Ганди мохандас карамчанд махатма: Почему Махатма Ганди навсегда изменил мир: Статьи общества ➕1, 01.10.2022

Почему Махатма Ганди навсегда изменил мир: Статьи общества ➕1, 01.10.2022

2 октября исполняется 152 года со дня рождения Махатмы Ганди. Он начинал как неудачливый адвокат, а к концу жизни превратился в духовного наставника для борцов за свободу по всему миру. Plus-one.ru рассказывает о том, как Ганди стал Махатмой, откуда взялось его учение и за что его убили тремя выстрелами в упор.

Фото: GEORGE RINHART

Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 году в портовом городе Порбандаре на западе Индии. Он происходил из влиятельной семьи, принадлежавшей к касте банья — верхушке сословия вайшьев, то есть торговцев и земледельцев. Отец Ганди занимал пост главного министра (дивана) княжества Порбандар.

Большое влияние на мальчика оказала его мать, которая была очень набожной даже по индийским меркам. Детство Мохандаса проходило в бесконечных постах, каждодневных посещениях храмов, совместных чтениях священных текстов. Впоследствии все это повлияло на формирование собственного учения Ганди, его политической и религиозно-философской доктрины.

В 13 лет родители женили Мохандаса на его ровеснице по имени Кастурбай. В 1888 году, в возрасте 19 лет, Ганди по совету друга семьи отправился в Лондон, где три года учился на адвоката.

Махатма со своей женой Кастурбай. Помолвлены с семи лет

Фото: автор неизвестен

Учеба в имперской столице стоила дорого, отец к тому времени умер, и семья Ганди испытывала финансовые трудности. Чтобы купить билет на пароход, Мохандас продал драгоценности своей жены. Три года в Лондоне дались ему нелегко. Придерживаясь строгого вегетарианства, он питался в основном хлебом и шпинатом, поскольку денег на другие растительные продукты не было. Учеба помогла Мохандасу закалить характер и преодолеть природную робость.

Получив диплом барристера (адвокат высшей категории в Великобритании) в Иннер-Тэмпл, Ганди вернулся в Индию и открыл практику в Бомбее. Первое же дело он проиграл, в следующих процессах успех к нему так и не пришел.

В 1893 году через своего брата Ганди получил предложение: работать по специальности в Южной Африке в торговой фирме купца-мусульманина Дады Абдуллы. Мохандас согласился. В Южной Африке существовала многочисленная индийская диаспора. Белые относили индийцев к «чернокожим», что означало апартеид. Права африканских индийцев были ограничены во всем — от поездок в транспорте до вопросов собственности.

Ганди служил в армии и видел ужасы англо-бурской войны. Этот опыт повлиял на формирование его концепции ненасилия.

Фото: автор неизвестен

Заслужив репутацию отменного юриста, которому доверяли вести дела не только индийцы, но и белые, Мохандас стал влиятельным членом диаспоры. Он учредил Индийский конгресс колонии Наталь и открыто обсуждал идеи борьбы с неравенством со всеми, кто был готов его слушать.

Ганди удалось превратить десятки тысяч индийцев в единую политическую силу, которую колониальные власти не смогли игнорировать. Индийский конгресс Наталя собрал десять тысяч подписей под петицией против неподъемного для индийцев подушевого налога в £25 в год и направил ее в лондонское Министерство по делам колоний и вице-королю Индии. Налог был снижен до £3.

Махатма Ганди был номинирован на Нобелевскую премию мира пять раз.

Фото: автор неизвестен

Свое учение о борьбе с угнетением Ганди назвал «сатьяграха», что на санскрите означает «упорство в истине». В основе концепции лежали три главных принципа: гражданского неповиновения, несотрудничества и — самое важное — ненасилия.

По убеждению Ганди, насилие — это воплощение иррациональности, даже к врагу следует обращаться рассудительно и без злобы, а в ответ на его агрессию — сохранять самообладание. Чтобы обрести подобную силу духа, Ганди принял обет целомудрия, вел спартанский образ жизни, подолгу постился. Эти убеждения вскоре стали его серьезным политическим оружием.

Гражданское неповиновение, по Ганди, заключалось в сознательном нарушении несправедливых законов. Наказание за это — будь то арест или тюремное заключение — следовало терпеливо переносить.

Несотрудничество означало прекращение любых контактов с несправедливой системой правления, включая увольнение с государственной службы, отказ от титулов и званий, а также бойкотирование судов, школ, административных учреждений. Наконец, несотрудничество подразумевало отказ от приобретения товаров, производимых экономикой угнетателей.

Впервые к сатьяграхе, то есть к тактике ненасильственной борьбы, Ганди призвал южноафриканских индийцев в 1906 году. Тысячи людей в Натале и Трансваале уходили с работы, устраивали мирные митинги и забастовки. Мохандаса часто арестовывали, но потом отпускали: слишком велико было его влияние на народ.

В результате индийцам удалось добиться смягчения дискриминационных законов. Новости о победах протестного движения широко освещались в Англии, и постепенно о Ганди узнавали по всему миру. В 1915 году он с семьей вернулся в Индию, чтобы распространить свое учение на родине.

Главная роль Анджелины Джоли

Как секс-символ и мать шестерых детей борется за права обездоленных по всему миру

Демонстрация несогласия. Ганди инициировал ненасильственные протесты.

Фото: автор неизвестен

Гандизм как учение имел несколько источников. Основным были индуистские религиозные тексты. Оттуда была взята концепция ахимсы, или «ненасилия». На Ганди также повлияло учение Льва Толстого. Мохандас с ним переписывался и был приверженцем его идей, концепций непротивления злу насилием и всепрощения.

Свои идеи Ганди излагал так, будто читал проповеди. Он призывал своих единомышленников «придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души», предрекая «триумф истины, победу истины, победу правды силами души и любви». Это превращало его не столько в политическую фигуру, сколько в духовного лидера.

Рабиндранат Тагор и Ганди в 1940 году

Фото: автор неизвестен

По возвращении в Индию Ганди создал под Ахмадабадом ашрам (общину) Сабармати, где проходило обучение принципам сатьяграхи.

В 1915 году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор назвал Ганди «Махатмой», что означает «великая душа». Этот титул навсегда закрепился за Мохандасом.

В марте 1919 года британская администрация Индии приняла закон Роулетта, предоставлявший чрезвычайные полномочия генерал-губернатору. Любой индиец, которого подозревали в нелояльности империи, мог быть арестован и заключен под стражу без суда и следствия. В ответ Ганди провозгласил общенациональную сатьяграху. Он ездил по стране, призывая к ненасильственному сопротивлению британскому произволу.

13 апреля в Амритсаре 50 солдат расстреляли толпу демонстрантов, погибли сотни людей, в основном женщины и дети. После этой бойни Ганди стал решительным противником Британской империи.

В 1920-м Махатма вновь объявил всеиндийскую сатьяграху, призвав соотечественников бойкотировать имперскую текстильную монополию. Весь хлопок с индийских плантаций отвозили в Англию, где изготавливали ткани, а затем втридорога продавали их индийцам. В самой Индии производство тканей находилось под запретом.

С того времени символом национально-освободительной борьбы стала ручная прялка. Сотни тысяч последователей гандизма стали ткать дома и сами торговать тканями. Махатма верил, что кустарный труд — в частности, ручное ткачество — позволит стране обрести экономическую независимость. Ганди называл это «ненасильственной экономикой».

Продолжением такой политики стал Соляной поход. Британский закон, принятый еще в 1882 году, предоставлял колониальным властям монополию на сбор и производство соли в Индии. В апреле 1930 года Ганди с ближайшими последователями отправился из Сабармати в 400-километровый пеший поход к заброшенным солеварням близ селения Данди на берегу Аравийского моря, чтобы демонстративно выпарить соль в нарушение колониального законодательства. Весть об акции облетела всю Индию, и нелегально выпаривать соль стали десятки тысяч индийцев.

После Соляного похода Ганди оказался в тюрьме Йервада в Пуне. Как лидер протестного движения он был там частым гостем, хотя никогда не задерживался надолго. И на этот раз Махатма заключил пакт с колониальными властями: все политзаключенные освобождались в обмен на приостановку общенациональной кампании неповиновения.

В 1932 году Ганди начал кампанию против дискриминации низшей касты — «неприкасаемых». Он называл их «хариджанами» — «детьми божьими».

Махатма Ганди переписывался со многими людьми, были среди них и Толстой, и Эйнштейн, и Гитлер

Фото: Мохандес К. Ганди

Ганди дважды писал Адольфу Гитлеру — в июле 1939-го, накануне Второй мировой, и в декабре 1940-го. Он дважды призывал нацистского лидера остановить войну, и оба раза обращался к нему «дорогой друг», за что впоследствии неоднократно подвергался критике.

Впрочем, в то время мировая общественность еще не знала обо всех зверствах нацистского режима. Оба письма остались без ответа.

С одной стороны, Ганди публично осуждал фашизм и нацизм. С другой, он призывал соотечественников не поддерживать англичан в войне. В 1942 году в Мумбаи Махатма публично призвал индийцев не сотрудничать с властями и потребовал, чтобы британцы покинули Индию. Сразу после этой речи Ганди, его жену и лидеров Индийского национального конгресса (ИНК) арестовали.

Заключение Ганди длилось два года. Его жена скончалась в тюрьме в феврале 1944-го от обострения бронхита, а сам Махатма подхватил малярию. В мае его выпустили из-за критического состояния здоровья — власти понимали, что смерть в тюрьме могла привести к новым волнениям.

Когда война завершилась, по договоренности с колониальными властями Ганди призвал своих сторонников прекратить борьбу в обмен на освобождение более 100 тыс. политических заключенных.

В 1946 году один из лидеров ИНК, будущий премьер-министр Индии и воспитанник Ганди Джавахарлал Неру получил от англичан мандат на формирование национального правительства. Глава Всеиндийской мусульманской лиги (ВМЛ) Мухаммед Али Джинна выступил за отделение от Индии независимого Пакистана. Ганди был резким противником такого раскола.

Джинна призвал мусульман к проведению Дня прямых действий. 16 августа в Калькутте состоялся массовый митинг в поддержку идеи об отделении. Акция сопровождалась погромами и массовыми убийствами, более 4 тыс. человек погибли. Это положило начало жестоким столкновениям индуистов и мусульман в Бенгалии.

Ганди с последователями пешком обошел весь регион, призывая прекратить кровопролитие и не допустить раскола страны. Эта кампания не возымела эффекта. 15 августа 1947 года Индия и Пакистан получили статусы двух отдельных доминионов. Столкновения в приграничных районах не прекратились. В октябре 1947-го территориальный спор о принадлежности Джамму и Кашмира перерос в первую индо-пакистанскую войну.

Махатма, живший в то время в Нью-Дели, проводил многодневные голодовки в знак протеста против насилия.

Традиционалисты давно не любили Ганди — за демонстративную поддержку низших каст, за то, что принимал делегации мусульман. Более того, радикалы утверждали, что Ганди привел Индию к разделу «антинациональной» мирной проповедью.

В январе 1948 года состоялось первое покушение на его жизнь. Экстремисты бросили самодельную бомбу в толпу, собравшуюся в парке у дома духовного лидера, чтобы послушать его речь. После инцидента Ганди предлагали усиленную охрану и отказ от публичных выступлений, однако он не согласился и 10 дней спустя на том же месте произошло второе покушение.

Большую часть того дня, 30 января, Ганди трудился у себя дома над предложениями к проекту Конституции. Вечером в сопровождении своей племянницы он направился в парк для публичного совершения молитвы. Из приветствовавшей Махатму толпы к нему приблизился человек и трижды выстрелил в упор.

Убийцей оказался националист Натурам Годсе. Его скрутили на месте, помешав ему совершить самоубийство. Годсе приговорили к повешению. Вера Ганди в то, что насилие и жестокость принесены на его родину англичанами, а Индия с ее древней культурой может стать мирной страной, не оправдалась.

Похоронная процессия Махатмы Ганди была длиной восемь километров

Фото: outlookindia.com

Философия Ганди навсегда изменила политическую практику, продемонстрировав человечеству эффективность мирного протеста, ненасильственной борьбы и пассивного сопротивления. Его идеологией вдохновлялись последующие поколения политиков по всему миру — от Мартина Лютера Кинга (США) и Нельсона Манделы (ЮАР) до Аун Су Чжи (Мьянма).

Сегодня во многих городах мира есть памятники и мемориалы Махатмы. Его день рождения — 2 октября — провозглашен ООН Международным днем ненасилия.

25-й кадр Шарлиз Терон

Как жертва домашнего насилия стала символом борьбы за права женщин

Автор

Илья Арзуманов

Ганди, Махатма — ПЕРСОНА ТАСС

Происхождение и образование
Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в г. Порбандаре — центре одноименного княжества (ныне — в индийском штате Гуджарат) в составе Британской Индии (территория современных Индии, Пакистана, Бангладеш и Мьянмы была британской колонией с 1858 г.). Принадлежал к касте торговцев — банья. Его отец, Карамчанд Уттамчанд Ганди, был потомственным главным министром княжества. Семья исповедовала индуизм и строго придерживалась религиозных норм, что повлияло на формирование мировоззрения Ганди.
В мае 1883 г., согласно индуистскому обычаю, по решению родителей был заключен брак между 13-летним Мохандасом и 14-летней Кастурбой, принадлежавшей к той же касте. На протяжении многих десятилетий она была соратником мужа (в браке у них родились четверо сыновей).
В 1888-1891 гг. Мохандас Ганди учился на юриста в Лондоне и после сдачи экзаменов получил право вести адвокатскую практику. Вернувшись в Индию, стал адвокатом в Бомбее. Спустя два года одна из торговых фирм пригласила его работать в качестве ее юрисконсульта в британской колонии Наталь в Южной Африке (с 1910 г. — провинция Южно-Африканского Союза, ныне — провинция Квазулу-Наталь в ЮАР).
Работа и общественная деятельность в Южной Африке
В апреле 1893 г. Ганди отправился в Дурбан. Столкнувшись с дискриминацией и жестоким отношением колонизаторов к жившим там выходцам из Индии, осознал необходимость борьбы за свои права. Именно в Южной Африке сформировались его философские взгляды и были разработаны методы гражданского неповиновения властям как способ достижения поставленной цели. Одним из идейных источников для Ганди стало учение о «непротивлении злу насилием» Льва Толстого, с которым он состоял в переписке. Ганди выработал принцип ненасильственного сопротивления («сатьяграха», санскр. «упорство в истине»), который лег в основу его учения. Суть сатьяграхи — готовность переносить страдания и путем отказа от насилия («ахимса») взывать к совести противника, тем самым постепенно превращая его в союзника. Ганди считал, что согласованными действиями люди способны оказывать давление на власть и добиваться выполнения выдвигаемых требований. Насильственные меры, по мнению Ганди, напротив, порождают лишь ответное насилие и не могут служить средством достижения позитивных социальных перемен. Отстаивая интересы индийских поселенцев, Ганди призывал к использованию таких форм гражданского неповиновения, как сидячие забастовки, мирные демонстрации и голодовки. В результате ему удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. Во время жизни в Южной Африке Ганди издавал еженедельник Indian Opinion («Индийское мнение»), в котором публиковал статьи, разъясняющие принципы ненасилия и идеи сатьяграхи. В 1906 г. принял обет самоограничения, начал вести аскетический образ жизни.
Борьба за независимость Индии
В 1915 г. Мохандас Ганди вернулся на родину, где присоединился к Индийскому национальному конгрессу (ИНК) — старейшей политической партии в Индии, вокруг которой объединились все сторонники национально-освободительного движения. Считается, что в том же году индийский поэт Рабиндранат Тагор (1861-1941) впервые назвал его «Махатмой» (санскр. «великая душа»; сам Ганди писал, что этот титул «приносит ему боль»). В Индии Ганди стал организатором серии локальных кампаний гражданского неповиновения, выступал на митингах с призывами к борьбе против британского господства с использованием ненасильственных форм.
В 1920 г. Ганди стал лидером ИНК, который под его руководством превратился в массовую демократическую партию. В том же году он организовал общенациональную кампанию гражданского неповиновения, которая предусматривала отказ от пожалованных англичанами титулов, бойкот британских товаров, прекращение службы в колониальных учреждениях и отказ от учебы в английских учебных заведениях. Кампания включала массовые митинги, демонстрации и пикеты. Однако она была прекращена, после того как в феврале 1922 г. крестьяне одного из поселений сожгли полицейский участок. Ганди был арестован и приговорен к шести годам тюремного заключения. В 1924 г. он был освобожден по состоянию здоровья и на некоторое время отошел от участия в освободительной борьбе. В этот период сосредоточил внимание на решении социальных проблем. В частности, боролся с кастовым неравенством и дискриминацией хариджанов («детей божьих» — так он называл представителей каст неприкасаемых, которые в традиционном индуизме считаются низшими; сейчас они внесены в особый правительственный список и официально именуются «списочными»). Также он призывал к мирному сосуществованию индусов и мусульман в Индии. Выступал за развитие производства национальных товаров, в частности за повсеместное возрождение кустарного ремесла, особенно ручного прядения и ткачества. По его мнению, это должно было привести к созданию новых рабочих мест, а также способствовать развитию индийской экономики.
В конце 1920-х гг. с началом нового подъема антиколониальной борьбы и отказом Великобритании предоставить Индии статус доминиона (автономное образование в составе империи), Ганди вернулся к политической деятельности, организовав очередную общенациональную акцию неповиновения. В марте-апреле 1930 г. он возглавил так называемый «соляной поход». Ганди и его последователи прошли пешком 390 км от Ахмадабада (на западе Индии, ныне — на территории штата Гуджарат) до побережья Аравийского моря к рыбацкому селению Данди. Там они устроили демонстративное выпаривание соли из морской воды. Акция была направлена против британской колониальной монополии на этот продукт и сопровождалась массовыми митингами за независимость Индии, бойкотом английских товаров, увольнением служащих из британских учреждений. Ответом властей на нее стал арест многих членов ИНК и самого Ганди, который провел в тюрьме около года. В марте 1931 г. Ганди подписал соглашение с британской администрацией, которое подразумевало прекращение акций протеста в обмен на освобождение арестованных членов ИНК и определенные экономические уступки индийским деловым кругам, в частности отмену монополии на соль. В последующие годы совершал индивидуальные сатьяграхи, объявлял голодовки с целью привлечения внимания к различным проблемам индийского общества (например, к положению неприкасаемых). В 1934 г. вышел из ИНК из-за расхождения взглядов на методы национально-освободительной борьбы с другими его руководителями, занимался проблемами индийской деревни и др.
Во время Второй мировой войны объявил о начале решающего этапа борьбы за полную независимость Индии. В 1942 г. после принятия ИНК предложенной Ганди резолюции «Прочь из Индии» он вновь был задержан британскими колонизаторами и пробыл под арестом до 1944 г.
В 1947 г. Ганди негативно отнесся к разделу Британской Индии на доминионы Индийский Союз и Пакистан, который стал причиной кровопролитных столкновений на религиозной почве (погибли, по разным данным, от 500 тыс. до 1 млн человек). В знак протеста он несколько раз объявлял голодовку, в последний раз — 13 января 1948 г. Тогда он требовал «сохранить жизнь, благосостояние и религию мусульман», что вызвало гнев со стороны индусских радикалов.
Покушения и убийство
Первое покушение на Махатму Ганди было совершено еще в июне 1934 г. Другая попытка была предпринята 20 января 1948 г. — спустя два дня после завершения последней голодовки. Тогда во время публичной молитвы в особняке известного предпринимателя Ганшьяма Даса Бирлы в Дели, где остановился Ганди, индуистский экстремист по имени Маданлал бросил в него самодельную бомбу. Она разорвалась в нескольких метрах от Махатмы Ганди, в результате инцидента никто не пострадал. На предложение индийских властей усилить охрану Ганди ответил: «Если мне суждено погибнуть от пули безумца, я сделаю это с улыбкой».
30 января 1948 г., направляясь на вечернюю молитву, Махатма Ганди вышел в сад перед домом, где его встретила толпа. В этот момент член радикальной группировки «Хинду Махасабха» Натурам Винаяк Годсе трижды выстрелил в него из револьвера. Согласно некоторым сведениям, Ганди скончался мгновенно, другие источники сообщали, что он умер через полчаса.
Махатма Ганди был кремирован на берегу реки Ямуна в соответствии с традициями индуизма. Рядом с местом кремации был сооружен мемориал. В его центре расположен постамент из черного мрамора с фразой «Хе Рам, Хе Рам» («О, Боже, Боже»). Считается, что это были последние слова Махатмы Ганди.
Натурам Годсе и другие члены «Хинду Махасабха», подозревавшиеся в организации убийства, были преданы суду. Годсе был вынесен смертный приговор (через повешение), он был приведен в исполнение 15 ноября 1949 г.
Память
В Индии Махатму Ганди называют «отцом нации». Его день рождения — 2 октября — является государственным праздником, а во всем мире под эгидой ООН отмечается как Международный день ненасилия. В 1995 г. правительство Индии учредило Международную премию мира им. Махатмы Ганди (International Gandhi Peace Prize).
В 1964 г. в его честь в Гуджарате был основан город Гандинагар, который стал административным центром штата. Его именем названы улицы и площади как в городах Индии, так и за рубежом. В 1988 г. памятник Махатме Ганди был открыт на Ломоносовском проспекте в Москве.
Махатма Ганди относится к числу величайших мыслителей XX в., о его жизни и деятельности написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. В частности, в 1982 г. на экраны вышла картина «Ганди» Ричарда Аттенборо с Беном Кингсли в главной роли, которая была удостоена восьми премий «Оскар», в том числе в номинации «Лучший фильм». На труды Ганди ссылались многие общественно-политические деятели, в частности лидер движения за права чернокожих в США Мартин Лютер Кинг и борец с апартеидом в ЮАР Нельсон Мандела.

{{filterList[filterType]}}

Кастурба Ганди | Индийский политический деятель

Ганди, Кастурба

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
11 апреля 1869 г. Порбандар Индия
Умер:
22 февраля 1944 г. (74 года) Пуна Индия

См. весь соответствующий контент →

Кастурба Ганди , полностью Кастурба Мохандас Ганди , урожденная Кастурба Кападия , Кастурба также пишется как Кастурбай (родился 11 апреля 1869, Порбандар, Индия — умер 22 февраля 1944, Пуна), индийский политический деятель, который был лидером в борьбе за гражданские права и за независимости от британского владычества в Индии. Она была женой Мохандаса Карамчанда Ганди.

Кастурба Кападиа родился у Гокуладаса Кападиа, богатого торговца, и его жены Врайкунверба в городе Порбандар (сейчас в штате Гуджарат) на побережье Аравийского моря. Ее семья и семья Мохандаса Ганди (который был на несколько месяцев моложе ее) дружили, и в 1882 году, когда ей было 13 лет, они поженились. Она переехала жить в дом Ганди в Раджкоте. Кастурба не училась до замужества, и Мохандас взял на себя ответственность дать ей начальное образование.

(Читайте эссе Индиры Ганди «Британника» 1975 года о глобальном неблагополучии.)

В 1885 году у пары родился ребенок, но он умер вскоре после рождения. Их первый выживший ребенок — сын Харилал — родился в 1888 году, через шесть лет после их брака. Мохандас уехал вскоре после рождения Харилала изучать право в Лондоне (вернувшись в 1891 году), а Кастурба остался с новорожденным. Она родила еще троих сыновей: Манилала (1892 г.), Рамдаса (1897 г.) и Девдаса (1900 г. ).

Кастурба снова остался в Индии, когда Мохандас отправился в Южную Африку в 189 г.3 заниматься юридической практикой, но он вернулся за ними в 1896 году, и в начале следующего года семья прибыла в Южную Африку; там родились двое их последних детей. Семья Ганди вернулась в Индию в 1901 году, прежде чем принять решение вернуться в Южную Африку в 1903 году.

Кастурба впервые занялась политикой и общественной деятельностью в Южной Африке. В 1904 году она помогла Мохандасу и другим основать поселение Феникс недалеко от Дурбана, кооперативную деревню, жители которой делили работу по дому и выращивали себе еду; позже семья жила там несколько лет. В 1913 марта она была арестована и приговорена к трем месяцам тюремного заключения за участие в акции протеста против обращения с индийскими иммигрантами в Южной Африке. Семья в последний раз покинула Южную Африку в июле 1914 года, отправившись в Англию, прежде чем прибыть в Индию в начале 1915 года.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

У Кастурбы начались серьезные проблемы со здоровьем, когда она находилась в Южной Африке, и после этого у нее часто было плохое здоровье. Тем не менее, она также обладала сильной волей и продолжала участвовать во все большем числе гражданских акций и протестов по всей Индии, которые организовывали Мохандас и другие. Она часто заменяла мужа, когда он сидел в тюрьме. Иногда она предпринимала действия против его воли, так как он беспокоился о ее здоровье. Однако большую часть своего времени она посвящала помощи в управлении различными ашрамами (религиозными ретритами; 9).0033 см. ашрама ), который она помогла найти Мохандасу.

В середине 1917 года, когда Мохандас работал над улучшением положения фермеров индиго в Чампаране, штат Бихар, Кастурба заботилась о благополучии местных женщин. В 1922 году она участвовала в движении ненасильственного гражданского неповиновения (

сатьяграха ) в Борсаде, Гуджарат. Хотя она не принимала участия в знаменитом Соляном марше Мохандаса в 1930 г. , она участвовала в ряде кампаний гражданского неповиновения в начале 1919 г.30-х годов, несколько раз арестовывался и заключался в тюрьму.

В начале 1939 года она участвовала в ненасильственных протестах против англичан в Раджкоте, после того как женщины города обратились непосредственно к ней. Ее арестовали и месяц держали в одиночной камере недалеко от города, за это время ее здоровье еще больше ухудшилось. В 1942 году она была снова арестована за участие в движении «Выйди из Индии» и была заключена (вместе с Мохандасом и многими другими лидерами, выступающими за независимость) во Дворце Ага-Хана в Пуне. В тюрьме у нее обострился хронический бронхит, она заболела пневмонией и перенесла серию сердечных приступов, прежде чем умерла в начале 19-го века.44.

Бибху Прасад Рутрей

Махатма Ганди — Южная Африка, Соленый марш и убийство

Кем был Махатма Ганди?

Махатма Ганди был лидером ненасильственного движения за независимость Индии против британского правления и в Южной Африке, который выступал за гражданские права индийцев. Родившийся в Порбандаре, Индия, Ганди изучал право и организовывал бойкоты против британских учреждений в мирных формах гражданского неповиновения. Он был убит фанатиком в 1948 году.

Ганди возглавляет Соляной марш в знак протеста против государственной монополии на производство соли.

Фото: Central Press/Getty Images

Молодость и образование

Лидер индийских националистов Ганди (урожденный Мохандас Карамчанд Ганди) родился 2 октября 1869 года в Порбандаре, Катхиавар, Индия, которая тогда была частью Британской империи.

Отец Ганди, Карамчанд Ганди, был главным министром в Порбандаре и других штатах западной Индии. Его мать, Путлибай, была глубоко религиозной женщиной, регулярно постившейся.

Молодой Ганди был застенчивым, ничем не примечательным студентом, который был настолько робким, что даже в подростковом возрасте спал при включенном свете. В последующие годы подросток бунтовал, куря, поедая мясо и воруя мелочь у домашней прислуги.

Хотя Ганди хотел стать врачом, его отец надеялся, что он также станет правительственным министром, и направил его к профессии юриста. В 1888 году 18-летний Ганди отплыл в Лондон, Англия, чтобы изучать право. Молодой индиец боролся с переходом к западной культуре.

Вернувшись в Индию в 1891 году, Ганди узнал, что его мать умерла всего за несколько недель до этого. Он изо всех сил пытался получить свою опору в качестве юриста. В своем первом судебном деле нервный Ганди потерял сознание, когда пришло время перекрестного допроса свидетеля. Он немедленно скрылся из зала суда, возместив своему клиенту судебные издержки.

Религия и верования Ганди

Ганди вырос, поклоняясь индуистскому богу Вишну и следуя джайнизму, морально строгой древней индийской религии, проповедовавшей ненасилие, пост, медитацию и вегетарианство.

Во время первого пребывания Ганди в Лондоне, с 1888 по 1891 год, он стал более привержен постной диете, вступив в исполнительный комитет Лондонского вегетарианского общества, и начал читать различные священные тексты, чтобы узнать больше о мировых религиях.

Живя в Южной Африке, Ганди продолжал изучать мировые религии. «Религиозный дух внутри меня стал живой силой», — писал он о своем пребывании там. Он погрузился в священные индуистские духовные тексты и принял жизнь в простоте, аскезе, посте и безбрачии, свободную от материальных благ.

Ганди в Южной Африке

После попыток найти работу юриста в Индии Ганди заключил годовой контракт на оказание юридических услуг в Южной Африке. В апреле 1893 года он отплыл в Дурбан в южноафриканском штате Натал.

Когда Ганди прибыл в Южную Африку, он был потрясен дискриминацией и расовой сегрегацией, с которыми столкнулись индийские иммигранты со стороны белых британских и бурских властей. После своего первого появления в зале суда в Дурбане Ганди попросили снять тюрбан. Вместо этого он отказался и покинул суд. Рекламодатель Натала в печати высмеял его, назвав «нежеланным гостем».

Ненасильственное гражданское неповиновение

Важный момент произошел 7 июня 1893 года во время поездки на поезде в Преторию, Южная Африка, когда белый человек возражал против присутствия Ганди в купе первого класса поезда, хотя у него был билет. Отказавшись пересесть в хвост поезда, Ганди был насильно снят и сброшен с поезда на станции в Питермарицбурге.

Акт гражданского неповиновения Ганди пробудил в нем решимость посвятить себя борьбе с «глубокой болезнью цветных предрассудков». В ту ночь он поклялся «постараться, если возможно, искоренить болезнь и потерпеть при этом лишения».

С той ночи маленький скромный человечек превратится в гигантскую силу в борьбе за гражданские права. Ганди сформировал Индийский конгресс в Натале в 1894 году для борьбы с дискриминацией.

Ганди готовился вернуться в Индию по истечении своего годичного контракта, пока на прощальной вечеринке не узнал о законопроекте, представленном Законодательной ассамблее Натала, который лишит индийцев права голоса. Товарищи-иммигранты убедили Ганди остаться и возглавить борьбу с законом. Хотя Ганди не мог предотвратить принятие закона, он привлек международное внимание к несправедливости.

После короткой поездки в Индию в конце 1896 — начале 1897 года Ганди вернулся в Южную Африку с женой и детьми. Ганди вел процветающую юридическую практику, и в начале англо-бурской войны он собрал всеиндийский корпус скорой помощи из 1100 добровольцев для поддержки британского дела, утверждая, что если индийцы рассчитывают получить полные права гражданства в Британской империи, они также необходимо выполнять свои обязанности.

Сатьяграха

В 1906 году Ганди организовал свою первую массовую кампанию гражданского неповиновения, которую он назвал «Сатьяграха» («истина и твердость»), в ответ на новые ограничения прав индейцев, введенные правительством Южно-Африканского Трансвааля, включая отказ признавать индусские браки.

После нескольких лет протестов в 1913 году правительство заключило в тюрьмы сотни индийцев, включая Ганди. Под давлением правительство Южной Африки приняло компромисс, достигнутый Ганди и генералом Яном Кристианом Смэтсом, который включал признание индуистских браков и отмену подушного налога для индийцев.

Возвращение в Индию

Когда в 1914 году Ганди отплыл из Южной Африки, чтобы вернуться домой, Смэтс написал: «Святой покинул наши берега, я искренне надеюсь, что навсегда». С началом Первой мировой войны Ганди провел несколько месяцев в Лондоне.

В 1915 году Ганди основал в Ахмедабаде, Индия, ашрам, открытый для всех каст. В простой набедренной повязке и шали Ганди жил суровой жизнью, посвященной молитве, посту и медитации. Он стал известен как «Махатма», что означает «великая душа».

Оппозиция британскому правлению в Индии

В 1919 году, когда Индия все еще находилась под жестким контролем британцев, Ганди пережил политическое пробуждение, когда недавно принятый Закон Роулатта разрешил британским властям заключать в тюрьму людей, подозреваемых в подстрекательстве к мятежу, без суда. В ответ Ганди призвал к кампании мирных протестов и забастовок Сатьяграха.

Вместо этого вспыхнуло насилие, кульминацией которого стала резня в Амритсаре 13 апреля 1919 года. Войска под командованием британского бригадного генерала Реджинальда Дайера обстреляли из пулеметов толпу безоружных демонстрантов и убили около 400 человек.

Не имея больше возможности присягать на верность британскому правительству, Ганди вернул медали, полученные им за военную службу в Южной Африке, и выступил против обязательного призыва британцами индейцев на военную службу в Первой мировой войне.

Ганди стал ведущей фигурой в Движение за самоуправление в Индии. Призывая к массовым бойкотам, он призвал правительственных чиновников прекратить работать на Корону, студентов прекратить посещать государственные школы, солдат покинуть свои посты, а граждан прекратить платить налоги и покупать британские товары.

Вместо того, чтобы покупать одежду британского производства, он начал использовать портативную прялку для производства собственной одежды. Прялка вскоре стала символом индийской независимости и уверенности в своих силах.

Ганди возглавил Индийский национальный конгресс и выступал за политику ненасилия и отказа от сотрудничества для достижения самоуправления.

После того, как британские власти арестовали Ганди в 1922 году, он признал себя виновным по трем пунктам обвинения в подстрекательстве к мятежу. Хотя Ганди был приговорен к шести годам тюремного заключения, он был освобожден 19 февраля.24 после операции на аппендицит.

Выйдя на свободу, он обнаружил, что отношения между индуистами и мусульманами Индии ухудшились во время его пребывания в тюрьме. Когда насилие между двумя религиозными группами снова вспыхнуло, Ганди осенью 1924 года начал трехнедельный пост, чтобы призвать к единству. Он оставался в стороне от активной политики на протяжении большей части последних 1920-х годов.

Ганди и соль Март

Ганди вернулся к активной политике в 1930 году в знак протеста против британских законов о соли, которые не только запрещали индийцам собирать или продавать соль — основной продукт питания, — но и вводили высокий налог, который особенно сильно ударил по беднейшим слоям населения страны. Ганди запланировал новую кампанию Сатьяграхи, «Соляной марш», которая повлекла за собой 390-километровый/240-мильный марш к Аравийскому морю, где он будет собирать соль, символически бросая вызов государственной монополии.

«Моя цель — не меньше, чем обратить британский народ с помощью ненасилия и таким образом заставить его увидеть то зло, которое они причинили Индии», — писал он за несколько дней до марша британскому вице-королю лорду Ирвину.

12 марта 1930 года Ганди в домотканой белой шали и сандалиях, с тростью в руках, отправился из своего религиозного убежища в Сабармати с несколькими десятками последователей. К тому времени, как 24 дня спустя он прибыл в прибрежный город Данди, ряды демонстрантов пополнились, и Ганди нарушил закон, сделав соль из выпаренной морской воды.

Соляной марш вызвал аналогичные протесты, и массовые акции гражданского неповиновения прокатились по всей Индии. Приблизительно 60 000 индийцев были заключены в тюрьму за нарушение Закона о соли, включая Ганди, который был заключен в тюрьму в мае 1930 года.

Тем не менее, протесты против Закона о соли возвели Ганди в трансцендентную фигуру во всем мире. Он был назван журналом Time «Человеком года» за 1930 год.

Ганди был освобожден из тюрьмы в январе 1931 года, а два месяца спустя он заключил соглашение с лордом Ирвином о прекращении соляной сатьяграхи в обмен на уступки, которые включали освобождение тысяч политических заключенных. Однако соглашение в значительной степени сохранило Законы о соли в неприкосновенности. Но оно дало тем, кто жил на побережье, право добывать соль из моря.

Надеясь, что соглашение станет ступенькой к самоуправлению, Ганди в августе 1931 года принял участие в Лондонской конференции круглого стола по конституционной реформе в Индии в качестве единственного представителя Индийского национального конгресса. Однако конференция оказалась безрезультатной. 19 января Ганди вернулся в Индию и снова оказался в тюрьме.32 во время репрессий со стороны нового вице-короля Индии лорда Уиллингдона. Он начал шестидневный пост в знак протеста против решения британцев изолировать «неприкасаемых», то есть тех, кто находится на низшей ступени кастовой системы Индии, предоставив им отдельные избирательные участки. Общественный резонанс вынудил британцев внести поправки в предложение.

После своего окончательного освобождения Ганди покинул Индийский национальный конгресс в 1934 году, и руководство перешло к его протеже Джавахарлалу Неру. Он снова отошел от политики, чтобы сосредоточиться на образовании, бедности и проблемах, от которых страдают сельские районы Индии.

Независимость Индии от Великобритании

Когда Великобритания оказалась втянутой во Вторую мировую войну в 1942 году, Ганди начал движение «Вон из Индии», призывавшее к немедленному выводу британских войск из страны. В августе 1942 года британцы арестовали Ганди, его жену и других лидеров Индийского национального конгресса и поместили их во Дворец Ага-Хана в современной Пуне.

«Я стал первым министром короля не для того, чтобы председательствовать при ликвидации Британской империи», — заявил премьер-министр Уинстон Черчилль парламенту в поддержку репрессий.

Из-за ухудшения здоровья Ганди был освобожден после 19-месячного заключения в 1944 году.

После того, как Лейбористская партия победила консерваторов Черчилля на всеобщих выборах в Великобритании в 1945 году, она начала переговоры о независимости Индии с Индийским национальным конгрессом и Мохаммедом Али. Мусульманская лига Джинны. Ганди играл активную роль в переговорах, но он не смог одержать победу в своей надежде на единую Индию. Вместо этого окончательный план предусматривал раздел субконтинента по религиозному признаку на два независимых государства — преимущественно индуистскую Индию и преимущественно мусульманский Пакистан.

Насилие между индуистами и мусульманами вспыхнуло еще до того, как 15 августа 1947 года вступила в силу независимость. После этого количество убийств увеличилось. Ганди совершил поездку по раздираемым беспорядками районам, призывая к миру, и постился, пытаясь положить конец кровопролитию. Однако некоторые индусы все чаще рассматривали Ганди как предателя за выражение симпатии к мусульманам.

Жена и дети Ганди

В возрасте 13 лет Ганди женился на Кастурбе Маканджи, дочери торговца, по договоренности. Она умерла на руках у Ганди 19 февраля.44 года в возрасте 74 лет.

В 1885 году Ганди пережил смерть своего отца и вскоре после этого смерть своего маленького ребенка.

В 1888 году жена Ганди родила первого из четырех выживших сыновей. Второй сын родился в Индии в 1893 году. Кастурба родила еще двух сыновей, живя в Южной Африке, одного в 1897 году и одного в 1900 году. был застрелен индуистским экстремистом Натурамом Годзе, который был расстроен терпимостью Ганди к мусульманам.

Ослабленный неоднократными голодовками, Ганди цеплялся за своих двух внучатых племянниц, пока они вели его из жилых помещений в доме Бирла в Нью-Дели на послеобеденное молитвенное собрание. Годзе встал на колени перед Махатмой, вытащил полуавтоматический пистолет и трижды выстрелил в него в упор. Этот насильственный акт унес жизнь пацифиста, который всю жизнь проповедовал ненасилие.

Годзе и сообщник были казнены через повешение в ноябре 1949 года. Другие заговорщики были приговорены к пожизненному заключению.

Наследие

Даже после убийства Ганди его приверженность ненасилию и его вера в простую жизнь — создание собственной одежды, соблюдение вегетарианской диеты и использование голодания для самоочищения, а также средства протеста — были маяком надежда для угнетенных и маргинализированных людей во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *