Где жил есенин: где жил, работал мясником и где влюбился в Айседору Дункан — Обзоры рынка недвижимости в интернет-журнале МИР КВАРТИР

Содержание

С.А. Есенин: музеи, памятные места

Великие люди оставляют след не только в истории, но и на географических картах. Города и села, в которых бывал талантливый поэт, как и его лиричные стихи, очень популярны у туристов. В есенинские места приезжают с экскурсией или самостоятельно. Ценители русской поэзии узнают здесь о малоизвестных фактах из жизни Есенина, получают вдохновение, заряд душевной теплоты и большой творческий импульс.

Содержание:

Содержание:

  1. Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в Константиново
  2. Музей «Второклассная церковно-приходская школа» в Спас-Клепиках
  3. Музей Сергея Есенина в Москве
  4. Есенинский культурный центр в Москве
  5. Музей Сергея Есенина в Вязьме
  6. Памятный камень на месте церкви Кирики-Улиты
  7. Бывший книжный магазин «Московской артели художников слова»
  8. Дом Айседоры Дункан
  9. Станция-музей «Дивово»
  10. Квартира Есенина и Мариенгофа в Москве
  11. Гостиница «Англетер»

Кроме России, Сергей Есенин путешествовал по Европе и США, но самые известные строки поэт посвятил стране, в которой родился и вырос. Есенин ушел из жизни рано, в возрасте 30 лет, оставив потомкам настоящее сокровище – замечательные стихотворения о любви, своей родине и русской природе.

Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в Константиново

Усадьба родителей С.А. Есенина в селе Константиново

Место, где родился поэт, имеет особое значение для любителей его стихов. В селе Константиново, на живописном правобережье Оки создан большой музейный комплекс. Главное место в нем занимает крестьянская усадьба родителей Есенина. Оригинальный дом сгорел во время пожара в 1922 году, и вместо него построили копию деревянной избы. Рядом находятся подлинный амбар и бронзовый памятник поэту.

В Константиново можно увидеть красивый Казанский храм, где венчались родители Сергея Есенина и крестили поэта. В бывшем господском доме Л. Кашиной устроена экспозиция, которая рассказывает о поэме «Анна Снегина». В здании земской школы стоят деревянные парты с чернильницами, а на стене висит старая грифельная доска.

Музей «Второклассная церковно-приходская школа» в Спас-Клепиках

Вид на здание музея «Второклассная церковно-приходская школа» в Спас-Клепиках

В возрасте 14 лет Есенин приехал в Спас-Клепики и поступил в учебное заведение, готовившее учителей для церковно-приходских школ. Преподаватель русской словесности, чистописания и церковного чтения Е.М. Хитров первым заметил поэтический дар Есенина. Он всячески опекал юношу и дал ему немало ценных советов.

В небольшом городке на Рязанской Мещере бережно хранят наследие Есенина. В здании «учительной школы» создан интересный музей. Внизу воссозданы кухня и комнаты преподавателей. На втором этаже стоит деревянная парта, где сидел будущий поэт. Школьное общежитие воспроизводит обстановку, в которой жили юноши, а стены выставочного зала украшают работы талантливых художников из Рязани и Москвы.

Музей Сергея Есенина в Москве

Статья: Московский государственный музей С. А. Есенина – столичная жизнь поэта

Вид на здание музея Сергея Есенина в Москве

В двухэтажном доме, в центре российской столицы, долгое время жил отец Есенина – Александр Никитич. Сам поэт провел здесь 7 лет своей московской жизни. Здание сильно пострадало во время пожаров, поэтому в 1992 году его заново отстроили из кирпича и обшили деревом.

Музей был открыт в 1995 году, к 100-летию поэта. Площадь экспозиции невелика – всего 70 кв. м. В одной из комнат воссоздана московская квартира Есенина. Здесь выставлены старая мебель и предметы обихода, рукописи, письма и фотографии, которые принадлежали поэту. Зал используется для лекций, киносеансов, интерактивных занятий, творческих вечеров, мастер-классов, концертов и выставок.

Есенинский культурный центр в Москве

Квартира (музей) Анны Романовны Изрядновой первой супруги С.А. Есенина

Необычная экспозиция о Сергее Александровиче Есенине была создана, благодаря энтузиазму народного артиста России Сергея Петровича Никоненко. Камерный музей открыли в 1994 году на квартире, где жила первая жена поэта Анна Романовна Изряднова и сын Есенина – Георгий. В 1938-1939 годах в доме в переулке Сивцев Вражек также жила мать поэта Татьяна Федоровна.

Небольшие по размеру комнаты бывшей московской коммуналки хранят раритетные вещи и мебель начала прошлого века, фотопортреты и прижизненные издания стихов С. А. Есенина. Для посетителей Есенинского центра проводятся интересные экскурсии, спектакли, выставки, костюмированные балы, перфомансы и поэтические концерты.

Музей Сергея Есенина в Вязьме

Экспонаты музея С.А. Есенина в Вязьме

Частный музей Есенина на Смоленщине отличается особой теплотой и домашней атмосферой. Он был создан в 1986 году местным жителем Павлом Никифоровичем Пропаловым. Экспонаты о детстве поэта, московском периоде жизни Есенина, творчестве имажинистов и последних годах жизни поэта размещены в скромной коммунальной квартире.

В провинциальном музее в Вязьме хранится богатая литературная коллекция – стихи и книги о Есенине. На полках и витринах можно увидеть редкие прижизненные издания, фотографию Айседоры Дункан с автографом американской танцовщицы, иконы и издания Библии начала XX века, денежные знаки и награды Первой мировой войны.

Памятный камень на месте церкви Кирики-Улиты

Памятный камень на месте церкви Кирики-Улиты где венчался С.А. Есенин с Зинаидой Райх

Знаменитый поэт оставил следы в Вологодской области России. С середины XVIII столетия в небольшой деревне, в 17 км от Вологды стояла однокупольная одноэтажная церковь в честь святых Кирика и Иулитты. Летом 1917 года под ее сводами прошло венчание 22-летнего Сергей Есенина и 23-летней Зинаиды Райх.

К сожалению, старинный храм не сохранился, но на его месте установлен большой камень с памятной табличкой. Деревня Кирики-Улиты находится в холмистой, полузаброшенной местности. Проезжей дороги сюда нет. Неподалеку раскинулось живописное урочище, которое называют «Вологодской Швейцарией».

Бывший книжный магазин «Московской артели художников слова»

Бывший книжный магазин в котором часто стоял за прилавком С.А. Есенин

Первые стихи Есенина были опубликованы в московских журналах в 1914 году. Спустя пять лет поэт вместе с друзьями имажинистами решил организовать в Москве собственный книжный магазин. Помещения для него нашлось рядом с консерваторией, на улице Никитская, дом № 15. Патент Московского совета на открытие книжной лавки подписал Лев Каменев.

«Трудовая артель художников слова» имела собственное издательство. На полках небольшого магазина можно было увидеть стихи Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа и других членов поэтического кружка. Днем Есенин сам стоял за прилавком и продавал посетителям книги. Зимой, когда было нечем топить, поэт работал в пальто. В книжном магазине Есенин читал свои стихи и написал несколько новых стихотворений.

Дом Айседоры Дункан

Вид на дом Айседоры Дункан

Особняк на улице Пречистенка – настоящий московской старожил! Он был возведен в конце XVIII века и перестроен после большого пожара 1812 года. Когда в стране произошла революция, хозяева особняка эмигрировали в Европу. В 1920-е годы в страну пригласили американскую танцовщицу Айседору Дункан, и она поселилась в старинном доме с красивыми лепными фасадами. Дункан прожила здесь с 1921 по 1924 год, обучая свободному танцу юных жительниц города.

Осенью 1921 года Сергей Есенин и Айседора Дункан познакомились в Москве и приехали в дом на Пречистенке. Поэт был на 18 лет младше известной танцовщицы, совершенно не знал английского языка, но это не помешало их бурному роману. Вскоре влюбленные поженились. Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе и Америке, а в 1923 году вернулся в Россию.

Станция-музей «Дивово»

Памятник С.А. Есенина на фоне станции-музея «Дивово»

Железнодорожная станция в Рыбновском районе Рязанской области находится ближе всего к родине поэта – селу Константиново. В 1912 году семнадцатилетний Есенин сел здесь на поезд и отправился «покорять» Москву. В память о знаменитом земляке перед вокзалом в Дивово был установлен памятник поэту.

На станции создана небольшая постоянная выставка, которая посвящена Сергею Есенину. Почти все экспонаты попали сюда из Константиновского музея. В витринах можно увидеть железнодорожные фуражки, расписание поездов начала прошлого века, блестящий самовар, кухонную утварь, старые фотографии, карты и документы.

Квартира Есенина и Мариенгофа в Москве

Вид на дом № 5 стр. 9 по Петровскому переулку в нём находится квартира в которой жили Есенин и Мариенгоф

В Петровском переулке столицы находится дом, о жильцах которого известно больше, чем о его владельцах. С 1918 по 1923 год Сергей Александрович Есенин жил здесь у своего друга – поэта-имажиниста Анатолия Борисовича Мариенгофа. На двери их квартиры красовалась табличка: «Поэты работают. Посетителей просят не беспокоить».

Быт друзей был незатейлив. Молодые люди занимали три небольших комнаты. В доме не работало паровое отопление. Зимой было очень холодно, но хозяин квартиры помогал Есенину и Мариенгофу с каменным углем. Сейчас в здании размещается детский театр, а на фасаде висит мемориальная доска с барельефом.

Гостиница «Англетер»

Вид на гостиницу «Англетер»

Один из старейших отелей Санкт-Петербурга был открыт в 1876 году в доходном доме начала XIX века. В этой гостинице оборвалась жизнь молодого поэта. 23 декабря 1925 года он приехал в город на Неве и остановился в «Англетере». Через 5 дней Есенина нашли повешенным в номере.

Могила Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище

Поэта похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Литературоведы и историки до сих пор спорят о том, что на самом деле произошло. Одни уверены в заказном убийстве, а другие отстаивают версию, что поэт сам свел счеты с жизнью. В наши дни восстановленная гостиница составляет единый комплекс с расположенным рядом отелем «Астория». На фасаде висит памятная табличка, посвященная Сергею Есенину.

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

А. С. Пушкин

А. М. Горький

К. Э. Циолковский

Ф. М. Достоевский

В. П. Чкалов

Л. Н. Толстой

В. В. Маяковский

П. С. Нахимов

Москва Сергея Есенина

Москва Сергея Есенина

К юбилею Сергея Есенина: 125 лет со дня рождения Поэта

Куратор выставки — историк Анна Эспарса

Документальный цикл «Москва Сергея Есенина»

I. Сергей Есенин. Первый московский адрес и бегство от семейной жизни

В 1912 году юный Сергей Есенин приезжает в Москву, в дом своего отца Александра. Поначалу ему приходится работать в мясной лавке, а после находит занятие по душе — в типографии Сытина, где он знакомится со своей первой гражданской супругой Анной Изрядновой. Кроме любви, Москва дарит новых друзей и первое изданное стихотворение.

Историк Анна Эспарса рассказывает о первых годах жизни поэта в Москве, раннем творчестве, первом гражданском браке и о том, как разбилось о быт семейное счастье Сергея Есенина и Анны Изрядновой.

II. Сергей Есенин. Тайны Cуриковского кружка. Мечты о столице

В 1913 году поэт Сергей Есенин знакомится с участниками знаменитого Суриковского литературно-музыкального кружка. Он ищет свой образ и стиль, выпускает журнал «Друг народа», становится интересен декадентской московской публике как перформер.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, как складывалась жизнь поэта в первые московские годы. О чем мечтал Сергей Есенин в этот период? Почему хотел сбежать в Петербург? И что же «шептала» Москва о молодом поэте Есенине?..

III. Сергей Есенин. «Стойло Пегаса» и прочий имажинизм

Революцию 1917 года Сергей Есенин восторженно встретил в Петрограде. Именно здесь поэт получил похвалу и поддержку Александра Блока, покорил гостей салона Зинаиды Гиппиус и саму хозяйку — «белую Дьяволицу».

В 1918 году Есенин возвращается в «опьяненную» Революцией Москву. Теперь поэт стремится к всемирной славе. В Москве начинается новый этап в его творчестве — переход к имажинизму.

О встречах на Тверской в «Стойле Пегаса», селебрити Серебряного века, о переходе от «рязанского Леля» к столичному денди, а также об имажинизме Есенина рассказывает историк Анна Эспарса.

IV. Сергей Есенин. Любовь к Айседоре и свадьба на первой встрече

Эта история любви потрясла весь мир 1920-х гг. XX века. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан стала подарком судьбы, навсегда изменившим жизнь Сергея Есенина.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, где и при каких обстоятельствах поэт познакомился с Айседорой, когда она стала его женой, что было в их совместных поездках по Европе и США, а также о причинах расставания всемирно известной Айседоры Дункан и выдающегося русского поэта.

V. Сергей Есенин. Поэт и смерть. Задушенный советской властью

В августе 1923 года Сергей Есенин возвращается в Москву. Москву, пугающую отношением к поэту и его заграничной жизни. Страна изменилась: новому правительству нужны другие поэты. Подавленность и депрессия, уголовные дела и обвинение в антисемитизме — жизнь Есенина вновь, теперь безвозвратно изменится.

Историк Анна Эспарса рассказывает о последних циклах стихов, боли Есенина по ушедшему времени, раскаянию поэта перед первой московской гражданской женой Анной Изрядновой. Трагедия в гостинице «Англетер» — 28 декабря 1925 года и последний «московский адрес» — под вязами, как и предсказано в «Москве кабацкой».

В XIX веке появилась популярная поговорка-присказка: «В Москве литераторы проживаются, а в Петербурге — наживаются». Москва для Сергея Есенина — город как поэтический образ, метафорическое пространство, в котором рождён и сформирован народный характер. «Московская Русь» объединяет Европу и Азию, искупление и грех, многовековую историю и революционную «красную Столицу». Сергей Есенин, пожалуй, самый московский поэт XX века. Слова Цветаевой звучат как аксиома:

«Гений даёт имя эпохе». Есенин, безусловно, даёт новое поэтическое имя Москве.

Пролетарский оркестр на Красной площади

Из немецкого альбома фотогравюр «MOSKAU» 1928 г.

В конце июля 1912 года Сергей Есенин выехал из родного села Константиново Рязанской губернии в Москву. Первый московский адрес — Большой Строченовский переулок, дом 24. Здесь жил отец поэта, а Сергей летом 1911 года уже гостил в его московской квартире и даже прикупил 25 книг. Есенин к 16-ти годам успел дважды влюбиться, написать от руки две тетради собственных стихотворений и окончить Спас-Клепиковскую учительскую школу, получив «звание учителя школы грамоты».

Сергей Есенин с отцом, Александром Есениным (слева), и дядей, Иваном Есениным (справа)

Фотография от 13 июля 1913 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Дом № 24 по Большому Строченовскому переулку — первое место жительства поэта в Москве

Картина художника З.П. Миронова

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сейчас в здании находится Московский государственный музей С.А. Есенина

Портрет Сергея Есенина, 1913 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

В Москве Есенин поступил в контору владельца мясной лавки купца Крылова, где приказчиком работал его отец, Александр Никитич. Но вскоре поэт устроился в контору книготоргового товарищества «Культура», а весной 1913 года — в типографию товарищества Сытина. В доме № 71-73 по Пятницкой улице печатали каждую четвёртую книгу в Москве. Это огромное производство было оборудовано с учётом всех последних технологий книгопечатания. Именно здесь молодой поэт Есенин получил должность подчитчика (помощник корректора).

Сергей Есенин на занятиях кружка самообразования работников типографии «Товарищества И.Д. Сытина», 1914 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

В этом здании он познакомился со своей первой женой — корректором Анной Изрядновой. Эта встреча вполне отражала характер «нового времени». Анна Изряднова — прогрессивная московская барышня начала XX века: сама зарабатывает на жизнь, посещает лекции, участвует в митингах, влюбляется в модных поэтов. Анна Изряднова старше Сергея Есенина на 4 года, брак заключён также «по моде» — гражданский («без венчания и нудни попов» — цитата из переписки молодожёнов).

Книжный магазин «Товарищества И.Д. Сытина»

Фотография начала XX века

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Портрет Анны Изрядновой, 1910-е гг.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сергей и Анна вместе посещают Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (Миусская площадь, дом 6), где слушают лекции по философии, истории, психологии и социологии.

Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского.

Фотография начала XX века

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

В это же время Есенин поступает в типографию Чернышёва-Кобелькова и «возвышается до должности корректора». 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, назвали Юрием. К этому моменту супруги уже не жили вместе. В «Воспоминаниях» Анны Изрядновой, изданных в 1965 году, есть рассказ о том, как произошло расставание. Летом 1914 года Есенин спешно оставил работу и уехал в Крым один. В Ялте он настолько «истратился», что не имел ни рубля для возвращения в Москву. Беременной жене пришлось срочно собирать деньги для возвращения поэта. По возвращении Есенин уехал жить к товарищам, но с Анной сохранил дружбу до конца жизни (более того, накануне роковой поездки в Ленинград он был у Изрядновой и жёг свои дневники).

Анна Изряднова преданно любила поэта, ни разу не упрекнув в разрыве. Говорила только: «Сергей был гениально расточителен и непрактичен. Жалование и гонорары тратил разом на книги, журналы, нисколько не думая, как жить…».

Во время брака с Изрядновой происходит одно из важнейших событий в творческой судьбы поэта — в январе 1914 года в первом номере детского журнала «Мирок» опубликовано есенинское стихотворение «Берёза». Оно было подписано по-есенински «скромно» — «Аристон» (в переводе с греческого означает «самый лучший»).

Обложка московского журнала «Мирок», № 1 – январь 1914 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сергей Есенин. Выкадрированный портрет с фотографии 1918–1919 гг.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

В этот период Есенин участвует в собраниях Суриковского литературно-музыкального кружка и становится одним из организаторов журнала суриковцев «Друг народа».

Своего помещения суриковцы не имели: собирались на частных квартирах и в московских трактирах. Несколько поэтических встреч прошло в доме по адресу: переулок Чернышевского, дом 4. Здание было построено в 1905 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера на территории усадьбы Мейера. Хозяйка дома покровительствовала «новому искусству» и любезно приглашала Суриковский литературно-музыкальный кружок проводить свои собрания во флигеле усадьбы.

Муляж журнала «Друг народа», 2015 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Московская городская усадьба Константина Мейера в переулке Чернышевского, дом №4 (современный вид).

Сейчас в здании находится музейный комплекс «Есенин-Центр»

В это время Сергей Есенин ищет не только поэтический язык, но и свой образ. Каждое появление молодого поэта сопровождают восторженные пересуды: то Есенин явится в костюме пастушка Леля (шёлковая синяя рубаха, бархатные шаровары и сапожки), то наденет узкие лакированные туфли, фрак и прихватит блестящий цилиндр с тростью. Московская публика взволнованно следила за каждым новым адресом «мальчика с золотой копной волос».

Рубашка-косоворотка, принадлежавшая Сергею Есенину

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Утвердившись в Москве, молодой поэт весной 1915 года едет со своими стихами в Петроград. Стоит сказать, что намерение уехать в столицу появилось у Есенина ещё в 1913 году: «Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга» (из письма другу, осень 1913 года).

Санкт-Петербург (Петроград в 1914–1924 гг.) на открытке начала XX в.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сергей Есенин был против деления своего творчества на периоды. В статье «Ключи Марии» он пишет: «Человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты».

Сергей Есенин «Ключи Марии», 1918 г.

Обложка издания «Московской Трудовой артели Художников Слова», 1920 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Но всё же возвращение из Петрограда в Москву определило совершенно новый этап в творчестве и личной жизни поэта.

Портрет Александра Блока, 1984 г.

Автолитография художника Анатолия Давыдова

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Записка Сергея Есенина к поэту Александру Блоку, 9 марта 1915 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906 г.

Художник Лев Бакст

Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В Петрограде Есенин влюбил в свои стихи Александра Блока, очаровал декадентский салон Зинаиды Гиппиус и восторженно встретил Революцию стихотворением:

Разбуди меня завтра рано,
О, моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

(1917 год)

Рукопись стихотворения «Разбуди меня завтра рано…»

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Плакат «Заем свободы», 1917 г.

Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Плакат «К миру и социализму во имя братства народов», 1917 г.

Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Манифестация женщин и детей в Петрограде в дни Февральской революции, 1917 г.

Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Продажа газеты «Правда» на Дворцовой площади, 1917 г.

Из собрания Государственного центрального музея современной истории России

Революционная романтика позже сменится холодной критикой наступившего времени:

Пустая забава!
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен…

(фрагмент поэмы
«Страна Негодяев»,
1922–1923 гг.)

С. Коненков. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»

Но в 1918 году Есенин возвращается в Москву окрыленный своим успехом в новой, революционно новой жизни. Меняется настроение поэта — он увлечен теперь не поэтикой русской деревни — он жаждет всего мира, интернациональной славы!

