Гольбейн Ганс Младший (1497 — 1543)
Гольбейн Ганс Младший (1497 — 1543). Северное Возрождение.
Ганс Гольбейн Младший, художник немецкого Возрождения, почти совсем не занимался религиозной живописью и меньше других немецких живописцев сязан со средневековой традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна — портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту. В ранний период портреты были менее живые, парадные, а в поздний период — более просты, более реальны.
Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты.
Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Особенно прославлена его серия гравюр на дереве «Триумф смерти» («Пляска смерти»).
Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи.
Послы (1533)
Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это, безусловно, знак смерти.
Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы.
Бонифациус Амербах (1519)
Бонифациус Амербах — молодой гуманист, близкий друг Эразма Роттердамского. Это представитель новой европейской интеллигенции. Он всесторонне развит, образован, цельный духовно. Бонифациус окружен ореолом особого благородства. Черты его красивого лица строгие, тонкие.
Не прикасайся ко мне! (1524)
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария — в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения.
Генрих VIII
Генрих VIII — английский монарх из династии Тюдоров. Образованный и одаренный, в конце своего 38-летнего правления он жестко преследовал всех несогласных с его действиями. Более всего стал известен как инициатор и проводник Реформации английской церкви, что сделало Англию в подавляющем большинстве протестантской нацией.
У короля было шесть жен, из которых он с двумя развелся, а двоих отправил на эшафот по обвинению за измену.
Лаис Коринфская (1526)
Лаис Коринфская — известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами. Во многом гетеры Древней Греции подобны гейшам Японии, их задача — развлекать мужчину интеллектуально, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. Поэтому их никак нельзя было назвать в прямом смысле публичными женщинами, хотя они и брали деньги за свои услуги. Гетеры обладали достаточно высоким статусом, многих добивались, и даже брали иногда в жены.
Лаис Коринфская была необыкновенно хороша, ее услуги дорого оплачивались. Любви ее добивался философ Аристипп.
В образе Лаис художник изобразил Магдалену Оффенбург. Одел ее по европейской моде XVI века, хотя в Древней Греции одежду не шили, а женщины драпировали свою фигуру куском холста (т.н.хитон), закрепив его заколками.
Гольбейн создал образ трогательной, нежной, романтической женщины. Прекрасная юная гетера грустна, она явно опечалена своей судьбой. Лаис с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, рассыпанные по столу и заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.
Портрет Эразма Роттердамского (1523)
Эразм Роттердамский — крупнейший ученый Северного Возрождения, мыслитель, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Он способствовал возвращению литературного наследия античности. Снискал славу свободолюбивыми взглядами. Ученый преподавал греческий язык в Кембридже. Вел кочевую жизнь, переезжал из города в город. Лишь в конце жизни обосновался в Базеле, где и окончил свою жизнь.
Художник был дружен с великим мыслителем и несколько раз рисовал его. В этом портрете Гольбейн передает облик человека с глубоким и острым умом, о чем говорят его проницательный взгляд, поджатые уголки тонких губ.
Ученый одет в богатую, отделанную мехом, одежду. Руки великого философа лежат на книге,может быть, это Библия.
Портрет выполнен в скупой гамме темных коричневых тонов.
Кристина Датская, герцогиня Миланская(1538)
Кристина Миланская — младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, племянница императора Карла V.
Портрет дамы с белкой
Портрет дамы с белкой написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама — прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо. Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.
Портрет французского посла в Англии сэра Моретта Шарля де Солье
Перед нами французский посол при английском дворе 16 века сэр Моретт Шарль де Солье. Гольбейн почему-то не указал имени модели на портрете и долгое время считали, что здесь изображен герцог Миланский кисти Леонардо да Винчи. И только в xx веке удалось точно идентифицировать, что это французский посол.
Это великолепный портрет Гольбейна, признанный шедевр портретного жанра 16-го века. Художник показал нам уверенного в себе, умного человека с решительным характером — о чем говорит его твердый, чуть ироничный взгляд слегка прищуренных глаз, плотно сжатые губы.
Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII (1540 — 1541)

Портрет купца Георга Гиссе (1532)
Купцы в эпоху Ренессанса имели огромный вес и уважение в обществе. Перед нами портрет немецкого купца Георга Гиссе. Купец изображен в своей конторе, в ппривычной обстановке, которую художник написал довольно подробно: деревянные стены, полки с книгами, дорогой ковер на столе и скромный букетик цветов в вазе.
Но предметы не загромождают пространство картины и не заслоняют собой главное — образ самого купца. Его одежда свидетельствует о материальном достатке Георга, осанка полна достоинства и горделивого спокойствия.
Художник выступает в картине как великолепный колорист. Портрет написан в гармоническом сочетании зеленых, черных, розовых и желтоватых оттенков. Виртуозно написана шелковая рубашка, ковер на столе, цветы в вазе.
Над головой Георга надпись, которые часто в ту эпоху делали художники: » Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532″.
Портрет Роберта Чизмена, сокольничего короля
Сокольничий — высокая должность при дворе короля. В обязанности сокольничего входит вся организация королевской охоты. Сокольничий короля настолько входит в доверие короля, что часто удостаивается самых высоких почестей и наград — как моральных, так и материальных. Иногда король даже удостаивает своего сокольничего дружбой, доверяет ему свои личные тайны, и тогда сокольничий обладает большой властью при дворе. Должность сокольничего как правило наследственная от отца к сыну или к другому родственнику.
Видно, сокольничий Роберт Чизмен пользуется большой властью при дворе и доверием короля. Это видно по его богатой одежде, по прямой горделивой осанке, а главное — это выражение мужественного, полного чувства собственного достоинства, лица, гордый, уверенный взгляд, решительно сжатые губы.
А на руках его спокойно сидит его выученный, вымуштрованный сокол, его главное орудие.
Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолка (1539 — 1540)
Томас Говард, герцог Норфолка, государственный и военный деятель, дядя жены Генриха VIII, отец поэта Генри, графа Суррея. Все эти родственники сложили голову на эшафоте. Кавалер Ордена Подвязки.
Получил титул лорд-адмирала. Участвовал в победоносной битве при Флодене против Шотландии (1513), под начальством отца бился с мятежниками в Ирландии.
Говард унаследовал от отца титул герцога Норфолка, занял место отца как лорд-казначей и граф-маршал. У него была сложная судьба. Говард был против Реформации церкви, начатой королем Генрихом VIII, и вместе со старшим сыном Генри, графом Сурреем был заключен в лондонскую тюрьму Тауэр. Сын вскоре был казнен, а затем эшафота ждал и сам Говард. Но за день до казни король умер. Так Норфолк был спасен, но просидел в тюрьме еще 6 лет.
На портрете Томас Говард одет в роскошную шубу. Лицо смуглое, большой с горбинкой нос, сжатые губы, взгляд темных глаз жесткий и чуть усталый.
Святая Урсула (1523)
Святая Урсула, героиня христианской легенды, широко распространенной в средние века в западноевропейских странах.
Согласно легенде, Урсула, дочь британского короля, славилась красотой, мудростью и правдивостью. Она хотела избежать ненавистного ей замужества и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на ее руку. Поэтому Урсула дала согласие на брак, но лишь по истечении трех лет и при условии, что жених примет христианство.
Затем Урсула отправилась со свитой в Рим. К Урсуле по пути присоединились девственницы, посвятившие себя, как и она, Христу. Их число достигло 11 тысяч. В Риме Урсулу принял Папа. Он узнал об ожидавшем ее и ее спутниц мученичестве и пожелал разделить его с девственницами. Папа рассказал всем о своем решении и торжественно сложил с себя сан, а затем присоединился к странницам.
На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Они ненавидели христианство, с возмущением узнали о решении дев дать обет безбрачия и тогда гунны всех истребили. Последней погибла Урсула, потому что отказалась стать женой плененного ее красотой вождя гуннов.
Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной (1528)
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. МЕРТВЫЙ ХРИСТОС В ГРОБУ. 1521 (1522?): nikonova_alina — LiveJournal
Ганс Гольбейн Младший. Мертвый Христос в гробу. 1521 (1522?)Швейцарцы считают, что в их стране хранится только два великих произведения искусства, написанные их земляками – «Восстание иенских студентов» Фердинанда Ходлера и «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего.
Гольбейн создал свой вариант «Мертвого Христа» в 1521 или 22 году. Традиционной датой считается более ранняя, поскольку именно она была приведена в описи картин художника, составленной еще в 1586 году. Однако, недавнее исследование работы в рентгеновских лучах выявило в датировке, обозначенной на холсте римскими цифрами (MDXXI) еще одну цифруI, так что, вероятно, более точной датой является 1522 год.
Время, когда Ганс Гольбейн, которому тогда было чуть больше двадцати лет, принялся за эту работу, было для него удачным и вполне счастливым. Гольбейн как раз обосновался в Базеле, довольно быстро приобрел там репутацию превосходного художника и особенно портретиста, начал получать регулярные заказы на выполнение и алтарных образов, и настенных росписей, и портретов, и витражей и даже книжных иллюстраций. В 1519 году он вступил в городскую гильдию художников, а на следующий год женился на вдове дубильщика кожи Елизавете Шмит.
Впрочем, за несколько лет до этого и в жизни Ганса Гольбейна случилась трагедия – умер его брат Амброзиус, который был тремя годам старше Ганса, и по свидетельству всех его знавших, отличался феноменальными художественными способностями.
Почему Гольбейн взялся за такой сюжет, и почему картина получилась такой необычной и не имеющей аналогов в мировом искусстве, остаётся настоящей загадкой.
«Мертвый Христос в гробу» написан на узкой и длинной полосе холста, имеющей размеры 30,5х200 см. Иногда предполагается, что это полотно могло быть частью алтаря, но никаких документально подтвержденных сведений, о том, что Гольбейн выполнял подобный комплексный заказ в соответствующем году, нет. И, по-моему, невозможно представить часть алтаря, который как правило, представлял собой несколько вертикально ориентированных фрагментов, которая бы была во-первых горизонтальной, а во-вторых такой длинной. Так что в настоящее время большинство исследователей склоняются к версии, что это все-таки было самостоятельной произведение искусства.
Можно было бы предположить, что Гольбейн таким образом трансформировал идею плащаницы, но в таком случае это была бы действительно очень смелая идея. Традиционно на плащаницах Христос изображается в полный рост, но анфас, это как бы портрет лежащего человека сверху. Гольбейн же пишет тело лежащего в профиль.
Как Гольбейн работал над «Мертвым Христом» также неизвестно. Сохранилась, правда, информация, что его моделью послужил покойник, выловленный в Рейне.
И современники, и позднейшие исследователи сходятся в том, что замысел, реализованный Гольбейном был по-настоящему дерзновенным, поскольку никто до него не изображал Христа в виде реального трупа. Даже у Мантеньи в его знаменитом «Мертвом Христе» присутствует определённый элемент поэтизации образа, его Христос скорее подобен статуе. А уГольбейна на холсте был запечатлен настоящий мертвец, причем находящийся уже в процессе разложения. Художник детально выписывает кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На первый взгляд кажется, что в этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти. Гольбейн даже отказывается от традиционного изображения в сцене рыдающих спутников Иисуса, чего не сделал даже Мантенья.
Ощущение «окончательности смерти» и могильного холода художник создает не только за счет феноменально натуралистического изображения тела, уже тронутого тлением, но также и с помощью особого формата картины, действительно напоминающего гроб. Вероятно, именно таким и был замысел художника, поскольку фоном для ног Иисуса является каменная стенка гроба
Иногда утверждается, что Гольбейн вообще был атеистом, а его «Мертвый Христос» является своего рода декларацией безбожия. Косвенно это подтверждает и тот факт, что художник не отметил голову Иисуса хотя бы минимально заметным нимбом (у Мантеньи едва различимый нимб над головой Христа все-таки присутствует). Но есть и другое мнение, согласно которому именно в «униженности тела Христа, которой мастер так назойливо «колет глаз» зрителю, и сокрыто чудо Его Воскресения».
Вообще, уровень мастерства, с которым выписаны все детали мертвого тела: мышцы, ребра, кости, суставы, кожа, а также натуралистически достоверные раны от гвоздей на руках и ногах и от копья римского легионера на груди, просто не может не восхищать. «Мертвый Христос» Гольбейна еще один однозначный ответ на вопрос «Может ли быть ужасным и уродливым великое произведение искусства?»
В 1867 году на выставке в Базеле «Мертвого Христа в гробу» увидел Фёдор Достоевский. По свидетельству его жены Анны Григорьевны, писатель был потрясен тем, как на ней был изображён Христос:
«…Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии…»
Позднее Достоевский использовал своё впечатление от картины в романе «Идиот». Свои мысли он вложил в уста князя Мышкина в следующем диалоге:
«…- Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин…»
А может и не пропадет вера. Ведь скорее всего, Гольбейн действительно хотел нам рассказать о том, что и такая страшная смерть может быть побеждена горячей и истинной верой…
Ганс Гольбейн Младший Картины, Биография, Идеи
Краткое изложение Ганса Гольбейна Младшего
Один из величайших портретистов шестнадцатого века, Гольбейн рисовал английскую правящую элиту, создавая образы, которые стали определять их публичные персоны, как в их своего времени и в последующие века. Помимо портретной живописи, Гольбейн был также очень разносторонним художником, который на протяжении всей своей жизни обращался к религиозным картинам, фрескам, дизайну украшений и одежды, а также к книжным иллюстрациям. Преимущественно связанный с Северным Возрождением, Гольбейн также включил в свои работы элементы и идеи итальянского Возрождения, чтобы создать роскошные и детализированные изображения с их собственным уникальным внешним видом. Гольбейн особенно известен своим мастерством света и текстуры, а его изысканные изображения ткани, меха и стекла являются свидетельством его мастерства.
Удалить рекламу
Достижения
- Искусство Гольбейна считается реалистичным в том смысле, что он изображал людей с точностью и точностью, и был известен тем, что создавал истинное подобие (хотя, возможно, лестное) своих натурщиков. Его портреты отличаются сильным взглядом, разнообразием внешности и тщательно прорисованными одеждой и аксессуарами. Однако, несмотря на тщательный характер его изображений, изображения часто непостижимы и мало раскрывают характер натурщика.
- Многие портреты Гольбейна богаты фоновыми деталями, часто состоящими из trompe l’oeil объектов, таких как буквы, цветы и инструменты, которые считаются символическими. Однако, поскольку некоторые значения теперь утеряны, их предполагаемые сообщения стали областью исторических дебатов о современном искусстве.
- Самыми известными изображениями Гольбейна являются изображения английского королевского двора и особенно Генриха VIII. Они были созданы и использовались в качестве пропаганды, чтобы донести авторитет, мужественность, богатство, преемственность и божественное право королевской семьи править до более широкой аудитории.
Это было особенно важно в период религиозных потрясений, таких как Реформация.
Удалить рекламу
Жизнь Ганса Гольбейна Младшего
Несмотря на то, что его произведениям полтысячелетия, изображения Гольбейна до сих пор влияют на художников-портретистов.
Читать полную биографию
Читать художественное наследие
Важное искусство Ганса Гольбейна Младшего
Развитие искусства
1521
Тело мертвого Христа в гробнице
На этой панели Гольбеин создал жизнь-жизнь размер изображения Христа, лежащего во гробе. Зеленоватый оттенок кожи, особенно вокруг ран на руках, ногах и туловище, а также на его лице предполагает разложение плоти и приводит к почти гротескному образу. Вместо того, чтобы создать ощущение спокойствия или мира, рот и глаза показаны широко открытыми, так что боль, перенесенная на кресте, кажется, продолжается и в могиле. Эти элементы подчеркивают человечность Христа, а не его божественный статус, и это усугубляется тем, что неестественно растянутое и истощенное тело заключено в неудобно узком пространстве, пропитывая его непростой клаустрофобией.
Ниша, в которой лежит Христос, написана с невероятной глубиной, что придает произведению реалистичности. Это еще больше усиливается за счет распущенных прядей волос Христа, упавших за край поверхности, на которой он лежит, и его пальца, который также достигает края в плоскость зрителя, усиливая объемность пространства. Это ранний пример использования Гольбейном trompe l’oeil , техники, которую он позже с большим эффектом применил во многих своих портретах.
Возможно, панель была задумана как часть Святой Гробницы, вместо скульптуры или, возможно, как крышка над гробницей. Над телом ангелы держат инструменты Страстей, а латинская надпись гласит: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Историк искусства Оскар Бзачманн отмечает, что «Гольбейн преобразовал образ покоящегося Христа в ужасное видение трупа человека, приговоренного к смерти. Только характер ран выдает личность Христа». Хотя увлечение жутким было общей чертой ранних протестантских художников, их умы были погружены в апокалиптические ужасы Реформации, это не единственный способ рассматривать кровавую интерпретацию Гольбейна. Гниющую плоть также можно увидеть, чтобы подчеркнуть явное чудо Воскресения, происходящее даже после того, как человеческое тело разложилось.
Масло и темпера на липе — Öffentliche Kunstsammlung, Базель, Швейцария , показывает Якоба Мейера, чиновника из Базеля, призывающего божественную защиту для себя и своей семьи. Он изображен слева, его глаза устремлены вверх, к небу. Напротив него две его жены, его первая жена, Магдалена Бэр, умершая в 1511 году, расположена сзади в профиль, а впереди — его вторая жена, Доротея Канненгиссе, в три четверти. Перед ними на коленях стоит их единственный выживший ребенок Анна, а слева, перед Мейером, как полагают, находятся два его умерших сына. Над всеми возвышается Мадонна, баюкающая младенца Христа. Ковер с пряжками, на котором они стоят, демонстрирует мастерство Гольбейна в создании реалистичной текстуры и света, но также служит символом богатства и вовлекает зрителя в живописное пространство, так что они тоже приветствуются в группе, разделяя божественность. подаренных Мадонной и младенцем Христом. Это одно из самых известных религиозных произведений Гольбейна, и историк искусства Хелен Лэнгдон приписывает его успех «изображению индивидуальности человека в сочетании с захватывающим пространственным контролем и иллюзионизмом».
Как и в случае с изображением Христа в его могиле, Гольбейн включает человеческие элементы в отдельные портреты дарителя и семьи, но особенно в Мадонну с младенцем. Скручивание тела младенца служит для того, чтобы подчеркнуть физический вес, который несет на руках его мать. Для самой Мадонны ее лицо не является стереотипным изображением в традициях итальянских художников эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, а скорее было нарисовано с натуры и основано на модели Магдалены Оффенбург. Таким образом, картина сохраняет мягкость итальянской традиции (особенно в изображении двух мальчиков), но также привносит реализм Северного Возрождения, как отмечает Лэнгдон, «Гольбейн достиг сочетания благочестия и величия, и взаимодействие между человеческим и божественным, чтобы соперничать с самим Ван Эйком». Получившийся в результате групповой портрет представляет собой гораздо больше, чем просто религиозное изображение, и, как последняя крупная религиозная работа Гольбейна, обозначил его будущее в портретной живописи.
Панель, масло. Частная коллекция
1532
Портрет Георга Гизе
На этом портрете богатого купца Георга Гизе изображен торговец с поворотом в три четверти. поверхность. Имя натурщика написано на стене слева вместе с его девизом «Нет удовольствия без сожаления». На обеих стенах также есть буквы, которые идентифицируют его и отмечают семейные связи с другими торговыми семьями, сигнализируя о сети важных связей. В этих trompe l’oeil деталей, Гольбейн дошел до того, что воссоздал почерк Гизе на некоторых письмах. Среди многих символических предметов — гвоздики, обозначающие помолвку или помолвку, часы, намекающие на течение времени, а также набор инструментов, укрепляющих профессию натурщика, и ряд деталей, указывающих на богатство. Взгляд Гизе устремлен на зрителя, и это позволяет ему доминировать в пространстве, так что, даже когда он окружен множеством предметов, взгляд все равно притягивается к нему. Художественное мастерство Гольбейна особенно заметно в тонкой стеклянной вазе и рукавах куртки Гизе, демонстрируя интерес маньеристов к фактуре поверхности. Позднее этот реализм повлиял на 19сторонников натурализма в портретной живописи, и это можно увидеть в работах таких художников, как Бастьен-Лепаж, в частности, в его портрете принца Уэльского (1879-80).
Этот портрет знаменует собой первую крупную работу Гольбейна в начале его второго пребывания в Лондоне, до его королевского назначения. Это иллюстрирует его развитие в портретной живописи и влияние на него других художников эпохи Возрождения, в первую очередь Тициана. Поза и косой взгляд напоминают девятку итальянского художника.0014 Мужчина со стеганым рукавом (1510). В то же время изящно расписанная ваза с отражающимся от нее светом была типичной чертой ранней нидерландской живописи, что свидетельствует о слиянии влияний в творчестве художника, сформировавших его портретную манеру. Неизменный успех этого портрета подтверждается его использованием на банкноте в 100 000 немецких марок в 1923 году. 0004 На этом двойном портрете изображен Жан де Дентевиль, посол Франции в Англии, слева и его друг Жорж де Сельв, справа. Селве был епископом Лаворским и исполнял обязанности посла при императоре, Венецианской республике и Святом Престоле. Их возраст указан на кинжале Динтевилля и книге, на которой покоится Селве: 29 и 25 лет соответственно.
На двух полках, разделяющих фигуры, расположены различные предметы, в том числе небесный глобус, переносные солнечные часы и другие инструменты для измерения времени или связанные с изучением небесных тел. Они говорят нам кое-что о натурщиках, хотя некоторые символические значения со временем были утеряны. Земной шар, например, был настроен таким образом, что в центре изображения назван замок Динтевилля «Полиси», что подчеркивает его личность и рост. Кроме того, струна на лютне порвалась, что является символом раздора. Это, в непосредственной близости от перевода Лютера Veni Creator Spiritus , намекает на духовное руководство в решении религиозных и дипломатических неурядиц, которые касались этих послов.
Однако сложный массив объектов остается неоднозначным и вызывает больше вопросов, чем однозначных ответов. В целом его можно рассматривать как портрет двух дипломатов с намеками на религиозные и политические вопросы, которые их занимали, а также на дружбу между ними. Изящество Гольбейна проявляется не только в trompe l’oeil этих объектов и реализм блестящих тканей и меховой отделки, но также и включение в него эллиптического или анаморфного черепа на переднем плане, искаженного, если не смотреть под определенным углом из верхнего правого или нижнего левого угла картины.
Анаморфные изображения были популярны в 16 и 17 веках, особенно в фресках в стиле барокко, таких как потолок Андреа Поццо в церкви Святого Игнацио в Риме (1690). Затем он потерял популярность в искусстве до 20 века, хотя эта техника продолжала использоваться в сфере развлечений и популярной культуры. На современных примерах можно увидеть такие работы Дали, как Mae West Room (1974), а также в крупномасштабных инсталляциях общественного и ленд-арта. Майкл Хейзер, например, создал Complex One (1972-74) в пустыне Невада из земли и бетона. Если смотреть под правильным углом, он виден как прямоугольный периметр, который напоминает стиль и форму египетских гробниц. Совсем недавно Феличи Варини создал Three Ellipses for Three Locks (2014) в Хасселте, Бельгия, который представляет собой изображение трех петель, состоящих из секций, нарисованных на более чем 100 зданиях в городе. Полностью его можно увидеть только из определенный момент.
Помимо демонстрации своего мастерства, череп также напоминает зрителю о vanitas , быстротечности человеческой жизни, и это контрастирует с распятием, частично скрытым в верхнем правом углу изображения, символом воскресения. Как утверждает историк искусства Нил МакГрегор, «картина вызывает в воображении плывущий, подверженный ошибкам мир, в котором неизбежность — это смерть и спасение, а непреходящее наслаждение — это дружба». Было высказано предположение, что эти два символа в сочетании могут служить отсылкой к увековечиванию натурщиков в красках, сохраняя память о них даже после смерти. Если это было намерением, Гольбейн добился более чем успеха, и это считается одной из его самых известных и загадочных работ, продолжающих вызывать признание, дискуссии и споры почти 500 лет спустя.
Дуб, масло — Национальная галерея, Лондон
c. 1536-37
Король Генрих VIII
Эта подготовительная карикатура в натуральную величину — все, что осталось от большого группового портрета, созданного Гольбейном, который был уничтожен во время пожара во дворце Уайтхолл в 1698 году. На этой левой части последней части изображен Генрих VIII со своим отцом Генрихом VII. Отсутствующая правая часть первоначально изображала третью жену Генри, Джейн Сеймур, и его мать, Елизавету Йоркскую. На этом рисунке король изображен в сильной, властной позе, а его фигура с бочкообразной грудью привлекает внимание. Его присутствие усиливается его одеждой, в том числе его мягкой курткой, инкрустированной драгоценными камнями, и выдающимся гульфиком, подчеркнутым кинжалом, который привлекает к нему внимание. Физические пропорции Генри были намеренно искажены, чтобы создать более внушительную фигуру, с удлиненными ногами для более стройного и спортивного вида. Позади него его отец выглядит значительно менее крепким по сравнению с ним, его почти негабаритная одежда еще больше уменьшает его пропорции. Генрих VII умер почти 30 лет назад, и это отражено в его взгляде, который, в отличие от сына, не смотрит вдаль, а смотрит вдаль, в задумчивом созерцании. Гольбейн подчеркивает величие произведения деталями богатства и экстравагантности, такими как украшенный фриз на заднем плане и ковер с пряжками, на котором стоит Генри.
Работа считается пропагандистской, о чем свидетельствует тот факт, что королю в то время было 46 лет, он страдал физическими недугами и нездоровьем, но на изображении выглядит молодым и здоровым. Это был период религиозных беспорядков, когда Генрих VIII сверг папу с поста главы англиканской церкви в 1531 году и сам занял этот пост после того, как папа отказался аннулировать первый брак Генриха с Екатериной Арагонской. Это решение привело к роспуску монастырей и мужских монастырей, а также к насильственному захвату их земель и имущества короной. Эта цепочка событий вызвала ряд критических замечаний как в Англии, так и за рубежом, а также значительное местное сопротивление в некоторых районах страны. В этом контексте королю было жизненно важно иметь возможность проецировать как свое божественное право принимать такие решения, так и свою непревзойденную власть, чтобы он считался неоспоримым. Эти элементы усиливаются в образе Гольбейна благодаря огромной и мощной физической форме Генриха и включению в группу умерших родителей Генриха, что укрепляет его претензии на трон. На данный момент, несмотря на три брака, Генри не смог произвести на свет наследника мужского пола, поэтому портрет также передает мужественность Генри, особенно благодаря его крепкому телосложению и выступающему гульфику, который находится на уровне глаз.
Портрет Гольбейна настолько понравился королю, что Генрих VIII призвал других художников копировать картину и подарил эти копии друзьям и послам. Вдобавок к этому дворяне создали собственные копии картины, чтобы показать свою лояльность королю. Это объясняет, почему изображение стало таким культовым, несмотря на то, что оригинал был уничтожен пожаром во дворце Уайтхолл.
Тушь и акварель — Национальная портретная галерея, Лондон
c. 1539
Портрет Эдуарда, принца Уэльского
Этот портрет сына Генриха Эдуарда — самое раннее известное изображение принца и единственная сохранившаяся картина Гольбейна с его изображением. На нем он изображен в возрасте двух лет, хотя он выглядит значительно более зрелым, а Гольбейн вселяет в маленького принца королевскую власть, напоминающую его отца. Он по-королевски одет в красное с золотом, на нем узкая шапка, называемая чепцом, и шляпа с перьями поверх, которая является миниатюрной версией той, что носил Генрих на более ранних портретах короля Гольбейна. В левой руке он держит золотую погремушку, напоминающую королевский скипетр. Его королевский вид еще больше усиливается жестом поднятой правой руки, как бы благословляющей зрителя, хотя этот жест также напоминает образы младенца Христа, возможно, намек на новую религиозную роль Короны в пореформационной Англии. Таким образом, куратор Квентин Бювело утверждает, что «картину следует рассматривать как официальный портрет, прямо изображающий принца как будущего короля». Это представление подкрепляется латинским текстом в основании панели, который начинается словами: «Малыш, подражай своему отцу и будь наследником его добродетели». Фон, который со временем стал зелено-коричневым, изначально был ярко-синим, и его абстрактный вид противопоставляется тени, отбрасываемой фигурой, и покрытой бархатом балюстраде, за которой стоит Эдвард, создавая для него реальное пространство. жить.
Несмотря на то, что он нарисовал много потенциальных невест, будучи придворным художником, Гольбейн лишь изредка рисовал королевскую семью. Таким образом, такие работы, как эта, играют важную роль в информировании нас о королевской семье Тюдоров, но к таким представлениям также следует относиться критически. Образ Эдварда как крепкого младенца контрастирует с преобладающим мнением о том, что он был хилым и болезненным. Лэнгдон говорит, что «этот портрет пронизан грустной иронией: этот внешне здоровый ребенок умрет от туберкулеза в шестнадцать». Это иллюстрирует силу образов Гольбейна в создании и распространении особого повествования, часто противоречащего реальности.
Дуб, масло — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
Удалить рекламу
Биография Ганса Гольбейна Младшего
Детство
Ганс Гольбейн Младший родился в процветающем коммерческом центре Аугсбурга в Германии, где жили богатые люди. патрицианские семьи поощряли художественную и интеллектуальную деятельность. Он был вторым сыном Ганса Гольбейна Старшего, одного из самых известных живописцев периода поздней готики, который специализировался как на религиозной живописи, так и на портретной живописи. На серебряном портрете двух братьев, датированном 1511 годом, отмечается, что Гансу в то время было 14 лет, а это означает, что его дата рождения была примерно в конце 149 года. 7 или начало 1498 года. Обычно предполагается, что старший Гольбейн обучал обоих своих сыновей художникам (брат Ганса Амброзиус также стал одним из них), однако многие члены семьи Гольбейна также были художниками, включая его дядю Зигмунда, который был художником, и его деда. который был ювелиром, и возможно, что они тоже имели влияние.
Раннее обучение и работа
Оба брата Гольбейн покинули Аугсбург и около 1515 года переехали в город Базель, где они поступили в ученики к Гансу Хербстеру, ведущему художнику города. Юридические записи показывают, что братья Гольбейн были вовлечены в драку в Базеле летом 1516 года. В следующем году записи показывают, что Гольбейн снова был вовлечен в драку, на этот раз с ювелиром, за что он был оштрафован на 5 ливров за драку. на улице. Считается, что затем художник какое-то время путешествовал по северной Италии, чтобы учиться у итальянских мастеров фрески, таких как Андреа Мантенья. По возвращении в Базель он быстро обосновался в городе, запустив оживленную мастерскую и вступив в гильдию художников. Он также женился на Эльсбет Бинзенток, вдове на несколько лет старше, у которой уже был маленький сын; у них было еще четверо детей вместе.
Между 1520 и 1524 годами успех Гольбейна в Базеле рос благодаря созданию фресок, религиозной живописи, рисунков для витражей и книжных иллюстраций. Тем не менее, несмотря на это, не похоже, чтобы он был особенно богат в этот период, и он смог купить дом только в 1528 году, после успеха своей первой резиденции в Англии. За это время он познакомился со знаменитым голландским гуманистом и теологом Эразмом, и они хорошо познакомились, а Гольбейн написал несколько его портретов. Такие портреты создали репутацию Гольбейна, и когда он отправился в Англию в 1526 году, рекомендательные письма от Эразма, которые он взял с собой, обеспечили ему вход в круги с хорошими связями, в первую очередь в круги Томаса Мора, для которого он написал знаменитые портреты.0014 Портрет сэра Томаса Мора (1527 г.) и Томас Мор и семья (ок. 1527 г.).
Эта сдержанная композиция подчеркивает сосредоточенность Эразма на писательстве. Хотя тесное обрамление создает интимное ощущение, есть также ощущение, что это официальный портрет с позой Эразма в профиль, отсылающей к геральдическим изображениям.
Этот подготовительный набросок был завершен во время первой резиденции Гольбейна в Англии, и было высказано предположение, что Мор послал его Эразму в качестве подарка по рекомендации голландского ученого художника.
Удалить объявления
Гольбейн вернулся в Базель в 1528 году и прожил там четыре года, купив второй дом в 1531 году. Однако во время его отсутствия город стал политически и религиозно нестабильным. Художественные образы были запрещены в церквях, реформаторы убрали их и либо сожгли, либо продали на дрова. Неспокойное состояние города, возможно, способствовало его мотивации поселиться в другом месте, и он снова уехал в Англию с рекомендательными письмами от Эразма.
Зрелый период
Вернувшись в Англию, Гольбейн дистанцировался от гуманистических кругов, которые наняли его во время его первой поездки, поскольку они впали в немилость правящего монарха Генриха VIII, и действительно, сэр Томас Мор был казнен в 1535 году. Вместо этого Гольбейн нашел работу портретиста у ряда богатых лютеранских купцов. В 1533 году они поручили ему создать уличную картину горы Парнас для коронационной процессии Анны Болейн, второй жены Генриха VIII, и это, возможно, открыло двери для его работы в королевском доме. Первоначально ему было поручено создавать украшения для новой королевы, но вскоре после этого придворный поэт Николя Бурбон назвал его «Королевским художником». Художник также пользовался покровительством Томаса Кромвеля. Как юрист, государственный деятель и главный министр короля, Кромвель руководил общественной реабилитацией Генриха VIII после скандала, связанного с его многочисленными браками и его решением реформировать и возглавить английскую церковь. С этой целью Гольбейну было поручено создать грандиозные пропагандистские образы, демонстрирующие силу и праведность короля.
Счета королевского двора за 1536 год включают Гольбейна как придворного художника с годовым доходом в 30 фунтов стерлингов, и его работа продолжалась в течение нескольких лет. Гольбейн, кажется, писал короля несколько раз, но единственная сохранившаяся картина — это поясной портрет в коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Среди других его королевских поручений ему также было поручено запечатлеть образы потенциальных невест для Генриха. Для одного из таких заказов его отправили в Дюрен с заказом создать портрет предполагаемой невесты Анны Клевской. Прокладывая осторожный путь, он должен был как удовлетворить иностранных чиновников, так и создать истинное подобие, исходя из которого Генрих мог принять решение о женитьбе или нет. Дипломатичность Гольбейна в его изображении Анны, возможно, усугубила недовольство Генриха тем, что его новая невеста больше походила на «толстую фламандскую кобылу», когда она прибыла на свадебную церемонию в январе 1540 года.0005
Поздний период
Вина за то, что Генри разочаровался в непривлекательной внешности своей жены, полностью легла на Томаса Кромвеля, поскольку он поощрял брак и, как сообщается, преувеличивал ее красоту. Он был быстро казнен, и Гольбейн остался без покровителя, что ознаменовало закат его карьеры придворного художника. Он вернулся к частным поручениям, включая торговцев и других членов двора Генриха. Возможно, Гольбейн ненадолго вернулся в Базель в 1540 году, когда истек срок его отпуска, но он определенно был в Лондоне, когда умер в 1543 году в возрасте 45 лет, возможно, от чумы, хотя этот диагноз оспаривается. Место его могилы неизвестно.
Хотя он оставался женат на Эльсбет до самой смерти, Гольбейн, похоже, не был семейным человеком, и их брак, вероятно, был натянут из-за его длительных отсутствий и нечастых визитов. Его завещание 1543 года показало, что у него было двое незаконнорожденных младенцев в Англии, оставленных на попечение медсестры. В дополнение к этой неверности было высказано предположение, что модель для его Дармштадтская Мадонна также была его любовницей. Несмотря на это, он поддерживал свою жену и детей во всех своих резиденциях в Англии и после смерти Элспет в 1549 году. , она жила довольно комфортно.
Удалить рекламу
Наследие Ганса Гольбейна Младшего
Улица в центре Мюнхена была переименована в Гольбейнштрассе в честь художника в 1899 году, иллюстрируя его наследие в Германии как художника эпохи Реформации. Однако наиболее ярко проявляется наследие Гольбейна в Англии. Сочетание его плодовитого художественного творчества и славы натурщиков укрепило его репутацию и сформировало наше визуальное представление о Тюдоровской Англии. Его портреты были настолько влиятельны и так широко копировались, что многие изображения этого периода английской истории можно рассматривать как визуальные отсылки к его работам. Нет более яркого примера этого, чем портрет Генриха VIII в полный рост. Этот знаменитый образ отражал представления о здоровье, богатстве, силе и мужественности и широко копировался современниками и последователями, такими как Ганс Юорт и Регимус ван Лемпут, а также многими неизвестными художниками. Возможно, нет другого королевского портрета, который бы так удачно запечатлел и даже сформировал наше представление о натурщике. В результате этого Гольбейн приобрел репутацию человека, который льстит своим натурщикам, и это прославлялось и высмеивалось в массовой культуре, совсем недавно в мюзикле Вест-Энда 9.0014 Шесть , в песне Дом Гольбейна .
У Гольбейна не было мастерской, и поэтому у него, кажется, был только один прямой подражатель, Джон Беттс старший. Однако его мастерство в живописи, в захвате света и пространства, а также включение личных объектов в изображения оказали влияние на портретистов 16-го и 17-го веков, включая Николаса Хиллиарда, Рембрандта, Яна Вермеера, ван Дейка и Рубенса. Гольбейн возродился в конце 19 века, когда он вдохновил ряд художников, выступавших за больший натурализм в живописи.
С тех пор он сохранил свою популярность, и его стиль и методы, как можно увидеть, распространяются и на сегодняшний день, оказывая влияние на современных художников, таких как Джейн Иган в ее работе Holbein Hands (1992), которая включала часть портрета Гольбейна Кристины. Дании (1538). Глядя на конфессиональный автопортрет Трейси Эмин Моя кровать (1998), личные артефакты, раскрывающие что-то о ней, напоминают предметы и символику, которыми наполнены работы Гольбейна. В том же духе портреты, такие как изображение Барака Обамы Кехинде Уайли в 2018 году, по-прежнему демонстрируют его художественное влияние. Уайли наделяет бывшего президента как царственными, так и человеческими качествами, а богато украшенный фон и внимание к деталям в кресле, на котором сидит Обама, также напоминают о его работе.
Influences and Connections
Influences on Artist
Influenced by Artist
Jan van Eyck
Titian
Albrecht Dürer
Hans Holbein the Elder
Erasmus
Томас Кромвель
Возрождение
Северное Возрождение
Mannerism
Early Netherlandish
Rembrandt van Rijn
Johannes Vermeer
Anthony Van Dyck
Peter Paul Rubens
Northern Renaissance
Готическое искусство и архитектура
Открытые влияния
Близкие влияния
Полезные ресурсы о Гансе Гольбейне Младшем
Книги
Веб-сайты
Статьи
Видеоклипы
Книги
Приведенные ниже книги и статьи представляют собой библиографию источников, использованных при написании этой страницы. Они также предлагают некоторые доступные ресурсы для дальнейших исследований, особенно те, которые можно найти и приобрести через Интернет.
биография
работы
Посмотреть другие книги
веб-сайты
статьи
видеоклипы
Соблазнительное искусство Ганса Гольбейна Младшего
Этой осенью немецкие посетители Центра Гетти имеют редкую возможность познакомиться с прекрасным искусством. мастер Ганс Гольбейн Младший, известный сегодня своими неотразимыми, удивительно точными портретами богатых и амбициозных жителей Швейцарии и Англии эпохи Возрождения.
Портретные рисунки и картины Гольбейна не только вызывали восхищение в его время, но и страстно собирались на протяжении веков.
Выставка Гольбейн: запечатление характера в эпоху Возрождения , которая проходит с 19 октября по 9 января и организована Музеем Гетти и Библиотекой и музеем Моргана в Нью-Йорке, представляет самые изысканные портреты художника, а также его искусные рисунки для драгоценностей. и изделия из металла, чтобы осветить исключительный вклад Гольбейна в создание личности с помощью портретной живописи и аллегорических композиций. Это первая крупная международная выставка картин Гольбейна в Соединенных Штатах. Гольбейн подчеркивает художественную многогранность мастера и предлагает зрителям открыть для себя множество интригующих отношений между портретной живописью и другими коммуникативными формами искусства эпохи Возрождения, включая драгоценности, портретные медали и украшенные книжные переплеты. .
Начиная с первых заказов в Базеле для одного из его главных покровителей, ученого и теолога Дезидериуса Эразма (1466–1536), и заканчивая двумя периодами продуктивной жизни в Лондоне, выставка охватывает всю карьеру Гольбейна и отмечает его исключительную изобретательность.
Красноречивые портреты
Огромные навыки Гольбейна позволили ему разработать конкретные живописные решения для самых разных натурщиков — от базельских гуманистов до членов английского двора, включая известных женщин. Во время своей первой поездки в Англию (1526–1528 гг.) он изобразил Анну Ловелл (урожденную Эшби) с торжественностью, соответствующей выдающемуся статусу, который она и ее муж Фрэнсис занимали в местных и придворных кругах. Гольбейн оживил ее неподвижную фигуру извилистыми линейными элементами, такими как край сложенной шелковой шали. Рисуя с ограниченной палитрой контрастов, он обратил внимание на физические характеристики различных материалов, из которых состоит ее одежда. Его удивительная передача плюшевого белого меха горностая смягчает архитектурную форму ее чепца, в то время как вес ее любимой белки, на мгновение покоящейся, угнетает плюшевый черный бархат ее рукава.
Дама с белкой и скворцом (Энн Ловелл?) , ок. 1526–1528, Ганс Гольбейн Младший. Масло на панели, 22 1/16 × 15 1/4 дюйма. Национальная галерея, Лондон. Приобретено на средства Мемориального фонда национального наследия, Художественного фонда и мистера Дж. Пола Гетти-младшего (через Американских друзей Национальной галереи, Лондон) в 1992 г. © The National Gallery, London
Несмотря на поразительную точность Гольбейна, личность натурщика оставалась загадкой до 2004 года, когда значение белки и скворца было признано и связано с семьей Ловелл. Оба животных были важными поздними дополнениями Гольбейна, вероятно, сделанными по просьбе его покровителей. Гольбейн нарисовал рыжую белку, нежно держащуюся на серебряной цепочке и грызущую лесной орех, над корсажем натурщицы. Белки являются основным мотивом на фамильном гербе Ловеллов, а каламбур «скворец» в названии деревни недалеко от поместья Ловелл в Норфолке, Ист-Харлинг.
Портрет демонстрирует склонность художника к смешиванию реалистических элементов с другими, которые предполагают вневременность и абстракцию, нарушая отношение зрителя к изображению. Ярко-зеленые усики инжирной лозы являются натуралистическим изобретением Гольбейна и встречаются на двух других портретах, представленных на выставке. Прокручивающиеся формы окружают натурщика и отделяют ее от загадочного темно-синего фона, возможно, предназначенного для обозначения неба.
Устройства, желания
Выставка привлекает внимание к участию Гольбейна в игре символов, девизов, геральдики и знаков отличия эпохи Возрождения, которая часто упускается из виду или недооценивается в искусстве Гольбейна. Все они были ключевыми способами передачи идентичности в начале 16 века.
Интригующая панель музея Гетти Аллегория страсти послужила импульсом для выставки. Какую роль она могла сыграть в творчестве Гольбейна, задавались мы вопросом, и каковы были ее первоначальное значение и функция?
Аллегория страсти , ок. 1532-36, Ганс Гольбейн Младший. Масло на панели. Музей Гетти
Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчас Ответы лежат в остроумной, игривой и красноречивой среде, в которой Гольбейн сочинял аллегорические сюжеты как личные эмблемы (также известные как приемы) в нарисованной форме и как нарисованные рисунки для дидактических драгоценностей, таких как шляпные значки и медальоны. Хотя ромбовидная форма панели Гетти уникальна для сохранившегося творчества Гольбейна, круглая центральная сцена напоминает аллегорические композиции меньшего размера Гольбейна, сопровождаемые цитатами из древних источников или итальянских поэтов эпохи Возрождения. Надпись взята из сборника стихов Франческо Петрарки XIV века 9.0326 Il Canzoniere , и мужчина в классическом костюме верхом на скачущей лошади олицетворяет стремление поэта/любовника завоевать сердце своей возлюбленной. Аллегория страсти недавно был очищен реставратором Гетти Ульрихом Биркмайером. Он будет выставлен рядом с картиной Гольбейна, изображающей одну из самых известных личных эмблем эпохи, Конечным пунктом Эразма, древнеримским богом границ, и замысловатыми рисунками художника для изделий из металла.
Tantalus , один из двух рисунков Гольбейна в музейных коллекциях США, входит в число его самых привлекательных композиций. Этот дизайн значка или медальона на шляпе диаметром всего два дюйма, тонко окрашенный, чтобы ориентировать ювелира, противоречит изысканному рисунку Гольбейна, характерному аспекту его искусства. В греческой мифологии Зевс наказал Тантала и заставил его страдать от постоянного голода и жажды — он не мог пить из бассейна, в котором он был погружен, или есть яблоки с дерева над ним (и тем самым обеспечил происхождение слова дразнить) .
Тантал , 1535-40, Ганс Гольбейн Младший. Бумага верже, перо и черная тушь с акварелью, усиленная золотом. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия. Дар Ладислава и Беатрикс фон Хоффманн и Постоянный фонд покровителей, 1998 г.
Фото: любезно предоставлено Национальной галереей искусств, Вашингтон
В эпоху, когда платье было мощной формой общения, Гольбейн скрупулезно уделял внимание деталям одежды человека. в его портретах. Во время своей первой встречи с натурщиком он запечатлел не только его или ее черты, но также отметил цвета, материалы, меха и даже драгоценности, которые носил покровитель, на рисунках мелом и тушью, которые являются одними из его самых очаровательных изображений.
В дополнение к этюду Гетти, изображающему священнослужителя или ученого, на выставке представлены несколько великолепных портретных рисунков, предоставленных Ее Величеством Королевой из Королевской коллекции Виндзорского замка. Рисунки в Королевской коллекции имеют давнее королевское происхождение, восходящее к Генриху VIII, которому Гольбейн служил придворным художником.
Изображение рыцаря Вильяма Парра выполнено с особой тщательностью. На листе розовой грунтованной бумаги, использовавшейся для портретных рисунков после 1532 года, Гольбейн тонкими мелками передает черты Парра. Выразительные штрихи черной тушью описывают его меховой воротник и сложные звенья цепи. Значок на шляпе Парра, сцена св. Георгия и дракона, детализированная на отдельном рисунке в верхнем левом углу листа, означает статус Парра как члена ордена подвязок. По мелким аббревиатурам на груди и рукаве Гольбейн отметил бело-фиолетовый бархат и белый атлас одежды Парра.
Уильям Парр, впоследствии маркиз Нортгемптона , 1538-42, Ганс Гольбейн Младший. Черные и цветные мелки, белая непрозрачная акварель, перо и тушь, кисть и тушь на бледно-розовой подготовленной бумаге. Royal Collection Trust / © Her Magesty Queen Elizabeth II 2021, www. rct.uk / Bridgeman Images
Circular Formats
Гольбейн написал один из своих самых захватывающих портретов для Саймона Джорджа из Корнуолла, о котором мало что известно. Обилие значимых атрибутов характеризует Саймона, хотя единое толкование остается неуловимым. Он предлагает красную гвоздику, традиционно связанную с браком. Его берет украшают эмалевые анютины глазки, возможные аллюзии на смерть, и знак мифических влюбленных Зевса (в виде лебедя) и Леды. Гольбейн достиг необычайного ощущения присутствия благодаря изображению украшенного черного шелка на его плече, слоев цвета на шее и особенно моделирования плоти челюсти и уха. Формат медальона и изображение профиля натурщика отсылают к портретам на старинных монетах, а также к портретным медалям начала 16 века, на которых они основаны. Для этого сказочно одетого джентльмена художник создал блестящую, подобную драгоценному камню модернизацию этих популярных портативных образов.
Саймон Джордж Корнуоллский , около 1535-40, Ганс Гольбейн Младший. Смешанная техника на панно. Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне
Портрет и убеждение
Вместе с некоторыми из своих натурщиков Гольбейн участвовал в древнем, но до сих пор популярном споре среди культурных людей о превосходстве письменного слова или живописного изображения для передачи характера человека. Был ли Дерих Борн, молодой купец из Кельна, живущий в Лондоне, гуманистом или просто стремился к утонченной эрудиции, значения не имеет. Гольбейн изобразил его с юношеской бравурой на фоне фиговой лозы, положившего руку на каменный парапет, в манере, напоминающей венецианского художника Тициана, а также фламандских художников столетием ранее. Черный атласный рукав Борна, удивительное проявление живописного мастерства, подчеркивает его проницательный взгляд. Гольбейн был искусным леттером, и надпись, казалось бы, высеченная на передней части каменного парапета, создает убедительную иллюзию другого рода. Надпись гласит: DERICHVS SI VOCEM ADDAS IPSISSIMVS HIC SIT / HVNC DVBITES PICTOR FECERIT AN GENITOR / DER BORN ETATIS SV AE 23. ANNO 1533. Перевод: «Если бы вы добавили голос, это был бы сам Дерих. Вы бы сомневались, художник ли его или его отец сделал его. Дер Борн, 23 года, 1533 год».
Дерих Родился , 1533, Ганс Хокбейн Младший. Масло на панели. Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II 2021, www.rct.uk/Bridgeman Images
Эти строки не только утверждают участие Борна в споре, они также одновременно прославляют искусство живописи и смело восхваляют мастерство Гольбейна.
О художнике
Жизнь Гольбейна проходила в бурный период культурного обмена и религиозных потрясений Реформации, религиозного и политического вызова Римско-католической церкви. Амбициозный художник, он искал возможности, соответствующие его выдающимся талантам, за пределами Германии, и построил свою карьеру во время длительного пребывания за границей.
Гольбейн родился в Аугсбурге, на юге Германии, зимой 1497/98 года. Он был вторым сыном выдающегося художника Ганса Гольбейна Старшего. В 1515 году он и его старший брат Амброзиус переехали в Базель, Швейцария, университетский город и центр новой книгопечатной промышленности. Среди его самых ранних работ — живые рисунки пером на полях копии сатирического произведения Эразма Роттердамского «Похвала глупости ».
Гольбейн вступил в гильдию живописцев в 1519 г., женился и стал гражданином в 1520 г. Его выдающиеся работы в течение следующих нескольких лет состояли из портретов, запрестольных изображений и эскизов для гравюр на дереве и витражей. В своих картинах и монументальных декоративных работах, в том числе фасадах домов, он проявлял свое фирменное мастерство: свой талант создавать иллюзии. Ни одна из его переписки не сохранилась, но более поздний биограф описал Гольбейна как «энергичного». Находясь в Швейцарии, он был оштрафован за драку, но в этот период он также общался с учеными-гуманистами, и Эразм стал важным покровителем. Гольбейн посетил Францию в 1524 году в поисках должности при французском дворе.
В августе 1526 года Гольбейн покинул Базель и отправился в Лондон, остановившись в Антверпене, где познакомился с ведущими художниками и гуманистами города. Рекомендательное письмо Эразма государственному деятелю сэру Томасу Мору помогло ему обосноваться в Англии. В течение двух очень успешных лет Гольбейн изображал Мора и членов английского двора цветными мелками и новаторскими картинами, а также участвовал в праздничных украшениях в Гринвиче в честь прибывшей французской делегации. Гольбейн вернулся в Базель в 1528 году и воссоединился со своей женой Эльсбет и их детьми, Филиппом и Катариной. Он закончил работы, начатые перед его английским пребыванием, выполняя новые гражданские поручения, и приобрел два дома. Однако Реформация утвердилась в Базеле, что значительно сократило возможности для художников.
Гольбейн вернулся в Англию в 1532 году, снова привез письмо поддержки от Эразма, и обнаружил, что ситуация сильно изменилась; его предыдущие покровители умерли или были опозоренны, поскольку политические фракции изменились, и были предприняты усилия, чтобы добиться развода короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской.