Галерея живых типов в комедии грибоедова горе от ума: Вопрос 8. Комедия «Горе от ума»

«Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

I.                  Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 

II.               На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит обобщить всё, что мы узнали в процессе работы над комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума».

 

 

 

На одной из репетиций постановки комедии «Горе от ума» известный театральный режиссер и постановщик Константин Сергеевич Станиславский раздал актёрам, игравшим гостей на вечере Фамусова, опорные листы с определенными вопросами.

Сделал он это для того, чтобы каждый актер, отчетливо представил, кого он хочет и должен играть.

 

Сейчас я предлагаю вам представить себя актерами Московского художественного академического театра и, отвечая на вопросы, разработанные Константином Сергеевичем Станиславским, составить от лица одного из гостей Фамусова небольшой рассказ в форме письма или же дневниковой записи.

 

(Каждый ученик получает лист с вопросами:

1. Кем вы являетесь? Назовите фамилию, имя, отчество. Каков состав вашей семьи? Какое общественное положение вы занимаете?

2. Чем вы сегодня занимались в течение дня? О каких удачах и неудачах за сегодняшний день вы можете рассказать?

3. Каково ваше отношение к семье Фамусовых? Кем вы им приходитесь? Как вы познакомились с Хрюмиными, Горичами, Тугоуховскими, Хлестовой и Чацким?

4. Каковы ваши взгляды на современную эпоху? (эпоха «Горя от ума»). Как вы относитесь к мировоззрениям Фамусова и Чацкого?

5.  О чём именно и с кем вы будете говорить на балу у Фамусовых?

 

Вы большие молодцы, отлично справились с задачей.

 

Теперь прошу вас обратить внимание на экран.

(На экране спроецирован отрывок (монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть) из фильма-спектакля «Горя от ума» 1977 года).

 

Итак, как вы думаете, о ком и о чём мы с вами сегодня будем говорить?

 

Абсолютно верно, нам предстоит поговорить о двух противоборствующих лагерях комедии.

 

Перед началом урока, я попросила вас разделиться на две рабочие группы. И как вы уже поняли, одной из групп предстоит собрать материал о Чацком, а другой – о фамусовском обществе.

 

Мы с вами знаем, что любая характеристика персонажей должна строиться в соответствии с определенным алгоритмом. Вспомните, какие обязательные составляющие должны присутствовать в работе над художественным портретом литературного героя?

 

 

 

 

 

Все верно, молодцы. Для того чтобы составить литературный портрет общества, нужно определить, что в себя включает это понятие.

 

Итак, вопрос для второй группы – «Что такое общество?». Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос у вас на столах лежат толковые словари, к которым вы можете обратиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, какое определение, данное Сергеем Ивановичем Ожеговым, нам подходит?

 

Верно. Если общество состоит из людей, которые схожи взглядами на жизнь, то можем ли мы при составлении его характеристики применить тот же алгоритм, что и для отдельно взятого персонажа?

 

 

III.           Хорошо, молодцы. Теперь приступим к выполнению основного задания. Повторяю еще раз, первая группа должна составить связное суждение о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе.

 

Итак, прошло достаточно времени. Первая группа прошу вас познакомить остальных с вашим материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы большие молодцы, подготовили очень хороший материал.

 

 

Комедию А.С. Грибоедова считают по-настоящему бессмертным произведением. Большое впечатление она произвела на современников и не менее сильно ее воздействие на читателей и зрителей вплоть до нашего времени. С восторгом её приняли декабристы. После прочтения грибоедовской комедии декабрист А. А. Бестужев вспоминал:

«Я проглотил эти отрывки: я трижды перечитал их. Вольность русского разговорного языка, пронзительное остроумие, оригинальность характеров и это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла меня до глубины души».

Позднее с глубокой заинтересованность высказывались о комедии В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н. В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский.

В 70-е годы XIX века писатель И.А. Гончаров написал критический очерк «Мильон терзаний». Несмотря на то, что после выхода комедии в свет прошло уже более 50 лет, критический разбор Гончарова был написан с таким увлечением и живым чувством, что складывалось впечатление, будто речь идет о современной комедии.

В своей статье «Мильон терзаний» И.А.Гончаров утверждал:

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер»».

(цитата спроецирована на доске).

 

В противовес ему высказался А.С. Пушкин. Он утверждал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».

(цитата спроецирована на доске).

 

Объясните, почему А. С. Пушкин выступил против Чацкого в столь негативной и резкой форме? Что его привело к таким выводам?

 

 

 

 

Так кто же, по-вашему, Чацкий – борец или жертва?

Для правильного ответа на этот вопрос, нужно определить значение этих слов.

 

 

 

 

Хорошо, молодцы.

Терпит ли Чацкий  несчастье или неудачу? Можно ли сказать, что он является жертвой?

 

 

 

Стоит отметить, что даже на сегодняшний день не бывает жертв без борьбы. Человек, который идет первым, всегда принимает на себя удар. Он жертвует собой ради своих же идей и ценностей.

Оправдана ли жертва Чацкого?

 

 

 

 

 

 

Верно, молодцы. Теперь нам предстоит перенестись с дом Фамусовых. Предоставляем возможность ответить второй группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, можно ли утверждать, что, изображая трагедии московского общества, А. С. Грибоедов изобразил трагедию всей России?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Абсолютно верно, молодцы.

В начале урока, я говорила, что комедия «Горе от ума» бессмертна. Объясните, почему? Можно ли говорить о её актуальности сегодня? 

 

IV.           

Верно. В критической статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров находит психологическую разгадку поведения Чацкого и отношения к нему фамусовского общества. Дома вам предстоит прочитать фрагменты критического этюда писателя и выполнить конспект. Для конспектирования вам предлагаются вопросы, на которые нужно ответить, либо цитируя Гончарова, либо пересказывая отдельные критические суждения своими словами.

Вопросы для конспектирования 
1. Какую задачу ставит перед собой И.А Гончаров? 
2. В чем ценность пьесы «Горе от ума» по мнению критиков?
3. Какую ценность выделяет в пьесе И. А. Гончаров?
4. Что в комедии остается бессмертным? 

5. Связаны ли части комедии между собой? Что их связывает?
6. Умён ли Чацкий? Кто он? Каков его психологический портрет?

7. В чём вечность образа Чацкого? 

8. Что говорит Гончаров в последнем замечании о Чацком?

9. В чём Гончаров видит роль действующих лиц «другой, живой, бойкой комедии»? 
10. Почему, по мнению Гончарова, А.С. Грибоедов закончил пьесу катастрофой?

 

V.               Философская мысль комедии концентрируется в её заглавии «Горе от ума» —  в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для «просветительской» философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, так как «овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом. «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает», — писал Гельвеций.

Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен в основу комедии: то, что должно приносить счастье приносит горе и «мильон терзаний»

VI.            А теперь проанализируем наш урок. Как вы думаете, с какой целью проводился урок? Достигли ли мы цели? Как вы оцениваете свою работу при достижении цели? Оцените себя самостоятельно. Спасибо за работу, до новых встреч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют  учителя и проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вживаются в роль героев, составляют собственный текст и озвучивают его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно смотрят на экран.

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы будем говорить о Чацком и фамусовском обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В работе над художественным портретом того или иного литературного героя, в первую очередь, стоит обратить внимание на характерные черты: возраст, образование, занятия и интересы, общественное положение. Затем стоит обратиться к говорящим фамилиям, именам и отчествам. Далее анализируются его мысли, отношение к различным аспектам жизни общества. Не менее важным пунктом в литературной характеристике героя являются его высказывания, которые после стали крылатыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает 2-ая группа учащихся: «Сергей Иванович Ожегов определяет понятие общество в нескольких значениях.

Общество – это

1.     Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности;

2.     Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов;

3.     Добровольное, постоянно действующее объединение людей, для какой либо цели;

4.     Та или иная среда людей, компания;

5.     В дворянской среде: узкий круг избранных людей.

 

 

Нам подходит определение «Общество – это круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов».

 

 

Да, этот алгоритм можно применить, потому что мы будем говорить о чертах, определяющих сходство людей, которые объединены в общий круг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

Чацкий – молодой человек двадцатилетнего возраста. Спустя три года отсутствия в доме, где он провел счастливые годы юности, он вернулся к своей возлюбленной Софье. За время своего отсутствия Чацкий получил достойное образование, мы можем предположить, что он мог бы достичь успеха в продвижении по карьерной лестнице, однако служить он не стал, потому что не видит в этом пользы. Вернувшись, Чацкий надеется на возобновление отношений с Софьей, но прошло время, и она влюблена в другого. Пообщавшись со многими, Чацкий понимает, что ему чужды их мировоззрения, он не подходит ни под одного «требование» общества.

А. С. Грибоедов не случайно называет своего героя Александр, в переводе с греческого его имя обозначает «мужественная защита», а его отчество Андреевич обозначает «сын мужественного храброго». Следовательно, мы можем сделать вывод, что его темперамент, мужество, чувство собственного достоинство продиктовано именем и отчеством, которые дал ему автор. Стоит отметить, что его фамилия тоже имеет огромное значение. Она указывает на его принадлежность к старинному знатному роду, так же как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. На ассоциативном же уровне его фамилия указывает на Чаадаева, который был весьма близок Чацкому по убеждениям и взглядам на жизнь.

Чацкий, вернувшись из просвещенной Европы, привозит с собой много вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он относительно недавно жил: это и отношение к службе, «к добыванию» чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека, это и высказывания по поводу просвещения.

на жизнь.

«…Служить бы рад, прислуживаться тошно…», «…Дома новы, но предрассудки стары…», «…Блажен, кто верует, тепло ему на свете…», «…Свежо предание, да верится с трудом…», «…Молчалины блаженствуют на свете…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, горе Чацкого от ума. Он высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что нет людей, которые могли бы понять его.

 

Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-либо.

Жертва – это человек, который страдает от насилия, несчастья и неудач.

 

Чацкий терпит разочарование в любви, не находит места и понимает, что стал лишним в обществе, в котором рос и воспитывался.

 

 

 

 

 

Жертва Чацкого оправдана, потому что его борьба не проходит бесследно. Все, кто столкнулись с ним, почувствовали эти: Софья поняла, что обманулась, Молчалин был разоблачён, Фамусов выходит из состояния покоя.

 

 

Представители фамусовского общества принадлежат к разным возрастам. Среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня Хрюмина,князь и княгиня, Хлестова) и молодое поколение (Софья, Скалозуб, Молчалин, Загорецкий, Репетилов, Горичи, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина) и сходный образ жизни.

Фамилии этих героев говорят сами за себя. Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, распространяет слухи и сам зависит от них. Софья – мудрость, но в данном случае мудрость мнимая. Репетилов – от выражения «репетировать», что равнозначно «повторять», а значит не иметь собственного мнения. Хлестова – указывает на жесткость, грубость и т.д.

Отношение к действительности этих героев прямо дается в их диалогах и монологах. Это и восхваление крепостного права, и негативное отношение к просвещению, и пренебрежение честью и достоинством других людей, и деление законов для богатых и знатных и для бедных и бесправных.

«…Кто беден, тот тебе не пара…», «…Хоть честный человек, хоть нет, для всех равнехонько, про всех готов обед…», «…Ученье – вот чума, учёность – вот причина…», «…Забрать все книги бы, да сжечь…», «…Грех не беда, молва не хороша…».

 

 

Да, это утверждение оправдывает себя, потому что московское общество является лишь верхушкой, а их принципы проецируются и распространяются по всей стране. Эти люди словно застыли в своем ограниченном мирке, они живут по созданным ими самими законам и не видят, что происходит вокруг них.  У таких людей нет будущего, и это настоящая катастрофа, потому что упадок моральных ценностей  и жизненных нравов несет за собой вымирание всего народа.

 

Комедия А.С. Грибоедова бессмертна, потому что таких людей, их ценности, нравы и отношение к окружающим можно встретить и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибоедов А.С. школьное сочинение по произведению на тему, Горе от ума, Чацкий — «Пасынок здравого рассудка»

Сочинение по произведению на тему: Чацкий — «Пасынок здравого рассудка»

И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» писал о пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Это — тонкая, умная, изящная и страстная комедия… она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе…» По словам Гончарова, «Горе от ума» «есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия…»

Основной конфликт комедии «Горе от ума» — столкновение «века нынешнего» (передового дворянства) с «веком минувшим» (реакционной массой крепостников и бюрократов), проявляется конфликт также между Чацким и Фамусовым — не в споре ума и глупости, а в разных взглядах на жизнь вообще. Русский писатель и критик Иван «Гончаров сказал: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим». В монологах Чацкого выразительны и точны эпитеты, которыми он определяет свое отношение к новому, прогрессивному, образны его оценки «века минувшего»: «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором».

Чацкий — главный герой комедии Грибоедова. О нем Пушкин писал: это «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и ему подобными…

Чацкий гораздо умнее всех остальных действующих лиц комедии. Сам автор приписал горе Чацкого его уму. По словам Гончарова, он «искренний и горячий», он «начинает новый век — ив этом все его значение». Чацкий готовился к серьезной деятельности. Речь Чацкого — это речь человека, обладающего разносторонним образованием, большой эстетической культурой, сверкающим умом, глубиной чувств, прекрасным знанием родного языка и природным дарованием оратора. Фамусов говорит, что «он славно пишет, переводит», все вокруг говорят о высоком уме Чацкого. Чацкий много путешествовал, учился, читал, трудился, но во взглядах с вышестоящими чинами разошелся по вполне понятной причине:

Служить бы рад, прислуживаться тошно!

Герой хотел служить делу, а не лицам, рвался к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством». Он деятельная и героическая фигура. Чацкий остается с «мильоном терзаний» и, не найдя ни у кого сочувствия, уезжает ни с чем. Но фамусовское общество не может победить Чацкого: Фамусов отделывается общими фразами и зажимает уши против его логики, Молчалин умолкает, княжны разбегаются от него в разные стороны, Софья тоже бессильна и объявляет его сумасшедшим.

Чацкий был уверен в своих силах, но от бесплодной борьбы устал, это стало заметно, что вокруг него, как вокруг диковинки, собрались все гости. А выступить против такого огромного количества врагов у Чацкого просто не хватило сил. Но главный герой знает, что он не одинок: «…пускай один из нас, из молодых людей…», и это придает ему сил. Глубоко веря в правоту своих идей, он убежден, что его мечта осуществится, что будущее принадлежит идеям новых людей — его собратьям по духу. Герцен справедливо отмечал, что Чацкий — «это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере на горизонте, обетованную землю», «шел прямой дорогой на каторжную работу».

В мечтательной устремленности Чацкого в будущее, в его эмоционально-восторженной приподнятости, в безоглядном героизме ярко проступают романтические признаки. Гончаров видит Чацкого как «провозвестника новой зари» — «передового курьера неизвестного будущего». Чацкий — романтик с реалистическими чертами. Чацкий выражает социально-политические настроения самого Грибоедова, но не во всем. Грибоедов отрицательно относится к фамусовскому обществу с самого начала пьесы, а Чацкий «отрезвился… сполна» и окончательно понял, что он чужд барственно-крепостническому укладу жизни, только в самом конце пьесы.

Чацкий привлекает к себе читателей глубоким и острым умом, благородной пылкостью, чувством долга и чести, силой воли и

мужеством, независимостью и принципиальностью, нежностью и сердечностью, язвительной иронией.

Конечно, Чацкий не тешил себя надеждами — он за один день не мог изменить всю идеологию фамусовского общества. По мнению Грибоедова, Чацкие еще побеждаются в жизни, но внешней, внутренне неправой силой. Морально в пьесе побеждает не Фамусов, а Чацкий. Гончаров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Давно прошли времена крепостного права, но комедия Грибоедова до сих пор актуальна. Потому что Грибоедов создал вечные образы, которые отражают современных нам скалозубов, Фамусовых и молчаливых. И сегодня вокруг нас есть и плутоватые заго-рецкие, и шумные репетиловы. И Чацкий принадлежит не только началу XIX века — всегда приходят новые всплески борьбы за светлые идеалы, когда необходимо обличить пороки прошлого, чтобы перейти к более достойному будущему. Во все времена человек может отчаяться, разувериться и повторить вслед за Чацким:

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

«Горе от ума» как политическая комедия (по мотивам комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»). Смысл комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень ярко, незабываемо, психологически верно.
Но современный читатель «Горя от ума» вряд ли воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, а монологи Чацкого, обличающие «прошлую жизнь, — самые подлые
особенности, заглушают комедийное звучание произведения.
При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это наличие любовной связи, саркастическое изображение персонажей, комичность положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
«Горе от ума» — политическая комедия, ибо ставит актуальные социальные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о просвещении, о рабском подражании всему иностранному. Реализм «Горя от ума» раскрывается и в принципах изображения персонажей. Герои Грибоедова — все характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи «Горя от ума» — не карикатуры, а точные изображения живых людей.
Грибоедов с горькой иронией обнажает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где подобострастие Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.
Более всего характеризует общество, противостоящее Чацкому, Фамусову. Недаром мы называем это общество «фамусовским». Фамусов — типичный московский дворянин начала XIX века, поскольку ему свойственна смесь тирании и патриархата. В образе Фамусова высмеивается высшая бюрократия, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.
Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеальный человек для Фамусова тот, кто сделал прибыльную карьеру; при этом ему все равно, какими средствами это достигается. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, он живет хорошо и не хочет никаких перемен. Он боится Чацкого и не любит его, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтаря.
У Фамусова бросается в глаза откровенная безнравственность. Он особенно опасен тем, что Фамусов, как благородный господин, обладает большой властью над людьми. Безнравственность власти не может не быть ужасной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не абстрактное, а конкретное, живое. Ты веришь в его реальность — и поэтому он особенно пугает.
Это относится и к Скалозубу. Полковник Скалозуб показывает притирку, опошление военного. Его грубые единоборства, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это успешный карьерист, которого характеризует сама фамилия. Но его карьеризм преступен. Он основан на боевых потерях в армии: «Другие, глядишь, убиты». Автор высмеивает Скалозуба как глупого и легкомысленного офицера аракчеевской эпохи, противника свободы и просвещения.
В образе Репетилова раскрывается псевдолиберализм. «Молодые» либеральные идеи позволяют этой части дворянства «попасть» в клуб. Они прикрывают свою деятельность пустыми разговорами. С исключительной сатирической силой комедия разоблачает пустую и пошлую возню, шумиху и крик, порочащие и тормозящие либеральное движение.
По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к обществу Фамуса. Читателю он кажется ничтожеством: боится сказать лишнее слово, нравится, не имеет собственного мнения, однако именно эти «качества» являются залогом его будущего успеха у Фамусовского. мир.
Общество Фамуса представлено в комедии широко и разнообразно. Это не только множество главных героев, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская дама, грубая, властная, привыкшая не сдерживать себя в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех Фамусов и Хлестовых. «Он лжец, игрок, вор… / Я был от него и двери были заперты; / Да барин служить…» — говорит о нем) 01эстова.
Чацкий — обличитель всех пороков общества. Его монолог «Кто такие судьи?» звучит как приговор политической системе и моральным устоям фамусовского общества. Больше всего он ненавидит деспотизм и рабство, глупость и бесчестие, умственную и нравственную глухоту. Он бичует подлость феодалов. Он не может молчать, потому что ему больно и мучительно видеть вокруг себя зло и несправедливость, он ненавидит все плохое, потому что любит добро и правду.
Чацкий тоже проблема. Проблема непонятой и осмеянной интеллигенции, проблема растоптанного патриотизма и угнетенной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, которые не были замечены равнодушным обществом и в результате вылились в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.
Комедия «Горе от ума» произвела большое впечатление на современников и не менее сильно повлияла впоследствии — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей актуальности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока одни эпохи будут сменяться другими, и он всегда будет «начинать новый век».

Смысл комедии «Горе от ума»

Не будучи профессиональным писателем, А. С. Грибоедов остался в истории нашей культуры как автор одного гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу.

«Горе от ума» (1824) появилось в счастливый момент — за несколько месяцев до выступления декабристов. В комедии драматург реалистично убедительно показал напряженную обстановку в дворянском обществе, изобразив главный конфликт своего времени — столкновение консервативных дворян с новыми силами в лице Чацкого. По богатству содержания и художественному замыслу «Горе от ума» было исключительной комедией, невиданной для того времени в русской и европейской литературе. Его значение исключительное.

Конечно, пьеса очень важна в познавательном плане. В комедии представлена ​​широкая картина жизни московского дворянства после Отечественной войны 1812 года. В своей пьесе А.С. Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20-е годы XIX века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам отношения к крепостному праву, службе, воспитанию, дворянскому воспитанию, праву «иметь собственное мнение» или нет. Отражены споры о судах присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном воспитании, цензуре и многом другом.

Инертные дворяне беспокоятся о своем благополучии, проявляя порочную ненависть к свободомыслию. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, глупых солдафонов-офицеров, передовых людей, близких по своим взглядам к декабристам. В качестве материала для своей комедии драматург взял подлинную жизнь московских дворян и показал ее реалистично, изобразив конфликт декабристски настроенного Чацкого с защитниками «прошлого века». А С. Грибоедов показал в пьесе «процесс отделения передовой части дворянства от косной среды и борьбу с ней». Ему удалось увидеть нового продвинутого героя в самой жизни. Недаром многие считали, что прототипом Чацкого был выдающийся современник писателя П.Я. Чаадаев.

И все же образ Чацкого — это собирательный образ эпохи декабристов, этакий «герой времени». Александр Андреевич Чацкий — герой нового типа. Это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, «вырывающегося» из своей сословной среды (как и сам А. С. Грибоедов), образ «мыслящего друга человечества…». А.И. Герцен писал: «Чацкий — декабрист». И герой во многом близок к декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеологию, дух свободомыслия («Он хочет проповедовать свободу», — говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение «делу, а не лица» («Служить рад служить до тошноты»). Чацкий в комедии – второе «я» Грибоедова, автор вкладывает в его уста свои мысли и представления о жизни. Так драматург дал своему герою возможность выразить самую актуальную в то время — свободолюбивую тенденцию русского общества («слово» Чацкого — его «дело»).

Пьеса А.С. Грибоедов имеет непреходящее историческое значение. Автор на современном материале изобразил не только героя своего времени, но и социальный конфликт «старых» сил и «новых», в котором проявился «конкретный историзм» драматурга. Он «перенес» в комедийный характер черты общественных и бытовых явлений того времени. Исторический оптимизм пьесы связан с образом главного героя Чацкого. Да, Чацкий одинок на эстраде, но у него есть друзья-единомышленники («Особенно счастлив в друзьях»), есть последователи (двоюродный брат Скалозуб, который «внезапно ушел со службы, стал в деревне книжки читать», племянник княгини Тугоуховской, князя Федора).

Многие декабристы предвидели свою гибель, но «твердо стояли на позициях исторического оптимизма», считая своим долгом «пробудить спектаклем целое поколение». Новое всегда побеждает, поэтому Чацкий «неизбежен при каждой смене одного века другим». Сама ситуация борьбы Чацкого с инерцией, столкновения с аристократической Москвой типична и вечна, как мир. Это бессмертие «Горя от ума».

Комедия А.С. Грибоедов отличается драматическим и артистическим мастерством. Итак, автор создал великолепную галерею образов, в которой все персонажи прописаны ярко, впечатляюще. Драматургу удалось избежать схематизма в изображении персонажей, прекрасно передать сложность психологии героев, внутреннюю логику их чувств. Как блестящий реалист, А. С. Грибоедов показал человека одновременно и как индивидуальную личность, и как типическую личность, поэтому его герои представляют собой типичные обобщения великой силы. Создавая своих персонажей, автор решил важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей.

В комедии каждый говорит своим живым, разговорным русским языком. Как и предсказывал АШП, в нашу речь вошло много комедийных стихов. Кроме того, глубокий смысл комедии заключается в том, что в пьесе показано, как в условиях крепостного права, деспотизма любая самостоятельная мысль, искренние чувства обречены на преследование. Так личная драма Чацкого перерастает в общественную драму целого поколения передовых людей эпохи декабристов. Недаром А. Бестужев пророчил: «Будущее оценит эту комедию и поставит в число первых творений…»

Александр Сергеевич Грибоедов реалистично изобразил жизнь Российской Федерации первой четверти XIX века в своей комедии «Горе от ума». Перед нами предстали живые образы русских людей того времени, показывающие их взгляды, привычки, обычаи. Все они типичны

Александр Сергеевич Грибоедов реалистично изобразил жизнь Российской Федерации первой четверти XIX века в своей комедии «Горе от ума». Перед нами предстали живые образы русских людей того времени, показывающие их взгляды, привычки, обычаи. Все они типичные представители своего времени и класса.

Основной конфликт пьесы — столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», двух эпох русской жизни, старого, патриархального уклада и нового, передового, представленного в образе Главный герой Александр Андреевич Чацкий.

«Век минувший» умело обрисован в образах фамусовской Москвы, то есть самого господина Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.

Фамусов — типичный московский джентльмен со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мышления. Единственное, перед чем он преклоняется, — это чин и богатство. «Как и все в Москве, ваш отец таков: он хотел бы зятя со звездами и чинами», — характеризует барина горничная Лиза.

На службе у Фамусова процветает семейственность и меценатство. Сам он об этом заявляет открыто: «У меня сотрудники чужие очень редко, все больше сестер, невесток, детей».

Идеал Фамусова — «дворянин в деле», Максим Петрович, который «производит в чины» и «дает пенсии». Он «не то, что на серебре, на золоте ел, сто человек на службе, весь в орденах, ехал вечно в поезде». Однако при всем своем высокомерном нраве он и «прогибался» перед начальством, когда надо было служить.

Фамусов предпочитает служить «лицам, а не делам» и предлагает Чацкому сделать то же самое: «Иди и служи», на что тот возмущенно замечает: «Я бы рад служить, тошно служить».

Непотизм — еще один из идеалов, столь дорогих сердцу Фамусова. Кузьма Петрович, «почтенный камергер», с «ключом, и он умел передать ключ своему сыну», «богатый и был женат на богатой женщине», заслуживает глубокого уважения со стороны Фамусова.

Фамусов не очень образован, и он «хорошо спит от русских книг», в отличие от Софьи, которая не «спит от французских книг». Но в то же время у Фамусова выработалось довольно трезвое отношение ко всему иностранному. Ценя патриархальный уклад жизни, он клеймит Кузнецкий Мост и «вечных французов», называя их «разрушителями карманов и сердец».

Бедность считается большим пороком в обществе Фамуса. Так Фамусов прямо заявляет Софье, дочери своей: «Кто беден, тот тебе не пара», или: «Нам давно сказано, что честь подобает отцу и сыну, будь ниже, но если две тысячи семей души, то есть жених». В то же время заботливый отец проявляет поистине житейскую мудрость, заботясь о будущем своей дочери.

Еще большим пороком в этом обществе является образованность и образованность: «Ученость — это чума, эрудиция — причина того, что сегодня, как никогда, с ума развелись люди, и дела, и мнения».

Интересный мир Общество Фамуса довольно узкое. Он ограничивается балами, обедами, танцами, именинами. Противодействуя наступлению «текущего века», Фамусовы, молчаливые, пухлые, продолжают отстаивать екатерининскую эпоху, заботясь более всего о том, как бы сохранить старую жизнь, самодержавно-крепостнический строй, сохранить «век смирения и страха» дольше.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов разоблачает моральное разложение и инертность московского дворянства, его бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным и полную оторванность от народа и всего русского. Среди них преобладает смесь «французских языков с нижегородскими».

«Нынешний век» представлен в комедии Чацким и подрастающим поколением, от имени которого он выступает.

Чацкий дворянин. Он имеет 300-400 крепостных душ крестьян, получил обычное для дворянской молодежи воспитание и образование, а потом, как и многие молодые люди того времени, ушел «искать ум». В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостному праву, стремление служить делу, а не отдельным лицам, высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливой социальной структурой. Поэтому, возвращаясь из путешествий и не находя никаких перемен к лучшему, он вступает в открытый конфликт с теми людьми, к кругу которых он сам принадлежал по праву рождения.

Чацкий выступает с резким обличением крепостного права. Он нападает на тех «дворянских негодяев», которые меняют своих преданных слуг на борзых, сгоняют крепостной балет «у матерей, отцов отвергнутых детей», а потом продают их поодиночке.

Герой — истинный патриот своей Родины, мечтающий приносить пользу своему Отечеству, служа своему народу. Он хочет служить «делу, а не лицам», а когда не находит такого дела, то вообще отказывается от служения, потому что «служить бы рад, служить тошно».

Будучи страстным патриотом своей Родины, Чацкий верит в великое будущее своего народа. Герой комедии мечтает о времени, когда Россия поднимется «от чужой власти моды» и «наши умные, энергичные люди даже в языке» не будут считать своих господ немцами. С горькой иронией он рассказывает о французе из Бордо, который ехал в Россию «со страхом и слезами», а приехал и обнаружил, что «нет конца ласкам, ни звук русского, ни русское лицо» не не встретить.

Поскольку Грибоедов в лице Чацкого хотел показать представителя Северного тайного общества, то изобразил его страстным агитатором. В комедии их много. монологическая речь. Чацкий — отличный оратор: ему свойственна лексика декабристов, он часто употребляет такие слова, как «Отечество», «свобода», «вольный». У него острый, критический ум. Это говорит о том, что главный герой был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он носитель передовых идей своего времени, но, как и все передовые люди того времени, рушится от своего ума, передового ума.

Грибоедов создал первую в русской литературе реалистическую комедию, показал типичных людей своего времени и сословия, наделив их живыми чертами. Реализм комедии заключается в том, что победа, вопреки симпатиям автора, оказывается на стороне общества Фамуса, которое всеми силами стремится сохранить установленный порядок на более длительное время. Чацкий вынужден бежать из Москвы. Грибоедов как бы предсказывает политический разгром декабристов в 1825 году на Сенатской площади.

План

  1. Заключение

Дворянское общество начала 19 века в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Действие пьесы, в которой автор осуждает нравы тогдашнего московского дворянства, происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Этот человек — влиятельный московский дворянин, управляющий в казенном доме. Фамус Москва представлен им и его окружением в комедии «Горе от ума». Пьеса открывает читателю город в переломное для России время. Закончилась война 1812 года, росло самосознание русского народа, и в дворянском обществе стали появляться прогрессивно мыслящие люди. В комедии «Горе от ума» такой человек только один — Александр Андреевич Чацкий. Ему противостоит все общество консервативной знати, боящейся отказаться от своих устаревших взглядов и привычек. Чацкий в комедии противостоит всему московскому обществу.

Как предстает Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»? После трехлетнего скитания по свету Чацкий возвращается в дом Фамусова, где воспитывается вместе с дочерью Софьей. Казалось бы, город, оправившийся после 1812 года, должен был изменить взгляды живущих в нем людей. Но Чацкий обнаруживает, что «дома новые, а предрассудки старые».

Общество Фамуса совсем не изменилось, но по-прежнему живет своей жизнью «в пиршествах и в расточительности». Дворяне не впускают ничего нового в свой привычный быт, потому что новое угрожает их сытой жизни: «…Чтобы новшества вводились — никогда, Боже упаси!» О правительстве адепты Фамусова могут говорить на балах только ради красных слов. Их речи — пустая болтовня: «…Придраться к тому, к этому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят и… разойдутся».

Фамусов как выразитель идей консервативного дворянства

Фамусов один воспитывает дочь,т.к. он вдовец. Он считает себя хорошим моральным примером для своей дочери. Однако читатель видит, что этот человек, который говорит, что он «известен монашеским поведением», флиртует со своей служанкой Лизой. Он один человек в обществе и совершенно другой без посторонних глаз. Фамусов, как и все фамусовские московские «Горе от ума», живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». Аристократы больше всего боятся мнения света. Не случайно завершающей фразой этой комедии являются слова Фамусова: «Ах! О Господи! Что скажет княгиня Марья Алексевна! В них заключена вся подлость и искусственность происходящего в обществе дворян того времени.

Деньги, чины, положение в обществе — вот идеалы фамусовской Москвы. Для достижения этих целей попираются и честь, и человеческое достоинство. Для Фамусова пример его покойного дяди Максима Петровича, который упал на пол на приеме у императрицы Екатерины, чтобы позабавить ее, — образец для подражания, а не унижение. Ведь своим «умом» Максим Петрович заработал себе огромное состояние и «знал честь перед всеми».

Женщины в комедии «Горе от ума»

Особое положение в дворянском обществе того времени занимали женщины. Но не своей хрупкостью и покорностью они заслуживают особого отношения к себе. Женщины Famus Moscow очень сильны, могущественны и влиятельны: «А дамы? . . Судьи всему, везде, над ними судей нет…» Эти слова отражают и любовь светских дам к сплетням, поэтому их все боятся, и вес некоторых женщин на свете.
Именно мнения княгини Марьи Алексеевны, женщины, боится Фамусов в финале пьесы. Молчалин рекомендует Чацкому обратиться к Татьяне Юрьевне, ибо у нее много полезных ссылок: «Чиновники и чиновники — все ее друзья и все родственники…»

Мужчины рядом с этими женщинами напоминают молчаливых марионеток. Их идеальным мужем считается «муж-мальчик, муж-слуга, со страниц жены…» Такая пара встретит читателя на балу у Фамусова. Платон Михайлович Горич, которого Чацкий когда-то знал как храброго и деятельного военного, после женитьбы на Наталье Дмитриевне оказался полностью в ее власти. Жена направляет его, отвечает за него, говорит ему, что, как и когда он должен делать. Такой человек, как Платон Михайлович, вызывает жалость, но совсем не уважение.

Молчалин и Загорецкий в обществе «Фамус»

Для Фамусова и его окружения важно не только произвести благоприятное впечатление о себе в обществе, но и иметь вокруг себя людей, которые преклонялись бы перед ними и выражали им свое почтение . Эту функцию в комедии «Горе от ума» выполняют Молчалин и Загорецкий.

Молчалина, безродного дворянина из Твери, Фамусов взял себе секретарем и поселил в своем доме. Поэтому скромный на вид Молчалин заискивает перед ним, потому что отец завещал ему «угодить всем людям без исключения», а особенно «хозяину, где ему довелось жить». А связь Молчалина с Софьей есть не что иное, как желание угодить «такому человеку», ее отцу. На самом деле ее возлюбленный не испытывает к Софье никаких чувств.

Желание угодить не покидает Молчалина и на балу. Он унижается перед высокопоставленными гостями до такой степени, что даже хвалит шерсть хлестовской собаки. Общество встречает такое поведение более чем благосклонно: «Спасибо, друг!» «Спасибо, дорогой!»

Такой вот Загорецкий. Только он не пытается скрыть свое подлое лицо под маской скромности и благородства. О нем в обществе ходят неприятные слухи: «…отъявленный аферист, проходимец…» Но в то же время все им довольны, потому что он «мастер службы», а это именно то, что Грибоедовская Москва нуждается в спектакле «Горе от ума».

Эти герои, у которых пока нет высоких чиновников, обязательно получат их с помощью своей услужливости, подхалимства и хитрости.

Любовь дворян ко всему иностранному

В комедии «Горе от ума» Грибоедов осуждает такую ​​черту старого дворянства, как любовь ко всему иностранному. Аристократы не уважают родной язык. Чацкий замечает, что в мире господствует нелепая смесь «французского с нижегородским». Даже француза из Бордо, боявшегося ехать на русскую землю, здесь принимали как аборигена. Он не встречал здесь «ни звука русского, ни русского лица», потому что в светском обществе модно говорить по-французски.

Дворяне нанимают иностранцев в качестве учителей для своих детей. При этом требования к ним минимальны. Главное, чтобы «лучше по количеству, по более дешевой цене». Никто не заботится о качестве образования, оно просто принято в обществе.

Сплетни и слухи в Фамусе Москва

Сплетни для общества Фамус не только повседневное времяпрепровождение. В комедии «Горе от ума» это еще и оружие против Чацкого, человека, имеющего смелость разоблачать пороки, которыми живет московское дворянство. Консервативная знать не заботится о разоряющих страну проблемах. Они думают только о том, как защитить свой комфорт. Вот почему пущенный Софьей слух о том, что Чацкий «сошел с ума», так быстро подхватывается и распространяется, обрастая новыми подробностями. Сумасшедший Чацкий не опасен.

Заключение

Итак, образ Москвы в «Горе от ума» представлен обществом дворян с устаревшими взглядами на жизнь, которые выступают против всего нового из боязни потерять те блага, которые у них есть. Однако замена старых взглядов новыми исторически неизбежна, как и их борьба в процессе установления нового общественного строя.

Раскрытие образа Фамуса Москвы, описание его представителей и идеалов поможет учащимся 9-х классов в подготовке сочинения на тему «Фамус Москва в комедии «Горе от ума»

Проба по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Столкновение умов

. .. в моей комедии 25 дураков на одного здравомыслящего человека;
и этот человек конечно в конфликте с окружающим обществом,
его никто не понимает, никто не хочет его прощать, почему он немного выше остальных.

А. Грибоедов, «Письмо к П. А. Катенину»

Термин «антитезис» происходит от греческого antithesis — противопоставление. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей 1920-го века знаменателен сам факт замены одной антитезы другой, означающий сдвиг в сознании писателя, хотя само смысловое противопоставление не устраняется: «Мы постыдно равнодушны к добру и злу»; «И ненавидим, и любим случайно» («Дума», М. Лермонтов).

Уже в названии: «Горе от ума», есть намек на антитезу ‘потому что здравое мышление не позволяет уму, разуму принести огорчение. В художественных образах «Горя от ума» Грибоедов отразил объективную жизненную правду, создал типичный образ «нового человека» — публичного протестанта и борца, в типичных условиях своего противоречивого исторического времени. Успех «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грему, шуму, восхищению, любопытству нет конца», — так описывал сам Грибоедов ту атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которая окружала комедию и ее автора передовыми русскими людьми двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедия «произвела неописуемый эффект и вдруг поставила Грибоедова в ряд с нашими первыми поэтами». В мировой литературе не найти многих произведений, которые, подобно «Горю от ума», в короткий срок приобрели бы столь несомненную всенародную известность. В то же время современники в полной мере ощутили общественно-политическую значимость комедии, воспринимая ее как злободневное произведение, родившееся в России. новой литературы, поставившей своей главной задачей развитие «собственного богатства» (т.

В основе сюжета «Горя от ума» — драматический конфликт между бурным столкновением интеллигентного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его инертной реакционной средой. Этот конфликт, изображенный Грибоедовым, был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет, вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность тесно и ежедневно наблюдать важнейшее, характерное и волнующее явление общественной жизни своего времени. — борьба двух мировоззрений, двух идеологий, двух образов жизни, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, художественное произведение решало одновременно характерные для того времени политические, социальные и чисто человеческие проблемы. После Отечественной войны 1812 г., в годы становления и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворян-революционеров-декабристов, борьба нового — зарождающегося и развивающегося, со старым — отжившим и мешающим прогрессу. наиболее резко выражено в форме именно такого открытого столкновения между юными глашатаями «свободной жизни» и воинствующими блюстителями ветхозаветных, реакционных порядков, которые изображены в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 г.) с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматического конфликта, лежащего в основе «Горя от ума»: «…в моей комедии на одного здравомыслящего 25 дураков». человек; и этот человек, конечно, находится в противоречии с окружающим его обществом, его никто не понимает, никто не хочет его прощать, почему он немного выше других.

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противоречие» между Чацким и фамусовским обществом; как это общество предает Чацкого анафеме, что носит характер политического доноса — Чацкий публично объявляется возмутителем спокойствия, карбонарием, человеком, посягающим на «законный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распускает гнусные слухи о безумии Чацкого. «Сначала он веселый, а это порок: «Шутить и шутить век, как же ты станешь!» — Слегка проходится по странностям бывших знакомых, что делать, если у них нет самой благородной заметной черты! Насмешка его не едка, пока не взбесится, но все же: «Рад унизить, уколоть, завистника! гордый и сердитый!» Не терпит подлости: «ах! о боже, он карбонарий». Кто-то со злого умысла выдумал про него, что он сумасшедший, ему никто не поверил и все повторяют, голос всеобщей недоброжелательности доходит даже до него, более того, нелюбовь к нему той девушки, ради которой он был единственным приехавшим в Москву, совершенно объяснил ему, что он ей говорит и плюнул в глаза всем, и был таким». Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в московском доме за один день. Но какая широта в этой истории! В нем есть дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — с противоречиями, раздиравшими это общество, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины встречи героя с окружающей средой Грибоедов включил огромную социально-историческую тему обозначившегося в жизни перелома, тему рубежа двух эпох — «текущего века» и «прошлый век».

«Безродный» секретарь Фамусова Молчалин принят в этом мире за своего. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкого набожника и дельца», еще мелкого подлеца, который, впрочем, сумеет достичь «известных степеней». Вся лакейская «философия жизни» этого бюрократа и подхалима, не смеющего «иметь собственное суждение», раскрывается в его знаменитой исповеди: Отец завещал мне:

Во-первых, чтобы угодить всем без исключения людям —
Хозяину, где он живет,
Начальнику, у которого я буду служить,
Его слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, чтобы избежать зла,
собака дворника, чтоб ласковая была.

Грибоедовская галерея типичных образов старо-дворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает и те, которые непосредственно в комедии не действуют, а лишь упоминаются в беглых описаниях, данных им персонажами. Среди них такие яркие, рельефные, законченные образы, как и «чернолицый» завсегдатай всех балов и обедов, и театральный крепостник, и мракобес член «Ученого комитета», и покойный камергер Кузьма Петрович, и и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и дерзкий «француз из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и многие другие — вплоть до княжны Марьи Алексевны, хранительницы общественного мнения в фамусовом мире, именем которой кончается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее они очень важны для раскрытия содержания «Горя от ума» — и в этом одна из новаторских черт комедии. Человек «высоких мыслей» и передовых убеждений, глашатай «свободной жизни» и ревнитель русского национального самосознания, Грибоедов решил задачу создания образа положительного героя, стоявшую перед прогрессивной русской литературой 20-х годов. Запросы гражданской, идейно направленной и общественно действенной литературы, как понимал писатель декабристское течение, вовсе не сводились к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного социального и политического воспитания, пробуждать любовь к «общественному благу», вдохновлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские добродетели. Грибоедов откликнулся на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.

Возвращаясь к замечательно правильной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности эпохи декабристов, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь, тем не менее, не как научный исследователь и не как мыслитель, хотя и замечательный, а как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отражал ее как художник, более того, как смелый новатор. Он написал свою точную и достоверную картину, используя приемы, средства и цвета художественного образа. Смысл замечаемого и изучаемого он воплощал в художественных образах. И благодаря этому картина идеологической жизни, нарисованная им в эпоху декабристов, оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, чем мог бы сделать даже самый внимательный ученый-исследователь.

Д. И. Писарев утверждал, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до того крайнего предела, за который не может пойти поэт, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя». И в связи с этим Писарев совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать такую ​​достоверную и точную историческую картину, ему «нужно быть не только внимательным наблюдателем, но и, кроме того, замечательным мыслитель; надо выбрать из окружающего тебя многообразия лиц, мыслей, слов, радостей, печалей, глупостей и подлостей именно то, что концентрирует весь смысл этой эпохи, что накладывает свой отпечаток на всю массу второстепенных явлений, что втискивается в его рамки и изменяет своим влиянием все другие отрасли частной и общественной жизни. Действительно, Грибоедов выполнил такую ​​огромную задачу для России в 19 веке.20 с.

А.С. Комедия Проба Грибоедова «Горе от ума»

1.А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков, и этот человек, конечно, не в ладах с обществом, которое его окружает» . Кого имел в виду писатель: а. Скалозуба б) Молчалин в) Чацкий г) Софья

2. «Подписано, так что с плеч» а). София б). Чацкий в). Молчалин г). Фамусов д). Горич ж). Скалозуб ч). Репетилова

3. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Совпадение актеров комедии и образцов речи: «…Дарить чины — каналов много ».

а).

4. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Сопоставьте актеров комедии и образцы речи: «А как же наши старики? Не то, чтобы вводились новинки — никогда, Боже упаси! Нет. И придираться будут к тому, к тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят и… разойдутся.

а).

5. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Сопоставьте актеров комедии и образцы речи: «Он ни слова умного не сказал».

а). София б). Чацкий в). Молчалин г). Фамусов д).Горич г).Скалозуб х).Репетилов

6. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Сопоставьте актеров комедии и речевые обороты: «Скажи огню: пойду как на обед» . но). София б) Чацкий в) Молчалин г) Фамусов д) Горич г) Скалозуб з) Репетилов

7. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Сопоставьте актеров комедии и образцы речи: «От скуки то же будешь свистеть ».

а). София б) Чацкий в) Молчалин г) Фамусов д) Горич г) Скалозуб з) Репетилов

8. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Сопоставьте актеров комедии и речевые обороты: «Да, умный человек не может не быть плутом».

а). София б) Чацкий в) Молчалин г) Фамусов д) Горич ж) Скалозуб з) Репетилов

9. Каждый образ комедии отражает конкретно-историческую сущность реальных социальных типов своей эпохи. Сопоставьте актеров комедии и речевые обороты: «Какие у меня слухи?» а). София б) Чацкий в) Молчалин г) Фамусов д) Горич г) Скалозуб з) Репетилов

10. Афоризм это: а) художественное обоснование поступков героев. б). короткое изречение, содержащее законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение. в) часть лексики, слов и словосочетаний, употреблявшихся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определить, какие «слова и словосочетания» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова : холопство, предубеждение, вольная жизнь, дым отечества а).

12. Анализируя речевые характеристики героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словосочетания» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: треснувший, сломя голову, обморок, дал грубую ошибку, фельдфебель, ушибленный. а). Лиза б) Чацкий в) Молчалин г) Хлестова д) Скалозуб

13. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словосочетания» соответствуют персонажам А. Грибоедов: двойки; еще-с; простите, ради бога; лицо, ангел

14. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определить, какие «слова и словосочетания» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова: Прошла, покудова, звонят, отдыхают, доложу мне, сэр.

а) Лиза б) Чацкий в) Молчалин г) Хлестова д) Скалозуб

15. Анализируя речевые характеристики героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словосочетания» соответствуют персонажам А. Грибоедов: Тащусь, час битый, за уши рвется, пора с ума сходить.

а) Лиза б) Чацкий в) Молчалин г) Хлестова д) Скалозуб Ответы:

1 дюйм; 2г; 3.г; 4.г; 5.а; 6.б; 7.г; 8.ч; 9.а; 10.б; 11.б; 12.г; 13. в; 14.а; 15 г;

>Сочинения по мотивам «Горе от ума»

О произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Одно это выражение характеризует смысл книги. Мы понимаем, что речь идет о вечной проблеме ума и глупости. Для своего времени это была передовая комедия, пропагандирующая новое течение. Главный герой по своим знаниям и принципам жизни близок к декабристам. Он умен, но не расчетлив, смел, но не дерзок, открыт новым идеям, но умеет внушить им сомнение. А. А. Чацкий — герой нового поколения, хотя он и «лишняя» личность для фамусовского общества. По сюжету пьесы он не побоялся противостоять целой армии неучей.

Грибоедов относится к невеждам и необразованным людям Павла Афанасьевича Фамусова, а также всех его коллег и друзей. На самом деле мы видим, что это так. Автор показывает, как такие неотесанные и неграмотные люди, как Фамусов, занимали высшие чины в Москве в начале XIX века. Как такие проходимцы, как Молчалин, служили и льстили для подъема по карьерной лестнице. Как такие грубияны, как Скалозуб, стали полковниками, не имея за плечами ни одного боевого подвига. Невольно возникает вопрос, как это произошло? К сожалению, общество к тому времени было настолько «прогнившим», что еще одной революции не избежать. Люди должны были понять, что пора развиваться и осваивать новые вершины.

Цель Чацкого, как человека разумного, как раз и была — донести до дворян, что нельзя оставаться на прежнем уровне невежества, надо двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги и другие проявления искусства, нельзя употреблять в русской речи иностранные слова и носить платья, скроенные как «французские модистки», а потом заявлять, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные вопросы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. И самое главное, мы видим, как страдали люди передового ума в среде «фамус-общества». В сущности, по уровню умственного развития с Чацким могла соперничать только Софья, да и то слишком зависимая от чужого мнения.

Недаром автор выбрал для нее такое символичное имя. Вероятно, этим он хотел подчеркнуть «мудрость» Софьи, которая тем не менее выступает как двойственный персонаж. Его сложно отнести к какому-то одному лагерю. По уму и образованности она шла в ногу со временем, а по степени образованности принадлежала к «обществу Фамусов». С одной стороны, она могла бы стать надежной соратницей и соратником Чацкого, а с другой стороны, мы видим, что она полностью пропитана «благородной» идеологией. В заключительной части комедии фамусовскому обществу удалось вытеснить главного героя из своих кругов, но это только за счет того, что взяли количеством, а если таких, как Чацкий, больше, то «фамусовское общество» рухнет.

«В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков, — писал А.С. Грибоедова Катенина. В этом высказывании автора четко обозначена главная проблема «Горя от ума» — проблема ума и глупости. Он также помещен в название пьесы, на что также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому требует детального анализа.

Комедия «Горе от ума» для своего времени была авангардной. Она была обвинительной, как и все классические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком диапазоне. Это стало возможным благодаря использованию автором нескольких художественных приемов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов называл свое произведение «Горе от ума», но вскоре изменил это название на «Горе от ума». Почему произошло это изменение? Дело в том, что в первом имени содержалась нравоучительная нота, подчеркивавшая, что в дворянском обществе 19 века каждый интеллигентный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов хотел показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и навредить их владельцу. Второе имя смогло полностью реализовать эту задачу.

Главный конфликт пьесы – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах между Чацким и представителями старой московской знати система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Оказывается, Фамусов, как представитель «прошлого века», считает, что самое ценное в человеке — это его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «служить» ради приобретения материальных благ или уважения к миру. Много сделано Фамусовым и ему подобными для создания хорошей репутации среди дворян. Поэтому Фамусова заботит только то, что о нем скажут в мире.

Таков Молчалин, хоть он и представитель молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам крепостников-помещиков. Иметь мнение и отстаивать его — непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «Вы не должны сметь ​​иметь собственное суждение в моем» — жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. А с дочерью Софией он играет в любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. И эти идеалы чужды и отвратительны главному герою комедии. Он предпочитает служить «делу, а не людям». Когда Чацкий появляется в доме Фамусова и начинает гневно поносить своими речами устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обвинителя сумасшедшим, тем самым обезоружив его. Чацкий высказывает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость изменить свои взгляды. Они видят в словах Чацкого угрозу своему безбедному существованию, своим привычкам. Герой, названный сумасшедшим, перестает быть опасным. К счастью, он один, а потому просто изгнан из общества, где ему не угодны. Получается, что Чацкий, оказавшись не в том месте и не в то время, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Разум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него самого.

Здесь возникает вопрос: Чацкий проиграл в борьбе за справедливость? Можно предположить, что это проигранная битва, но не проигранная война. Очень скоро идеи Чацкого будут поддержаны передовой молодежью того времени, и «самые подлые черты прошлой жизни» будут низвергнуты.

Читая монологи Фамусова, наблюдая тщательно плетущиеся Молчалиным интриги, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их разум качественно отличается от разума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, заискивать. Это практичный, мирской ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать личным благополучием и уж тем более не позволяющий извлекать какую-либо выгоду за счет полезных связей, как это когда-то делали дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, были мнения, что Чацкого тоже нельзя назвать интеллигентным человеком. Например, Катенин считал, что Чацкий «много болтает, все бранит и проповедует некстати». Пушкин, прочитав список пьесы, принесенный ему в Михайловское, отзывался о главном герое так: «Первый признак умного человека — знать с первого взгляда, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловы. ..»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он появляется в обществе, куда его не приглашали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «его речь кипит остроумием», как отмечает И.А. написал. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и разнообразием проблематики Грибоедова «Горе от ума». Следует также отметить, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостного права, раболепия, засилья всего чужого. Известно, что перед декабристами стояла задача прямо выражать свои идеи, где бы они ни находились. Поэтому Чацкий действует в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Оказывается, в комедии не бывает откровенных дураков. Просто две противоборствующие стороны борются за свое понимание разума. Однако ум можно противопоставить не только глупости. Противоположностью ума может быть безумие. Почему общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть любой, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понять художественный замысел пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не раболепия, есть общество дураков. Боясь умного человека, называя его сумасшедшим, дворянство характеризует себя, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема разума, вынесенная Грибоедовым в название пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между отжившими устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не сумасшедший, и общество, в котором он оказался, не такое уж глупое. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *