Готфрид Вильгельм Лейбниц: гений чистой простоты
У современных ученых редко хватает времени больше чем на одну научную дисциплину. Лейбницу его хватало на все. Он внес свой вклад в развитие философии, физики, математики, биологии, лингвистики и многих других наук. Он описал двоичную систему счисления, на которой основана современная компьютерная техника, и предсказал появление Европейского союза.
Готфрид Вильгельм Лейбниц родился в 1646 году в семье профессора этики Лейпцигского университета. Его отец рано ушел из жизни, оставив сыну в качестве наследства огромную библиотеку. Мальчик проводил в ней почти все свободное время. К 10 годам он уже прочитал книги важнейших греческих философов. В 12 выучил латынь, в 13 начал писать на ней стихи. В 15 Лейбниц стал студентом Лейпцигского университета, в котором когда-то преподавал его отец, – даже по меркам тех времен это был очень ранний возраст.
Из Лейпцига студент-вундеркинд переехал в Йену, где получил сначала степень бакалавра, а потом и степень магистра философии. Еще через несколько лет он защитил докторскую диссертацию по праву. В 1667 году молодой ученый поступил на службу к курфюрсту Майнца, который предложил Лейбницу поучаствовать в реформировании местного законодательства. Однако даже на такой солидной должности он не оставил своих занятий другими науками.
У Лейбница не было того, что сейчас назвали бы «специализацией». Он был универсальным гением: занимался математикой, физикой, химией, философией, биологией, психологией и лингвистикой. Каждая из этих наук ему чем-то обязана.
Основоположник теории искусственного интеллекта Норберт Винер говорил, что если бы его любимой кибернетике нужно было выбрать святого покровителя, то им точно стал бы Готфрид Вильгельм Лейбниц. В начале 1670-х немец создал арифмометр – механический калькулятор, который выполнял как простейшие операции вроде вычитания, умножения и деления, так и сложные: машина умела извлекать корни и возводить в степень. Лейбницу тогда не было и 30 лет. Позже он продолжил свои исследования и описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1 – ту самую, на которой основана вся современная компьютерная техника.
Задолго до Зигмунда Фрейда Лейбниц пришел к выводу о том, что психические процессы делятся на полностью осознаваемые и смутно осознаваемые. Он разработал концепцию «малых перцепций» – неосознаваемых восприятий, которые влияют на состояние человека: «Я думаю, что в душе происходит нечто, соответствующее кровообращению и всем движениям наших внутренних органов, чего мы, однако, не осознаем, подобно тому как люди, живущие около водяной мельницы, не осознают производимого ею шума».
Революционными были и его идеи в области права. В эпоху раздробленности он говорил о том, что правовая система всего христианского мира должна быть унифицирована. У него даже была теория создания Европейской конфедерации, которая будет управляться единым советом или сенатом. В этот орган должны были войти представители разных наций. Важнейшие вопросы предполагалось решать голосованием. Примерно так и устроен современный Европейский союз.
Ему легко давались иностранные языки, и он не был согласен с господствующей тогда лингвистической теорией, согласно которой все языковое многообразие мира восходит к единому древнееврейскому наречию. Он разработал концепцию исторического происхождения языков, а также создал один из первых вариантов их генеалогической классификации.
В 1684 году Лейбниц опубликовал статью, в которой изложил принципы дифференциального исчисления. Грандиозное открытие вылилось в главный научный скандал двух столетий. Параллельно с Лейбницем свою версию математического анализа создал Исаак Ньютон. Он еще не успел обнародовать результаты в печати, но настаивал на собственном первенстве. На протяжении нескольких лет в научном сообществе шла настоящая «информационная война»: в одних рецензиях отстаивалась правота Лейбница, в других – Ньютона. В 1713 году Лондонское королевское общество решило вопрос в пользу своего соотечественника. Немецкий ученый, по воспоминаниям современников, был расстроен и раздосадован этим вердиктом.
Лейбниц считается предшественником немецкой классической философии. Он разработал систему, получившую название «монадология». Монады – духовные субстанции, которые одновременно абсолютно просты и бесконечно сложны. Их много, но двух тождественных друг другу нет. Каждая монада, в том числе и человеческая душа, является «живым зеркалом вселенной». Высшая субстанция, или «монада монад» – это Бог, олицетворяющий абсолютную полноту и ясность знаний.
При непосредственном участии Лейбница была создана Прусская академия наук (ныне – Берлинско-Бранденбургская академия наук), а сам ученый стал ее первым президентом. Это учреждение оказало свое влияние на российскую историю. В 1711 году на торжествах, посвященных свадьбе наследника престола Алексея Петровича и принцессы Брауншвейгской Софии Христины, с Лейбницем встретился император Петр I. После разговора с немецким философом он принял решение об учреждении Академии наук в Петербурге.
Все свои научные изыскания Лейбниц совмещал с «основной работой». В 1676 году после смерти курфюрста Майнцского он перешел на службу к герцогу Эрнесту-Августу Брауншвейг-Люнебургскому, который поручил ученому написать историю своего рода. Лейбниц трудился над этим манускриптом более трех десятков лет.
Ему далеко не всегда удавалось справляться с собственной гениальной многогранностью: «Не могу описать, насколько я отвлечен и рассеян. Я пытаюсь искать различные вещи в архивах, просматриваю старые бумаги и откапываю неопубликованные документы. Они помогут мне пролить свет на историю дома Брауншвейгов. Я получаю и отвечаю на множество писем. В то же время у меня есть столько математических исследований, философских идей и других новейших решений, которым я не могу позволить исчезнуть. Часто я даже не знаю, с чего начать».
Лейбниц так и не женился: наука поглотила его целиком и не оставила места для личной жизни. Когда он скончался, за гробом шел лишь его личный секретарь.
Ксения Реутова
Лейбниц, Готфрид Вильгельм
Лейбниц, Готфрид Вильгельм | |
1646-1716 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Готфрид Вильгельм ЛейбницГотфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ, жизнь и
деятельность которого протекала в тяжелое для Германии время. Лейбниц — всесторонне развитый философ и ученый, математик, физик, юрист,
историк, языковед, изобретатель. Он получил образование в Лейпцигском и Йенском
университетах, где изучал юриспруденцию и философию. С 1676 г. состоял на службе
у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного
советника юстиции. Занимался широкой и разносторонней практической и
теоретической деятельностью. Характерная особенность жизни Лейбница -стремление
соединить теорию с практикой. Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и
интегральное исчисление, придумал счетную машину, способную производить операции
над большими числами, занимался также вопросами экономики, инженерной
деятельности. Писал исторические и политические статьи, но особенно его
привлекала организация научного труда — разработал проект Берлинской Академии
наук, президентом которой и стал. Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Кроме перечисленных статей, трактатов, диалогов, он оставил после себя свыше 15 000 писем, отправленных различным ученым и философам, с которыми был знаком как лично, так и заочно. Основные философские произведения Лейбница следующие: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, наработанные
к тому времени в европейской философии. Его система — результат многолетнего
труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени —
Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. В’ философии Лейбница как бы
синтезировалось все рациональное, достигнутое до него, он — завершитель
европейского рационализма. К философским концепциям прошлого он подходил с
позиций, что они все представляют значительную ценность, так как «большинство
школ правы в значительной части своих утверждений, но заблуждаются в том, что
они отрицают» [Соч. В то же время, внимательно изучив концепции предшествующих философов, Лейбниц
не был согласен со многими из них. Он возражал против декартовского дуализма, не
принимал также тезис Декарта о врожденных идеях, а также спинозистское положение
о единой субстанции, считая, что подобная позиция означает омертвление
действительности. В ответ на произведение Локка «Опыт о человеческом разумении»
и не согласившись с излагаемыми там положениями, он выступил со своим трактатом
«Новые опыты о человеческом разуме». Из критического рассмотрения концепции
Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадологии. Лейбниц
полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то все вещи были бы
пассивны, не обладали бы активностью. Поэтому он утверждал, что субстанций
существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает субстанцией.
Они, т.е. вещи или субстанции, -носители силы, и эти силы являются «единицами»
бытия, или монадами. Но монада — это не материальная единица бытия, а духовная
субстанция, она — самостоятельная единица, способная к активности. Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Это
понятие у Лейбница должно объяснить существующие в мире взаимосвязь и
согласованность. Так как монады — психические сущности, то физически
взаимодействовать они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный
порядок. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии
с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом. Это
определяет гармонию в явлениях и гармонию между сущностью и явлениями. Как
таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не
зависят друг от друга и замкнуты в себе. По словам Лейбница, «они не имеют окон,
через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Каждая
монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается
весь мировой порядок, все другие монады и весь мир. Говоря словами Лейбница,
«монада — это живое зеркало Вселенной». Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов в зависимости от степени развития. Монады, которые характеризуются так называемой «перцепцией», пассивной способностью восприятия, образуют низшую степень своего развития, они способны только формировать неясные представления. Для следующей степени развития монад специфична способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады-души. Третья степень развития монад обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием. Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только монады высшей степени иерархии обладают такой индивидуальной программой, при которой владеют самосознанием. Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой
природы, второй степени — в телах биологической природы, третьей степени —
объективируются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием. Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена. Монада таким образом подобна микроорганизму. Так как монады — духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, мы не можем постигать их чувствами, а постигаем только разумом. В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития. Согласно Лейбницу, каждая монада — источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть динамичный характер всего мира. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоянно развивается ко все более совершенным образованиям. Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе. Монады развиваются под действием разных причин: те из них, которые вызывают
изменения в телах, он называет действующими, внутренние причины называет
«целевыми» и «финальными». Лейбниц в основном стоит на рационалистических позициях в вопросах познания,
однако стремится преодолеть недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Он
принимает главный тезис сенсуализма: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы
в чувствах, но при этом дополняет это положение своим утверждением: «кроме
самого разума». Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к
мышлению, отвергая декартовское утверждение о наличии в разуме врожденных идей.
Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего,
рода предпосылка познания рационального, так как оно не в состоянии объяснить
необходимость и всеобщность в познании истины. Только рациональное познание в
состоянии дать картину всеобщности и необходимости, существующих в мире
Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими
очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором. ![]() Необходимость Лейбниц противопоставляет случайности, понимая ее не как
субъективную видимость, а как такую объективную связь явлений которая зависит от
свободных решений и от хода универсума. Т. е. он понимал ее как относительную
случайность, которая объективна и которая возникает на пересечении определенных
необходимых процессов. У Лейбница нет систематически развитых взглядов на общество. Большинство идей содержится в трактате «Теодицея» («Оправдание Бога»). В нем он, в частности, развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Он писал, что хотя наш мир содержит много зла, не совершенен и имеет много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров. Это положение вылилось в поговорку: «Все к лучшему в этом лучшим из миров». Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002. Вернуться на главную страницу Лейбница.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Готфрид Вильгельм Лейбниц | Биография и факты
Готфрид Вильгельм Лейбниц
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 1 июля 1646 г. Лейпциг Германия
- Умер:
- 14 ноября 1716 г. (70 лет) Ганновер Германия
- Известные работы:
- «Де Арте Комбинаториа» «De Principio Individui» «Гипотеза Physica Nova» «Монадология» «Новый метод про Максимис и Минимис» «О конечном происхождении вещей» «Принципы природы и благодати по смыслу» «Размышления о знании, истине и идеях» «Система модерн» «Теодицея»
- Предметы изучения:
- дифференциация интеграция монада персонализм предустановленная гармония
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда родился Готфрид Вильгельм Лейбниц?
Лейбниц родился 21 июня (1 июля по новому стилю) 1646 года.
Когда умер Готфрид Вильгельм Лейбниц?
Лейбниц умер 14 ноября 1716 года.
Что написал Готфрид Вильгельм Лейбниц?
Объемные труды Лейбница включают «Размышления о знании, истине и идеях» ; Рассуждение о метафизике ; Переписка с Арно ; Новые очерки человеческого понимания ; Теодицея ; Монадология ; Переписка с Кларк ; и многочисленные работы по математике, естественным наукам, истории и юриспруденции.
Чем известен Готфрид Вильгельм Лейбниц?
Лейбниц известен как последний эрудит в истории; за то, что вместе с Декартом и Спинозой он был одним из трех великих представителей раннего современного рационализма; за то, что он вместе с сэром Исааком Ньютоном был одним из изобретателей исчисления; и за продвижение высмеиваемого мнения о том, что реальный мир является «лучшим из всех возможных миров».
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Готфрид Вильгельм Лейбниц , (родился 21 июня [1 июля по новому стилю] 1646 года, Лейпциг [Германия] — умер 14 ноября 1716 года, Ганновер [Германия]), немецкий философ, математик и политический советник, оба важные как метафизик и логик, а также известен своим независимым изобретением дифференциального и интегрального исчисления.
Лейбниц родился в благочестивой лютеранской семье незадолго до окончания Тридцатилетней войны, которая превратила Германию в руины. В детстве он получил образование в школе Николая, но в основном был самоучкой в библиотеке своего отца, умершего в 1652 году. На Пасху 1661 года он поступил в Лейпцигский университет в качестве студента юридического факультета; там он соприкоснулся с мыслью ученых и философов, которые произвели революцию в своих областях, — с такими фигурами, как Галилей, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Рене Декарт. Лейбниц мечтал примирить — глагол, который он, не колеблясь, использовал снова и снова на протяжении всей своей карьеры, — этих современных мыслителей с Аристотелем схоластов. Его диплом бакалавра, De Principio Individui («О принципе индивидуального»), появившийся в мае 1663 г., был частично вдохновлен лютеранским номинализмом (теорией, согласно которой универсалии не имеют реальности, а являются просто именами) и подчеркивал экзистенциальную ценность индивидуума, который не может быть объяснен ни одной материей или одной только формой, а скорее всем его существом ( entitate tota ).
Это представление было первым зародышем будущей «монады». В 1666 году он написал De Arte Combinatoria («Об искусстве комбинирования»), в которой сформулировал модель, которая является теоретическим предком некоторых современных компьютеров: все рассуждения, все открытия, вербальные или нет, сводятся к упорядоченному комбинации элементов, таких как числа, слова, звуки или цвета.
После завершения учебы в 1666 году Лейбниц подал заявление на получение степени доктора права. Ему отказали из-за возраста, и он навсегда покинул родной город. В Альтдорфе — университетском городке вольного города Нюрнберга — его диссертация De Casibus Per plexis («О запутанных делах») сразу же принесла ему степень доктора, а также немедленное предложение профессорской кафедры, которая , однако, он отказался. Во время своего пребывания в Нюрнберге он познакомился с Иоганном Кристианом, фрейхерром фон Бойнебургом, одним из самых выдающихся немецких государственных деятелей того времени. Бойнебург взял его к себе на службу и представил ко двору курфюрста, архиепископа Майнца Иоганна Филиппа фон Шенборна, где он занимался вопросами права и политики.
Король Франции Людовик XIV представлял растущую угрозу для Священной Римской империи Германии. Чтобы предотвратить эту опасность и отвлечь интересы короля в другую сторону, архиепископ надеялся предложить Людовику план экспедиции в Египет; поскольку он использовал религию как предлог, он выразил надежду, что проект будет способствовать воссоединению церкви. Лейбниц, стремясь к этому воссоединению, работал над «Католическими демонстрациями». Его исследования привели его к тому, что он поместил душу в точку — это был новый шаг к монаде — и разработал принцип достаточного основания (ничто не существует и не происходит без причины). Его размышления над трудной теорией точки были связаны с проблемами, встречающимися в оптике, пространстве и движении; они были изданы в 1671 г. под общим заглавием Hypothesis Physica Nova («Новая физическая гипотеза»). Он утверждал, что движение зависит, как и в теории немецкого астронома Иоганна Кеплера, от действия духа (Бога).
Викторина «Британника»
Числа и математика
В 1672 г. курфюрст отправил молодого юриста с миссией в Париж, куда он прибыл в конце марта. В сентябре Лейбниц встретился с Антуаном Арно, теологом-янсенистом, известным своими работами против иезуитов (янсенизм был неортодоксальным римско-католическим движением, породившим ригористическую форму морали). Лейбниц обратился за помощью к Арно для воссоединения церкви. Вскоре он остался без защитников из-за смерти фрейхера фон Бойнебурга в декабре 1672 г. и курфюрста в феврале 1673 г .; однако теперь он мог свободно заниматься своими научными исследованиями. В поисках финансовой поддержки он сконструировал вычислительную машину и подарил ее Королевскому обществу во время своего первого путешествия в Лондон в 1673 году.0003
В конце 1675 года Лейбниц заложил основы как интегрального, так и дифференциального исчисления. С этим открытием он перестал рассматривать время и пространство как субстанции — еще один шаг к монадологии. Он начал развивать представление о том, что понятия протяжения и движения содержат элемент воображаемого, так что основные законы движения нельзя открыть только из изучения их природы. Тем не менее, он продолжал считать, что протяженность и движение могут служить средством для объяснения и предсказания хода явлений. Таким образом, в отличие от Декарта, Лейбниц считал, что не будет противоречием постулировать, что этот мир является хорошо связанным сном. Если видимое движение зависит от воображаемого элемента, содержащегося в понятии протяженности, оно уже не может быть определено простым локальным движением; это должно быть результатом силы. Критикуя картезианскую формулировку законов движения, известную как механика, Лейбниц стал в 1676 году основателем новой формулировки, известной как динамика, которая заменила сохранение движения кинетической энергией. В то же время, начав с принципа, согласно которому свет следует по пути наименьшего сопротивления, он полагал, что сможет продемонстрировать упорядочение природы к конечной цели или причине (9).
0051 см. телеология).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Ганновер | Германия | Britannica
Hannover , English Hannover , город, столица Нижней Саксонии Земля (земля), северо-запад Германии. Он расположен на реке Лейне и Среднем канале, где отроги гор Гарц встречаются с широкой Северо-Германской равниной.
Впервые упоминается в документах в 1100 г., Ганновер был зафрахтован в 1241 г. и вступил в Ганзейский союз в 1386 г. С 149 г.5 он принадлежал к линии Каленберг-Целле дома Вельфов, резиденцией которого он был с 1636 года. В 1714 году Джордж Людовик из этого дома стал Георгом I Великобритании. С 1815 по 1866 год город был столицей Ганноверского королевства, но в 1866 году был присоединен к Пруссии; Позже он стал столицей провинции Ганновер, а в 1946 году — Нижней Саксонии. Во время Второй мировой войны было разрушено около трех пятых Ганновера, но на руинах возник спланированный, современный и высокоиндустриальный город.
Тест «Британника»
Где это находится?
Ганновер — один из самых важных транспортных узлов на севере Германии, связанный с Берлином железнодорожным, скоростным и воздушным транспортом. Это финансовый, административный и коммерческий центр с очень диверсифицированной промышленностью, включая производство автомобилей, машин, синтетического каучука, электротехнического оборудования, изделий электроники, химикатов и продуктов питания. Немецкая промышленная ярмарка (впервые прошла в Ганновере в 1947), ныне называемая Ганноверской ярмаркой, оказала большое влияние на послевоенное развитие города. В 2000 году в городе проходила всемирная выставка (Экспо 2000).
Несмотря на репутацию Ганновера как высокоиндустриального города, после Второй мировой войны планировка сохранила парки, скверы и леса, благодаря чему Ганновер заслужил репутацию «города-сада»; примечательны Большой сад (заложенный в 17 веке в геометрической форме), великие ганноверские леса ( Эйленриде ), Машзее (искусственное озеро), парк Герман-Лёнс, Штадтпарк и зоологические сады. Большинство исторических зданий города были разрушены или сильно повреждены во время Второй мировой войны; к тем, которые не удалось восстановить, относятся старый дворец (1752 г.) и старая канцелярия (1550 г.). Реконструированные здания включают старую ратушу (1435–1480 гг.), Дом Лейбница (1652 г.), где философ Готфрид Вильгельм Лейбниц жил с 1676 по 1716 г., оперный театр (1842–52 гг.), Рыночную церковь (Рыночную церковь; 1349 г.).–59), церковь Нойштедтер (в которой находится могила Лейбница) и Кройцкирхе (церковь Креста; 1333 г.). Разрушенная церковь Святого Джайлса (или Эгидиенкирхе) (1347 г.) остается памятником жертвам войны. Новые правительственные учреждения были построены вокруг старого дворца Лейне (1636–40, перестроен в 1817–42), бывшей резиденции ганноверского двора, который был отреставрирован и теперь является домом для Сейма (Законодательного собрания) Нижней Саксонии. Восстановленные музеи включают Государственный музей Нижней Саксонии с отделами естественной истории, предыстории и этнологии и обширной картинной галереей; и Кестнер-музей с египетскими, греческими, римскими, кипрскими и этрусскими древностями и средневековым церковным искусством.