Обложка книги Сергея Есенина «Исус-младенец»

Издательство «Артель художников «Сегодня»»

Из собрания Московского государственного музея С. А. Есенина

Портрет Сергея Есенина, 1918 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Обложка коллективного сборника «Красный звон» с участием Сергея Есенина

Издательство «Революционная мысль», Петроград, 1918 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Популярное литературное направление имажинизм (от латинского «Imago» — образ) восходит к англоязычной поэтической школе (Томас Эрнест Хьюм, Эзра Паунд, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон). Основное выразительное средство имажинистов — метафора, игра с образами, неразрывная двусмысленность каждого из сущностных понятий. Знакомство с имажинистами в России случилось благодаря статье Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы» (сборник «Стрелец», 1915 год). Эта статья и переводы английской поэзии имажинизма стали практическим манифестом для двух друзей — Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа.

Поэты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф, 1919 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Рукопись Анатолия Мариенгофа стихотворения «Утихни друг…» с посвящением Сергею Есенину, 1920 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Поэты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф, 1920 г.

Декларация имажинистов, под которой они подписались, была опубликована 30 января 1919 года. Количество книг, издаваемых имажинистами в собственных издательствах («Имажинисты», «Чихи-Пихи», «Орднас»), увеличивалось с каждым годом: в 1919 году — около десяти изданий, в 1920-м — около двадцати, в 1921-м — свыше тридцати.

Обложка книги Василия Львова-Рогачевского «Имажинисты и его образоносцы»

Издательство «Орднас», 1921 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Переизданный сборник Сергея Есенина «Преображение»

Издательство «Имажинисты», 1921 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Обложка сборника «Имажинисты»

Издательство «Имажинисты», 1921 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Они захватили власть в «кафейной» Москве (сначала утвердились в «Домино», затем основали свое «Стойло Пегаса»), покорили залы Политехнического музея и Консерватории.

Афиша вечера Всероссийского союза поэтов «Поэзия наших дней» в Политехническом музее

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сергей Есенин писал об этом времени: «Слагая два противоположных явления через сходственность, в движении наша образность родила метафору:

Луна — заяц,
Звёзды — заячьи следы…»

Обложка сборника имажинистов «Конница бурь» с участием Сергея Есенина

Издание «Московской Трудовой артели Художников Слова», 1920 г.

Из собрания Московского государственного музея С. А. Есенина

Страница из коллективного сборника «Золотой кипяток», 1921 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Поэт Велимир Хлебников о московской жизни имажинистов писал в апреле 1920 года:

Москвы колымага,
В ней два имаго.
Голгофа Мариенгофа.
Город распорот.
Воскресение Есенина.
Господи, отелись
В шубе из лис!

(опубликовано в журнале «Харчевня зорь»)

Поэты Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Велимир Хлебников, 1920 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Портрет Сергея Есенина, 1921 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Как известно, каждая счастливая встреча готовится в нашем сознании задолго до её наступления. Сергей Есенин, сменив деревенскую расписную рубаху на фрак и цилиндр, простонародные частушки на сложную метафорику имажинизма, ждал её — «мировой L’etoile».

Цилиндр мужской. Начало XX в.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Художник Георгий Якулов, поэты Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин, 1919 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

3 октября 1921 года поэт Сергей Есенин и танцовщица Айседора Дункан познакомились в мастерской художника Георгия Якулова по адресу Большая Садовая, дом 10, квартира 38. Что примечательно, в этом же доме находилась «нехорошая квартира» писателя Михаила Булгакова.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

В первый вечер Есенин читал свои стихи:

— Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое пристало,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта…
—-
…Я сегодня снесся, как курица,
Золотым словесным яйцом…
…И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли, –
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли…

Ирма Дункан, Айседора Дункан и Сергей Есенин, 1922 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Спустя полгода после первого свидания Айседора Дункан увезла своего названного мужа — поэта Сергея Есенина — в долгое путешествие (Германия, Бельгия, Франция, Италия, США), которое составило его мировую славу.

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сергей Есенин на пляже. Венеция, Лидо, 1922 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Сергей Есенин и Айседора Дункан на пляже. Венеция, Лидо, 1922 г.

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Спустя два года супруги расстались, но, вероятно, эта история любви позже натолкнула поэта на проникновенные строчки:

Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь».
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык.
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

Портрет Айседоры Дункан

Литография художника C. Vupon

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Пробный оттиск обложки к неопубликованному изданию сборника Сергея Есенина «Москва кабацкая».

— Москва, 1928 г.

В цикле «Москва кабацкая» есть строчка: «На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне Бог». Умирать Есенин и, правда, начал после возвращения в новую столицу Советской России. Организованная травля Есенина (на поэта было заведено 13 уголовных дел) подорвала его здоровье. Каждый день выходили статьи, обвиняющие Есенина в отсталости, пьянстве, аморальной жизни, не достойной советского поэта.

Свой последний день (27 декабря 1925 года) Сергей Есенин провёл в Ленинграде, где остановился в №5 гостиницы «Англетер». Последнее стихотворение было буквально написано кровью:

До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,
без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Последний портрет Сергея Есенина: «Набросок головы поэта, лежащего на смертном одре», 28 декабря 1925 г.

Художник Василий Сварог

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Рукопись стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья …»

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

После гражданской панихиды в доме Союза поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву 29 декабря. В Доме печати было устроено прощание с участием родственников и друзей мертвого поэта.

Прощание с Сергеем Есениным

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Последний московский адрес, как и пророчил в «Москве кабацкой», — могила под вязами, Ваганьковское кладбище. Похороны состоялись в последний день 1925 года.

Памятник под вязами на могиле Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С. А. Есенина»

Директор — Светлана Николаевна Шетракова


Над проектом работали:

Куратор выставки — Анна Эспарса

Подбор материала — Александра Шетракова

Редактор — Наталья Орлова

Техническая реализация — Георгий Баранов

60 интересных фактов из жизни Сергея Есенина * Факты

Важные факты из жизни Есенина в школе не рассказывают. Несмотря на свою короткую жизнь, этот писатель успел многое сделать для народа и завоевать популярность. Сергей Александрович Есенин был талантливым литератором 20 века. До сих пор не все знают, что ускорило смерть этого человека.

1. Сергей Александрович Есенин был крестьянским бунтовщиком.

2. У Есенина было 2 сестры: Шура и Катя. Особенно трепетно ​​относился он к Шуре, разница с которой была в 16 лет. Он называл ее Шуренко и Шуревной.

3. Есенин мог окончить церковную школу и стать учителем, но такие перспективы его не устраивали.

4. Есенин занимался самообразованием.

5. Стихотворение с названием «Березка» было опубликовано Сергеем Александровичем Есениным под псевдонимом «Арестон».

6. Сергей Есенин любил выпить.

7. У Есенина был внебрачный сын.

8.В момент смерти Есенина его тело было найдено повешенным в гостинице. И до сих пор не ясно, был ли он убит или покончил жизнь самоубийством.

9. Первые стихи Есенина были опубликованы в 1914 году в журнале под названием «Мирок».

10. Первый сборник стихов этого человека назывался «Радуница».

11. Сергей Александрович Есенин был трижды женат.

12. После окончания школы Есенин пошел работать в мясную лавку.

13. Последней женой Есенина была внучка Льва Толстого — Софья.

14. Вторая жена Сергея Александровича Есенина не умела говорить по-русски, да и сам писатель не знал английского языка. Брак распался через год.

15. На стихи Есенина созданы песни.

16. Есенин, будучи женатым, имел любовные связи на стороне.

17. Когда Есенина нашли повешенным, рядом с ним лежала написанная кровью записка.

18. У Сергея Есенина был свой литературный секретарь Галина Артуровна Бениславская, которая в течение 5 лет вела все литературные дела писателя.

19. Через год после смерти Есенина Бениславская тоже застрелилась на его могиле.

20. К высокому искусству писателя подтолкнул его дед — Федор Андреевич.

21. Есенин впервые начал писать стихи в 9 лет.

22. Сам поэт говорил, что в его жизни было более 3000 женщин.

23.Приходская школа, в которой начал учиться поэт, носила имя Есенина.

24.В годы Первой мировой войны Есенин служил санитаром в военно-полевом поезде.

25. Отношения между Есениным и Маяковским были сложными, потому что каждый из них критиковал друг друга, не стесняясь в выражениях.

26. Некоторое время Сергей Александрович Есенин был вегетарианцем.

27. Есенин боялся заразиться сифилисом и полицию.

28. До самой смерти поэт пролежал в психоневрологическом диспансере.

29. Больше всего из супругов Есенин любил Зинаиду Райх. Именно ее с детьми он посетил незадолго до собственной смерти.

30. Жена Есенина Айседора Дункан была старше Есенина на 18 лет.

31. Похороны Сергея Александровича Есенина были грандиозными. Ни один русский писатель не был похоронен так, как он.

32. Имя Есенин в 2016 году стало самым популярным среди молодежи.

33. Когда Есенину было 2 года, его мать ушла от отца и уехала работать в Рязань.

34. Впервые стихи Есенина были опубликованы в детском журнале.

35. Есенин часто ввязывался в драки.

36. Через 2 года после смерти Есенина его вторая жена Айседора Дункан задушила себя шарфом.

37.Софья Толстая — третья жена Есенина так и не смогла стать его музой.

38. Есенин родился в крестьянской семье.

39. Великий писатель похоронен на Ваганьковском кладбище.

40. Есенин постоянно носил с собой револьвер. Причина тому была следующая: во время плавания на юг России в ходе словесного разбирательства он чуть не был застрелен сотрудником ГПУ Блюмкиным.

41. Однажды в дисциплинарном батальоне Сергей Александрович Есенин отказался писать стихи на заказ императора.

42. Сергей Александрович Есенин познакомился с Зинаидой Райх в редакции газеты «Дело народа».

43. Есенин был довольно ревнивым человеком.

44 В Галине Бениславской Есенин видел только друга, но не женщину.

45 В своих первых поэтических сборниках Сергей Александрович Есенин выступил как тонкий лирик.

46. Считается, что именно алкоголизм Есенина стал основной причиной его ухода из их жизни.

47. Есенин был противником большевиков.

48 В 1924-1925 годах Есенину пришлось жить в Азербайджане. Сегодня в селе Мардакян, где он жил, установлена ​​мемориальная доска и расположен его дом-музей.

49. В газетах появились критические статьи о Есенине и его пьянстве.

50. Есенин с детства не стремился быть рабочим человеком, что отличало его от сверстников.

51. В детстве бабушка постоянно рассказывала Есенину народные сказки.

52. Сергей Александрович Есенин с детства знал, что будет русским писателем.

53. Владимир Маяковский называл Есенина «декоративным мужиком», а его стихи «ожившим ламповым маслом».

54. Сын Есенина Юрий расстрелян по обвинению в покушении на Сталина.

55 В 1915 году Сергей Александрович Есенин решил покинуть Москву, чтобы завоевать Петроград.

56. Спасаясь от московского голода в 1918 году, великий поэт провел время в Туле.

57. Есенин всегда легко относился к случайным любовным связям.

58. Стихи Есенина родились под воздействием алкоголя и достаточно спонтанно.

59. Против Есенина было возбуждено несколько уголовных дел.

60. Сергей Александрович Есенин умер в возрасте 30 лет. www.nytimes .com/1976/05/09/archives/isadora-had-a-taste-for-russian-love-esenin.html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Саймон Карлински

    9
    9 мая 1976 г., стр. эксклюзивная выгода для дома доставка и цифровые подписчики.

    Об архиве

    Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

    Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

    Когда Айседора Дункан вернулась в Соединенные Штаты в октябре 1922 года после своего триумфального выступления в Москве, она привезла с собой безграничный энтузиазм по поводу советской системы и русского мужа, который был почти на два десятилетия моложе ее. Ее возвращение широко освещалось в прессе, поскольку она и ее новый муж Сергей Есенин были ненадолго задержаны иммиграционными властями на острове Эллис по подозрению в том, что они являются «большевистскими агентами». «Вестник» описал Есенина как «суперблондина», «стройного, спортивного телосложения, широкоплечего и с тонкой талией» и «самого веселого большевика, когда-либо пересекавшего Атлантику». The New York World добавила, что Есенин говорил по-французски и был «ребячливым парнем, который выглядит так, будто может стать отличным полузащитником для любой футбольной команды.

    На самом деле Есенин не говорил ни по-французски, ни на каком-либо другом языке, кроме русского. На протяжении всего их недолгого брака он и Дункан общались через переводчиков. Было бы чрезмерным упрощением называть его «большевиком», и во время своего приезда в Америку он был далеко не весел. Он был, вероятно, самым популярным поэтом в России, и его последователи больше походили на утреннего идола или оперного тенора, чем на литературного деятеля. Для Есенина было грубым потрясением узнать, что в Западной Европе и Америке он всего лишь мальчишеский муж знаменитой танцовщицы и что его поэзия неизвестна за пределами России. Его обида привела к пьянству, диким дракам, ломающим мебель в отелях от Парижа до Чикаго, и к неоднократным, получившим широкую огласку избиениям его стареющей, полноватой и обожающей жены (их роман начался, когда пьяный Есенин ударил Дункана на вечеринке после того, как одна из ее московские концерты, пробуждая в ней неожиданную мазохистскую жилку и пробуждая ее аппетит к тому, что она называла «русской любовью», слишком часто выражавшейся в черных глазах, которые ей приходилось прикрывать гримом и фатой).

    Через девять месяцев после свадьбы Есенин бросил Дункан, заявив в интервью: «Я женился [на ней] из-за ее денег и возможности путешествовать». Продолжительность брака была примерно такой же, как у Есенина, связанного с женщинами. Помимо Дункан, он был женат на известной русской актрисе и внучке Льва Толстого, и у него было много детей от разных любовниц. Но он оставил их всех через год cr меньше. После разрыва с Дунканом Есенин вернулся в Россию и встал на путь саморазрушения, который через два года в возрасте тридцати лет привел к самоубийству.

    Архетипический пример жестокого, алкоголичного, обреченного поэта, Есенин был движим серией непримиримых конфликтов любви и ненависти, которые пронизывали все сферы его жизни и сознания: его спутанные чувства по поводу революции, которую он приветствовал и результаты которой он возненавидел; его неоднозначная сексуальность; его смешанное влечение и отвращение к евреям; и его ощущение того, что он предал свое крестьянское наследие в своей более поздней, утонченной и декадентской поэзии.

    Внутренние противоречия поэта теперь умело задокументированы в тщательно проработанной, щедро иллюстрированной биографии экипажа Гордона Маквея, самом подробном и компетентном отчете о жизни Есенина из когда-либо появившихся. Наполненная новыми фактами, обнаруженными Маквеем за 12 лет исследований, большая часть которых находится в секретных советских архивах, книга избегает романтизированного подхода некоторых более ранних работ о Есенине и протыкает многочисленные дыры в образе Есенина как святого крестьянского мудреца и революционера. это стало обязательным в Советском Союзе за последние два десятилетия.

    В 1915 году, когда ему было 20 лет, Сергей Есенин (имя также транскрибируется как Есенин и Есенин) произвел фурор в петербургских литературных кругах своими свежими и лирическими ранними стихами, воспевающими родную рязанскую деревню и озвученными трогательное сострадание к диким и домашним животным, с которыми жестоко обращаются и мучают люди. Его личная красота и обаяние, а также его крестьянское происхождение способствовали его успеху и популярности. Мода на грамотность пейзаннери была запущена несколько раньше Николаем Клюевым (1887-19 гг.).37), блестящего, сильного поэта, в творчестве которого фольклор старообрядческих сект Северной России сочетался с литературной культурой символистского движения, и в котором многие видели подлинного выразителя всего русского крестьянства. Клюев был открытым гомосексуалистом, что было широко распространено в литературных кругах того времени. Есенин стал его учеником, а со временем и любовником.

    В ответ на повальное увлечение крестьянской культурой, Есенин и Клюев прямо из оперы наряжались в фантастические костюмы и наполняли свои стихи и личную речь непонятными словами из отдаленных наречий. Маскарад удался настолько, что привлек к ним внимание императорского двора (последние Романовы, как известно, были слепы к культурному возрождению, ознаменовавшему их царствование, замечая только тех артистов, которые, подобно Есенину и басу Шаляпину, афишировали свои крестьянские корни). . В 1916 Есенин был протеже императрицы Александры, читал свои стихи при ее дворе и собирался посвятить ей свою следующую книгу.

    Не прошло и двух лет, как Есенин поддержал Октябрьскую революцию. Как и другие крестьянские поэты из окружения Клюева, Есенин видел в Ленине нового крестьянского царя, который восстановит патриархальные устои и религиозное благочестие русской деревни и защитит сельскую культуру от угрозы модернизации и вестернизации. Есенин приветствовал Октябрьскую революцию серией причудливых, дальновидных стихотворений, написанных на библейский язык, в которых он уподоблял Россию, рождающую мировую революцию, природе, дающей урожай, корове, производящей теленка, и Деве Марии, рождающей Христа. В равной степени оскорбительные для марксистов и православных христиан, эти стихи, кульминацией которых является утопическая повествовательная поэма «Инония», остаются уникальным поэтическим высказыванием, в котором остатки древнего культа плодородия смешиваются с видением космических революционных перемен.

    Есенину потребовалось несколько лет, чтобы понять, что его взгляд на революцию как на крестьянскую утопию ошибочен. Когда он это сделал, он сменил свою крестьянскую одежду на элегантную западную одежду и присоединился к имажинистам, постреволюционной, модернистской, городской литературной группе. Женитьба на Айседоре Дункан давала ему шанс уйти от советских реалий, но Германия, Франция, Голландия и Америка казались одинаково чуждыми, непонятными и лишенными всякого понимания литературы (что для Есенина означало только русскую литературу). Поэзия Есенина, написанная после его возвращения, скорбит об исчезновении традиционных деревенских нравов и обычаев («Уходящая Россия»), скорбит о скорой кончине собственной молодости и красоты, выражает свою солидарность с алкоголиками и изгоями московского захолустья, которым нравится Есенин не мог найти себе места в послереволюционном обществе («Москва кабацкая»).

    К его чести, книга Гордона Маквея затрагивает важную тему, до сих пор избегаемую биографами Есенина: его сексуальную амбивалентность. Маквей исследует отношения Есенина с Клюевым и приходит к выводу, что Есенин «может быть, поддался давлению среды и обнаружил в себе скрытую бисексуальность». Это указывает в правильном направлении, но не начинает охватывать предмет. Нет ничего «скрытого» в том, что 17-летний Есенин признается Марии Бальзамовой, влюбленной в него молодой женщине, что великой любовью всей его жизни может оказаться либо мужчина, либо женщина; нет ничего «скрытого» и в любовных письмах и стихах, которыми обменивались Есенин и Клюев. «Давление среды» не может объяснить повторяющиеся близкие отношения Есенина с мужчинами, которые были либо гомосексуалистами, либо имели бисексуальные эпизоды в своей жизни (Городецкий, Рюрик Ивнев и Леонид Каннегисер, и это лишь некоторые из них) или его широко засвидетельствованную привычку делить с ним постель. со своими друзьями-мужчинами. Чередующееся влечение Есенина к гомосексуализму и его отвращение к нему (поразительно проиллюстрированное в недавних мемуарах Николая Набокова «Багаж») вполне могли способствовать его алкоголизму и самоубийству. Его избитые и брошенные жены и любовницы, кажется, были главными жертвами неспособности этого поэта смириться со своей бисексуальностью.

    Маквей не замечает, что весь этот комплекс является ключом к пониманию ряда наиболее значительных стихотворений Есенина, таких как «Ушедший день» (1916), где поэт посылает свою тень, чтобы заняться любовью с другими мужчинами вместо себя; «Прощание с Мариенгофом» (1922) с его гомоэротической образностью; вступительный раздел «Поминальных молитв» («Сорокоуст»), где отвращение поэта к себе вырывается наружу в нарочито шокирующих образах орального и анального секса с животными и предметами; и, наконец, знаменитое стихотворение Есенина о самоубийстве, являющееся одновременно и любовным письмом молодому человеку, ночевавшему с ним несколькими днями ранее (обсуждение этого стихотворения у Маквея затруднено из-за непередачи грамматического пола адресата, недвусмысленно заявленного во второй строке русского оригинала; в целом можно пожелать более беглой и идиоматической передачи цитат из стихов во всей книге Маквея).

    Есенин был на пике славы, когда покончил с собой. Доживи он до коллективизации 30-х годов, он, несомненно, был бы заклеймлен «кулаком» и погиб в лагерях, как Клюев и другие поэты крестьянской группы. Отношение Есенина и его популярность неоднократно осуждались в советской печати 1920-х годов как реакционные и вредные; с 1930-х годов большая часть его произведений была запрещена, и стало опасно иметь сборник его стихов. При Хрущеве официальная точка зрения изменилась. Этот коренной сын и суперпатриот, приветствовавший Октябрьскую революцию и неоднократно выражавший неприязнь к западным странам и западной культуре, вдруг показался более подходящим кандидатом на звание великого современного русского поэта, чем евреи-космополиты Пастернак и Мандельштам или эмигрантка Марина Цветаева. Сегодня в Советском Союзе существует официально поддерживаемый культ Есенина, и публикации о нем превратились в индустрию.

    По человеческой глубине и поэтическому мастерству Есенин не идет ни в какое сравнение ни с Блоком, ни с Маяковским, ни с Мандельштамом, ни с Цветаевой. Но у него есть кое-что, чего не хватает этим другим, более великим поэтам, — народный штрих, который делает его поэзию столь же доступной и волнующей, как предположил поэт Георгий Иванов, литературоведу, советской девушке-подростку, члену коммунистической партии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *