Герои грозы: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

Заметки о мифопоэтике «Грозы» — Вопросы литературы

Герои русской драмы вынуждены жить по иным законам, чем классические законы истории. Им, как правило, чужд деспотизм времени, от которого страдают герои трагедий Шекспира или Расина, – они рождаются и умирают как заложники деспотизма пространства, или, иными словами, «магии места»1, в то время как надежда на исторический прогресс ничтожно мала, а самостоятельные – героические – действия людей невозможны, бесполезны или пагубны. Мир русской драмы (а также русской эпики и во многом лирики – но не романа) лишен исторического, динамически-созидательного начала: в его основе лежит природный принцип прозябания.

Согласно классическому определению П. Чаадаева, «мы растем, но не мужаем»2. Герои русской драмы, почти как в античной трагедии, сталкиваются не с борьбой интересов или с противной волей антагонистов, а с могущественным «у нас так принято», «у нас так не принято», «у нас все это знают», «у нас никто так не делает». И чем ближе такой герой не к интеллектуальной элите, а к национально характерному простонародью, тем дальше он от законов истории и тем созвучнее законам природы, перед непреодолимой мощью которой, как и перед мощью слепой исторической судьбы (но не исторического деяния), он вынужден отступить. Об истории говорят, о ней помнят, но помнят, как о баснословном предании, едва ли не мифе, в котором все само собою разумеется: Литва она Литва и есть; все знают, что она с неба упала3. Не потому ли в поэтике русской драмы, русской эпопеи (Лев Толстой) или значительного русского романа с элементами трагедии (Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Достоевский) так отчетливо проступают мифопоэтические черты?

Однако мифопоэтическое в художественной литературе Нового времени – это далеко не поэтика исконного мифа. Художественная модель мира в произведениях Островского, Тургенева, Достоевского или Гончарова воспроизводит черты или текущего настоящего, или сравнительно недавнего прошлого, а не вневременные параболы. Дыхание вечного, мифического передается посредством разного рода укрытых намеков, что находит свое выражение в символических образах, развернутых метафорах, многозначных эпитетах, стилистических и ритмо-музыкальных решениях. Мифопоэтика всегда аллюзийна: намеки и аналогии – ее хлеб насущный. А отсылают они к важным природным и культурным константам – общеизвестным местам, временам, легендам, для всех очевидным общим понятиям. Важную роль в мифопоэтике играют образы, соотнесенные с четырьмя классическими стихиями, с частями тела или с этапами жизни, от эмбрионального до посмертного, потустороннего.

В этом по необходимости кратком очерке мифопоэтики «Грозы» А. Островского я остановлюсь на свойствах изображенного пространства, на характеристике времени и его антипода – вечности, а также на значении образов стихий. Перечисленные аспекты являются важными, но далеко не единственными элементами мифопоэтики этой драмы, которую правильнее было бы называть трагедией.

* * *

Начнем с поэтики пространства.

Действие «Грозы» разыгрывается в пространстве города. Семантика его названия довольно прозрачна: калина красная (и рифмующаяся с нею малина) как образ неброской среднерусской красоты присутствует в народных песнях. Калина вещь обыкновенная, повсюду встречающаяся, а Калинов – типичный среднерусский город. Не исключено также, что название города было «рифмически» навеяно герценовской прозой: у Герцена Малинов, а у Островского Калинов.

Тем самым сразу же отбрасывается прочь любой намек на поэтику идиллии, хотя ее реликты могут появляться в воспоминаниях и мечтах героев. Любое городское пространство тесно и жестоко, а скученность жизни способствует появлению конфликтов между носителями разных правд о жизни. И потому поэтике городского пространства соответствует в литературе диалогическая поэтика романа или конфронтативно-катарсисная поэтика трагедии.

Подлинный диалог в городе Калинове невозможен. Герои «Грозы» или обмениваются мнениями о жизни, в принципе соглашаясь друг с другом (таковы, например, разговоры Кулигина, Кудряша и Шапкина, Дикого и Кабанихи, Кабанихи и Феклуши), или же противостоят друг другу как неприступные идеологические монолиты (Кабаниха и Катерина, Дикой и Борис). Такого рода конфронтативное противостояние, когда каждая из сторон в силу тяготеющих над ней роковых детерминантов не может «поступиться принципами», неизбежно приводит к катастрофе и к очищению через страдание, а это ситуация античной трагедии.

Связано ли это с поэтикой городского пространства? Разумеется. Если за эталон города принять Верону в «Ромео и Джульетте» или город, у стен которого Мефистофель явился Фаусту в виде пуделя, то Калинов оказывается вообще не городом, а аморфным множеством деревянных домов. У него нет отчетливых границ, то есть стен, каковые были в любом западноевропейском городе, нигде не вспоминается о центральной торговой площади, аналогичной немецкой Marktplatz, о торговых рядах, о присутственных местах, хотя в любом из прототипов Калинова – в Кинешме, Костроме или Торжке — все это было4. По-видимому, и в Калинове все это подразумевается по умолчанию, но в тексте трагедии упоминаются совсем другие черты. Какие же?

Есть в городе бульвар с беседкой, но, как с досадой замечает Кулигин, там никто не гуляет; все сидят по домам, «домашних едят поедом да семью тиранят», к соседям относятся с завистью и недоверием, а ни о каких формах корпоративности не может быть и речи – каждый сам по себе и против другого, «один на всех и все на одного», как и советовал бессмертный «Домострой»5. Этот сад (то есть культурная имитация природы) выполняет роль места встречи героев, подобно площади (чисто городскому жанру локального пространства) в западноевропейской драме. Сюжетно значимыми оказываются заволжские дали, овраг, тропинка, калитка в заборе – локусы, самым тесным образом именно с природой связанные. Причем именно с русской природой, в которой очень мало камня, но много воды, дерева и земли. Калинов – город по преимуществу не каменный, а деревянный и – земляной, не мощеный, а следовательно, грязный, но не от сажи и копоти, не от отходов торговли и коммунального хозяйства, а от известного всем нам с детства соединения глины с дождевой водой. Дикой рассказывает Кабанихе, как он кланялся мужику в ноги «тут на дворе, в грязи», и ему не пришло в голову, что грязь на частном дворе хорошо было бы убрать.

Лишь в четвертом акте действие разворачивается на фоне «узкой галереи со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки», что может восприниматься как метафора обреченной, лишенной шансов на жизнь городской культуры или (как хотел Добролюбов) разрушающегося патриархального прошлого. Но и тут автор замечает: «Кой-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу» – то есть опять и опять природа, которой, в отличие от культуры и цивилизации, суждено «красою вечною сиять». Органическая сращенность города со всемогущей природой – важнейшая черта поэтики пространства у Островского. Именно с природой связано русское представление о красоте: с восхищения Кулигина заволжскими видами начинается пьеса, а главная героиня от природы красива. Без обилия девственной, неосвоенной природы Россия, а точнее, русская красота, просто немыслима. Но погруженность в природу обратно пропорциональна вовлеченности в историю: такая красота ведет не только в омут, но и в пучину обломовского безвременья, а то и другое – смерть или в лучшем случае прозябание без развития.

Иное важное свойство калиновского локуса – это уездный или заштатный характер города (какой именно, в трагедии не сказано). Столиц было две, губернских городов 45, а уездных – 4096, то есть много, уездная же Россия небезосновательно считалась квинтэссенцией национального своеобразия7. А коль скоро одной из важнейших проблем, поставленных автором «Грозы», является проблема трагичности русского национального характера, то Калинов в этой связи оказывается синекдохой Руси8, так же как Катерина – олицетворением романтической категории русского духа. Весьма характерно, что этот город соотнесен не с Петербургом (который вообще не упоминается, словно в России никогда не было Петербурга), а с Москвой, так как в культурном отношении он принадлежит не Российской империи, а Великому княжеству Московскому## Ср.: Кошелев В. А.«В городе Калинове»: топос уездного города в художественном пространстве пьес Островского // Провинция как реальность и объект осмысления.

  1. Ср.: Мильдон В. И. Открылась бездна. Образы места и времени в классической русской драме. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. С. 13. Позволю себе процитировать характерный фрагмент этой книги: «Время (в России. – В. Щ.) поддается месту, последнее как бы вбирает его в себя, и время начинает развиваться не по своим, а по этого места правилам» (с. 129). Но развиваться «по правилам места» есть не что иное, как по законам природы, а не истории, то есть по вечным, мифологическим законам.[↩]
  2. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 44. Еще со времен М. Гершензона этот фрагмент первого философического письма Чаадаева переводился как «растем, но не созреваем». Однако, как верно отметил В. Мильдон, употребленный философом глагол murir означает «мужать» (Мильдон В. И. Вершины русской драмы. М.: МГУ, 2002. С. 43).[↩]
  3. Характерный пример из «Грозы»: «А это Литовское разорение. Битва! – видишь? Как наши с Литвой бились». – «Что ж это такое Литва?» – «Так она Литва и есть». – «А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала». – «Не умею тебе сказать. С неба, так с неба». – «Женщина: Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны».[↩]
  4. О реальных прототипах Калинова см.: Лакшин В. Я. Мудрость Островского // Островский А. Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987. С. 19 – 20.[↩]
  5. Эту замечательную формулировку автор услышал в средней школе в 1963 году от одноклассника. Такова оборотная сторона традиционного российского коллективизма. Кстати, социальный атомизм, обособленность жителей города друг от друга первым заметил Гоголь в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», но связал это не с «Домостроем», а, наоборот, с эгоизмом Нового времени.[↩]
  6. Данные по переписи 28 января 1897 года, без учета Азиатской России, Царства Польского, Великого Княжества Финляндии, Прибалтики, Кавказа и Бессарабии (Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. С. 106 – 111).[↩]
  7. Спустя более полувека Е. Замятин напишет повесть «Уездное» (1911), в которой, как и у Островского, именно «уездный дух» станет олицетворением российской косности, «энтропии». Ранее к теме «уездного» или «заштатного» обращались Глеб Успенский, Федор Сологуб, Максим Горький. [↩]
  8. Тем самым калиновский локус Островского вписывается в длинный литературный ряд «исконно русских городов», как то: Москва Грибоедова, города в «Ревизоре» и «Мертвых душах», Малинов Герцена, Энск Писемского, Глупов Салтыкова-Щедрина, Скотопригоньевск Достоевского, безымянный город Сологуба, Окуров Горького, Арбатов Ильфа и Петрова, Любимов Абрама Терца, Ибанск Александра Зиновьева…[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Гроза, отзывы, расписание и билеты на спектакль, постановка БДТ, Санкт-Петербург – Афиша-Театры

Спектакль в Санкт-Петербурге

Постановка БДТ им. Товстоногова

Купить билеты

Выбор «Афиши»

8.2

11 отзывов

© Стас Левшин/БДТ им. Товстоногова

1/7

О спектакле Расписание Отзывы (11)

Это первая постановка «Грозы» в истории БДТ. Пьесы А.Н.Островского на сцене театра ставили неоднократно, в основном комедии. В 1980-е годы Георгий Товстоногов поставил сразу две комедии Островского — «Волки и овцы» (1981) и «На всякого мудреца довольно простоты» (1985) в соавторстве с Эдуардом Кочергиным. «Гроза» (1859) — одна из самых знаменитых пьес русской драматургии — в литературно-критической среде своего времени получила самые противоречивые отзывы. Спектакль Андрея Могучего обращен к традиции мифопоэтической, мистериальной, традиции не бытового, но бытийного театра Островского, о котором писал известный литературный и театральный критик Аполлон Григорьев. В постановке присутствуют элементы русского площадного действа, фольклорные мотивы «страшной сказки».

ЖанрыДраматический

Возраст16+

Дата премьеры16 июня 2016

Продолжительность2 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

  19

Андрей Могучий

Режиссёр

Дмитрий Воробьев

Актер

Сергей Лосев

Актер

Александр Кузнецов

Актер

Петр Захаров

Актер

Марина Игнатова

Актер

Алексей Винников

Актер

Ольга Ванькова

Актер

Нина Александрова

Актер

Варвара Павлова

Актер

Анатолий Петров

Актер

Василий Реутов

Актер

Виктор Княжев

Актер

Дмитрий Смирнов

Актер

Мария Лаврова

Актер

Алена Кучкова

Актер

Глафира Лаврова

Актер

Ируте Венгалите

Актер

Диана Шишляева

Актер

Специальные предложения

Место проведения

Великий театр, осваивающий новые формы

Адреснаб. реки Фонтанки, 65

Сенная площадь

Спасская

Садовая

Рецензия «Афиши» на спектакль

Алексей Киселёв

110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 637

7Приключения готов в тридевятом царстве

Андрей Могучий не ставит проходных спектаклей. Каждая его новая работа равна предыдущей по уровню мощности, но во всем остальном может отличаться почти радикально. В прошлогодней «Золотой маске», например, участвовали (и были награждены за лучшую работу режиссера) его «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева — визуально скупой спектакль, полностью построенный на диалогах и ансамблевой игре артистов. На фестивале 2017 года показали нечто совершенно иное: готик-фолк-версию одной из самых замусоленных пьес в истории русского театра — «Грозы» Александра Островского.

У Льва Эренбурга в его знаменитой магнитогорской «Грозе» обитатели «темного царства» оказывались невероятно обаятельными и какими-то по-настоящему человечными, даже деспотичная Кабаниха у него молилась и плакала от непонимания. В только что выпущенном, подчеркнуто современном спектакле «Грозагроза» Евгения Марчелли в Театре наций в ролях мужа и любовника Катерины выходит один и тот же актер. У Дениса Азарова в ярославском Театре им. Волкова труп не выдержавшей мук совести и бросившейся с обрыва героини оказывается под ногами игнорирующих его пешеходов; всем плевать. А в легендарной «Грозе» Генриетты Яновской в ТЮЗе центральным персонажем стал самородок-изобретатель Кулигин в ангелическом исполнении Игоря Ясуловича.

Из всех прочих «Гроз» спектакль Могучего останется в истории главным образом благодаря своему звучанию. Здесь прописан ритм и мелодический рисунок речи каждого персонажа — без преувеличений — буквально для всего текста пьесы. И не кем-нибудь, а большим знатоком аутентичного фольклора, именитым экспериментатором Александром Маноцковым. Кулигин (Анатолий Петров) говорит частушками, Катерина (Виктория Артюхова) — молитвами, а Борис (приглашенный солист Михайловского театра Александр Кузнецов) вообще поет оперным голосом (местами это, конечно, очень смешно).

Удивительно, что на выходе из этой, казалось бы, абсолютно умозрительной затеи получился не какой-нибудь экстравагантный опус для театральных критиков, а зрелищный и ужасно красивый дарк-балаган, запросто очаровывающий тысячный зал.

Сбоку в партере рядом с первым рядом установлен большой барабан, в который все время колотит пушистой палкой человек в черном цилиндре. Таким образом он одновременно задает ритм исполнителям, имитирует гром и в целом не дает расслабиться. Кроме ударника есть еще три почти безмолвных человека в цилиндрах и сюртуках; они время от времени перебегают сцену, на специальных платформочках вывозят и увозят персонажей на авансцену, таятся где-нибудь в глубине или выжидают с краю, почему-то то и дело слегка скрючиваясь всем телом. Есть версия, что они изображают птиц Поволжья.

Забористость речитативов, усиленная костромским диалектом и скоморошьими пританцовываниями, сама по себе настолько впечатляет, что порой кажется, вообще неважно, о чем, собственно, идет речь и кто кому кем приходится. Хоть слов из пьесы не выкинуто, общеизвестный сюжет, очевидно, тут принесен в жертву процессу преумножения фирменного мелодизма Островского. И конечно, сдиранию с него в который раз клейма бытописателя. Создатели настаивают: Калинов — город мифический, а значит все в нем понарошку.

Могучий поместил артистов в условия двухмерного, балаганного театра, то есть совершенно не бытового, не реалистического, не «по Станиславскому». А художник Вера Мартынов вместо очередной образной вариации набережной Волги (и самой Волги) придумала глубокую черную пустоту, изредка рассекаемую ослепительными всполохами двойной молнии. На самой кромке сцены действуют персонажи в черных кокошниках, сарафанах, плащах и рубахах (художник по костюмам Светлана Грибанова тоже номинирована на «Золотую маску»). И только Катерина — в бьющем по глазам алом платье.

Верхняя часть портала сцены перекрыта черным занавесом (а основной занавес, специально выполненный художником Светланой Короленко в технике палехской миниатюры по мотивам «Грозы» — вообще отдельное произведение искусства; отдельное от спектакля в том числе).

Сидящие в партере счастливы — их взору открыта глубина сцены, из которой в сполохах молний периодически проступают гигантские летающие лошади и прочие обитатели сказочно-мифологического пространства, коих технически невозможно увидеть ни с бельэтажа, ни с балкона. Во всяком случае, так спектакль БДТ уместился на сцене Малого театра на «Золотой маске».

Артисты, помещенные в узкие рамки ритмической партитуры и речевых характеристик, первый акт выдерживают в режиме этаких роботов Вертеров. Во втором в марионеточных персонажах начинают проскакивать человеческие интонации. Комически раскорячившись, дурында Глаша резюмирует монотонную мантру странницы Феклуши про людей с песьими головами: «Нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и помёрли». И тут же актриса Глафира Лаврова, буквально реагируя на произнесенный ей текст Островского, добавляет с сомнением уже от себя: «Или пóмерли». В другом эпизоде Борис вдруг перестает выводить томные вибрато, реагируя на взбесившегося Кудряша, от ревности выпаливающего свой монолог как из пулемета.

«Что с тобой, Ваня?» — простым человеческим голосом вдруг озаботился будто не Борис, а исполняющий его роль Александр Кузнецов. Человекоподобие через весь спектакль пронес только исполняющий Кулигина на деревянном самокате Анатолий Петров.

Грубым кажется решение центрального образа — Катерина весь спектакль ноет и заламывает руки, будто только что провалилась при поступлении на актерское. Такая монотонность напрочь лишает роль оттенков и взрывоопасного контраста противоречивых эмоций, заложенных драматургом (целомудрие, страсть, страх, окрыленность, подавленность). Зато с лихвой окупается в здорово придуманной сцене самоубийства: героиня Виктории Артюховой, окончательно свихнувшись, уходит из зала через партер, громко хлопнув дверью.

Отвечая на вопрос «О чем спектакль?», можно было бы небезосновательно заметить, что спектакль главным образом о том, как изобретательно режиссер Андрей Могучий ставит «Грозу» Островского. Но есть, видимо, и какая-то более глубинная закономерность, имеющая отношение к повсеместному процессу оживления омертвелой классики. Неспроста, например, «Три сестры» Тимофея Кулябина, также участвующие сейчас в «Золотой маске», лишены слов: спектакль играется на языке жестов. Так — буквально — реализуется пресловутая идея о том, что герои чеховских пьес друг друга не слышат; и это работает!

«Гроза» Могучего — результат аналогично буквальной реализации того, что споривший с Добролюбовым (автором статьи «Луч света в темном царстве») Аполлон Григорьев определял фигурой речи «поэзия русской жизни».

Формально же спектакль удивительно похож на то, как обычно описывают очевидцы опыты золотой эпохи советского театрального авангарда. На то, как Игорь Терентьев раздавал акценты и диалекты персонажам гоголевского «Ревизора», Всеволод Мейерхольд ставил «Дон Жуана» Мольера при свечах, а Сергей Эйзенштейн — Островского с киноэкраном и акробатами. На это обаяние стародавнего формализма в «Грозе» Могучего наслаивается и эхо классицизма императорского театра с заламыванием рук и напевной декламацией, и эстетика театра абсурда в представительстве скрюченных джентльменов в цилиндрах. Словом, все то, что накопилось к настоящему моменту под грифом «старый добрый театр». Никаких контактов с реальностью при таких вводных и не предполагается, наоборот — высококлассный эскапизм. Или, выражаясь словами Бориса Юхананова, «полет над отключкой». Не это ли нужно — особенно теперь. Особенно в Петербурге.

6 апреля 2017

Лучшие отзывы о спектакле «Гроза»

   11

Арсений Кардинал

50 отзывов, 122 оценки, рейтинг 123

Как развидеть

3

Так испортить моё любимое произведение — нужно уметь. Несмотря на то, что в Петербурге почти нет аналогов данной пьесы на сцене, таким ужасом довольствоваться нет желания. Всё превращено в мрак и чернуху, что на деле таковым не является. Идеальных людей не существует, в каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Такой подход — детский, наивный и очень странный..

30 октября 2020

Оксана Васько

459 отзывов, 657 оценок, рейтинг 124

5

Главная декорация этого спектакля — кромешная темнота, откуда выплывают и куда исчезают жители города Калинова. И только одна Екатерина Кабанова в алом платье с кокошником на голове разрежает и раздражает обстановку.

26 мая 2018

Юля Ухаботина

21 отзыв, 22 оценки, рейтинг 41

5«Гроза» с поволжским акцентом



Андрей Могучий снова ставит классику. И снова – со свойственным ему «неклассическим» подходом. «Гроза» Островского в его исполнении – традиционная и нетипичная одновременно. Как так? Давайте разбираться.

Начнём с приятной новости для любителей классических текстов. Да, материал Островского сохранён. От знакомого со школьной скамьи «почему люди не летают, как птицы?» до причитаний Феклуши. Правда, подан текст классика под весьма своеобразным соусом. По ходу действа герои то и дело напевают его на русский лад. И поначалу сложно привыкнуть к речи, которая то и дело превращается в народное песнопение. У кого-то такая подача может вызвать раздражение. Но, поверьте, если вы не встанете с кресла и не уйдёте в первом действии, будете награждены сполна. Со временем к «песенному» исполнению привыкаешь, и даже ждёшь, когда Кудряш снова выдаст что-нибудь эдакое, в древнерусско-рэповском духе.

Могучий словно издевается над замусоленной темой «луча света в тёмном царстве». Он намеренно одевает всех персонажей (кроме Катерины, разумеется) в чёрное. В таких же тонах описан и мир вокруг: только молнии изредка озаряют подвешенные на заднем плане туши коней, да дьявольские огни мерцают во тьме. Одним словом, ад на земле. Катерина в алом одеянии безусловно выделяется на этом фоне. Но такой ли она «луч», каким её привыкла видеть отечественная критика? У Могучего ответ на этот вопрос неоднозначен. Он и отдаёт должное самобытности и святости Катерины, и ставит её в один ряд со всем «тёмным царством»: такая, да не такая.

Борис в постановке Могучего выделяется с первых минут. Точнее будет сказать, с первых нот. Он не приемлет общество, в которое попал, и не соглашается петь на «народный» лад. Его речь – оперные партии. Александр Кузнецов из Михайловского театра и Петр Захаров из «Петербург-Концерта» были приглашены Могучим не зря: от исполнителей роли Бориса требовались особые музыкальные задатки, рядовому актёру его арии не по зубам. Не зная содержания «Грозы», на Бориса можно возложить большие надежды. Вот он, герой и избавитель, такой же «не такой»…но и он, не смотря на свой протест, остаётся на стороне тьмы.

В «Грозе» Могучего сошлись классика отечественной литературы, русский фольклор и постмодерн. Кому-то придутся по душе готические мотивы, а кто-то ужаснётся от подёргивающихся во время всего действия фигур, выставленных по краям сцены. Отсылки к народной культуре присутствуют во всём – от занавесов в стиле палехской миниатюры (художник Вера Мартынов), до песнопений. Даже «кокошники» главных героев – и те обращают зрителя к русской традиции. К чему столько отсылок? Здесь пусть каждый решает сам. Может быть, речь идёт о дьявольщине, исконно живущей в нашей народной душе? А может, разговор о русском обществе, не принимающем «иного»? Спектакли Могучего тем и хороши, что не дают однозначного ответа: будет, от чём поразмыслить на досуге.

3 июня 2017

Irena Kristo

25 отзывов, 28 оценок, рейтинг 4

5

Спектакль Андрея Могучего «Гроза» по произведению. А.Н. Островского включает в себя эксперимент с многообразием театральных вариаций: это и оперный театр, и психологический, и народный. Андрей Могучий решил создать единое театральное полотно, соткав его из разнообразных театральных жанров.
Спектакль «Гроза» — это повествование основной линии пьесы Островского, линии любви. Точно переложенное произведение великого автора на сценические подмостки Большого драматического театра, раскрывающего всю суть пьесы, но показанную зрителю под новой интригующей призмой и оформлением.
Такая многогранная и разная любовь раскрыта перед зрителями в спектакле «Гроза». Яркими мазками она переливается в спектакле, подобно ониксу под разнообразным свечением: это и любовь, которая сильнее жизни; и страсть; и мимолетное желание, лишь краткое влечение для одного, и разрушенная жизнь для другого; и любовь искренняя, добрая, хоть и заключенная в сердце безвольного. Спектакль «Гроза» — это разговор о грехопадении, об измене, о желании, страдании и невозможности жизни без этого сладостного наркотика, от которого невозможно отказаться, стоит лишь единожды пустить его по венам. А на что Вы способны, ради любви? Как писала Зинаида Гиппиус: «Любовь одна, как смерть одна!», и спектакль Андрея Могучего это в очередной раз подтверждает

Кому интересно, полная рецензия в моем блоге:
http://irenkristo.livejournal.com/6371.html

6 апреля 2017

Vladislavs

77 отзывов, 743 оценки, рейтинг 260

7

Гроза Могучева оставила в недоумении. Вышла некая игра в игру, в результате которой все просто заигрались и рано устали. Слишком быстро картинка из десяти пазлов сложилась (+2 возраст, видимо, подразумевался). Я то думал, мы взрослые, мы от 1000 собираем. Когда неглубоко, это совсем неинтересно. Хотя какая там еще глубина в «Грозе».
Мартынова сделала сценографическое недоразумение. Хорошо конечно, что вдохновением служил Палех, а не оренбургские пуховые платки. Занавес, один из главных сценических героев, каким то образом совершенно оказался не поддержан сценой.
Лучшее в эти два с небольшим часа безусловно музыка Маноцкого.
Я впервые был свидетелем такого стремительного покидания зрителем зала. В субботу вечером есть и поинтереснее дела, чем судьба карикатурной Катерины. Она, впрочем, совсем никого не беспокоила, ни в зале, ни на сцене.
Ну не летают люди, как птицы. Не летают. Пора уже и успокоится.

На деле это все конечно не хорошо, но вовсе и не плохо. Рекомендовано для массового посещения школьниками в рамках курса русской литературы, им эти псевдо рэповые читки может даже и не понравятся (это никуда не годится), но хотя бы уберут зевоту от прочтения.

12 марта 2017

Все отзывы

10 советов и подсказок для начинающих

Используя креативный дизайн и новаторские идеи, Blizzard раздвинула границы жанра MOBA с помощью Heroes of the Storm. Первая многопользовательская онлайновая боевая зона была фанатской пользовательской игрой в игре Warcraft 3 от Blizzard 2002 года под названием Defense of the Ancients (DotA). Увидев успех DotA, Blizzard решили создать собственную MOBA, и так родилась HotS.

СВЯЗАННЫЙ: Overwatch: советы и рекомендации для Doomfist Mains

HotS была основана на ранних MOBA, а затем вывела жанр на новый уровень. С 90 игровых героев и 20 разных карт, каждая игра HotS представляет собой разное сочетание переменных. Командные составы обычно состоят из 1 танка, 1 лекаря, 1 соло-лейнера и 2 дамагеров (DPS). Каждая из карт имеет уникальные цели, лагеря крипов и механики. Расширяя свои знания о том, что возможно в HotS, вы можете получать больше удовольствия и развивать свои навыки до предела.

10 любимых сборок

Одной из самых удобных функций HotS является возможность сохранять любимые билды талантов. Выделив героя в режимах «Против ИИ», «Быстрый матч» или в рейтинговом/нерейтинговом лобби, вы можете просмотреть его таланты в левом нижнем углу экрана.

Оказавшись там, вы можете нажать на свой любимый талант на каждом уровне, и он сохранит эту сборку. Затем, как только вы окажетесь в игре, вам не нужно будет читать свои таланты во время боя. Система развития талантов устранит потенциальные отвлекающие факторы и даст вам больше времени, чтобы сосредоточиться на игре.

9 Следите за мини-картой

Зная всю карту, вы сможете распознать ход игры. Самая большая ошибка, которую вы можете совершить в HotS, — это зацикливаться только на своей точке зрения. Каждые несколько секунд вы должны смотреть на мини-карту в правом нижнем углу.

Вы всегда должны знать, где находятся ваши союзники, а также статус всех лагерей крипов и целей. Кроме того, вы должны помнить о последнем известном местоположении каждого врага. Эти знания необходимы для достижения всех целей в HotS.

8 Играй со своей командой

В HotS командная работа — единственный способ воплотить мечту в жизнь. Поскольку ваша команда делится опытом, а большинство целей требуют участия большей части или всей команды, вам нужно играть со своей командой. Если вся ваша команда бежит к цели, вы, скорее всего, тоже должны направиться туда.

СВЯЗАННЫЙ: Overwatch 2: советы и рекомендации по игре в Раматтру

Даже если идти к цели не стоит, часто лучше присоединиться к вашей команде в неверном шаге, чем быть в одиночестве и правым. И наоборот, если ваша команда решит пропустить цель, вам не следует идти туда в одиночку.

7 Захватывайте лагеря крипов рано и часто

Лагеря крипов обеспечивают мощный толчок линии и вынуждают вражескую команду реагировать. Если его не остановить, лагерь крипов может с легкостью разрушить стену или даже форт. Когда вы играете героем, который может быстро зачищать лагеря крипов, вы должны следить за таймерами лагерей.

Ищите возможности захватить лагерь крипов прямо перед командным боем, чтобы получить дополнительную ценность для своей команды. Лучшее время для захвата лагеря крипов — прямо перед появлением цели. Когда обе команды хотят собраться для достижения цели, лагерь крипов, толкающий линию, может быть очень разрушительным.

6 Изучите множество героев

Распространенная ошибка, которую совершают игроки в HotS, заключается в том, что в их наборе инструментов есть небольшой пул героев. Если вы играете только одним или двумя героями, вы вынуждаете свою команду вырабатывать стратегию в соответствии с вашим стилем игры. Хотя иметь несколько героев, которых вы освоили, полезно, еще более ценно быть гибким.

Если он недоступен в драфте или вы играете с друзьями, которые хотят использовать вашего любимого героя, вы не всегда можете играть тем героем, которым хотите. В лучшем случае нужно иметь 3 или 4 Героя в каждой роли (танк, целитель, соло и ДПС). Таким образом, вы не будете в затруднительном положении, когда не сможете выбрать героя, которым хотите играть.

5 Оптимальное использование лечебных фонтанов

Рядом с каждым фортом и крепостью находится лечебный фонтан. Когда вы перемещаете своего героя рядом с лечебным фонтаном и щелкаете правой кнопкой мыши по строению, ваш герой быстро восстанавливает большую часть своего здоровья и маны. Это можно делать раз в 2 минуты, и часто это избавит вас от необходимости возвращаться на главную базу.

В большинстве случаев вы можете просто использовать время восстановления «Лечебного фонтана», когда вам не хватает более 30% вашего здоровья и маны. Двухминутное время перезарядки относительно быстрое, и обычно вы должны поддерживать свое здоровье и ману как можно выше. Однако лучшее время для использования лечебного фонтана — прямо перед заданием или командным боем (когда вы можете).

4 Планируйте свою стратегию вокруг целей на карте

Самое большое изменение в игре HotS — это цели. Эти события заставляют команды собираться, что часто приводит к большим командным боям. А победителю достаются трофеи. Если вы можете выиграть потасовку и добиться цели, ваша команда находится в отличном положении.

СВЯЗАННЫЕ: Teamfight Tactics: советы и рекомендации для начинающих

Всегда будьте в курсе, когда появится следующая цель, а также когда обе команды прибудут на локацию. Во многих случаях можно пропустить цель. Если ваша команда отстает по уровню талантов или если товарищ по команде недавно умер, вам, вероятно, следует пропустить предстоящую цель и вместо этого сосредоточиться на том, чтобы получить давление на карту.

3 Срочно пропитайте дорожки

Самая недооцененная профессия в HotS — это сбор опыта с миньонов вражеской линии. Когда ваша команда покидает линию без присмотра, опыт этих миньонов теряется, и ваша команда, скорее всего, будет отставать по уровням. Хотя замачивание линии не так увлекательно, как убийство героя, часто бывает важнее замочить линии.

Вам определенно следует покинуть линию, чтобы получить цели или заганкать врага, но не ценой потери опыта на линиях. Если вы пропустите несколько волн XP, ваша команда, скорее всего, отстанет по уровням, а затем проиграет следующий командный бой. Это может быстро выйти из-под контроля.

2 Будьте максимально агрессивны, не умирая

Вы не можете пассивно играть в HotS и сидеть за своими миньонами или ждать, пока уровень талантов поднимется. Вам нужно быть агрессивным и навязывать свою волю вражеской команде. Если ваша команда не контролирует игру, то другая команда контролирует.

Всякий раз, когда вы можете провести дополнительную автоатаку по вражескому герою, нанести урон строению или украсть лагерь вражеских крипов, вы побеждаете. Можно получить несколько ударов от вражеской башни, если это означает, что вы убиваете Героя. Не умирайте за убийство, а агрессивно вторгайтесь на вражескую территорию всякий раз, когда можете.

1 Не сдавайся

Даже если ваша команда отстает на 3 уровня или отстает на 3 крепости, вы почти всегда можете вернуться и победить. Было бесчисленное множество игр, в которых кто-то из команды хотел сдаться, но в итоге их команда побеждала. Никогда не сдавайся; в HotS нет кнопки сдаться.

Никогда не знаешь, когда вражеская команда вот-вот проведет ужасную игру и потеряет преимущество. Если ваша команда может выиграть бой, захватив босса или цель, вы можете вернуться. Пока ваш Нексус не будет уничтожен и на вашем экране не появятся огромные буквы с надписью «ПОРАЖЕНИЕ», вы все еще можете победить.

ДАЛЕЕ: Valorant: советы и рекомендации для начинающих

сборок, руководств и новостей Heroes of the Storm — Heroes of the Storm

Обновление Blizzard на конец года По словам президента Blizzard Майка Ибарры, опубликовавшего обновление, посвященное 2022 году, в этом году в игры Blizzard было сыграно около 12 миллиардов часов, и 50 миллионов новых игроков присоединились к сообществу Blizzard. Метель Метель 25 комментариев 21 декабря 2022 г., 20:21 по персоналу

Федеральная торговая комиссия США подала иск о блокировании приобретения Microsoft компании Activision Blizzard Как и ожидалось, Федеральная торговая комиссия США проголосовала и подала иск, чтобы заблокировать приобретение Microsoft Activision Blizzard за 69 миллиардов долларов, заявив, что сделка нанесет ущерб конкуренции. Как сообщает Bloomberg, комиссия проголосовала по этому вопросу со счетом 3:1 и уже подала иск. Судебное разбирательство обычно занимает от нескольких месяцев до года, и вот что сказала Холли Ведова, директор Бюро конкуренции Федеральной торговой комиссии: Метель Метель 7 комментариев 08 декабря 2022 г. в 19:51 от Старым

Присоединяйтесь к нам в прямом эфире на Twitch для подкаста Icy Veins Наш гуру Mythic+ Петко теперь в прямом эфире на нашем канале Twitch, рассказывая о Dragonflight! Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать обо всем, что вам нужно знать, чтобы подготовиться к новому дополнению! Ледяные вены Ледяные вены 27 нояб. 2022 г., 17:59 по персоналу

Федеральная торговая комиссия США, «вероятно, подаст антимонопольный иск», чтобы заблокировать приобретение Microsoft компании Activision Blizzard Вот некоторые потенциально плохие новости о продаже Activision Blizzard Microsoft, поскольку Politico сообщает, что вполне вероятно, что Федеральная торговая комиссия США подаст иск, чтобы остановить приобретение, основываясь на трех источниках, «знакомых с этим вопросом». Судебный процесс может отсрочить сроки сделки и даже поставить ее под угрозу, независимо от ее результата. Метель Метель 14 комментариев 24 нояб. 2022 г., 01:41 от Старым

Blizzard в Китае: все подробности, слухи и новая информация Пару дней назад прозвучала довольно громкая новость, когда Blizzard объявили о прекращении своего партнерства с NetEase и возможном прекращении доступности своих игр в Китае. Мы видели официальные посты и ответы, но там не хватает контекста. Однако, к счастью для нас, известная фигура китайского сообщества WoW NasDa вмешалась, чтобы объяснить ситуацию и добавить новую информацию и даже слухи. Метель Метель 8 комментариев 19 ноя, 2022 в 18:46 от Старым

Сообщение NetEase для китайских игроков Blizzard Обновление: теперь также есть очень интересный комментарий от президента NetEase Global Investment and Partnership, который вы можете найти внизу статьи.

Теперь у нас также есть два сообщения NetEase для их игроков Blizzard, подробно описывающих, что именно произойдет 24 января, когда закончится их лицензия, от закрытия клиента Battle.net до поддержки новых выпусков до этой даты, что будет случиться с символьными данными и многое другое.

Еще раз спасибо Нео за перевод приведенного ниже заявления. Метель Метель 19 комментариев 17 нояб. 2022 г., 06:12 по персоналу

Большинство игровых сервисов Blizzard будут приостановлены в Китае 23 января Обновление: NetEase выпустила заявления для своих игроков, объясняя, что именно будет происходить в ближайшие месяцы и после истечения срока действия лицензии.

Blizzard объявили, что приостанавливают работу «большинства игровых сервисов Blizzard в материковом Китае», так как не продлили лицензионное соглашение с NetEase. Сюда входят World of Warcraft, Hearthstone, Warcraft III: Reforged, Overwatch, серия StarCraft, Diablo III и Heroes of the Storm.

Впервые замечен Чаудом в MMO Champion. Метель Метель 9 комментариев 17 нояб. 2022 г., 02:15 по персоналу

Финансовые результаты Activision Blizzard за третий квартал 2022 года Activision Blizzard поделилась своими финансовыми результатами за третий квартал 2022 года, продемонстрировав более высокие, чем ожидалось, доходы, ожидание завершения сделки по приобретению Microsoft в середине 2023 года и многое другое. На этот раз не было отчета о прибылях и убытках, а только цитата генерального директора Бобби Котика о самоотверженности команд в компании и приобретении. Метель Метель 3 комментария 08 нояб. 2022 г., 01:02 по персоналу

Игры Activision Blizzard появятся в Game Pass после приобретения Microsoft Microsoft опубликовала запись в блоге, в которой изложила свое мнение о приобретении Activision Blizzard. Они также сообщили, что в Game Pass входят Overwatch, Diablo, Call of Duty, Candy Crush и Starcraft. Метель Метель 9 комментариев 01 сент. 2022 г., 14:17 Стэн

Утечка неподтвержденных дат предварительного обновления и даты запуска Dragonflight Неподтвержденная внутренняя таблица с датами выпуска нескольких игр Activision Blizzard, включая предварительные покупки Dragonflight и Diablo 4, покорила сегодня Reddit. Метель Метель 1 Комментарий 16 августа 2022 г., 20:20 Стэн

Blizzard представляет новые продукты + раздача подарков на Comic-Con Blizzard представит новые товары на Comic-Con в Сан-Диего. Для тех, кто посещает мероприятие лично, обязательно посетите стенд № 140. Продукты также будут доступны для покупки в магазине Blizzard Gear Store в конце этого года. Метель Метель 21 июля 2022 г., 07:14 по персоналу

Персональный пост разработчика Heroes для сообщества Разработчик Heroes Blizz_DWarner написал личный пост на Reddit, поблагодарив сообщество за прекрасное время, которое они потратили на разработку игры за 8 или около того лет. Герои бури Герои 2 комментария 15 июля 2022 г., 17:42 по персоналу

Новая награда за вход — Эпическая чародейская ящерица Хаоса В последнем небольшом обновлении Heroes of the Storm была добавлена ​​новая награда за вход — эпическая чародейская ящерица хаоса. В этом посте мы рассмотрим его более подробно. Герои бури Герои 1 Комментарий 13 июля 2022 г., 12:10 Стэн

Новости о будущем Heroes of the Storm В будущем Heroes of the Storm перейдет в режим обслуживания, и игра будет поддерживаться так же, как игры StarCraft. Для игры не планируется никакого нового контента, кроме патчей баланса. Герои бури Герои 8 комментариев 08 июля 2022 г., 17:19по персоналу

Соревнование Battle.net Social Celebration В течение следующих пяти недель вы можете выиграть баланс Battle.net на сумму 25 долларов США, подписавшись на Blizzard в социальных сетях. Узнайте, как принять участие в розыгрыше, чтобы получить шанс выиграть! Battle.net Battle.net 1 Комментарий 05 июля 2022 г., 21:14 по персоналу

Blizzard Entertainment приобретает студию разработки Spellbreak Proletariat Blizzard Entertainment приобрела студию Spellbreak Development Studio Proletariat, чтобы усилить персонал над World of Warcraft.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *