Библиотека александра македонского: Александрийская библиотека. 100 знаменитых чудес света

Александрийская библиотека. 100 знаменитых чудес света

Александрийская библиотека

В 332 году до н. э. Александр Македонский занял Египет, бывший до этого персидской сатрапией. По приказу полководца в дельте Нила основали город, названный в его честь Александрией. Это была одна из одиннадцати Александрий, разбросанных на огромной территории от Болгарии до Афганистана.

Рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Базилевс Генос Диос Ектисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал…» Это было предзнаменованием, что городу суждено прославиться словесными науками.

Однако после смерти своего основателя огромная эллинистическая империя развалилась. Ее территория была поделена между полководцами Александра. Так, в Египте утвердилась династия Птолемеев, ведущая свой род от Птолемея I Сотера — македонского военачальника, приходившегося сводным братом Александру Великому. Свое прозвище Птолемей получил за то, что в одном из сражений в болотах Индии спас Александру жизнь, хотя, возможно, это только легенда.

Столицей новых египетских царей стала Александрия, где было построено уникальное книжное хранилище. Но мы не знаем, кому из первых Птолемеев принадлежит честь считаться его создателем. Историки до сих пор не могут определиться. Одни называют самого Птолемея I, другие — его сына Птолемея II Филадельфа («любящий сестру»), прозванного так за то, что, как настоящий фараон, он взял себе в жены сестру Арсиною.

Александрия была самым большим городом греческого мира. Она была построена по науке: улицы пересекались под прямыми углами, главная была шириной в 30 метров; обнесенная колоннадой, она тянулась на целый час ходьбы — от Ворот Солнца до Ворот Луны. На центральном перекрестке была площадь, а на площади — исполинский мавзолей с телом Александра Великого. Ближе к морю стоял царский дворец, а при нем — храм, посвященный музам (Мусейон).

Эта постройка представляла собой храмовый комплекс, сконструированный по типу Лицея Аристотеля в Афинах — места, где читались интеллектуальные и философские лекции и проводились дискуссии.

Мусейон был культовым местом почитания девяти муз. Кроме того, он выполнял функции учебного учреждения с лекториями, лабораториями, обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми, а также был собственно библиотекой. Управлял Мусейоном назначенный Птолемеем I жрец. Здесь также работали библиотекари, ответственные за коллекцию манускриптов. Пока неясно, являлась ли царская библиотека отдельным зданием, расположенным около Мусейона (Мумей), или была его продолжением. В одном исследователи сходятся: царская библиотека действительно была частью Храма муз.

Пока также неизвестно, где располагалась библиотека. Обычно называют участок к юго-западу от Восточной гавани Александрии. В 2004 году польские и египетские археологи обнаружили здесь следы построек, которые вполне могли служить лекционными аудиториями.

Слово «аудитория» не должно смущать, так как Александрийская библиотека представляла собой скорее академию, чем простое собрание книг: здесь жили на царском жалованье ученые, занимавшиеся исследованиями и преподаванием. Именно здесь Эратосфен вычислил окружность Земли, Аристарх Самосский создал гелиоцентрическую теорию, а Архимед изобрел свой знаменитый винт.

Античные переписчики часто подправляли текст по своему разумению. Поэтому александрийские ученые старались раздобыть для своей библиотеки самые древние, самые надежные рукописи. Царь Птолемей отдал приказ: на всех кораблях, что заходят в александрийский порт, производить книжный обыск; если у кого из путешественников найдется при себе книга — отбирать, делать копию и отдавать хозяину эту копию, а книгу оставлять для библиотеки. Самые аутентичные рукописи трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида хранились в Афинах, в архиве при театре Диониса. Птолемей под большой залог попросил эти рукописи, чтобы сверить с ними книги своей библиотеки.

Афиняне дали, и, конечно, царь, пожертвовав залогом, вернул копии, а подлинники оставил в Александрии.

Александрийский библиотечный фонд и по современным меркам был очень велик — 700 тыс. свитков. Сам список этих книг (со справками об авторах и о содержании) занимал 120 свитков. Кроме главного книгохранилища при Мусее пришлось выстроить второе — при храме Сераписа. Эти хранилища простояли шесть с лишним веков.

Большинство книг были написаны на папирусе. Ширина свитка обычно составляла 14 см, а длина — 6 м. Они хранились в специальных футлярах на полках из кедра — дерева, которое не точат насекомые. К сожалению, никаких рубрикаторов Александрийской библиотеки не сохранилось, и мы не можем точно сказать, из чего состояло ее собрание. Вполне возможно, что большинство книг являлись простыми копиями с уже имевшихся экземпляров. Но вот что уж точно там хранилось, так это бесценные утраченные сто семь глав «Римской истории от основания города» Тита Ливия, девять глав «Истории» Тацита и шесть глав его «Анналов».

Конечно, гибель Александрийской библиотеки — невосполнимая утрата. И снова загадка: кто поставил последнюю точку в ее истории?

Первый кандидат — Юлий Цезарь. В 48–47 годах до н. э. он участвовал в египетской войне, разгоревшейся между последней царицей Египта Клеопатрой VII Филопатор и ее младшим братом и мужем Птолемеем XIII.

В 47 году до н. э. Цезарь с небольшим отрядом был блокирован в Александрии. Чтобы расчистить путь к отступлению, он поджег корабли, стоявшие в городской гавани. После смерти Цезаря предположение, что именно он сжег библиотеку, было особенно популярным. Римский философ и драматург Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, пишет, что в огне погибло 40 000 свитков. Плутарх сообщает, что огонь перекинулся на постройки, находящиеся неподалеку, в результате чего сгорела и Александрийская библиотека. Но современные историки полагают, что в огне погибла не сама библиотека, а ее небольшая часть, приготовленная Цезарем для вывоза в Рим и временно хранящаяся в одном из портовых зданий.

Более того, потери были восполнены благодаря фондам Пергамской библиотеки. По крайней мере, через 25 лет географ Страбон сообщал, что имел удовольствие в ней работать.

В III веке Римская империя начала терять пограничные провинции. Ее восточные территории — Сирия, Палестина и Египет — в 267 году вошли в отделившееся Пальмирское царство, которым управляла царица Зенобия. Но вскоре ее армию сокрушили легионы императора Аврелиана, и в 272 году царица попала в плен. Годом раньше Аврелиан вступил в Александрию и отдал город на разграбление. Некоторые источники снова сообщают о гибели библиотеки. Но на самом деле самые ценные книги были вывезены в Византий, будущий Константинополь, что спасло их от гибели в более тяжелые времена. В самой же Александрии погибло только главное здание библиотеки — Мусейон, где в основном велось преподавание, другая часть фонда, хранящаяся в храме Сераписа (Серапейоне), не пострадала.

Прошло менее полувека, и в 313 году государственной религией Рима стало христианство. Приговор античной языческой культуре был подписан, смертельный удар ей нанес Феодосий I, последний кесарь единой Римской империи перед ее разделением на Западную и Восточную. В 391 году он издал эдикт, предписывающий уничтожить все языческие храмы. Александрийский храм Сераписа не стал исключением. Последним из известных хранителей великой библиотеки был ученый и математик Феон (335–405), отец Гипатии, самой известной женщины-ученого Древнего мира, жестоко убитой толпой христиан в Александрии в 415 году.

На месте Серапейона возвели христианскую базилику. Но любопытная деталь — никто из авторов, упоминающих об этой драматической истории, не говорит, что вместе с храмом погибли книги. Скорее всего, они были перенесены в другое место.

О великой библиотеке вспомнили через триста лет.

Существует предание, согласно которому в 643 году второму арабскому халифу, помнящему еще Мухаммеда, Омару ибн-Хаттабу, захватившему Египет, показали некое книжное собрание, именуемое Александрийской библиотекой. Ситуация вполне правдоподобная: египетская земля в первые века христианства укрывала многих гонимых официальной церковью, в том числе книжников-язычников. Библиотека или небольшая ее часть могла храниться в подземельях Александрии или коптских монастырях.

Осмотрев библиотеку, халиф якобы сказал одному из своих приближенных: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». После этого заявления манускрипты собрали вместе и использовали вместо топлива. Свитков было так много, что ими якобы обогревали 4000 городских бань Александрии в течение 6 месяцев. Но выполнили приказание халифа или нет, на самом деле неизвестно. Эти невероятные события были описаны спустя 300 лет христианским философом Григорием Бар-Эбреем.

Возможно, когда-нибудь где-то в пустынях Египта найдут свитки из собрания великой библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться в сравнительно невредимом состоянии гденибудь в северо-восточной части города под современными зданиями.

В 1995 году недалеко от места, где когда-то предположительно располагалось прославленное книгохранилище, началось строительство большой библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 16 октября 2002 г. произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы хотя бы частично возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был этот центр знаний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Турин. Библиотека Реале

Турин. Библиотека Реале К 2011 году с момента провала итальянских переговоров прошло уже несколько лет, и меня все сильнее соблазняла мысль снова вернуться к ним.Во время беседы с профессором Фриманом в США он посоветовал мне держаться от соотечественников Бенвенуто

Библиотека ЦАМО

Библиотека ЦАМО Формирование и переподчинение общевойсковых армий 1941–1945 гг. Генштаб. 1954.Общевойсковые армии и их боевой состав за 1942 г. в Великой Отечественной войне. Военно-историческое Управление Генштаба ВС СССР. Сборник. (В ЦАМО поступили в 1949 г.)Общевойсковые

Дом № 165 Российская национальная библиотека

Дом № 165 Российская национальная библиотека Создание нового библиотечного комплекса обусловлено возросшим объемом работы Российской национальной библиотеки при постоянно растущем количестве хранимых в библиотеке книг, число которых превысило 30 млн, а хранение не

Муми-библиотека

Муми-библиотека В комиксах Туве и Ларса персонажи часто читают различные книги и газеты. Например, в комиксе «Муми-тролли на необитаемом острове» Муми-мама находит библиотеку потерпевшего крушения корабля «Черная акула». Среди книг, которые ей попадаются, стоит выделить

Библиотека Ахмеда I

Библиотека Ахмеда I Это небольшая комната квадратной формы, украшенная изникским фарфором, производство которого началось позже, чем фарфора, которым отделаны апартаменты Мурада III. Комната была построена при Ахмеде I Седефкаром Мехмед-агой. Она выглядит великолепно — с

КНИГА – ЧТЕНИЕ – БИБЛИОТЕКА Тенденции недавних лет и проблемы нынешнего дня 242

КНИГА – ЧТЕНИЕ – БИБЛИОТЕКА Тенденции недавних лет и проблемы нынешнего дня242 Картина массового чтения россиян – в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами перестройки, тогдашним повышенным спросом на запрещенную, прежде недоступную культурную продукцию,

Национальная библиотека

Национальная библиотека Четыре высотки, раскрытые, словно книги, замыкают пространство, внутри которого… настоящий лес! Буйство природы в геометрии архитектуры. К этим высоткам надо сначала подняться по высокой и широкой лестнице, вымощенной деревом, а потом сверху

Библиотека Корниенко

Библиотека Корниенко Следующая свидетельница — г-жа Корниенко, женщина лет пятидесяти, очень скромно одетая. Она понимает, но не говорит по-французски. Она была библиотекаршей завода имени Петровского, где работал одно время Кравченко и где директором был Василенко. 16

Библиотека

Библиотека SINE QUA NONТворения преподобного Максима Исповедникакн.1–2, М., «Мартис», 1993–1994Первый выпуск из серии «Святоотеческое наследие» православного Свято-Тихоновского богословского Института.Издание писаний преподобного Максима Исповедника важнейшая веха в

Кто уничтожил Александрийскую библиотеку? | Исторические сюжеты

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.

Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.

До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений.

В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.

В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.

Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.

Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.

Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.

Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».

Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».

В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа.

Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.

Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.

Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.

Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.

В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».

В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».

Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов.

Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода.

Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

 

Валдис ПЕЙПИНЬШ


link

Сожжение Александрийской библиотеки

Главная » Статьи

Престон Чессер

Потеря единственного величайшего архива знаний древнего мира, Александрийской библиотеки, оплакивалась веками. Но как и почему он был утерян, до сих пор остается загадкой. Тайна существует не из-за недостатка подозреваемых, а из-за их избытка.

Александрия была основана в Египте Александром Македонским. Его преемник на посту фараона, Птолемей I Сотер, в 283 г. Музей был святыней муз по образцу Ликея Аристотеля в Афинах. Музей был местом обучения, которое включало лекционные залы, сады, зоопарк и святыни для каждой из девяти муз, а также саму библиотеку. Подсчитано, что когда-то в Александрийской библиотеке хранилось более полумиллиона документов из Ассирии, Греции, Персии, Египта, Индии и многих других народов. Более 100 ученых жили в музее постоянно, чтобы проводить исследования, писать, читать лекции или переводить и копировать документы. Библиотека была настолько большой, что на самом деле у нее был еще один филиал или «дочерняя» библиотека в храме Сераписа.

Первый человек, обвиненный в уничтожении Библиотеки, — не кто иной, как сам Юлий Цезарь. В 48 г. до н.э. Цезарь преследовал Помпея в Египте, когда он был внезапно отрезан египетским флотом в Александрии. Сильно превосходящий численностью и на вражеской территории, Цезарь приказал поджечь корабли в гавани. Огонь распространился и уничтожил египетский флот. К сожалению, сгорела и часть города — район, где стояла великая Библиотека. Цезарь писал о пожаре в гавани, но не упомянул о сожжении Библиотеки. Такое упущение мало что доказывает, поскольку он не имел привычки включать нелестные факты при написании собственной истории. Но у Цезаря не обошлось без недоброжелателей. Если бы только он был виноват в исчезновении Библиотеки, весьма вероятно, что важные документы по этому делу существовали бы сегодня.

Вторая история о разрушении Библиотеки более популярна, в первую очередь благодаря книге Эдварда Гиббона «Закат и падение Римской империи». Но история немного сложнее. Феофил был патриархом Александрии с 385 по 412 год нашей эры. Во время его правления храм Сераписа был преобразован в христианскую церковь (вероятно, около 391 г. н.э.), и вполне вероятно, что многие документы тогда были уничтожены. По оценкам, в храме Сераписа находилось около десяти процентов всех фондов Александрийской библиотеки. После его смерти патриархом стал его племянник Кирилл. Вскоре после этого вспыхнули беспорядки, когда христианский монах Иеракс был публично убит по приказу префекта города Ореста. Говорят, что Орест находился под влиянием Гипатии, женщины-философа и дочери «последнего члена Александрийской библиотеки». Хотя следует отметить, что некоторые считают самой Гипатию последним старшим библиотекарем.

Александрия давно известна своей жестокой и нестабильной политикой. Христиане, евреи и язычники жили вместе в городе. Один древний писатель утверждал, что нет народа, любившего драку больше, чем александрийцы. Сразу после смерти Иеракса группа евреев, которые помогли спровоцировать его убийство, выманила ночью на улицу еще больше христиан, заявив, что церковь горит. Когда христиане выбежали, толпа, в основном еврейская, убила многих из них. После этого последовало массовое опустошение, поскольку христиане отомстили как евреям, так и язычникам, одним из которых была Гипатия. История немного различается в зависимости от того, кто ее рассказывает, но ее схватили христиане, протащили по улицам и убили.

Некоторые считают смерть Гипатии окончательным уничтожением Библиотеки. Другие обвиняют Феофила в том, что он уничтожил последний из свитков, когда разрушил храм Сераписа, прежде чем сделать из него христианскую церковь. Третьи путают оба инцидента и обвиняют Феофила в одновременном убийстве Гипатии и разрушении Библиотеки, хотя очевидно, что Теофил умер незадолго до Гипатии.

Последний человек, которого обвиняют в разрушении, — мусульманский халиф Омар. В 640 году нашей эры мусульмане взяли город Александрию. Узнав о «великой библиотеке, содержащей все знания мира», полководец-завоеватель якобы попросил инструкций у халифа Омара. Приводились слова халифа о фондах Библиотеки: «Они либо будут противоречить Корану, и в этом случае они являются ересью, либо согласятся с ним, поэтому они излишни». Итак, якобы все тексты были уничтожены, использовав их как трут для бань города. Говорили, что даже тогда потребовалось шесть месяцев, чтобы сжечь все документы. Но эти детали, от цитаты халифа до невероятных шести месяцев, которые якобы потребовались для того, чтобы сжечь все книги, были записаны только через 300 лет после свершения. Эти факты, осуждающие Омара, были написаны епископом Григорием Бар-Хебреусом, христианином, который много времени писал о мусульманских зверствах без особых исторических документов.

Так кто же сжег Александрийскую библиотеку? К сожалению, большинство писателей, от Плутарха (который, очевидно, обвинял Цезаря) до Эдварда Гиббонса (убежденного атеиста или деиста, который очень любил обвинять христиан и обвинял Феофила) до епископа Григория (который был особенно антимусульманским, обвинял Омара) имели топор для измельчения и, следовательно, должен рассматриваться как предвзятый. Вероятно, все упомянутые выше приложили руку к уничтожению какой-то части фондов Библиотеки. Коллекция могла то уменьшаться, то исчезать, поскольку одни документы были уничтожены, а другие добавлены. Например, предполагалось, что Марк Антоний передал Клеопатре более 200 000 свитков для библиотеки спустя много времени после того, как Юлия Цезаря обвинили в ее сожжении.

Также весьма вероятно, что даже если Музей был уничтожен вместе с главной библиотекой, отдаленная «дочерняя» библиотека в Храме Сераписа продолжила свое существование. Многие писатели, кажется, приравнивают Александрийскую библиотеку к библиотеке Сераписа, хотя технически они находились в двух разных частях города.

Настоящая трагедия, конечно, не в том, что неизвестно, кто виноват в разрушении Библиотеки, а в том, что так много древней истории, литературы и знаний было утеряно навсегда.

Избранные источники:
«Исчезнувшая библиотека» Лучано Канфора
«Упадок и падение Римской империи» Эдварда Гиббонса

Темы

Этот элемент был создан участником eHistory до его присоединения к Университету штата Огайо. Таким образом, он не проверялся университетом на точность и не обязательно соответствует научным стандартам университета.

Взлет и падение Великой Александрийской библиотеки

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Изображение Александрийской библиотеки, сделанное в 1876 году. (Изображение предоставлено: Fine Art Images/Heritage Images через Getty Images)

Знаменитая библиотека Александрии, Египет, была одним из самых важных хранилищ знаний в древнем мире. Построенный в четвертом веке до н. Платон, Аристотель, Гомер, Геродот и многие другие. Некоторые из самых блестящих умов того периода работали, учились и преподавали в библиотеке.

Однако к пятому веку нашей эры библиотека практически прекратила свое существование. Поскольку многие из ее коллекций были украдены, уничтожены или просто пришли в негодность, библиотека больше не пользовалась тем влиянием, которое она когда-то имела.

История возникновения и упадка Александрийской библиотеки все еще проясняется с помощью науки и археологии . Но то, что мы знаем об этой истории, так же сложно и драматично, как любой голливудский фильм.

Возраст и происхождение Александрийской библиотеки

Александр Македонский основал город Александрию, Египет, на северо-западном конце дельты Нила около 331 г. до н.э. Когда он умер восемь лет спустя, его империя была разделена между его генералами. Один из них, Птолемей I Сотер, стал правителем Египта и основал свою столицу в Александрии. Под его правлением и правлением его потомков город превратился в один из величайших и процветающих городов эллинистического периода (323–30 гг. до н. э.) — процветающий торговый центр и средиземноморский морской порт.

«Вероятно, библиотека была создана вскоре после основания Александрии около 331 г. до н. э., — сказал Виллеке Вендрич, профессор египетской археологии и заведующая кафедрой африканской культурной археологии Джоан Силсби Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Но неясно, была ли библиотека основана Александром, Птолемеем I или [его сыном] Птолемеем II, но вполне вероятно, что она была создана при последнем, который правил с 284 по 246 год до нашей эры».

В 332 г. до н.э. Персидское правление в Египте подошло к концу с приходом Александра Македонского (на фото), и он основал город Александрию. (Изображение предоставлено Wikimedia, древняя мозаика в Помпеях, Италия)

Однако устойчивая легенда гласит, что библиотека началась, когда один из подданных Птолемея I, афинянин по имени Деметрий Фалерский , предложил построить здание для размещения всех известных в мире рукописей, согласно согласно в Британику (откроется в новой вкладке). Грандиозный замысел Деметрия заключался в том, чтобы построить место обучения, которое могло бы конкурировать со знаменитым Ликеем Аристотеля, школой и библиотекой недалеко от Афин. Птолемей I, по-видимому, одобрил план, и вскоре на территории дворца было возведено здание.

— Он назывался Мусейон, или «Место муз», — сказал Вендрих. он был назван в честь муз, девяти греческих богинь искусств. (Слово «музей» происходит от слова «мусейон».)

Зенодот Эфесский слыл первым главным библиотекарем, согласно Британнике . Он был греческим ученым и поэтом, который служил главным библиотекарем как при Птолемее I, так и при Птолемее II. Он был ответственен за создание первого критического издания Гомера, работы, в которой была сделана попытка определить, какие части Илиада и Одиссея были оригинальными и были добавлены более поздними авторами. Зенодотус также редактировал произведения Гесиода, Пиндара и других древних поэтов, а также писал собственные стихи.

Архитектурная библиотека Александрии

Библиотека расширялась в размерах и масштабах с течением времени, когда правители Птолемеев увидели преимущества создания центра обучения и культуры в своем городе. Щедрые королевские субсидии привели к созданию комплекса зданий, окружающих Мусейон. Хотя точная планировка библиотеки неизвестна, считается, что на пике своего развития библиотека включала в себя лекционные залы, лаборатории, залы для собраний, сады, столовые и даже зоопарк, согласно древнему историку Диодор Сицилийский (открывается в новой вкладке). Была также медицинская школа, студенты которой практиковали вскрытие человеческих трупов — уникальное искусство, которое редко применялось в Европе до 15-го века Ренессанса .

«Музеон не был музеем в современном смысле этого слова, а больше походил на университет», — сказал Вендрих в интервью Live Science. «Здесь читали литературные произведения и обсуждали теории».

Архив библиотеки, где хранились рукописи, возможно, был отдельным зданием от Мусейона, хотя это не совсем ясно. Возможно, что на пике своего развития в библиотеке находилось более полумиллиона отдельных письменных работ, согласно Всемирной энциклопедии истории (открывается в новой вкладке). Эти письменные произведения, называемые свитками, были сделаны из папируса, тростника, который рос вдоль реки Нил . Согласно Дартмутскому колледжу , тростник растирали до состояния бумаги и сушили на солнце; разные листы бумаги были прикреплены друг к другу с помощью клея, чтобы получилась длинная непрерывная бумага, которую можно было свернуть.

«Тема этих свитков содержала всю совокупность знаний древнего [западного] мира, начиная от литературных произведений и заканчивая философскими трактатами и научными объяснениями», — сказал Вендрич. Были также тексты, содержащие религиозные, мифологические и медицинские сюжеты.

Изображение Афинской школы с Платоном и Аристотелем в центре, созданное Рафаэлем между 1508 и 1511 годами. Одна из версий состоит в том, что библиотека в Александрии была создана, чтобы соперничать с Ликеем Аристотеля. (Изображение предоставлено: Паскаль Делош через Getty Images)

Коллекции Александрийской библиотеки: книги и свитки

Архивы содержали произведения многих известных греческих писателей классической древности, в том числе философов Платона, Аристотеля и Пифагора и драматических поэтов Эсхила, Софокл и Еврипид. Работы Аристотеля были особенно ценным достоянием, согласно Britannica (открывается в новой вкладке). По одной из версий, они были куплены Птолемеем II, который заплатил значительную цену за их приобретение. Были также медицинские тексты Гиппократа ; поэзия Сапфо, Пиндара и Гесиода; и научные трактаты Фалеса, Демокрита и Анаксимандра.

Библиотекари также собирали произведения других культур. Согласно Britannica , древнеегипетский , вавилонский, персидский, Ассирийские и индийские тексты были включены в библиотеку. Были также еврейские, зороастрийские и буддийские тексты.

Правители Птолемеев хотели собрать все манускрипты мира, и с этой целью они разослали агентов по всему известному миру на поиски папирусов. Этим агентам были даны четкие приказы найти и купить любые рукописи, которые они могли найти, предпочтительно самые старые и самые оригинальные, согласно Древней истории . Цена не была ограничением; птолемеевские правители были готовы платить огромные суммы за качественные рукописи.

Жажда рукописей была настолько ненасытна, что, согласно популярной истории, отмеченной в Энциклопедии всемирной истории , во время правления Птолемея III Эвергета, сына Птолемея II, все парусные суда, заходившие в город, гавани должны были передать все рукописи, которые оказались у них на борту. Александрийские писцы скопировали их, сохранив оригиналы и отправив копии обратно на корабли.

Организация свитков была колоссальной задачей. Подобно современной библиотеке, свитки были организованы так, чтобы ученые могли легко их найти и получить к ним доступ. Согласно Britannica , задание по систематизации свитков было поручено человеку по имени Каллимах, который работал во времена правления Птолемея II. Он разработал систему под названием «Пинакес», или «Таблицы», которая классифицировала свитки на разделы в зависимости от темы каждого свитка. Эти темы включали, например, естествознание, историю, поэзию, право, риторику, медицину и математику. Система была сродни библиотечному каталогу или библиографии и, согласно Britannica , стала моделью, на которой впоследствии основывались другие системы организации библиотек. Кроме того, каждый свиток содержал тег, в котором указывалось название, автор, тема и содержалось ли в произведении один текст или несколько текстов.

Когда свитки стали настолько многочисленны, что их больше нельзя было разместить в одном здании, правители древнего Египта построили вторую библиотеку, названную Серапеум, согласно Энциклопедии всемирной истории , в которой, как сообщается, хранились более 40 000 свитков. Он был возведен рядом с царским дворцом в Александрии где-то между 246 г. до н.э. и 222 г. до н.э. и был посвящен греко-египетскому богу Серапису.

По мере того, как библиотека расширялась на протяжении веков, она привлекала многих из самых известных ученых, философов и ученых древнего мира. Среди них были, среди многих других, Эратосфен Киренский, Аристарх Самосский, Евклид Александрийский и Аполлоний Родосский. Эратосфен — математик, географ и астроном — был первым известным человеком, который вычислил длину окружности Земли . Он также стал главным библиотекарем библиотеки во времена правления Птолемея III Эвергета, 9 г.0041 согласно Britannica (открывается в новой вкладке). Аристарх Самосский был древнегреческим астрономом и математиком, который первым выдвинул гелиоцентрическую модель, согласно которой Солнце, а не Земля, находится в центре известной Вселенной. Примерно в 300 году до нашей эры Евклид, известный как «отец геометрии», написал знаменитую книгу «Элементы», одну из самых влиятельных работ по математике в мире. Аполлоний Родосский прославился тем, что написал длинную поэму, основанную на классической сказке о Ясоне и аргонавтах.

Сожжение и гибель библиотеки

Юлий Цезарь был обвинен такими историками, как Плутарх и Сенека, в поджоге Александрии, в результате которого библиотека сгорела дотла, и долгое время современные историки принимали эту версию событий. Пожар произошел во время оккупации города Цезарем в 48 г. до н. э., когда Цезарь вел гражданскую войну против своих политических соперников. Согласно рассказу, Цезарь, осажденный соперниками, приказал своим войскам поджечь вражеские корабли в гавани. Историк Плутарх писал: «Цезарь был вынужден отразить опасность с помощью огня, который распространился с верфей и уничтожил Великую Библиотеку».

Но эта история, скорее всего, преувеличена, с этим соглашается большинство историков. Во время оккупации Цезаря произошел пожар, но считается, что библиотека практически не пострадала, хотя некоторые свитки могли быть сожжены. Римский историк года Кассий Дио , например, писал, что во время этого конфликта был сожжен склад со свитками, находившийся недалеко от доков, но библиотека осталась нетронутой. Историки также приводят доказательства того, что библиотека сохранилась, указывая на труды более поздних посетителей, таких как ученый 9.0041 Страбон , которые упоминают об использовании библиотечных коллекций в своих исследованиях.

Вендрих охарактеризовал разрушение Александрийской библиотеки как «медленный распад», который «происходил на протяжении столетий». Действительно, большинство ученых сегодня в целом согласны с тем, что библиотека пережила длительный и болезненный упадок, а не внезапную и драматическую смерть. По мере того как его влияние со временем ослабевало, многие из его коллекций были проданы или уничтожены, а его здания в конечном итоге были снесены или преобразованы в другие объекты, такие как церкви или мечети.

Однако этот упадок был ускорен рядом драматических событий, каждое из которых сыграло свою роль в уменьшении значения Александрии как интеллектуального центра. Одно из таких событий произошло, когда правитель Птолемей VIII (182 г. до н. э. — 116 г. до н. э.) изгнал нескольких ученых, в том числе главного библиотекаря Аристарха Самофракийского (не путать с Аристархом Самосским), который поддерживал политического соперника Птолемея VIII, г. до н. э. История (откроется в новой вкладке). Птолемей VIII также приказал изгнать из города всех неалександрийских ученых. Эта нестабильная и враждебная политическая среда привела к диаспоре ученых в такие места, как Афины и Родос.

Раскрашенное изображение горящей Александрийской библиотеки XIX века. (Изображение предоставлено: Science History Images / Alamy Stock Photo)

Второе событие произошло в 391 году нашей эры, когда римский император Феодосий I, который был набожным христианином, издал указ, разрешающий разрушение языческих храмов в империи. Феофил, епископ Александрийский, действовал в соответствии с этим указом, разрушив Серапеум и приказав построить церковь на руинах, г., согласно Энциклопедии всемирной истории 9.0042 (откроется в новой вкладке).

Эти и другие инциденты, такие как осада и разграбление города римским императором Диоклетианом в 297 г. н.э., сыграли свою роль в дальнейшем разрушении библиотеки и связанных с ней зданий. По словам коптского епископа Иоанна Никиуского , Диоклетиан «поджег город и полностью сжег его».

Но, возможно, наибольшее влияние, приведшее к упадку библиотеки, было просто упадком Александрии как интеллектуального центра. Примерно в это же время Рим и Афины приобрели влияние как мощные академические центры, каждый со своими известными библиотеками. Эта потеря престижа произошла рука об руку с упадком города как важного культурного и торгового центра. Политические и экономические проблемы в сочетании с социальными волнениями побудили многих более поздних птолемеевских правителей вкладывать меньше ресурсов и меньше энергии в содержание библиотеки.

«С момента своего расцвета в третьем веке до нашей эры интеллектуальный климат менялся, — сказал Вендрих. «Некоторые правители поддерживали [библиотеку], другие меньше».

В долгосрочной перспективе это означало постепенный роспуск библиотеки по мере того, как строительные проекты останавливались, другие академические институты привлекали ученых, а благосостояние города шло на убыль. Действительно, к седьмому веку нашей эры, когда арабский халифат Омара (также пишется как Умар) завоевал город, библиотека была просто воспоминанием, согласно Энциклопедии всемирной истории . Однако христианский епископ Григорий Бар Гебрей, писавший в 13 веке, утверждал, что халиф Омар сыграл последнюю роль в разрушении библиотеки. Сообщается, что когда мусульманская армия взяла город, генерал спросил халифа, что делать со всеми уцелевшими свитками. Считается, что халиф ответил: «Они либо будут противоречить Корану, и в этом случае они являются ересью, либо согласятся с ним, так что они излишни» 9. 0041 согласно истории (открывается в новой вкладке) Университета штата Огайо. Следовательно, свитки якобы были сожжены в нескольких больших пожарах, которые использовались для обогрева городских бань. Однако эта история в настоящее время в значительной степени игнорируется учеными.

Историки и ученые давно оплакивали потерю Великой Александрийской библиотеки и уничтожение стольких знаний. Трудно сказать наверняка, какая информация могла быть утеряна, потому что никогда не велось полного учета того, что именно библиотека хранила в своих архивах.

Примечание редактора: первоначально опубликовано 17 января 2022 г.

Дополнительные ресурсы

— прочтите историю (откроется в новой вкладке) об Александрийской библиотеке из Университета штата Огайо.

— Узнайте о закрытии библиотеки по адресу My Modern Met (откроется в новой вкладке).

— Посмотрите видео TED-Ed (открывается в новой вкладке) о Великой Александрийской библиотеке.

Библиография

Величайшие греки, «Димитрий Фалерский». Деметрий Фалерский — Величайшие греки (wordpress.com) (открывается в новой вкладке).

Чикагский университет, «Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Книга III». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Diodorus_Siculus/3C*.html (открывается в новой вкладке) 

Энциклопедия всемирной истории, «Что случилось с Великой библиотекой в ​​Александрии?» 1 февраля 2011 г. Что случилось с Великой библиотекой в ​​Александрии? — Энциклопедия всемирной истории (открывается в новой вкладке)

Британика, «Александрийская библиотека». Александрийская библиотека | Описание, факты и уничтожение | Британника (открывается в новой вкладке)

Британника, «Эратосфен». Эратосфен | Биография, открытия, сито и факты | Britannica (открывается в новой вкладке)

Всемирная история, «Аристарх Самофракийский», 29 марта 2015 г. » Bibliotheca Ulpia, вероятно, величайшая и, безусловно, самая старая из римских библиотек: история информации

Энциклопедия всемирной истории, «Библиотека Адриана, Афины», 5 ноября 2015 г. Библиотека Адриана, Афины — Энциклопедия всемирной истории (открывается в новой вкладке)

Отцы ранней церкви, «Хроника Иоанна, епископа Никиу». https://www.tertullian.org/fathers/nikiu2_chronicle.htm (открывается в новой вкладке) 

Livius.org, Статьи по древней истории, «Плутарх о войне Цезаря в Александрии». https://www.livius.org/sources/content/plutarch/plutarchs-caesar/war-in-alexandria/ (открывается в новой вкладке) 

Британика, «Страбон, греческий географ и историк». https://www.britannica.com/biography/Strabo (открывается в новой вкладке)

Чикагский университет, «Римская история Кассия Дио». https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Cassius_Dio/42*.html (открывается в новой вкладке)

Том Гарлингхаус — журналист, специализирующийся на общих научных статьях. У него есть докторская степень. получил степень бакалавра археологии в Калифорнийском университете в Дэвисе и был практикующим археологом до получения степени магистра научной журналистики в Калифорнийском университете в Санта-Круз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *