Геб — бог земли
Геб — бог земли- Домашняя
- Цивилизации
- Древний Египет
- Египетские боги и богини
Геб был египетским богом земли и мифологическим членом Эннеады Гелиополиса. Его также можно было считать отцом змей. В Древнем Египте считалось, что смех Геба вызывает землетрясения и что он позволяет посевам расти.
Имя
Это имя произносилось так, начиная с греческого периода, и
изначально ошибочно читалось как Себ. Обычное египетское имя было
«Геб», возможно, «хромой». Обычно он начинался с -g- (все точки) или
иногда с -k-point (gj). Последний первоначальный корневой согласный
встречается один раз в текстах гробов Среднего царства, чаще в
мифологических папирусах 21-й династии, а также в тексте из
птолемеевской гробницы Петосириса в Туна Эль-Гебель, или имя было
написано с начальным жестким -k-, как например в тексте папируса
30-й династии в Бруклинском музее, посвященном описанию змей и
средствам от них.
Роль и развитие
Самое старое изображение на фрагментарном рельефе бога было антропоморфным бородатым, сопровождаемым его именем, и датируется периодом правления короля Джосера, 3-й династией, и было найдено в Гелиополисе. Однако бог так и не получил собственного храма. В более поздние времена его также могли изобразить в виде барана, быка или крокодила (последний в виньетке из Книги мертвых леди Херивебен в Египетском музее в Каире).
Геба часто боялись как отца змей
(одно из названий змеи было s3-t3 — «сын земли»). В заклинании
«Тексты гроба» Геб был описан как отец древней мифологической змеи
Нехебкау. В другой мифологии Геб также часто встречается как
первобытный божественный царь Египта, от которого его сын Осирис и
его внук Гор унаследовали землю после многих сражений с
разрушительным богом Сетом, братом и убийцей Осириса. Геб также
может рассматриваться как олицетворение плодородной земли и
бесплодной пустыни, последняя содержит мертвых или освобождает их из
гробниц, метафорически описывается как «Геб, открывающий пасть» или
заключающий в тюрьму тех, кто там не достоин отправиться в
плодородный Северо-Восток.
В гелиополитической Эннеаде (группа из девяти богов, созданных вначале одним богом Атумом или Ра) Геб — муж Нут, неба или видимого дневного и ночного небосвода, сына более ранних изначальных элементов Тефнут (влага) и Шу («пустота»), и отец четырех меньших богов системы — Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. В этом контексте считалось, что изначально Геб был помолвлен с Нут и был отделен от нее Шу, богом воздуха. Следовательно, в мифологических изображениях Геб изображался в виде полулежащего человека, иногда с его фаллосом, все еще направленным в сторону Нут. Геб и Нут вместе образовали постоянную границу между первозданными водами и вновь созданным миром.
Со временем это божество стало больше
ассоциироваться с обитаемой землей Египта, а также в качестве одного
из его первых правителей. Как хтоническое божество он (как и Мин)
стал естественно ассоциироваться с подземным миром, пресными водами
и растительностью — говорят, что ячмень растет на его ребрах — и
изображался с растениями и другими зелеными пятнами на теле.
Его связь с растительностью, исцелением, а иногда и с подземным миром и королевской властью заставила Геба время от времени интерпретировать, что он был мужем Рененутет, младшей богини урожая, а также мифологического смотрителя (значение ее имени — «кормящая змея») молодой король в форме кобры, которая сама также может считаться матерью Нехебкау, первобытного бога-змеи, связанного с подземным миром. Классические авторы также приравнивают его к греческому титану Крону.
Птах и Ра, божества-создатели,
обычно начинают список божественных предков. Есть предположения
между Шу и Гебом, кто был первым богом-царем Египта. История о том,
как Шу, Геб и Нут были разделены, чтобы создать космос, теперь
интерпретируется в более человеческих терминах; разоблачение
неприязни и сексуальной ревности. Между ревностью отца и сына и
восстанием Шу против божественного порядка Геб бросает вызов
руководству Шу. Геб берет жену Шу, Тефнут, как свою главную
королеву, отделяя Шу от его сестры-жены. Так же, как Шу поступил с
ним раньше. В книге «Небесная корова» подразумевается, что Геб
является наследником уходящего бога солнца. После того, как Геб
перешел на трон Осирису, своему сыну, он взял на себя роль судьи в
Божественном трибунале богов.
Гусь
Некоторые египтологи (в частности, Ян Бергман, Теренс Дюкен или Ричард Х. Уилкинсон) заявили, что Геб был связан с мифологическим божественным гусем-создателем, который отложил мировое яйцо, из которого возникло солнце и / или мир. Предполагается, что эта теория неверна и является результатом смешения божественного имени «Геб» с именем белолобого гуся (Anser albifrons), также первоначально называемого gb (b): «хромой, спотыкающийся».
Этот птичий знак
используется только в качестве фонограммы для написания имени бога
(Х.
Египетский Бог земли, жена богиня неба Нут, миф о происхождение
Мифы древнего Египта не столь известны как римские или греческие, но от этого они не становятся менее интересными. Большое количество богов, богинь и мифических существ отождествляют собой все исторические этапы развития древнеегипетского общества. Одной из наиболее почитаемых «семейных божественных пар» Египта считаются бог Геб и богиня Нут, которым поклонялись на территории всей страны.
После возвращения из Нубийской пустыни, куда Тефнут отправилась, обидевшись на Ра, Шу взял её в жёны. В этом браке родились Геб и Нут, которые также стали богами в древнеегипетской мифологии.
Содержание
Геб
Нут, Шу и Геб. Шу поднимает Нут над Гебом
Персонификация земли. В «Текстах Пирамид» (308) говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, носит растения, растущие у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил солнце, а значит, является «отцом богов». Свою земную власть он передает сначала Озирису, затем Гору и, наконец, царю, которого поэтому называют «наследником Геба». Как все космические боги, Геб изображается в образе человека. Его знак гусь, а дочь Изида однажды названа «яйцом гуся». Можно также встретить изображения Геба с гусем на голове. Его головной убор (часто) — нижнеегипетская корона. Иллюстрации Богиня неба Нут и бог земли Геб
Хтоническое божество
В египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской эннеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо — земля» половое олицетворение обратно привычному: небо — женщина, земля — мужчина). Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исидa, Нефтида. Душой (ба) Г. представлялся Хнум. Считалось, что Г. — добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Г. был связан с царством мёртвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Г. возглавляет судей (см. рис.). В 125-й главе «Книги мёртвых» Г. принимает участие в суде Осириса над умершими. Титул Г. — «князь князей» («репати»), он считался правителем Египта. Наследником Г. был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны.
Таким образом, власть фараона рассматривалась восходящей к Г. Имя Г. писали иероглифом утки (гб), хотя она и не была его священной птицей. В одном тексте дочь Г. Исида названа «яйцом утки».
Боги Древнего Египта — способности и покровительство
Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и сверхспособностями.
Египетский бог Геб
До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.
Откуда появился Геб?
Боги древнего Египта, так же как и в Риме и Греции представлялись в виде большой семьи. Геб был сыном Шу – бога воздушного пространства и богини всей земной влаги Тефнут. Он являлся отцом Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды. Его сестрой и одновременно женой была богиня Нут. Если сравнить египетскую и греческую мифологию, тогда в Греции Гебу соответствовал титан Кронос, отец Зевса.
Египтяне считали его добрым божеством, он покровительствовал живым и вместе с Осирисом вершил суд над мёртвыми, он имел титул «князь князей», благодаря которому являлся правителем Египта, и контролировал все явления природы.
Имя и происхождение
Название этого бога может быть записано как “Seb” или “Keb”. Его описание можно встретить в древнеегипетских папирусах разных периодов, от 3-ей до 30-ой династии. К последней относится текст папируса, а к первой – барельеф в Гелиополе.
Этого бога египтяне изображали в виде барана, быка или крокодила. Он входил в “Великую Эннеаду”, то есть в гелиопольский пантеон богов, всего их было девять.
В ряде древнеегипетских текстов его описывают как отца бога-змееборца Нехебкау, который был стражем на входе в рай – Дуат. Согласно мифологии, родителями Геба были Шу и Тефнут. Его сестрой являлась богиня неба Нут.
Шу представлял бога ветра и солнечных людей. Он был сыном Атума – бога-демиурга (создателя). Тефнут выполняла функции богини влаги, дождя, росы, плодородия.
Внешний вид
Древние египтяне изображали Геба в виде человека, на голове которого корона Верхнего или Нижнего Египта, реже гуся. На некоторых фресках его можно встретить с головой змея на голове. Его внешний вид иногда вовсе мифический – лицо божества окрашено в зеленый цвет либо покрыто зелеными пятнами, также на теле иногда прорисовывалась растительность. Облик Геба олицетворял величие божественной власти над всем живым на земле.
Как бога земли его иногда изображали лежащим, опирающимся на локти, при этом одно колено было присогнуто, олицетворяя горы, и тело – долины и степи.
Итак, самые древние изображения Геба показывают его, слившегося воедино со своей сестрой, а впоследствии и женй, Нут. Разница только в том, что Нут, как богиня неба, была сверху, а Геб, отождествлявшийся с землей, находился всегда снизу. Ну а все, что между ними – это все то, что происходит на нашей планете.
Вопрос эксперту — Почему Геба изображали зеленым или с зелеными пятнами на лице?
У древних египтян Геб ассоциировался не только с землей, но и с плодородием. В частности, больше всего Гебу приписывалась связь с ячменем. Видимо, именно из-за этого бога часто изображали с зеленцой.
Существует миф о разделении земли и неба, о расставании Геба и Нут. Во времена этой разлуки, Геб изображался как обычный человек. Впрочем, мистификации присутствовали и в те времена, поэтому Геб нередко изображался с зеленой кожей. Практически всегда, на одиночных портретах, Геб изображался как обычный человек, носящий корону Верхнего или Нижнего Египта. Иногда его изображали с головным убором, содержащим символ утки (или, по некоторым данным, гуся), символизировавший имя Геба.
Многие историки приписывают Гебу утку, как священное животное. На самом деле, в истории фигурирует лишь единственный священный предмет, относящийся к Гебу. Это фаллос, символизирующий мужское начало на земле. Что касается утки (или гуся) именно такой картинкой изображалось имя Геба.
Характерной особенностью Геба считается накладная бородка. Большинство историков приписывают эту бородку потомкам Осириса, однако знающие люди провели временную линию дальше и вышли на Геба. Кроме того, эту теорию подтверждают и факты. Многие последующие фараоны считались наследниками Геба.
Мифология
В момент рождения Нут и Геб были одним целым, но Шу разделил их. Геб остался лежать горизонтально внизу, а Нут была поднята вверх и осталась лежать на руках Шу, упираясь руками и ногами в Геба. Согласно мифу, разъединили их из-за постоянных ссор между божественными супругами: Геб и Нут ссорились из-за того, что последняя каждое утро съедала своих детей-звезд, а затем рожала их вновь.
Еще одним мифом является легендарное правление Геба египетским царством, позже возник спор о передаче трона Осирису или Сету, где Геб выступал основным судьей. Он передал трон Осирису, а после него внуку – Гору, приемниками которого стали фараоны, отчего власть царей считалась божественной.
Существовали и другие мифические фантазии египтян:
- Землетрясения возникали в момент, когда бог смеялся.
- Растения из зерен выходили только по разрешению Геба.
Почитание
В честь бога ежегодно проводилось празднование «рыхления земли», этот праздник проходил в октябре – ноябре, в период, когда паводок Нила уже заканчивался, и египтяне могли приступить к распашке земли и удобрения их илом. Во время вспашки народ произносил молитвы в честь Геба, так как он отвечал за произрастание семян и существования всех живых существ на земле. Зерно торжественно присыпали землей – Геб как бы вновь становился наверху, укрывая собой человеческие надежды. Так как Земли Египта были плодородны и практически каждый год урожай был хороший, Геб оставался весьма почитаемым божеством.
Ему молились во время поиска полезных ископаемых, ведь египтяне считали, что только он мог сделать так, чтобы рудники не истощались. Также бога почитали при каждом захоронении умерших, так как он давал приют их телам, разрешая в своем теле могилы для мертвых
Несмотря на сильное почитание Геба, и обожествление в нем всех природных стихий храмы в его честь строились только в Гелиополе, однако в религиозных текстах его упоминали постоянно.
Поклонение богу земли
Существовал культ Геба. Ему поклонялись все, кто работал на полях и занимался возделыванием почвы. Бедняки обращались к этому богу в конце осеннего сезона и отмечали праздник «рыхления земли». В это время начиналась распашка земель, и необходимо было сохранить живительное семя. Ведь от этого зависела жизнедеятельность страны в течение всего года. По окончании принятого сева зерна присыпали землей, а урожаи почти всегда удавались богатыми. Геба благодарили за плоды: овощи, зерновые культуры, фрукты.
Оказывали почтение за то, что подземные рудники были полными, а край имел изобилие золота. Во время опасных экспедиций на земли Синая щедро одаривал египтян добычей полудрагоценных камней: малахита, бирюзы, сердолика. Удавалось добывать медь, серебро на побережье Леванта и даже на греческих островах.
Кроме того, называли «проводником жителей земли», поскольку создавал приют уходящим из жизни. В его теле египтяне выкапывали себе могилу. Мастерили дом вечности, соответствуя положению в обществе и состоянию.
Бог Геб был незаметным и одновременно всевидящим.
Отец важных богов и вершитель судеб
От Геба и его жены — богини неба Нут (она была также и его сестрой) — родились Осирис, Исида, Сет и Нефтида (Нефтис). Эти боги составили гелиопольскую энниаду – девятку важнейших богов Гелиополя.
Геб – один из вершителей судеб умерших. Согласно «Книге мертвых» он в числе богов, наблюдающих процедуру взвешивания сердца умершего в зале суда Осириса. Те, кто не смог пройти проверку на благочестие, навсегда оставались во власти Геба, как бога земли.
В «Текстах пирамид» имеются слова, о том, что «земля — отвращение для покойного, он не должен оставаться у Геба…».
Но в целом Геб – божество доброе. Душой (ба) Геба был бог плодородия Хнум. Геб сам символизировал плодородие, поэтому часто изображался с телом (или только лицом) зеленого цвета – цвета цветущей растительности.
Мифические сведения о боге земли
Все известные мифы относятся ко времени сотворения мира. От бога солнца Ра были рождены воплощение воздуха Шу и богиня влаги Тефнут. Именно они впоследствии произвели на свет Геба и Нут. Позже, являясь братом и сестрой, они сочетались браком. Но он принес опасные неприятности. Объятия земли и небес были настолько прочными, что бог Ра не мог свободно путешествовать по небосводу. В мировом порядке наступили нарушения. Ра выразил свое негодование и приказал своему сыну Шу разлучить пару. Геб остался на земле, а Нут на небе. Так между ними нашлось место для воздуха. И бог солнца восстановил свое спокойное ежедневное путешествие.
Изображение богов, слева Бог Геб, с права его внук бог Гор(Хор).
Стареющий Ра был злопамятным. Еще бы чуть-чуть и Нут была бы лишена возможности рождать детей, которых уже зачала с Гебом. Помогла хитрость бога Тота. Он придумал Макиавелли план. Вопреки воле бога солнца появились на свет пять детей. Четверо из них прославились, как герои мифов Египта. Известно, что Осирис и Исида были наделены силами блага, а Сет и Нефтида являлись отрицательными персонажами. Они вошли в «девятку» богов и относятся к самой известной египетской семье.
Мифологический царь Египта
Землетрясения, как думали древние египтяне, были смехом Геба, и именно он поставлял полезные ископаемые и драгоценные камни, найденные людьми в земле.
Религиозные тексты показывают отсутствие отдельного культового центра у Геба, но этот бог занимал почетные места в храмах других богов.
Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Он также поддерживал право Гора на трон после смерти Осириса. Поскольку египтяне полагали, что фараон был живым воплощением бога Гора, фараона иногда называли «наследником Геба».
Бог Геб и его борьба за трон
Перед поднятием на небеса необходимо было богам царствовать на земле. Первый правитель, которым стал Ра, наблюдал за деятельностью и людей, и богов. Он вынужден был покинуть землю, так как ее жители постоянно восставали против бога. Ра заканчивает дела и уступает место Шу. Он правил деятельно и бдительно, пока силы хаоса не внесли смуту в мирное египетское царство. И Шу принимает решение покинуть землю. Правление передает своей супруге Тефнут. Геб, страстно желающий власти, считающий себя законным наследником, убивает ее.
Он обладал большой силой воли, но кроме этого ему оставалось добыть оружие – урей, которое бы венчало его чело, делало непобедимым. Он отправляется за ним к своему отцу, чтобы сорвать с его лба. Все произошло так быстро, что лицо Геба стало опаленным пламенем.
Бог земли обращается за помощью к своему деду Ра. Тот излечивает его. Своей упрямостью он добивается возможности занять трон. Его правление считается уникальным. Воспоминания фараонов свидетельствуют об этом времени с восхищением. Они считали себя «наследниками Геба».
Изображение божеств — Богиня неба Нут, в центре бог Шу(разделяет небо и землю) и бог Земли Геб.
Но окончание его деятельности характеризуется трагичными событиями, так как сын Осирис решил заменить своего отца и устроил против него несколько заговоров. Геб приказывает убить собственного сына. Преступление совершается, и он осознает с ужасом о содеянном, но смог вернуть его к жизни. Сделал наследником, а сам решает отправиться на небеса.
Один из богов, объясняющих устройство мира
Бог Геб занимает важное место в космогонических представлениях древних египтянГеб играл очень важную роль в космогонических представлениях древних египтян.
Согласно одному из мифов о создании мира, Геб и Нут возмущали бога солнца Ра (Ра здесь уже слился с Атумом), их дедушку, тем, что постоянно были в супружеских объятьях.
По приказу Ра бог Шу, который был сыном Ра и отцом Геба и Нут, оторвал Нут от мужа и высоко поднял над собой.
Так образовалось небо, богиней которого стала Нут, а между ними воздух, богом которого был Шу.
Геб тянулся к своей возлюбленной, но не мог до нее достать; горевал и от его слез образовались все моря мира.
Геб обычно изображается в виде человека, носящего корону Нижнего или Верхнего Египта. Священным животным и символом Геба был гусь. В греческие (Птолемеевы) времена Геб стал отождествляться с греческим богом Кроносом.
Геб и Нут в Древнем Египте: боги земли и неба
После возвращения из Нубийской пустыни, куда Тефнут отправилась, обидевшись на Ра, Шу взял её в жёны. В этом браке родились Геб и Нут, которые также стали богами в древнеегипетской мифологии.
Геб – бог земли
Будучи олицетворением земли, Геб считался добрым богом. Благодаря земле египтяне могли выращивать растения, собирать урожай, строить дома. Поэтому они полагали, что Геб помогает людям в их земной жизни и также оберегает их от змей.
И, тем не менее, бог земли был тесно связан с миром мёртвых. Потому как умерших египтяне хоронили в земле. И поэтому Геб был одним из богов, принимавших участие в суде над умершими. И также он имел большой авторитет среди богов Дуата – загробного мира.
Геб – бог земли в Древнем Египте.
Нут – богиня неба
Нут ассоциировалась с небом и была тесно связана с загробным миром. Это она поднимала души умерших на небо после их смерти и также она охраняла их в саркофагах или в простых могилах. Её называли матерью звёзд. Каждую ночь она рождала детей – звёзды. С приходом утра она их проглатывала. И это продолжалось бесконечно. А ещё её называли небесной коровой. Но египтяне имели в виду не то небо, которое соприкасается с воздушным пространством, а ту небесную сферу, которую мы называем космосом.
Нут в образе небесной коровы
Как Ра заделил Геба и Нут
Сразу после рождения Геб и Нут сильно полюбили друг друга и сначала они были неразлучны. Но Гебу надоело смотреть, как Нут каждое утро поедает собственных детей. И он на неё накричал, сравнив её со свиньёй, которая поедает своих поросят. И они подрались, сцепившись и валяясь по земле.
Ра разозлили их постоянные ссоры и он решил разделить брата и сестру. Он приказал Шу встать между Гебом и Нут. Бог воздуха выполнил приказание и получилось так, что Геб остался лежать на земле. А Нут, отодвинутая отцом, выгнулась и заняла положение на небе, опираясь кончиками пальцев рук и ног о землю.
Шу разделил Геба и Нут по приказу Ра
Появление дня, ночи и дождя
Существует ещё один миф о разделении Нут и Геба. Разделив своих внуков, бог Солнца привёл в движение всё мироздание. И ещё он разочаровался в людях и захотел улететь подальше от своего творения. Ра приказал Нут превратиться в небесную корову, сел её на спику и сказал лететь вверх. Нут стала возноситься в небо. Но на большой высоте у неё закружилась голова. Ра приказал Шу поддержать Нут, чтобы она не упала.
Держать небо очень тяжело и Шу делал перерывы, чтобы отдохнуть. И получалось так, что когда Шу держит Нут, наступает день. А когда он делает перерыв, небо опускается на землю и наступает ночь.
Иногда Тефнут помогала Шу держать дочь. Но богине влаги было так тяжело, что она начинала плакать и тогда на земле шёл дождь.
Каждое утро Нут покидала Геба, превратившись в небесную корову. При этом она рожала солнце. Хепри – божество восходящего Солнца катит этот диск перед собой и в полдень передаёт его Ра. Верховный бог двигает солнечный диск по небесной реке – животу Нут вплоть до вечера и передаёт его Атуму – богу заходящего солнца.
Представление о дне и ночи у древних египтян
Геб, Геб бог земли, мать звёзд, небесная корова, Нут богиня неба, появление дня и ночи, разделение Геба и Нут, Шу.
Пантеон египетских богов
С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.
Полное руководство по Богу Земли (2022)
9
АКЦИИ
Древний Египет был одной из немногих культур, которые изображали плодородную землю как мужское божество. В отличие от архетипа Матери-Земли, распространенного во всем мире, Геб был богом-мужчиной мужественности земли.
Один из главных богов Гелиополя, Геб представлял саму землю Египта. Хотя иногда его видели только как бога плодородной долины Нила, он играл более широкую роль бога всего ландшафта.
Уникальная география и культура Египта означали, что земля считалась одновременно и враждебной, и животворящей. В то время как долина производила достаточно еды, чтобы прокормить империю, она была окружена суровой пустыней, которая ассоциировалась со смертью.
Таким образом, представление египтян о боге земли было сложным. Хотя Геб был могущественным источником власти и жизни, он также был бескорыстным богом, который мог без раздумий разрушить могучее королевство.
На протяжении тысячелетий расцвета его культуры древнеегипетская мифология часто включала в себя различные легенды, богов и интерпретации мира.
Многие из самых известных мифов пришли из Гелиополиса, важного древнего города на месте современного Каира. В древние времена Гелиополь был центром как политической, так и религиозной власти в разные периоды своей истории.
В мифологии Гелиополиса группа из девяти божеств, называемых Эннеадами, была высшими существами. Они были творцами мира и всего, что на нем жило, включая человечество, и были первыми правителями Египта.
Согласно мифу о сотворении мира из Гелиополя, андрогинный бог по имени Атум появился из первобытных вод. Он создал Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги.
У Шу и Тефнут тоже было двое детей. Геб и его сестра Нут родились взаимосвязанными и сопротивлялись всем попыткам разлучить их.
Геб был богом земли, а Нут была богиней неба. Вместе они были могущественной силой творения.
Вскоре у Геб и Нут родилось четверо детей. Осирис, Сет, Исида и Нефтида были их сыновьями и дочерьми.
В конце концов, Шу смог разлучить сына и дочь. Он поместил себя между ними, поэтому воздух заполняет пространство между землей и небом.
Геб часто изображался с отцом и сестрой в искусстве. Он был изображен как бездельничающая мужская фигура со своей усыпанной звездами сестрой, выгнувшейся над ним, и его отцом, разделяющим их.
На этих изображениях у Геба обычно тёмно-зелёная кожа. Он физическое воплощение плодородной земли долины Нила.
Первоначально, однако, Геб представлял суровую пустыню, а также пахотную землю Египта. В то время как в более поздних мифах говорилось, что он создал пустыню как барьер для безопасности Египта, в более ранних легендах иногда утверждалось, что он сам был связан с ее опасностями.
В этой традиции Геб известен как отец змей, а также богов. Иногда его изображают с человеческим телом и головой змеи, чтобы представить эту связь.
Однако чаще Геб рассматривался как символ плодородия земли. Ячмень вырос из его ребер и потянулся вверх к жене.
Как бог плодородной земли, египтяне верили, что он представляет земли, в которых они жили. Роль Геба как бога долины Нила была показана в том, как он разделил себя между своими наследниками.
После смерти Осируса Гор и Сет спорили о том, кто унаследует его трон. В то время как в некоторых легендах Гор наголову победил Сета, в других говорилось, что вмешался Геб и разделил Верхний и Нижний Египет между двумя богами.
Египет в целом иногда называли Домом Геба в знак признания как его положения как самой земли, так и родоначальника царской власти.
Моя современная интерпретация
Египет был одним из немногих древних обществ, представлявших землю в мужской форме.
Чаще всего земля воспринималась как женская. То, что вырастало из него, уподоблялось ребенку, растущему внутри своей матери, и питательные аспекты земных продуктов также связывали его с материнством.
ОднакоГеб представлял собой переворот этого стандартного архетипа. Это может быть потому, что он считался активной фигурой во многих других аспектах земли, чем традиционная богиня-мать.
Хотя он кормил жителей Египта и использовал землю для их безопасности, Геб не обязательно был защитным и заботливым божеством. Многие стихийные бедствия, приписываемые второстепенным богам в других религиях, были результатом действий Геба по отношению к египтянам.
Его смех, например, вызывал землетрясения. Он мог вызывать засухи по своему желанию, ограничивая собственную растительную природу.
Эти действия не были результатом злого умысла или гнева, как это иногда изображалось в других традициях. Вместо этого Геб вызвал эти события, потому что мало интересовался делами человечества.
Землетрясения, засухи и другие земные бедствия происходили не из-за неудовольствия Геба, на самом деле землетрясения случались, когда он был наиболее счастлив, а потому, что люди, пострадавшие от таких событий, были просто ниже его внимания.
Это равнодушие, вероятно, является причиной того, что Геб никогда не посвящал храм в его честь в Гелиополе. Хотя он был одним из важных богов Эннеады, люди считали, что нет причин обращаться к нему напрямую, потому что он так мало заботился о них.
Помимо представления некоторых опасностей, Геб также представлял сам ландшафт земли. В отличие от некоторых других земных божеств, Геб сформировал форму земли, а не добавил ему ее черты другими способами.
В греческой мифологии, например, многие горы образовались, когда боги швыряли камни в своих врагов или заключали их в тюрьму под поверхностью Геи. Они не были частью ее существа, а добавлялись к ее форме.
Геб олицетворял ландшафт, а также плодородие земли. Он полулежал с согнутым коленом и раскинутыми конечностями, которые создавали горы, холмы, долины и другие черты земли.
Как олицетворение пустынного пейзажа, Геб ассоциировался со смертью так же, как и с жизнью.
Тела умерших не закапывали в плодородную землю, чтобы впоследствии обновить ее, как это было в большинстве других культур. Вместо этого египтяне хоронили своих умерших в суровой пустыне, где они оставались навечно.
Геб держал мертвых в себе на неопределенный срок. В некоторых традициях он считался психопомпом, который помогал направлять души этих умерших людей к их конечному пункту назначения.
Однако египтяне считали, что для достижения загробной жизни тело должно оставаться неповрежденным. В то время как пустыня хранила тела, она также могла их обнаружить.
Движущиеся пески и сейсмическая активность могут привести к обнаружению тел в пустыне. Обнажение тела, известное как «Геб, открывающий пасть», можно было рассматривать как знак того, что мертвый человек был признан недостойным.
Геб также мог заключать в себе души умерших и не давать им двигаться дальше. Это наказание было одной из самых страшных сил бога.
Из-за того, что Геб сыграл так много ролей, он не вписывался в образ божества плодородия, олицетворявшего землю во многих других культурах. Хотя он представлял плодородную землю, Геб также представлял царскую власть, страну, смерть и стихийные бедствия.
Вкратце
В египетской мифологии Геб был богом земли. Его вера была сосредоточена вокруг Гелиополя, где он стал частью бога-создателя Эннеады.
Геб и его сестра, богиня неба Нут, были детьми изначального бога воздуха и его супруги. Сильно привязанные друг к другу, у них было четверо детей, прежде чем их отец смог встать между ними.
Сын Геба Осирус стал первым царем земли, которую олицетворял его отец. Египет был домом Геба, и цари помнили его родословную во время своего правления.
В то время как зеленая, покрытая зерном кожа Геба указывала на то, что он бог плодородия земли, египтяне считали, что он играл много других ролей.
Он представлял весь пейзаж. Контуры его тела создавали горы и долины земли.
Он мог создавать катастрофы, не задумываясь о том, как они повлияют на человечество. Землетрясения, например, были вызваны его смехом.
Геб был также пустыней, суровым местом, где хранились мертвые Египта. Он мог обнимать, ловить или изгонять мертвые тела.
Несмотря на то, что он был важным богом в египетской мысли, Геб не имел собственного храма или основного культа. В отличие от архетипа Матери-Земли, человечество считало его настолько незаинтересованным и незатронутым, что они не видели особого смысла обращаться к нему до самой смерти.
9
АКЦИИ
Египетский бог Геб
Для древних египтян Геб был богом и олицетворением земли. Он был необычен, потому что был земным божеством мужского пола, в то время как в большинстве древних культур земля считалась женщиной.
Поклонение Гебу было широко распространено и о нем сложились различные легенды, поэтому он часто изображается в египетских настенных рисунках.
Имена
© kairoinfo4u — Геб (слева) с Гором
В мифах Древнего Египта упоминается несколько имен Геб. Имя «Геб» является наиболее распространенным написанием имени этого бога, другие варианты написания включают:
- Кеб
- Сб
- Кеб
В писаниях Древнего Египта существует несколько различных названий имени Геб. Один из них Kenkenwer , что означает «великий хохотун» . Это название связано с верованием египтян, что смех Геба вызывает землетрясения.
Два других титула произошли от того факта, что Геб стал отцом богов Осириса:
- Глава богов
- Отец богов
Роли
Некоторые роли Геба в египетской мифологии относятся к его положению отца богов Осириса . Эта позиция заставила греков отождествить Геба со своим богом Кроносом. Геб был третьим божественным правителем богов, а также считался вождем племени. Фараоны утверждали, что Геб был их предком, а источники называют их трон «троном Геба». Египет также называли «дом Геба» .
Другая роль Геба связана с его положением бога земли. У него была важная функция на пути египетской души к загробной жизни. После погребения мертвых египтяне верили, что Геб играет роль в путешествии души. Он присутствовал на церемонии, где боги взвешивали сердце мертвого человека. Если судьи решали, что человек был праведником, Геб выпускал душу из земли , чтобы продолжить свое путешествие.
Семья
- Отец: Шу, бог воздуха
- Мать: Тефнут, богиня дождя и влаги
- Сестра/Жена: Нут, богиня неба
- Сын: Осирис, бог смерти и воскресения
- Сын: Сет, бог зла и тьмы
- Сын/Внук: Гор, бог солнца, неба и царствования
- Дочь: Исида, богиня брака и мудрости
- Дочь: Нефтис, богиня смерти, тьмы и разложения
Легенды о происхождении Гора, называют его сыном Нут и Геба или Исиды и Осириса. По этой причине Гор является сыном Геба, а также его внуком. В некоторых мифах говорится, что Ра был отцом Геба, а Шу был его братом.
Геб (со змеиной головой) и Нут
Поклонение
Египтологи нашли храмы, посвященные Гебу, в нескольких областях Египта. Гелиополь был центром поклонения Гебу, и местные жрецы считали Геба отцом солнца . Они верили, что он и Нут отложили космическое яйцо, содержащее солнце.
Легенды
В начале времен у египетского бога Шу и его супруги Тефнут родились близнецы. Геб был переплетен с Нут при его рождении, и со временем они, казалось, слились воедино. Ра приказал Шу разлучить своих детей, поэтому он толкнул Нут в небо и поставил ноги на Геба. Разлука с Нут опустошила Геба, он заплакал и его слезы наполнили океаны и моря . Эта легенда объясняла, как образовались небо, земля и моря.
Другая легенда повествует о том, как урей (кобра, изображенная на лицевой стороне некоторых египетских корон) укусил Геба и вызвал у него лихорадку. Ра исцелил Геба, и после выздоровления он отрекся от престола и разделил Египет. Гор стал правителем севера, а Сет правил югом. Геб стал одним из божеств, которые плыли на солнечной лодке Ра.
Изображения
Главным символом, связанным с Гебом, является гусь, что происходит от его титула «Великий кудахтающий». Это также связано с легендами о том, что Геб отложил яйцо, в котором было солнце. В художественных изображениях у Геба часто на короне или головном уборе изображен гусь. Иероглиф для гуся также является частью его имени.
Иногда Геб — это человек, который стоит или сидит с анкхом в одной руке и посохом в другой . Посох имеет стилизованное изображение головы Сета вверху и два зубца внизу. Корона Геб меняет в зависимости от образа. Он носит несколько корон:
- Белая корона севера
- Красная корона юга
- Корона или головной убор Atef. Корона Atef имеет небольшой солнечный диск наверху с перьями по бокам диска.