Гера богиня древней греции: Гера — богиня Древней Греции

Гера — богиня Древней Греции

Мифология Греции «рисует» Древнюю Элладу как страну легенд, могущественных богов, восседающих на Олимпе, и богинь — одновременно прекрасных и грозных. Одна из самых известных представительниц Пантеона — греческая богиня Гера, которая считалась верховным божеством наравне с супругом, громовержцем Зевсом.

В мифологии Гере, жене и одновременно сестре Зевса, приписывали несколько функций. Она является покровительницей брака, посылает долгожданное потомство и покровительствует женщинам во время родов. В мифах Геру описывают как ревнивую, жестокую и властную. Богиня была дочерью Реи и Кроноса, сестрой Посейдона и Деметры. Связь Геры и Зевса началась ещё до свадьбы, и более 300 лет их союз оставался тайным.

От союза Геры и Зевса появились  Арес, Иви (Геба) и Илифия. Её ребёнком был также Гефест, которого она родила тяжело, в муках и раньше времени, что было реакцией на появление Афины, которую Зевс породил из собственной головы. Гефест появился на свет слабеньким и хромым, и недовольная мать просто швырнула его в море. К счастью, малыш не пропал, а был спасен богиней Фетидой и Эвриномой, которые его вырастили и воспитали. Взрослый Гефест, ставший непревзойденным мастером кузнечного дела, ждал своего часа, чтобы отомстить матери. И когда его позвали на Олимп, чтобы он изготовил золотые троны для олимпийских богов, этот час настал. Он создал великолепный трон для Геры, но когда она села в него, её оплели невидимые путы, которые никто из богов не смог разорвать. После долгих уговоров Гефеста удалось смягчить только обещанием дать ему в жены самую красивую из богинь. Он освободил мать, и получил в жены прекрасную Афродиту.

Гера помогла Ясону и его аргонавтам пройти Симплигады без потерь, так как когда-то Ясон помог ей, сам того не зная. В то время Гера была сердита на Зевса и, превратившись в старуху, бродила по свету. Ясон встретил её во время охоты, и помог ей пересечь разлившуюся реку Анаврос, перенес её на себе. И Гера этого не забыла.

В свою очередь, троянцев и Трою Гера ненавидела, и в троянской войне помогала войску аргосцев Агамемнона и Менелая по двум причинам. Во-первых, Аргос был её любимым городом, наряду со Спартой и Микенами. Во-вторых, соперник Менелая Парис не выбрал её самой красивой богиней, а подарил яблоко раздора Афродите, и этого Гера стерпеть не могла.

Коварство и любовь

Римская копия греческой статуи Геры, Лувр. Фото wikipedia.org

Несмотря на свое могущество, которое было равным могуществу Зевса, Гера была очень подозрительна и ревнива, чем не раз навлекала на себя гнев супруга. Зевс не стеснял себя моногамией, и Гера всегда узнавала о его многочисленных изменах. Поскольку на муже злопамятная богиня отыграться не могла, Гера насылала несчастья и проклятья на всех подружек супруга и их детей. Царицу Ламию она лишила разума, нимфу Эхо лишила собственного голоса — она могла только повторять слова говоривших.

Гера преследовала титаниду Лито (Лето), когда та была беременна Аполлоном и Артемидой, и не давала ей родить ни в каком месте. Спасение пришло, когда из моря встал остров Делос, который с тех пор стал святым островом Аполлона.

Когда-то Зевс превратил жрицу Геры Ио в корову. Гера поручила стоглазому Аргосу преследовать Ио по всей Земле и не оставлять её в покое. Ио удалось скрыться в Египте, где она родила Эпафа, зачатого от простого прикосновения руки Зевса.

Нимфу Каллисто ревнивая Гера превратила в медведицу, которую потом Артемида убила во время охоты.

А Семели, дочери Кадма и Гармонии, Гера дала коварный совет: попросить Зевса предстать перед ней во всем его божественном сиянии. Зевс не отказал в просьбе, и Семели, которая носила в чреве Диониса, сгорела. Эмбрион Диониса Зевс зашил себе в бедро и таким образом выносил его.

Впрочем, Гера не была столь невинной жертвой измен своего неверного мужа Зевса — такой вывод был бы ошибкой.

Использовав все возможные чары и влюбив его в себя, она отказалась стать любовницей, потребовав от Зевса сделать её женой. В любовном запале Зевс согласился — так Гера стала верховной богиней. Но скоро безумие отошло на второй план, повелитель Олимпа пресытился и только тогда начал смотреть «на сторону». Однако некоторые исследователи видят в ревнивом нраве Геры положительную сторону: она была истинной блюстительницей моногамного брака.

Через все мифы сюжетной линией проходит мотив ненависти Геры к Гераклу — внебрачному сыну супруга. Когда Геракл был ещё грудным, Зевс подложил его спящей Гере, чтобы ребенок покормился молоком богини. Малыш сосал так сильно, что Гера не выдержала боли, проснулась и сбросила его с себя. Пролившееся молоко образовало Млечный путь на небе.

Гера посылала змей к младенцу, но тот задушил их. После гибели Геракл вознёсся на небо, став одним из богов. И только тогда Гера помирилась с ним, выдав за него замуж Гебу — свою дочь.

Культ Геры

В Древней Греции Геру необычайно почитали, считая защитницей женщин (особенно брошенных). Её культ был распространён на Крите, Самосе, в Олимпии и Микенах — об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. На Самосе сохранился ценный памятник — Герайон (или Иреон), который ещё Геродот называл Чудом Света. Согласно мифам, здесь Гера родилась и была воспитана. А в античном мире храм, построенный в её честь, считался самым крупным. На огромной территории раскопок можно увидеть храм с сохранившейся колонной и жертвенный алтарь. А поскольку будущая богиня родилась под деревом витекса священного, на Самосе культ Геры был связан с его ветвями. Ежегодно здесь проводился фестиваль, главным атрибутом которого являлись ветви витекса.

Иреоны в Древней Греции существовали в нескольких местах. Храмы Геры были построены в районе Коринфа, в Олимпии, возле Нафплиона и городах, которые сейчас расположены на территории Италии. Ещё одно важное святилище находилось в Аргосе — одном из древнейших заселённых городов Европы.

Внешность богини Геры

Геру неизменно изображали статной, с благородными чертами лица и взглядом, наполненным спокойным величием и властью. Часто на ней была корона или диадема как знак верховенства — из-под неё ниспадали кудри дивной красоты. Иногда Гера надевала Пояс Венеры, который тотчас делал её привлекательной. До сих пор остаётся невыясненным один спорный момент — имела ли богиня зооморфное прошлое. Согласно некоторым источникам, в жертву ей приносили коров. Однако не сохранилось ни одного изображения Геры с коровьей головой или в облике коровы. Также нет фигурок идолов в подобном виде. В некоторых античных источниках встречаются изображения богини с гранатом в руке — символом плодородия.

Геру часто ассоциируют с павлинами, которые якобы возили её серебряную колесницу с золотыми колёсами. Где бы ни появлялась её колесница, всё вокруг озарялось светом и становилось прекрасным. Кстати, именно образ павлинов мог стать причиной формирования заносчивого и тщеславного характера богини.

Из сохранившихся статуй Геры самыми известными считаются три изваяния богини. В Лувре хранится римская копия древнегреческой статуи. Фигура облачена в одеяние из струящейся ткани. В римском Национальном музее можно увидеть мраморную голову Геры Лудовизи, которая восхищает взглядом, властной и возвышенной красотой. А в музее Клементино в Ватикане хранится Гера Барберини. Это античная римская копия, сделанная с греческого оригинала. Статуя прекрасно сохранилась и практически не требовала реставрации. Гера предстаёт в тонком хитоне, через который просвечивают линии тела. В руке она держит жезл, а голова украшена диадемой

Текст: http://elramd.com/grecheskaya-boginya-gera/#ixzz6MOilLg00

греческая богиня неба и земли

Содержание

  • 1 Кто такая Гера
  • 2 Культ Геры, богини неба и земли
  • 3 Вечная супруга Зевса
  • 4 Дети Геры
  • 5 Гера и Гефест
  • 6 Гера – ревнивая, мстительная, беспощадная богиня
  • 7 Легенда о расставании
  • 8 Участие богини Геры в борьбе против мужа

Кто такая Гера

Гера — дочь Кроноса и Реи, старшая сестра и жена Зевса, величавая богиня неба и земли, покровительница браков, семейной жизни. Ей приносили в жертву козла, ей был посвящен павлин. А как жене Зевса — посвящена вестница весны кукушка и цветы. Как богине брака — плод граната, символ любви. У римлян эта богиня ассоциировалась с Юноной, которая была женой верховного бога Юпитера.

Гранатное дерево с многочисленными красными плодами символизировало плодородие. Поэтому гранат был посвящен Гере, богине брака и семьи. Плод этого дерева связан также с мифом о похищении Персефоны Аидом (который был братом Геры) и с двумя великими богинями, Афиной и Афродитой.

Культ Геры, богини неба и земли

Обитала богиня, как и другие греческие боги, в небесных чертогах над горой Олимп. А основными местами ее культа в Древней Греции были Самос, где находился знаменитый Гереон, посвященный богине величественный храм. А также Аргос, от которого богиня получила эпитет «Аргивская». Будучи покровительницей брака, Гера называлась «Свадьбовершащей, то есть «устроительницей браков» и «Телеей», что значит «завершенная».

Её почитали и во многих других частях Греции

  • в Олимпии
  • в Тиринфе
  • на Лесбосе
  • в Южной Италии

В честь Геры устраивали весной большие празднества, называемые Гереи, похожие на свадебные обряды. Геру изображали в виде величавой женщины в диадеме, в одежде, перехваченной поясом, или в длинной одежде без пояса, застёгнутой на одном плече. В одной руке жезл, в другой кубок – знак приносимых ей жертвенных аров. Иногда её изображали на колеснице, которую везут два павлина, и с кукушкой, сидящей на скипетре.

Гера в повозке, запряжённой павлинами

Вечная супруга Зевса

Гера была избрана своим братом Зевсом, чтобы быть его законной и вечной супругой. Само ее имя предположительно связано со словом «hora», которое означает соответствующее время, зрелость. Гера является, таким образом, воплощением зрелой, готовой к браку женщины.

Считается, что сложные отношения Геры с владыкой мира начались задолго до их свадьбы, поскольку между братом и сестрой существовала тайная любовная связь. Однако каждый год Гере удавалось возвращать себе девственность, совершая омовение в источнике Канафе близ Навплиона. В брак Гера вступила на Самосе, который был назван «Парфенией» («Девственной»), а сама она почиталась как «Парфенос» (Дева). Предание гласит, что впервые Гера вступила в связь с Зевсом на горе Форнак.

Богиня прогуливалась там, когда Зевс послал ливень, а сам превратился в кукушку и укрылся у нее на коленях, дрожа от холода. Едва Гера взяла птицу в ладони, чтобы согреть ее, Зевс принял свой истинный облик и сочетался с ней. С тех пор эта гора получила название Коккиг, что значит «кукушка».

Гера. Фреска в одном из домов в Помпеях.

Дети Геры

Хотя Гера была воплощением женщины-супруги, ее связь с материнством довольно ограничена. У нее было четверо детей, из которых пользовался известностью только Арес, бог войны, к тому же не любимый своим отцом. Две ее дочери, Геба и Эйлифия, – второстепенные образы мифологического царства. А о Гефесте вообще говорится, что его богиня родила сама по себе.

Гера очень далека от воплощения хорошей матери и, наоборот, жестока в обращении со своими детьми, в особенности с Гефестом, и мстительна по отношению к детям Зевса.

Гера и Гефест

Показательной для характера богини является история с Гефестом. Родив его, Гера бросила сына в море. Поскольку тот оказался уродливым и хромым. К счастью, там его подобрали Океаниды Фетида и Эвринома, которые втайне воспитали его. Однако морское царство наскучило сыну верховных богов, и он решил отправиться на Олимп, где и было его настоящее место.

Гефест сделал золотой трон и послал его в подарок матери. Когда та, обрадовавшись, уселась на троне, то оказалась опутана невидимой сетью. В награду за освобождение Геры Гефест получил в жены Афродиту и был принят на Олимпе.

Гера – ревнивая, мстительная, беспощадная богиня

Постоянно обманываемая супруга старалась отомстить за обиды, мстя как мужу, так и своим соперницам. Десятки историй сообщают о ее жестоком вмешательстве, о занятой ей суровой позиции и кознях против возлюбленных своего мужа и их детей. Ослепленная ревностью, Гера препятствовала Лето разрешиться от бремени. Она вынуждала ее переходить из края в край накануне родов. Но она не только превратила в корову, но и наслала овода, чтобы тот мучил ее.

Гера: греческая богиня неба и земли

Семеле, когда та была беременна Дионисом, Гера внушила безумное желание увидеть Зевса во всем его величии, и таким образом несчастная была сожжена его блеском. Тогда как Каллисто, мать Аркада, Гера превратила в медведицу и послала Артемиду убить ее.

Кроме возлюбленных Зевса, Гера неистово преследовала также их детей. Так, мы видим, как она преследует Геракла сразу же после рождения героя. Богиня послала в его колыбель змей, а затем, после неудачного покушения, сделала его слугой царя Микен Эврисфея.

Легенда о расставании

В конце концов Гера решает расстаться с Зевсом. Однако её попытки восстановить поруганное достоинство, покинув Зевса, терпят крах. По преданию, богиня однажды так разгневалась на своего мужа за его измены, что ушла от него. Тогда Зевс сделал из дерева женскую фигуру и выставил ее под вуалью на всеобщее обозрение как свою новую жену. Гера впала в такую ярость, что набросилась на незнакомку, чтобы выместить свой гнев. Когда она сорвала вуаль и обнаружила, что под ней скрывалась только статуя, богиня начала так безудержно смеяться, что гнев покинул ее.

Участие богини Геры в борьбе против мужа

Ярость богини достигала такого накала, что Гера пыталась погубить собственного мужа и разрушить тем самым свою семью. Она оказывается во враждебном стане как во время титаномахии – войны «группировки» Зевса с титанами – так и во время гигантомахии. Несмотря на то, что Гера является воплощением брачных уз, она доходит до того, что рождает страшное чудище Тифона, чтобы свергнуть мужа с престола.

Самым впечатляющим конфликтом между Зевсом и Герой явилась Троянская война, в которой Гера, вопреки воле мужа, выступила на стороне греков-ахейцев.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Гера

ГЕРА, главная жена Зевса и царица небес. В союзе Зевса с большинством его бессмертных жен мы обнаружим, что передается аллегорический смысл. Его брак с Метидой, которая, как говорят, превзошла в знаниях и богов, и людей, представляет собой высшую силу, связанную с мудростью и благоразумием.

Его союз с Фемидой олицетворяет связь, существующую между божественным величием и справедливостью, законом и порядком. Эвринома, как мать харит или граций, давала очищающие и гармонизирующие влияния изящества и красоты, в то время как брак Зевса с Мнемозиной олицетворяет союз гения с памятью.

Гера, старшая дочь Кроноса и Реи, родилась на Самосе или, по некоторым сведениям, на Аргосе и была воспитана морскими божествами Океан и Тефия, образцы супружеской верности. главная жена Зевса и, как царица небес, участвовала в ему оказывали почести, но ее владычество распространялось только на воздух (нижний воздушные области).

Гера кажется возвышенным воплощением строгости матронной добродетелью и поэтому является покровительницей чистоты и замужние женщины. Безупречная верность жены, она по существу тип святости брачных уз, и держится в ненавидеть любое нарушение своих обязательств. Так сильно она прониклась с этой ненавистью ко всякой аморальности, которую так часто называли чтобы наказать за недостатки и богов, и людей в этом отношении, она стал ревнив, резок и мстителен.

Ее высокое положение как жены верховное божество в сочетании с ее необычайной красотой заставило ее стать чрезвычайно тщеславна, и поэтому она очень сурово возмущалась любым посягательство на ее права царицы небес или любое явное пренебрежение к ее личный вид. Следующая история проиллюстрирует, насколько она была готова возмутиться. любое пренебрежительное отношение к ней. На свадьбе морской нимфы Фетиды со смертным по имени Пелей все присутствовали боги и богини, кроме Эриды (богини Раздора). Возмущенная тем, что ее не пригласили, она решила вызвать раздор в собрание, и для этого бросил в самую гущу гостей золотую яблоко с надписью «Самой прекрасной».

Теперь, когда все богини были чрезвычайно красивы, каждая требовала яблоко; но в конце концов, остальные отказались от своих претензий, число кандидатов было сокращено до трех, Геры, Афины и Афродиты, которые согласились обратиться к Парижу за решение этого деликатного вопроса, он известен мудрость, которую он проявлял в своих суждениях несколько раз. Париж был сын Приама, царь Трои, который, не зная о своем знатном происхождении, находился в на этот раз он пас стада на горе Ида во Фригии. Гермес, как посланник богов, провел трех соперничающих красавиц к молодому пастуху и с замиранием сердца ждали они его решения.

Каждый честный кандидат старался заручиться его благосклонностью самыми заманчивыми предложениями. Гера обещал ему обширные владения; Афина, боевая слава и слава; и Афродита, самая прекрасная женщина в мире. Но действительно ли он считал Афродиту прекраснейшей из трех или предпочитал красивую жена славы и власти, мы не можем сказать; все, что мы знаем, это то, что ей он награжден золотым яблоком, и она стала когда-либо повсеместно признана богиней красоты. Гера, вполне ожидая, что Парис отдал бы ей предпочтение, был так возмущен, что она никогда простил его, и преследовал не только его, но и весь род Приама, чьи ужасные страдания и несчастья во время Троянской войны были объясняется ее влиянием.

На самом деле, она довела свою враждебность до такого до такой степени, что это часто становилось причиной внутренних разногласий между себя и Зевса, который поддерживал дело троянцев. Среди множества историй об этих частых ссорах есть одна, связанная с Гераклом, любимым сыном Зевса, который заключается в следующем: Гера, имеющая поднял на море бурю, чтобы сбить его с пути, Зевс стал так рассердился, что повесил ее в облаках на золотой цепи и привязал тяжелые наковальни к ее ногам.

Ее сын Гефест пытался освободить свою мать от ее унизительного положения, за что Зевс сбросил его с неба, и его нога была сломана при падении. Гера, глубоко обиженная на Зевса, решила отделиться от его навсегда, и она, соответственно, оставила его и поселилась на Эвбее. Удивленный и огорченный этим нежданным дезертирством, Зевс решил не оставляйте никаких средств, чтобы вернуть ее снова. В этой чрезвычайной ситуации он посоветовался с Кифероном, царем Платеи, прославившимся своей великой мудростью и тонкость. Киферон посоветовал ему нарядить образ в свадебное одеяние и поместите его в колесницу, объявив, что это Платея, его будущая жена.

Уловка удалась. Гера, разгневанная мыслью о сопернице, полетела навстречу процессию в великом гневе, и схватив предполагаемую невесту, она яростно набросился на нее и сорвал с нее свадебное одеяние.

Ее восторг от Обнаружение обмана было настолько велико, что потребовалось примирение. место, и, предав образ огню, с радостным смехом села на свое место и вернулась на Олимп. Гера была матерью Ареса (Марса), Гефеста, Гебы и Эйлитии. Арес был богом войны; Гефест из огня; Геба из юности; и Эйлития руководил рождением смертных. Гера очень любила Грецию и всегда присматривала за ней и защищала ее. интересы Греции, ее любимыми и любимыми городами были Аргос, Самос, Спарта и Микены. Ее главные храмы находились в Аргосе и Самосе.

С давних времен она была весьма почитаемый в Олимпии, и ее храм там, стоявший в Алтис, или священная роща, была на пятьсот лет старше, чем у Зевса на одно и то же место. Интересные раскопки, которые сейчас там ведутся обнаружили остатки древнего здания, в котором среди других сокровищ древности несколько прекрасных статуй, работы знаменитые скульпторы Древней Греции. Первоначально этот храм был построен из из дерева, затем из камня, а недавно обнаруженный был сделан из конгломерат ракушек.

В Альтисе молодые девушки состязались в скачках в честь Геры. самая быстроногая получила в знак победы оливковый венок и кусок плоти жертвы.

Эти гонки, как и Олимпийские игры, праздновались с интервалом в четыре года и назывались Herae. А красивая одежда, сотканная шестнадцатью женщинами, выбранными из шестнадцати городов Элида всегда предлагалась Гере в таких случаях, и хоровые песни и священные танцы составляли часть церемоний. Геру обычно изображают сидящей на троне с гранатом в руке. в одной руке и скипетр, увенчанный кукушкой в ​​другой. Она появляется как спокойная, величавая матрона величественной красоты, одетая в тунику и мантию, ее лоб широкий и интеллектуальный, ее глаза большие и полностью открытые, и ее руки ослепительно белые и изящные.

Самой прекрасной статуей этого божества была статуя Поликлета в Аргосе. Ее атрибуты — диадема, фата, скипетр и павлин. В первый день каждого месяца Гере приносили в жертву овцу и свиноматку. Ястреб, гусь и особенно павлин были для нее священными. Стаи этих прекрасных птиц обычно окружают ее трон и притягивают к себе. колесница, Ирис, Радуга, сидящие за ней. Ее любимыми цветами были ромашка, мак и лилия.

 

ЮНОНА

Юнона, римское божество, предположительно тождественное с греческой Герой, отличался от нее в самых существенных чертах, ибо, в то время как Гера неизменно появляется как надменная, несгибаемая царица небес, Юнона, с другой стороны, почитается и любима как образ матроны и домохозяйки. Она была поклонялись в Риме под разными титулами, большинство из которых указывает на ее призвание покровительницы замужних женщин.

Считалось, что Юнона наблюдает над и охранять жизнь каждой женщины от ее рождения до ее смерти.

главные храмы, посвященные ей, находились в Риме, один из них был воздвигнут на Авентина, а другой на Капитолийском холме. У нее был также храм на Аркс, в котором ей поклонялись как Юноне Монете, или предупреждение богиня. Рядом с этой святыней находился монетный двор. 1 числа марта в ней отмечался грандиозный ежегодный праздник Матроналии. честь всеми замужними женщинами Рима, и этот религиозный институт был сопровождаются большой торжественностью.

 

От кого: Беренс, Э. М. Мифы и легенды Древней Греции и Рима . Нью-Йорк: Мейнард, Меррил и Ко., 1880 г. Текст в общественном достоянии.

Гера — Энциклопедия Нового Света

Гера и Прометей, тондо пластины пятого века из Вульчи, Этрурия

В олимпийском пантеоне классической греческой мифологии Гера была женой и старшей сестрой Зевса. Ее также называли богиней брака, что могло объяснить ее часто упоминаемую ревность к частым внебрачным подвигам Зевса. Ее эквивалентом в римской мифологии была Юнона. Корова и павлин для нее священны.

Содержание

  • 1 Ее имя
  • 2 Ее раннее значение
  • 3 Культ
  • 4 Мифологические счета
    • 4.1 Гера и ее дети
    • 4.2 Гера, заклятый враг Геракла
      • 4.2.1 Двенадцать подвигов
    • 4. 3 Ревность Геры
      • 4.3.1 Эхо
      • 4.3.2 Лето и Артемида/Аполлон
      • 4.3.3 Каллисто и Аркас
      • 4.3.4 Семела и Дионис
      • 4.3.5 Общее резюме
    • 4.4 Другие мифические аккаунты
      • 4.4.1 Сидипп
      • 4.4.2 Тиресий
  • 5 Примечания
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Изображаемая величественной и торжественной, она часто восседает на троне и увенчивается поло, высокой цилиндрической короной, которую носят несколько Великих Богинь. В руке Гера может нести гранат, символ плодородной крови и смерти, а также заменитель наркотической капсулы опиумного мака. [1] Учитывая ее явно высокий культовый статус, ее изображение глупой и ревнивой землеройки могло быть более поздним изобретением, направленным на то, чтобы дискредитировать ее силу как представление женского божества. Как отмечает Буркерт, «по сравнению с высоким уважением ее культа, Гера, кажется, терпит некоторую потерю статуса у Гомера и становится почти комической фигурой. (имя которых легко перевести), прозвище Геры представляет собой нечто вроде лингвистической загадки.Как предполагает Беркерт: «Имя Геры, королевы богов, допускает множество взаимоисключающих этимологий; одна возможность состоит в том, чтобы соединить его с хора, сезон, и интерпретировать его как созревший для брака». boopis, «коровий глаз» [4] Таким образом, в отличие от некоторых греческих богов, такие как Зевс, имя Геры не может быть окончательно разобрано как греческое или индоевропейское слово.

Это совместимо с оспариваемой гипотезой [5] , которая утверждает, что она была пережитком догреческой фигуры «великой богини», сравнимой с могущественными женскими божествами минойского пантеона или какого-то неопознанного догреческого (« пеласг) люди. [6]

Ее раннее значение

Значение Геры в ранний архаический период подтверждается крупными строительными проектами, предпринятыми в ее честь. Исторически сложилось так, что святилища Геры в двух основных центрах ее культа (на Самосе и в предместьях Аргоса) были одними из первых построенных монументальных греческих храмов и почитались за их красоту и величие. [7] Действительно, Геродот описал Герайон на Самосе как «крупнейший греческий храм своего времени». [8]

В Олимпии сидящая культовая фигура Геры была старше сопровождавшей ее воинственной фигуры Зевса. Гомер деликатно выразил ее отношения с Зевсом в «Илиаде », , где она заявляет Зевсу: «Я старшая дочь Кроноса и достойна уважения не только на этом основании, но и потому, что я твоя жена, а ты царь боги». [9] Природа их родства также подтверждается лингвистически, поскольку Зевса часто называют Zeus Heraios («Зевс, супруг Геры»). Однако, несмотря на исторические свидетельства, обращение Гомера с Герой менее чем уважительно, и в поздних анекдотических версиях многих мифов она, похоже, проводила большую часть своего времени, замышляя месть нимфам, соблазненным ее Супругом.

Культ

Римская копия греческой Геры V века типа «Барбарини Гера» (Музей Кьярамонти) ее честь называется Герайя . Эти отношения отмечены в «Илиаде», где Царица Небесная заявляет: «Три города, которые я люблю больше всего, — это Аргос, Спарта и Микены с широкими улицами». [10] В то время как ее другой основной культовый центр находился на острове Самос, были также храмы Геры в Олимпии, Коринфе, Тиринфе, Перахоре и на священном острове Делос. Действительно, ее культ был одним из основных панэллинских религиозных обрядов:

Его можно проследить в большинстве районов Древней Греции, и он сильнее всего удерживал места древнейших цивилизаций, Аргос, Микены и Спарту…. Тогда мы можем рассматривать культ как исконное наследие греческих народов или, по крайней мере, ахейских и ионийских племен; ибо его раннее и глубокое влияние на них подтверждается древностью и особой святостью аргосского и самосского культа. [11]

Хотя греческие алтари классических времен всегда располагались под открытым небом, Гера, возможно, была первым божеством, которому было посвящено закрытое крытое храмовое святилище. Это новаторское сооружение в конечном итоге было заменено Герайоном, одним из крупнейших когда-либо построенных греческих храмов. Любопытно, что при археологических раскопках на Самосе были обнаружены жертвоприношения по обету, многие из которых датируются восьмым и седьмым веками 90–165 гг. до н. э. , которые показывают, что Гера на Самосе была не просто местной греческой богиней Эгейского моря (по крайней мере, с точки зрения ее просителей): в музее есть фигуры богов и просителей и другие вотивные подношения из Армении, Вавилона, Ирана, Ассирии, Египет, свидетельство репутации, которой пользовалось это святилище Геры. [12] Интересную межрелигиозную параллель можно увидеть в частом появлении гранатов среди подношений божеству, как описано на основании недавно обнаруженных археологических свидетельств:

Поразительно много терракотовых гранатов и терракотовых стручков мака или мака цвета слоновой кости были найдены в Герайоне . Также была найдена терракотовая сосновая шишка. Общей чертой этих плодов является то, что они богаты семенами, и нет сомнения, что это следует рассматривать как особый элемент божественности Геры как великой богини плодородия. [13]

Космополитический характер раннего культа Геры проявляется и в ее иконографических изображениях. В эллинистических образах повозку Геры тянули павлины, птицы, не известные грекам до завоеваний Александра: наставник Александра, Аристотель, называет ее «персидской птицей». Мотив павлина возродился в иконографии эпохи Возрождения, которая объединила Геру и Юнону и которую европейские художники сохранили знакомой современному миру. [14]

Ее архаичная связь была связана прежде всего со скотом, и она особенно почиталась в «богатых скотом» районах (таких как Эвбея). В этом регионе праздник Великой Дедалы, [15] , который был особенно посвящен Гере, отмечался в соответствии с предписанным шестидесятилетним циклом. Точно так же афиняне в течение месяца 90 105 гамелиона 90 106 («месяц брака») принимали участие в ежегодном празднике, посвященном «священному браку Зевса и Геры», 90 107 [16] 90 108 и в течение 9 года. 0105 Метагейтнион, прославляли только Геру в ее роли «Богини очарования». [17] Однако ритуалы, связанные с богиней, определенно не ограничивались географическим районом. Каждый четвертый год девственницы со всей страны приезжали в Олимпию, чтобы соревноваться за спортивные почести во имя Геры на мероприятии под названием Heraia . [18]

Мифологические повествования

Гера и ее дети

Гера отвечает за правильное оформление брака и является архетипом союза на брачном ложе, но она не примечательна как мать. Законными потомками ее союза с Зевсом являются Арес, Геба, Эрида (богиня раздора) и Эйлития (богиня деторождения). Гера завидовала тому, что Зевс родил Афину без обращения к ней, поэтому она решила родить Гефеста без какого-либо мужского вмешательства. К сожалению, результаты были далеко не оптимальными, и и Гере, и Зевсу было противно уродство Гефеста. Значит, его сбросили с горы Олимп. [19]

Гефест отомстил за постыдное отвержение Геры, сделав ее волшебным троном, который прилипал к ее плоти и удерживал ее в плену. Отвратительный бог смягчился только тогда, когда Гера пообещала отдать ему в жены Афродиту.

Гера, заклятый враг Геракла

Гера была мачехой и врагом Геракла, героя, который даже больше, чем Персей, Кадм или Тесей, ввел олимпийские обычаи в Греции. [20] Когда Алкмена была беременна Гераклом, Гера попыталась предотвратить роды, связав ноги Алкмены узлами. Однако ей помешал Галантис, служанка больной матери, которая сказала Гере, что она уже родила ребенка. Как только она поняла, что ее ввели в заблуждение, Гера превратила служанку в ласку. [21]

Когда Геракл был еще младенцем, Гера послала двух змей, чтобы убить его, когда он лежал в своей кроватке. Геракл задушил по одной змее в каждой руке, и его няня нашла его играющим с их обмякшими телами, как будто они были детскими игрушками. Анекдот построен на изображении героя, сжимающего в каждой руке змею, точно так же, как когда-то это делали знакомые минойские богини, управляющие змеями. «Изображение божественного ребенка между двумя змеями, возможно, было давно знакомо фиванцам, поклонявшимся кабейри, хотя и не представлялось как первый подвиг героя». [22]

Кампана Гера , римская копия эллинистического оригинала (Лувр

Один из рассказов о происхождении Млечного Пути состоит в том, что Зевс обманом заставил Геру нянчить младенца Геракла: узнав, кем он был, она вытащила его из своей груди, и струя ее молока образовала пятно на небе, которое можно увидеть и по сей день [23]

И наоборот, некоторые мифы утверждают, что Гера подружилась с Гераклом за то, что тот спас ее от великана, который пытался изнасиловать ее, и что она даже отдала свою дочь Гебу в жены.Каким бы мифотворчеством ни объяснялось архаическое представление о Геракле как о «человеке Геры», оно считалось подходящим для строителей Герайона (храма Гера) в Пестуме, чтобы изобразить на барельефе подвиги Геракла.0107 [24]

Двенадцать подвигов

Антипатия Геры к герою не закончилась, когда он достиг совершеннолетия. Фактически, было замечено, что Царица Богов убедила царя Эврисфея в Микенах поручить ему (почти невозможные) Двенадцать подвигов. Хуже того, она продолжала пытаться заставить его потерпеть неудачу, пока он пытался выполнить эти задачи. Когда Геракл сражался с Лернейской гидрой, она послала краба укусить его за ноги в надежде отвлечь его. Чтобы досадить Гераклу после того, как он забрал скот у Гериона, Гера послала овода, который кусает скот, раздражает его и разгоняет. Когда он наконец добрался до двора Эврисфея, скот был принесён в жертву Гере. Эврисфей также хотел принести в жертву Гере критского быка. Она отказалась от жертвы, потому что она отражала славу Геракла. [25]

Ревность Геры

Как упоминалось выше, многие рассказы о Гере в дошедшем до нас мифологическом корпусе просто описывают ее ревнивые реакции на действия ее развратного мужа. Некоторые примеры включают истории Эхо, Лето, Каллисто и Семелы.

Эхо

Какое-то время нимфе по имени Эхо приходилось отвлекать Геру от дел Зевса, уводя ее и льстя ей. Когда Гера обнаружила обман, она прокляла Эхо только повторять слова других (предоставляя этиологическое объяснение акустического явления). [26]

Лето и Артемида/Аполлон

Когда Гера обнаружила, что Лето беременна и что Зевс был отцом, она запретила Лето рожать на «терра-фирме», или на материке, или на любом острове в море . К счастью, Лето смогла найти плавучий остров Делос, который не был ни материком, ни настоящим островом, и родила там. По другой версии, Гера похитила Эйлитию, богиню деторождения, чтобы у Лито не начались схватки. После того, как мать Аполлона и Артемиды страдала в течение девяти дней, другие боги в конце концов убедили Геру освободить бога-акушерку, подкупив ее «ожерельем из золота и янтаря толщиной тридцать футов». [27]

Каллисто и Аркас

Ревность Геры также фигурирует в мифе о Каллисто/Аркасе. Последовательница Артемиды, Каллисто дала обет оставаться девственницей. Но Зевс влюбился в нее и переоделся Артемидой, чтобы заманить ее в свои объятия. В ярости Гера превратила Каллисто в медведицу. Позже сын Каллисто от Зевса, Аркас, чуть не убил ее на охоте, после чего Бог Неба поместил их на небеса, чтобы оберегать их обоих. [28]

Семела и Дионис

Дионис, бог вина, был еще одним сыном Зевса от свидания со смертной женщиной. Ревнивая Гера снова попыталась убить ребенка, на этот раз убедив беременную мать божественного мальчика потребовать увидеть истинную форму своего возлюбленного. Семела, не поверив словам богини, попросила увидеть Зевса таким, какой он есть на самом деле. Не в силах отказать ей, Бог Неба превратился в молнию и убил ее. Не желая, чтобы его нерожденный сын умер, Зевс проник в труп своей возлюбленной и пересадил плод в свое бедро. [29]

Общее резюме

Эти рассказы, хотя и являются репрезентативной выборкой, безусловно, не являются исчерпывающим отчетом. Ревность Геры также можно увидеть в сказках об Ио, Ламии, Геране и многих других. [30]

Другие мифические рассказы

Сидиппа

Сидиппа, жрица Геры, направлялась на праздник в честь Геры. Волы, которые должны были тянуть ее повозку, опоздали, поэтому ее сыновья, Битон и Клеобис, тащили свою мать все расстояние (45 стадий, 8 километров). Сидиппа была впечатлена их преданностью (как ей, так и богине), и она попросила Геру сделать ее детям лучший подарок, который бог может дать человеку. Богиня решила позволить двум юношам уснуть и умереть, так как это сохранит их величие незапятнанными:

Затем, после того как они сделали это и были замечены собравшейся толпой, в их жизни наступил самый превосходный конец; и в этом божество заявило, что для человека лучше умереть, чем продолжать жить. Ибо аргосские мужчины стояли вокруг и превозносили силу юношей, а аргосские женщины превозносили мать, на долю которой выпало иметь таких сыновей; и мать, чрезвычайно обрадованная как самим поступком, так и слухом о нем, встала перед изображением богини и молилась, чтобы она отдала Клеобису и Битону своих сыновей, которые очень чтили ее, чтобы дар, который лучше всего принять человеку: И после этой молитвы, когда они принесли жертвы и пировали, юноши легли спать в самом храме и больше никогда не вставали, но были связаны в этом последнем конце. А аргивяне сделали по их подобию статуи и посвятили их в жертву в Дельфах, думая, что они зарекомендовали себя наилучшим образом. [31]

Геродот использует эту сказку в качестве доказательства часто цитируемого изречения Солона о том, что «не следует называть человека счастливым, пока он не умрет», поскольку только в этот момент успех в жизни действительно можно измерить.

Тиресий

В более юмористическом ключе Гера также вовлечена в историю о Тиресии (знаменитом провидце). Тиресий был жрецом Зевса, который в молодости столкнулся с двумя спаривающимися змеями и ударил их палкой. Затем он превратился в женщину. Став женщиной, Тиресий стал жрицей Геры, женился и имел детей, в том числе Манто. Прожив семь лет женщиной, Тиресий снова нашла спаривающихся змей, ударила их своим посохом и снова стала мужчиной.

В результате его (буквально) бисексуального опыта Зевс и Гера считали его идеальным человеком для разрешения их спора о том, какой пол, мужской или женский, получает больше удовольствия во время полового акта. Зевс утверждал, что это были женщины; Гера утверждала, что это были мужчины. Когда Тиресий встал на сторону Зевса, Гера ослепила его. Так как Зевс не мог отменить то, что она сделала, он дал ему дар пророчества. [32]

Примечания

  1. ↑ Рак и скобы, 1994.
  2. ↑ Беркерт, 132.
  3. ↑ Беркерт, 131.
  4. ↑ А.Дж. van Windekens, Glotta 36 (1958), 309-11.
  5. ↑ Фарнелл, 192-194.
  6. ↑ А. Кук, 419.
  7. ↑ Прайс, 47, 53.
  8. ↑ Кириелейс, 125.
  9. ↑ Гомер, Илиада. Проверено 22 апреля 2007 г.
  10. ↑ Там же.
  11. ↑ Фарнелл (Том 1), 179.
  12. ↑ Беркерт 1998.
  13. ↑ Кириелейс, 138.
  14. ↑ Сезнец 1953.
  15. ↑ Гертруда М. Годден, «Священный брак», Folklore, Vol. 6, № 3 (сентябрь 1895 г.): 225–235.
  16. ↑ Парк, 104.
  17. Там же, 179.
  18. ↑ Диллон, 194-195.
  19. ↑ Роуз, 166-167.
  20. ↑ Рак энд Стейплс, 1994.
  21. ↑ Овидий, священные тексты.com Метаморфозы. Проверено 23 апреля 2007 г.
  22. ↑ Кереньи, 134.
  23. ↑ Пауэлл, 401.
  24. ↑ Кереньи (1959), стр. 131.
  25. ↑ Аполлодор 2.5.2, 2.5.7.
  26. ↑ Роуз, 169.
  27. ↑ Пауэлл, 165-167.
  28. ↑ Пауэлл, 183.
  29. ↑ Роуз, 147-148.
  30. ↑ Булфинч, Мифология: Эпоха легенд.
  31. ↑ Макколи, Геродот Книга первая: Клио 31, Священные тексты. Проверено 10 мая 2008 г.
  32. ↑ Аполлодор 3.6.7.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Apollodorus. Боги и герои греков . Перевод Майкла Симпсона. Амхерст, Массачусетс: University of Massachusetts Press, 19.77. ISBN 0-87023-205-3
  • Беркерт, Уолтер. Греческая религия: архаика и классика . Перевод Джона Раффана. Оксфорд: Блэквелл, 1985. ISBN 0631112413
  • .
  • Кук, Артур Бернард. «Кем была жена Зевса? (Продолжение)». Классический обзор , Vol. 20, № 8 (ноябрь 1906 г.): 416-419.
  • Диллон, Мэтью. Паломники и паломничество в Древней Греции . Лондон: Рутледж, 1997. ISBN 0415127750
  • .
  • Фарнелл, Льюис Ричард. Культы греческих государств. Оксфорд: Clarendon Press, 1907.
  • Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1993. ISBN 080184410X
  • .
  • Кереньи, Карл. Греческие герои . Темза и Гудзон, 1997. ISBN 050027049X
  • .
  • Кириелейс, Гельмут. «Герайон на Самосе». В греческих святилищах: новые подходы . Под редакцией Нанно Маринатоса и Робина Хэгга. Нью-Йорк: Рутледж, 1993.
  • .
  • Микальсон, Джон Д. Древнегреческая религия . Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2005. ISBN 0631232222
  • Палмер, Л. Р. Толкование микенских греческих текстов . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1963.
  • .
  • Parke, HW Фестивали афинян . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1977. ISBN 0-8014-1054-1
  • Пауэлл, Барри Б. Классический миф. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Prentice Hall, 1998. ISBN 0-13-716714-8
  • Прайс, Саймон. Религии древних греков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 0-521-38867-8
  • .
  • Робертсон, Ноэль. «Праздник Посейдона в день зимнего солнцестояния». Классический ежеквартальный журнал. 34.1 (1984): 1-16.
  • Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Нью-Йорк: EP Dutton & Co., 1959. ISBN 0-525-47041-7
  • .
  • Рак, Карл А.П. и Дэниел Стейплз. Мир классического мифа . Дарем, Северная Каролина: Carolina Academic Press, 19.94. ISBN 0-89089-575-9
  • Рутковский Богдан. Культовые места Эгейского моря . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1986. ISBN 0300029624
  • Сезнец, Жан. Выживание языческих богов: мифологическая традиция и ее место в гуманизме и искусстве эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Харпер, 1953.
  • .
  • Вентрис, Майкл и Джон Чедвик. Документы на микенском греческом языке. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1973. ISBN 0521085586

Внешние ссылки

Все ссылки получены 19 декабря 2017 г.

  • Theoi Project, Гера Гера в классической литературе и греческом искусстве.

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *