой, неожиданной стороны. Сам писатель говорил, что его произведения «почти всех ввели в заблуждение насчёт их настоящего смысла».
Тьма — это зло не только вне, но и внутри самого человека: как извращение человеческой природы, как омертвение души. Хома Брут вовсе и не желает участвовать в делах тёмных сил — но власть тьмы втягивает его в свои дела. Вот здесь и проверяется твёрдость веры.
Об этом размышлял Гоголь, написавший на полях своей Библии: «Стойте твердо» — напротив строк Второго послания к фессалоникийцам святого апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».
С первых же страниц «Вия» писатель показывает слабость веры и непристойную жизнь бурсака, богослова Хомы Брута, который постоянно и сознательно нарушал заповеди, в чём сам признавался: «Я святой жизни? Бог с вами, пан! Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга».
Хома хочет быть сильным и подзадоривает себя: «Чего бояться? Да и что я за козак, когда бы устрашился?». Он способен собраться с силами: однажды молитвой победил оседлавшую его, как верхового коня, ведьму. Но в целом он расслаблен и оправдывается поговоркой:
«Чему быть, того не миновать». Поэтому и был втянут в дела тьмы, не смог выдержать испытания: «Не гляди! — шепнул ему какой-то внутренний голос. Но не вытерпел он и глянул».
В результате «бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Нарушение героем запрета «не гляди» невольно ассоциируется с ослушанием Бога жены Лота, оглянувшейся на гибнущий Содом и превратившейся в соляной столп.
Гоголь отмечает у своего героя «странное любопытство» и нетерпение, которое и погубило его: «Хом отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не
утерпел, уходя, не взглянуть на неё и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз».
В поэтике повести страх приобретает особое значение. Писатель использует его как мощное воспитательное средство, вынуждая читателя из-за боязни возмездия свыше уклоняться от зла. Хома умер от страха, от маловерия, хотя среди литературоведов есть и другие мнения.
Свой ответ о причине гибели Хомы писатель вложил в уста приятеля Хомы Тиберия Горобца, «который в то время был уже философ и носил свежие усы»: «А я знаю, почему пропал Хома: оттого, что
побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать».
Побеждают только сильные духом, твёрдо стоящие в вере, — об этом
размышлял писатель, читая Библию, и оставил на её полях помету «стойте твердо» как завет потомкам.
В примечании Гоголь указал, что «вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как услышал».
Учёным не удалось обнаружить фольклорный источник, точно соответствующий гоголевскому «Вию».
Однако это никак не ставит под сомнения слова Гоголя, он очень ответственно относился к слову, и примечание несёт xудожественный смысл, важный для писателя.
Возможно, оно отсылает нас к народным сказкам, где герои силой молитвы побеждали врага и оставались живы. Этим героям противопоставлен Хома, который читал молитвы небрежно, а то и вовсе не то, что написано в книге, а какие-то свои «заклинания».
Такой «молитвенник» не способен победить беса. Если герои Гоголя оказываются подчас устрашены и даже побеждены бесовскими кознями, то это свидетельствует лишь о том, что в них самих был тот духовный изъян, который открыл к ним доступ и дал возможность так дерзко хозяйничать в их душах бесовской силе.
Человеческие страсти и пороки — вот причина разгула и временной победы тёмных сил.
Гоголь завершает повесть смертью героя в назидание читателям, как напоминание, что за отступления от праведного образа жизни, за «участие в делах тьмы» неминуемо следует возмездие. Уже только в этом видится важный для читателя нравственный «урок жизни», делающий гоголевский «Вий» бессмертным.
3.3 / 5. 7
.
Вий Учебное пособие: Анализ | GradeSaver
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
к Николай Гоголь
Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.
Автор Анастасия Мельник
В повести «Вий» сразу видно, что, как и в других ранних произведениях Гоголя, романтизм неразрывно перемешан с реализмом: картины чередуются с фантастическими образами, — каким-то мистическим зверем, вызванным испуганным воображением людей и самого автора, стоят рядом с самыми обычными людьми. Картины идиллической умиротворенной природы здесь перемешаны с пейзажами, полными мистического ужаса и тревоги.
Романтический элемент повести наиболее заметен в развитии народных верований в существование некоего таинственного Вия, в существование ведьм и возможность их общения с обычными людьми. Дочь прекрасного сотника умеет превращаться в собаку и старуху; она пьет кровь людей, особенно детей; она заставляет парней, которые ей нравятся, носить ее на плечах и мучает их. Слуги ее отца знают о многих страшилках. Оно в общении с представителями «злых сил» — темных сил земли, которые олицетворяются в образе чертей и бесов, и Вия, которого сам Гоголь называет «вождем карликов»
Пристрастие к использованию волшебно-романтических мотивов народного творчества было присуще Гоголю о.о. Достаточно было намекнуть на его воображение, и он легко начал творить в этой области. Гоголя привлекал мир фантастики и загробного мира, вероятно, потому, что нервный и впечатлительный с детства, он был не чужд мистицизму.
Вот почему все, что творилось ночью в церкви вокруг гроба ведьмы, описано Гоголем в таких ярких, сочных красках, что создается образ кошмара или лихорадочных галлюцинаций. В русской литературе не было такой ужасной сцены в «Вии», в которой так красиво сочетается писатель-фантаст-романтик с художником-реалистом.
Реалистический элемент обнаруживается в описании быта старой дореформенной Киевской семинарии, в изображении типичных семинаристов и сотницкого двора.
Семинария была такой школой, в которой получали образование только «избранные» — люди с выдающимися способностями и академическими интересами. Большинство из них ничему не научились, но вынесли характеры, соответствующие нуждам того лихолетья. Учеников там жестоко пороли, держась за руки, а ученики, в свою очередь, били друг друга, заботясь, таким образом, только о своем пропитании. Развлечения там были грубыми и жесткими. Неудивительно, что после такой подготовки многие отправлялись прямиком в Запорожскую Сечь.
Герой повести «Вий» — «философ» Хома Брут. Этот юноша представляет собой образ, вобравший в себя множество типичных русских народных черт. Хома в избытке наделен душевным равнодушием, иногда с оттенком юмора, иногда ленью. Такой фатализм приводит его к душевному покою, из которого его трудно вывести. После своего приключения с ведьмой Хома Брут пообедал на постоялом дворе и сразу успокоился, глядел на приходящих и уходящих счастливыми глазами и больше не думал о своем необычном происшествии.
После первой страшной ночи в церкви Брут, после плотного обеда, сразу начинает чувствовать себя успокоенным и довольным. Философ был из тех людей, у которых, когда их кормят, в них просыпается необыкновенное человеколюбие. Готовясь к третьей и последней ночи, Хома пытается взять от жизни последнюю радость и пускается в такой танец, что все смотрят на него с изумлением.
Типичный образ казака-философа и флегматичного фаталиста показан Гоголем до и после написания «Вия».
Обновите этот раздел!
Вы можете помочь нам, пересматривая, улучшая и обновляя эта секция.
Обновите этот раздел После подачи заявки на раздел у вас будет 24 часа , чтобы отправить черновик. Редактор
рассмотрит отправку и либо опубликует ее, либо предоставит отзыв.
Как цитировать https://www.gradesaver.com/viy/study-guide/analysis в формате MLA
Мельник, Анастасия. «Вий Учебное пособие: анализ». GradeSaver, 23 сентября 2016 г. Интернет. Цитировать эту страницуВий Вопросы и ответы
Раздел «Вопросы и ответы» для Вия — отличный ресурс, чтобы задавать вопросы, находить ответы и обсуждать роман.
Задайте свой вопросСтрашилка Гоголя «Вий»
В своем неповторимом стиле Гоголь записал рассказ «Вий». Страшилка в стиле E.T.A. Гофмана, но Гоголь проникся юмором и иронией: лошади, которые по привычке останавливаются у каждого трактира; пьяные малороссы*, шумно целующие друг друга в пьяном виде; пожилая женщина пытается соблазнить студента. Ни минуты покоя!
Король гномов
Гоголь написал несколько страшилок, отчасти навеянных старинными народными легендами, отчасти порожденных его богатым воображением. Это народная легенда по Гоголю, который описывает Вия как колоссальное существо, с веками, свисающими до пола, он же царь гномов. Но так как никаких свидетельств легенды с участием некоего «Вия» так и не было найдено, приходится предположить, что он был плодом гоголевского воображения. Свое имя он, скорее всего, вывел из украинского слова «веко»: повико.
Краткое содержание:
Главный герой Хома ночует в конюшнях старухи. Она оказывается ведьмой, прыгает ему на спину и заставляет лететь сквозь ночь. К счастью, Хома помнит свои молитвы и заклинания и снова достигает земли. Приземлившись, он берет кусок дерева и бьет ведьму. Она падает и превращается в красивую девушку. Испугавшись, Хома бежит обратно в Киев. Там он вскоре забывает свое страшное приключение, пока однажды его не вызывают в деревню к богатому казаку, чья дочь однажды утром пришла домой скорее мертвая, чем жива. На смертном одре она попросила, чтобы Хома читал молитвы за ее душу три ночи подряд. Хома не хочет и несколько раз пытается бежать, но пришедшим за ним казакам все равно удается довести его до станицы. Там он видит отца и уже умершую девушку, в которой узнает ведьму. Он снова пытается убежать, но не может. Он заперт в церкви с трупом на первую ночь. Он читает молитвы, но вдруг мертвая девушка встает из гроба и начинает бродить с распростертыми руками. Хома чертит вокруг себя круг, и девушка не может добраться до него. Когда пропоёт первый петух, она уходит к своему гробу. Вторая ночь еще страшнее: девушка вызывает демонов. Они летают вокруг церкви, хлопая крыльями и визжа когтями в окна. На третью ночь они даже входят в церковь, и девушка зовет Вия. Приходит Вий, просит поднять ему веки и видит Хому. Хома оглядывается на Вия, игнорируя его внутренний голос. Как только он это делает, все демоны бросаются на него, и он умирает от страха.
Романтизм и реализм
Гоголь пересекает границу между романтизмом и реализмом. «Вий» содержит элементы обоих литературных течений. Ведьма и демоны; полет с ведьмой; три ночи в церкви, это романтические составляющие, описанные в реалистической манере. Гоголь неоднократно чередует сверхъестественное и обыденное. Это создает контрасты между днем и ночью, обычными людьми и сверхъестественными существами, христианством и магией, идиллическими и ужасающими сценами.
Настоящий казак не боится
Хома — казак, а казаков не так-то просто напугать. Когда старуха едет у него на плечах, он не пугается, он просто думает «ага, так ты ведьма!» и делает то, что делают в таких случаях: произносят молитвы и заклинания. Чтобы наказать ее за то, что она взяла его на прогулку, он избивает ее. Только когда она превращается в красивую девушку, он пугается. Но даже это не длится долго: ему просто нужно хорошо поесть, чтобы прийти в себя. Когда его просят помолиться за душу казачьей дочери, он даже не связывает ее историю со своей. Но ведьма заманила его в ловушку, он не может убежать, потому что внезапно его ноги начинают казаться деревянными, а его длинное пальто кажется прибитым к земле. Ведьме не нужны молитвы, она хочет мести.
Моральный вывод
Зло смогло победить, потому что вера людей была недостаточно твердой.