кратко о жизни и творчестве композитора
Фредерик Францишек (Франсуа) Шопен (1 марта 1810 года, с. Желязова Воля, Мазовецкое воеводство, Польша — 17 октября 1849, Париж, Франция) — гениальный польский композитор и пианист.
Краткая биография: самые важные факты жизни
Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 г. в с. Желязова Воля (Польша). Отец, Никола Шопен, выходец из Франции, был гувернером, мать — дворянкой. От нее мальчик получил первые музыкальные уроки. Когда Фредерику исполнилось 7 лет, Адальберт Цивні, популярный богемский пианист, занялся его образованием, познакомил с произведениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.
В 1816 — 1822 гг. маленький Шопен учится профессиональной игре на фортепиано у виолончелиста Войцеха Живни, а также осваивает органную музыку в профессора Варшавской консерватории Вильгельма Вюрфеля.
В 1818 г. был опубликован первый полонез молодого музыканта; он дебютировал как пианист, сразу же став любимцем в салонах Варшавы.
В 1823 — 1826 гг. Шопен учился в Варшавском лицее, где преподавал его отец. Одновременно берет уроки музыкальной теории и композиции у Йозефа Эльснера. Большое впечатление в этот период на него производит музыка Хуммеля, Паганини, Генделя и Вебера.
В 1829 г. пианист получает диплом Варшавской консерватории. Дает успешные концерты в Праге, Вене, Дрездене, получает немало похвальных отзывов;
17 марта 1830 г. в последний раз выступает в Варшаве с премьерой Концерта для фортепиано фа минор.
В 1831 г. Шопен уезжает во Францию, где его хорошо знают и любят. Работает учителем игры на фортепиано в доме Ротшильда. Эта должность популяризировала его имя больше, чем публичные выступления. Здесь появляются первые сборники этюдов, баллады и скерцо. В 30-е гг. композитор завершает свои самые известные работы, ведет активную концертную деятельность. Среди его друзей и поклонников — известные музыканты, писатели и художники (Лист, Берлиоз, Беллини, Делакруа, Шуман, Россини, Гейне, Бальзак).
В 1836 г. Шопен едет повидаться с родными. В Мариенбаде заводит непродолжительный роман с Марией Водзинской. Осенью 28-летний композитор возвращается в Париж. Ференц Лист представляет его баронессе Дюдеван, ярой феминистке, уже снискавшей себе известность под псевдонимом Жорж Санд. Ей в то время было 34. На протяжении 12 лет пару совмещал любовную связь и близкое партнерство.
В 1835 г. у композитора обнаружили симптомы туберкулеза, зимой 1838 — 1839 гг. он, чтобы отдохнуть в мягком климате, едет на Майорку в монастырь Вальдемосса. Там были завершены знаменитые прелюдии. Плохая погода, постоянные ссоры с Жорж Санд, практически неотапливаемые помещения, — все это пагубным образом сказалось на здоровье Шопена.
В 1847 г. композитор расстается с баронессой по недоразумению с ее детьми. Болезнь прогрессирует. После гастролей в Великобритании Шопен вернулся, похожий на собственную тень; в Шотландии он играл перед королевой и смог дать несколько концертов. Последнее выступление композитора состоялось 16 ноября 1848 г.
Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 г. в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Свое сердце композитор завещал упокоить в варшавском костеле Святого Креста.
Музыку Шопена называют пушками, спрятанными в цветах. Композитор был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых принес в европейскую мелодику славянские интонационные элементы, обогатив ее новыми ритмическими рисунками.
Его творческое наследие интересно и разнообразно: 57 мазурок, 16 Полонезов, 19 вальсов, 19 ноктюрнов, 3 сонаты, 4 баллады, 26 прелюдий, 27 этюдов, 4 скерцо, 3 экспромта. В жанре крупных музыкальных форм наивысшим достижением является фантазия фа минор (1840 — 1841 гг.) и «Баркарола» (1845 — 1846 гг.).
Шопен написал три фортепианные сонаты: до минор (1827 г.), си-бемоль минор (1837 г.) и си минор (1844 г.), что считаются высшим достижением композитора. Для фортепиано с оркестром он создал Andante spianato, полонез ми-бемоль мажор, концерты ми минор и фа минор, Andante spianato et Grande Polonaise brillante, Fantaisie brillante на польские арии, Rondo à la Krakowiak фа мажор.
Фредерика Шопена считают самым выдающимся польским композитором. Его именем назвали Варшавскую консерваторию и аэропорт, филармонию в Гданьске, астероид и кратер на Меркурии, ряд улиц в Польше и Украине; раз в пять лет в Варшаве проводится конкурс пианистов имени Ф. Шопена, ежегодно среди польских музыкантов проходит вручение премии «Fryderyk».
Музыка и творчество Шопена
Музыка Шопена поражала силой чувств, тоской по родине. Его Революционный этюд сравнивали с «пушками, спрятанными в цветнике». Музыка Шопена с энтузиазмом воспринималась в Польше, но последователей между польскими композиторами не находила.
Творчество Шопена связано преимущественно с фортепиано. Его кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Великий польский композитор заставил фортепиано звучать совсем по-новому, расширив возможности фортепианной техники и обогатив ее выразительные средства. А. Рубинштейн называл Шопена «душой фортепиано».
За сравнительно короткую жизнь Шопен написал очень много. В творчестве у него было несколько любимых жанров, к которым он все время обращался. Сюда относятся 56 мазурок, 25 прелюдий, 27 этюдов,15 вальсов, 12 Полонезов, 20 ноктюрнов.
В основу творчества Шопена легла польская народная музыка, мелодичные и ритмичные мелодии польских танцев и песен. Особенно ярко выражена любовь к своему народу, к польской народной музыки в мазурках, которые являются словно поэтическими картинками родной Польши. Мазурки Шопена элегантные, изящные, иногда блестящие.
По сравнению с мазурками и вальсами, полонезы также являются крупными произведениями, изображающие картины в основном героического прошлого Польши. У большинства из них много блеска, пышности, торжественности. Одним из самых популярных танцев, во времена Шопена становится вальс, и хоть он является танцем не польского происхождение. Вальсы Шопена часто также связаны с польской национальной музыкой: в них используются интонации и ритмы польской народной музыки, особенно мазурки.
Важнейшей особенностью интонации и стиля музыки Шопена является ее «фортепианность». Музыка Шопена не существует без своей фортепианной природы. Выполнена на других инструментах, она теряет не лишь большую часть своего шарма, но и свою индивидуальность. Поскольку, его мысли порождались в импровизациях за фортепиано, то его музыке были присущи клавишные звучания. Именно в фортепианной фактуре кроется художественное содержание его музыки. Она придает выразительности темам его произведений.
Мелодия у Шопена представлена не в виде простой «песенности», она сливается с фактурами, что ее охватывают, и с гармоничным фоном. В статье «Вэн Клайберн» Г.Г. Нейгауз так писал об интерпретации произведений польского композитора: «Чтобы понять его до конца, необходимо целиком, всей душой погрузиться в глубины его собственной музыкальной души. Но это погружение в чужое «я» дается лишь людям влюбленным. И пусть это парадокс, но можно сказать, что Шопен требует от исполнителя особой любви, любви, которая бывает в жизни так же редкой, каким редким бывает большой талант. Именно поэтому Шопен бывает таким сложным в исполнении для пианистов».
«В чисто музыкальном отношении — какая красота в творчестве, какое совершенство в технике и в формах, интерес и новизна в гармонии и часто какое величие!» — эти слова А. Г. Рубинштейна, сказанные о творчестве Шопена в полной мере могут быть отнесены к Шопеновским прелюдиям, в которых с необычайной силой проявилось яркое своеобразие его творческого лица, что позволило Рубинштейну отнести автора к числу немногих мастеров, «не имеющих предшественников». Это выражение можно, впрочем, понимать буквально, потому что Шопен опирался на огромный опыт польской музыки, самобытность которой он понимал как никто другой. «Новизна в гармонии», отмеченная Рубинштейном, равно как и впечатляющая свежесть всех других средств выразительности, была почерпнута из народных истоков.
Все эти особенности относятся к числу неотъемлемых свойств музыки Шопена, все они есть отражением его творческой индивидуальности. Его произведения насыщены мелодичностью и неповторимостью. Каждый, исполнитель и слушатель, найдет в них что-то для себя, из многообразия жанров и настроений.
Список некоторых произведений Ф. Шопена
Выводы
Композитор — романтик Фредерик Шопен стал родоначальником польской музыкальной классики. Ограничив себя почти исключительно составлением произведений для фортепиано, он сконцентрировал в них самые разнообразные и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Шопен раскрыл большие возможности фортепианной фактуры, его музыка отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью и пластичностью, поэтической одухотворенностью. Шопен стал создателем жанра фортепианной баллады, он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал художественные образцы концертного этюда.
Шопен: биография, интересные факты, творчество
Шопен: биография, интересные факты, творчество: WikimediaФридерик Шопен известен как нежный гений гармонии. Он не оставил грандиозных музыкальных произведений, но его полонезы, ноктюрны и другие сочинения — источники красоты и радости. Ярослав Ивашкевич, Александр Скрябин и Борис Пастернак раскрыли секреты жизни музыкального гения.
Ранние годы жизни композитора и первые шаги в музыке
Где родился Фредерик Шопен? Более 200 лет назад, 1 марта 1810 года, в небольшом местечке Желязова Воля неподалеку от Варшавы появился на свет будущий композитор Фридерик (Фредерик по французской транскрипции) Шопен. Родился он в польско-французской семье. Отец Николя Шопен в юные годы покинул Францию, а мать Юстина Кшижановская происходила из обедневшего дворянского рода.
В семье Фридерик был вторым ребенком. Позже появились еще две девочки. Когда сыну было несколько месяцев, семья переехала в Варшаву, где отец получил должность в Варшавском лицее.
В родительской семье царила необыкновенная атмосфера взаимопонимания и привязанности. Единственный сын рос, окруженный любовью родителей и трех сестер. Автор книги «Шопен» Ярослав Ивашкевич пишет, что мать оказала большое влияние на развитие сына, была очень музыкальной, играла на фортепиано и прекрасно пела, а старшая сестра со временем стала для маленького Фридерика первым учителем музыки.
В такой среде очень рано проявилась феноменальная музыкальная одаренность мальчика. Он был увлечен музыкой, растворялся в ней, слушая игру матери. Музыка звучала в нем, он мог вскочить ночью и броситься к инструменту, чтобы воспроизвести пришедшую на ум мелодию.
Маленький вундеркинд в 6 лет сочинил первый полонез, а в 7 уже выступал как пианист, поражая слушателей безупречным музыкальным вкусом и чувством композиции. Одаренность проявилась и в других занятиях: мальчик сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, рисовал узнаваемые карикатуры.
После домашнего обучения, которое было обусловлено его хрупким здоровьем, общее образование Фридерик получал в лицее, а музыкальное — у известного чешского пианиста и композитора Войцеха Живного. Профессионально музыке он обучался в Варшавской консерватории, где уже в то время его называли гением.
Юный Шопен с головой окунулся в художественную жизнь Варшавы, посещал национальную оперу, в которой выступали знаменитые европейские артисты. В обществе он был в центре внимания, притягивал своим магнетизмом, безупречной галантностью и аристократизмом. Летом Фридерик гостил у друзей в поместьях, познакомился с народной музыкой.
На основе народных танцев были созданы первые заметные произведения Шопена — полонез, мазурка, ноктюрны. Создавал он в этот период и концертные вариации, фантазии на темы популярных опер. Высшим достижением раннего периода стали 2 концерта, написанные в романтическом ключе.
С 19 лет началась артистическая деятельность музыканта, он гастролировал с концертами по городам Европы.
Памятник Шопену в Варшаве: PixabayПериод творческого расцвета
Фридерик Шопен вырос горячим патриотом родины, все его творчество было музыкальным сказанием о ней. Но трагедия композитора была в том, что он вынужден был жить вдали от родной страны. Польша в тот период утратила свою государственность, в ней развивалось национальное сопротивления.
Почему Шопен уехал из Польши? Национальные патриоты в 1830–1831 годах подняли в Польше освободительное восстание. В нем участвовали многие друзья юноши, которые оберегали от политики талантливого композитора. Ярослав Ивашкевич пишет, что близкие отправили его из страны накануне восстания. Шопен узнал о нем, будучи на гастролях, стремился вернуться на родину, но в пути узнал о разгроме выступления. Это стало причиной его отъезда во Францию. В Париж он взял с собой кубок с польской землей.
Свое отчаяние гений эмоционально вылил в записях («Штутгартский дневник»), отразил в известном «Революционном этюде». Исследователь творчества Шопена Елена Дегтярева пишет, что эти события вызвали душевный кризис, но стали началом его зрелости как композитора.
С 1831 года Шопен оказался в Париже, который был тогда центром творческой жизни Европы. Здесь собрались известные композиторы (Г. Берлиоз, Ф. Лист), литераторы (Г. Гейне, А. Мицкевич), художники. В той бурной художественной жизни расцвел романтизм. К этому новому течению примкнул и Шопен.
Колоссальный успех имел первый полноценный концерт Шопена в Париже в 1832 году. Но он выступал перед большой аудиторией мало, предпочитал играть в камерной атмосфере салонов. Одновременно давал уроки фортепианной игры, завоевал репутацию выдающегося педагога. В середине 1830-х годов Шопен выезжал с концертами в другие страны, был в Германии, в Англии, где встречался с другими выдающимися музыкантами.
Почти все произведения он писал для фортепиано, сам был вдохновенным импровизатором, сочинял во время игры, а затем фиксировал мелодии в нотах. Шопен создавал сонаты, баллады, мазурки, ноктюрны, которым придавал огромную выразительную силу и новизну. Написал множество этюдов, прелюдий вальсов, мазурок. Вершиной творчества считают «Третью сонату си минор» (1844 год) — красочную, колористическую, наполненную светом и восторгом слияния с природой. В момент создания этого произведения гений был тяжело болен.
Композитор Александр Скрябин считал, что Шопен с первых произведений проявил яркую индивидуальность, а в сочинениях отражена его биография. Так же считал и Борис Пастернак, отмечая, что могущественные и неподдельные мелодии Шопена стали орудием познания жизни.
Особое место в его творчестве заняли полонезы, которые были своеобразным символом Польши, отражали жизнь ее граждан. Сколько полонезов у Шопена? Он создал 16 таких произведений. Большинство их них относятся к раннему и даже детскому периоду, при жизни композитора не публиковались. Семь полонезов, созданных в зрелые годы, имеют яркие индивидуальные черты — трагедийные, воинственные или торжественные. Сам автор обозначил их номерами и считал достойными публикации.
Портрет Шопена и Жорж Санд: WikimediaИнтересные факты жизни Шопена
Выдающиеся личности запоминаются окружающим какими-то особенностями. Вот интересные известные факты о Шопене:
- Он любил играть в темноте, перед своим выступлением просил погасить свечи — так он лучше настраивался на музыку.
- С детства пользовался особым приспособлением для растягивания пальцев, чтобы брать любые сложные аккорды.
- В юности был помолвлен с полькой Марией Водзиньской, но помолвка была расторгнута, он пережил ее с душевной болью.
Личная жизнь Шопена была не очень счастливой. В Париже в 1837 году у него начался роман с писательницей Жорж Санд, который продлился почти 10 лет. При первой встрече она не впечатлила Фридерика. Его привлекали красивые и изысканные женщины с безупречной репутацией. Аврора Дюпен (настоящее имя писательницы) была полной противоположностью идеалу: она носила мужские костюмы, курила сигары, имела множество романов. Он отозвался о ней как о мужеподобной особе, а она с первой встречи была впечатлена композитором, решила добиться его расположения и вскоре достигла цели.
Жорж Санд при близком знакомстве покорила Шопена шармом, необычным умом, яркой творческой натурой. Александр Скрябин считал, что глубокая и очень сильная натура этой женщины привлекла Шопена тем, чего тонкому и слабому человеку не хватало, поэтому он оказался под ее большим влиянием. В этот период уже стала проявляться его болезнь, Санд заботилась о нем. Пара долго скрывала отношения. Сначала они жили раздельно, позже, когда поселились вместе на тихой парижской улочке, продолжали конспирацию.
Зиму 1838–1839 годов Шопен и Жорж Санд провели в ее доме на острове Майорка (Испания). Здесь Фридерик набрался сил и окреп, хотя болезнь не оставляла его и создавала множество проблем. Писательница все больше играла роль заботливой матери, а потом и вовсе стала относиться к нему как к другу. Это вызывало у Шопена бурю эмоций, они ссорились. Все усугубляли сложные отношения с детьми Жорж Санд.
Разрыв с любимой женщиной надорвал жизненные силы Шопена, он признавался, что не может создать ничего нового. Поездка в Англию окончательно подкосила слабое здоровье — он вернулся в Париж совсем больным. Гениальный композитор умер 5 октября 1849 года в возрасте 39 лет.
Шопен похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез: PxhereГде похоронен Шопен? Последнее пристанище гения — кладбище Пер-Лашез в Париже. По завещанию его сердце сестра перевезла в хрустальном сосуде в Польшу. Там в одном из польских храмов оно с тех пор и покоится.
Фридерик Шопен стал основоположником польской национальной композиторской школы. Его произведения вошли в сокровищницу мировой культуры и сегодня высоко ценятся обществом. Талантливые музыканты участвуют в международных конкурсах имени Шопена. В Казахской национальной консерватории имя Шопена присвоено камерному залу.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1879480-sopen-biografia-interesnye-fakty-tvorcestvo/
Фредерик Шопен — гений фортепианного исполнения
Рожденный более двухсот лет назад творческий гений Фредерика Шопена и виртуозная игра на фортепиано поразили общество того времени. Несмотря на беспокойную и бурную жизнь, он создал произведения — знаменитые ноктюрны, этюды, полонезы и многие другие — которые входят в число самых известных когда-либо написанных фортепианных произведений.
Фредерик Шопен родился в Польше в 1810 году и известен как один из величайших фортепианных композиторов. Фредерик Шопен проявлял невероятный талант с самого раннего возраста, сочиняя, а также сочиняя стихи в возрасте шести лет, и дав свой первый публичный фортепианный концерт в возрасте восьми лет.
Фредерик Шопен быстро стал признанным музыкальным сокровищем Польши, перейдя в 1822 году под личный контроль Юзефа Эльснера, основателя и директора Варшавской консерватории. С самых первых своих попыток сочинять музыку Фредерик Шопен находился под сильным влиянием музыки, которую он слышал вокруг себя, которая была в основном польской народной и танцевальной музыкой, которую часто можно было услышать на городских улицах, а также в сельской местности, где крестьянские рабочие были создателями музыки.
Фредерик Шопен наиболее известен своими сольными фортепианными пьесами, особенно знаменитыми ноктюрнами и этюдами. В то время Фредерику Шопену приписывали «изобретение» ноктюрна как музыкальной формы.
Филд, однако, уже был опытным композитором к 1810 году, когда родился Фредерик Шопен. Возможно, правильнее будет сказать, что Фредерик Шопен продолжал развивать стиль и структуру ноктюрна, принимая на себя влияние (черта, которую Шопен казался особенно настроенный, как упоминалось ранее) из музыки, которую он слышал вокруг себя, которая на этом этапе его относительно короткой жизни была ариями из французских и итальянских опер. В ноктюрнах Шопена и других композициях также можно найти влияние Моцарта.
Это мощное сочетание влияний и изобретательности дало общий эффект во времена фортепианной музыки, драматически «новый», но также отражающий очень сильные романтические отпечатки пальцев, которые мы встречаем почти во всех формах искусства того периода — молодой Вордсворт в Англии, Делакруа во Франции, Фридрих в Германии, список можно продолжить, хотя говорят, что романтизм девятнадцатого века более явно поддается выражению через литературу и музыку.
И, возможно, музыка Фредерика Шопена больше, чем какая-либо другая, демонстрирует ощущение бесконечности и трансцендентности, сил, выходящих за пределы разума, бросая вызов культуре «разума» восемнадцатого века, всего пятьдесят лет назад и с тех пор известной как «век разума». Новое поколение, романтики, не нашло места разуму, только возвышенное.
Фредерик Шопен прибыл в Париж в сентябре 1831 года с намерением пробиться в общественную и музыкальную жизнь города. В следующем году, в феврале 1832 года, он дал фортепианный концерт, получивший большой успех. Интересно отметить, что фортепиано, которые предпочитал Фредерик Шопен, были изготовлены французской фирмой Pleyel et Cie, производителями фортепиано, основанной композитором, издателем и фортепианным мастером Игнасом Плейелем (1757–1831), который также был учеником Шопена. никто иной, как великий Йозеф Гайдн.
Фирма Плейеля не только поставляла пианино, которым пользовался Фредерик Шопен, но и управляла концертным залом Salle Pleyel, в котором Фредерик Шопен давал свои первые и последние парижские концерты. Главный вклад Плейеля в развитие фортепиано заключался в том, что они первыми использовали металлическую раму в фортепиано.
В 1836 году Фредерик Шопен познакомился с французской писательницей и феминисткой Амандин Аврор Люсиль Дюпен, которая писала под псевдонимом «Жорж Санд». Сначала он был к ней совсем не привязан, написав в письме: «Какая отвратительная женщина Санд! Но действительно ли она женщина? Я склонен сомневаться в этом». Но мы должны предположить, что Жорж Санд сделала все возможное, потому что два года спустя, летом 1838 года, ее роман с Фредериком Шопеном был общеизвестен.
В том же году пара отправилась на Майорку вместе с двумя детьми Санд. Здесь они вместе провели неспокойную и несчастливую зиму, когда здоровье Фредерика Шопена ухудшилось, а местные островитяне выступили против них, когда стало известно об их незамужнем статусе.
Весной 1839 года семья из четырех человек снова оказалась на материке, сначала в Барселоне, затем в Марселе, а затем в поместье Санд в Ноане на лето, а осенью вернулась в Париж.
1839-43 стал завершающим творческим этапом жизни Фредерика Шопена, в том числе сочинением величественного полонеза ля-бемоль мажор, соч. 53, «Героический», одно из самых известных его произведений. Санд позже дал наиболее убедительную картину изматывающих эмоций, сопровождавших творческий процесс Фредерика Шопена, говоря о реальных муках композитора, среди плача и жалоб, с сотнями изменений первоначальной концепции, чтобы вернуться к первоначальной идее.
К этому моменту популярность Фредерика Шопена как исполнителя-виртуоза также пошла на убыль, и он дал свое последнее публичное выступление в лондонской Ратуше 16 ноября 1848 года. Наконец, уехав в Париж, Фредерик Шопен умер в следующем году, 17 октября 1849 года.. Причина смерти была указана в свидетельстве о смерти как «туберкулез», однако совсем недавно, в 2008 году, медицинские эксперты предположили муковисцидоз как фактическую причину смерти Фредерика Шопена.
Хотя в беспокойной жизни и ранней смерти Фредерика Шопена есть что-то принципиально трагичное, в его музыке сияет его гений, а его наследие остается источником вдохновения для всех пианистов и любителей музыки.
Узнайте об итальянских американских гитарах и клавесинах.
Просмотры сообщений: 2737
Фредерик Шопен – Оценка музыки
Композиционная продукция Фредерика Шопена была относительно небольшой, но оказала огромное влияние, особенно на фортепианную музыку. Во всей его музыке в той или иной степени использовалось фортепиано.
Рис. 1. Фотография Шопена, сделанная Биссоном, ок. 1849Фредерик Франсуа Шопен (22 февраля или 1 марта 1810 — 17 октября 1849), родился Фредерик Францишек Шопен , был польским композитором и пианистом-виртуозом эпохи романтизма, писавшим в основном для фортепиано соло. Он приобрел и сохранил мировую известность как один из ведущих музыкантов своей эпохи, чей «поэтический гений был основан на профессиональной технике, не имеющей себе равных в его поколении». Шопен родился в тогдашнем Варшавском герцогстве и вырос в Варшаве, которая после 1815 года стала частью Конгресса Польши. Вундеркинд, он завершил свое музыкальное образование и сочинил многие из своих произведений в Варшаве, прежде чем покинуть Польшу в возрасте 20 лет, менее чем за месяц до начала ноябрьского восстания 1830 года.
В возрасте 21 года поселился в Париже. После этого за последние 18 лет своей жизни он дал всего около 30 публичных выступлений, предпочитая более интимную атмосферу салона. Он зарабатывал на жизнь, продавая свои сочинения и обучая игре на фортепиано, что пользовалось большим спросом. Шопен подружился с Ференцем Листом и восхищался многими его музыкальными современниками, в том числе Робертом Шуманом. В 1835 году он получил французское гражданство. После неудачной помолвки с польской девушкой с 1837 по 1847 год он поддерживал часто сложные отношения с французской писательницей Жорж Санд. Краткий и несчастливый визит на Майорку с Санд в 1838–1839 гг.был одним из самых продуктивных периодов его творчества. В последние годы его финансово поддерживала его поклонница Джейн Стирлинг, которая также организовала для него поездку в Шотландию в 1848 году. Большую часть своей жизни Шопен страдал от слабого здоровья. Он умер в Париже в 1849 году, вероятно, от туберкулеза.
Все композиции Шопена включают фортепиано.