КАТУЛЛ, ГАЙ ВАЛЕРИЙ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Творчество.
- Значение Катулла.
КАТУЛЛ, ГАЙ ВАЛЕРИЙ (Gaius Valerius Catullus) (ок. 84 – ок. 54 до н.э.), римский поэт, более всего известный своими краткими, насыщенными страстью любовными стихами. Как едва ли не все латинские поэты, Катулл – провинциал, он родился в Вероне на севере Италии. Вероятно, его семья отличалась богатством и знатностью, поскольку Юлий Цезарь не раз гостил у отца Катулла, и сам Катулл, хоть он и рассыпается в комичных жалобах по поводу паутины в своем кошельке, мог содержать одну виллу на Сирмионе (полуостров на озере Бенак, совр. Гарда) вблизи Вероны и вторую – на отрогах Сабинских гор. В ранней молодости Катулл переехал в Рим и там, не считая нескольких отлучек, провел все годы своей недолгой жизни.
Молодой провинциал с хорошими связями мог сделать карьеру на форуме и в суде, однако в Катулле не было практической жилки, и он всецело отдался поэзии и любви. Катулл вошел в группу молодых поэтов «неотериков» (т.е. «новых поэтов»), усвоивших некоторые элементы техники ученой александрийской поэзии. Двух наиболее выдающихся поэтов этой группы Катулл считал своими ближайшими друзьями: Гая Гельвия Цинну, который сопровождал его в Вифинию, и Гая Лициния Кальва, аристократа и довольно известного политика. По-видимому, Катулл отлично освоился в столичных литературных и светских кругах, где он вскоре повстречался с будущей героиней своих стихотворений – Лесбией. Судя по всему, в жизни ее звали Клодией, она была женой Квинта Цецилия Метелла Целера, консула 60 до н.э., и сестрой Публия Клодия Пульхра, личного и политического врага Цицерона. Клодия, происходившая из старинного рода, отличалась красотой и ветреностью и воспринимала блестящего молодого поэта Катулла как очередного любовника, но для Катулла она сделалась страстью и мукой на всю жизнь. Незадолго до 57 до н.э., уже ввергнутый в отчаяние неверностью Клодии, Катулл получил еще одно горестное известие: его брат, единственный родственник, которого он любил, скончался в Малой Азии вблизи Трои. Весной 57 до н.э. Катулл выехал в Вифинию, где он год томился в свите проконсула Гая Меммия, поэта-дилетанта и не слишком искреннего эпикурейца, которому Лукреций посвятил свою поэму О природе вещей. Катулл, очевидно, надеялся извлечь из этой поездки какую-то материальную выгоду, однако его постигло разочарование, и в двух стихотворениях, написанных по возвращении (10; 28), он резко обличает скупость и неблагородство Меммия. Находясь в Вифинии, Катулл посетил могилу брата и в трогательном стихотворении (101) описал совершенный им заупокойный обряд и торжественное прощание с могилой: «atque in perpetuum, frater, ave atque vale» («и навеки теперь здравствуй, мой брат, и прощай»). Весной 56 до н.э. Катулл покинул Вифинию на приобретенном им небольшом судне и после посещения Родоса, а также, вероятно, некоторых прославленных городов Эгейского моря вернулся на родину, в Сирмион (46; 31; 4). Дата его смерти не установлена. Св. Иероним пишет, что Катулл родился в 87 до н.э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н. э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55–54 до н.э.
См. также ДРЕВНИЙ РИМ.
Творчество.
Помимо немногочисленных фрагментов, до нас дошло 113 стихотворений Катулла, каждое от 2 до 403 строк. Еще три произведения (18–20) сомнительного авторства современные издания опускают. Стихотворения делятся на три группы: короткие с использованием самых разнообразных размеров (1–17; 21–60), более длинные, также различные по метрике (61–68), и короткие стихотворения, написанные элегическим размером (69–116). Поскольку сам Катулл вряд ли стал бы распределять свои произведения столь формальным образом, следует предположить, что сборник был скомпонован его друзьями и опубликован посмертно. По-видимому, сам Катулл успел издать сборник меньшего размера, поскольку первое стихотворение, посвящение старшему другу Корнелию Непоту, явно предшествует книге.
Среди стихотворений Катулла наиболее прославлены те, которые описывают блаженство и горести его романа с Лесбией. Датировать большинство из них не представляется возможным, но многие явно написаны прежде прочих. Одно из наиболее ранних (51), переложение любовного стихотворения гречанки Сафо с Лесбоса (отсюда псевдоним Лесбии), передает изумление поэта перед тем человеком, который в состоянии спокойно взирать на Лесбию и рассудительно беседовать с ней: сам он погружается при виде нее в полное смятение. К ранним стихотворениям относится и страстное прославление жизни и любви: «vivamus, mea Lesbia, atque amemus» («будем, Лесбия, жить, любя друг друга», 5). Другие стихотворения изображают Лесбию забавляющейся с ручным воробьем (2), ее горе по поводу смерти этого любимца (3), муки Катулла из-за неверности Лесбии (58), наполняющие его противоречивые чувства, «odi et amo» («ненавижу и люблю») (85), горечь и отчаяние поэта (11; 8; 76). Многие из коротких стихотворений Катулла обращены к друзьям или же метят во врагов, ибо Катулл оказался равно талантлив в любви и ненависти. С друзьями он задушевен и нередко игрив: одного он шутливо упрекает в скрытности в любовных делах (6), другого радостно приветствует по возвращении из Испании (9), третьему шлет забавное приглашение на обед (13). Врагов Катулл высмеивает и поносит беспощадно, даже Юлий Цезарь не избежал его нападок, хотя в конце концов Катулл с ним, похоже, помирился. В коротких стихотворениях Катулл попеременно бывает и страстным, и непристойным, и изящным, и остроумным, и проникновенным, но повсюду он производит впечатление полной естественности. Из больших произведений особенно интересны три. В блистательной экзотической поэме (63) описывается судьба Аттиса, юного афинянина, который приплыл в Малую Азию и там, в припадке религиозного исступления, себя оскопил; завершающие поэму три строки от первого лица позволяют предположить, что эта история имела для Катулла некое символическое значение. Еще одно произведение (64) сам Катулл, вероятно, оценивал как свой шедевр: это красивый, искусно сложенный эпиллий (поэма на мифологический сюжет) в духе александрийской школы, посвященный бракосочетанию Пелея и Фетиды, со вставной новеллой о расставании Тесея с Ариадной. В другом большом стихотворении (68), написанном высоким слогом, но несколько бессвязно (быть может, на самом деле это не единое стихотворение), Катулл откликается на просьбу друга прислать ему стихотворное утешение и рассказывает о своем собственном горе, вызванном смертью брата и разочарованием в Лесбии. Тем самым Катулл, едва ли не случайно, создал первую латинскую любовную элегию, это своеобразное соединение учености и страсти, которую следом за ним развивал Проперций. Место смерти брата – окрестности Трои – вероятно, навело поэта на мысль обратиться к мифу о Лаодамии и Протесилае. В безжалостно погубленной любви Лаодамии к Протесилаю, который первым из греков погиб под Троей, Катулл видит прообраз того, что довелось испытать ему самому.
Значение Катулла.
Катулл обрел популярность еще при жизни. Поэты следующего поколения, Овидий и Проперций, называют его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий прилежно изучал Катулла; и даже Гораций, отнюдь не симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым его произведениям. Из позднейших поэтов Катуллом, похоже, интересовался один лишь Марциал. Поскольку Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его читали все меньше и меньше, так что его имя упоминается лишь Плинием Старшим, Квинтилианом, Авлом Геллием и немногими другими. На протяжении почти всего Средневековья Катулл пребывал в забвении, разве что эпиталамий (62) был включен в антологию, сохранившуюся в рукописи 8–9 вв., а веронский епископ Ратер писал в 965, что «читает прежде не известного ему Катулла». В начале 13 в. некоему уроженцу Вероны посчастливилось обнаружить старую ветхую рукопись (возможно, бывшую в руках Ратера). С этой рукописи, впоследствии утраченной, были сделаны две копии, от которых, в свою очередь, произошли многочисленные изводы 15 в. Если бы не эта счастливая случайность, поэзия Катулла осталась бы почти совершенно неизвестной современному миру.
Краткая биография Катулл
Биография
Биография писателя
Биография вариант 1 вариант 2
Точных сведений о биографии Катулла сохранилось мало. Он родился в Вероне (Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н.э. (667 год от основания Рима), в консульство Л. Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 84 г.). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.
В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов «неотериков», который был связан узами тесного товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных стихотворениях любовного характера. Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия.
Из произведений Катулла видно, что он был в литературных связях и с главными представителями господствовавшей тогда прозаической литературы — с Цицероном, оратором Гортензием, Корнелием Непотом и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его друзей самыми язвительными ямбами и едкими эпиграммами, к которым Цезарь, по словам Светония, не оставался нечувствительным.
Его отец владел виллой в веронской области, на Сирмионском полуострове, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет Катуллом как прекраснейший из всех полуостровов; кроме того, была у него вилла близ Тибура. Тем не менее он, видимо, был не очень богат.
В 57 г. до н.э. он сопровождал пропретора Луция Меммия Гемелла в Вифинии, поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму «О природе вещей». На обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата, потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом. Проведя в Азии примерно два года, он возвращается морем домой, приезжает к озеру Бенака и возвращается в свою родную Виллу на Сирмионе. Оттуда после свидания с отцом он возвращается в Рим.Умер Катулл очень рано, едва 30 лет от роду; год смерти его в точности неизвестен, скорей всего 54 или же 47 год (707 год от основания Рима). Св. Иероним пишет, что Катулл родился в 87 до н.э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н. э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55−54 до н.э.
Биографические данные о Катулле скудные. Известно, что родился в Вероне, вероятнее всего в 87 году до н.э..Планируя сделать карьеру, Катулл поселяется в Риме, ведет легкомысленную жизнь и возглавляет кружок молодых поэтов, в среде которого пишут ямбы, эпиграммы и вольные любовные стихи. Особенно дружен был Катулл с Гаем Лицинием Кальвом и Гаем Гельвием Цинной.
Известна также история о скандальной связи Катулла с женщиной, которую он воспел в стихах под выдуманным именем Лесбия.
Анализируя произведения Катулла, стает ясно, что он держал литературную связь с лидерами прозы – Цицероном, Гортензием, Корнелием и выступал против Юлия Цезаря, сочиняя ироничные ямбы и едкие эпиграммы. Цезаря это очень задевало.
Остались сведения, что Катулл в 57 году до н.э. путешествовал в Вифинию вместе с поэтом – любителем Луцием Меммием Гемеллой, наместником провинции, которому сам Тит Лукреций Кар написал поэму « О природе вещей».
Когда возвращались домой, Катулл побывал на могиле брата, похороненного поблизости Трои. Поэт искренне печалился о гибели родного человека. В Азии Катулл пробыл около двух лет. Домой, на родную Виллу на Сирмионе, он вернулся по морю. Повидавшись с отцом, он вернулся в Рим.Когда именно умер Катулл, не известно. Допускают, что либо в 54, либо в 47 году. Если верить данным Св. Иерония, то известно, что родился поэт в 87 до н.э. и умер, когда ему исполнилось 30 лет. Здесь возникают некоторые разночтения, ведь есть стихи, датированные 57 годом до н.э. Значит Св. Иероним ошибся или в дате рождения Катулла, или в его возрасте на момент смерти.
О Гае Валерии Катулле | Академия американских поэтов
Очень мало объективно известно о жизни Гая Валерия Катулла. Считается, что он родился в Вероне в 84 г. до н.э. в богатую семью с хорошими связями. Отец Катулла был другом Юлия Цезаря. Он умер в Риме в 54 г. до н.э. в возрасте тридцати лет. Из его стихов известно, что он отправился в Вифинию в качестве помощника правителя этой провинции в 57-56 гг. до н.э. Мы также знаем от Цицерона, что Катулл был одним из «неотерических» или новых поэтов. В то время как большинство римских поэтов того времени создавали эпические поэмы, часто заказанные аристократическими семьями, Катулл и другие неотерики отвергали эпос и его общественные темы. Неотерические поэты использовали разговорный язык, чтобы писать о личном опыте. Их стихи в основном представляют собой небольшие тексты, отличающиеся остроумием и эрудицией. Помимо этих фактов, то, что известно о жизни Катулла, исходит из мыслей, выраженных в его стихах.
Знания о стихах Катулла исходят из единственной рукописи, пережившей Средневековье. Эта рукопись была обнаружена в Вероне около 1305 года и снова исчезла в конце века. Однако были сделаны две его копии, и одна сохранилась в Бодлианской библиотеке в Оксфорде. Другая копия, которая, как полагали, принадлежала Петрарке, также была утеряна. Сохранившаяся копия содержит 116 стихотворений в трех разделах: шестьдесят более коротких стихотворений, написанных в основном греческими лирическими размерами, в основном шестнадцатеричными или одиннадцатисложными строками; восемь длинных стихотворений; и набор коротких эпиграмм.
Короткие стихи часто очень игривые и личные. Катулл говорит прямо со своими друзьями небрежным голосом. Например, стихотворение-посвящение начинается со строк: «Кому я даю свою прелестную, новую книжечку / Только что сухой пемзой отшлифованную? что-нибудь . . .» Короткие тексты часто забавны, а иногда и чрезвычайно грубы. Он также использовал эти стихи, чтобы исследовать пределы дружбы и любви. Он написал двадцать пять стихотворений женщине, которую назвал Лесбией, предлагая как эротические подшучивания, так и горе из-за ее неверности и их возможного разрыва. Английские поэты, такие как Бен Джонсон и Кристофер Марлоу, написали подражания этим стихам, в частности пятому стихотворению, которое начинается словами «Давайте жить, моя Лесбия, и давайте любить».
В более длинных стихах затрагиваются одни и те же вопросы. Они также описывают смерть его брата в Трое и посещение Катуллом его могилы. В этой поэме Катулл откровенно говорит о потере и невозможности выразить такую потерю. Многие считают ее одной из лучших когда-либо написанных элегий. Оставшаяся группа стихотворений состоит из коротких эпиграмм, предлагающих сатирические наблюдения за жизнью в Риме.
Хотя стихи Катулла были почти утеряны, они оказали глубокое влияние на более поздних поэтов. Это влияние можно увидеть не только у латинских поэтов любви, таких как Гораций или Овидий, но и у английских поэтов эпохи Возрождения, таких как Роберт Херрик. Джон Мильтон говорил Катулла о «сатирической резкости или неприкрытой простоте». Катулла также хвалили как автора текстов поэты двадцатого века и переводили такие разные писатели, как Томас Кэмпион, Уильям Вордсворт и Луи Зукофски.
Катулл — Классика — Оксфордские библиографии
Введение
Катулл, мастер лирической поэзии, эпиграмм и других форм во времена поздней Римской республики, родился в Вероне в 87 г. до н. что он умер в возрасте тридцати лет. Поскольку последние датируемые упоминания в его стихах относятся к 54 г. до н. э., большинство ученых относят рождение Катулла к 84 г. (таким образом, считая одно из утверждений Иеронима верным), но вполне возможно, что он прожил дольше. Ко времени рождения Катулла Верона еще не получила полного римского статуса; но семья Катулла, занимавшая видное место в городе, вероятно, имела римское гражданство. Катулл переехал в Рим молодым человеком (точный год неизвестен) и, вероятно, умер там. Из его стихов мы знаем, что он был очень привязан к старшему брату, погибшему в Троаде. Его стихи свидетельствуют о широком круге дружеских отношений между высшими классами Рима, но, конечно, их следует использовать с большой осторожностью при воссоздании чего-либо вроде повествования о его собственной жизни. Его друзья, а также его любовные отношения обсуждаются в этой статье.
Биография
В первой половине 20-го века критики все еще пытались восстановить подробности биографии Катулла, и особенно его роман с Лесбией, из стихов. Такие буквальные интерпретации были вытеснены (хотя Данн 2016 года является возвратом), и критики приняли более тонкие подходы к отношению поэта к своему времени.
Данн, Дейзи. 2016. Покрывало Катулла: жизнь самого эротического поэта Рима . Нью-Йорк: Харпер.
Художественная биография, в значительной степени основанная на стихах, но также включающая предположения Уайзмана о прошлом поэта. В предсказуемой манере Catullroman повествование пытается воссоздать внутреннюю жизнь и чувства своего субъекта. Перевод Данн стихотворения 64 (которое она называет «Поэмой о покрывале») содержится в приложении.
Скиннер, Мэрилин Б. 2003. Катулл в Вероне: чтение элегического либелла, стихи 65–116 . Колумбус: Университет штата Огайо. Нажимать.
Введение, доступное в Интернете, дает четкое изложение дебатов по поводу биографического прочтения стихов; утверждает, что эта часть коллекции была составлена самим Катуллом.
Уайзман, Т. П. 1979. Катулл, его жизнь и времена. Журнал римских исследований 69: 161–168.
DOI: 10.2307/299066
Краткое и взвешенное введение в жизнь Катулла.
Wiseman, T. P. 1985. Катулл и его мир: переоценка . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.
Предлагает интересные свидетельства и предположения о биографии Катулла и отношениях с его современниками; подвергает сомнению обычное (но не общепринятое) отождествление Лесбии с Клодией, женой Метелла, и предполагает, что его возлюбленная была ее младшей сестрой (уже утверждалось Уайзманом в его 1965
Вопросы Катуллана ). Также приводит доводы в пользу оригинального трехтомного издания стихов Катулла и того, что Катулл после завершения этих стихов продолжал писать драматические мимы (ср. Cicero Epistolae ad Familiares 7.11.3), точка зрения, которая не победила. общее принятие.Wiseman, T. P. 1987.