Григорий Печорин
О персонаже
Григорий Александрович Печорин — вымышленный персонаж, офицер русской императорской армии, главный герой романов «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская», написанных Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.
Сочетает в себе черты байронического героя эпохи романтизма и «лишнего человека», не нашедшего себе применения.
Печорин родился в Санкт-Петербурге. По его словам, «обучение ему быстро наскучило». Избавившись от родительской опеки, он сразу начал наслаждаться всеми прелестями жизни, но они ему быстро надоели. После этого он пошел в армию. Через некоторое время был сослан за дуэль на Кавказ, в действующие войска. Именно этот период жизни Печорина освещен в романе. Он надеялся развеять скуку на поле боя, но через месяц привык и к свисту пуль, и к близости смерти.
По словам Лермонтова, Печорин — портрет, составленный из пороков целого поколения — «в полном их развитии».
Герой, которого он представляет читателю, — это именно тот Печорин, каким он показан на страницах «Княжны Мери». Критический пафос последнего периода жизни Лермонтова в этой повести проявился особенно ярко. На характер главного героя, очевидно, повлияла разновременность написания повестей. Сознание Лермонтова очень быстро изменялось. Изменялся и его герой. Печорин в «Княжне Мери» уже не совсем тот, что появляется сперва в «Бэле», затем в «Фаталисте». В конце работы над романом Печорин обрел ту выразительность, которая должна была довершить обещанный портрет. Действительно, в «Княжне Мери» он предстает в самом неприглядном свете. Конечно, это натура волевая, глубокая, демоническая.
Но так его можно воспринимать только глазами юной княжны Мери и ослепленного им Грушницкого. Тот незаметно для себя подражает Печорину, потому он так уязвим и смешон для Печорина. Между тем даже этот Грушницкий, ничтожество, по мнению Печорина, вызывает у него чувство зависти. И одновременно сколько храбрости выказал Печорин в кульминационный момент дуэли, зная, что его собственный пистолет не заряжен. Печорин и впрямь проявляет чудеса выдержки. И читатель уже теряется: да кто же он — этот герой нашего времени? Интрига исходила от него, а когда жертва запуталась, он как будто и не виноват.Печорина называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В Печорине он суммирует все свои наблюдения. Странность Печорина как бы ускользает от определения, потому мнения о нем окружающих полярны. Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы.
Печорин — талантливый писатель. Лермонтов приписывает замечательную «Тамань» его небрежному перу, щедро делясь с героем лучшей частью своей души. В результате читатели как бы привыкают многое извинять, а кое-что и вовсе не замечать. Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку «в самых пороках его проблескивает что-то великое». Но все доводы критика скользят по поверхности печоринского характера. Иллюстрируя слова Максим Максимыча: «Славный малый, смею вас уверить, только немного странен…», Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа — «Один из героев нашего века» — было отброшено. Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом, как это категорично сформулировал И.Анненский: «Печорин — Лермонтов». А.И.Герцен, говоря от лица «лермонтовского» поколения, утверждал, что Печорин выразил «действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека».
Герцен поставил здесь имя Печорина с той же легкостью, с какой он написал бы имя Лермонтова.Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца — но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, Печорин на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем — дано не каждому. Роль топора, которую признает за собой Печорин среди людей, — совсем не эвфемизм, не завуалированная мировая скорбь. Невозможно сделать скидку, что это высказано в дневнике. Исповедуясь, Печорин ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния. Все его сетования напоминают «жалкий» стиль Ивана Грозного, причитающего над очередной жертвой. Сопоставление не кажется преувеличенным.
Образ Печорина написан не одной черной краской. В конце концов Печорин потерял свою худшую половину. Он — как человек из сказки, потерявший свою тень. Поэтому Лермонтов не превратил Печорина в вампира, а оставил его человеком, способным даже сочинить «Тамань».
Вот этот человек, так похожий на Лермонтова, и заслонил тень Печорина. И уже невозможно разобрать, чьи шаги звучат на кремнистом пути. Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, Печорин подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке — Кавказ, Персия.История
Лермонтов, описывая своего героя, вдохновлялся героем Александра Сергеевича Пушкина Евгением Онегиным. Даже имя он подобрал по тому же принципу, дав своему герою фамилию по названию северной реки.
jump-jump
Обновлено: 11 апреля 2020 г. , 17:26
Характеристика героев романа «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838–1840 годах. В нём рассказывается о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов 19 века. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей романа.
Содержание
Главный герой
Печорин Григорий Александрович
Печорин Григорий Александрович — прапорщик лет двадцати пяти, уже разочаровавшийся в жизни и людях, скучающий, ищущий острых ощущений. Он любит играть на чувствах других людей. Чтобы не было скучно, Печорин не прочь создать интригу и наблюдать за реакцией тех, против кого она направлена. Основная черта его характера — эгоизм. Он понимает, что не создан для семейной жизни, поэтому и поддерживает отношения с Верой — ведь она не может быть его женой, так как замужем. Герой склонен к самоанализу, пытается найти смысл жизни — всё это видно из дневника Печорина.
Подробная характеристика Печорина Григория Александровича здесь.
Другие персонажи
Рассказчик (главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина. Предисловие»)
Рассказчик — это офицер, от лица которого ведётся рассказ в главах «Бэла» и «Максим Максимыч», а также от его лица написано предисловие к журналу Печорина. Он ехал на перекладных из Тифлиса и познакомился со своим попутчиком Максимом Максимычем. Офицер писал путевые заметки, его интересовала не только природа, но и встретившиеся на его пути люди. Он с интересом слушал рассказ Максима Максимыча о его бывшем сослуживце Печорине. А когда во Владикавказе около гостиницы рассказчик встретил случайно Печорина, то описал его внешность и манеры, а также и поведение во время его встречи с Максимом Максимычем.
Максим Максимыч (главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист»)
Максим Максимыч — сослуживец Печорина, штабс-капитан лет пятидесяти, много лет служивший на Кавказе. Он добродушен, честен, отзывчив, общителен, быстро сходится с людьми. Когда Печорина перевели служить в крепость, Максим Максимыч стал относиться к нему не как к подчинённому, а как к приятелю. Этот немолодой человек обидчив: он удручён равнодушием Печорина при случайной встрече после нескольких лет разлуки.
Подробная характеристика Максима Максимыча здесь.
Бэла (глава «Бэла»)
Бэла — дочь черкесского князя, высокая, тоненькая красавица с чёрными глазами, которые «сверкали, будто два угля». Она скромна, приветлива, добра. Её красота, прекрасный голос, девичье обаяние — всё это привлекло Печорина, и он решил украсть Бэлу. Когда с помощью её брата девушка была похищена, она долго дичилась Печорина, но потом полюбила. Жизнь её закончилась трагически — её зарезал Казбич.
Подробная характеристика Бэлы здесь.
Азамат (глава «Бэла»)
Азамат — сын черкесского князя, брат Бэлы. Ему лет пятнадцать. Он ловок, проворен, хорошо стреляет из ружья. Нрав у него горячий, гордый. Азамат очень падок на деньги. Он мечтал о Карагёзе, коне Казбича, предлагал за него украсть у отца лучшую винтовку, шашку или сестру Бэлу, но Казбич не соглашался. Когда Печорин предложил Азамату помочь украсть у Казбича коня в обмен на Бэлу, тот согласился. Украв вместе с Печориным девушку, Азамат в крепости, пока Казбич пил чай с Максимом Максимычем, отвязал Карагёза и умчался на нём. С тех пор в тех краях Азамата не видели.
Казбич (глава «Бэла»)
Черкес Казбич — ловкий, упрямый человек угрюмого нрава. Он невысок, худощав, широкоплеч. Казбич ездил с абреками за Кубань разбойничать: отбивать табуны у русских. Он гордился своим конём, считал его верным товарищем и не соглашался на предложение Азамата променять Карагёза на его сестру Бэлу, хотя она ему нравилась. Когда Азамат украл у него коня, Казбич в отместку убил его отца, подумав, что кража совершена с его согласия.
Казбич украл у Печорина Бэлу. Когда его лошадь ранили, о погоня была уже близко, Казбич вонзил в спину Бэле кинжал и исчез, забравшись на утёс.
Контрабандисты (глава «Тамань»)
Янко — ловкий, бесстрашный молодой человек, умеющий при сильном ветре управлять лодкой. Он безжалостен: когда стало опасно заниматься контрабандой, Янко уплыл со своей возлюбленной, бросив на произвол судьбы слепого мальчика, помогавшего ему.
Девушка-«ундина» — ловкая, смелая возлюбленная Янко. Она молода, красива. Чтобы Печорин не навредил в их контрабандных делах, девушка коварно завлекла его на лодке в море и хотела утопить, но это ей не удалось.
Слепой мальчик — сирота лет четырнадцати, помощник Янко, девушки-«ундины» и её матери. Он хитрый, ловкий, умеет самостоятельно ходить по знакомым местам.
Княжна Мери Лиговская (глава «Княжна Мери»)
Княжна Мери — хорошенькая молодая девушка, умная, образованная. Она романтична, наивна, доверчива, не очень разбирается в людях, поскольку у неё почти нет жизненного опыта. Княжна приняла Грушницкого за разжалованного офицера, считала его героем и страдальцем. Печорин постарался, чтобы она влюбилась в него, разочаровавшись в Грушницком. У княжны развито чувство собственного достоинства: поняв, что Печорин играл её чувствами, она во время прощания с ним сказала, что его не презирает, а ненавидит.
Подробная характеристика княжны Мери здесь.
Княгиня Лиговская (глава «Княжна Мери»)
Ей 45 лет, она любящая мать Мери, уважает ум и знания своей дочери.
Доктор Вернер (глава «Княжна Мери»)
Доктор Вернер является приятелем главного героя романа и его своеобразным отражением. Вернер — материалист и скептик, у него аналитический ум и злой язык. Он эгоистичен, равнодушен ко всему на свете, кроме себя, но нравственные чувства в нём не исчезли. Вернер предупредил Печорина, чтобы он не увлекал княжну Мери, если не хочет жениться на ней. Доктор отшатнулся от приятеля, когда тот убил Грушницкого.
Подробная характеристика доктора Вернера здесь.
Вера (глава «Княжна Мери»)
Вера — молодая хорошенькая блондинка, приехавшая со своим вторым мужем на лечение в Пятигорск. Она единственная из женщин, встречавшихся на жизненном пути Печорина, которая полностью его поняла и полюбила таким, какой он есть. Вера любит Печорина бескорыстно и самоотверженно. Она не в силах противиться почти гипнотическому влиянию любимого. В своём прощальном письме ему Вера написала, что он опустошил её душу. А Печорин, зная, что Вера для него навсегда потеряна, понимает, насколько она ему нужна.
Подробная характеристика Веры здесь.
Семён Васильевич Г… (глава «Княжна Мери»)
Семён Васильевич Г… — дальний родственник княгини Лиговской, муж Веры. Это богатый хромой старик. Вера его не любит, но уважает. Он доверял жене, а узнав об её измене, увёз из Кисловодска.
Грушницкий (глава «Княжна Мери»)
Грушницкий — приятель Печорина, его бывший сослуживец. Имя его в романе не указано. Он юнкер, затем, будучи в Пятигорске, был произведён в офицеры. Грушницкому не более двадцати лет. По характеру он является антиподом Печорина: любит произносить пышные фразы, собеседника не слушает, хочет, чтобы его считали необычным человеком, загадочным романтиком. Сначала Грушницкий относится к Печорину восторженно, но тот выказывает презрение к нему и этим вызывает раздражение и злость юноши. Месть Грушницкого привела его к дуэли с Печориным. Из-за упрямства и ненависти к противнику, он не пожелал просить у того прощения, и был убит.
Подробная характеристика Грушницкого здесь.
Драгунский капитан (глава «Княжна Мери»)
Драгунский капитан — бесчестный человек, ненавидит Печорина и Мери. Он приятель Грушницкого, оказывал на него плохое влияние. Был его секундантом на дуэли, хотел сделать так, чтобы Печорину достался незаряженный пистолет.
Вулич (глава «Фаталист»)
Поручик Вулич по национальности серб. Этот смуглый высокий человек с проницательными глазами храбр и азартен. У Вулича была страсть к карточной игре. В игре он был азартен, а в бою хладнокровен. Характер у него замкнутый. По своим взглядам он фаталист, то есть верит, что судьба человека предопределена свыше. Чтобы доказать это, он поспорил с Печориным на 20 червонцев, взял пистолет, висевший на стене и выстрелил себе в лоб. Произошла осечка, тогда он выстрелил в фуражку, висевшую над окном, и пуля пробила её.
В этот же вечер Вулич был убит пьяным казаком.
Вам также будет интересно почитать:
Лермонтов — Герой нашего времени
Tweet
Герой нашего времени — часто упускаемый из виду классик русской литературы, который считается первым русским романом русского психологического реализма. Действие книги сосредоточено на приключениях морально обанкротившегося армейского офицера Печорина на Кавказе в начале 19 века. Казалось бы, скучно жить, Печорин получает удовольствие от психологических игр и попыток доминировать над окружающими. Его рассказы о безрассудстве, манипуляциях и соблазнении женщин завораживают своим развитием и тревожат своей абсолютной бессмысленностью.
Во введении Лермонтов пишет, что книга была портретом не одного человека, а всех пороков его поколения. Многие критики, однако, восприняли образ Печорина скорее как автопортрет, чем признал бы Лермонтов. ..
Роман рассказывается тремя разными голосами: во-первых, Максимом Максимычем, стареющим армейским офицером; во-вторых, неназванным путешественником/рассказчиком, предположительно самим Лермонтовым; и, в-третьих, Печориным через его журналы. В какой-то момент безымянный рассказчик размышляет: «Некоторые читатели захотят узнать мои впечатления о характере Печорина. Мой ответ — название этой книги. «Ах, это злая ирония», — скажут они. Я не знаю.»
Некоторые жемчужины мудрости Печорина: «Я не способен к близкой дружбе: из двух близких друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них не признается в этом. Я не могу быть рабом, а командовать в таких условиях утомительное дело, потому что надо одновременно и обманывать».
О женщинах считает: «Женщин трудно в чем-то убедить; нужно заставить их поверить, что они убедили себя», и сокрушается: «Женщины! Женщины! Кто их поймет? Их улыбки противоречат их взглядам, их слова обещают и манят, а звук их голосов отталкивает нас. В одну минуту они постигают и угадывают наши самые сокровенные мысли, а в следующую — не понимают самых ясных намеков».
Герой нашего времени захватывает своим изложением Печорина. Он считается одним из самых интригующих персонажей русской литературы и так же применим к современному миру, как и к поколению Лермонтова. Между тем таинственные и чарующие декорации, на которых разворачиваются приключения Печорина, прекрасно переданы лермонтовской прозой и заставят влюбиться в Кавказ, даже не побывав на нем.
Что касается Лермонтова, то, хотя он и написал немало высоко оцененных стихов, он никогда не напишет ни одного романа. Его склонность к случайным дуэлям оборвала его жизнь. Он был убит на дуэли в 1841 году в возрасте 27 лет.0003
Известные переводы «Героя нашего времени» были сделаны Владимиром Набоковым и Полом Футом. Вы можете купить книгу на Amazon или в любом крупном книжном магазине.
Заявление на получение групповой туристической визы
Если вы путешествуете группой (2 и более человек), у вас один и тот же маршрут и вы подаете заявление в одно и то же консульство, вы можете подать заявление на получение групповой визы.
Project MUSE — «Герой нашего времени» Лермонтова: критический компаньон Льюиса>Бэгби (рецензия)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
306 SEER, 8i, 2, 2003 Небольшая вселенная текстов, представленных Петерсом, представляет собой, однако, мощную компиляцию. Хотя в комментарии Петерса есть тексты, интерпретация которых до сих пор вызывает споры (например, «Мелькибес» Сологуба, «Мы» Замятина), автор успешно демонстрирует их значение в развитии жанра. Ключевым здесь является взаимодействие «тенденции и отчуждения» в эволюции русского сатирического романа. Этот том должен быть в каждой славистической библиотеке. Включение в него международной специализированной литературы и рассмотрение истории жанра также делает его актуальным для более широкой группы читателей, интересующихся сравнительным литературоведением и теориями сатиры. Университет Мюнстера HOLMER GEMBA пер. ЮРГЕН КУРЦ Бэгби, Льюис (ред. ). Лермонтова «Герой нашего времени». Критический товарищ. Northwestern/AATSEEL Critical Companions to Russian Literature. Издательство Северо-Западного университета, Эванстон, Иллинойс, 2002. Си + 206 стр. Примечания. Библиография. 1И4.50 (мягкая обложка). «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» неизменно вызывает интерес, потому что он захватывающий и предлагает возможность переинтерпретации с самых разных точек зрения. Собственные нарративные точки зрения, перевернутая хронология, экзотика и субъективизм, не говоря уже о колкости повествования и мстительности большей части действия, в конечном счете составляют наиболее полное изображение характера в русской литературе первой половины XIX века. Несмотря на это, это одна из тех работ, о которой, при всей ее незрелости и бессистемности построения, нельзя сказать, что она отвечает формуле. Статьи в этом интересном журнале CriticalCompanion свидетельствуют о замечательном разнообразии подходов и оценок как в 1840-х годах, так и в настоящее время. Он открывается признанием Льюиса Бэгби, что инициатива по его созданию принадлежит Сьюзан Харрис из NorthwesternUniversity Press. его жанр сомнителен). Чрезмерно сложный анализ «необычных темпоральных форм текста» (стр. I9), как их называют, имеет тенденцию скорее запутывать, чем освещать, но в остальном введение ясно излагает основные вопросы работы и завершается ценным кратким разделом о критической литературе. За переводом рецензии Белинского (главным образом заключительной части) и переводом редактора разделов классической интерпретации Эйхенбаума «Герой нашего времени» следуют две крупные критические статьи, обе женские. Сьюзан Лейтонсон «Иронии этнической идентичности» чрезвычайно эрудированно интерпретирует отношение Лермонтова к чеченцам и в заключение предполагает, что он использовал свое изображение Казбича «как полемического разрушителя идеологии «европейской» миссии по «цивилизации» кавказских горцев» (стр. 8о). Такая интерпретация кажется справедливой и характерной для Лермонтова, но статья Джейн Костлоу «Сострадание и герой: женщины в герое нашего времени» может вызвать раздражение у мужчин в ее феминистском подходе к изучению Печорина и к «вопросам смысла и мужественности, лежащим в основе романа» (стр. 87). Как женщине читать роман? В соответствии с ее катехизирующей манерой, вопросы Джейн Костлоу, как правило, более интересны, чем ее ответы. Тем не менее ее подход стимулирует, даже если ее суждения кажутся отрывочными, как будто Печорин был слишком горяч, чтобы дотронуться до него. Ее красноречивое исследование его женской стороны и места женщин, особенно Веры, в его жизни ценно и поучительно, хотя вывод о том, что меньше всего он хочет сострадания и что его «разрушительный портрет» свидетельствует о «своего рода гипертрофированной мужественности, которая жива и здорова в нашем мире, как хорошо» может только удивляться, почему этот «чудовищный жук» (стр. I 02) вообще когда-либо вызывал какой-либо интерес. В самом деле, свидетельство интереса, проявленного к Печоринам в его первом появлении и позже, очевидно из тонкого сопоставления критических статей Котляревского, Владимира Фишера и др., в том числе сварливой и несколько комичной реакции Николая I на первое чтение (из кабинета Эммы Герштейн).