Герои пропавшая грамота – Герои сказки пропавшая грамота и их характиристики

Энциклопедия сказочных героев: "Пропавшая грамота"


Гоголь Н., сказка "Пропавшая грамота"

Жанр: мистический рассказ

Главные герои сказки "Пропавшая грамота" и их характеристика

  1. Дед, смелый казак, храбрый, горячий, верующий. 
  2. Запорожец. Продал душу нечистому.
  3. Ведьма. Мухлевала с картами.
  4. Шинкарь. Человек старый и опытный. 
  5. Фома Григорьевич, дьячок, рассказчик.

План пересказа сказки "Пропавшая грамота"
  1. Фома начинает рассказ
  2. Поручение гетмана
  3. Гулянка в Конотопе
  4. Проданная душа
  5. Исчезновение запорожца
  6. Пропажа грамоты
  7. Совет шинкаря
  8. В ночь через лес
  9. Смазливые рожи
  10. В пекле
  11. Еда в чужой рот
  12. Игра в карты
  13. Ведьма мухлюет.
  14. Победа
  15. Возвращение домой
  16. Поездка к царице.

Кратчайшее содержание сказки "Пропавшая грамота" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Деду дали задание отвезти грамоту от гетмана к царице.
  2. В Конотопе дед познакомился с запорожцем, который продал душу нечистому и просил посторожить его ночью
  3. Дед уснул а утром не увидел ни запорожца, ни своего коня.
  4. По совету шинкаря, дед ушел в лес и оказался в пекле среди ведьм и чертей.
  5. Он сумел выиграть одну из трех партий в дурня и ему вернули шапку.
  6. Дед оказался дома, перекрестился, и все-таки отвез грамоту царице.

Главная мысль сказки "Пропавшая грамота"
Взявшись выполнять какое-либо дело, не отвлекайся, а с чертями не знайся.

Чему учит сказка "Пропавшая грамота"
Сказка учит ответственно подходить к поручениям. Помнить о том, что сперва нужно сделать дело, а потом гулять. Учит быть честным, верующим, не боятся нечистой силы. Учит играть по правилам.

Отзыв на сказку "Пропавшая грамота"
Мне понравилась эта сказочная история. Конечно дед поступил опрометчиво, когда поддался желанию погулять, но потом он показал себя храбрым и решительным человеком, готовым ради исполнения долга отправится хоть в саму преисподнюю. Он сумел выиграть у ведьмы, и вернулся домой. Однако, лучше всего в гости к чертям не ходить.

Пословицы к сказке "Пропавшая грамота"
Сделал дело, гуляй смело.
Делу время - потехе час.
Есть и на черта гром.
Душой кривить - черты служить.

Если сумел обещать, не заставляй три года ждать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Пропавшая грамота"
Дьячок Фома Григорьевич уступает уговорам рассказать, что-нибудь про своего деда и начинает рассказ про то, как ведьмы играли с ним в дурня.
Дед был человеком образованным, умел писать и читать, а потому его уважали.
Однажды, посылает гетман деда гонцом с грамотой к самой царице. Дед проникся важностью момента и быстро собрался. К утру он был уже в Конотопе. Там на ярмарке он встретил запорожца, познакомился с ним, вместе погулял и вместе к вечеру в путь тронулся.
Запорожец был веселым малым, много интересных историй рассказал, но как стемнело совсем притих и стал вздрагивать при каждом шорохе.
Дед, с приставшим к ним казаком, посмеялся над запорожцем, но тот сказал, что продал душу дьяволу и в эту ночь его черед расплачиваться.
Запорожец стал слезно умолять деда с казаком не поспать одну ночь, и покараулить его. Дед конечно согласился.
Вот доехали они среди ночи до шинка, где стояло полно чумацких возов, остановились заночевать в сарае. И товарищи деда сразу уснули. Видит дед, что ему придется караулить, закурил и стал изо всех сил таращить глаза в темноту. Вот кажется ему, что из под телеги ползет что-то рогатое, следом огромное чудище поднимается из-за воза, и вот дед уже спит.
Утром обнаружил дед пропажу запорожца. Свиток его лежит, а самого нет. Не нашлось также и коней, и запорожского и дедовского. Это слегка озадачило деда, но потом он решил, что черт видимо пешком пришел, а поскольку до пекла неблизко, назад на конях отправился.
Тут дед обнаружил, что и шапка его пропала с зашитой в ней грамотой. Он вспомнил, как сам вчера менялся шапками с запорожцем и стал клясть черта на все лады. Он обратился к людям, которые оставались в шинке, с просьбой посоветовать чего. Но никто не мог придумать, как вернуть украденную чертом гетманскую грамоту.
Только старый шинкарь, за пять монет, рассказал деду, что делать. Он посоветовал идти деду в лес, мимо кующих ночью железо цыган, мимо орешника к реке, и там дед должен встретить того, кого ищет. И посоветовал шинкарь набрать карманы тем, для чего они предназначены.
Глухой ночью дед отправился в лес. Когда застучали молоты, дорожка осветилась зарницами и дед прошел до реки, мимо огромных деревьев. На другом берегу он увидел свет огонька и перешел через шаткий мостик. Там горел костер, возле которого сидели люди. Такие смазливые рожи, что знакомиться с ними  в другое время дед бы не стал.
Он поклонился, поздоровался и сел к костру. Сперва он сидел молча, но потом принялся рассказывать свою историю. Рожи уши навострили и руки протянули. Дед кинул в середину круга горсть монет, которые специально взял. И вдруг оказался прямо в пекле.
Вокруг были самые мерзкие чудища, ведьмы, черти. Подхватили они деда и за длинный стол посадили. На столе еды всякой наставлено. Взял дед вилку, подцепил кусок и отправил его в чужой рот. Снова кусок подцепил и опять не в свое горло. Рассердился дед, вскочил, ругаться начал, угрожать крестом, а рожи только смеются.
И вот одна ведьма говорит, что если сыграет с ними дед в дурня, отдаст ему шапку. Дед согласился, а ведьма объявила, что если дед хоть раз выиграет, то получит шапку, если три раза проиграет в пекле останется.
Раздала ведьма карты, смотрит дед, у него одна мелочь, а ведьма все подваливает и подваливает. Остался дед дурнем. Очередь деда сдавать. Полную руку козырей сдал, кроет карту, а черти орут, что нечестно. Глядит дед - и в самом деле простая масть. Опять дурнем остался.
Сдал дед в третий раз. Играют, смотрит дед, ведьма восьмеркой козыря бьет. Начал возмущаться, а под восьмеркой простая шестерка оказалась. Стал дед приглядываться, сходит с шестерки - ведьма принимает. Понял тут дед, что нечисто дело с картами, перекрестил их под столом. Смотрит на карты, а у него полная рука козырей. Пошел дед ходить и выиграл.
Тут же шапка его прямо в лицо прилетела. Но дед коня своего назад требует. Ему на кости черти указывают - вот твой конь. Дед заплакал, но все равно коня просит из пекла выбраться.
Махнул черт арапником, конь появился, вынес деда из пекла да понес так живо, что дед испугался. Но вот очнулся дед на крыше своей же хаты, спустился, перекрестился, в хату заходит.
А там дети испуганно от кровати пятятся, а жена деда на кровати крутится, бьется. Разбудил дед жену и рассказала она, что видела во сне, как печь по комнате ездит. Решил дед, что надо хату осветить, но спешил к царице.
Сел на коня и нигде не останавливаясь до царицы добрался, грамоту отвез.
А за то, что не осветил вовремя избы, через год на его жену напасть напала - стали у нее ноги сами собой в пляс идти.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Пропавшая грамота"



santyaguarundito.blogspot.com

краткое содержание и анализ повести Н. Гоголя

Первая книга Николая Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно она принесла автору признание и известность. Заключительной повестью первой части этой книги является «Пропавшая грамота». Краткое содержание этого произведения изложено в статье.

Повествование в этой повести ведет красноречивый дьяк Фома Григорьевич. История произошла задолго до того, как была рассказана. Герой ее – молодой казак, которому рассказчик приходится родным внуком. «Пропавшая грамота», краткое содержание которой представлено ниже, – есть не что иное, как смесь украинского фольклора, фантастического сюжета и неповторимого художественного стиля русского писателя.

Художественный стиль

Рассказ свой Фома начинает с неизменных прибауток да присказок. Прежде чем приступить к повествованию, он предупреждает, что на слушателей история произведет жуткое впечатление. Начинает свой рассказ он с описания характера деда.

Ярким красочным языком излагает свою историю персонаж повести «Пропавшая грамота». Краткое содержание ее передать можно лишь приблизительно. Ведь стиль Гоголя уникален. Впрочем, характеристика казака, чьи злоключения легли в основу сюжета, сводится к следующей формулировке: человек, достойный всеобщего уважения.

Задание гетмана

Однажды героя повести отправили в Царьград в качестве гонца. Некое важное послание он должен был передать самой императрице. Этот документ и есть пропавшая грамота. Краткое содержание ее не известно было ни казаку, ни тем более его внуку. Однако это не столь важно. В завязке сюжета истории – пропажа этого ценного документа. А поскольку гонец ясно отдавал себе отчет в важности своей миссии, грамоту он спрятал в самое что ни на есть укромное место, а именно – зашил в шапку.

Ярмарка

В то время недалеко проходила ярмарка. Картину этого народного мероприятия всегда во впечатляюще насыщенных красках изображал Гоголь. «Пропавшая грамота», краткое содержание которой является темой нашей статьи, не лишена изображения этого уникального явления. Где-то лежит гуляка с красным носом, рядом перекупщица с кремнями, а вдалеке москаль раскинул ноги. В общем, как и полагается на ярмарке, полно всякого сброду.

Запорожец

Лирические и философские отступления нередко использовал в своем творчестве Николай Гоголь. «Пропавшая грамота», краткое содержание которой можно передать несколькими фразами, в оригинальном виде представляет собой пространную речь рассказчика. И в его повествовании также имеются отступления. Одно из них – это характеристика запорожского населения и отдельных его представителей. Один из них повстречался казаку. После недолгого знакомства путь держать решили вместе.

По дороге предавались жестокой попойке, как и полагается запорожцам, и развлекали друг друга байками. Но вдруг новый приятель казака как-то сник, стал угрюм. Оказалось, что душа его продана дьяволу. В этом запорожец признался сам, однако удивления особенного у своего друга этим признанием не вызвал. В чем заключается краткое содержание рассказа «Пропавшая грамота» и других повестей из знаменитой книги Гоголя? Беспредел нечистой силы и непримиримая борьба героев с ним - вот основной мотив повествований. А потому на признание своего нового товарища казак ответил: «Эка невидаль!» И дал мгновенно обещание не спать всю ночь и охранять друга от нападений нечисти.

Однако не удалось гонцу сдержать обещания. Он уснул. А поутру обнаружил, что пропал не только запорожец. Не было и лошадей. Решив, что их увел сатана, поскольку до пекла добираться пешком не очень удобно, он на некоторое время успокоился. Однако приключения только начинались...

Пропажа

Самое страшное было в том, что и шапки казак не нашел. Обвиняя черта в воровстве, незадачливый гонец использовал всяческие ругательства. Но ситуацию исправлять необходимо было более действенными способами. И потому он пошел разузнать в округе, не видел ли кто нечистого с грамотой. Никто не видел. А находившиеся поблизости чумаки к тому же отметили, что ежели черт или москаль что-то возьмет, то поминай, как знали. Один только шинкарь дал ценный совет – следовало идти в самую глубь леса, к маленькой речке. Там, по словам этого человека, и находился тот, кто нужен казаку, то есть черт, ведьма или кто-то еще из нечистой братии.

Игра с ведьмами

Казак хотя и был неробкого десятка, но все же испытывал страх, преодолевая путь к дьявольскому месту. Но, достигнув его, не так быстро смог вернуть шапку. Ведьмы принялись насмехаться над ним. А самая старшая из них предложила вернуть шапку, но только в том случае, если казак обыграет ее в дурака.

Играть с нечистой силой в карты было делом непростым. Ведьма то и дело мухлевала по-своему, по-дьявольски. Но казак все же победил, перекрестив незаметно колоду.

На этом злоключения гонца завершились. Он благополучно передал грамоту царице. И единственное, что напоминало ему впоследствии об этих событиях, это странное поведение жены, которая каждый год, ровно в тот день, принималась вдруг танцевать и веселиться. Таково краткое содержание повести «Пропавшая грамота», которую, как и прочие произведения Гоголя, лучше прочитать полностью.

fb.ru

какая основная мысль у повести "пропавшая грамота"?

Фантастика – это особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных» образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы в своих произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики» Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец <…> но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» . Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере. Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно. Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» . В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая. В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» . Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура. В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и спасти пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты. Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-повержен.

что то типа поиска "хлеба насущного", если так можно сказать

touch.otvet.mail.ru

В чем особенности повести пропавшая грамота ? срочно и...

Фантастика – это особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных» образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы в своих произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»
Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» .
Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере.
Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно.
Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» .
В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая.
В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» .
Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура.
В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и спасти пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты.
Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-повержен.

Оцени ответ

shkolniku.com

Н. В. Гоголь, "Пропавшая грамота": краткое содержание :: SYL.ru

Повесть «Пропавшая грамота» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опубликована была впервые одновременно с другими рассказами из сборника. Окончательная редакция значительно отличается от черновых вариантов. Но только по объему. Сюжет, герои, стиль повествования – всё это Гоголь не менял в процессе работы над произведением. В статье представлено краткое содержание «Пропавшей грамоты».

История написания

В первоначальном варианте этого произведения присутствовали фрагменты, в которых были описаны более подробно приключения главного героя. Читатели, которые не ограничились кратким содержанием «Пропавшей грамоты», но ознакомились с полным текстом, знают, что в повести Гоголя нет эпизода с волшебными горшками, а характеристика персонажа, которому довелось встретиться с нечистой силой, довольно лаконична. В черновом варианте сказано, что он был весьма храбр, ходил один на медведя, порою и пятерых мог уложить так же просто, как и иному «отпеть воскресный кондак».

Повесть «Пропавшая грамота», краткое содержание которой изложено ниже, впервые опубликована была в 1831 году. Спустя пять лет знаменитый цикл произведений Гоголя был переиздан. И на этот раз автор внес некоторые правки в свое творение, но совсем незначительные: заменил отдельные слова в некоторых фразах.

Экранизация

В советские времена краткое содержание «Пропавшей грамоты» Гоголя известно было даже тем, кто не читал повесть. В 1972 году режиссер Борис Ивченко снял по этому произведению фильм. Правда, одна из сюжетных линий киноленты отсутствует в литературном первоисточнике: история любви запорожца и ведьмы. А потому просмотр фильма Ивченко не может заменить прочтения хотя бы краткого содержания «Пропавшей грамоты» Гоголя. О чем же идет речь в повести?

Краткое содержание «Пропавшей грамоты»

Повесть входит в школьную программу. Дети знакомятся с произведением Гоголя «Пропавшая грамота» в 5 классе. К краткому содержанию, конечно же, не стоит прибегать, если речь идет о творчестве выдающегося писателя, мастера создания ярких, фантастических образов. Но тем, кто повесть Гоголя читал давно, и уже забыл о героях и основных событиях, подойдет и сжатое изложение. Краткое содержание рассказа «Пропавшая грамота» будем рассматривать по следующему плану:

  • Вступление.
  • Задание гетмана.
  • Ярмарка.
  • Запорожец.
  • Час расплаты.
  • Пропажа грамоты.
  • Встреча с нечистой силой.
  • Сделка с ведьмой.

Вступление

История начинается с причитаний Фомы Григорьевича. Он прекрасный рассказчик, но уж больно не любит слушателей, которые имеют обыкновение сперва выпытать у него какую-нибудь сказку пострашнее, а затем всю ночь дрожать под одеялом.

Но делать нечего, Фома, хотя и знает о чувствительности любителей всего фантастического, приступает к очередной сказке. Краткое содержание «Пропавшей грамоты» можно начинать с истории, рассказанной этим персонажем. Фома поведал о необыкновенном случае, который приключился много лет назад с его дедом.

Задание гетмана

Итак, Фοма приступает к неοбыкнοвеннοй истοрии, которая случилась кοгда-тο давнο с егο дедοм. Тοгда οн был еще мοлοдым, разухабистым. Οднажды вельмοжный гетман пοслал деда с грамοтοй, сοдержание кοтοрοй неизвестнο, да и не представляет собой οсοбοгο интереса, к самοй царице...

Ярмарка

Мοлοдοй челοвек, прοстившись с женοй и малыми детьми, уже на следующее утрο был в Кοнοтοпе. А там в ту пοру случилась ярмарка, кοтοрая, как и пοлагается, сοпрοвοждалась безудержным весельем запοрοжцев. Дед предварительнο в шапку зашил грамοту. А уже пοсле οтправился на пοиски οгнива и табаку.

Запοрοжец

Этοт персοнаж является ключевым в пοвести Гοгοля. Если б дед Фοмы не пοзнакοмился с ним, не случилась бы истοрия, кοтοрую егο внук спустя гοды пοведал любοзнательным слушателям. Итак, на ярмарке дед рассказчика пοзнакοмился с гулякοй-запοрοжцем, и такая меж них «пοпοйка завелась», чтο тοт вскοре вοвсе забыл ο важном деле. Прискучив вскοре ярмаркοй, οтправились οни далее вместе. По пути пристал к ним еще один гуляка.

Час расплаты

Запοрοжец, пοтчуя приятелей дикοвинными истοриями весь вечер, к нοчи притих, οрοбел и накοнец οткрылся. Οказалοсь, οн прοдал душу нечистοму, и этοю нοчью наступает срοк расплаты. Дед οбещал не спать нοчью, чтοб пοмοчь запοрοжцу. Завοлοклο все мракοм, и путешественники вынуждены были οстанοвиться в ближайшем шинке, где все уж спали. Уснули вскοре и οба дедοвых пοпутчика, так чтο ему пришлοсь нести караул в οдинοчку.

Прοпажа грамοты

Как мοг, бοрοлся дед сο снοм: и οбсмοтрел все вοзы, и прοведал кοней, и закурил — нο ничтο, даже пοчудившиеся ему пοд сοседним вοзοм рοга не мοгли егο взбοдрить. Οн прοснулся пοздним утрοм и не нашел запοрοжца, прοпали и кοни. Нο чтο хуже всегο, исчезла шапка с грамοтοй и деньгами, кοтοрοю вчера пοменялся дед с запοрοжцем на время. И злился он на черта, и бранил его, и прοсил сοвета у бывших в шинке чумакοв — все без тοлку. Спасибο владельцу питейного заведения, за небольшую плату указал οн деду, где отыскать коварного черта, чтοб вытребοвать у негο οбратнο грамοту.

Встреча с нечистой силой

Глухοю нοчью ступил дед в лес и пοшел пο еле приметнοй дοрοжке, указаннοй шинкарем. Как и предупреждали егο, все в лесу стучалο, гремелο, ибο цыгане, вышедшие из нοр свοих, кοвали железο. Минοвав все указанные приметы, дед вышел к οгню, вοкруг кοтοрοгο сидели «страшные рοжи». Сел и дед.

Дοлгο мοлчали, пοка дед не решил всем этим чудищам рассказывать о своих злоключениях и о грамоте, которую ему нужно непременно вернуть и доставить в срок. «Рοжи и уши наставили, и лапы прοтянули». Он кинул все свοи деньги, земля задрοжала, и οн οчутился чуть не в самοм пекле. Ведьмы, черти и прочая нечисть — все вοкруг οтплясывалο «какοгο-тο чертοвскοгο трепака». Вдруг οн οказался за стοлοм, лοмившемся οт яств, нο все куски, которые οн брал, пοпадали в чужие рты.

Сделка с ведьмοй

Раздοсадοванный дед Фοмы, осмелев, принялся громко браниться. Все захοхοтали. А οдна из ведьм предлοжила ему сыграть в карты трижды: выиграет — егο шапка, прοиграет — и света бοжьегο не увидит.

Οба раза прοиграл дед, хοтя вο втοрοй и сам сдавал карты, и были οни пοначалу сοвсем неплοхи. Дοгадался οн в третий раз пοтихοньку пοд стοлοм карты перекрестить — и выиграл. Пοлучив шапку, дед расхрабрился и пοтребοвал кοня свοегο, пригрοзив перекрестить все бесοвскοе сοбрание святым крестοм. Загремели, зазвенели пред ним лишь кοнские кοсти. Заплакал горько дед, да черти вдруг словно сжалились над ним и дали другοгο кοня, кοтοрый пοнес егο через прοвалы и бοлοта, над прοпастями и крутизнοй страшнοй. Οднакο οн не удержался и упал. Οчнулся на крыше свοегο ж дοма. Весь в крοви, нο целый.

В дοме кинулись к нему до смерти перепуганные дети, указывая на мать, которая в тот момент спала, но в то же время как-то странно пοдпрыгивала, лежа на лавке. Οн разбудил свою жену, кοтοрοй снилась, как она позже рассказала, сущая чертοвщина, и, решив позже обязательно οсвятить хату, немедля οтправился к царице. В столице, насмотревшись дикοвин, οн сразу уже и не вспоминал ο страннοй встрече в лесу. Кοгда вернулся, забыл дοм οсвятить. И зря. Мнοгο лет еще, в οпределенный день и час, жена деда вдруг начинала странно плясать.

www.syl.ru

«Пропавшая грамота», анализ повести Гоголя

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Пропавшая грамота» является заключительным произведением в первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые она была напечатана в 1831 году. Если сравнивать печатный вариант повести с рукописью, то он существенно сокращен: исчезли детали в описаниях и характеристиках персонажей. Но от этого произведение не утратило свой колорит и оригинальность. Гоголь в «Пропавшей грамоте» не берет факты из одного источника, а щедро использует фольклор, создает образы и характеры персонажей, которые близки представителям простого народа.

Повествование идет от лица дьяка Фомы Григорьевича. Именно он в деталях и красках передает читателям захватывающую историю. Такой прием очень удачно соединяет народный фольклор, украинские традиции, фантастический сюжет и оригинальный писательский стиль. Автор устами дьяка предупреждает читателя, что его ждет смесь страшного, интересного и необычного, интригует с первых слов. Далее Гоголь своим уникальным стилем повествования (где простым, где философским, а где с юмором) рассказывает читателю о жизни отдельно взятых героев, создавая собирательный образ. Ведь такие случаи и такие персонажи были практически в каждом селении.

История о путешествии казака к потусторонним силам за украденной шапкой близка известной легенде о разбойнике Мадее. Сюжет схож, но Гоголь добавил в текст повести непередаваемый малороссийский колорит, сделав произведение понятней и ближе простому человеку. Выгодно отличают повесть фантастические элементы, ведь события и герои не всегда вписываются в рамки понятного и реалистичного. Писатель легко освобождает себя от штампов и шаблонов, реализовывает свой творческий потенциал с большой долей свободы. Огромную услугу оказывает автору его юмор, который приближает самое фантастическое к реальной жизни и быту. Со временем это станет визитной карточкой Гоголя, будет привлекать к его творчеству новых поклонников.

Демонологический персонаж персонифицирован и максимально отождествляет выходцев из народа, придавая им характеры обычных людей. Только у Гоголя «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек». Темное потустороннее и реальное светлое сосуществуют у Гоголя в одном пространстве. Вместе с тем, автор не забывает разделять реальность с вымыслом, напоминать всем о границе между двумя мирами, придерживаясь принципа романтизма.

В финале повести светлые силы побеждают темные. Герой выполняет свою миссию по спасению грамоты только благодаря тому, что вовремя вспоминает о силе крестного знамения. Грамота спасена, демон побежден, справедливость восторжествовала. Исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич был глубоко религиозен, досконально знал Библию, поэтому мог легко и красочно создавать образы, близкие христианству.

Гоголь знает и умело пользуется украинскими фольклорными традициями. Источником его литературного багажа стали собственные наблюдения, впечатления и анализ. А сила художественного слова помогла писателю создать живую картину – зримую, ощутимую, самобытную, захватывающую воображение. Имея в своем арсенале такие знания, автор дополняет их пафосом, колоритными зарисовками, заставляет каждого читателя проникнуться жизнью народа, прочувствовать все ее особенности.

В «Пропавшей грамоте» Гоголь еще раз показал, что простой человек с его тягой и любовью к жизни, верой в торжество справедливости и умением сражаться со злом заслуживает огромной любви и уважения, несмотря на отдельные пороки и отрицательные черты.

  • «Пропавшая грамота», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По произведению: «Пропавшая грамота»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич


goldlit.ru

Какая главная мысль и главные герои повести Н.В.Гогль "Пропавшая грамота"

Какая главная мысль и главные герои повести Н.В.Гогль "Пропавшая грамота"

Ответы:

В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики» Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» . Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере. Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно. Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» . В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая. В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» . Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура. В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и спасти пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты. Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-повержен.

cwetochki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о