Как изменялся герб России в эпоху Петра Великого
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
02.12.2022 13:24
Общество
Текст:
Евгений ПЧЕЛОВ
Родина — Федеральный выпуск: №12(1222)
Как изменялся герб России в эпоху Петра Великого
В год 350-летия со дня рождения Петра I «Родина» продолжает публиковать материалы о личности и свершениях первого русского императора.
Печать Петра I «старого» типа. Государственный исторический музей.
Герб с печатиЭпоха Петра Великого была временем коренных преобразований многих сторон российской жизни. Не осталась в стороне и государственная символика, которая всегда зримо отражала идеологические предпочтения и исторические ориентиры. К началу правления Петра в качестве государственного герба использовалась композиция царской печати, созданной в 1667 г. Ее появление было связано с окончанием войны с Речью Посполитой и присоединением земель Левобережной Украины и Белоруссии к Московскому царству.
К концу войны титул российского царя приобрел пышный и величественный вид — ему соответствовал и новый герб, каждый элемент которого означал определенное наименование в титуле. В целом получилась сложная и несколько перегруженная деталями композиция, в которой тем не менее появились некоторые новые и значимые детали, сохранившиеся в дальнейшем.
В центре герба помещалось изображение двуглавого орла, на груди которого находился щиток с еще одним изображением — всадника в короне, убивающего дракона. Это были старинные символы московских государей, восходящие еще ко временам Ивана III. При этом всадник воспринимался как образ самого государя, хотя изобразительно этот сюжет и восходил к известной иконописной композиции чуда святого Георгия о змие. Новыми в гербе 1667 г. были поднятые крылья орла и регалии — скипетр и держава — в его лапах. Над головами орла помещались три короны (они соответствовали словам титула «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский»). А по двум сторонам орла — изображения шести «градов» в виде крепостей со зданиями и храмами, сопровождаемые буквами В, М, Б и В, З, С. Они означали «Великую, Малую и Белую» России и «Восточные, Западные и Северные» страны, на которые простиралась власть российского монарха.
Самым загадочным казалось изображение под орлом. Здесь с двух сторон напротив друг друга стояли две группы воинов, вооруженных секирами и копьями. Это странное изображение соответствовало словам титула «отчич и дедич» и было бы совсем непонятно, если не знать его происхождение. Дело в том, что композиция государственной печати восходила к печати царской жалованной грамоты Богдану Хмельницкому 1654 г. А там под орлом изображалась присяга Запорожского войска русскому царю. На государственной печати запорожские казаки и русские воины превратились в две толпы ратников, каждая из которых обозначала по одному титульному наименованию — «отчич» и «дедич», а под ними, в свою очередь, подразумевались вновь присоединенные земли, считавшиеся старинной «отчиной» и «дединой» московского царя (как наследника древнерусских князей)1.
Такая печать использовалась и наследниками Алексея Михайловича вплоть до начала царствования Петра I. Изображение на ней почти не менялось, а для каждого нового государя вырезалась новая надпись — легенда. Но при Петре все-таки одна изобразительная трансформация произошла. В нижней части герба между двумя группами воинов появились четыре креста, расположенных вертикально один над другим. С двух сторон эти кресты фланкировали два знамени, которые держали воины, отчего в старых описаниях иногда можно встретить утверждение, будто бы эти кресты располагались на ленте. Матрица такой печати хранится в коллекции Исторического музея в Москве2, где вообще сосредоточены великолепные образцы российской государственной сфрагистики, в том числе петровского времени.
Знак ордена святого апостола Андрея Первозванного.
Андреевский крестКрест, как очень важный символ, постепенно занял существенное место в различных вариантах государственного герба петровской эпохи — но это был уже крест Х-образный, крест апостола Андрея Первозванного. Как известно, в самом конце XVII века, после возвращения из Великого посольства Петр учредил первый российский орден — орден святого апостола Андрея Первозванного, ставший высшим орденом и высшей наградой Российской империи3.
Для царя Андрей Первозванный был важен в двух отношениях. Во-первых, еще со времен Повести временных лет он воспринимался в качестве духовного покровителя России. В летописи содержится известная легенда о том, что апостол якобы посетил земли будущей Руси — Киева и Новгорода, и благословил их. Русь, таким образом, вписывалась в апостольскую преемственность, причем даже от самого первого, «первозванного» апостола Христа. С другой стороны, Андрей Первозванный был рыбаком и в этом качестве считался покровителем мореплавания. А море и флот в сознании Петра Великого занимали одно из первых мест. Петр познакомился с морским культом апостола Андрея в Европе, где, например, его Х-образные кресты украшают герб знаменитого портового города Амстердама.
Этот морской культ пришел и в Россию — недаром андреевский крест, голубой по цвету моря, стал символом российского военного флота. На знаках же ордена апостол Андрей именовался именно покровителем страны, о чем недвусмысленно говорили латинские буквы в концах андреевского креста — S A P R, т. е. «святой Андрей покровитель России» на латыни. Знак ордена и его цепь (а это был единственный российский орден, который имел шейную цепь) с начала XVIII в. стали изображаться в композициях государственного герба. Расположение их относительно двуглавого орла было первоначально весьма разнообразным.
Так, в коллекции Исторического музея находится матрица одной из походных печатей Петра (начала XVIII в.), на которой изображение Андреевского креста занимает место щитка со всадником на груди двуглавого орла. Иными словами, Андреевский крест находится в центре геральдической композиции, можно сказать, в самом «сердце» орла, как бы заменяя символическое изображение самого царя. Вокруг орла расположены буквы Ц I В К П А П В Р, которые означают «Царь и Великий Князь Петр Алексеевич Повелитель Всея России»4, с характерной для орфографии эпохи петровских реформ заменой буквы «иже» на букву «и десятеричное», как более близкую к латинскому шрифту.
На других печатях цепь ордена Андрея Первозванного охватывает щит с двуглавым орлом, увенчанный короной, — здесь очевидно влияние западноевропейской геральдики, где гербовые изображения помещались в геральдические щиты. Однако в конечном итоге цепь ордена стала окружать центральный щиток с изображением всадника на груди орла. Такую композицию можно видеть уже на государственной печати 1710 г. работы медальера Готфрида (Богдана) Гаупта5, служившего мастером на Московском монетном дворе.
Походная печать Петра I. Государственный исторический музей.
КороныВторым важным изменением государственного герба стала форма корон, увенчивающих орла. С 1625 г. таких корон было три — две помещались над головами орла и третья выше двух первых и между ними, как бы осеняя всю композицию. В XVII в. эти короны имели вид царских венцов. Затем, в начале XVIII в. на печатях они стали представлять собой обручи с несколькими дугами наверху, которые соединялись под крестом. Такая форма отсылала к королевским коронам Западной Европы.
Подобного типа короны присутствовали в тогдашних гербах датского и польского королей, близки к ним были также короны гербов правителей Швеции, Франции и Англии. Петр I, таким образом, вновь демонстрировал европейский статус российской монархии, становясь вровень, в частности, со своими союзниками и противником в Северной войне. Затем короны российского герба, начиная, по крайней мере, с печати Гаупта, приобрели вид императорских, т.е. состоящих из двух полушарий и центральной дуги, увенчанной крестом. Такой тип корон имелся лишь в гербе императора Священной Римской империи. Русский государь оказывался равным по своему статусу уже «главному» монарху тогдашней Европы, и показательно, что в государственной символике имперский статус России был зафиксирован по меньшей мере за десять лет до того, как Россия официально была провозглашена империей.
Герб России из дневника И.-Г. Корба, конец XVII в.
Щитки с гербамиТретье важное изменение касалось появления в композиции государственного герба щитков с гербами важнейших титульных объектов.
Титул русских государей прошел длительную эволюцию и в начале XVIII в. включал в себя более трех десятков различных территориальных наименований, обозначавших государства и земли, на которые простиралась власть московского царя. К 1672 г. сложился и комплекс территориальных гербов тех объектов, которые перечислялись в титуле. Однако эти гербы не включались в композицию собственно государственного герба.
И.-Г. Корб.
Концом XVII в. датируется рисунок «государственной печати» из дневника Иоганна Георга Корба, секретаря имперского посольства, побывавшего в России в 1698-1699 гг.6 На нем впервые на крыльях орла расположены щитки с шестью гербами главных титульных объектов (киевский, владимирский, новгородский, казанский, астраханский, сибирский), а еще 26 щитков с титульными гербами обрамляют по окружности двуглавого орла. Несмотря на всю пышность композиции, никаких государственных печатей с таким изображением неизвестно, поэтому вопрос о том, что послужило образцом для этого рисунка, остается открытым. На самих же печатях шесть щитков с гербами первых титульных объектов, расположенных на крыльях орла, появляются в начале XVIII в. Их, в частности, можно увидеть на печати работы Гаупта. При этом каждый из щитков увенчивает княжеская или царская корона. Расположение щитков с территориальными гербами на крыльях орла вновь отсылает к геральдике Священной Римской империи. Именно там еще со времен Ренессанса закрепилась традиция, когда гербы государств и городов, входивших в состав империи, изображались на крыльях орла, причем (поскольку их было много) даже на отдельных перьях7. И в этом аспекте Петр, безусловно, подчеркивал высший, имперский статус своего государства.
Медальер Иоганн Карл Гедлингер (1691-1771).
Тем не менее изображение титульных гербов именно на крыльях двуглавого орла довольно скоро было заменено на их расположение в круговом обрамлении самого орла, хотя и сами гербы, и их статусные короны остались неизменными. Такая композиция присутствует уже на государственной печати работы мастера Беккера 1712 года[8], а окончательно она закрепилась на печати, созданной во второй половине 1730-х гг. мастером Иоганном Гедлингером. Тип печати Гедлингера, сделанной для императрицы Анны Иоанновны, использовался и последующими российскими монархами.
Печать работы Беккера, 1712 г. Прорисовка из книги А.Б. Лакиера.
Всадник-драконоборецПри Петре I произошла и трансформация семантики одного из важнейших элементов герба — всадника-драконоборца, помещавшегося в щитке на груди орла. Жители Московского государства XVI-XVII вв. были единодушны: всадник означает самого царя, побеждающего врагов и защищающего свою державу9. Изобразительно же драконоборец напоминал Георгия Победоносца в известном иконографическом сюжете «чуда Георгия о змие». Так его воспринимали иноземцы, такая же трактовка стала закрепляться в петровскую эпоху. К примеру, в «Ядре российской истории», написанном в 1716 г., кн. А.Я. Хилков прямо называл всадника святым Георгием10. Точно так же понимал этот образ и сам Петр I.
В своей записке о штандарте и флагах, которую военный историк П.И. Белавенец датировал 1712-1718 гг., государь признавал святого «Егоргия» (Белавенец неверно прочитал — «Егоррия») древним гербом владимирских князей, вошедшим в герб государственный11. В 1730 г. всадник был уже официально признан святым Георгием, и это изображение было утверждено в качестве московского герба12.
Новые цветаНаконец, еще одним важным изменением было новое цветовое решение государственного герба. При московских государях орел, как правило, был золотым, нередко в красном поле, но вообще никакой официальной расцветки герба не существовало. При Петре же утвердились иные цвета — черный орел в золотом поле. Именно такая расцветка встречается на царских жалованных грамотах с начала 1710-х гг.13 Такой же орел украсил и штандарт государя, на котором черный двуглавый орел на золотом полотнище держал в клювах и лапах карты четырех морей.
Граф Ф.М. Санти. Портрет работы графа П. Ротари.
Официальное закрепление гербового колорита произошло после создания в России в 1722 г. Герольдмейстерской конторы — специального учреждения, ведавшего в том числе и геральдикой. Товарищ герольдмейстера граф Франц Матвеевич Санти, собственно, и занимавшийся разработкой гербов, еще в сентябре 1722 г. описывал главную фигуру герба так: «Поле золотое или желтое, на котором изображен императорский орел песочный, т.е. черной, двоеглавой…»14. А в 1726 г. герб в этой расцветке был утвержден (в связи с созданием новой государственной печати): «орел черный с распростертыми крыльями в желтом поле»15.
Сочетание черной фигуры двуглавого орла и желтого (золотого) поля вновь характерно для геральдики Священной Римской империи. Так же, как и у «цесаря Римского», так и у императора Всероссийского в качестве герба выступал теперь черный двуглавый орел с раскрытыми и поднятыми крыльями в золотом поле щита. Империи были не только равны по статусу (чем отличались от всех остальных государств Европы), но и равнозначны по исторической преемственности. Империя Запада возводила себя к империи Древнего Рима. Российская же империя была воплощенным «третьим Римом». И в этом диалоге двух «Римских империй» рождалась новая российская государственная геральдика.
- 1. Об этой печати см.: Пчелов Е.В. Государственная печать Алексея Михайловича 1667 г.: К 350-летию герба Московского царства // Вестник архивиста. 2017. N 4. С. 147-158.
- 2. См.: Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963. С. 156; Пчелов Е.В. Герб России. М., 2018. N 45.
- 3. Вилинбахов Г.В. Награды России. Ордена. СПб., 2006. С. 12-15.
- 4. Пчелов Е.В. Герб России. N 50; Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 148 (к сожалению, А.Б. Лакиер ошибочно расшифровал пятую букву как начало слова «печать». Как показывают другие печати эпохи Петра I, это сокращение слова «повелитель»).
- 5. Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С. 42.
- 6. Лакиер А.Б. Указ. соч. С. 177-178.
- 7. Та же традиция была заимствована и в герб курфюрстов Бранденбургских.
- 8. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Указ. соч. С. 157.
- 9. Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец. Образ святого Георгия Победоносца в России. СПб., 1995. С. 24-27.
- 10. Ядро российской истории. М., 1770. С. 386.
- 11. Белавенец П.И. Изменение Российского Государственного герба в Императорский период (историческая справка) // Вестник императорского общества ревнителей истории. Пг., 1915. Вып. II. С. 69.
- 12. Лакиер А.Б. Указ. соч. С. 184.
- 13. См., к примеру, жалованную грамоту И.И. Скоропадскому от 5 января 1711 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. I, рубр. IV. N 56).
- 14. Герб и флаг России. X-XX века. М., 1997. С. 274.
- 15. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 7. N 4850. С. 589.
Темы дня:
История создания песни Владимира Высоцкого «Мерцал закат» из фильма «Вертикаль»
200 лет назад Пушкин начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин»
Бывший футболист «Спартака» рассказал о своем деде, который в 1943-м принял первый бой в Сталинграде и дошел до Праги
Принц Евгений Вюртембергский: отец солдату, тягота царю
Битва на реке Калка: первая встреча русских дружин с монголами
Государственные символы от Петра Великого до наших дней
https://ria.ru/20210822/gossimvoly-1746209553.html
Государственные символы от Петра Великого до наших дней
Государственные символы от Петра Великого до наших дней — РИА Новости, 01.11.2022
Государственные символы от Петра Великого до наших дней
Бело-сине-красный триколор и герб с двуглавым орлом – это известные всем государственные символы нашей страны. Но так было не всегда: их вид и символические… РИА Новости, 01.11.2022
2021-08-22T10:00
2021-08-22T10:00
2022-11-01T21:25
морская держава
европа
петр i
россия
морская держава
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/08/12/1746201883_0:0:2000:1126_1920x0_80_0_0_d286fc98d98f5da178c20e784254337b.jpg
МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Бело-сине-красный триколор и герб с двуглавым орлом – это известные всем государственные символы нашей страны. Но так было не всегда: их вид и символические значения менялись не раз. О том, какие изменения происходили по воле Петра I, а также что означали эти новшества, рассказали корреспонденту проекта «Морская держава» историки и специалисты в области геральдики.Герб как признак европейского государстваГербы появились в Европе еще в XII веке, рассказал заведующий кафедрой Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов. Изначально рыцари использовали гербы как свидетельства принадлежности к определенному сословию.Историк рассказал, что российский герб возник в XV веке, при Иване III. Двуглавый орел был перенят у Византии и говорил о сопричастности с византийскими императорскими династиями, о родственных связях с ними.Изначально герб был на великокняжеской, а потом на царской печати. К концу XVII века его изображение было достаточно сложным: центральное место занимал двуглавый орел с тремя коронами над головами, с поднятыми крыльями, фигурой всадника-змееборца на груди птицы и скипетром с державой в лапах.»При Петре Великом герб начали видоизменять. В 1710-х годах изменились формы корон, которые венчали головы величественной птицы. Раньше они были в виде царских венцов, а теперь их изобразили в виде императорских корон. Стоит отметить, что они появились на несколько лет раньше, чем Россия стала империей. Следующее изменение орла коснулось его крыльев – на них появилось изображение гербов важнейших княжеств и царств, названия которых входили в царский титул (киевский, владимирский, новгородский гербы и гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского). В 1726 году законодательно зафиксировали цвет орла – отныне он должен был изображаться черным на золотом фоне. Такая расцветка отсылала к западноевропейской геральдике. Иными словами, при Петре I происходило развитие герба в сторону его европеизации, что соответствовало общей тенденции политики царя», – пояснил Евгений Пчелов. Старый герб, новый смыслВместе с визуальными изменениями герба поменялось и его символическое значение. Отныне эмблема с воином, побивающим змея, расположенная на груди двуглавого орла, больше не воспринималась как фигура государя, борющегося с символом мирового зла, как привыкли считать в XVI–XVII веках. При Петре I змееборец впервые в русской традиции был назван Святым Георгием Победоносцем, подчеркнул доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Перевезенцев, рассказывая о символическом значении государственных атрибутов того времени.Изменение символики шло рука об руку и с другими новшествами царя во внешней и внутренней политике. Так, Петр отказался от использования традиционной религиозной аргументации в государственной деятельности, сделав Церковь лишь одной из разновидностей госструктур, а на международной арене Россия временно перестала выступать защитницей православной веры, однако православие по-прежнему оставалось государственной религией, отметил Сергей Перевезенцев. Наследие первокрестителя РусиИ хотя Петр I отказался от религиозной модели управления государством, в официальной символике сохранились важные элементы православной веры. Самодержец добавил на герб изображение цепи ордена Андрея Первозванного.Помимо ордена в государственной символике России того времени появился и Андреевский флаг. Его внешний вид – две скрещенные синие полосы на белом фоне, они символизируют крест, на котором распяли апостола. И несмотря на ряд внешних изменений, которые появлялись и в эпоху Петра, и после, белое полотно с синим крестом – символ Военно-морского флота России по сей день.Судьба триколораА вот история современного символа российского государства – привычного всем триколора – более богата и запутана, чем история герба или морского знамени.Его появление историки чаще связывают с именем отца Петра I, Алексея Михайловича, который тоже очень любил европейские новшества. Так, во время строительства корабля «Орел» приглашенный из Голландии корабельный мастер Ламберт Гельт предложил царю водрузить на корму фрегата флаг, как это принято делать в европейских странах. Однако на Руси к тому времени такой традиции просто не существовало.Петр I за время своего царствования предложил множество различных вариантов флагов – и государственных, и военных, и морских, и даже сухопутных. Но в расцветке флагов чаще всего он оставался верным трем цветам: белому, синему и красному. Сохранился его черно-белый рисунок 1699 года – некий флажок разделен по горизонтали на три полосы, а на каждой из полос написано: на верхней – «белое», на средней – «синее», на нижней – «красное». Благодаря Петру I и был введен в государственный оборот известный ныне триколор.Впоследствии разные русские государи меняли официальную символику на свое усмотрение, чаще всего следуя советам приглашенных иностранных геральдистов. Перевезенцев отметил, что, например, в XIХ веке у разных императоров были в фаворитах то бело-сине-красный триколор, то черно-золото-(желто)-белый. При этом одновременно использовались оба варианта флага. Для того чтобы обосновать выбор того или иного флага, создавались целые комиссии. По словам Перевезенцева, в конце XIXвека одна из таких комиссий очень оригинально обосновала выбор именно бело-сине-красного полотна.»В частности, утверждалось, что цвета флага якобы отвечали народным вкусам, были им близки, потому что мужики ходят в красных, синих и белых рубахах, а бабы – в красных и синих сарафанах. Общественное мнение с трудом восприняло столь странную аргументацию. В результате в начале XX века была создана новая геральдическая комиссия, которая рассматривала возможность возвращения к черно-желто-белому полотнищу. Однако окончательное решение так и не было принято. Точку в этих спорах поставили революционные бури 1917 года. Но в любом случае ни один из этих триколоров не вырастал из традиционной русской почвы, не имел никакого смыслового содержания, каждая расцветка просто была установлена указом государя, и все», – отметил специалист.Сегодня бело-сине-красный триколор и герб с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем на груди величественной птицы – известные каждому россиянину государственные символы страны. Они объединяют в себе черты различных исторических эпох, напоминая тем самым, что мы продолжатели и наследники всей тысячелетней истории России, а не только одного из ее исторических этапов, подчеркнул Сергей Перевезенцев.
https://ria.ru/20210521/torgovlya-1732825146.html
европа
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/12/1746201883_223:0:2000:1333_1920x0_80_0_0_b4472214a3f716df54768fe7476099ff.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
европа, петр i, россия, морская держава
Морская держава, Европа, Петр I, Россия, Морская держава
МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Бело-сине-красный триколор и герб с двуглавым орлом – это известные всем государственные символы нашей страны. Но так было не всегда: их вид и символические значения менялись не раз. О том, какие изменения происходили по воле Петра I, а также что означали эти новшества, рассказали корреспонденту проекта «Морская держава» историки и специалисты в области геральдики.
Герб как признак европейского государства
Гербы появились в Европе еще в XII веке, рассказал заведующий кафедрой Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов. Изначально рыцари использовали гербы как свидетельства принадлежности к определенному сословию.
«
«Наличие герба говорило о статусе рыцаря. Со временем личные эмблемы становились родовыми, затем династическими. Государственный герб – это явление уже более позднего времени, у многих европейских стран они появились как раз из гербов династических и монархических. Вскоре гербы стали неотъемлемой частью символики государства», – привел пример Пчелов.
Историк рассказал, что российский герб возник в XV веке, при Иване III. Двуглавый орел был перенят у Византии и говорил о сопричастности с византийскими императорскими династиями, о родственных связях с ними.
Изначально герб был на великокняжеской, а потом на царской печати. К концу XVII века его изображение было достаточно сложным: центральное место занимал двуглавый орел с тремя коронами над головами, с поднятыми крыльями, фигурой всадника-змееборца на груди птицы и скипетром с державой в лапах.
CC0 / / Прорисовка великокняжеской печати Ивана III, датируемой 1497 годом
CC0 / /
Прорисовка великокняжеской печати Ивана III, датируемой 1497 годом
«При Петре Великом герб начали видоизменять. В 1710-х годах изменились формы корон, которые венчали головы величественной птицы. Раньше они были в виде царских венцов, а теперь их изобразили в виде императорских корон. Стоит отметить, что они появились на несколько лет раньше, чем Россия стала империей. Следующее изменение орла коснулось его крыльев – на них появилось изображение гербов важнейших княжеств и царств, названия которых входили в царский титул (киевский, владимирский, новгородский гербы и гербы царств Казанского, Астраханского, Сибирского). В 1726 году законодательно зафиксировали цвет орла – отныне он должен был изображаться черным на золотом фоне. Такая расцветка отсылала к западноевропейской геральдике. Иными словами, при Петре I происходило развитие герба в сторону его европеизации, что соответствовало общей тенденции политики царя», – пояснил Евгений Пчелов.
Старый герб, новый смысл
Вместе с визуальными изменениями герба поменялось и его символическое значение. Отныне эмблема с воином, побивающим змея, расположенная на груди двуглавого орла, больше не воспринималась как фигура государя, борющегося с символом мирового зла, как привыкли считать в XVI–XVII веках. При Петре I змееборец впервые в русской традиции был назван Святым Георгием Победоносцем, подчеркнул доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Перевезенцев, рассказывая о символическом значении государственных атрибутов того времени.
«
«Это была дань европейскому восприятию, потому что в некоторых странах мира (например, в Англии, Грузии) Святой Георгий с точки зрения жителей является небесным покровителем их государств. В этом отношении царь Петр изменил русскую традицию. Это действительно было смелое новшество, потому что оно связано с отказом Российского государства исполнять религиозные задачи. Герб остался прежним, но смысловое содержание и герба, и исторического предназначения России изменилось. К слову, мы до сих пор воспринимаем этот образ именно так», – пояснил специалист.
Изменение символики шло рука об руку и с другими новшествами царя во внешней и внутренней политике. Так, Петр отказался от использования традиционной религиозной аргументации в государственной деятельности, сделав Церковь лишь одной из разновидностей госструктур, а на международной арене Россия временно перестала выступать защитницей православной веры, однако православие по-прежнему оставалось государственной религией, отметил Сергей Перевезенцев.
Наследие первокрестителя Руси
И хотя Петр I отказался от религиозной модели управления государством, в официальной символике сохранились важные элементы православной веры. Самодержец добавил на герб изображение цепи ордена Андрея Первозванного.
«
«Петр прибегнул к фигуре святого апостола из-за того, что он считается первокрестителем русских земель. Таким образом царь хотел подчеркнуть значимость России в мировой истории», – добавил Перевезенцев.
Помимо ордена в государственной символике России того времени появился и Андреевский флаг. Его внешний вид – две скрещенные синие полосы на белом фоне, они символизируют крест, на котором распяли апостола. И несмотря на ряд внешних изменений, которые появлялись и в эпоху Петра, и после, белое полотно с синим крестом – символ Военно-морского флота России по сей день.
Андреевский флаг
Судьба триколора
А вот история современного символа российского государства – привычного всем триколора – более богата и запутана, чем история герба или морского знамени.
Его появление историки чаще связывают с именем отца Петра I, Алексея Михайловича, который тоже очень любил европейские новшества. Так, во время строительства корабля «Орел» приглашенный из Голландии корабельный мастер Ламберт Гельт предложил царю водрузить на корму фрегата флаг, как это принято делать в европейских странах. Однако на Руси к тому времени такой традиции просто не существовало.
«
«Судя по всему, было принято самое простое решение – сделать флаг трехполосным красно-бело-синим, как у голландцев. Сохранились документы, в которых описаны три разноцветных вида материй, которые специально были закуплены для его пошива, потому что на Руси таких тканей еще не было. Однако был ли этот флаг пошит на самом деле, никто не знает. Точного описания нет, ученые лишь предполагают, что на некое трехцветное полотнище было наложено изображение двуглавого орла», – рассказал Сергей Перевезенцев.
Петр I за время своего царствования предложил множество различных вариантов флагов – и государственных, и военных, и морских, и даже сухопутных. Но в расцветке флагов чаще всего он оставался верным трем цветам: белому, синему и красному. Сохранился его черно-белый рисунок 1699 года – некий флажок разделен по горизонтали на три полосы, а на каждой из полос написано: на верхней – «белое», на средней – «синее», на нижней – «красное». Благодаря Петру I и был введен в государственный оборот известный ныне триколор.
Пенька и юфть: чем Россия Петра I за море торговала
21 мая 2021, 10:00
Впоследствии разные русские государи меняли официальную символику на свое усмотрение, чаще всего следуя советам приглашенных иностранных геральдистов. Перевезенцев отметил, что, например, в XIХ веке у разных императоров были в фаворитах то бело-сине-красный триколор, то черно-золото-(желто)-белый. При этом одновременно использовались оба варианта флага. Для того чтобы обосновать выбор того или иного флага, создавались целые комиссии. По словам Перевезенцева, в конце XIXвека одна из таких комиссий очень оригинально обосновала выбор именно бело-сине-красного полотна.
CC0 / / Фрагмент почтовой карточки конца XIX века. Русские национальные флаги до и после 29 апреля 1896 года.
CC0 / /
Фрагмент почтовой карточки конца XIX века. Русские национальные флаги до и после 29 апреля 1896 года.
«В частности, утверждалось, что цвета флага якобы отвечали народным вкусам, были им близки, потому что мужики ходят в красных, синих и белых рубахах, а бабы – в красных и синих сарафанах. Общественное мнение с трудом восприняло столь странную аргументацию. В результате в начале XX века была создана новая геральдическая комиссия, которая рассматривала возможность возвращения к черно-желто-белому полотнищу. Однако окончательное решение так и не было принято. Точку в этих спорах поставили революционные бури 1917 года. Но в любом случае ни один из этих триколоров не вырастал из традиционной русской почвы, не имел никакого смыслового содержания, каждая расцветка просто была установлена указом государя, и все», – отметил специалист.
Сегодня бело-сине-красный триколор и герб с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем на груди величественной птицы – известные каждому россиянину государственные символы страны.