270 лет со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гёте
Немецкий поэт, классик мировой литературы Иоганн Вольфганг фон Гёте родился во Франкфурте-на-Майне 28 августа 1749 года в семье императорского советника. В доме фон Гёте была хорошая библиотека, что позволило будущему писателю близко познакомиться с литературой в раннем детстве. Именно из книг отца он узнал о загадочном чернокнижнике Иоганне Георге Фаусте. Иоганн прочел в оригинале Вергилия, познакомился с «Метаморфозами» и «Илиадой». Гёте знал несколько языков и свободно говорил на французском, итальянском, греческом и латыни. Одарённый юноша, изучал юриспруденцию в университете, увлекался литературой, философией и медициной. Кстати, в 1784 году он сделал открытие в анатомии, открыв у человека межчелюстную кость. Первые стихотворения Гёте писал уже в восемь лет. Первым его значительным произведением стала пьеса «Гец фон Берлихинген с железною рукою», сделавшая автора известным в Германии. Роман в письмах «Страдания юного Вертера» принёс Гёте мировую славу.
рейтингу
дате выхода
названию
автору
цене
скидке
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
187 267
Фауст Гете Иоганн Вольфганг
Дополнительная скидка
Купон на скидку до 31.05.2023
ПодробнееКупон на скидкуДополнительная скидка
Акция до 31. 05.2023
-20%
258 322
Фауст Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
308 439
CD-ROM (MP3). Фауст. Аудиофильм. Аудиокнига Гете Иоганн Вольфганг
Дополнительная скидка
Купон на скидку до 31.05.2023
ПодробнееКупон на скидкуДополнительная скидка
Акция до 31.05.2023
-20%
269 336
Фауст Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
504 720
Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
357 510
Гёте Шмидт Жоэль
Дополнительная скидка
Купон на скидку до 31.05.2023
ПодробнееКупон на скидкуДополнительная скидка
Акция до 31.05.2023
-20%
552 690
Фауст Гете Иоганн Вольфганг
Дополнительная скидка
Купон на скидку до 31. 05.2023
Дополнительная скидка
Акция до 31.05.2023
-20%
388 485
Фауст Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
157 224
Страдания юного Вертера Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-35%
227 349
CD-ROM (MP3). Фауст. Аудиокнига Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
2 779 3 969
Научные сочинения в 3-х томах. Том 2. Общие вопросы естествознания Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
238 339
Фауст Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31.05.2023
-30%
2 538 3 625
Научные сочинения в 3-х томах. Том 1. Образование и преобразование органических существ (морфология) Гете Иоганн Вольфганг
Фиксированная скидка
Акция до 31. 05.2023
-30%
245 349
CD-ROM (MP3). Фауст. Аудиокнига Гете Иоганн Вольфганг
Фильтры
Сортировка
Ваш населённый пункт:
г. Москва
о влиянии цвета на психику
«Учение о цвете» Гёте неправильно было бы рассматривать в отрыве от понимания природы психического состояния самого автора. Этот труд можно смело называть одним из первых построений собственного направления психотерапии. Над своей теорией он работал около 20 лет. И это ценное исследование на основе самоанализа досталось потомкам – изучать и сравнивать интересно, примеряя на себя выводы Гёте о влиянии того или иного цвета.
Физика и лирика
Существует лишь одна неприятность. Гёте в своём учении затрагивает те аспекты, в которых ничего не понимает. Это физика, теория цвета Ньютона. Получается не совсем корректная ситуация. Физики исследуют цвет и свет как явления материальной реальности, а Гёте говорит более о цветовых впечатлениях и воздействии цветов на психику. Физикам следует оставить Ньютона, лирики могут наслаждаться измышлениями великого поэта.
Гёте пишет о восприятии цвета и влиянии, которое он оказывает на сознание. С его точки зрения, существуют особые цвета, которые могут вызвать особые состояния или откорректировать имеющиеся. Он предлагает различные формы работы с цветом: просто на него смотреть, окружать себя предметами определённого цвета, использовать различные типы цветных стёкол.
Появление цветотерапии
Существует мнение о том, что современники восприняли учение Гёте скептически. Это далеко не так. Смотря какие… Особые люди, экзальтированные, увлекающиеся и неординарные достаточно быстро подхватили идею, в Европе даже возникла небольшая мода на цветные стёкла, которые сторонники идей Гёте старались всюду носить с собой.
Гёте не был обычным человеком, круг его интересов обширен, в соответствии с типом его личности – увлекающийся, интересующийся всем, пылкий. Он достаточно часто испытывал психологический дискомфорт. Вероятно, разработанная им цветотерапия помогала ему сохранять баланс, контролировать эмоциональный фон.
Цвета и их воздействие на сознание по Гёте
Вот некоторые выводы поэта и исследователя, которые он сделал по поводу различных цветов. Он разделил их на положительные и отрицательные.
Положительные: красный; оранжевый; жёлтый.
Отрицательные: синий; красно-синий.
Зелёный выпал не из-за невнимания автора исследования, а из-за своих свойств – потому что вызывает нейтральное состояние.
Жёлтый наполняет оптимизмом, радует, производит тёплое и лёгкое впечатление.
Красно-жёлтый – всё то же самое, но воздействие более сильное. Это и оранжевый, и смесь красного с жёлтым, где больше того или другого.
Синий – приносит противоречивое успокаивающее и возбуждающее состояние. Он влечёт к себе, но важна правильно подобранная его тональность.
Красно-синий – он возбуждает, но не так, как красно-жёлтый.
Красный – цвет серьёзности, достоинства, внутренней уверенности в себе.
Зелёный – нейтральный, который сглаживает эффекты двух своих составляющих – жёлтого и синего. Они действую одновременно, поэтому возникает чувство успокоения.
Методика воздействия
Не следует воспринимать всё это буквально, научных доказательств нет. Однако созерцание цветов действительно пробуждает способность испытывать тонкие эмоции, сканировать свои чувства.
Следует отметить, что описываемое влияние может быть и другим, поскольку во многом связано с субъективным восприятием своих переживаний. Всё-таки исследовал воздействие цвета Гёте в первую очередь на себе лично. Но, кстати, можно иметь полную уверенность в том, что это помогало самому поэту.
В «Учении о цвете» Гёте выделяет цветовые пары, которые могут дополнить друг друга и создать условия для возникновения целостности.
Работать с цветами можно любым удобным способом. К примеру, сделать цветовые витражи и смотреть через них на свет. Какой-то эффект это непременно принесёт, потому что во время практики созерцатель будет концентрировать своё внимание на тонких и едва уловимых переживаниях. Они будто бы «окрасятся»… Это может быть нужным и полезным всем людям с каким-либо дефицитом – недостаточным пониманием себя, других людей и мира вокруг. Внутри не хватает красок, и это создаёт иллюзорную или явную стену отчуждения. Снять же её можно посредством применения методики личных компенсаций. Гёте интуитивно построил терапевтический гештальт, а в нём сумма явлений больше, чем математическая величина сложения.
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.
Понравилась статья — поделись с друзьями!
Иоганн Вольфганг фон Гёте | Биография, произведения, Фауст и факты
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 28 августа 1749 г.
Франкфурт-на-Майне Германия
- Умер:
- 22 марта 1832 г. (82 года) Веймар Германия
- Известные работы:
- «Алексис и Дора» “Auf dem See” «Клавиго» «Дер Гросс-Кофта» «Эгмонт» «Фауст» «Гетц фон Берлихинген» «Герман и Доротея» «Ифигения в Тавриде» «Стелла» «Эрл-король» «Страдания юного Вертера» «Театральная миссия Вильгельма Мейстера» «Торквато Тассо» «Убер Аллен Гипфельн» «Венецианские эпиграммы» «Ученичество Вильгельма Мейстера»
- Механизм/стиль:
- Буря и натиск
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему Иоганн Вольфганг фон Гёте важен?
Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) — немецкий поэт, драматург, прозаик, ученый, государственный деятель, театральный режиссер, критик и художник-любитель. В литературной культуре немецкоязычных стран он занимал настолько доминирующее положение, что с конца 18 века его сочинения называют «классическими».
Какой была семья Иоганна Вольфганга фон Гёте?
Отец Иоганна Вольфганга фон Гете, Иоганн Каспар Гёте (1710–1782 гг.), был праздным человеком и жил на унаследованное состояние. Мать Иоганна, Катарина Элизабет Текстор (1731–1808), была дочерью самого высокопоставленного чиновника Франкфурта. Гёте был старшим из семи детей, хотя во взрослую жизнь дожила только одна, его сестра Корнелия (1750–1777).
Что написал Иоганн Вольфганг фон Гёте?
Иоганн Вольфганг фон Гёте, пожалуй, наиболее известен благодаря роману «Страдания юного Вертера » (1774 г.), первому роману движения «Буря и натиск», и роману «Фауст » (часть I, 1808 г.; часть II, 1832 г.). пьеса о человеке, продающем душу дьяволу, которую иногда считают величайшим вкладом Германии в мировую литературу.
Когда Иоганн Вольфганг фон Гёте женился?
Иоганн Вольфганг фон Гете официально женился на Кристиане Вульпиус в октябре 1806 года. Он был против церковной церемонии, которая в то время была единственным способом заключить законный брак, поэтому, хотя она родила Гёте сына Августа в 1789 году., он не женился на ней, пока наполеоновская армия не разграбила город, в котором они жили.
Иоганн Вольфганг фон Гёте , (родился 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне [Германия] — умер 22 марта 1832, Веймар, Саксен-Веймар), немецкий поэт, драматург, прозаик, ученый, государственный деятель, театральный режиссер, критик и художник-любитель, считающийся величайшим немецким литературным деятелем современности.
Гёте — единственная немецкая литературная фигура, чей диапазон и международное положение не уступают выдающимся немецким философам (которые часто опирались на его произведения и идеи) и композиторам (которые часто клали его произведения на музыку). В литературной культуре немецкоязычных стран он занимал настолько доминирующее положение, что с конца 18 века его сочинения стали называть «классическими». В европейской перспективе он предстает центральным и непревзойденным представителем романтического движения в широком понимании. Можно сказать, что он находится в таком же отношении к культуре эпохи Просвещения, которая продолжается до наших дней, как Уильям Шекспир к культуре Возрождения и Данте к культуре Высокого Средневековья. Его Фауст , хотя и в высшей степени достойный сценического оформления, если его соответствующим образом отредактировать, также является величайшей длинной поэмой Европы со времен «Потерянного рая» Джона Мильтона , если не со времен Данте «Божественная комедия» .
Гёте был одним из очень немногих деятелей немецкого литературного возрождения XVIII века, которые были в полном смысле этого слова буржуа. В отличие от большинства своих современников, у него не было нужды, по крайней мере в первой половине своей жизни, искать княжеского покровительства над своей писательской деятельностью или занимать должность чиновника или академика. Франкфурт, в котором он родился и в котором сформировались его социальные взгляды, был, как и сейчас, богатым торговым и финансовым центром, но он также был фактически самоуправляющейся республикой, городом-государством в составе Священной Римской империи. Дворяне, знатные и мелкие государи, которые так много значили в дальнейшей жизни Гёте, не имели никакого отношения к его раннему опыту: он был городским ребенком из богатой семьи в мире по существу среднего класса.
Его отец, Иоганн Каспар Гёте (1710–1782 гг.), сын богатого портного, ставшего трактирщиком, был праздным человеком, жил на унаследованное состояние и посвятил себя после изучения права в Лейпциге и Страсбурге и поездки по Италии. , Франции и Нидерландов, к коллекционированию книг и картин и к образованию своих детей. Мать Гете, Катарина Элизабет Текстор (1731–1808), была одной из дочерей самого высокопоставленного чиновника Франкфурта и была живой женщиной, по возрасту ближе к сыну, чем к мужу. Гёте был старшим из семи детей, хотя только один другой дожил до зрелого возраста, его сестра Корнелия (1750–1777), к которой он испытывал сильную привязанность, о потенциально кровосмесительной природе которой он, кажется, знал. Еще одним эмоциональным фактором в детстве поэта, который мог повлиять на его дальнейшее развитие, были отношения любви-ненависти с младшим братом, умершим в 1759 году.в возрасте шести лет: последующие отношения Гёте с литературными современниками были неоднозначными, хотя он, тем не менее, называл их «братьями», и его отталкивали литературные и художественные изображения смерти.
Викторина «Британника»
Авторский блок
Гете получил образование вместе со своей сестрой дома у наставников, пока ему не исполнилось 16 лет. Его отец имел очень определенные представления о его образовании и намеревался, чтобы Гете следовал образцу, которому он сам следовал в молодости: изучение права, получение опыта в Reichskammergericht. (верховный суд Священной Римской империи) в Вецларе, и, в конце концов, завершил свою мирскую культуру грандиозным путешествием в Италию, после чего он мог жениться и осесть, возможно, поднявшись, как не смог его отец, до ответственная должность в администрации города. Неохотно и с некоторым опозданием Гёте последовал рецепту своего отца, хотя он завершил последние этапы только через несколько лет после смерти отца.
Узнайте, как неудачные отношения Иоганна Вольфганга фон Гёте вдохновили его на создание некоторых из величайших литературных произведений
Просмотреть все видео к этой статье Таким образом, в 1765 году Гёте уехал из дома, чтобы изучать право в Лейпциге. Тамошний университет был центром литературного возрождения Германии на протяжении последних 40 лет. В академии рисования, которой руководил Адам Фридрих Озер — друг и учитель искусствоведа Иоганна Винкельмана, жившего в то время в Риме, — Гёте косвенно стал одним из учеников Винкельмана. У Гёте были в почти законченном виде библейская пьеса и моралистический роман, когда он поступал в университет, но, прочитав их своим друзьям, он демонстративно сжег их, как недостойные его уже развитого вкуса, и начал писать эротические стихи и пастырскую драму. , Die Laune des Verliebten (1806; «Сплин любовника»; англ. пер. The Lover’s Caprice ), начатое в 1767 году. Он влюбился в дочь трактирщика Кэтхен Шенкопф, но она предпочла кого-нибудь посолиднее , юрист, который со временем стал заместителем бургомистра Лейпцига. Гёте отомстил, начав свою первую зрелую пьесу « Die Mitschuldigen » (1787; «Партнеры в вине»), комедию в стихах, показывающую сожаления женщины после года брака с не тем мужчиной. Его эмоциональное состояние стало лихорадочным, и его здоровье пошатнулось — возможно, он перенес приступ туберкулеза — и в сентябре 1768 года он вернулся домой во Франкфурт без степени. Затем еще один приступ болезни привел его, по-видимому, к смерти, и после этого он на короткое время обратился из вольнодумства в евангельское христианство. Однако в то же время он серьезно изучал алхимию и, возможно, уже сформировал идею написать пьесу о Фаусте, полулегендарной фигуре, которая продает свою душу Дьяволу за знание и силу и которая стала предметом величайшего произведения Гёте. .
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Иоганн Вольфганг фон Гете — Школа жизни
Люди всегда с трудом произносили его имя. Британский премьер-министр XIX века Бенджамин Дизраэли однажды подвергся насмешкам в парламенте за то, что он ошибся. Если вы не говорите по-немецки, совершенно не очевидно, как вы должны это говорить. Беспроигрышный вариант — начать с жесткой g на «Ger…» и закончить на «ter»: Ger-ter.
Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832) часто считают одним из великих культурных героев Европы, сравнимым с Шекспиром, Данте и Гомером. Он преуспел в самых разных областях: он написал много стихов, пользовался огромным успехом как писатель и внес научный вклад в физиологию, геологию, ботанику и оптику. Он также был дипломатом, гуру моды, высокопоставленным государственным служащим, порнографом, главой университета, прекрасным художником, предприимчивым путешественником, директором театральной труппы и главой горнодобывающей компании. Неудивительно, что другой эрудит, Энди Уорхол, присвоил его своему пантеону героев:
При жизни поклонники Гёте были поражены его литературными произведениями. Но больше, чем любая из его книг, людей в то время впечатляло то, как он прожил свою жизнь, каким человеком он был. Жизнь была важнее книг (что помогает объяснить, почему, в отличие от Джейн Остин или Марселя Пруста, его литературные произведения относительно неизвестны).
Гёте родился во Франкфурте в 1749 году. Его семья жила в достатке – это были новые деньги, полученные от содержания гостиницы.
Семейный дом, где вырос Гёте
Семья Гёте: 14-летний Иоганн Вольфганг и его младшая сестра Корнелия присматривают за домашней овцой
обучался дома; он писал стихи для своих друзей, брал уроки рисования, выучил итальянский. Он много ходил в театр и дружил с актрисами. Как член высшего сословия, он публично носил меч с двенадцати лет.
Гёте, Автопортрет, около 15 лет
Учился в Лейпцигском университете, а затем получил степень магистра права в Страсбургском университете.
Он часто пропускал лекции и отправлялся на смотровую площадку высоко на соседней башне собора. Он боялся высоты. Но он заставил себя сделать это, потому что ему нравилось преодолевать препятствия – и ему нравился вид.
Мы можем почерпнуть важные уроки у Гёте:
Первый: от романтизма к классицизму в любви
Первой полноценной работой Гёте после окончания юридического факультета была должность помощника в национальном трибунале, который рассматривал дела между многочисленными мелкими германскими государствами, которые в то время составляли Священную Римскую империю. Во время работы он влюбился в невесту одного из своих коллег. Затем он совершил огромную неосмотрительность и написал любовный роман в виде романа. Он назвал его « Печали юного Вертера» — центральный персонаж, Вертер, представляет собой слегка замаскированный автопортрет.
В нем рассказывается история о том, как Вертер/Гёте влюбляется в девушку по имени Шарлотта. Это очень подробное описание всех крошечных шажков на пути к увлечению: они танцуют вместе, в какой-то момент их ноги случайно соприкасаются под столом; улыбаются, пишут друг другу кокетливые записочки. Влюбленность кажется самым важным опытом в жизни. Вертер спрашивает себя: «Что за жизнь без романтической любви? Волшебный фонарь без лампы».
Этот глубоко очаровательный роман был бестселлером в Европе в течение следующих 25 лет. Наполеон хвастался, что читал ее семь раз. У истории печальный конец. Шарлотта на самом деле не любит Вертера и в конце концов отвергает его. В отчаянии он убивает себя. Трагическая развязка показывает, что Гёте начинает видеть ограниченность романтического взгляда на жизнь. Романтическая любовь очень привлекательна, но она также вызывает огромные проблемы.
Основная проблема, по мнению Гёте, такова: романтическая любовь надеется «заморозить» прекрасное мгновение. Летний вечер, после обеда Вертер гуляет по лесу со своей возлюбленной. Он хочет, чтобы так было всегда: поэтому он чувствует, что они должны пожениться, иметь совместный дом, завести детей. Хотя на самом деле брак будет совсем не похож на прекрасную июньскую ночь. Будет истощение, счета к оплате, ссоры и чувство заточения. По сравнению с крайними надеждами романтизма настоящая любовь всегда неизбежно является ужасным разочарованием.
Вот почему Гёте постепенно отошел от романтизма к идеологии любви, которую он назвал классицизмом, отмеченной определенной степенью пессимизма, принятием проблем, которые со временем обрушиваются на все пары, и необходимостью отказаться от некоторых пьянящих надежд первые дни ради спокойствия и административной компетентности. Гёте был критиком романтической идеологии не потому, что у него было холодное сердце или отсутствие воображения, а потому, что он так глубоко и близко понимал ее привлекательность — и, следовательно, ее опасности.
Карьера Гёте показывает нам путь от первоначального романтизма Вертера к зрелому, классическому взгляду на жизнь. Его более поздняя пьеса « Ифигения, » полностью развивает классическую альтернативу романтизму.
Ифигения — греческая принцесса времен Троянских войн, дочь главного царя греков Агамемнона. Она и ее семья вовлечены в ужасающую череду убийств и междоусобиц: драматическое преувеличение травм обычной семейной жизни.
Ифигения в белом — со своими трудными родителями: Клитемнестрой и Агамемноном
Обычно цикл сильной страсти продолжается от одного поколения к другому. Гёте представляет Ифигению как человека, который, наконец, приносит прощение и мир.
Ифигения уговаривает брата простить родителей
Ифигения видит свою роль в жизни как «смягчение мужчин». Она всегда призывает людей успокоиться и быть милосердными. Она привержена любви, но любви, отмеченной не дикой страстью, а пониманием, сочувствием и стремлением к гармонии:
Помня о том, что мы все должны умереть
Должны смягчить самое черствое сердце;
Разве мы не обязаны проявлять к другим
Лучшая доброта, которую мы сами знали?
Первая аудитория Гёте, воспитанная на романтизме, не сразу поняла суть. Отворачивался ли Гёте от романтической любви? Где была вся страсть? Они описывали историю Ифигении как «наблюдение за серым туманом».
Гёте уже в зрелом возрасте был неустрашим. Ему надоел Вертер, и он решительно высказал свое мнение: «Романтизм — болезнь, классицизм — здоровье». Но он столкнулся с элементарной культурной проблемой: романтизм кажется более захватывающим. Гёте обозначил одну из центральных проблем культуры: как сделать так, чтобы полезные для нас вещи успешно конкурировали за внимание с захватывающими страстными вещами?
Два: Достоинство администрации
В апреле 1775 года, вскоре после своего большого успеха у Вертера, Гёте устроился на работу государственным служащим.
Карл Август, герцог Веймарский, назначил его своим главным советником и старшим администратором, чтобы помочь управлять своей страной.
Карл Август, работодатель Гете – большую часть жизни
Гёте оставался на этой работе большую часть своей жизни; его основная работа заключалась в должности министра дорог, что было жизненно важно для улучшения торговли. Он был надзирателем государственной операции по добыче серебра. Он выполнял дипломатические миссии и принимал важные решения в области образования и городского планирования. Он проводил много времени на заседаниях кабинета министров два раза в неделю (которые включали в себя много написания и чтения информационных материалов).
Это может показаться странным ходом для очень успешного творческого деятеля: как если бы лауреат Букеровской премии стал госслужащим в Департаменте окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства. Мы просто предполагаем, что искусство и литература расходятся с энтузиазмом в отношении государственного управления.
Коллеги Гёте
Но Гёте так не считал. На протяжении многих лет он тратил много времени на составление отчетов и участие в собраниях о плюсах и минусах покупки специального дренажного оборудования, лучшего материала для покрытия шоссе и о том, как вести себя с их властным соседом, Пруссией.
Он чувствовал, что ему нужны ответственность, сила и опыт, чтобы стать более зрелым и мудрым человеком, а также лучшим поэтом и философом. Но он делал и кое-что еще: он позволял ему претворять идеи в жизнь.
Гёте прошел путь от писателя-одиночки до руководителя ведущего культурного учреждения Германии того времени – Веймарского государственного театра
Позже он занимал должность министра искусств. Ему удалось основать лучший театр Германии – и поставить первые постановки многих пьес той эпохи. Говоря современным языком, это было все равно, что стать крупным кинопродюсером. Встреча с властью, ответственностью, бюджетом и деньгами — с механизмами, управляющими миром, — позволила Гёте пройти решающий путь развития. Он превратился из одинокого творческого мыслителя, работающего в основном самостоятельно, в человека, способного претворять свои идеи в жизнь. Вместо того, чтобы писать о том, как хорошо было бы иметь национальный театр, он смог его основать; вместо того, чтобы просто сказать, что в городах должны быть зеленые насаждения, он смог привести в действие правительственную машину и фактически создать образцовый городской парк.
Гёте перешел от сочинений о важности природы к созданию большого парка недалеко от центра города
Третье: путешествие как терапия
приближалось его сорокалетие, Гёте охватывал страх, что он растрачивает свою жизнь впустую. Он устал от холодных зим, бесконечных встреч, загруженности работой, из-за которой было трудно найти время для письма. Он направился в Италию – сначала в Виченцу и Венецию, где его особенно впечатлили постройки Андреа Палладио.
Гёте хотел, чтобы его жизнь стала
похожей на здания Палладио: безмятежной, упорядоченной, чувственной и величественной Затем он отправился в Рим, который был его главной базой. Почти два года он провел в Италии. У него было очень классическое представление о точке путешествия. Внешнее путешествие должно было поддержать внутреннее путешествие к зрелости. Он чувствовал, что есть часть его самого, которую можно открыть только в Италии: «Я тоскую по винограду и инжиру».
Пьяцца дель Пополо – Рим 18-го века: квартира Гёте была всего в нескольких шагах отсюда – несколько дверей по средней улице между двумя куполами, с левой стороны
Но, как и многие посетители Рима, когда он добрался туда он чувствовал разочарование.
В сборнике стихов, которые он написал о своем опыте — Римские элегии — он описывает, как великий город, казалось, был наполнен безжизненными руинами, которые были известны, но на самом деле ничего для него не значили: «поговори с меня, камни! он умоляет. Это чувство было у многих более поздних посетителей.
Он понял, что ему нужен не более подробный путеводитель, а правильный человек, с которым можно завести роман — кто-то, кто разделит с ним свою любовь к Риму и покажет ему истинное значение этого места. В стихотворении он описывает женщину, которую встречает, — он называет ее Фаустиной. Они проводят ленивые дни в постели; она не очень интеллектуалка, она рассказывает ему о своей жизни, о зданиях, мимо которых идет на рынок, — о Пантеоне, барочной церкви, спроектированной Бернини, — о знаменитостях которых она и не подозревала; это были просто здания, которые оказались рядом, которые ей нравились. В своей спальне рядом с Фаустиной Гете понимает, что проникается духом классической культуры: простым, удобным отношением к сексу и красоте; и идея, что классические поэты были такими же людьми, как он.
Для Гёте цель путешествия не в отдыхе и не в отдыхе от рутины. У него на уме более масштабная цель: цель путешествия — отправиться туда, где мы сможем найти недостающий ингредиент нашей собственной зрелости.
Цель: зрелость
Гёте не остался в Италии. Спустя почти два года он достаточно развился, чтобы вернуться в Веймар и продолжить свою политическую и творческую работу.
Четыре: жить полной жизнью: фаустовский герой
Одна из самых поразительных вещей в Гёте — это то, как много он сделал, насколько широким был его кругозор и насколько широкими были его интересы. Он исследовал это, в частности, в своей самой известной работе « Фауст ». Гёте всю жизнь работал над Фаустом . Самые ранние наброски восходят к его подростковому возрасту. И он решил, что покончил с этим, только когда ему было чуть за восемьдесят. Faust состоит из двух частей, и вместе представление занимает около тринадцати часов. Сам Гёте никогда не видел всего этого — и мало кто с тех пор видел.
Фауст — средневековый академик и ученый. Он очень образован, но мало что делает: он не удовлетворен любовью, он не заработал денег и у него нет власти. Его знания бесплодны. Его жизнь кажется бессмысленной, и он мечтает умереть.
Но тут его посещает дьявол по имени Мефистофель, который предлагает ему безграничную энергию, красивую внешность и способность делать все, что он хочет. Вопрос в том, что Фауст захочет сделать? Первая опасность для Фауста состоит в том, чтобы остаться ученым, сопротивляющимся мирскому влиянию.
‘Окружен кучами книг,
Свален в самое высокое хранилище и выше:
Червяк съеден, посыпан пылью’
С помощью Дьявола он мог стать настоящим книжным червем: он мог достать древнейшие, редчайшие рукописи. Но он устает от слов и жаждет действий.
Вторая опасность заключается в том, что он будет использовать свои новые способности для удовлетворения любого чувственного аппетита. Он станет чистым гедонистом. Фауст идет по этому пути: он идет в бар и всех сильно напоит, он идет на огромную оргию — но потом он понимает, что на самом деле он ищет красоты и любви, и это уводит его от секса и алкоголя.
Третья опасность заключается в том, что Фауст станет самоуверенным, но поверхностным политическим лидером. Но во второй части пьесы Фауст преследует великую цель: в конце концов он организует развитие новой страны – по образцу Голландской республики – которая на тот момент была самым просвещенным и успешным обществом в мире.
Последняя мудрость: пространство для миллионов,
свободное для работы на плодородных полях, где люди и стада
могут поселиться и обрести комфорт на новой земле:
рай, где трудолюбивые люди каждый день завоевывают свою свободу
Фауст — это нравоучительная сказка для всех нас: он показывает нам как ловушки жизни, так и то, как мы можем их избежать. Фауст знает очень много, но он сопротивляется тому, чтобы быть академиком; любит секс, но не поддается разврату. Ему нравится власть, но он не использует ее для мании величия: он заставляет ее работать на благо благородных целей.
Путь Фауста мало чем отличается от пути Гёте. Фауст по существу вычерчивает для нас теорию о том, как жить полной жизнью. Он очень интересуется идеями, но не ученый. Он посещает Италию, но не остается там. Он возвращается к работе. Он пробует себя в управлении и учится владеть властью, но как только он овладеет этой стороной себя, он идет дальше. Идея Фауста заключается в том, что для полного развития мы должны заигрывать с вещами, которые весьма опасны, но держаться за чувство высшей цели.
В 1807 году император Наполеон пытался уговорить Гёте приехать и работать на него – Гёте отказался, но был рад такому предложению
Пять: Наука для творческих людей своего рода замечательное дело — писать великие романы и пьесы, а также играть значительную роль в науке. Его интересы варьировались от геологии, метеорологии, физиологии и химии. Но самая важная его работа была в ботанике – в 179 г.0 он подготовил свое исследование Метаморфозы растений, и по оптике и цвету, где его исследования были подытожены в Теории цветов , которая была опубликована в 1810 году. а в науках полностью исчезает из европейской цивилизации. Гете дает нам некоторые указания относительно того, почему это произошло. Гёте — герой для людей с более литературной и художественной чувствительностью, которых издалека привлекает широкий предмет науки, но которые находят подробности науки менее привлекательными.
Гете любит науку, которой можно заниматься самостоятельно, внимательно изучая окружающий мир.
Гёте много исследовал растения в собственном саду за домом в Веймаре
Он много исследовал оптику со свечами и цветными листами бумаги в своем кабинете. Ему нравилась тренировка, которую это давало, спрашивая себя: что я на самом деле вижу? Это могло бы бороться с нашей тенденцией видеть только то, что мы ожидаем. Кроме того, это с пользой обращало наше внимание вовне, избавляя от озабоченности собой.
Гете очень интересовался психологическим аспектом нашего отношения к вещам, которые исследует наука: растениям, свету, камням. Вместо того, чтобы исключать вопросы личного значения, Гёте считает их центральными для правильного и полного исследования природы.
Почему цвета ее платья хорошо сочетаются друг с другом
Он хочет понять, почему зеленый и красновато-коричневый шелк создают прекрасное дизайнерское сочетание — в помощь кутюрье и художникам.
Его поразило, что разные виды камней имеют разный характер. И выбрал гранит — самый твердый камень — для памятника удаче, который поставил в своем саду.
Почему гранит хорош для памятника удаче?
Что для меня значит слоновья челюсть (Гёте нашел ее в каменоломне недалеко от Веймара)?
И его очень тронула преемственность между человеческой жизнью и жизнью растений и животных. Смысл изучения челюсти слона состоял в том, чтобы понять следы нашей эволюции. Гёте рассматривал человеческую природу как постепенное усовершенствование животной природы.
Гёте очень беспокоило направление, в котором движется наука, которое он особенно связывал с работами Исаака Ньютона. По мнению Гёте, академический, профессиональный ученый не интересовался личным значением вещей, которые он исследовал.
Гёте думал, что Ньютон «истязал» свет, разбивая его, чтобы извлечь его скрытые секреты
Гёте не считает, что Ньютон технически неправ. Дело в том, что ему не нравится направление усилий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С возрастом Гёте продолжал работать.
Он часто диктовал свои идеи
И продолжал искать любовь – и секс.
В свои 70 лет Гете влюбился в Ульрику – его страсть осталась безответной
Гёте умер в своем доме в Веймаре в 1832 году. Ему было 83 года.
Нам есть чему у него поучиться.