Гамсун кнут: Автор: Гамсун Кнут | новинки 2023

Биография Кнута Гамсун – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес

Об авторе

Кнут Гамсун – знаменитый норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Краткая биография

Кнуд Педерсен родился 4 августа 1859 года в приходе Веге графства Оппланд, Норвегия. Кнут был четвертым ребенком в бедной семье, уже в девять лет он начал зарабатывать на жизнь: в 1872 году мальчик переехал жить к дяде и поступил на работу к нему в контору. Два года спустя Кнут окончил школу, после чего сменил множество занятий: он был продавцом, учителем в школе, полицейским констеблем и сельскохозяйственным рабочим.

Кнут много путешествовал: в юности он жил в США, позже – во Франции, России, Турции и Финляндии. Писать он начал в семнадцать лет. Кнут регулярно отправлял свои произведения издателям, но его дебютная публикация состоялась только в 1877 году. Свое следующее издание, роман «Бьергер», молодой человек решил подписать псевдонимом: Гамсунд – местность, в который писатель провел детство. Но рабочие в типографии потеряли последнюю букву, и на свет появилось имя, ставшее известным по всему миру, – Кнут Гамсун.

Литературное творчество

Писатель издал не один десяток романов, пьес, повестей и сборников статей, в том числе книги:

  • «Загадочный человек. Любовная история из Нурланна»;
  • «Свидание»;
  • «О духовной жизни современной Америки»;
  • «Голод»;
  • «Мистерии»;
  • «Новые всходы»;
  • «Пан»;
  • Трилогия об Иваре;
  • Серия «Дети времени».

Широкую известность Гамсуну принес психологический роман «Голод», который был издан в 1890 году. Среди всех его произведений самыми популярными были именно романы.

Писатель дважды был женат: в 1898 году он вступил в брак с Берглиот Бех, у супругов родилась дочь Виктория, в 1909 году прозаик женился на актрисе Мари Андерсен. В 1918 году они с Мари купили усадьбу Нёрхольм, где жили до конца своих дней. В 1920 году за роман «Плоды земли» Гамсун стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Через двадцать три года свою медаль нобелевского лауреата Кнут подарил Йозефу Геббельсу. Во время Второй мировой войны писатель поддерживал нацистов и после смерти Гитлера даже написал про него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов». После окончания войны Гамсун попал под суд, но избежал тюрьмы, так как психиатрическая экспертиза признала, что умственные способности прозаика были «постоянно нарушены» из-за кровоизлияния в мозг и развившегося атеросклероза. По другой версии, психиатры вынесли такое заключение под давлением правительства, которое хотело избежать скандала: Гамсун был очень известным писателем и человеком преклонного возраста. Посмертная психиатрическая экспертиза показала, что Кнут имел неустановленное расстройство личности, но был юридически вменяем.

Проведя некоторое время в доме для престарелых, в 1950 году Кнут Гамсун вернулся в Нёрхольм. Там он написал книгу «По Заросшим Тропинкам», в которой заявлял, что заслужил обычный суд вместо психиатрического лечения.

Писатель умер дома 19 февраля 1952 года.

Похожие авторы

Дмитрий Быков

Стивен Кинг

Борис Акунин

Рэй Брэдбери

Виктор Пелевин

Гамсун, Кнут в Библиотеке «ImWerden». Страница 1

► Скандинавская литература

Добавлено: 2021-08-18

Кнут Гамсун


Полное собрание сочинений в пяти томах
Том 1 (1910)

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2022-05-01

Кнут Гамсун


Полное собрание сочинений в пяти томах
Том 2 (1910)

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-12-12

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в пяти томах
Том 1 : Дети времени. Местечко Сегельфосс (1994)

Доп. информация:романы «Дети времени» и «Местечко Сегельфосс»

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-12-12

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в пяти томах
Том 2 : Последняя отрада. Последняя глава (1994)

Доп. информация:романы «Соки земли» и «Женщины у колодца»

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-12-12

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в пяти томах
Том 3 : Пан. Смерть Глана. Виктория. Мистерии (1994)

Доп. информация:романы «Август» и «А жизнь идет…». В конце тома помещена краткая биографическая заметка «Коротко о К. Гамсуне».

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-12-12

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в пяти томах
Том 4 : Август. А жизнь идёт (1994)

Доп. информация:романы «Последняя отрада» и «Последняя глава»

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-12-12

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в пяти томах
Том 5 : Соки земли. Женщины у колодца (1994)

Доп. информация:романы «Пан», «Смерть Глана», «Виктория» и «Мистерии». В предисловии содержится подробный анализ творчества Гамсуна (автор предисловия не указан).

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-11-28

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в шести томах
Том 1 : Голод, Мистерии, Пан (1991)

Доп. информация:романы: «Голод», «Мистерии» и «Пан».

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-11-30

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в шести томах
Том 2 : Виктория, Под осенней звездой, Бенони, Роза (1991)

Доп. информация:романы «Виктория», «Под осенней звездой», «Бенони» и «Роза».

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-11-30

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в шести томах
Том 3 : Странник играет под сурдинку, Дети века, Местечко Сегельфосс (1994)

Доп. информация:романы «Странник играет под сурдинку», «Дети века» и «Местечко Сегельфосс».

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-11-30

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в шести томах
Том 4 : Плоды земли, Женщины у колодца (1996)

Доп. информация:романы «Плоды земли» (1917) и «Женщины у колодца» (1920). За роман «Плоды земли» писатель в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии.

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-11-30

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в шести томах
Том 5 : Последняя глава, Круг замкнулся (1999)

Доп. информация:романы «Последняя глава» (1923) и «Круг замкнулся» (1936).

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

► Скандинавская литература

Добавлено: 2017-11-30

Кнут Гамсун


Собрание сочинений в шести томах
Том 6 : рассказы разных лет, пьесы, книга воспоминаний „На заросших тропинках“ (2000)

Доп. информация:рассказы разных лет, пьесы («У врат царства» и «Царица Тамара»), книга воспоминаний «На заросших тропинках» (1949). В качестве приложения включена документальная сценарная повесть П. У. Энквиста «Гамсун», в которой сделана попытка раскрыть глубокую человеческую драму последних лет жизни писателя.

Все тома этого многотомного издания

Все книги автора и о нем

Тайнами Кнут Гамсун переписал правила романа | Кнут Гамсун

Мы все слышали о мятежниках без причины, отчаянно нуждающихся в том, чтобы бросить вызов. Кроме того, есть повстанцы без понятия, которые понятия не имеют, что они бросают вызов и почему.

На последнем специализировался норвежский писатель Кнут Гамсун. В его романе 1892 года «Тайны» рассказывается о молодом человеке Нагеле, который прибывает в норвежский прибрежный город и бросает вызов приличному обществу серией почти несущественных действий. Он приносит только желтый костюм, летнюю шубу и футляр для скрипки, в котором нет скрипки; он оставляет на всеобщее обозрение телеграммы, указывающие на то, что он богат, а затем заявляет, что они ложные; он компенсирует плохое первое впечатление, а затем все портит, признавая, что все его поведение было преднамеренным.

Нагель якобы выступает против «декадентства, фальши, самолюбования и снобизма нашего времени» — но опять же, он может лгать, возможно, даже самому себе.

В свои 20 лет Гамсун игнорировался литературным истеблишментом, подрабатывая случайными заработками дома и в США. Но в 1890-х годах он внезапно прославился по всей Европе благодаря тому, что он назвал исследованием «странной и своеобразной жизни разума».

Гамсун чувствовал, что современная художественная литература интересуется только сюжетными результатами психологии, а не странными колебаниями, действующими на более глубоком уровне. Он определил беспорядочную непредсказуемость персонажей Достоевского как верную, по крайней мере, его собственной жизни — то, как они пульсировали со страницы странными и спонтанными побуждениями, — и думал, что сделает это ядром своей прозы. В его 1890 книга Голод, психически больной, борющийся писатель бродит по нынешнему Осло, споря сам с собой, лгая и страстно веря в нее.

Но для Гамсуна это было новичком: книга, которую пишет борющийся писатель. Даже если рассказчик не совсем понимает, почему он ведет себя так, а не иначе, мы можем сделать собственные выводы. Затем, два года спустя, появились мистерии, явно рассказывающие о «основных тайнах, которые управляют людьми». Гамсун не дает нам понять, почему, а мы понятия не имеем. Рассказчик кажется таким же сбитым с толку, как и мы. «[Нагель] смеялся над собой и над ролью, которую он играл?» «Его лицо покраснело без всякой видимой причины».

В какой-то момент Нагель ложится и «[начинает] говорить вслух сам с собой». То, что кажется грубым способом передачи внутреннего монолога, вводит бравурный пассаж, который вводит новых персонажей, заполняет сцены, которые происходили тайно, и мягко переплетается с воспоминаниями — чрезвычайно редкими для письма той эпохи. Гамсун также использует этот монолог, чтобы сбить с толку, раскрывая фрагменты предыстории Нагеля, которые он позже опровергает, моменты, когда он теряет собственный ход мыслей.

Гамсун формально шутил о потоке сознания, пародируя его, когда он был еще в прототипе, за 30 лет до того, как его усовершенствовали Джеймс Джойс или Вирджиния Вульф. Он бросал вызов формам, которые еще только предстояло изобрести.

Тайны — одна из моих любимых книг, и я не могу понять, как она работает. Я читал это в переводе Джерри Ботмера 1973 года, который, как я подозреваю, добавляет странности Гамсуну. Персонажи кажутся одновременно странными и знакомыми. Гамсун не отец современного романа, а скорее его трудный, одинокий дядя. Его наследие, которое началось в России с Пушкина, Лермонтова и Достоевского, было широко заброшено в пользу высокого модернизма примерно через десять лет после лучших работ Гамсуна. Из-за этого он все еще чувствует себя продвинутым и новым. Точно так же он не у нас в крови, хотя у него есть известные ученики: среди них Беккет, Селин и Лоуренс.

Сам человек оказался еще более проблематичным, чем его персонажи. Гамсун приветствовал нацистское вторжение в Норвегию и даже подарил Геббельсу свою Нобелевскую медаль 1920 года. На своем послевоенном суде он заявил — в странном подвиге фанатичной умственной акробатики — что он думал, что англичане собираются вторгнуться, и он предпочел бы немецкую оккупацию, чем английскую.

Тем не менее, когда мы говорим о влиятельном творчестве Гамсуна, мы в основном имеем в виду его четыре романа 1890-х годов: «Голод», «Тайны», «Пан» и «Виктория». Есть много других работ, но они мало читаются. Ко времени его нацизма работа, которая сделала его исключительным, была почти полувековой давности, и мне не нужно то, что было после. Но молодой Гамсун бросил вызов тому, как обычно изображали мысль, и, читайте сейчас, книги бросают вызов тому, что было потом.

Роман распадается при последнем чтении. Это подходящий конец

Одна из лучших книг, прочитанных мною в этом году, оказалась также и одной из худших.

Когда я гулял по маленькому городку на юге Франции, предвечернее солнце стояло высоко и тепло, а небо было безоблачным. Внезапно я наткнулся на потертый экземпляр раннего романа Кнута Гамсуна «Голод» в мягкой обложке, идеально лежащий на зеленой скамейке на площади. Слишком идеально, подумал я, как будто кто-то оставил его там только для меня. Я огляделся. Я был там единственным человеком.

Посидев на скамейке и проигнорировав первое предисловие переводчика Роберта Блая, а затем второе Исаака Башевиса Зингера — всегда нужно перескакивать через предисловия и предисловия любого рода, — я немедленно начал читать роман, первоначально опубликованный в Норвегии в 1890 году о безымянном рассказчике и борющемся писателе, который чахнет от голода.

Но как только я закончил читать обе стороны первой страницы, эта страница выпала из корешка, и я остался держать ее в руке, немного сбитый с толку. Был ли это я? Не слишком ли я резко нажал? Я решил продолжить чтение. Но когда я закончил обе стороны второй страницы, эта страница тоже отвалилась. Странно, подумал я или, может быть, даже прошептал посреди пустой площади и продолжил чтение с двумя листками бумаги в руке. Потом то же самое произошло и с третьей страницей, и с четвертой, и с пятой, и так далее. Каждый раз, когда я заканчивал страницу, эта страница отваливалась от корешка.

Полуулыбаясь, я сказал себе, что кажется, что книга хочет быть прочитанной в последний раз, последним читателем, прежде чем полностью распасться — действие, которое каким-то образом отражало путешествие рассказчика.

Я никогда раньше ничего не читал у Гамсуна, без особой причины, но я нашел его тон очаровательным, его прозу скупой и прямой. Прежде чем я это понял, я прошел больше половины истории.

Я продолжал читать, и книга просто разваливалась в моих руках.

Было поздно. Я терял дневной свет. Я устал и чувствовал себя неловко. Скамья тяжело давалась мне в спине. Но я был убеждён, что книга не выживет, если я попытаюсь взять её с собой, что я должен закончить её прямо здесь и сейчас — со светом или без света, с болью или без боли.

Пока я читал, мне пришло в голову, что мои руки стали незаметно помогать отрывать каждую страницу после того, как я ее закончил. А может и нет. Может быть, это просто так показалось после стольких страниц.

Когда я подошел к концу, рядом со мной на скамейке лежала неубранная стопка обрывков бумаги. Некоторые упали на землю. Другие были развеяны ветром и порхали, как голуби, по небольшой площади. Это больше не имело значения. Каждая страница служила своей цели. Каждая страница рассказывала свою часть истории и теперь представляла собой всего лишь старый клочок бумаги, испещренный маленькими черными пометками.

Прочитав книгу в изумлении, в один долгий присест книга как таковая больше не существовала, и я вышел с заваленной бумагами площади в прохладную ночь.

Прошли недели или, может быть, месяцы, прежде чем я узнал, что Гамсун после посещения Соединенных Штатов назвал чернокожих американцев «народом без истории, без традиций, без мозга, рабским народом без гордости и чести, толпой из древних времен, которая позволить себе хлестать за 75 центов и лгать за 25».

Я также обнаружил, что он отправил медаль за Нобелевскую премию по литературе министру нацистской пропаганды Йозефу Геббельсу в качестве дани; и что затем у него была знаменитая встреча с Адольфом Гитлером, которым он восхищался и восхвалял, а позже даже восхвалял его, говоря: «Гитлер был воином, воином за человечество и проповедником евангелия справедливости для всех народов. … И мы, его ближайшие последователи, склоняем головы перед его смертью».

И я спросил себя, изменило бы мое прочтение книги знание этих вещей заранее. Я спрашивал себя, стал бы я читать ее вообще или оставил бы ее лежать на скамейке, идеально расположенной, как это сделал кто-то другой до меня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *