Баба яга википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Кто такая Баба-яга

В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.

Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.

В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.

В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство мертвых. В сказках Яга живет в избушке на курьих ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».

«Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».

Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.

Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.

Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых.

Далее «классическая» Баба-яга дает герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.

В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке.

Третий тип Яги — похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.

Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.

Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.

С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.

Баба-яга. 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда

Баба-яга

Баба-яга — одна из самых знаменитых в России старушек. Широко задействованная не только в русском фольклорном творчестве, но и в кино, мультфильмах, комиксах, детской литературе и фантастике, она неизвестна, пожалуй, только тому, кто только что родился на свет.

Прообразом знаменитой ступы Бабы-яги, в которой она летает по белу свету, и той самой избушки на курьих ножках являются домовины, своеобразные домики, в которых в древности хоронили покойников. Они, как правило, располагались над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями и были похожи на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.

Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-яга костяная нога». Так, Баба-яга в некотором смысле — умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у русов была жрицей, которая руководила обрядом кремации мертвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Образ Бабы-яги восходит также к архетипу тотемного животного, которое обеспечивало успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. С принятием христианства старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга. Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Всякие там Иваны-дураки и Иваны-царевичи, попадающие в дремучий лес к Бабе-яге, как раз и проходят этот самый обряд посвящения, символически изложенный в русских сказках, обряд вкушения пищи мертвых, чтобы остаться живым в дальнейших испытаниях.

Но есть и другие версии происхождения знаменитой старушки. Согласно одной из них, Баба-яга пришла в русский фольклор из Сибири, где представляла то ли золотых, то ли каменных баб. Там, среди дремучих лесов, как считает Н. Абрамов, ягой называли разновидность одежды «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником». Шилась она из неплюев шерстью наружу или гарьих шеек перьями наружу. Аналогичное толкование дает и словарь легендарного В. И. Даля. У него ягушка — одежда, надеваемая женщинами в дороге. Еще одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах.

В «Повести временных лет» есть указание на племя ягов, которые обитали в районе современного города Туапсе, практически на берегу Черного моря. Эти самые яги были достаточно свирепыми и кровожадными воинами, вполне возможно, что среди них процветал даже каннибализм. Свои жилища для безопасности они строили в воде, что могло ассоциироваться с «куриными ножками», то есть сваями. Так что вполне возможно, что Баба-ежка была причерноморской поселянкой, а там и до греческого происхождения недалеко.

Ну и тут же, как вариант возможного происхождения таинственной женщины Бабы-яги, всплывает ассоциация с йогой. Левитация индийских йогов, также умерщвляющих позывы своей плоти, слишком сильно смахивает на полеты Бабы-яги, которой все нипочем. А само название баба на санскрите означает «отец». Таким образом баба йога уже предстает как «мудрец, владеющий тайными знаниями». И все же это персонаж с ярко выраженными женскими чертами, что связывает ее происхождение с периодом матриархата в истории, когда во всем заправляли женщины. Они были и добытчиками, и предводительницами племени, и мудрецами.

Также возможными прототипами Бабы-яги могут быть и предводители татарских отрядов, собиравших дань. В случае невозможности выплаты ее они забирали детей. Уведенный в полон в те времена приравнивался к умершему. Бабай-ага — в буквальном переводе означает старший (старый) начальник. Отсюда, возможно, и неприятие старушкой Ягой «русского духа».

Но Баба-йожка все же не только злой персонаж, она еще и дарительница, и проводник несломленного героя, знакомящая его с миром иным. Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение.

Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на нее право, что он настоящий». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

Баба-яга иногда ассоциируется с древнегреческой богиней животного мира и охоты Артемидой и лунным божеством царства теней Гекатой. Вполне возможно, ее костеногость не только символ мертвеца, но и напоминание о ее происхождении от какого-нибудь костяного языческого идола, который после насильственного насаждения христианства на Руси плавно переплыл в русские народные сказки.

Черт-баба

Черт-баба Наш лагерь был главным поставщиком рабочей силы на шахт-строй в 2–3 километров от нашего лагеря, куда мы ходили на работу под усиленным конвоем. Ходило нас 800–850 человек. От лагеря были свои инженеры, техники, десятники и рабочая сила.В рабочих бригадах были свои

10. Баба Рам Ваммаламмддингдонг

10. Баба Рам Ваммаламмддингдонг Потеря невинности — это не только судьба, но и наше личное дело. Но как только мы ее теряем, глупо пытаться попасть на пикник в Эдеме. Элизабет Боуэн Каньон Лорел — очаровательный эвкалиптовый оазис посреди Голливуда, объятого смогом. Когда

Баба с весами

Баба с весами Есть в Москве улица с редким названием – Поварская. Более того, для любителей вкусно покушать улица и сегодня соответствует своему высокому названию: там находятся как минимум два ресторана с давней и хорошей репутацией («Старый фаэтон» и «Дом

Баба-яга

Баба-яга Баба-яга — одна из самых знаменитых в России старушек. Широко задействованная не только в русском фольклорном творчестве, но и в кино, мультфильмах, комиксах, детской литературе и фантастике, она неизвестна, пожалуй, только тому, кто только что родился на

Баба Шура

Баба Шура Многие женщины, с которыми я встречалась в жизни, помогли мне сыграть Саввишну.Однажды мы поехали с мужем за грибами к бабушке его друга, под Зарайск. Добрались уже затемно, переночевали в сарае и рано утром пошли в лес.Ноги промочили совершенно. Замерзли,

Баба-бурильщик

Баба-бурильщик В это время законсервировали 12-ю шахту — «Западную». Официальная версия гласила, что накопилось слишком много угля, который не успевали вывезти, а в буртах его держать опасно: могло возникнуть самовозгорание. Но мне кажется, у тут была совсем другая

Баба Киля

Баба Киля Жизнь моих родителей – Анны Ивановны Сироты и Степана Григорьевича Лучко – была посвящена делу, которому они были преданы смолоду.

Долг и судьба бросали их по малым городам и весям – туда, где нужно было организовать колхоз или вытащить отстающий совхоз. Они

КЛАВДИЙ, ЯГО И БАБА-ЯГА

КЛАВДИЙ, ЯГО И БАБА-ЯГА Гастролирую в Израиле, где пятая часть населения – «наши люди», где смотрят три телепрограммы из России и где, судя по афишам певцов и артистов, скоро будет узаконен филиал Московской филармонии. Встречи на перекрестках гастрольных дорог. Под Хайфой,

2008/03/28 Баба Зоя

2008/03/28 Баба Зоя — Зоя Васильевна! Ну, что вы опять натворили? Сил с вами никаких нету!— Чегой-то, батюшка? – Зоя Васильевна смотрит на отца Зосиму сверху вниз из-под пёстрого платка, торчащего надо лбом, как козырёк. В её жёлтых, как у кошки, хитрых глазах – тревожная

Баба Аня – писательница

Баба Аня – писательница Итак, с самого раннего детства я знала, что моя бабушка Аня – писательница. Она вставала рано-рано, еще до зари, пила чай вприкуску с двумя кусочками сахара, и садилась за свою трофейную пишущую машинку, в которой немецкий шрифт был переделан на

1. Бой-баба

1. Бой-баба Жгучее июльское солнце сильно палило мой затылок и плечи на бесконечной степной дороге. Вдали показалась большая деревня и при самом входе в нее — простонародная харчевня, у которой стояли две телеги. — Надо испытать и народную столовую! — сказал я

Баба-бурильщик

Баба-бурильщик В это время законсервировали 12-ю шахту — «Западную». Официальная версия гласила, что накопилось слишком много угля, который не успевали вывезти, а в буртах его держать опасно: могло возникнуть самовозгорание. Но мне кажется, у тут была совсем другая

Баба на корабле

Баба на корабле В один из дней меня вызвали на КП полка и приказали вести четверку штурмовиков опять на эту косу Чушку — штурмовать только что переправившийся через Керченский пролив резерв пехоты и техники противника. Я попыталась отказаться от роли ведущего и робко

1986 год, «Баба Яга»

1986 год, «Баба Яга» Несмотря на загранпоездки, кризис в группе усиливается, четверо болеют «инфантилизмом», Каплун постоянно ворчит. ЧП случилось в магнитогорском цирке. У Бори с Шариковым постоянно были какие-то колкости, но тут Каплун так вспылил, что чуть не бросился с

Кто такая Баба Яга? — Брайан Рор

Часто считающаяся ведьмой из русских сказок, Баба Яга может быть грозным персонажем, угрожающим съесть маленьких детей или отрубить герою голову. Но если мы посмотрим глубже, она также является великим агентом перемен и цели, бросая нам вызов быть сложными личностями, которыми мы должны быть.

«В некотором роде она является той жестокой частью Божественной Женственности, которая готова разрушить то, что просто, и все еще мыслит «черно-белым». Она бросает нам вызов, чтобы заинтриговать ее, найти третий ответ, когда есть только два варианта. предлагаются, чтобы показать, что мы чему-то научились, когда гуляли «в одиночестве» по лесу».

Из Википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Баба_Яга

В русских сказках Баба-Яга изображается в виде ведьмы, которая летает по воздуху в ступе, используя пестик как руль и сметая за собой следы метлой из повислой березы. Она живет в бревенчатой ​​хижине, которая либо передвигается на паре танцующих куриных ножек, либо окружена частоколом с черепами на каждом шесте, либо и тем, и другим. Замочная скважина ее входной двери — это рот с острыми зубами; забор снаружи сделан из человеческих костей с черепами наверху, часто с одним шестом без черепа, оставляя место для героя или героев. В другой легенде изба не открывает двери, пока ей не скажут волшебную фразу: «Повернись спиной к лесу, лицом ко мне».

В некоторых сказках хижина связана с тремя всадниками: один в белом, на белом коне с белой упряжью, он же День; красный всадник, который есть Солнце; и один в черном, это Ночь. Бабу-Ягу обслуживают невидимые слуги внутри избы. Она объясняет всадников, если ее спросят, но может убить посетителя, который спросит о слугах.

Баба Яга иногда показана как антагонист, а иногда как источник руководства; есть истории, в которых она помогает людям в их поисках, и истории, в которых она похищает детей и угрожает съесть их. Обращение к ней за помощью обычно изображается как опасный поступок. Делается акцент на необходимости должной подготовки и чистоты духа, а также элементарной вежливости. Говорят, что она стареет на год каждый раз, когда ей задают вопрос, что может объяснить ее нежелание помочь. Однако этот эффект можно обратить вспять с помощью специальной смеси чая из голубых роз.

Баба Яга Ивана Билибина
В народной сказке «Василисса Прекрасная», записанной Александром Афанасьевым («Народные русские сказки», т. 4, 1862 г.), титулованной девушке даются три невыполнимые задачи, которые она решает с помощью волшебная кукла, подаренная ей матерью. В христианизированной версии истории Василису отправляют к Бабе-Яге с поручением и она порабощает ее, но слуги ведьмы — кошка, собака, ворота и дерево — помогают Василисе сбежать, потому что она была добр к ним. В конце Баба Яга превращается в ворону. Точно так же царевичу Ивану в «Смерти Кощея Бессмертного» помогают против нее звери, которых он пощадил.

Польская версия фольклора отличается в деталях. Например, у избушки польской Бабы Яги всего одна куриная ножка. Чудовищных ведьм, живущих в пряничных хижинах, также обычно называют Бабой Джагой. Баба Яга, летящая на метле и одетая в черно-красный полосатый народный костюм Свентокшиских гор, является неофициальным символом Келецкого края (он связан с легендарными шабашами ведьм на Лысой Горе). В некоторых легендах Баба Яга также носит титул Костяная Нога («Костяная нога») и считается хранительницей между реальным миром и страной мертвых. Это название позже стало идиомой, часто используемой как насмешка.

Баба-Яга используется как стандартный персонаж авторами современных русских сказок, а с 1990-х годов — в русском фэнтези. В частности, Баба Яга фигурирует в таких книгах, как цикл Андрея Белянина «Тайная служба царя Гороха». Детство и юность Бабы Яги впервые описаны в сказке А. Аливердиева «Ручей» («Лукоморье»).

В некоторых сказках, например «Перо Финиста Сокола», герой встречается с тремя Бабами Ягами. Такие фигуры обычно доброжелательны, дают герою советы, магические подарки или и то, и другое.

Другие записанные русские сказки с участием Бабы Яги: «Терёшечка», «Заколдованная царевна» и «Серебряное блюдце и красное яблоко».[6]

Baba Yaga — The RuneScape Wiki

Из RuneScape Wiki, вики для всех вещей RuneScape

(перенаправлено с Baba yaga)

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Баба Яга является членом Луны Clanar Айл, который живет в доме, который ходит на куриных ножках. Дом называется Берти. Она, по общему признанию, безумна и управляет Волшебным магазином Бабы Яги, в котором продаются руны, боевые посохи и руководства Лунного племени. Чтобы поговорить с ней или большинством других NPC в городе, нужна печать прохода во время квеста Лунная дипломатия.

Во время шестых зимних выходных 2015 года (начиная с 2016 года) Баба Яга продала 40 боевых посохов вместо 20.

Выполняя квесты «Славные воспоминания» и «Глубокая кровь», игроки узнают, что Баба-Яга — это нечто большее, чем взбалмошная женщина, живущая в странном доме. В Glorious Memories игроки видят в ней молодого авантюриста и могущественного мага, готового помочь другим Фременникам. В Blood Runs Deep она снова помогает другим кланам Фременников и принимает больного, чтобы помочь ему.

Баба-Яга может научить игрока заклинанию Телепорт Урании после того, как он завершит квест Лунная дипломатия. Она расскажет историю, а затем прошепчет заклинание игроку. Игроки должны активировать лунные заклинания, чтобы иметь возможность уговорить Бабу-Ягу научить их заклинанию. Если поговорить с ним без печати прохода, игрок будет телепортирован на Реллекку во время квеста «Лунная дипломатия».

После квеста Унесенные, она может зачаровать метлу, и игроки получат 10 338 Магического опыта, если у них уровень Магии 73 или выше.

Баба Яга играет небольшую роль в судебном деле Варвары против Волшебников.

Существует питомец со специализацией Строитель по имени Дом Бабы Яги, основанный на ее доме.

Содержимое

  • 1 Славные воспоминания
  • 2 Диалог
  • 3 История обновлений
  • 4 мелочи

Дом Бабы Яги.

Во время квеста «Славные воспоминания», когда игроки показывают Вождю Брундту незавершенную астральную руну, Брундт больше вспоминает о дне, когда он искал с друзьями табличку с пророчествами, и о том, как Баба Яга предложила свою помощь.

После квеста игроки могут принести ей незавершенную астральную руну, чтобы получить дополнительную награду и узнать больше о событиях того дня.

Баба Яга говорит в:

  • Варвары против волшебников
  • Глубокая кровь
  • Славные воспоминания
  • Лунная дипломатия

Эта информация была составлена ​​в рамках проекта обновления истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *