Гиларий гладиатор монумент: 5 гладиаторов

Самые известные гладиаторы

Гладиаторами звали бойцов в Древнем Риме, которые на потеху публике сражались между собой. Специально для таких зрелищ даже создавали арены. Причиной появления такого жестокого развлечения стала территориальное расширение Древнего Рима. Оказалось, что пленных попросту некуда было девать. Просто убивать их было бессмысленно, вот и заставили на потеху публике мужчин сражаться друг с другом. Выживал только сильнейший. Публичным зрелищем гладиаторские игры стали считаться со 106 года до н.э.

В самом Риме и во всей стране это становится самым любимым зрелищем. Именно поэтому появились школы гладиаторов. А в 63 году Нерон разрешил участвовать в таких боях и женщинам. Официально запретили игры гладиаторов в 404 году, с приходом в Рим христианства. Эти смелые бойцы стали символом храбрости и отваги, а восстание бойцов под предводительством Спартака вообще стало важной частью древней истории. Имена же самых лучших гладиаторов мы помним и поныне.

Спартак. Кто является самым известным гладиатором в истории, гадать долго не стоит. Это Спартак, чьим именем называют детей, корабли и футбольные команды. Хотя личность эта очень знаменитая, до сих пор непонятно, кем же он был на самом деле в части своего происхождения. Классической считается версия, что Спартак был фракийцем, взятым римлянами в плен. Но есть предположения, что знаменитый гладиатор был все же римлянином, поднявшим мятеж и сбежавшим из своего легиона. Как раз в те годы Рим вел ожесточенные войны с Фракией и Македонией, так что Спартак вполне мог попасть в плен. Приписка Спартаку фракийского происхождения объяснима, ведь в те времена всех гладиаторов делили с учетом типа ведения боя как раз на галлов и фракийцев, вне зависимости от того, откуда бойцы вообще были родом. А судя по грамматике латинского языка, имя Спартак означает, что он имел отношение к Спарте. Историки раскопали, что гладиатор обучался в школе Лентула Батиата, где и изучал философию Гая Блоссия. В ней есть немало любопытных моментов, один из лозунгов вообще гласит: «Последние станут первыми и наоборот». В 73 году до н.э. случилось известное в истории Рима событие — гладиатор Спартак восстал вместе со своими 70 товарищами. Сначала это была просто группа беглых рабов с четырьмя сильными лидерами — помимо Спартака это еще Крикс, Каст и Гай Ганник, бунтари просто ограбили собственную школу и с оружием в руках бежали в предместья Неаполя. Восставшие стали промышлять грабежами и убийствами, их армия росла за счет других беглых рабов. Через пару лет компания составляла уже более 120 тысяч человек, которые спокойно перемещались по стране. В стране существовал рабовладельческий строй, и такое восстание поставило под угрозу существование государство. Именно поэтому на усмирение Спартака и его товарищей были посланы лучшие военные силы. Постепенно силы рабов были разбиты, сам Спартак погиб предположительно около реки Силари. Последние остатки могучего войска восставших пытались бежать на север, но были разбиты Помпеем. Именно он и получил лавры главного усмирителя бунта.

Коммод. Кто сказал, что гладиатором непременно должен был быть раб? Многие вольные люди выбирали себе эту профессию. Есть исторический факт, что существовал гладиатор и императорского происхождения. Коммод, уже начиная с раннего возраста, обладал отличными ораторскими способностями, научившись произносить яркие речи. Но чем старше он становился, тем менее интересными были для него государственные дела и забота о подданных. Коммода куда больше интересовали развлечения, в том числе и сексуальные. Император стал проявлять жестокость — время его правления отмечалось многочисленными казнями и убийствами. Неслучайно Коммода сравнивают по этому показателю с самим Нероном. Ведь ему Коммод не уступал ни в жестокости, ни в своей развратности. У молодого императора был свой гарем, в котором было более сотни молодых наложниц, а мальчиков так и того больше. Сам же император обожал носить женские одежды и заигрывал с подчиненными, разыгрывая разные роли. В числе любимых игр Коммода было и препарирование живых людей. И именно Коммод стал первым императором, вышедшим на поле боя в роли гладиатора. А ведь для особы царской крови это считалось неимоверным позором. Современники вспоминали, что Коммод был вообще-то отличным бойцом — он искусно убивал опасных животных. При этом он нисколько не стеснялся своего не подобающего сану развлечения, а даже обожал демонстрировать свои боевые навыки подчиненным. Коммод прославился еще и своей педантичностью — повсюду за ним ходил писарь, который фиксировал все действия и речи императора. Зато благодаря этому нам сегодня известно, что император-гладиатор принял участие в 735 сражениях. Также Коммод известен своей верой в разные жестокие языческие культы, порой он даже перевоплощался в одежды бога Анубиса. Император требовал от своих подданных обожествлять себя, идеализировать, а за неповиновение просто убивал. Смерть тирана была классической — его убили в результате заговора недовольные сограждане.

Спикул. По мнению историков Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны. Их еще называли мирмиллонами. Основой вооружения таких бойцов был полуметровый прямоугольный щит, гладиус. Голову же гладиатора защищал беотийский шлем в виде рыбы и с волнообразным гребнем. Правая рука Спикула была защищена манникой. Перед началом боя этот знаменитый гладиатор всегда надевал повязку на свое бедро и перевязывался поясом. Верхняя часть его ступней было обмотана толстыми обмотками. Классический мурмиллон оснащался еще и короткими латами. В историю Спикул вошел, как любимчик Нерона. Недаром после одного из своих боев гладиатор даже получил от всесильного императора в подарок дворец, несколько домов и земельный надел неподалеку от Рима. Сам Нерон неоднократно упоминал о том, что в его армии гладиаторов именно Спикул устраняет своих соперников наиболее искусным образом. Историки говорят, что любимец императора был к тому же и самым опытным бойцом. Скорее всего, он обучал и новичков искусству боя. Существуют легенды о том, что Спикул снискал славу еще и великого любовника. В его компании даже сам Нерон часто посещал бордели и другие подобные увеселительные заведения. А умер легендарный гладиатор примерно в одно время со своим покровителем. Говорят, что в последние минуты своей жизни Нерон даже хотел, чтобы его убил именно Спикул. Вот только того, как назло, во дворце в тот момент не оказалось. А после смерти деспота его приближенных стали нещадно преследовать. В июне 68 года Спикула бросили под статуи Нерона, которые люди тащили по форуму. Так что не Нерон погиб от рук своего любимца, а, скорее, наоборот.

Тумелик. Считается, что этот гладиатор родом из знатной семьи. Его отцом был знаменитый германский вождь Арминий. А прославился он тем, что в глубинах Тевтобургского леса сумел победить сразу три римских легиона. Ими командовал наместник Вар. А матерью Тумелика стала Туснельда. То поражение стало настолько унизительным, что Римская империя не могла оставить это без внимания. Вскоре император Тиберий отдал приказ своему племяннику Германику выступить в поход и победить строптивых германцев. Трижды римляне вступали на земли восточнее Рейна. Они уничтожили укрепления племен, освободили город Сегест, осажденный Арминием. Но самое важное — была взята в плен Туснельда с ее маленьким сыном Тумеликом. Германик вот-вот готов был уже пленить и самого Арминия, но тут Тиберий призвал его обратно в Рим. Во время празднования триумфа в честь победы над германцами перед колесницей Германика шли главные свидетели его успеха — Туснельда и Тумелик. Даже отец Туснельды видел это, находясь рядом с Германиком. Так мать молодого пленника и его дед и доживали свою жизнь на чужбине. Туснельда стала служанкой в одном из богатых домов, она могла даже пережить своего сына. Сам же Тумелик попал в школу гладиаторов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, новым императором стал сын Германики — Калигула. Сегодня все признают, что он был попросту безумным правителем. Так, он приказал вывести Тумелика на бой. Храбрый германец надел железную маску, на которой был изображен его непокоренный отец Арминий. В руках у гладиатора был меч. Но против него Калигула решил не выставлять других бойцов, а приказал выпустить голодных львов. О возрасте Тумелика сложно судить, по некоторым источником ему вообще было на тот момент пятнадцать-шестнадцать лет.

Эномай. Этот гладиатор вошел в историю, как один из лидеров восстания Спартака, его правой рукой. А командовал Эномай рабами. Попал он в плен римлянам во времена завоевания империей Галлии. Эномай входил в число тех гладиаторов, которые обучались в знаменитой школе Лентула Батиата. Это заведение находилось в Капуе. Есть свидетельства того, что в этой школе были невыносимые условия для тренировок и проживания. Именно поэтому Эномай без раздумий выступил в поддержку своего земляка Крикса и Спартака, родившегося, как говорили во Фракии. Эти гладиаторы и встали во главе восстания. Но из всей троицы именно Эномаю было суждено погибнуть первым. Историки склоняются к мнению, что он погиб между 73 и 72 годами до нашей эры. А погиб гладиатор не на арене и даже не на поле боя, а во время грабежа одного из городков Южной Италии. Историки считают, что Эномай занимался ремеслом гладиатора более десяти лет. Такая длинная карьера состоялась благодаря огромной силе бойца и его буквально нечеловеческой выносливости. Сообщается, что в одном из боев Эномаю повредили нос. Он сросся не очень удачно, из-за чего искривился. На переносице же образовался небольшая горбинка. Но хотя у гладиатора и был грозный вид, нрав его оставался спокойным. У Эномая была даже возлюбленная по имени Эмболария. Есть свидетельства того, что Эномай было все же не настоящее имя гладиатора, а его прозвище, которое он получил для выступлений на арене. Ведь Эномаем звали сына бога Ареса, который отличался воинственным и жестоким нравом. В те времена часто имена гладиаторов становились частью их «сценического» образа. Собственные же, «варварские» имена, римляне даже слышать не хотели, считая их попросту некрасивыми.

Батиата. Имя этого гладиатора мы уже неоднократно упоминали в связи с его школой. А ведь первоначально и он выступал на арене. После окончания активной карьеру Лентул Батиата основал собственную школу, которая стала самой большой в стране. Есть основания предполагать, что именно Батиата и был наставником самого Спартака. А открытая в Капуе школа стала образцом для заведения такого типа, которые вскоре стали появляться во всей Римской империи. А проживал Корнелий Лентул Батиата в Риме. Его взгляды были основаны на материалистических убеждениях. И хотя своих подопечных-гладиаторов он называл не иначе, как монстрами, делал это Батиата все же в шутливой и ласковой форме. Сам основатель школы заявлял, что она является по сути фермой, где и выращиваются подопытные существа. Такие радикальные жизнь вполне имели право на жизнь, гладиаторы из Капуи действительно пользовались популярностью. Посмотреть на их сражения приезжали жители из самых отдаленных мест империи. Работать же Батиате с гладиаторами было непросто. К тому же достаточно было организовать всего пару-тройку неинтересных для публики боев, как школу Батиата конкуренты отстранили бы от выступлений в Колизее. Сам бывший гладиатор отлично осознавал, как растет конкуренция со стороны других школ. Чтобы повысить мотивацию своих бойцов Батиата ввел интересную систему мотивации. Хозяин внушал своим гладиаторам, что жизнь на самом деле является обычным сном, который приходит к человеку по воле богов. Всего же в школе обучалось более двухсот бойцов. Большинство — это пленные из Фракии и Галлии. Историки полагают, что именно жестокое отношение хозяина к своим гладиаторам и вылилось в итоге в мятеж.

Гай Ганик. Точно неизвестно, когда родился и умер этот гладиатор. Некоторые энциклопедисты полагают, что Гай Ганик умер в 71 году до н.э. А вошел в историю этот человек, как соратник Спартака. Он руководил большим отрядом восставших в ту пору рабов. Родом Гай Ганник был из Галлии. Но в одном из жизнеописаний Спартака встречается информация о том, что его соратник принадлежал к древнему народу Италии, самнитам. Говорили также, что гладиатор имел кельтские корни. Скорее всего, Гай Ганник попал в Рим, будучи плененным в ходе завоеваний Галлии. Вместе со Спартаком Гай Ганник обучался гладиаторскому мастерству в капуйской школе Лентула Батитата. В Капуе многие считали, что именно он на самом деле и являлся лучшим гладиатором. Во время восстания Спартака бывший гладиатор стал командующий, одерживая победы над регулярными частями римлян. В 71 году до н.э. Спартак вместе с Гаем Ганником решили провести восставших в Галлию и Фракию. Но в последней фазе восстания, после того, как Спартак решил захватить город Брундизий, от основных сил откололось войско в двенадцать тысяч человек. Его возглавили Гай Ганик и Каст. Но противостоять обученным и превосходящим войскам римлян гладиаторы на этот раз не сумели. В последнем бою же Гай Ганик был храбр, как это и подобает настоящему гладиатору. Погиб легендарный воин неподалеку от города Регия, что находится на юре современной Италии. В своем «Сравнительном жизнеописании» Плутарх нашел место и для Гая Ганника, которого историк назвал Гаем Канницием.

Крикс. Этот гладиатор являлся галлом и несколько лет находился в рабстве. В неволю Крикс попал, сражаясь с римлянами на стороне аллоборгов. Крикс, как и Спартак, являлся гладиатором в школе Лентала Батиата, что была в Капуе. В 73 году до н.э. Крикс вместе с другими беглецами из этой школы стал грабить окрестности Неаполя и собирать других беглых рабов. Крикс был одним из самых главных помощников Спартака. Но после первых военных успехов Крикс отделился от своего вождя, оставшись в Южной Италии. Основные же силы рабов двинулись на север. Плутарх рассказал, что причиной такого отделения стала заносчивость и высокомерия Крикса. В его армии остались галлы и германцы, соплеменники лидера. Весной 72 года до н.э. римский консул Публикула начал активно сражаться с армией Крикса. Около горы Гарган в Апулии состоялась решающая битва. В ходе ее Крикс и был убит. Он сражался с большой отвагой, убив не менее десяти легионеров и центурионов. Но в итоге Крикса закололи копьем и обезглавили. 30-тысячная армия рабов была разгромлена. Память своих соратников Спартак почтил, устроив игры гладиаторов, как это было заведено в Риме. Только на этот раз в таких мероприятиях заставили принять участие более трехсот знатных римских военнопленных.

Герардеска Манутиус. Говоря о величайших гладиаторах, стоит упомянуть и самую известную женщину, которая освоила эту профессию. Герардеска Манутиус является, возможно, самой величайшей воительницей в истории. Она убила на арене более двухсот противников разного пола, встретив смерть свою в бою. Это была красавица, с черными смоляными волосами и идеальным телом. Римские болельщики обожали ее. А попала Манутиус на арену всего за год до своей смерти. За такой короткий промежуток она успела стать знаменитостью. Беглой рабыне было 28 лет, когда она попала в группу из тех десятков тысяч рабов, объединившихся под началом Спартака. В армии повстанцев женщина сперва исполняла незавидную роль проститутки. Со Спартаком она прошла всю Италию, в свободное время женщина брала уроки работы с мечом. Это позволило ей стать отличным рукопашным бойцом, имеющим опыт в единоборствах. В битве при Лукании в 71 году до н.э., когда Спартак был убит, Герардеску захватил в плен Марк Люциний Красс. Недолго думая, он приказал распять женщину вместе с другими шесть тысячами беглыми рабами. Но уже в момент, когда амазонку приковывали к кресту, римлянин вдруг изменил свое решение. Прекрасная Герардеска понравилась своей бронзовой кожей и провела ночь в палатке Красса. На следующий день военачальник отправил женщину в Капую, в школу гладиаторского мастерства. Он надеялся, что это ремесло поможет ей однажды стать свободной. Основы гладиаторского боя давались Герардеске без особого труда. Уже через несколько недель состоялся первый бой амазонки. Ажиотаж объяснялся тем, что на арену вышла протеже самого Красса. Но всего пять минут потребовалось женщине-гладиатору, что покончить с мускулистым и татуированным греком Трасианом. Публика с наслаждением наблюдала, как два обнаженных до пояса тела, потные от солнца, двигались в попытке убить друг друга. В итоге меч вошел в пах грека, а гром аплодисментов потряс амфитеатр. Победитель использовал обманный прием. Но кровавая карьера не могла продлиться долго. Целых 11 месяцев Герардеска уничтожала всех своих соперников, в том числе и прославленных уже бойцов. А погибла гладиатор в бою с двумя карликами. Во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Бывшая любимица публики вдруг лишилась разом всех симпатий, которые перешли к карликам. Весь Колизей направил пальцы вниз, вынося приговор Герардеске. Согласно правилам раненая женщина легка на спину, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки и в этот момент карлики вогнали свои трезубцы ей в живот и грудь, окончив бой. Израненное тело гладиаторши унесли с арены и просто бросили на груду других жертв боев. Так кумир Рима, знаменитая женщина-боец и не получила последних достойных почестей.

9 неожиданных фактов о гладиаторах и их боях

31 июля 2022 Образование

Вся правда о торговле потом, древних профсоюзах и боях женщин и карликов.

1. Первоначально гладиаторские бои были похоронным обрядом

Римская мозаика, изображающая гладиаторов. Изображение: Wikimedia Commons

Гладиаторские бои считаются типично римским развлечением, но жители этого государства придумали их не сами. Они позаимствовали обычай у этрусков — древней цивилизации, правившей Апеннинским полуостровом до Рима. И у последних бои были не развлечением, а… похоронным обрядом.

Этруски верили, что отход в лучший мир какого‑нибудь вождя или военачальника надо обязательно сопроводить сражением, иначе покойнику скучно будет. Римляне идею оценили и на похоронах своих аристократов стали заставлять биться рабов, а иногда — и свободных добровольцев, которым не хватало адреналина.

По словам римских хроников Тертуллиана и Феста, пролитая кровь очищала душу умершего и готовила его к загробной жизни. Это было своеобразным жертвоприношением.

После превращения Римского государства в мирового гегемона гладиаторские бои трансформировались в развлечение, которым патриции склоняли на свою сторону плебеев, чтобы собрать голоса на выборах.

2. Некоторые императоры бились на арене

Кадр из фильма «Гладиатор»

Помните, как в фильме «Гладиатор» Коммод выходил в Колизей повоевать с рабами? В реальности подобное тоже случалось, причём делал так не он один. Римские историки упоминали, что с гладиаторами в цирках сражались Калигула, Тит, Адриан, Луций Вер, Каракалла, Клавдий, Публий Гета и Дидий Юлиан.

Римский народ таких императоров не любил. Куда же это годится, когда первое лицо государства и вообще живое воплощение бога на земле вылезает на арену и размахивает мечом, как какой‑то раб? Позорище, да и только.

Кроме того, граждане недолюбливали, когда их правители разыгрывали комедию в Колизее, потому что это было скучно и не зрелищно.

Тот же Коммод, например, бился только деревянным оружием, потому что боялся пораниться, а его противники всегда уступали ему. Ну и какое удовольствие от такой клоунады?

3. Гладиаторы продавали свой пот как афродизиак

Древнеримский стригиль, I в. н. э., и сосуд для ароматического масла. Изображение: Wikimedia Commons

Гигиена римлян несколько отличалась от нашей. Желающий искупаться намазывался для начала оливковым маслом. Затем он стирал с себя грязь и пот специальным металлическим скребком — стригилем, чаще всего бронзовым. И только потом мылся водой.

Бедные работали стригилями сами, богатых же скребли специально обученные рабы.

Все отходы после этого люди обычно банально смывали, но некоторые известные гладиаторы поступали иначе. Помывшись после тренировки или поединка, они собирали в маленькие флакончики масло, смешавшееся с грязью и потом с их тел, и продавали их за немаленькие деньги богатым римлянкам.

Те добавляли эту смесь в духи, намазывались ею как кремом и даже подмешивали в пищу своим мужьям. Дамы верили, что сальные выделения мускулистого гладиатора воздействуют на других мужчин как афродизиак, делая даже из самого невзрачного ботаника настоящего альфа‑самца.

И удивляться тут нечему: и в наше время пылкие фанаты, покупающие воду из ванн знаменитостей и прочие странные вещи, никуда не делись.

4. А кровь — как лекарство от эпилепсии

Pollice verso, картина Жана‑Леона Жерома, 1872 год. Изображение: Wikimedia Commons

Не только пот, но и кровь гладиаторов шла в дело — скорее всего, веру в её чудодейственную силу римляне тоже позаимствовали у этрусков.

Например, считалось, что кровь воина способна даровать привлекательность и здоровье женским волосам. Поэтому некоторые богатые римские девушки окунали в неё свои деревянные заколки, прежде чем заниматься укладкой.

Проигравший воин, раненный в бою, мог слегка подзаработать, чтобы компенсировать своему владельцу расходы на лечение.

А кровь, взятая из печени умирающего гладиатора, по мнению Плиния Старшего, помогала от головной боли или эпилепсии — даже если её приходилось силой вливать в глотку больному.

5. Некоторые гладиаторы были женщинами

Сражающиеся женщины‑гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея. Изображение: Wikimedia Commons

Да, гладиаторство было преимущественно мужским занятием, но иногда и женщины становились рабынями‑воительницами. Их звали гладиатрикс. Присутствие женщин на аренах римлянами воспринималось как нечто помпезно‑роскошное и при этом неприличное.

Например, римский поэт‑сатирик Ювенал упоминал о гладиатрикс по имени Мевия, которая убивала на арене кабанов копьём и ходила с обнажённой грудью. А писатель и сенатор Петроний в своих записках обмолвился о женщине‑воительнице, которая сражалась в цирке на боевой колеснице.

Участие дам в таких игрищах и наблюдение за ними порицалось.

Ювенал по этому поводу писал: «Женщины потеряли всякое чувство достоинства и позабыли об обязанностях своего пола».

Однако это не мешало римлянам, вздыхая: «Ах, какое падение нравов!», продолжать наблюдать за боями гладиатрикс. Особенно любил устраивать такие сражения император Домициан: одни его рабыни во время этих мероприятий одевались амазонками, а другие вообще бились с карликами.

И только в 200 году н. э. император Септимий Север полностью запретил участие женщин в боях.

6. Иногда гладиаторы сражались на кораблях

Навмахия, картина Ульпиано Чека.,1894 год. Изображение: Wikimedia Commons

Обычно мы представляем себе, как воины бьются на потеху толпе на песке арены. Но римляне были куда богаче на выдумку, чем вы можете вообразить. Одним из самых захватывающих и впечатляющих зрелищ в гладиаторских цирках были навмахии — с греческого это переводится буквально как «морской бой».

Нет, гладиаторы не сидели с листочками и карандашами и не кричали «Попал!» и «Мимо!». Всё было куда интереснее.

Берём Колизей и затапливаем его водой. Ну или выкапываем специальное искусственное озеро в каком‑нибудь подходящем месте — например, на Марсовом поле. Пускаем туда корабли с гладиаторами и командуем этим головорезам: «Свистать всех наверх! На абордаж!» А потом наслаждаемся зрелищем.

Юлий Цезарь, например, в 46 году до н. э. устроил бой с участием 30 кораблей и 3 000 гладиаторов, чтобы реконструировать морское Саламинское сражение между персами и греками. Для этого ему пришлось выкопать яму площадью 533 × 355 метров. Ну, не самому, естественно. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере морской бой, в котором приняли участие 27 кораблей и 19 000 осуждённых преступников.

Иногда навмахии имитировали не столкновение судов, а штурм островных крепостей — эдакий Омаха‑Бич, только без огнестрельного оружия. Причём сражения гладиаторов на воде не были безопасны не только для самих бойцов (кто их считает?), но и для зрителей.

Так, император Домициан однажды решил воспользоваться случившимся ливнем и бурей, чтобы устроить зрелищный морской бой на некоем озере поблизости от Тибра — прямо как в фильме «300 спартанцев: Рассвет империи».

Правда, что‑то пошло не так, и почти все гладиаторы и некоторая часть зрителей утонули. А позже множество наблюдавших за морским боем римлян скончались от простуды и воспаления лёгких. Вот уж воистину кровавый спорт.

7. Некоторые гладиаторы объединялись в профсоюзы

Гладиаторы сражаются с тигром. Мозаика V века в Большом Константинопольском дворце. Изображение: Wikimedia Commons

Вряд ли можно было ожидать от таких серьёзных ребят такого шага. Но гладиаторы действительно объединялись в специальные организации, чтобы защищать интересы друг друга. Вообще, это была нормальная практика у римлян.

В профсоюзы объединялись представители многих профессий — даже секс‑работницы. Назывались эти организации «коллегиями».

Вступавший в профсоюз гладиатор платил регулярно небольшие взносы, и это гарантировало, что в случае гибели его похоронят должным образом, устроят подобающую могилу и проведут все необходимые церемонии.

Не состоявшего в профсоюзе погибшего гладиатора могли выкинуть в реку или скормить цирковым зверям, чтобы приучить их к человеческой крови. А вот оплатишь подписку — и коллегия позаботится, чтобы всё было чин‑чинарём.

8. На надгробиях гладиаторов оставляли интересные эпитафии

Мозаика «Гладиатор», выставленная в Галерее Боргезе. Изображение: Wikimedia Commons

Стоит упомянуть об интересной гладиаторской традиции: после похорон члена профсоюза коллеги выбивали на его надгробном камне что‑нибудь в память о нём. Археологи обнаружили немало эпитафий следующего содержания:

  • «Семья установила это надгробие в память о Сатурнилосе» — да, иногда гладиаторы имели жену и детей. В случае его гибели коллегия выплачивала им небольшую компенсацию.
  • «Для Никифара, сына Синета, Лакедемонянина, и для Нарцисса‑секутора. Тит Флавий Сатир установил этот памятник в его память на свои деньги» — молодец, и товарищей погибших почтил, и не преминул указать, за чей счёт праздник.
  • «Для Гермеса. Пайтраит и сокамерники установили это в память о нём» — даже рабы, лишённые воли, не забывали о правилах хорошего тона.

Иногда на могилах гладиаторов оставляли более жизнеутверждающие цитаты — например, что погиб он не из‑за удара противника, а из‑за козней богини судьбы, злого рока и мести — Немезиды.

Гладиаторы часто поклонялись ей, выпрашивая удачи в бою. Но, видимо, богиня не всегда удовлетворяли просьбы бойцов.

Считалось, что, перенося ответственность за свою смерть на коварную богиню, гладиатор освобождался от позора.

Если тебя заколол на арене какой‑то тощий неудачник — это просто никуда не годится. А вот если ты пал жертвой злой воли богини мщения, значит, ты всё равно молодец, ведь не смертному тягаться с богами, правда?

9. Заслужившему свободу гладиатору выдавали деревянный меч

Гладиаторы после боя, картина Хосе Морено Карбонеро, 1882 год. Изображение: Wikimedia Commons

Большинство гладиаторов гибли на арене во время боёв или умирали от ран позже. Но самые ловкие и хорошо обученные из них могли заслужить свободу. Её символом был деревянный меч под названием рудис — на нём могли вырезать какую‑нибудь надпись в честь подвигов освободившегося воина.

Например, римский поэт Марциал описал, как на церемонии открытия Колизея в 80 году н. э. двое гладиаторов, Приск и Вер, так долго бились, не уступая друг другу, что в какой‑то момент император Тит Флавий приказал выдать им деревянные мечи и отправить на почётную пенсию.

Воинов на пенсии называли рудиариями — они, как правило, занимались подготовкой молодых бойцов в специальных школах, но могли и плюнуть на эти ваши Колизеи и сменить профессию. Правда, таких счастливчиков было не то чтобы слишком много.

Читайте также 🧐

  • 5 безумных новогодних традиций древних стран, о которых вы точно не знали
  • 10 мифов о древнем мире, в которые многие почему-то верят до сих пор
  • 8 заблуждений о Древнем Риме, в которые мы верим совершенно зря

Статуя гладиатора – Richmond Review/Sunset Beacon

оглядываясь назад

Сан-Франциско Ричмонд Обзор • (Оставить комментарий)

Кинен Карвала

Обнаженный бронзовый мужчина в плаще и шлеме в музыкальном зале Golden Gate Park — римлянин или грек?

На основании бронзовой статуи имеется надпись «Жорж Гифс», член семьи бельгийских художников XIX века. Другая надпись на основании «Cie des Bronzes» — это сокращенное название литейного цеха, отлившего статую, Compagnie des Bronzes в Брюсселе, столице Бельгии. Также вписан год 1881 и художественный метод «cire perdue» или «потерянный воск».

Процесс изготовления бронзовой скульптуры, описанный Музеем Виктории и Альберта, начинается с создания восковой модели произведения искусства. Восковая модель является руководством для создания гипсовой формы, обратной восковой модели (тогда исходная восковая модель отбрасывается). Горячий воск заливают в секции гипсовой формы, чтобы воссоздать внешний слой оригинальной модели в секциях. Затем охлажденную восковую оболочку заполняют смесью песка и гипса, а снаружи добавляют штифты и восковые стержни вместе с слоями гипса, за исключением отверстия в дне.

В жару печи восковая оболочка и стержни плавятся и стекают через отверстие, но гипсовая форма сохраняет свою форму, удерживаемую штифтами; переворачивание гипсовой формы вверх дном позволяет залить расплавленную бронзу, чтобы заполнить пустоту, оставшуюся в гипсовой форме. После затвердевания бронзы мастер разбивает гипсовую форму и удаляет бронзовые стержни, образовавшиеся вокруг произведения искусства.

Скульптура ранее выставлялась на различных выставках, в том числе в Брюсселе в 1880 году, в Амстердаме в 1883 году и на Всемирной колумбийской выставке 1883 года в Чикаго, согласно Хьюго Леттенсу, писавшему в «La Sculpture belge au 19ème siècle».

Статуя гладиатора на северной стороне музыкального зала парка Золотые Ворота была установлена ​​в ознаменование открытия Международной выставки «Середина зимы в Калифорнии». Фотографии Майкла Дюрана.

Парад перед открытием выставки «Середина зимы» прошел от восточной оконечности Панхандл-парка «Золотые ворота» до Музыкального зала, будущего места проведения ярмарки. Скульптура была установлена ​​на ее нынешнем месте в ознаменование открытия выставки 24 августа 189 г.3. На табличке постамента скульптуры указано:

.

В ознаменование открытия Калифорнийской международной выставки «Середина зимы»

На этом месте 24 августа 1893 года торжественно вскопана первая лопата земли.

Выставка откроется 27 января 1894 года на шесть месяцев. Это была первая международная выставка к западу от реки Миссисипи.

Во время выставки Середины зимы в Сан-Франциско проживало более 300 000 человек, но менее 50 лет назад (до золотой лихорадки) здесь проживало менее 250 человек, согласно доктору Уильяму Липски в книге « Образы Америки: выставка середины зимы в Сан-Франциско».

Серебряный футляр содержал землю, засыпанную генеральным директором выставки Майклом Генри де Янгом, и дополнительные монеты были проданы с аукциона в тот новаторский день за 650 долларов. Толпа «восторженно зааплодировала», когда раввин Якоб Воорсангер поблагодарил подрядчиков, приступивших к строительству в тот же день. Судостроитель Ирвинг Мюррей Скотт в своем выступлении отметил, что выставка ознаменует новую индустриальную эру в истории Калифорнии. По оценкам San Francisco Chronicle, в Музыкальном зале находилось 40 000 человек, а всего их было 60 000, включая жителей окружающих холмов и долин, которые, по мнению репортера, находились слишком далеко, чтобы слышать выступления на эстраде.

В то время как статуя сегодня упоминается как скульптура римского гладиатора на веб-сайте, посвященном 150-летию парка Золотые Ворота, в бельгийском каталоге 1880 года используется другое французское описание: свои войска в бой». Кроме того, Липский упомянул статую как часть экспозиции «Ярмарка царя Леонида Спартанского». Статуя изображает царя Леонида из древнегреческого города-государства Спарты. Леонид известен тем, что продержался со своими 300 спартанскими солдатами во время героического последнего боя, защищая узкий проход Фермопил от гораздо более крупного персидского вторжения в 480 г. до н.э. в течение нескольких дней, прежде чем уступить персам.

(Древнегреческие источники упоминают несколько сотен других греческих солдат, защищавших перевал на разных этапах битвы, прежде чем Леонид уволил их или сдался персам, согласно статье Майкла А. Флауэра «Симонид, Эфор и Геродот о битве при Фермопилах». »)

Исследование, проведенное Кристофером Поллоком, историком из Департамента отдыха и парков Сан-Франциско, подтвердило, что статуя римского гладиатора и статуя Леонида — одно и то же.

До того, как скульптура гладиатора оказалась в парке Золотые Ворота, она экспонировалась на различных выставках, в том числе в Брюсселе в 1880 г., Амстердаме в 1883 г. и на Всемирной колумбийской выставке 1883 г. в Чикаго.

По данным Комиссии по искусству Сан-Франциско, бронзовая статуя и гранитный пьедестал вместе имеют высоту 11 футов 3 дюйма. Статуя изображает Леонида в плаще, который высоко держит меч в правой руке. Взгляд Леонидаса через правое плечо направлен в противоположную сторону от его вытянутой левой руки, возможно, указывая на персидских захватчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *