Футуризм основные черты в литературе: Ой! Страница не найдена :(

Содержание

Футуризм. Характерные черты русского футуризма

2. Д. Балла “Наука против остракизма”

Русский футуризм, несмотря на
свою специфику, не был
единичным мировым явлением.
В 1909 году в Париже был
напечатан манифест футуризма
поэтом Ф.Маринетти,
направление было широко
распространено в Италии.
Д. Балла “Наука против остракизма”
Футуризм в русской литературе
возник практически
одновременно с европейским. В
1910 году был опубликован
манифест русских последователей
футуризма «Садок судей»
(Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский).
Однако сам футуризм в России не был
однороден. Он был представлен четырьмя
группами:
1.
Петербургские эгофутуристы
(объединялись вокруг издательства
«Петербургский глашатай» —
И.Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов)
2.
Московские эгофутуристы (по названию
издательства «Мезонин искусства») –
В.Шершеневич, Р.Ивнев, Б.Лавренев)
3.
Московская группа «Центрифуга»
(Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров)
4.
Наиболее известная, влиятельная и
плодотворная группа «Гилея» –
кубофутуристы (А.Крученых, Д. и Н.
Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский,
В.Каменский)

4. Характерные черты русского футуризма:

Характерные черты русского
Феномен футуризма был необычен
футуризма:
и поэтому часто воспринимался
обращенность к будущему
чувство грядущего переворота жизни
приветствие краху старой жизни
отрицание старой культуры и провозглашение новой
отрицание преемственности литературного потока
прославление нового человечества
Однако В.Брюсов говорил о том, что
урбанистические темы и приемы поэзии
антиэстетизм
эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
изобретение новых форм
интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
« язык — это материал поэзии, и что
этот материал может и должен быть
отработан соответственно задачам
художественного творчества, это и
есть основная мысль русского
футуризма; в проведении ее в
практику и заключается основная
заслуга наших футуристов».
эпохой «нового варварства».
Н.Бердяев считал, что с этим
направлением наступил кризис
гуманизма в искусстве,
«в футуризме уже нет человека,
он разорван в клочья».
•В
поэзии русского футуризма возникали:
• новые
корнесловия,
• соединения
слов,
• появлялись
новые суффиксы,
• был
преобразован синтаксис,
• вводились
• новые
новые приемы подчинения слов,
обороты речи,
• менялся
строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой
эстетизации объекта поэзии, особой красоты, красоты иного рода, чем красота
символистов или акмеистов. Русские футуристы приняли «машинную
цивилизацию» и воспевали ее.
В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и
графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь,
иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы
использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и
обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное
неприятие, либо, наоборот, восторг.
Творчество раннего В.Маяковского
Его ранние стихи – это
«пощечина общественному вкусу»,
эстетизм/ антиэстетизм города,
ненависть к буржуазмм,
трагизм мироощущения не только лирического
героя, но и окружающего его мира.
Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное
представление о том, что может поэт.
Как уже говорилось, практические все футуристы
работали со словом, занимались словотворчеством.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Первые шаги Бориса Пастернака в
литературе были отмечены ориентацией
на поэтов-символистов — А. Белого, А. А.
Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф.
Анненского, участием в московских
символистских литературных и
философских кружках. В 1914 поэт входит
в футуристическую группу «Центрифуга» .
Влияние поэзии русского модернизма (символистов
— главным образом на уровне поэтических образов,
и футуристов — в необычности словоупотребления и
синтаксиса) отчётливо проступает в двух первых
книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913)
и «Поверх барьеров» (1917).
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

представители, черты, картины, особенности русского направления

Футуризм объединяет в себе различные авангардные виды искусства. Направление возникло в ХХ столетии и воспринималось как устремленность в будущее. Смелые и необычные идеи в живописи, архитектуре, скульптуре и даже литературе стали носить это название.  Особое влияние на зарождение и формирование оказало стремительное развитие технологий.

Индустриальная эпоха позволила добавить к традиционному художественному взгляду (классическим направлениям) нестандартные видения модели устройства мира.

Описание стиля

В искусстве стиль футуризм – это воплощение технологического процесса. Он основан на идеях прогресса, урбанизма, стремления вперед. Творчество прославляло такие направления в жизни человека, как:

  • Продвижение.
  • Энергия.
  • Наука.
  • Движение времени.

Техника во всех ее проявлениях, большой город с его суетой и стремительностью становились объектами для картин, сюжетами для повествований. В центре всего этого был человек – источник прогресса, мысли и чувства.

Произведения этого направления в искусстве похожи не столько содержанием или сюжетной составляющей, сколько формой, которую и выставляют в центр — на первый план.

Цели футуризма – увидеть мир за гранью привычного, перейти от визуального восприятия к пониманию внутреннего устройства. Так же к целям можно отнести желание объединить классику и современность, добавить собственный взгляд на развитие и совершенствование окружающего пространства.

Черты и принципы футуризма в живописи

Футуризм в живописи – это смелый взгляд в будущее, воплощенный в необычных сочетаниях цветов и оттенков. Главный фактор, который присутствует на холстах художников – множество изогнутых линий, причудливая геометрия, переплетающаяся в узнаваемые формы, очертания, сюжеты.

Основная суть – воплощение на холсте будущего, мира, каким он будет в результате технического прогресса. В произведениях явно прослеживается презрение к старым правилам и законам прошлой жизни. Инновации и эксперименты, исследования и опыты в любой из сфер человеческой жизни — начало футуризма. Особая эстетика завораживает своей неоднозначностью.

По своему содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма, как нового слова в искусстве, были неоднократно определены и подчеркнуты его последователями – смелыми художниками.

Новое творчество складывалось из следующих характерных черт:

  • Исследование новизны в любом из воплощений искусства.
  • Отрицание старых правил, норм и традиций в живописи.
  • Эксперименты с формой и содержанием художественного произведения.
  • Акцентирование внимание на необычной форме и смелости линий.
  • Применение новых слов и выражений (в названиях картин, описаниях, литературных текстах).

Выраженная признак футуризма – бунтарство. Войны и революции воспринимаются творцами этого жанра не как страх и ужас, а как способ возродить общество, сделать его молодым духовно и эмоционально, готовым к пониманию и воплощению новых идеи и мнений.

В своих произведениях авторы стремились создать ощущение неизбежного переворота в жизни общества или в сознании. Это достигалось смелым сочетанием цветов и оттенков, преобладанием ярких, обращающих на себя внимание сочетаний в палитре.

В направлении футуризма ярко выражен антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то возвышенного, легкого или прекрасного. Для мастера жанра главным становится город и технологии, прогрессивное мышление.

Преобладает отрицание факта преемственности – каждый, выбравший это направление – первопроходец, поскольку футуризм предполагает индивидуальное развитие и стремление к самовыражению. Связи с прошлым в живописи воспринимаются как оковы, тормозящие прогресс и развитие.

Художники выделяют следующие черты картин этого жанра:

  • Сюжеты вокруг технологий и больших городов.
  • Преобладание тематики механизмов (машины, самолеты, двигатели).
  • Научно-фантастические изыскания в области развития.
  • Объемное изображение объекта с разных сторон одновременно (своеобразный ракурс с угла).
  • Цветовые решения интенсивные, стремительные.
  • Динамика в формах.
  • Передача движения путем использования приема наложения.
  • Использование в сюжетах вставок.
  • Металлические фрагменты.
  • Применение фрагментов таблиц, как части сюжетной композиции.
  • Картины – коллажи с использованием шестеренок.
  • Помехи, шумы и звуки передаются путем использования знаний в изобразительном искусстве.
  • Зритель – центральная фигура произведений.

Визуальные и психологические приемы удачно дополняют новый стиль.

История возникновения

Жанр под названием футуризм в искусстве зародился в самом начале XX века. Молодые авторы стремились передать в различных произведениях свой взгляд на то, как будет выглядеть мир в будущем. Разнообразные жанры из прошлого отошли на второй план.

Основоположники — Филиппо Маринетти, а позднее Джакомо Балла, Боччони, Руссоло, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини и Франческо Балилла Прателла буквально перевернули устои в искусстве, ворвались в него с новыми идеями и мнениями.

Первое произведение нового жанра носит название Красный сахар – манифест появился на свет в 1909 году. Маринетти первым определил отличительные черты футуризма как нового жанра, способного повлиять на все направления в искусстве. В тексте было описание культа отказа от прошлого в пользу будущего.

Ориентиры – молодые творцы, поэты, художники, литераторы, архитекторы, зажатые в установленные рамки и не способные в полной мере раскрыть свой талант.

Новизна, смелость и попадание в общую «струю» бунтарских мыслей позволило уже через 3 года (к 1912) провести первую выставку. Для этого свою площадку предоставил один из музеев в Париже. Так итальянское новаторство постепенно перешло в Европу.

Футуризм в России

История искусства относит русский футуризм к 1910-м годам ХХ века. Современники испытывали подъем недовольства, бунт созревал во всех слоях общества. Вполне естественно, что отношение к футуризму сложилось положительное. Первый футурист в России – Давид Бурлюк.

Последователи нового течения создали сразу несколько литературных организаций. В них возникли собственные кодексы, уставы и взгляды. Несмотря на то, что итальянский стиль удерживал популярность, расцвет в России был быстрым, но оставил множество ярких впечатлений в виде произведений искусства разных жанров и направлений.

Первые футуристы быстро добились славы. Во многом известности помогла скандальность творений. Конец жанра настал на удивление быстро – кризис стал прослеживаться уже в 1914 году.

Несмотря на это свой след в истории мастера жанра оставили. Полностью футуризм в России исчез в конце 1917 года (в период после победы большевиков). Последние работы, созданные в стране, появились под маркой «ЛЕФ» (1920 год).

Многие отечественные представители футуризма вынуждены были уехать и жить в других государствах.  Известный советский представитель течения футуризма – Пастернак. Он оставил в русской литературе яркие произведения, заслуживающие внимания. Для текстов и слов этот стиль носил название имажинизм.

Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма

Многие направления серебряного века к моменту возникновения футуризма исчерпали себя в искусстве и не могли предложить ничего нового зрителю.

Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не давало свободы мысли и действиям. Под влиянием перемен во взглядах и желаниях появляются акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.

Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили тотальный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не равняться на известных творцов литературы и живописи, а добиваться признания через выражение собственного взгляда на искусство.

Сюрреализм предлагал увидеть настояние в необычном, заглянуть за грань, но не устремиться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя во главу произведения этот компонент.

Футуризм же предлагал яркость через негатив. Смелость мышления и образов вызывали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и литераторы, но и художники, стремящиеся выразить свой взгляд в цвете.

Символисты и акмеисты — поэты в 90% случаев. Город и технологии, машины и детали не были частью вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В стихах футуристы стремились к эксперименту со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.

10 известных художников-футуристов

Разнообразные течения футуризма оставили миру громкие и запоминающиеся имена творцов и вольнодумцев от искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились, как борцы с устаревшими традициями. Истоками творчества для них стала фантазия, представление мира будущего, совершенного, мощного.

Джакомо Балла (1871-1968)

Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Мастер также активно старался воплотить свои замыслы и восприятия прекрасного в прикладном искусстве, а также архитектурных формах.

Луиджи Руссоло (1885-1947)

Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шумовые и звуковые эффекты, в картинах воплощал собственное восприятие реальности.

Давид Бурлюк (1882-1967)

Художник был неординарной личностью. Искусство составляло значительную часть его сознательной жизни. Особенностью был тот факт, что работал с красками и холстами автор несмотря на отсутствие одного глаза. Вместо него был вставлен стеклянный протез.

Умберто Боччони (1882-1916)

Яркий молодой и амбициозный художник. Он являлся автором технического манифеста футуристической живописи. Изучал разные направления, включая дадаизм, что и позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.

Николай Кульбин (1868-1917)

Мимоза
Николай Кульбин

Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в диспутах, был теоретиком авангардизма.

Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)

Порт Барселоны
Хоакин Торрес Гарсия

Художник из Испании. Создавал различные иллюстрации к художественным произведениям. Активно участвовал в продвижении идей нового жанра в общество. В живописи придерживался абстракции.

Джино Северини  (1883-1966)

Итальянский художник. Обучался живописи в Риме. В работах использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисунка затем учился у Балла.

Джерардо Доттори (1884 — 1977)

Был знаком с Балла. В 1911 году присоединился к новому движению футуристов. Создал целую серию абстрактных художественных произведений.

Юрий Анненков (1889-1974)

Личность яркая. Он оставил свой след в русской и французской культурах. Живописец и график, работал в театре и кино, литератор. Трудился и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.

Юлиус Эвола (1898-1974)

Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он также был известен, как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотеризму и оккультизму.

10 известных картин в стиле футуризм

Реализм в изображениях, модернизм или эгофутуризм – виды искусства, которые заставляют мыслить. Известные произведения в живописи являются своеобразным отпечатком времени.

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
Давид Бурлюк

Полотно изобилует яркими красками. В нем каждый стремиться рассмотреть собственный сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять с собственной личностью.

Семейная пара (Давид Бурлюк)

Семейная пара
Давид Бурлюк

Полотно написано в традиционной для автора манере. В центре сюжета семья, которая проводит обычный день за различными делами.

Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)

Динамизм собаки на поводке
Джакомо Балла

Яркое в своей искрометности произведение. Здесь важным является передача скорости и энергии в мире, постоянно стремящимся вперед.

Рост города (Умберто Боччони)

Яркие огни, люди, дела и перемены сливаются на холсте в единый порыв света. Строительство современного города представлено художником в виде хаоса и направленного в разные направления движения машин, людей и механизмов.

Танцовщица = Море (Джино Северини)

Танцовщица = Море
Джино Северини

Картина была создана с целью проведения параллели между формой природной и человеческой. В основе – плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.

Бульвар (Джино Северини)

Бульвар
Джино Северини

Здесь автор вплетает в сюжет очертания людей. Окружающий мир изображается в виде геометрических фигур и изгибов, воплощая особенности окружающего пространства.

Портрет Артура Кравана (Джино Северини)

Портрет Артура Кравана
Джино Северини

Произведение позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно заметить только в качестве элемента в сюжетной композиции.

Ловушки войны (Джакомо Балла)

Ловушки войны
Джакомо Балла

На холсте обозначены эмоции и переживания, страх и смятение, которые появляются в душах людей под влиянием войны. Для выражения особенностей выбран темный цвет в качестве основы. Красный – символ огня и крови.

Я и моя жена (Фортунато Деперо)

Я и моя жена
Фортунато Деперо

Своеобразное прочтение семейной жизни. Быт и увлечения представлены четко, но люди изображены в виде силуэтов, застывших за работой.

Грузовик (Марио Сирони)

Каждая деталь механизма видна и готова к работе. Машина вот-вот издаст гудок и помчится по улицам города.

Значение стиля в искусстве

Основная суть стиля – движение и динамичность. Классические примеры картин показывают, что время и образы не стоят на месте, они развиваются. Привычные темы обыгрываются с неожиданной стороны. Все это позволило искусству начать развиваться, экспериментировать с образами, линиями и восприятием происходящего вокруг.

Футуризм в архитектуре

Культура не может обойтись без архитектурных композиций. Футуризм выделяется длинными линиями, изогнутыми фигурами, необычными решениями. Он подарил такие примеры творчества, как: Кафедральный собор в Бразилиа, гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае, Дом Ферро в Цюрихе (Германия) и оперный театр в Сиднее.

Маяковский-футурист

Маяковский-футурист

Выставка «Маяковский-футурист» посвящена периоду увлечения молодого поэта и художника авангардистским течением в искусстве — футуризмом, ярким представителем которого стал он сам.

Слово «футуризм» (от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста» итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, напечатанного 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» (полное название статьи «Обоснование и манифест футуризма»). 

Наиболее яркими и влиятельными представителями нового авангардистского течения в России была группировка кубофутуристов. Ее основу составляли Давид Бурлюк, Велемир Хлебников, Василий Каменский, Вадимир Маяковский и Алексей Крученых. В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали они

Первая книга Маяковского – сборник стихов «Я!», выпущенный в 1913 году, может быть названа самой футуристической по оформлению из книг поэта. Сборник украшен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина (Шехтеля). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. В бесформенном пятне угадываются и клякса, «выплеснувшаяся из стакана» краски, и галстук-бабочка, которую поэт носил в то время. 

Тогда же появились рисунки поэта в альбоме Веры Шехтель —  в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, поэтому эта группа графических работ получила название «Жирафья серия». Темы Африки, популярные в творчестве многих художников и поэтов начала ХХ века, и автобиографические мотивы повлияли на выбор сюжетов. По воспоминаниям В.Ф. Шехтель, из-за высокого роста друзья звали поэта «жираф».

Тиражи футуристических сборников, издававшихся самими поэтами, не превышали тысячи экземпляров, и для расширения круга своих читателей поэтам требовалось выходить с выступлениями на публичные площадки и расширять их географию. Владимир Маяковский вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским предприняли большую поездку по России.

Новое эстетическое направление получило развитие и в изобразительном искусстве. На полотнах своих произведений художники-футуристы стремились передать всевозможные звуки, уличные шумы. Для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн и т. п. Одним из примеров футуристической живописи можно назвать работы Маяковского «Chemin de fer» («Рулетка»), созданную в 1915 г.

Воздействие футуризма на дальнейшее развитие искусства оказалось благотворным. Подвергая критической проверке традиционные эстетические представления, футуристы по-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. 

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение



Русский футуризм — это… Что такое Русский футуризм?

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.

Основные черты

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

История

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта  в  е г о  о б ъ ё м е  произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Расцвет

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Исчезновение

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.

Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 — Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось.

Поздние последователи

В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.

Футуризм в литературе

Кубофутуризм

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов.

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренев и целый ряд других молодых поэтов.

Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич. «Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма.

Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».

Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.

Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.

Футуризм в изобразительном искусстве

Влияние на культуру и оценки

Дом Матюшина

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме, где жил Матюшин на улице профессора Попова, дом 10.

Русский футуризм в сравнении с итальянским

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве[1]. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями; ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Примечания

  1. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания

Библиография

Ссылки

  • Крученых А. 15 лет русского футуризма. 1912-1927 гг. Материалы и комментарии. Продукция №151. Москва. 1928
  • Поэзия русского футуризма: Программа курса (В. Н. Альфонсов)
  • Хлебникова поле: свидетельства, исследования и сказания о Велимире Хлебникове
  • Бенедикт Лившиц. Полутораглазый стрелец
  • Корней Чуковский. Футуристы. // Собрание сочинений. Т. 6. — М., 1969. — с. 202—239
  • Роман Якобсон. Воспоминания о Хлебникове и Кручёных
  • Винокур Г. О. Футуристы — строители языка. // Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990. С. 14—22, 263—271.
  • Синякова, Мария. Из воспоминаний. // Русский футуризм: теория, практика, воспоминания. М., Наследие, 1999 г., стр. 383—385
  • Шаргородский, Сергей. Крыса в лабиринте. О названии одного футуристического альманаха.

См. также

Футуризм как литературное направление. | Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему:

Слайд 1

Футуризм как литературное направление Футури́зм — ( futurum — будущее ) –это литературное направление серебряного века Основные признаки футуризма: — бунтарство, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области языка, ориентация на лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного « самовитого » слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа.

Слайд 2

Кафе «Бродячая собака»

Слайд 3

Эстетика футуризма шокирующий внешний вид: кубофутуристов — желтые кофты, розовые сюртуки , пучки редиски в петлицах и раскрашенные неведомыми знаками лица, фиолетовый плащ , серебристый бархатный берет

Слайд 4

Эстетика футуризма … знаменитые публичные чтения и спектакли футуристов, начинавшиеся словами типа: “Скучно… уходите!”, а когда зрители вызывали на бис автора, администратор арендованного зала обычно отвечал: “Его увезли в сумасшедший дом”… Эпатаж — вызывающее поведение, скандальная выходка.

Слайд 5

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности Девиз футуристов

Слайд 6

Лозунги футуристов Мы -футуристы! Мы – люди будущего! Мы – будетляне ! Мы презираем славу! Мы новые люди новой жизни! Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанными этими бесчисленными Леонидами Андреевыми !

Слайд 7

Футуризм в живописи

Слайд 8

Велимир Хлебников

Слайд 9

*** Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи – гзи – гзэо пелась цепь. Так на холсте каких–то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

Слайд 10

Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно , О, засмейтесь усмеяльно ! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно , смех надсмейных смеячей ! Смейево , смейево , Усмей , осмей, смешики , смешики , Смеюнчики , смеюнчики . О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи ! Велимир Хлебников

Слайд 11

Футуризм в искусстве

Слайд 12

Эстетика футуризма Во-вторых, …распространение своих сборников по “листовочному” принципу : братья Бурлюки однажды с весьма благочестивым видом пришли на “мистико-символистское” собрание Вяч.Иванова , и после их посещения каждый член Общества с недоумением вынимал из кармана первую футуристическую книгу “Садок судей”, вызвавшую эффект разорвавшейся хлопушки; а Велимир Хлебников с невинным видом сновал по залам ресторанов и раскладывал на столах “Пощечину общественному вкусу” в качестве обеденного меню.

Слайд 13

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи – гзи – гзэо пелась цепь. Так на холсте каких–то соответствий Вне протяжения жило Лицо. (1908–1909) ***

Слайд 14

Кэнзели В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево … Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена — Точно лапы паучные , точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная… Упоенье любовное Вам судьбой предназначено… В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом — Вы такая эстетная, Вы такая изящная…

Слайд 15

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. 25 октября 1903 года. ***

Слайд 16

У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день, другой, и завянут, У меня не живут цветы, Да и птицы здесь не живут, Только хохлятся скорбно и глухо, А наутро – комочек из пуха… Даже птицы здесь не живут, Только книги в восемь рядов, Молчаливые, грузные томы , Сторожат вековые истомы, Словно зубы в восемь рядов. Мне продавший их букинист, Помню, был и горбатым, и нищим… …Торговал за проклятым кладбищем Мне продавший их букинист.

Слайд 17

Поэты серебряного века А.А.Блок Н.С. Гумилев

Слайд 18

Игорь Северянин Игорь Северянин

пощечина общественному вкусу / «Пятидневка» / Радиостанция «Радио России»

Тема эфира: футуризм в изобразительном искусстве и в литературе…

Историческая дата: в этот день в 1876 году родился Филиппо Маринетти, итальянский писатель, основатель футуризма.

Именно Италия и Россия стали родиной футуризма, именно здесь он стал развиваться и распространился по всему миру. Мы ещё со школьной скамьи знаем, что наш великий поэт Владимир Маяковский начинал как футурист… Знаменитый на весь мир русский авангард тоже имел свои корни в футуристическом направлении. Идеи футуризма прекрасно сочетались с идеей революции, с идеями большевиков… Однако вскоре сам Маяковский представлял карикатуры на Маринетти в образе фашистской обезьяны…

Гости  эфира:
—  Александра Альбертовна Данилова, историк искусства, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Куратор выставки » Футуризм. Радикальная революция. Россия-Италия», которая проходила в ГМИИ несколько лет назад.

 Елена Дмитриевна Гальцова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, профессор РГГУ и МГУ.

Футуризм — авангардистское направление, развивавшееся в Италии и России в 1910-20-е гг. Футуризм проявился не только в искусстве, литературе, музыке, архитектуре, но и во всей культуре в целом, включая политику, идеологию, философию. В 1909 г. появляется «Манифест футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти. Футуристическому манифесту предшествовали яркие художественные течения: фовизм, дивизионизм и кубизм.

В свою очередь футуризм оказал влияние на другие авангардные направления в изобразительном искусстве. В основе футуризма лежит ощущение крушения всего старого и попытка создать новую литературу, отражающую и продолжающую новую жизнь. Основанием футуристической теории художественного творчества послужили некоторые положения философии Ницше и Бергсона, а также популярные в довоенной Европе революционные настроения.

В центре эстетики футуризма — преклонение перед современной цивилизацией Футуристы осознают могущество цивилизации, верят в прогресс и ждут скорых и радикальных перемен. Футуристы стремились передать темп современной жизни, где события мгновенно сменяют друг друга. Для них характерно восторженное отношение к символам прогресса, особенно к средствам передвижения — автомобилю и самолету, и готовность к радикальной перестройке культуры и самого человека.

Вторая волна, новый период активности футуризма после 1920 г. связан с тем, что идеология пришедшего к власти итальянского фашизма оказалась созвучной футуризму. Однако союз футуристического искусства и фашистской диктатуры был недолгим….

Урбанизм, динамика, безличность, культ силы, идеализация техники и скорости — характерные черты футуризма. Как бы то ни было, но Русский футуризм возник независимо от итальянского и был значительнее его…

Полностью слушайте эту передачу в аудиозаписи

к какому направлению литературы относится?

В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.

Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.

Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.

Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал. Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.

что это такое, происхождение, характеристики и прочее 2021

Что такое футуризм в литературе?

Футуризм был одним из авангардных течений, развивавшихся в художественном мире в начале ХХ века. Эти авангарды оказали большое влияние на художественное творчество, участвуя в различных дисциплинах, в том числе в литературе, что и будет в центре того, о чем мы будем говорить сегодня.

Итак, литературный футуризм — это движение, которое продвигал поэт Филиппо Маринетти с публикацией футуристического манифеста под названием Le Figaro в 1909 году.Он будет отличаться от других авангардных движений, потому что он стремится представить современную жизнь, подчеркивая такие аспекты, как воин и чувственность, а также включает технологии и машины как одну из самых повторяющихся тем.

Как возник литературный футуризм

Футуризм зародился в Италии в начале ХХ века в течение первого десятилетия. Термин «футуризм» используется для обозначения движения, ставшего известным благодаря манифесту Le Figaro.В настоящее время термин появляется для обозначения намерения художников оставить в стороне традиционные формы искусства, которые использовались для создания до сих пор, и в том же смысле, чтобы оценить изменения и новшества, которые принесла с собой современность.

Для этой группы художников современность представляла достижения в области технологий, но также и в искусстве того времени, в данном случае в литературе. Таким образом, в содержании манифеста выражается стремление выйти за пределы индустриальной среды и сосредоточиться на трансформации не только социальной, но и культурной, на которую указывает наступление этого нового исторического момента.

Публикация манифеста стала спусковым крючком для консолидации движения, что также позволило ввести его фундаментальные основы, такие как использование все более интенсивного языка, который часто использовал звукоподражание в своих поэтических произведениях, что является главным элементом видно в текстах, в которых говорилось о войне и машинах.

Развитие футуризма в литературе

В письменной форме художники-футуристы выразили в своих работах особый интерес к машине и, как следствие, к захвату реальности в движении в своих творениях.Другим ключевым элементом для этих писателей является объективное изображение литературного, а также особое отношение к написанному, чтобы добиться выражения, квалифицируемого как «пластическое».

Таким образом, в развитии литературы футуризма особое внимание будет уделяться графическому явлению в письме, а также свободе слова и глубокой революции в области типографики с использованием разнообразных шрифтов, цветов. , среди других элементов. Будет уничтожен синтаксис, а также разрыв метрики, чрезмерное использование знаков препинания и междометий в текстах.

Футуристические жанры

В этом движении необходимо выделить серию жанров, которые были созданы в результате развития и новых подходов, которые сформировали движение и возникли из него. Таким образом, из этого движения возникло следующее:

Свободная словесная поэзия

Установлены новые методы письма, применяемые к поэзии, в которых писатель должен отстраниться от ограничений, установленных линейной типографикой, а также правилами орфографии и другими общепринятыми правилами. аспекты, которые до сих пор использовались в письменной форме.Это будет решающим элементом новаторства его работ.

Каллиграммы

В рамках революции в типографике каллиграммы станут одним из самых важных жанров из-за новаторства и трансформации, которые они предполагают при написании литературы. Этот тип творчества установил, что поэзия может достичь определенного уровня динамизма, который позволит ей уйти от линейности и приблизиться к графическому расширению. Таким образом, письмо могло адаптировать новые графические формы, которые были связаны с темой или общим содержанием стихотворения.

Таким образом, станет возможным создание стихотворений, которые в своем графическом ходе создавали различные формы, среди которых были средства передвижения, такие как автомобили, самолеты, поезда, взрывы, с учетом повторяющихся тем о войне, среди прочего.

Характеристики литературного футуризма

Пришло время рассмотреть наиболее важные характеристики, которые отметили развитие литературы в этом авангарде, и то, как они дали жизнь серии произведений, которые будут иметь ключевое значение для литературной эволюции.Это:

Возвышение оригинальности

Одна из важнейших характеристик писателей футуризма связана с поиском новаторства, который становится одним из основных интересов художников. Это нововведение применяется в их работах для создания нового и полностью оригинального содержания.

Отказ от прошлого

В ходе консолидации авангарда и его первых основ художники-футуристы сосредоточились на том, чтобы заявить о своем неприятии традиционных форм искусства, но также и прошлого.Вот почему родилось это течение, направленное исключительно на взгляд в будущее.

Следовательно, традиция раздроблена с точки зрения художественного творчества, но также и традиционные элементы, которые использовались в соответствии с историей искусства.

Чувство революции

Еще одна важная черта этого авангардного течения связана со смыслом, в котором его художники совпадают, поскольку основное внимание уделяется таким аспектам, как ценность, а вместе с ней и революция, которая будет одним из наиболее важных элементов, так как он был представлен как сильное движение, подразумевающее перелом к ​​традиционным направлениям искусства.

Праздник машины

Многие критики указывали на машину как на одно из главных «обожаний» авторов футуризма, поскольку они переживают момент, когда технологии и наука предполагают трансформацию в различных смыслах человеческой жизни. В то время как часть населения относилась к этим изменениям с подозрением, для футуристического движения это было время славы, когда доминировала машина.

Националистические настроения

Одной из осей, по которой футуризм можно было наиболее четко идентифицировать, был национализм.Это было причиной того, что футуризм позже будет считаться антецедентом фашизма. Художники движения привносили в свои работы темы, связанные с милитаризмом и войной, поэтому они и стали его пропагандистами. Важным аспектом, который следует учитывать в этом движении, является то, что многие художники погибли в Первой мировой войне в битвах, которые вскоре положили конец движению.

Элементы движения

В стремлении возвысить то, что происходило с точки зрения технологий с модернизмом, писатели начнут использовать различные ресурсы и элементы, которые позволят им выразить движение в своих произведениях.Вот почему они часто используют элементы, с помощью которых они представляют движение, время, силу, энергию и скорость.

Распространение футуризма

Один из ключей, который способствовал быстрому познанию футуризма, был связан с созданием альтернативных средств распространения, которые позволили им добиться большего. Среди них можно найти такие средства массовой информации, как брошюры с манифестами, журналы с различными художественными проявлениями, плакаты и другие.

Наиболее важные авторы литературного футуризма

Среди основных представителей этого литературного авангарда мы можем найти таких авторов, как Филиппо Томмазо Маринетти, который также считается идеологическим основателем футуризма в литературе из-за публикации манифеста.Также появятся такие авторы, как Гийом Аполлинер из Рима, Джованни Папини из Флоренции и другие.

Также возможно идентифицировать серию текстов, которые взращивали авангард на протяжении всего его развития, написанные рукой писателей, которые позволили себе проникнуться заповедями этого нового движения. Среди них: «Манифест футуриста 1909 года» (выборка), Хлебников с «Экзорцизмом со смехом» (выборка), Маяковский и «Беседа с налоговым инспектором о поэзии», Хосе Мария Ромеро с «Песней о самолете», Рафаэль Альберти с его работой «Платко», Педро Салинас с девушками из Андервуда, Рамон Гомес де ла Серна: футуристическое воззвание к испанцам, футуристический технический манифест 1912 года, Маринетти с его работами «Машинная лирика» и «Песня об автомобиле» и другие.

Если вы хотите узнать о других авангардных движениях, которые имели фундаментальное значение для развития мировой литературы, продолжайте посещать наш раздел литературы в разделе «Типы искусства», где мы расскажем вам гораздо больше об этом художественном выражении, которое так много способствовало всемирному развитию. искусство и культура.

Что такое футуризм? — Artsy

Balla сделала еще один шаг вперед в освоении технологий, создав одежду Futurist. В сентябре 1914 года, после начала Первой мировой войны, он представил свой «Anti-нейтральный костюм» — ярко-оранжевую коллекцию мужской одежды с геометрическим рисунком, уникально соответствующую потребностям «неотложной и неотложной великой войны».В 1915 году вместе с новобранцем он объявил не меньше, чем тотальную «Футуристическую реконструкцию Вселенной», инициативу по внедрению футуристической эстетики во все аспекты жизни как способ обучить и воодушевить новый тип человека, способного иметь дело с постоянно ускоряющимся темпом современной жизни.

Футуризм и фашизм


Маринетти надеялся, что вмешательство Италии в большую войну позволит стране завоевать авторитет в Европе — идея, которую разделяли многие страны в Первой мировой войне.Как утверждал его первый манифест: «Мы намерены прославлять войну — единственную гигиену мира — милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов».

Фактически, Маринетти активно агитировал за присоединение Италии к Первой мировой войне, и он, Боччони и другие сразу же записались на военную службу. Но война не принесла искупления, к которому стремился футуризм. В 1916 году Боччони умер на тренировке, оставив художественную и теоретическую пустоту в послевоенном футуризме. И хотя Италия оказалась на стороне победы в войне, страна не получила обещанных территорий в результате союза с Тройственной Антантой (Россия, Франция и Великобритания).

Потери Италии в Первой мировой войне превратились в миф об «искалеченной победе» в народном воображении, создав политический климат, которым Бенито Муссолини позже будет манипулировать, чтобы итальянские граждане приняли два десятилетия фашистской диктатуры. Футуризм и фашизм имели много риторических сходств (прославление войны и насилия, первенство итальянской идентичности), и при Муссолини Маринетти оппортунистически продвигал футуризм как протофашистское движение, надеясь получить официальные заказы своих художников от фашистской партии.

Читайте и смотрите: Футуризм: История искусства II: Возрождение

    Приборная панель

    АРТ-102-70

    Читайте и смотрите: футуризм

    Перейти к содержанию Приборная панель
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать