История создания Содружества Независимых Государств. Инфографика | Инфографика
Елена Слободян
Примерное время чтения: 3 минуты
43047
Категория: Инфографика
История создания Содружества Независимых Государств. Инфографика
Украина решила отказаться от председательства в СНГ в 2014 году.
При этом Киев оставляет за собой право рассмотреть вопрос о своём дальнейшем участии в деятельности Содружества.
Председательство в СНГ перешло от Белоруссии к Украине с 1 января 2014 года. Источник в Исполкоме СНГ сообщил, что, если Украина сложит с себя функции председателя СНГ, эти обязанности вновь будет выполнять Белоруссия.
АиФ.ru рассказывает об истории создания Содружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
История создания СНГ
8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим соглашением ликвидировалась структура союзного центра, принцип федеративного и конфедеративного государства. Каждая из подписавших республик обретала окончательную независимость.
21 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств. Согласно принятой в Алма-Ате декларации, в СНГ вошли Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
В январе 1993 года принят Устав СНГ, а в январе 1996 года — положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны, равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в составе СНГ была Грузия. Тбилиси огласил выход из СНГ из-за военных действий в Абхазии и Южной Осетии.
Интеграционные объединения с участием стран СНГ
СНГ так и не состоялось как союзное государство. Де-факто объединение представляет собой некие организации, в состав которых вошли станы, подписавшие договоры преимущественно в двустороннем порядке. На территории СНГ сформировалось несколько таких организаций: Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ, Содружество демократического выбора (СДВ) и др.
Смотрите также:
- …Изменится ли у нас визовый режим в ближайшее время? →
- Могут ли Армения и Киргизия войти в Евразийский союз? →
- …«Шенген» привыкает к русским? →
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Почему нам выгодно сотрудничество со странами СНГ? Инфографика
- Почему Франция приостановила действие Шенгена и что делать туристам?
- Станет ли сложней получить визу в ЕС из-за санкций?
- . ..Куда нам открыта дорога?
- Будет ли введен визовый режим с близлежащими азиатскими странами?
Новости СМИ2
РСМД :: СНГ в 2017 г.: достижения, вызовы, перспективы
Политика России в отношении СНГ будет отражать общий вектор на консолидацию значительной части постсоветского пространства вокруг Москвы.
Государствам выгодно работать на едином рынке СНГ, так как при снижении торговых барьеров создаются оптимальные условия для развития двустороннего/многостороннего сотрудничества. Украина, возможно, активизирует экономическое сотрудничество в рамках СНГ, чтобы компенсировать потери из-за прекращения сотрудничества с Россией. Содружество может поспособствовать восстановлению российско-украинских отношений.
СНГ сохранится не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Сейчас развивается разноуровневая интеграция: страны СНГ находятся на разном уровне развития интеграции, и будущее за более узкоспециальными проектами.
Юлия Мамырбаева:
Разрушаем мифы: Топ-7 типичных заблуждений о ЕАЭС
Развитие сотрудничества в рамках СНГ — объективная необходимость всех государств – участников Содружества. Несмотря на углубление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, дискуссии на предмет того, исчерпало ли СНГ свой потенциал, продолжаются. О перспективах и вызовах СНГ рассказали эксперты РСМД.
Председательство России в СНГ: к чему стремимся?
Ирина Болгова, к.и.н., н.с. Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Председательство России в СНГ в 2017 г. провозглашает целый ряд приоритетов, суть которых сводится к необходимости повышения эффективности организации, «практической отдачи от её деятельности для всех государств-участников». Подобные идеи звучали настолько регулярно, что давно перестали восприниматься всерьёз. Однако кардинальные изменения, произошедшие в сфере экономического взаимодействия и системе безопасности по внешнему периметру СНГ, вернули государства Содружества к пониманию того, что необходимо сохранять широкий многосторонний формат Организации и привносить в неё новые действенные импульсы для сотрудничества.
Россия объективно продолжает оставаться ведущим игроком на пространстве СНГ, даже с учетом открытости постсоветского пространства для внешних игроков с конкурирующими идеями международного взаимодействия.
Политика России в отношении СНГ, по всей видимости, будет отражать общий вектор на консолидацию значительной части постсоветского пространства вокруг Москвы. И формат СНГ в данном случае необходим для развития отношений с государствами, не входящими в более узкие интеграционные структуры, в первую очередь ЕАЭС.
Лариса Хоперская:
Раздача дипломатических пряников
Символично, что Украина — даже в условиях крайнего ухудшения отношений с Россией — не отказывается от участия в СНГ и ЗСТ СНГ. Это позволяет государствам – членам СНГ и ЕАЭС сохранять прежние объемы взаимной торговли. Поддержание формата СНГ и торговых преференций в рамках многосторонней зоны свободной торговли, кроме всего прочего, имеет своей целью сохранить промежуточную зону многосторонних экономических взаимодействий между ядром евразийской интеграции (ЕАЭС) и его внешним контуром, в первую очередь Европейским союзом. Кроме того, многосторонняя ЗСТ на пространстве СНГ несёт в себе очевидный потенциал наращивания внутренней взаимосвязанности постсоветского региона и подключения к глобальным рынкам и инфраструктуре.
Отдельной темой для обсуждения в формате СНГ в последние годы стала необходимость повышения активности СНГ в сфере безопасности, лидеры государств Содружества напоминали о заложенных в процессе формирования СНГ целях и механизмах в области коллективной обороны. СНГ включает в себя максимальное количество государств – членов, имеет особый статус в ООН и разносторонний опыт участия в конфликте в Таджикистане в 1990-е гг. И в этом отношении Россия остаётся ключевым игроком на поле региональной безопасности.
Развитие повестки безопасности в формате СНГ также свидетельствует о том, что Москва пытается активизировать и синхронизировать все существующие на постсоветском пространстве многосторонние форматы сотрудничества, чтобы иметь операциональные возможности для их эффективного использования.
Юлия Никитина:
Постсоветское пространство — 2017
СНГ — 25 лет: чего достигли?
Владимир Евсеев, к.т.н., старший научный сотрудник, заместитель директора Института стран СНГ
Главным итогом деятельности СНГ стало то, что эта организация смогла сохраниться, ведь изначально предполагалось, что Содружество станет лишь инструментом цивилизованного развода государств на постсоветском пространстве. Однако центробежные процессы в определенный момент стали переходить в центростремительные, т. е. у стран возникло желание взаимодействовать на территории СНГ. Одновременное движение к ослаблению и укреплению связей во многом обусловливалось внешним воздействием, а также желанием национальных элит быть относительно независимыми от Москвы.
Хорошим результатом деятельности Содружества стало то, что на территории СНГ удалось сохранить единое экономическое пространство. При этом даже те государства, которые вышли из СНГ, например, Грузия, по-прежнему остаются членами многих его договоров. И государствам выгодно работать на едином рынке СНГ, так как при снижении торговых барьеров создаются оптимальные условия для развития двустороннего/многостороннего сотрудничества. Представляется, что Украина активизирует экономическое сотрудничество в рамках СНГ, чтобы компенсировать потери из-за прекращения такого сотрудничества с Россией.
Изначально СНГ не только участвовало в экономической деятельности, но и активно занималось миротворчеством, например, в интересах прекращения гражданской войны в Таджикистане или недопущения новой войны в Абхазии. Со временем некоторые функции СНГ в военно-политической сфере ослабли. Тем не менее СНГ сохранится не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе, хотя и будет действовать больше в экономической сфере.
Одновременно с СНГ на территории постсоветского пространства возникали другие международные организации, которые носили более эксклюзивный характер и отличались большей степенью интеграции. В экономической сфере это ЕАЭС, в военно-политической — ОДКБ. Однако указанные организации не охватывают все государства постсоветского пространства (за исключением стран Балтии). Только Содружество способно сделать это, даже с учетом выхода из него Грузии. Более того, вполне возможно, что СНГ будет способствовать восстановлению российско-украинских отношений.
Фёдор Лукьянов:
Трансформация постсоветского пространства
С целью дальнейшего укрепления СНГ можно использовать тот опыт, который накоплен в рамках ШОС. В частности, в ШОС действует Региональная антитеррористическая структура — РАТС. В основном она предназначена для обмена разведывательной информацией по террористам и координации действий силовых структур этой организации. Подобное может быть создано и в рамках СНГ. Не менее важно в СНГ развивать военно-политическое сотрудничество. Это могло бы подтолкнуть Туркменистан — ассоциированного члена Содружества — к более тесному взаимодействию на рассматриваемой площадке с целью совместной борьбы с терроризмом и радикализмом.
Еще одна особенность деятельности СНГ состоит в том, что она предполагает разноскоростную интеграцию. Это соответствует потребностям государств, и это тоже позволяет Содружеству сохраниться в будущем. Ведь далеко не все государства постсоветского пространства готовы вступить в ЕАЭС или ОДКБ.
СНГ в 2017: с чем бороться?
Сергей Маркедонов, к.и.н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, эксперт РСМД
Основной проблемой с точки зрения конфликтов и вызовов безопасности на постсоветском пространстве остается ситуация в Донбассе. В последнее время были попытки изменения статус-кво, который сложился после подписания второго минского документа в феврале 2015 г. Это не значит, что с 2015 по 2017 гг. ситуация была стабильной, предсказуемой и мирной: были и случаи нарушения Минских соглашений, и продолжение вооруженных инцидентов. Но сейчас есть попытка придать противостоянию более жесткий формат. Ситуация стала более опасной, потому что начинается углубление разрыва и противостояния между Киевом и «народными республиками». Украинская сторона не желает выполнять Минские соглашения, а Запад фокусируется на России как на стороне, которая ответственна за их выполнение. И в этой ситуации складывается много тупиков и неопределенностей.
Фёдор Лукьянов:
Рабочая тетрадь РСМД. Конфликты на постсоветском пространстве: перспективы урегулирования и роль России
Среди других вызовов, которые представляют угрозы или опасность, можно выделить нагорно-карабахский конфликт. В 2016 г. случилась самая крупная эскалация с момента вступления в силу Соглашения о бессрочном прекращении огня в мае 1994 г. После того как была завершена «Четырехдневная война» и было восстановлено хрупкое перемирие, ситуация не пришла к позитивному качественному изменению. Несмотря на то что переговоры сохраняются, ситуация периодически обостряется, как это было, например, в феврале 2017 г. Угроза сохраняется, хотя есть некоторые моменты, которые сдерживают стороны от повторения событий апреля 2016 г. Среди них можно назвать если не улучшение (до этого далеко), то прагматизацию отношений России и Турции. Это немаловажно, так как напряжение между ними послужит фактором для эскалации. В нагорно-карабахском конфликте Запад и Россия на дипломатическом и политическом уровне друг другу не противостоят, и в этом случае есть готовность видеть Россию как медиатора. Именно в этой роли ее рассматривают Армения и Азербайджан.
Конфликты в Абхазии и в Южной Осетии трансформируются, и главная проблема там — это проблема внутреннего развития, а не противостояние этих республик Грузии. После того как Москва признала абхазскую и югоосетинскую независимость, она фактически стала их гарантом и патроном. Попыток изменить статус-кво, который сложился в августе 2008 г. , фактически не было и нет ни с грузинской стороны, ни со стороны Запада. Хотя время от времени и звучат заявления, что грузинская территориальная целостность поддерживается, что это неприкосновенная фигура, попыток изменений с точки зрения конфликта нет, и вряд ли они будут.
Что касается конфликта в Приднестровье, есть определенная позитивная динамика, связанная с победой на президентских выборах Игоря Додона. Это редкий случай, когда руководитель постсоветского государства столь часто встречается с В. Путиным: уже в 2017 г. состоялись две встречи. Попытки прагматизировать отношения есть, но есть и ограничители, потому что у И. Додона нет критической поддержки в парламенте, а Молдова — парламентская республика, и премьер-министр весьма скептически относится к такой его активности. Есть оппоненты И. Додона, которые в его попытках улучшить отношения с Приднестровьем видят провокационные действия, и у него не те полномочия, чтобы от этого отмахнуться. Приднестровский конфликт на фоне других и раньше выделялся в позитивную сторону и считался в большей степени замороженным, чем все остальные. Тем не менее в этом конфликте есть и свои проблемы, касающиеся качественного урегулирования.
СНГ и интеграция: в поисках возможностей
Александр Гущин, к.и.н., доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД
Лекция Александра Гущина «Постсоветское пространство и украинский кризис»
Формат СНГ с точки зрения интеграции, возможно, исчерпал себя, если сравнивать с 1990-ми гг. Сейчас развивается разноуровневая интеграция: страны СНГ находятся на разном уровне развития интеграции, и будущее за более узкоспециальными проектами. Но даже узкоспециальные проекты находятся в состоянии кризиса. Наиболее продвинутый проект на постсоветском пространстве — ЕАЭС, он остается приоритетом, но его развитие будет зависеть от двусторонних отношений России с другими государствами.
Стоит отметить недостаток и в то же время большие перспективы в развитии социокультурной и гуманитарной интеграции. В этой сфере у России есть большой пробел. На постсоветском пространстве уже выросло новое поколение людей, родившихся не в СССР. Конечно, формирование более лояльных элит в странах постсоветского пространства — это не одномоментный процесс. Политика «мягкой силы» не предполагает отдачу на протяжении одного – двух лет. Но если не обращать внимания на эту сферу и действовать в традиционной парадигме, стратегического успеха не добиться.
Экспорт российского образования и научного дискурса с точки зрения интеграции, безусловно, имеет огромное значение. Здесь есть куда расти, потому что таких программ, как европейский Erasmus, у России нет. Мы можем создать платформу академического обмена, электронную платформу для поступления людей в российские вузы, активнее развивать программы двойных дипломов, двойной магистратуры, докторантуры, аспирантуры и даже бакалавриата. Кроме того, необходимо развивать филиальную сеть российских университетов в других странах. Студенты могли бы выбирать систему неполного бакалавриата, в рамках которой они учились бы несколько семестров у себя на родине, а потом могли бы перевестись в российский вуз.
По этому направлению в Центральной Азии пока Россия проигрывает Китаю, а в западных странах СНГ большое преимущество по-прежнему у европейских стандартов. Нельзя сказать, что система квот не работает вообще, но систему поступления граждан стран СНГ в российские вузы необходимо модернизировать. Нужно развивать горизонтальные связи между вузами России и странами постсоветского пространства. В результате могут быть основаны сетевые университеты, которые станут реальной платформой. Без этого продвигать интеграцию только мерами в сфере экономики и политики будет сложно.
Материал подготовили Николай Мухин и Ирина Сорокина
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Пять функций | NIST
ОбзорВ этом учебном модуле более подробно рассматриваются пять функций Cybersecurity Framework: идентификация, защита, обнаружение, реагирование и восстановление. Информация, представленная здесь, основывается на материалах, представленных в модуле «Компоненты платформы». Этот модуль исследует значение функций в рамках платформы и то, что включено в каждую функцию.
Введение в функцииПять функций, включенных в Framework Core:
- Идентификация
- Защита
- Обнаружить
- Ответить
- Восстановить
Функции — это высший уровень абстракции, включенный в платформу. Они действуют как основа ядра Framework, вокруг которого организованы все остальные элементы.
Эти пять функций были выбраны, потому что они представляют собой пять основных столпов успешной и целостной программы кибербезопасности. Они помогают организациям легко выражать свое управление рисками кибербезопасности на высоком уровне и позволяют принимать решения по управлению рисками.
ИдентификацияФункция идентификации помогает в разработке организационного понимания управления рисками кибербезопасности для систем, людей, активов, данных и возможностей. Понимание бизнес-контекста, ресурсов, поддерживающих критически важные функции, и связанных с ними рисков кибербезопасности позволяет организации сосредоточить усилия и расставить приоритеты в соответствии со своей стратегией управления рисками и потребностями бизнеса.
Примеры категорий результатов в рамках этой функции включают:
- Определение физических и программных активов в организации для создания основы программы управления активами
- Определение бизнес-среды, которую поддерживает организация, включая роль организации в цепочке поставок и место организации в секторе критической инфраструктуры
- Определение политик кибербезопасности, установленных в организации для определения программы управления, а также определение юридических и нормативных требований в отношении возможностей кибербезопасности организации
- Выявление уязвимостей активов, угроз для внутренних и внешних ресурсов организации и действий по реагированию на риски в качестве основы для оценки рисков организации
- Определение стратегии управления рисками для организации, включая установление допусков к риску
- Определение стратегии управления рисками цепочки поставок, включая приоритеты, ограничения, допуски к риску и допущения, используемые для поддержки решений о рисках, связанных с управлением рисками цепочки поставок
Функция защиты описывает соответствующие меры безопасности для обеспечения доставки критически важных инфраструктурных услуг. Функция защиты поддерживает возможность ограничения или сдерживания воздействия потенциального события кибербезопасности.
Примеры категорий результатов в рамках этой функции включают:
- Средства защиты для управления идентификацией и контроля доступа в организации, включая физический и удаленный доступ
- Расширение возможностей сотрудников организации посредством повышения осведомленности и обучения, включая обучение на основе ролей и привилегированных пользователей
- Обеспечение защиты данных в соответствии со стратегией управления рисками организации для защиты конфиденциальности, целостности и доступности информации
- Внедрение процессов и процедур защиты информации для поддержания и управления защитой информационных систем и активов
- Защита ресурсов организации посредством обслуживания, включая дистанционное обслуживание, действия
- Управление защитными технологиями для обеспечения безопасности и отказоустойчивости систем и активов в соответствии с политиками, процедурами и соглашениями организации
Функция обнаружения определяет соответствующие действия для определения возникновения события кибербезопасности. Функция обнаружения позволяет своевременно обнаруживать события кибербезопасности.
Примеры категорий результатов в рамках этой функции включают:
- Обеспечение обнаружения аномалий и событий и понимание их потенциального воздействия
- Внедрение возможностей непрерывного мониторинга безопасности для мониторинга событий кибербезопасности и проверки эффективности защитных мер, включая сетевые и физические действия
- Поддержание процессов обнаружения для информирования об аномальных событиях
Функция реагирования включает в себя соответствующие действия для принятия мер в отношении обнаруженного инцидента кибербезопасности. Функция реагирования поддерживает возможность сдерживания воздействия потенциального инцидента кибербезопасности.
Примеры категорий результатов в рамках этой функции включают:
- Обеспечение выполнения процесса планирования реагирования во время и после инцидента
- Управление коммуникациями во время и после мероприятия с заинтересованными сторонами, правоохранительными органами, внешними заинтересованными сторонами по мере необходимости
- Анализ проводится для обеспечения эффективного реагирования и поддержки восстановительных мероприятий, включая криминалистический анализ и определение влияния инцидентов
- Действия по смягчению последствий выполняются для предотвращения расширения события и устранения инцидента
- Организация внедряет улучшения путем включения уроков, извлеченных из текущих и предыдущих действий по обнаружению/реагированию
Функция восстановления определяет соответствующие действия для поддержания планов устойчивости и восстановления любых возможностей или служб, которые были нарушены из-за инцидента кибербезопасности. Функция восстановления поддерживает своевременное восстановление нормальной работы, чтобы уменьшить влияние инцидента кибербезопасности.
Примеры категорий результатов в рамках этой функции включают:
- Обеспечение внедрения организацией процессов и процедур планирования восстановления для восстановления систем и/или активов, затронутых инцидентами кибербезопасности
- Внедрение улучшений на основе извлеченных уроков и обзоров существующих стратегий
- Внутренние и внешние коммуникации координируются во время и после восстановления после инцидента кибербезопасности
The_Five_Functions.pptx
Информационные технологии и кибербезопасность
Mathwords: Cis
Mathwords: Cis
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|