Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения
Роман «Герой нашего времени» – уникальное явление русской культуры. Опираясь на литературные тенденции 30-х–40-х годов XIX века, Михаил Юрьевич Лермонтов во многом стал новатором. Он создал первый реалистический роман в прозе на русском языке, творчески переосмыслил метод циклизации, расширил функциональные возможности композиции и подарил миру эпохальный образ Печорина – лишнего человека, выпавшего из круговорота своего мятежного времени.
«Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 25 лет, за год до трагической смерти на дуэли. Шел 1840 год. В мировой литературе бытует тенденция к изображению «сына века» – типичного представителя конкретной эпохи, страны, социального слоя. Уже опубликована «Исповедь» Жана-Жака Руссо, «Страдания молодого Вертера» Йоганна Гете, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона, «Исповедь сына века» Альфреда Мюссе.
В России настоящую тенденцию поддержали Карамзин со своим «Рыцарем нашего времени», Веневитинов с «Владимиром Перенским», Станкевич с «Несколькими мгновениями графа Z». А в 20-е годы вышли шедевры «Горе от ума» Грибоедова и «Евгений Онегин» Пушкина.
Суть и краткое содержание произведения
Эти произведения и их авторы подготовили благодатную почву для написания романа о представителе русского дворянства – герое отживающей эпохи.
Совокупность стилей
В «Герое нашего времени» органично сплелись психологический, авантюрный, социальный, исповедальный романы, лучшие черты отошедшего романтизма и развивающегося реализма. В литературных кругах до сих пор продолжаются споры относительно определения жанра произведения – оно не умещается в узкие рамки ни одного из них.
Многогранность проблематики романа (нравственно-философская, социально-психологическая) обуславливает его психологизм, глубокое погружение в натуру главного героя. Реальные исторические события здесь прописаны условно, в первую очередь автора занимает история человеческой души, а она «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Первая публикация «Героя…» состоялась в 1840 году в питерском издательстве Ильи Глазунова.
Роман состоит из отдельных повестей, путевых очерков, новелл, дневниковых записей. Примечательно, что реальная хронология событий нарушена, для читателя главы-повести расположены в такой последовательности:
- «Бэла»;
- «Максим Максимыч»;
- Предисловие к «Журналу Печорина»;
- «Тамань»;
- «Княжна Мери»;
- «Фаталист».
Если бы события располагались в хронологическом порядке, то сперва должна была идти «Тамань» (авантюрная история о контрабандистах), за ней «Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории), потом «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость из-за дуэли с Грушницким), «Фаталист» (мистическая история в казацкой станице), «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через 5 лет после расставания на Кавказе), предисловие к «Журналу Печорина».
Лермонтов использовал прием анахронизма не случайно. Историческая действительность не представляла для автора первостепенной важности. Главная задача романа – раскрыть образ центрального персонажа. Именно поэтому автор перемешивает главы, устанавливает собственное внутрироманное время и располагает повести так, чтобы они наиболее ярко и детально раскрывали образ Печорина.
Кроме всего прочего, композиция «Героя…» осложнена сменой рассказчиков. В романе их три – странствующий офицер, Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин. Так, образ главного героя раскрывается под разными углами зрения – о нем пишет сторонний наблюдатель, приятель, лично знакомый с ним, и сам герой. Исследуя роман, читатель все детальнее углубляется в психологию Печорина, преодолевая сперва поверхностный, затем более детальный и, наконец, самый глубокий уровень психоанализа – самоанализ.
«Бэла»
Повесть «Бэла» представляет из себя рассказ Максима Максимыча (коменданта сторожевой крепости на Кавказе), пересказанный неким странствующим офицером. События разворачиваются в отдаленной кавказской крепости, где томится от скуки блестящий императорский офицер Григорий Александрович Печорин, сосланный в эту глушь за какую-то светскую провинность (позже читатель узнает, что это дуэль с Грушницким). Привыкнув к свисту пуль, Печорин жаждет новых острых впечатлений и выкрадывает у горского князька дочку, а у сорвиголовы Казбича – любимого коня.
Пленницу зовут Бэла. Ее экзотичная красота манит молодого офицера, он готов на все ради того, чтобы обладать ею. Мало-помалу Бэла привыкает и сама влюбляется в бывшего похитителя. Пара переживает прекрасные дни безграничного счастья, после чего пыл Печорина ослабевает. За красотой Бэлы не скрываются живой ум и образованность, так необходимые Печорину. Прекрасная дикарка вскоре ему попросту надоедает. Тяжко мучаясь от холодности любимого, Бэла погибает от руки Казбича, зарезавшего ее из мести за украденного коня.
Бэла становится первой невинной жертвой Печорина. В дальнейшем их список будет пополняться. Где бы не появился этот блестящий офицер, за ним неизменно следуют горе, разочарования, слезы и смерть.
«Максим Максимыч»
В небольшой истории, очевидцем которой стал все тот же странствующий офицер, нет остросюжетной фабулы. Встретились два старых знакомых, перебросились парой-тройкой дежурных фраз, подали друг другу руки и разошлись. Ничего примечательного. Такие встречи случаются каждый день.
Драматизм момента станет понятен только тем, кто уже знаком с историей Григория Андреевича Печорина и Максима Максимыча. После пятилетней разлуки старик был готов кинуться на шею товарищу, с которым они служили в одинокой крепости на Кавказе. Однако Печорин лишь холодно подает руки и говорит со стариком так, будто и не было тех лет службы, не было Бэллы и Казбича.
Максим Максимыч – вторая жертва Печорина. И хотя бывший комендант не погибает в буквальном смысле, что-то с тех пор в его душе надломилось. Добрый штабс-капитан стал ворчливым и замкнутым.
«Тамань»
Раздосадованный Максим Максимыч передает офицеру дневниковые записи Печорина, которые он до этого бережно хранил. Теперь у читателя есть возможность проникнуть в самую суть противоречивой натуры главного героя.
Описываемые события произошли еще до ссылки Печорина на Кавказ. По долгу службы, неудавшийся петербургский студент Григорий Александрович Печорин приезжает в Тамань («самый скверный городишко из всех приморских городов России»). Там он случайно оказывается в центре авантюрной истории, выводит на чистую воду шайку контрабандистов и сам едва не погибает во время ночной стычки с преступниками.
Боясь, что военный донесет на них, контрабандисты Ундина и Янко навсегда уплывают из Тамани, оставляя на произвол судьбы слепого мальчишку, который им пособничал. И вновь Печорин, ворвавшийся в спокойной мирок «честных контрабандистов», рушит их привычный уклад жизни – обрекает Ундину и Януса на новые скитания, а убого мальчика на голод и одиночество.
«Княжна Мэри»
В главе «Княжна Мери» Печорин отправляется на лечебные воды в Пятигорск. Разгар сезона. Здесь собралось светское общество, приезжающее сюда из года в год. Список жертв Печорина становится еще более внушительным: от его руки погибает недавний юнкер Грушницкий, горько страдает бывшая возлюбленная Вера, узнает горесть неразделенной любви и жестокость лжи молоденькая Мери Лиговская, которую офицер бессовестно влюбил в себя.
Самое жуткое, что действия Печорина не приносят ему никакой выгоды. Это просто жестокая игра. Он жонглирует человеческими жизнями от скуки. Если амурная история с Бэлой начиналась с искреннего влечения, то к Мэри Печорин не испытывал ничего больше симпатии. Его привлекла молодость, непосредственность молоденькой княжны, он хотел досадить заносчивому Грушницкому, который был влюблен в Лиговскую, желал потешить собственное самолюбие, в очередной раз почувствовать себя завоевателем.
Отголоском прошлой жизни, когда Печорин был способен искренне любить, является Вера, приехавшая на воды вместе с законным, но не любимым мужем. Примечательна одна из заключительных сцен повести, когда Печорин гонится на взмыленном коне за повозкой, уносящей Веру в город. Импульсивная попытка все исправить, начать жить заново, заканчивается поражением. Печорин обречен на несчастья, причинять боль другим – его фатум.
«Фаталист»
В заключительной части романа образ Печорина представлен в демоническом свете. Теперь ему не нужно ничего предпринимать – достаточно сказать слово, и человек обречен на гибель.
В В стихах Михаила Юрьевича Лермонтова сочетаются как образцы романтической поэтики, так и реалистические моменты. Это сочетание создаёт неповторимую «незавершённость» его произведений.
Биография Михаила Юрьевича Лермонтова — русского поэта, прозаика, драматурга, художника, в творчестве которого удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы.
Разглядев на лице поручика Вулича «печать смерти», Печорин предрекает военному скорую кончину. Его не убила случайная пуля, но предстала в лице пьяного станичника с шашкой. Что это – предписание судьбы или губительная отрава, которую расточает Печорин? Не заведи он спор, Вулич остался бы играть в карты до утра, возвращался бы на квартиру вместе с товарищами и не повстречал бы хмельного казака.
Григорий Александрович Печорин
Образ Печорина является связующей основой «Героя нашего времени». Все происходящие в романе события служат тому, чтобы полнее его раскрыть.
Образ главного героя препарировали в сотнях исследовательских работ. Одни называют его отщепенцем своего времени, лишним человеком, другие, напротив, считают Печорина типичным представителем русского дворянства. Его беда – это болезнь века. Григорий Александрович одновременно жертва и злодей, обыкновенный человек, который не может найти своего места в жизни, и грозный демон, призванный нести горе и разочарования.
Несмотря на негативные поступки Печорина и внушительный список его жертв, он нравится автору и читателю. Лермонтов, однако, категоричен – печориным нет места в современном мире, они обречены. Герой его времени безвестно погибает во время одного из путешествий. При каких обстоятельствах? Не имеет значения. Иначе и быть не могло.
Автор: Виталий Дубына
«Вечные сюжеты»
«Вечные сюжеты»«Вечные сюжеты»
«Битва при Валерике» Акварель М. Ю. Лермонтова |
Такой взгляд на лермонтовского героя впервые вброшен русским критиком Белинским и с тех пор стал хрестоматийным.
Однако даже поверхностное знакомство с романом как-то изымало подобные суждения из сознания. Как ни крути, а личность «героя нашего времени» — малосимпатичная. Он эгоист, который ищет от жизни крутых впечатлений, с презрением и безразличием относится к людям. Например, умыкает горскую княжну, а натешившись любовью со знойной восточной женщиной, бросает ее. Словом — типичная высокомерная скотина, какой еще поискать. Таким видится Печорин в свете обыденного житейского взгляда на вещи, и таким он все чаще утверждается в восприятии и читателя, и литературной мысли на постсоветской пространстве (разумеется, где «Героя нашего времени» еще читают).
К пропаганде подобного взгляда подключилось и киноискусство: именно развенчанию печоринского типа и отнесению его к категории бездушного зла был дан ход и в последней экранизации романа (2006, режиссер А. Котт).
«Герой нашего времени» — один из уникальных примеров литературного произведения, созданного в равной степени автором и критикой. Что хотел сказать своим произведением М. Лермонтов — покрыто паутиной мистического тумана. Известно когда был написан роман (1836—1840, причем писался и издавался он по частям), как он был написан, но не зачем. При своем появлении «Герой нашего времени» возбудил немалый интерес публики, что показывает актуальность и животрепещущесь поднятых в нем тем.
Но в оценке главного героя — а именно вокруг этого гвоздя сразу же закрутился читательский интерес, словно не было прекрасной ясной прозы, которая, казалось, сама по себе должна восхищать вне зависимости от того, что ее написано — царило полное недоумение. Хотя, вроде бы, байронический герой, внешней калькой с которого был Печорин, был достаточно знаком публике и даже успел поднадоесть до уровня насмешки, реализованной и самим Лермонтовым в образе Грушницкого — этой пародийной тени Печорина.
Также совершенно привычен был публике и психологический анализ раздвоенного сознания. «В Печорине два человека: первый действует, второй наблюдает. Причины ссоры с самим собой очень глубоки и в них же кроется противоречие между глубиной души и мелкостью поступков. В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен и полон поэзии,» — писал Белинский. И эта фраза почти дословный перевод самооценки Адольфа из одноименной повести Б. Констана, феноменально популярной тогда и в Европе и в России.
И тем не менее публика недоумевала. Бросились за разъяснениями к автору, а Лермонтов вместо растолкования своей позиции стал отнекиваться, типа, я-то, конечно, автор, но Печорин отнюдь не мой автопортрет (вопреки явному намеку близко знавших поэта вроде Шан-Гирея утверждавшего, что Лермонтов собрал в Печорине дурные черты своего своего характера), и я за его поступки не ответчик. А на «Чей же это тогда портрет и что он означает?» ответа так и не последовало.
Многие просто отмахнулись от Печорина. Так, Николай I — а тогда российские правители внимательно следили за русской словесностью, ожидая от нее всяческих каверз — оценил Печорина как иностранную заразу, не имеющую никакого отношения к русской действительности. И вообще, по мнению царя, настоящим героем нашего времени является Максим Максимыч, и про него-то и следовало писать Лермонтову. С другой стороны, но не приняла Печорина и прогрессивная общественность: «жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» (Кюхельбекер). А декабрист А. И. Одоевский, с которым поэт сошелся на Кавказе и которому он читал «Героя» поражался: вот я, и каторгу прошел и сейчас тяну лямку рядового на Кавказе в самых неблагоприятных условиях (Одоевский умер от малярии в Абхазии — тогда отнюдь не курорте, а гиблом месте), а ничего — бодр и весел. А вы, рыбы вареные: все у вас есть, а какие-то страдания, скорби — не понимаю.
Но вот явился со своей статье Белинский, сразу все растолковал, сразу поставил все точки над и, и все как-то сразу приняли его толкование, которое без какой-либо альтернативы дожило до нашего времени: нам остается либо принимать его, либо топорщится, усылая Печорина в нравственные уроды, но никакой, похоже иной позитивной по «Герою нашего времени» точки зрения нет.
Хотя есть и третий путь: не искать несуществующей загадки в Печорине, не взвешивать его поступки на весах нравственности, будто он — наше сосед, а не литгерой, а сосредоточиться на самом романе как художественном произведении. Именно так поступают на Западе, где загогулины нашей славянской души вызывают дружное пожимание плеч. Мериме, поклонник и пропагандист русской культуры на Западе, для которого «Лермонтов так же велик, как и Пушкин», похоже, в упор не заметил Печорина, хотя с похвалой отозвался о «Герое», и прежде всего, за красочные описание горцев и нравом пограничных русских. Именно эта этнографическая состаляющая и стала визитной карточкой Лермонтова во французской литературе + пренебрежительная наклейка «v?ritable ‘ enfant du si?cle ‘ russe» («подлинное русское ‘дитя века'» — напомним, что главными дитятями века были герои Констана и Мюссе, то есть определили лермонтовского персонажа как тень французских прототипов).
Никак не оценил Печорина Боденштедт, первый большой поклонник Лермонтова среди немцев, переведший кучу его стихотворений, и даже, возможно, причастный к первому изданию «Героя» в Германии (1845, переводчик неизвестен).
Есть, правда, одно очень авторитетное свидетельство: Джойс признается, что именно у Лермонтова он учился мастерству психологического анализа. Но Джойс любил эпатизировать публику: известный литературный эрудит, он пренебрежительно отзывался о своих подлинных предшественниках, зато расточал похвалы по поводу малоизвестных имен, которые он вытаскивал из невообразимых литературных закоулков. По всей видимости, Лермонтов — это, действительно, сугубо русский нац поэт и писатель. Кажется, ничего в нем и нет, а открываешь «Кн. Мэри» и с первых же строк: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?..» не можешь воздержаться от дальнейшего чтения.
Пятигорс. В этом доме произошла роковая ссора Лермонтова |
Содержание
электронных книг, аудиокниг и др. для библиотек и школ
Сортировка
- Заголовок
- Дата выпуска
- Популярность
Фильтр
- Дата выпуска
- Предыдущие выпуски 62
- Предметы
- Вымысел 56
- Классическая литература 54
- Литература 23
- фольклор 10
- Неанглоязычная художественная литература 5
- Историческая беллетристика 5
- Поэзия 4
- Документальная литература 4
- Романтика 3
- Религия и духовность 3
- Юмор (Художественная литература) 3
- Литература для молодежи 2
- Короткие истории 2
- Детская литература 2
- Художественная литература для детей 2
- Драма 2
- саспенс 1
- Научная фантастика 1
- Финансы 1
- Фантазия 1
- Создатели
- Михаил Булгаков 13
- Антон Чехов 11
- Николай Гоголь 7
- Михаил Лермонтов 6
- Ганс Христиан Андерсен 6
- Борис Диодоров 4
- Оскар Уайлд 3
- Илья Герасимов 3
- Редьярд Киплинг 2
- Марк Твен 2
- В. А. Георгиев 1
- Т. А. Сивохина 1
- Роберт Льюис Стивенсон 1
- Пол Кресвик 1
- Н. Г. Георгиева 1
- Карл Маркс 1
- Жюль Верн 1
- Джеймс М. Барри 1
- Джек Лондон 1
- Печь Гарриет Бичер 1
- Формат
- Овердрайв Чтение 57
- Электронная книга Adobe EPUB 57
- Разжечь книгу 33
- Электронная книга Adobe PDF 3
Мастер и Маргарита
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Белая гвардия
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Сердце собаки
Михаил Булгаков Автор
(2011)
О любви
Антон Чехов Автор
(2011)
Русалочка
Ганс Христиан Андерсен Автор
Борис Диодоров Иллюстратор
(2011)
Снежная королева
Ганс Христиан Андерсен Автор
Борис Диодоров Иллюстратор
(2011)
Пальто
Николай Гоголь Автор
(2011)
Снежная королева
Ганс Христиан Андерсен Автор
Борис Диодоров Иллюстратор
(2011)
Морфий
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Рассказы, Юморески
Антон Чехов Автор
(2011)
Капитал
Карл Маркс Автор
(2011)
Заметки молодого доктора
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Роковые яйца
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Вишневый сад
Антон Чехов Автор
(2011)
Палата № 6
Антон Чехов Автор
(2011)
20000 лье под водой
Жюль Верн Автор
(2011)
Дама с болонкой
Антон Чехов Автор
(2011)
Чайка
Антон Чехов Автор
(2011)
Нос
Николай Гоголь Автор
(2011)
Герой нашего времени
Михаил Лермонтов Автор
(2011)
Дневник сумасшедшего
Николай Гоголь Автор
(2011)
Книга джунглей
Книга джунглей (сериал)
Книга 1
Редьярд Киплинг Автор
(2011)
История России
А.
С. Орлов АвторВ. А. Георгиев Автор
(2011)
Хижина дяди Тома
Гарриет Бичер Плита Автор
(2011)
Дюймовочка (Дуимовочка)
Ганс Христиан Андерсен Автор
(2011)
Святая Библия (Новый Международный…
Илья Герасимов Illustrator
(2011)
Изображение Дориана Грея
Оскар Уайльд Автор
(2011)
Вечера на хуторе близ Диканьки
Николай Гоголь Автор
(2011)
Русалочка
Ганс Христиан Андерсен Автор
Борис Диодоров Иллюстратор
(2011)
Государственный инспектор
Николай Гоголь Автор
(2011)
Человек в футляре
Антон Чехов Автор
(2011)
Тарас Бульба
Николай Гоголь Автор
(2011)
Кавказский пленник
Михаил Лермонтов Автор
(2011)
Степь
Антон Чехов Автор
(2011)
Маскарад
Михаил Лермонтов Автор
(2011)
Рейд
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Зов природы
Джек Лондон Автор
(2011)
Дьяволиада
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Важно быть серьезным
Оскар Уайльд Автор
(2011)
Полет
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Каштанка
Антон Чехов Автор
(2011)
Вадим
Михаил Лермонтов Автор
(2011)
Демон
Михаил Лермонтов Автор
(2011)
Красная Корона
Михаил Булгаков Автор
(2011)
Вторая книга джунглей
Книга джунглей (сериал)
Книга 2
Редьярд Киплинг Автор
(2011)