Фратрии и филы: Филы и фратрии | это… Что такое Филы и фратрии?

Филы и фратрии | это… Что такое Филы и фратрии?

Толкование

Филы и фратрии
Филы (φύλαι) и фратрии (φρατριαι) — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе: каждая фратрия («братство») заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу («колено», «племя»; ср. римские «трибы», см.). Эти деления восходят еще к доисторическому времени (Ф. и фратрии упоминаются уже в Гомеровских поэмах), но подробности о них известны нам только для сравнительно позднего времени и для немногих местностей, вследствие чего многие важные стороны этого устройства остаются неясными. Ф. встречаются у всех греков, но число их было неодинаково у разных племен. Так, у народов ионического племени мы встречаем в древнейшее время четыре Ф., причем одинаковым в разных местах является не только число, но и названия Ф. : Гелеонты, Аргадеи, Эгикореи, Гоплеты встречаются как в Аттике, так и у малоазиатских ионян. У дорян обыкновенное число родовых Ф. три, а наиболее распространенные названия их — Гиллеи, Диманы, Памфилы. В таком виде находим мы Ф. в Спарте, на острове Крите, в Мегаре, в Аргосе (где прибавилась четвертая, недорическая Ф. Гирнафиев). Так как в древнейшую эпоху родственные роды жили в ближайшем соседстве, то основанные на происхождении деления могли до известной степени носить и территориальный характер. Относительно происхождения и первоначального характера Ф. в исторической науке было высказано несколько различных мнений. Некоторые ученые видели в древнейших Ф. касты, другие — территориальные деления; в настоящее время можно считать установившимся взгляд на них как на деления, покоящиеся на родовом принципе. Истекая из родового начала и стоя в тесной связи с культом предков, Ф. и фратрии носили резко выраженный религиозный характер: в каждой были свои боги-покровители и герои-эпонимы, которым приносились жертвы и в честь которых устраивались празднества, для чего были особые жрецы.
Этот религиозный характер придал Ф. и фратриям большую живучесть: они не исчезали в некоторых местах и после того, как для административных целей создавались новые деления, построенные на иных началах. Во главе Ф. стояли старшины, которые в Афинах носили в родовых Ф. название «царей фил» (филобазилевсов), указывающее на их глубокую древность. Вместе с архонтом-царем они судили и в позднейшую эпоху дела об убийствах, если смерть была причинена животными или бездушными предметами. Во главе фратрий стояли фратриархи. Кроме того, в Ф. были казначеи. Ф. и фратрии имели особые собрания их членов (филетов и фратров). У Ф. и фратрий было свое имущество — земли, капиталы, доходы, расходовавшиеся главным образом на религиозные торжества. В древнейшую эпоху Ф. и фратрии имели громадное значение: они были основными делениями гражданского населения и служили для административных, военных, политических и религиозных целей. На основании Солоновских законов по Ф. производились выборы в члены совета 400, в архонты и т.
д. Древнейшая организация Ф., насколько мы можем восстановить ее по скудным данным, имеющимся в нашем распоряжении, была в разных местах довольно однообразной; но впоследствии устройство Ф. стало усложняться и сильно разнообразиться в разных государствах. Изменения в первоначальном устройстве Ф. могли явиться прежде всего следствием завоевания. В некоторых местах Ф. завоевателей так или иначе комбинировались с Ф. побежденных, но сохранивших гражданские права первоначальных жителей (напр. в Коринфе, в Сикионе). В других случаях изменения могли быть следствием синойкизма. Позже, по мере падения и разложения родового начала и вытеснения его из политической сферы, первоначальное число и характер Ф. часто изменялись действиями законодательной власти, которая в значительной части греческих государств создала новые деления, обыкновенно основанные на территориальном начале. Этим наносился удар положению родовой аристократии, имевшей в родовых Ф. и фратриях одну из опор своего влияния. Новые деления обыкновенно также назывались Ф.
Новые Ф. могли быть заменой старых или же становились рядом с прежними, за которыми в таком случае оставались почти исключительно религиозные функции. Так, Клисфен (см.) создал в Афинах 10 новых территориальных Ф., которые состояли каждая из трех триттий, а триттии слагались из демов (поселков). Во главе новых Ф. стали «попечители Ф.», по нескольку в каждой. К новым Ф. перешли все политические функции, но Клисфен сохранил и прежние четыре родовые Ф. к фратрии (число фратрий с точностью неизвестно). За фратриями в Афинах до конца оставалась проверка законности происхождения граждан и внесение их в особый список, которое и служило доказательством совершеннолетия и гражданского происхождения. Эта важная функция часто подавала повод к жалобам на злоупотребления фратров, которые склонялись на подкуп и вносили в гражданский список лиц, не имевших на то право. Впоследствии, в македонскую и римскую эпоху, число Ф. в Афинах доходило до 13. Новые Ф. создавались из политических целей и в других местах.
Так, в некоторых ионических малоазиатских городах к древнейшим ионическим Ф. с течением времени прибавились две новые (Бореев и Ойнонов). В Спарте, наряду с дорическими родовыми Ф., появилось пять новых территориальных Ф., которые подразделялись на оды. В таком виде Ф. удержались у греков и во времена римского владычества. Литература по вопросам, касающимся Ф. и фратрий, очень обстоятельно указана Валер. Шеффером в его работе «Афинское гражданство и народное собрание» (М., 1891).

Д. К.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

  • Фильчинс
  • Апсида

Полезное


Афинские филы, фратрии, роды, соседские общины

Греческий народ (греч. этнос) делился на отдельные этнические группы (греч. фила), которые занимали определённую область (греч. хора). Фила делилась на фратрии (досл. “братства” – союзы родов). Фратрии, в свою очередь, делились на род`ы (греч. генос), которые являлись основой политической (в народном собрании) и военной (отряды) организации общины. Фратрии и роды жили общинами. Роды делились на большие семьи (греч. ойкос; 2-3 поколения родственников). Каждая семья получала, по жребию, надел (греч. клер “жребий”) из земель общины. Несмотря на то, что в общине жили родственники – это уже была не родовая община. Земля делилась на наделы, которые получали отдельные семьи, самостоятельно обрабатывавшие свои клеры собственным трудом. Это была уже соседская община (ахейск. греч. дем, дорийск. греч. кома – “поселение”).

Первобытная соседская община являлась верховным коллективным собственником земли. Её права верховного коллективного собственника земли проявлялись в том, что она проводила: (1) переделы земли, (2) перераспределение произведённого продукта (греч. литургии), (3) община не допускала к земле не общинников. Отдельные общинники при переделах получали наделы (по количеству едоков) в трудовую собственность. Пока общинники обрабатывали землю – они имели право на неё и на производимый на ней продукт; если земля забрасывалась –

соседская община, как верховный коллективный собственник земли, изымала пустующий участок и передавала её семье, где появились новые едоки, и которая могла её обработать своим трудом.

Система управления этих соседских общин была такова:

1. Во главе общины стоял вождь (ахейск. греч. басилей “правитель”; дорийск. греч. архагет “владыка”). Он был выборным, выбирался народным собранием, заключая договор с народом (греч. демосом, т.е. с общинниками), обязуясь соблюдать древние обычаи. Но басилей выбирался не из всех общинников, а из рода правителей. Любой родственник вождя (дяди, братья, сыновья, племянники и т.п.) могли на выборах претендовать на эту должность. Поэтому выборность сочеталась с наследственностью, но никакого порядка престолонаследия не было. Басилей выполнял:

а) административные функции – управляли делами общины;

б) судебные функции – судил народ (т.е. общинников), хранил и толковал обычаи;

в) военные функции – был главой дружины и общинного ополчения;

г) религиозные функции – являлся верховным жрецом общинных культов и имел право на получение даров (греч. дотинай).

Так как в Греции не было необходимости в системе ирригации (искусственного орошения), то коллективный фонд здесь возник в форме священного хозяйства при хозяйстве вождя. Поэтому, при необходимости, в особых случаях, басилей собирал с общинников средства на общие нужды, что стало прообразом будущей системы налогообложения.

Для того, чтобы кормиться, басилею из земель общины выделялся специальный надел, который назывался теменос (досл.

“отрезанный”; т.е. изъятый из переделов земли).

2. Вторым органом в соседской общине был совет знати (ахейск. греч. бул΄э “совет”; дорийск. греч. герусия “совет старцев”), члены которого назывались геронтами (букв. “старцами”). Но не следует путать этот совет с советом старейшин, так как в бул΄э заседали только знатные люди. Совет знати являлся совещательным органом при вожде, вместе они занимались решением текущих дел. Члены совета знати выполняли также судебные функции (решали споры общинников), военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей), религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).

3. Третий орган – народное собрание (афин. агора).

Десять племен Афин

В 508 г. до н. э. Клисфен заново изобрел политическую структуру Афин и окружающей территории Аттики. Он полностью реструктурировал афинский политический электорат.

До тех пор существовало только четыре племени, к которым принадлежали граждане Афин и которым они были обязаны своей верностью из-за их клана, региона и религии. Каждый гражданин Афин был членом одного из этих четырех племен, и вплоть до 508 г. до н. э. знатные семьи оказывали на них огромное влияние, препятствуя развитию и росту какой-либо подлинной демократии.

Клисфен заменил существующую племенную структуру, разрушив традиционную и консервативную власть аристократических семей, сделав деревню (демос или деме ) единицей выборной демократии. Аттика, территория, непосредственно контролируемая Афинами, была разделена Клисфеном на три области — сам город Афины, прибрежный район Аттики и сельский внутренний район. Затем он заменил четыре исторических племени Аттики десятью совершенно новыми. Каждое из новых племен ( филей ) должен был состоять из людей, то есть демов, человек из города, один с побережья Аттики и один из сельской местности внутри страны. Это было известно как система trittys . Членство во всех демократически избранных органах, включая совет, и все гражданские и военные обязанности, включая постановку театральных представлений, должны были тогда поровну распределяться между десятью племенами или типами, , то есть, например, каждое племя отвечало за обучение и оснащение полка гоплитов, а также кавалерийского отряда и назначение генерала, который возглавит войска их племени для защиты Афин; а во время Дионисийских празднеств каждое племя должно было финансировать и обучать два хора дифирамбических танцоров, один из юношей и один из мужчин, а также нанять поэта и исполнителя на авлосе 9.0005 возглавить их. Не все новые племена были равны: подразделения не основывались ни на численности населения, ни на богатстве граждан, которые их составляли.

Однако со временем топологическая логика этой реорганизации разрушилась, так как правило членства в данном племени было наследственным, а не основанным на его региональном расположении, как в первоначальной настройке. Тем не менее, десять новых племен очень скоро были приняты всеми жителями Афин, и система вскоре стала частью повседневной жизни, когда люди проявляли лояльность к своему недавно назначенному племени: реформа Клисфена сыграла важную роль в самом успехе афинской демократии в V веке. до н.э.

Ссылки

Деме — Википедия

Клисфен — Википедия

История Афин — Википедия

Метик — Википедия  

Тритис — Википедия

Филе — Википедия

Фратрия — Википедия

Генос — Википедия

Ойкос — Википедия

Полис — Википедия

Карта Аттики во времена Платона

Ссылка на архив

Деннис К. Мюллер (1996). Конституционная демократия . Древняя Греция: Издательство Оксфордского университета, США. стр. 44–. ISBN 978-0-19-534939-9.


Племена и одноименные герои древних афинян

www. stoa.org/athens/essays/tribes.html

Рождение демократии: десять новых племен – Agathe.gr
www.agathe.gr/democracy/the_ten_new_tribes.html

Клисфен «Сотворение десяти колен Афин»

Джон С. Трейлл (1975). Политическая организация Аттики. Изучение Демесов, Тритий и Филаев и их представительства в Афинском соборе. Приложение Hesperia XIV: ASCSA. ISBN978-0-87661-514-0.

ТЕАТРЫ ДЕМЕ В АТТИКЕ И СИСТЕМА ТРИТТИС Джессика Пага
Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах
Том. 79, № 3 (июль-сентябрь 2010 г.), стр. 351-384
Опубликовано: Американская школа классических исследований в Афинах
Стабильный URL: http://www.jstor.org/stable/40981054

Клисфен и сотворение десяти Филаев
Ч. У. Дж. Элиот
Феникс
Том. 22, № 1 (весна 1968 г.), стр. 3-17
Опубликовано: Классическая ассоциация Канады
Клисфен, участие и дифирамбические состязания позднеархаических и классических Афин
Дэвид Причард
Феникс
Том. 58, № 3/4 (Осень — Зима, 2004 г.), стр. 208-228
Опубликовано: Classical Association of Canada
DOI: 10.2307/4135166
Стабильный URL: http://www.jstor.org/stable/ 4135166

Дэвид Уайтхед (2014). Демы Аттики, 508/7 -ок. 250 г. до н.э.: Политическое и социальное исследование . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-5768-5.


Люди и культура | Портал округа EGH

Гаро составляют большинство в районе Восточных холмов Гаро, как видно из названия района. Район также является домом для значительного населения не-гаро, таких как бенгальцы, непальцы, бихарцы, марвари, рабхи, хаджонги, кочи, далу, банаи и боросы.

Гаро — второе по величине племя после кхаси в Мегхалае. Гаро называют себя а’чик или манде, и их язык принадлежит к ветви бодо семьи бодо-нага-качин китайско-тибетского типа. Гаро распределены по пяти районам Гаро-Хиллз в Мегхалае, району Мименсингх в Бангладеш и районам Камруп, Гоалпара и Карби-Англонг в Ассаме. Они также рассеяны в небольшом количестве в Трипуре и Нагаленде.

Поскольку гаро разбросаны повсюду, и поскольку эти разбросанные единицы были изолированы друг от друга с течением времени, они развили свои собственные отдельные идентичности и диалекты. Тем не менее, такие черты, как их традиционное политическое устройство, социальные институты, системы брака, наследование собственности, религия и верования, являются общими для этих групп. Более того, эти группы в основном эндогамны. Различные диалектные группы, в которые входят гаро, — это амбенг, атонг, акаве (или трепет), дуалы, матчи, матабенги, чибок, чисак мегам или лингнгам, руга, гара-ганчинг. Наиболее существенная разница заключается в том, что между группами, которые живут ближе к равнинам и жителям гор, которые составляют остальные группы. Горные гаро практикуют подсечно-огневое земледелие или возделывание джхума, в то время как гаро равнин занимаются выращиванием влажного риса и живут в культурной и экологической среде, полностью отличающейся от той, что есть у горных гаро. 0003

Общество Гаро

Общество Гаро полностью бескастовое. Это матрилинейный и наследование через мать. Все дети, как только они рождаются, принадлежат МаЧонгу своей матери, откуда Дальтон термин «материнство». Наследование имущества среди гаро обычно связано с супружескими отношениями, и хотя у мужчин может не быть имущества, которое можно передать по наследству, они имеют важное право голоса в решении, кому оно должно перейти. Настоятельницей, как правило, является младшая дочь или нокна. Если нокна не замужем, как это часто бывает, поскольку выбор обычно происходит до того, как она выйдет замуж, отец попытается взять в мужья наследницы молодого человека из своего собственного происхождения, обычно сына своей сестры. Мужа нокны зовут Нокром.

Гаро живут в полупостоянных деревнях размером от 10 до 60 домов. Население деревень редко превышает 300 человек. Есть пять названных экзогамных матрилинейных фратрий, называемых чатчи. Только двое из них, Сангма и Марак, встречаются повсюду. Остальные три, т. Momin, Shira ∓ Arengh широко не распространены. Фратрии делятся на множество именованных матрилинейных сибсов, каждый из которых ограничен определенной местностью. Братья делятся на безымянные линии передачи, называемые махари. Каждая деревня построена вокруг одной или двух из этих линий, и большинство женщин линии со своими мужьями живут в деревне, как и некоторые мужчины со своими женами. Одно домохозяйство обычно считается самым старшим, а другие дома считаются ответвлениями от него. Этому хозяйству принадлежит вся деревенская земля, а муж наследницы считается старостой деревни или нокмой.

Исторически гаро не владели землей — какой бы землей они ни владели, они делают это без каких-либо документов на право собственности, а земля принадлежала племени как коллективная собственность, возделываемая по кооперативной системе. Теоретически земля принадлежит нокме, и каждый год новые участки распределяются между домохозяйствами. На холме Гарос все средства к существованию основаны на возделывании джхума. Сухой рис является основной культурой, также важно просо. Кроме того, в дополнение к диете выращивают бананы, папайю, кукурузу, маниоку, таро, тыкву, крупностручковую фасоль, щавель, тыкву и многие другие овощи. Важными товарными культурами являются хлопок, перец чили и имбирь. Влажный рис стал выращиваться совсем недавно в некоторых низинных районах, и это изменило систему землевладения на систему индивидуальной собственности, что имело глубокие последствия для социальной структуры.

Религия

Гаро традиционно исповедуют свою религию, известную как Сонгсарек, которая уходит своими корнями в сельское хозяйство. У них также есть система верований, в основе которой лежит принцип страха и страха перед сверхъестественными силами, что привело многих ученых и исследователей к ошибочному мнению, что Гаро — анимисты. Вера Сонгсарека возглавляется Божеством, известным как «Дакгипа Ругипа Стугипа Пантугипа или Татара Рабуга Стура Пантура», или Творец. Салджонг — еще одно божество, которое более тесно связано с человеческими делами. По сути, он бог солнца, источник всех даров человечеству. Салджонг удостоен празднования Вангалы. Еще одно доброе божество — Чорабуди, защитник посевов. Ему предлагаются первые плоды полей. Его также удостаивают жертвоприношения свиньи всякий раз, когда приносятся жертвы Татаре-Рабуге.

Живя так близко к природе, ранние Гаро населяли мир вокруг себя множеством духов, называемых клещами, некоторые из них были добрыми, а некоторые из них могли причинить вред людям за любые их ошибки. По мере необходимости им приносятся соответствующие жертвы.

Во всех религиозных церемониях жертвоприношения были необходимы для умилостивления духов. Их нужно было призывать для рождения, брака, смерти, болезни, кроме того, для хорошего урожая и благосостояния общества и для защиты от разрушений и опасностей. Гаро также проявляют почтение к своим предкам, предлагая пищу усопшим душам и возводя мемориальные камни.

Как и другие религии, религия Сонгсарек приписывает каждому человеку обладание духом, который остается с ним на протяжении всей его жизни и покидает тело после смерти. Похоже, существует вера в реинкарнацию, когда люди перерождаются в низшую или высшую форму жизни в зависимости от их поведения в течение жизни. Величайшее благословение, которого с нетерпением ждет Гаро, — переродиться человеком в его или ее изначальном ма’чонге или семейной ячейке.

Гаро обычно используют множество украшений. Обычными являются бусы и серьги, которые носят как мужчины, так и женщины. Последние украшения считаются очень важными, поскольку они служат гарантией безопасного путешествия души в потусторонний мир, предлагая духу Наванга, если он попытается помешать душе отправиться в страну мертвых.

Гаро предпочитают простую пищу. Они постепенно отказываются от острой пищи, а обычно с рисом берут отварное мясо и овощи. Они варят это карри довольно просто, добавляя в него что-то вроде щелочной растительной «соли» Калчи, как только оно доходит до кипения. Было высказано предположение, что эта практика объясняет сравнительно низкую заболеваемость желудочными заболеваниями в этих горах

Развлечения и праздники

Среди Гаро нет организованных игр, но это не значит, что им нечем себя развлечь. В игры обычно играют время от времени. Соревнования по прыжкам и другие соревнования проводятся скорее как испытания силы. Молодые мужчины, члены Нокпанте или Общежития Бакалавра, могут объединяться в группы и участвовать в таких состязаниях, как ва’понг сика, вариант перетягивания каната Гаро, в котором прочный бамбуковый шест заменяет веревку и соревнующиеся команды пытаются толкнуть друг друга за отмеченную линию вместо того, чтобы тянуть. Опять же, деревни могут оказаться в силах принять участие в совместном рыболовстве.

Общие и регулярные праздники, конечно же, связаны с сельскохозяйственными работами. Величайшим из фестивалей Гаро является Вангала, который является скорее празднованием благодарения после сбора урожая, в котором почитается Салджонг, Бог, который дает человечеству щедрости природы и обеспечивает их процветание. Фиксированной даты празднования нет, она варьируется от деревни к деревне, но обычно Вангала отмечается в октябре. Подготовка происходит задолго до даты; продукты питания собираются в первую очередь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *