Фото леонардо да винчи отец: Родители леонардо да винчи фото — Oh Italia

Родители леонардо да винчи фото — Oh Italia

Все, что касается гения Леонардо да Винчи не дает покоя ни его почитателям, ни профессиональным специалистам. Историки раскрыли тайну матери великого Леонардо. Ранее считалось, что она была рабыней из Африки или даже еще романтичнее из Китая. Однако все оказалось по-иному.

Леонардо да Винчи, фрагмент Мадонны Литы (Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Звали ее – Катерина ди Мео Липпи, утверждает в книге «Мона Лиза: люди и картина» британский историк из Оксфорда Мартин Кемп. Она была сиротой и жила с бабкой в холмах в паре километров от Винчи.
Ученые установили, что Катерине было 15 лет, когда ее соблазнил 25-летний адвокат Сер Пьеро да Винчи (1427—1504), работавший во Флоренции. В XVI веке 15 лет – возраст разрешенный для брака, так что никакого совращения несовершеннолетних в нашем понимании здесь не было.

Сохранился дом, в котором жил Леонардо в детстве

В июле 1451 года отец Леонардо решил отдохнуть от жизни в большом городе и приехал на несколько недель в Винчи, где и познакомился с Катериной. 14 апреля 1452 года она родила Леонардо. Пьеро, делавшему карьеру во Флоренции, на простолюдинке Катерине не женился. Первые годы он прожил в доме матери, однако после мальчик был передан в дом деда Леонардо – местного нотариуса и землевладельца. К данным выводам о подробностях о родителях и детстве Леонардо Мартин Кемп выяснил в архивах после тщательного изучения налоговых и иных документов.

Леонардо да Винчи. Ангел для картины “Мадонна в скалах”. Эскиз, 1483-85

К деду Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) никаких претензий быть не могло. Он воспитывал и занимался внуком в детстве. Примечательна запись в его дневнике (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Что же касается Катерины, то со временем она вышла замуж за местного крестьянина по имени Антонио ди Пьеро Бути и родила ему сына и четырех дочерей.

Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1490, Музей Чарторыйских, Краков

Более чем через сорок лет Катерина приехала доживать свой век к Леонардо в Милан, где и умерла примерно через год, сообщает Daily Mail. Ученые нашли записку, написанную рукой Леонардо, в которой он обещает оплатить ее похороны, и запись в архиве Милана о смерти некой Катерины из Флоренции.

Отец Леонардо вскоре после рождения первенца женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.

Леонардо да Винчи

В Италии XVI века к незаконнорождённым детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — по-итальянски звучит Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Леонардо да Винчи – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель и музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи, наряду с Михаилом Ломоносовым, является наиболее ярким примером «универсального человека». Трудно назвать такую область, в которую бы он не внес значимый вклад.

Многие исследователи считают Леонардо да Винчи одним из величайших людей в истории. Его биография – яркое тому подтверждение.

Портрет Леонардо да Винчи руки неизвестного художника

В данной статье мы расскажем о наиболее интересных фактах биографии Леонардо да Винчи, а также рассмотрим его самые известные изобретения.

Итак, перед вами биография Леонардо да Винчи.

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленьком городе Винчи, неподалеку от Флоренции. Он появился на свет вследствие любовной связи нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины.

Официальный союз этих двух людей был невозможен по причине того, что девушка происходила из низшего сословия.

Особые приметы Леонардо да Винчи

Детство и юность

Вскоре отец да Винчи женился на состоятельной женщине, в результате чего первые годы жизни Леонардо жил вместе с родной матерью.

Однако когда у Пьеро и его супруги долго не рождались дети, отец решил усыновить своего первенца, забрав его у Катерины.

Детская привязанность Леонардо к матери, которой он лишился в столь ранние годы, навсегда запечатлелась в его памяти.

Впоследствии он во многих своих картинах пытался передать тот материнский образ, который он бережно хранил в своем сердце.

Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве

Через 10 лет первая жена нотариуса Пьеро умерла, после чего он вторично вступил в брак.

Всего у Леонардо да Винчи было 4 мачехи, а также 12 сестер и братьев по отцовской линии.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные науки. В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, птиц или растения.

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.

На службе у Борджиа Леонардо да Винчи пробыл 7 лет, после чего решил возвратиться в Милан. К этому моменту биографии ему уже удалось написать знаменитую «Джоконду», которая сегодня находится во французском Лувре.

После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

Личная жизнь

О личной жизни Леонардо да Винчи известно не так много. Несмотря на то, что он вел личный дневник, все свои записи он зашифровывал.

Однако даже после того, как их удалось расшифровать, исследователи получили крайне мало информации о подлинной биографии великого ученого.

Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.

Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.

К слову сказать, Салаи позировал для нескольких картин Леонардо да Винчи. Например, он был натурщиком для знаменитой картины «Иоанн Креститель». Существует версия, что «Мона Лиза» была также написана с Салаи, поскольку многие искусствоведы видят очевидное сходство персонажей, изображенных на обоих полотнах.

Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.

Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

Смерть и могила

Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.

Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.

В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.

Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.

При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.

Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.

Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

Тайны Леонардо да Винчи

Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

Например, при помощи нескольких зеркал, ученые смогли разгадать тайну взглядов «Джоконды» и «Иоанна Крестителя».

Как оказалось, оба персонажа устремляют свои взгляды на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также удалось раскрыть посредством зеркал.

Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

Одновременно с этим американский писатель Дэн Браун написал не одну книгу, связанную с творчеством художника. В 2006 г. по мотивам произведения Брауна был снят фильм «Код да Винчи», который получил огромную популярность во всем мире.

Многие религиозные лидеры и просто верующие люди критиковали фильм, называя его кощунственным. Интересен факт, что такого мнения придерживались как христиане, так и мусульмане.

Несмотря на это фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это в свою очередь привело к тому, что масса людей начали живо интересоваться личностью и биографией Леонардо да Винчи, а также его гениальными произведениями.

История Леонардо да Винчи

Интересен факт, что сегодня любой желающий может посетить музей в Риме, названный в честь Леонардо, и собственными глазами увидеть устройства, построенные по его чертежам.

Также там находятся копии гениальных картин да Винчи и фотографии подлинных его рукописей. Другими словами, посетив этот музей вы сможете реалистично представить историю жизни великого флорентийца.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи уделял большое внимание инженерному и архитектурному искусству. Он является автором множества изобретений, опередивших свое время на несколько столетий.

Краткая биография Леонардо да Винчи не позволяет подробно описать все изобретения этого великого гения. Вот лишь некоторые их них: первый в мире танк, летательный аппарат и катапульта, пулемет и ножницы, велосипед и т. д. и т.п.

Вдумайтесь только, все эти изобретения Леонардо да Винчи спроектировал в 15 веке, более 500 лет назад!

Более того, первый в мире парашют также изобрел гений да Винчи. Интересен факт, что недавно современные ученые смогли создать по чертежам да Винчи точную копию такого парашюта. Испытания показали, что он вполне неплохо справляется со своей задачей.

Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе

При этом важно заметить, что на сегодняшний день многие чертежи и эскизы Леонардо да Винчи до сих пор остаются непонятными для ученых.

Возможно, в будущем мы сможем проникнуть в тайну биографии Леонардо да Винчи, и разгадать все загадки, которые он нам оставил.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи и «Витрувианский человек»

1. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в селении Анкиано — пригород городка Винчи, который находится в окрестностях Флоренции, Италия. В доме, где он родился, теперь располагается музей. [1]

2. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Его полное имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». [1]

Дом, в котором жил Леонардо в детстве

3. Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. [1]

4. В юношестве Леонардо принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Но несмотря на различные увлечения, он никогда не бросал рисования и лепки. [2]

5. Приняв во внимание любовь сына к рисованию, отец Леонардо отобрал несколько его рисунков и отнес их своему другу — живописцу Андреа Верроккьо, чтобы тот смог сказать, достигнет ли Леонардо высот на этом поприще. Верроккьо был настолько поражён огромными задатками, которые он увидел в рисунках юного Леонардо, что тут же договорился устроить Леонардо в свою мастерскую. Здесь он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом и гипсом. [2]

6. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это было время, когда в художественных мастерских практиковалось написание картин учителем вместе с помощниками-учениками. Маленький ангел, держащий одежды (слева), который был написан Леонардо, продемонстрировал превосходство ученика над учителем. Согласно великому собранию «Жизнеописание прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», поражённый Верроккьо после этого забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи. [1]

7.Леонардо да Винчи тщательно скрывал свою личную жизнь, поэтому достоверных сведений о его романах с женщинами нет. [1]

8. За свою жизнь Леонардо добился блестящих результатов во всех областях своей деятельности, часто намного опережая своё время. Например, в течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея». [1]

9. Известнейшая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» написана на дереве (тополь), и имеет размеры всего 77 × 53 сантиметров. [4]

Одно из изобретений — арбалет

10. Считается, что Леонардо да Винчи был вегетарианцем. Одно из свидетельств приводится в письме исследователя Андреа Корсали, адресованное правителю Флоренции Джулиано Медичи: «Между Гоа и Розигудом есть земля прозванная Гамбайя, где река Инд впадает в море. Она населена народом Гуддзарати, отличными торговцами. Часть их одевается по-апостольски, а часть как в Турции. Они не питаются ничем, что содержит кровь, и не позволяют себе вредить никому живому, как наш Леонардо Да Винчи. Живут они рисом, молоком и другой неживой пищей». [1] [3]

11. В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. На протяжении 13 лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах. [1]

12. При жизни Леонардо многие его изобретения оставались неизвестными широкой публике. Свои чертежи изобретатель шифровал и они были опубликованы лишь в 19 веке. Источником наших знаний об изобретениях Леонардо да Винчи служит Атлантический кодекс — манускрипт Леонардо да Винчи, составленный Помпео Леони. [1]

13. В ноябре 2017 года картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стала самым дорогим произведением искусства в истории. Она была продана на аукционе «Кристис» за рекордные 400 миллионов долларов. [5]

14. Леонардо да Винчи старался избегать людей и проводить время в одиночестве. Тем не менее, находясь в обществе, он держался открыто и мог завести беседу на любую тему. [5]

15. Конструкции велосипеда, танка, дельтаплана, пулемёта, вертолёта, подводной лодки, парашюта — это лишь малая часть того, что изобрёл или грамотно доработал от своих предшественников Леонардо да Винчи. Но единственным его изобретением, получившим признание при его жизни, стал колесцовый замок для пистолета. [1]

16. Леонардо обожал животных всех без исключения. Приходя на рынок, он покупал птиц с единственной целью: выпустить их на волю — на радость себе и на досаду торговцам. [5]

17. Леонардо да Винчи в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Однако большинство его трудов было написано левой рукой справа налево, т.е. в зеркальном положении. [5]

18. Реализм в живописи перешел на качественно новую ступень благодаря труду Леонардо да Винчи. На своих полотнах он стремился к смягчению очертаний и фигур, так как он первым осознал, что в воздухе рассеян свет, поэтому глаз человека не видит четких границ и цветовых контрастов. У других художников той эпохи линии на картинах обычно четко очерчивали предмет, поэтому часто изображение имело вид раскрашенного рисунка. [5]

19. Самая масштабная реставрация знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» заняла 21 год (1978 — 1999). Саму фреску мастер создавал 3 года: с 1495 по 1498 годы. [6]

20. Последние годы жизни Леонардо да Винчи жил под покровительством французского короля Франциска I в его замке Кло-Люсе. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Последний год жизни Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая, в 67 лет, скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе во Франции. [1]

Любопытно

Леонардо да Винчи — биография и семья

Скульптор и живописец. Архитектор и инженер. Ученый и изобретатель. Музыкант и философ. Кажется, нет ни единой области в науке, технике и искусстве, где бы он не преуспел и не показал себя истинным гением. Величайший человек эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

В 1452 году неподалеку от Флоренции, 15 апреля родился мальчик, которого назвали Леонардо. Его отец, сеньор Пьеро да Винчи, был совсем не беден и имел собственную нотариальную контору, как и четыре поколения его предков. За долгую и плодотворную жизнь отец Леонардо был официально женат четырежды и приходился отцом двум дочерям и десятку сыновей. Однако Леонардо родился вне брака, и о его матери мало что известно. Чаще всего биографии упоминают молодую крестьянку Катерину, но и это не есть факт… Леонардо воспитывался вместе с законными детьми своего отца и был признан им, но до четырех лет вместе с матерью жил в деревне Анхиана. Потом отец забрал его в свою семью и дал мальчику возможность учиться, как и прочим детям. Леонардо быстро научился читать, писать, хорошо усвоил латынь и математику.

Леонардо был левшой. Именно этот признак впоследствии был использован им для опознавания изобретений Леонардо – он писал наоборот, справа налево, выписывая буквы в зеркальном изображении. Поэтому его тексты легко читать при помощи зеркала. Но письма и некоторые рукописи да Винчи написаны в традиционной манере. Из своего имения отец Леонардо переехал во Флоренцию в возрасте тридцати лет, чтобы открыть там свое дело. Он взял с собой Леонардо, но по законам того времени бастарду были закрыты пути для обучения на врача или юриста, а потому Пьеро да Винчи отдал сына в обучение художнику. Художники не принадлежали к элите, а считались практически ремесленниками, хотя по своему статусу находились несколько выше портных. К этому надо добавить, что Флоренция относилась к художникам гораздо с большим почтением, чем другие города Европы.

Отец отдал Леонардо в хорошие руки. Андреа дель Верроккьо являлся одним из лучших художников школы живописи Тосканы. Он занимался не только живописью и скульптурой, но и ювелирными работами, литьем бронзы, а также считался непревзойденным устроителем праздников. С 1467 по 1472 год Леонардо проходил обучение, и художественный талант его был признан и публикой Флоренции, и самим учителем. Для художника это было выдающееся достижение – признание в двадцать лет. Когда Верроккьо получил большой заказ – картина «Крещение Христа», как и всякий большой художник, он выписывал лишь центральную фигуру и разрабатывал общий план картины, а второстепенные детали писали его ученики. Здесь Леонардо и нарушил традиции живописи – применил новые для того времени масляные краски. Так как остальные использовали краски темперные (вода, яичный желток, немного виноградного уксуса и цветные пигменты), то на фоне тусклых работ других учеников ангел, нарисованный Леонардо, воистину засиял, словно святой. Легенда гласит, что Верроккьо, увидев работу своего ученика, патетически воскликнул, что превзойден – и лишь Леонардо достоин будет теперь писать лица.

Но Леонардо работал не только масляными красками. Он освоил многие техники нанесения рисунков, включая серебряный карандаш, карандаш итальянский, рисунки пером. В 1472 году ученичество Леонардо заканчивается с принятием его в гильдию живописцев Святого Луки. Но он остается в доме учителя и помогает ему во всех делах – не как старший подмастерье, а как равный равному. Лишь четыре года спустя Леонардо открывает собственную мастерскую, но долго проработать спокойно ему не дали – в официальные органы поступает донос с обвинениями художника в содомии, и его арестовывают. Однако у дознавателей не было фактов, подтверждающих обвинения Леонардо и трех его друзей в преступлении, которое во Флоренции каралось сожжением у позорного столба. Но покинуть тюрьму просто так было достаточно сложно, и арестованных освободили лишь после основательной порки. Историки считают, что столь демократичный приговор суда был связан с тем, что среди обвиняемых оказался наследник одного из видных вельмож города.

Несмотря на практически отмененное обвинение в содомии, на репутации Леонардо остается пятно, которое далеко не красит его. Особенно невзлюбили молодого художника чопорные и безапелляционные правители Флоренции – Медичи. Леонардо уже подумывал о переезде в другое место, когда ему почти сказочно повезло – он получил приглашение ко двору миланского герцога Лодовико Сфорца устроителем придворных торжеств. Характер у герцога даже для тех времен был далеко не сахар – он отличался деспотичным нравом и далеко не пользовался любовью итальянцев. Именно Леонардо сделал праздники герцога знаменитыми не только на всю Италию, но и известными в Европе, – оригинальные маски, яркие костюмы чередовались с запоминающимися механическими чудесами и даже музыкальными фонтанами. При этом человек, прославивший герцога, получал за свою работу денег куда меньше, чем придворный шут-карлик. Мало того – на Леонардо взвалили работы по гидротехническому обеспечению замка, обязанности архитектора и военного инженера. Но при столь плотном графике Леонардо успевал работать для души одновременно в нескольких направлениях техники и науки. Изобретения не волновали герцога Сфорцу, и понятно, что Леонардо получал деньги лишь за то, что нравилось герцогу и превозносило его.

В 1484 году на Милан пал мор. Чума свирепствовала в городе целый год, и за это время умерло более пятидесяти тысяч жителей. Понимая, что причина столь повальной смертности от инфекции кроется в слишком густом заселении города, Леонардо предлагает герцогу возвести новый город. Архитектор видел этот город состоящим из десяти районов, в каждом из которых должно было проживать около тридцати тысяч человек. Уже тогда Леонардо предусмотрел ширину улиц не менее высоты холки лошади (в средневековых городах некоторые улицы были шириной менее метра) для поступления свежего воздуха при ветре с любой стороны. Естественно, что в каждом районе предлагалось провести канализацию и обеспечить доставкой воды. Герцог отверг проект, но через несколько веков в Лондоне Государственный совет подтвердил предложенную Леонардо да Винчи ширину улиц и в дальнейшем следовал именно такой планировке.

Вместо постройки города Сфорца поручил художнику создать Миланскую Академию художеств. Леонардо полностью разработал учебный процесс в Академии, составил планы и трактаты о преподавании живописи, тенях и свете, передаче в рисунке движения, о перспективе и о пропорциях тела человека. Миланская Академия стала основой Ломбардской школы – школы Леонардо да Винчи.

В 1459 году Леонардо да Винчи получает заказ от герцога Милана на картину для трапезной монастыря доминиканцев Санта Мария дель Грацие. Леонардо со своими учениками приступает к работе над полотном «Тайная вечеря». Этот и другие шедевры Леонардо да Винчи заняли достойное место в современных музеях мира. Некоторые почитатели искусства великого флорентийца даже утверждают, что сам Лувр – резиденция французских королей прославился лишь благодаря картине Леонардо «Джоконда».

Не только скульптор и художник, но выдающийся инженер и ученый, Леонардо обогатил науку и искусство своего времени. Он считал, что любое техническое решение вполне можно подсмотреть у природы и с огромным вниманием изучал растения, насекомых. Это дало ему возможность настолько опередить свое время, что его изобретения подтверждались или вновь «открывались» через многие сотни лет. Парашют, подводная лодка, десятки летательных аппаратов и даже прокатный стан – все это предвосхитило даже потребности человечества того времени. В искусстве Леонардо настолько тонко разработал перспективу и нанесение слоев краски для ее передачи, что ученые до сих пор изучают полотна живописца и находят все новые и новые эффекты его работ. Совсем недавно французские исследователи заявили, что в зрачках его Джоконды при большом увеличении ясно различимы цифры – но их значение никому неведомо. Удивительно, но Леонардо да Винчи при изучении свойств и устройства глаз высказал совершенно верную догадку о бинокулярности зрения животных и человека.

После падения герцога Сфорцы Леонардо был вынужден покинуть Милан, так как его начали преследовать за исследования в области анатомии и «колдовскую деятельность» – в какой-то мере герцог все же покрывал не совсем принятые в тем времена работы гения. Начались скитания по городам страны. Нигде в Италии Леонардо не мог найти не только места для работы, но и зачастую обычного постоянного пристанища. На фоне всех этих проблем, словно манна небесная, выглядело предложение французского короля Франциско I занять должность живописца при его дворе. Леонардо не раздумывает ни секунды и принимает предложение. С 1517 года он работает во Франции и окружен почитанием и признанием его способностей и заслуг. Хотя для придворного мира Франции это скорее внешняя сторона – а за спиной Леонардо придворные злословили о личной жизни неженатого живописца (многие картины Леонардо унаследовал его ученик Джакомо Капротти – и этого гению не простили) и плели обычные интриги.

Леонардо да Винчи было жаль тратить время на сон, и он спал ровно столько, сколько мог себе позволить. К тому же он практически никогда не ел мясо и отказывался от мясных блюд даже на королевских пирах. Некоторые его современники утверждают, что при прекрасном телосложении Леонардо в весьма почтенном возрасте имел огромную физическую силу, великолепно танцевал, слыл опытным фехтовальщиком и наездником. Надо сказать, что Леонардо был практиком более, чем теоретиком, и даже в математике его интересовали лишь те формулы и законы, которые можно воплотить в видимые машины и предметы. Собственно, больше всего он занимался законами пропорций и геометрией. Леонардо был первым, кто вплотную подошел к пониманию и определению коэффициента трения скольжения, создал уникальные работы по гидравлике и сопротивлению материалов. Но и это было не все. Анатомия, акустика, аэронавтика, ботаника, астрономия, картография, геология, планировка городов, оптика и механика, военное и гражданское строительство – все это не просто интересовало великого да Винчи. В этих сферах он создал уникальнейшие изобретения и чертежи, которые начинают понимать лишь сейчас.

Понятно, что больше всего широкому кругу людей известны его художественные работы – рисунки, фрески, скульптуры. Но ведь кроме этого Леонардо да Винчи сделал сотни анатомических рисунков, которые стали основой обучения врачей в средневековой Европе, и оставил около десяти тысяч листов научных рукописей. Леонардо работал слишком активно для своего возраста. И, вполне возможно, это значительно сократило его век. Он умер во Франции, в замке Клу, 2 мая 1519 года.

Леонардо был столь велик, что современные искатели неведомого объявили его пришельцем из будущего. Кто знает… Его работы становились понятны лишь через несколько сотен лет, а многие, как считают эксперты, предстоит понять лишь нашим потомкам.

Леонардо да Винчи, Джиневра де Бенчи, ок. 1474/1478

Безупречная белоснежная кожа, тонкие фарфоровые черты и сдержанное, несколько непроницаемое выражение отражают утонченность 16-летней Джиневры де Бенчи. Как и большинство портретистов эпохи Возрождения, она была из богатой и образованной семьи. Она была также известна как поэт и образованный собеседник. От молодых женщин того времени ожидалось, что они будут вести себя с достоинством и скромностью. Добродетель ценилась и оберегалась, а красота девушки считалась признаком добра. Ожидалось, что портретисты будут усиливать — по мере необходимости — привлекательность женщины в соответствии со стандартами красоты того времени.

Почему изображение этой молодой женщины было нарисовано? Одна возможность состоит в том, что комиссия была вызвана ее помолвкой. Джиневра вышла замуж за Луиджи Никколини в 1474 году. Другая вероятность отражает культурный феномен периода итальянского Возрождения — платонические любовные связи между воспитанными джентльменами и дамами. Такие дела, часто велись издалека, были сосредоточены на экспансивных литературных выражениях, которые отображали утонченность придворного и дамы.

Леонардо да Винчи, Лавровый венок, пальма и можжевельник со свитком с надписью Virtutem Forma Decorat [реверс] , c. 1474/1478, темпера на доске, Фонд Айлзы Меллон Брюс, 1967.6.1.b

Известно, что у Джиневры было несколько поклонников, которые сочиняли стихи в ее честь и умоляли ее поделиться с ними своими стихами. Среди них был Лоренцо Медичи, чья элитная семья была известна своим покровительством искусству. Еще более значительным для Джиневры был Бернардо Бембо, венецианский посол во Флоренции. Возможно, именно он заказал ее портрет, чтобы отпраздновать — и заменить — объект своего восхищения и уважения. Оборотная сторона картины,

Венок из лавра, пальмы и можжевельника со свитком с надписью Virtutem Forma Decorat [реверс] , представляет собой изображение эмблемы Джиневры или impresa и предлагает другой вид «портрета». Центральный можжевельник, ginepro на итальянском языке, родственный имени Джиневры и, следовательно, ее символу, также олицетворяет целомудрие. Ладонь (справа) обозначает моральную добродетель, а лавр (слева) указывает на художественные или литературные наклонности. Пальма и лавр также присутствуют на эмблеме Бембо, а инфракрасное исследование слоев картины также выявило девиз Бембо: Virtus et honor (добродетель и честь), нарисованный под прокручивающимся девизом Джиневры, который охватывает все три элемента и означает «Красота украшает добродетель».

Ранняя работа, законченная, когда Леонардо был 21 год, картина показывает зарождающийся гений и была революционной в истории живописи. Один из современников Леонардо писал, что он «нарисовал Джиневру д’Америго Бенчи с таким совершенством, что это казалось не портретом, а самой Джиневрой». Его реалистичное и прямолинейное изображение нарушило традиции портретной живописи женщин раннего Возрождения, в том числе предпочтение более отстраненного вида в профиль. Джиневра де Бенчи — один из первых известных портретов в три четверти в итальянском искусстве. Она смотрит прямо на зрителя. Плоскости ее лица тонко смоделированы, она, возможно, «ожила» перед зрителями более ярко, чем любая другая картина, которую они видели раньше.

Хотя сегодня в мире существует немного картин Леонардо, среди них самые известные и наиболее почитаемые картины в западной традиции:

Мона Лиза (Музей Лувр, Париж ) и Тайная вечеря (Санта-Мария-делле-Грацие, Милан). Несмотря на эти высокие достижения в живописи, Леонардо, вероятно, все еще был бы известен нам сегодня своим необычайно разносторонним интеллектом и творческим умом. В равной степени опытный скульптор, архитектор, градостроитель, изобретатель, анатом, военный стратег и провидец, предвосхитивший изобретение самолетов, подводных лодок и других технологий за столетия до их изобретения, он был одним из самых влиятельных деятелей эпохи Возрождения в Европе.

Леонардо родился в 1452 году в итальянской деревне Анкиано, недалеко от Винчи, своего тезки. Его родители никогда не были женаты — его мать, Катерину, отверг его отец, сир Пьеро да Винчи, так как она принадлежала к низшему социальному классу. Леонардо воспитывался в состоятельной семье землевладельцев и нотариусов своего отца и жил в доме деда.

В 1469 году Леонардо сопровождал своего отца во Флоренцию, чтобы стать учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо, ведущего там скульптора. К 1472 году он был аккредитованным художником и членом Compagnia di San Luca, или Гильдии Святого Луки, профессионального общества, к которому принадлежали художники. Около 1482 года Леонардо уехал из Флоренции в Милан, где создал Тайная вечеря  и стал самым знаменитым художником того времени. В 1499 году он по необходимости вернулся во Флоренцию, так как Милан пал перед вторгшимися войсками французского короля Людовика XII. Там он написал свои Мону Лизу и Богородицу с младенцем и святой Анной (оба в Музее Лувра). Леонардо пользовался спросом и работал на многих покровителей по всей Италии, включая Людовико Сфорца, правителя Милана; французский губернатор Милана Карл II д’Амбуаз; как архитектор и инженер Борджиа в Урбино; и для Джулиано Медичи в Риме. Леонардо, возможно, встретил французского короля Франциска I, который посетил Италию в 1515 году, увидел работы Леонардо и пригласил его работать художником и архитектором при своем дворе.
Леонардо да Винчи умер во Франции 2 мая 1519 года..

Другие работы Леонардо да Винчи
в Национальной художественной галерее

Леонардо да Винчи, Лист этюдов [лицевая сторона] , вероятно 1470/1480, перо и коричневая тушь поверх свинца слепым пером на верже. Коллекция Армана Хаммера, 1991.217.2.a

Леонардо да Винчи, Этюд Мадонны [оборотная сторона] , вероятно 1470/1480, черный мел на верже, Коллекция Армана Хаммера, 1991.217.2.b

Леонардо да Винчи в рассказе детям

Родившийся в бедной деревне Тосканы в центральной Италии, недалеко от реки Арно, у него никогда не было ни собственной матери, как у других детей, ни любящего отца. Зато у него были мачеха и строгий дедушка. Его единственным настоящим другом и учителем был дядя Франческо, который был старше Леонардо на семнадцать лет. Откройте для себя великолепную судьбу Леонардо да Винчи, рассказанную детям Бруно Нардини.

Автор: Бруно Нардини

Растянувшись в траве за домом своего деда, юноша, которому суждено было вырасти и стать одним из величайших художников и скульпторов, которых когда-либо знал мир, наблюдал за кружащимся в воздухе птицей – воздушным змеем. – вокруг главной башни замка в городе Винчи. Его дядя лежал в траве рядом с ним, пытаясь объяснить механизм полета воздушного змея, который летал кругами, чтобы использовать малейшее дуновение ветерка. Но юноша устал: глаза его были уже закрыты, и он заснул. Его звали Леонардо да Винчи.

Был майский полдень, земля благоухала сеном, и сверчки пели из своих укрытий в траве. Леонардо видел странный сон о коршуне: ему снилось, что он еще в колыбели, но уже не дома. Лючия, его бабушка, унесла колыбель в поле и ушла.

Воздушный змей делал все более сужающиеся круги, пока не рухнул с неба и не упал на него сверху; однако птица не поцарапала Леонардо когтями и не клюнула его клювом. Он просто хлопал крыльями и пытался открыть мальчику рот своим раздвоенным хвостом. Когда рот Леонардо был открыт таким образом, коршун ударил его хвостом по губам и языку. Внезапно Леонардо проснулся с криком и обнаружил, что сидит на траве со своим дядей Франческо.

«Что с тобой?» — спросил дядя.

«Вот змей», — пробормотал парень, еще не вполне уверенный, что очнулся от сна, — «Дядя, мне приснился змей!»

Много лет спустя, когда Леонардо вырос, он написал в Милане, что это его первое воспоминание детства, яркое воспоминание, которое он никогда не забудет. Теперь, когда он изучал математические законы, связанные с полетом птиц, этот воздушный змей казался ему каким-то вестником, говорящим ему о его будущей судьбе.

И какая это была бы прекрасная судьба! Родившийся в бедной деревушке Тосканы в центральной Италии, недалеко от реки Арно, он никогда не имел ни собственной матери, как другие дети, ни любящего отца. Зато у него были мачеха и строгий дедушка. Его единственным настоящим другом и учителем был дядя Франческо, который был старше Леонардо на семнадцать лет.

Леонардо родился 15 апреля 1452 года. Средневековье, долгий период мрачных башен-крепостей и независимых коммун, подходил к концу. На смену им пришел период местных лордов, правления самых богатых и сильных. Мрачные старые крепости уступали место роскошным дворцам.

Леонардо прибыл во Флоренцию со своим отцом, сером Пьеро, на их лошади и телеге, так как его отец решил навсегда переехать в большой город, чтобы работать нотариусом, как и его предки. Леонардо также сопровождала вторая жена сира Пьеро, молодая женщина по имени Альбиера, занявшая место его матери.

У нас нет сведений о том, что произошло в первый период жизни Леонардо во Флоренции. Все, что мы знаем, это то, что сир Пьеро послал своего сына заниматься музыкой и грамматикой; музыка состояла из обучения игре на флейте, а грамматика означала обучение письму. Затем, в 1465 году, мачеха Альбиера умерла, и сер Пьеро снова женился. Новую «мать» Леонардо звали Франческой. К тому времени ему было тринадцать лет, и он уже решил, кем станет, когда вырастет: не нотариусом, как его отец или дед Антонио, а художником.

Совершенно случайно сир Пьеро узнал о тайных амбициях своего сына. Однажды он зашел в комнату Леонардо и наткнулся на стопку аккуратно свернутых бумаг и понял, что это рисунки.

«Совсем неплохо», — сказал себе отец Леонардо. «На самом деле, они довольно хороши». Не теряя времени, сир Пьеро взял рулоны бумаги под мышку и пошел показать их Андреа ди Чионе, которого мы знаем как художника Верроккьо. — Послушайте, маэстро, — сказал сир Пьеро, — я нашел эти рисунки, сделанные моим сыном. Что вы о них думаете?

Вероккьо просмотрел рисунки Леонардо один за другим, уделяя все больше внимания, а затем спросил: «Сколько лет этому парню?»

«Всего семнадцать», был ответ.

«Тогда приведите его ко мне. Он сможет жить в моем доме. Я превращу его в великого художника.»

На следующий день юный Леонардо в сопровождении отца в грубом, серьезном настроении вошел в мастерскую Верроккьо в качестве подмастерья. Он не чувствовал себя не в своей тарелке и не нервничал, и ему не пришлось в одиночку встречаться со своим строгим новым учителем. Толпа молодых учеников шумно приветствовала его среди них: все это были молодые мальчики его возраста, и они тоже должны были прославиться по-своему.

Самыми старшими были Сандро Филипепи, также известный как Боттичелли, и Пьетро Ваннуччи, известный как Перуджино. Среди младших учеников Верроккьо были такие имена, как Лоренцо ди Креди, Франческо Боттичини и Франческо ди Симоне. В окружении таких друзей, в этих огромных мастерских, заполненных глыбами мела и мрамора, со столами, заставленными кистями и красками, Леонардо чувствовал себя счастливым в постоянной атмосфере напряженной работы и творчества.

Он охотно выполнял самые будничные задачи: подметал пол, мыл посуду, растирал красящие вещества, готовил краски, чистил кисти и позировал своему хозяину, работавшему над статуей Давида.

Но что занимало его больше всего на свете, так это следить за всем, что происходит вокруг него, впитывая каждый опыт, чтобы вскоре он узнал хитрости ремесла. Чуть позже ему поручили подготовить штукатурку для фресок; затем ему разрешили перенести на стену некоторые из «карикатур» (слово, которым обозначают план, по которому работает живописец). ему дали кисти и велели подправить некоторые работы на стене, которые Верроккьо сделал сам.0003

Однажды Верроккьо поручил Леонардо нарисовать голову ангела на большом холсте, изображавшем «Крещение Христа». Он заметил, что голова ангела, которую он уже нарисовал на картине, не так эффектна, как голова Леонардо. История гласит, что Вероккьо взял свои кисти и сломал их, как бы заявляя, что с этого момента он больше не будет заниматься живописью.

В этот период жизни Леонардо появилось много набросков и этюдов лошади; Верроккьо работал над памятником Бартоломео Коллеони, военному капитану, сидящему на своем коне. Леонардо часто поражал своих товарищей-учеников тем, что рисовал левой рукой, и он всегда писал справа налево, сзади наперед, как волшебник, записывающий свои заклинания.

Однажды, когда ему было двадцать два года, он решил вступить в Гильдию Сан-Лука, объединение художников; поэтому он покинул мастерскую Верроккьо, чтобы начать собственное дело, как мы сказали бы в наши дни. Лоренцо Великолепный дал ему заказ на написание Мадонны, другой покровитель попросил у него «Благовещение», затем у него попросили святого Иеронима и «Поклонение волхвов».

Его собственный отец попросил его нарисовать колесо телеги для крестьянина из его родного города Винчи. Он никогда никому не отказывал, серьезно относился ко всем своим работам, даже к колесу, которое приспособил в виде гротескного монстра. С каждой задачей, за которую он брался, Леонардо стремился достичь еще большего совершенства, пока в конце концов ему не пришлось сдаться и оставить свои работы незавершенными. Это была скрытая драма всей жизни Леонардо.

Однако Леонардо был не просто художником. Он также занимался скульптурой. Ранее он смоделировал несколько человеческих голов и Via Crucis. Позже ему предстояло вылепить огромную лошадь. Он также был музыкантом. Он мог играть на флейте и лире, и люди, знавшие его, записали, что он «изящно пел».

В Винчи он научился у своего дяди Франческо различать разные растения и их действие: это означает, что он также был искусным ботаником и разбирался в травах. Во Флоренции он познакомился с рядом известных врачей и даже начал изучать анатомию. Ночью он проскальзывал в больничный морг, чтобы препарировать трупы, а затем зарисовывал различные органы человеческого тела.

Он изучал течение рек и строил планы каналов, по которым могли бы плыть корабли. Он читал книги по истории и книги об искусстве ведения войны, а затем тут же сел изобретать новые странные боевые машины. Он внимательно изучал здания, в том числе Флорентийский собор, где Верроккьо поместил огромный медный шар на фонарь (открытое сооружение на вершине купола), спроектированное великим архитектором Брунеллески, и придумал необыкновенные машины, которые могли поднимать и перевозить по воздуху огромные тяжести. Он наблюдал за тем, как летают птицы, и мечтал о машине, которая позволила бы людям летать по небу.

Он проанализировал морское дно и уже мог мысленно представить себе костюм водолазов и маску. Он наблюдал за работой людей и предвосхитил современную кибернетику и исследования «времени и движения», разработав машины, которые могли бы исключить некоторые из их движений и избавить их от проблем.

Он читал работы греческих и латинских философов, пока не смог обсудить их идеи таким образом, чтобы произвести впечатление на своих слушателей. Он не был богат, но щедрость тех, кто ценил его гений, позволяла ему жить по-княжески. Он был красив, высок и силен: руками мог согнуть подкову. И все же он был также «мягким и утонченным, полным помощи другим и никогда не хвастался».

Он ценил в жизни все и умел находить во всем хорошее, самое благородное и привлекательное. Он был большим любителем природы: сегодня мы назвали бы его «экологом». Он даже спланировал идеальный город с большим количеством зелени, пересекаемый каналами, с улицами, проложенными над головой, и домами, спрятанными внизу.

Он также любил животных. Всякий раз, когда он видел птиц в клетке, он покупал их, чтобы отпустить. Он считал все «чудом вселенной», и все, что он видел, казалось ему, открывало руку его создателя, Бога, которого он называл «Перводвигателем».

Таким образом, Леонардо был человеком будущего, первым и самым глубоко убежденным гражданином мира.

В возрасте тридцати лет Леонардо отправился в Милан, ко двору Лодовико иль Моро, который просил у Лоренцо де Медичи скульптора для выполнения памятника в память о его отце Франческо Сфорца.

Есть необычное письмо, которое Леонардо отправил герцогу Миланскому сразу после прибытия в столицу Ломбардии. В этом письме он составляет список всех вещей, которые он умел делать, таких как изготовление гигантских пращей и артиллерийских снарядов для бомбардировки, самоходных пушек, танков, нескольких пулеметов и осадных платформ. В конце письма он даже заявляет, что может превзойти всех остальных в архитектуре, живописи и скульптуре, и предлагает герцогу проверить эти способности.

Леонардо сильно рисковал. Лодовико иль Моро мог просто запереть его как мечтательного лунатика. Вместо этого герцог вызвал Леонардо к себе, выслушал то, что он хотел сказать, и дал ему задание поставить памятник своему отцу. Он также дал ему официальный титул «Инженер герцога».

Именно в Милане Леонардо раскрыл еще одну из своих тайных страстей: искусство постановки замысловатых шоу, что сделало его эквивалентом того, что мы понимаем под словом «режиссер». Он создал аллегорическое представление под названием «Рай» для свадьбы Джана Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской, а также «Торцовский турнир» для свадьбы Лодовико с Беатрис д’Эсте, и оба спектакля стали легендарными.

В первом представлении семь планет двигались по своим орбитам по звездному небу в сопровождении музыки и пения, а колесница солнца, влекомая парящими лошадьми (выдающийся пример самодвижущейся машины), медленно пересек сцену. В другом шоу, «Рыцарском турнире», сцену затмила живая лошадь, покрытая золотой чешуей, с бараньей головой и подогнанным хвостом, который подошёл бы змее.

Из того периода, который Леонардо провел в Милане, сохранились известные произведения, такие как картина «Дева в скалах», версия которой, написанная единственной рукой Леонардо, находится в Париже, а версия Леонардо и миланского художника Де Преди в галерее. В Лондоне. Он также сделал «Мадонну» для Матвея Корвино, короля Венгрии, и портрет девушки с горностаем на руках, а также портрет женщины в профиль, которая вполне может быть Беатриче д’Эсте.

И, наконец, великолепная Cenacolo (картина с изображением Тайной вечери Иисуса), у которой есть своя трагическая история. Произошло следующее: Лодовико иль Моро поручил Леонардо нарисовать «Тайную вечерю Христа с его учениками» на стене столовой доминиканского монастыря L Богоматери Милосердия (Санта-Мария-делле-Грацие). Леонардо сразу приступил к работе: он даже останавливал прохожих на улице, чтобы мысленно зафиксировать какую-нибудь деталь движения или облика лица.

Ночью и днем ​​он работал над эскизами и планами различных персонажей своей фрески, пока мультфильм не был готов во всех деталях. В отличие от других художников, которые всегда были склонны изображать Тайную вечерю как мрачную встречу перед последними Страстями, Леонардо замыслил изобразить именно тот момент, когда Христос произнес слова «Один из вас предаст меня!» Ужас, негодование и изумление должны были быть выражены на лицах апостолов, а Иисус должен был сидеть неподвижно в центре, изолированный и отстраненный от страстной реакции своих последователей.

Но вечно ученый Леонардо хотел испытать новый вид штукатурки, состоящей из трех отдельных слоев штукатурки. Когда он закончил картину, и миланцы толпились в трапезной, чтобы полюбоваться законченным шедевром, Леонардо с грустью понял, что слои лепнины не способны в той же степени сопротивляться внешней температуре. Это означало, что его великая картина не будет длиться очень долго. Пятьдесят лет спустя он уже был разрушен, хотя мы все еще можем получить представление об оригинале, когда смотрим на него сегодня.

Как только картина была закончена, Леонардо пришлось уехать из Милана в Венецию. Французские войска короля Людовика XII под командованием Тривульцио вошли в Милан после отступления Лодовико иль Моро. Несколько гасконских арбалетчиков нашли во дворе огромного коня, слепленного из глины.

Они никак не могли знать, что это модель Леонардо для памятника Франческо Сфорца, готовая к окончательной отливке из бронзы. В этом отношении они даже не знали бы, кто такой Леонардо. Они играли в игру, разбивая его на куски, целясь в него из своих арбалетов, чтобы увидеть, кто сможет поразить его чаще.

Из Венеции Леонардо снова вернулся во Флоренцию, но на этот раз он возвращался в свой город с солидной репутацией, созданной за двадцать лет. Он поселился у Слуг Марии в монастыре СС. Аннунциата, потому что он обещал им картину Святой Анны и Мадонны для главного алтаря.

Все чего-то от него хотели, каждая организация хотела его советов и рекомендаций. Секретарь Флорентийской республики Никколо Макиавелли даже спросил его, может ли он отвести воды реки Арно, впадающей в море у Пизы, чтобы заморить голодом пизанцев, воевавших в то время с Флоренцией.

Леонардо никогда не хотел отказываться; его любимым девизом было «Я никогда не устаю служить другим». Но монахи СС. Аннунциата был нетерпелив, поэтому Леонардо заперся в комнате монастыря, чтобы работать над картиной Святой Анны и Мадонны, и менее чем через месяц карикатура была готова.

месяц мультик был готов. Целых три дня флорентийцы проходили мимо замысла Леонардо торжественной процессией. Среди них был Пьер Содерини, стареющий пожизненный главный магистрат Флорентийской республики, а также молодой скульптор, недавно вернувшийся из Рима, где он завершил изумительную Пьету. Его звали Микеланджело Буонарроти.

Писатели того времени рассказывают нам, что соперничество между Леонардо и Микеланджело было напряженным. Это началось, когда Содерини передал Микеланджело глыбу мрамора, которая пролежала за собором более шестидесяти лет и уже привлекла внимание Леонардо. Пока Микеланджело долбил этот мрамор, чтобы создать своего знаменитого Давида, Леонардо отправился в Романью в звании «архитектора и генерального инженера» к ее герцогу Чезаре Борджиа.

Вернувшись во Флоренцию, он обнаружил, что его выбрали в комитет, который должен был решить, что делать с Давидом Микеланджело. Микеланджело раздражало присутствие Леонардо в комитете, и они грубо разговаривали друг с другом.

Когда Содерини предложил Леонардо стену Зала Большого Совета Палаццо Веккьо, чтобы нарисовать батальную сцену, Микеланджело попросил другую стену, чтобы нарисовать другую батальную сцену. Эта просьба была удовлетворена, и между двумя великими художниками развернулось изящное состязание, за которым следила вся Флоренция.

Оба художника стремились превзойти себя, а не друг друга. Карикатуры Леонардо, изображающие битву при Ангиари, и карикатуры Микеланджело, посвященные инциденту из битвы при Казейне, были показаны широкой публике в разное время и в разных местах. Итальянский художник и мастер по металлу Бенвенуто Челлини позже назвал их «школой мира».

Тем временем Леонардо работал над портретом красивой, но довольно меланхоличной женщины, знаменитой «Джоконды» или «Моны Лизы».

После того, как он закончил карикатуры для сцены битвы, Леонардо начал рисовать свой предмет на стене Палаццо Веккьо. Но снова демонический соблазн эксперимента сбил его с пути. Он нашел в произведении латинского писателя Плиния формулу специальной штукатурки, использовавшейся древними римлянами, которая называлась «энкаустика». Это была своего рода паста на основе смеси маслянистых веществ и греческой смолы, высушенная на огне, чтобы сделать цвета резкими и блестящими, как эмаль.

Леонардо провел серию успешных испытаний, а затем решил использовать процесс энкаустики для своей фрески «Битва при Ангиари». Но когда его амбициозный проект уже близился к завершению и оставалось сделать только верхнюю половину, Леонардо обнаружил, что пламя было слишком далеко и цвета не могли застыть на своих местах.

Это была для него отчаянно грустная ночь: краски начали бежать, и Леонардо с тревогой приказал разжечь еще дров в большой жаровне, подвешенной на шкиве возле картины. Но было уже поздно, и пламя не окрепло красок: слишком близко поднесенное к стене, оно испортило уже высохшие краски. В течение одного часа запланированный шедевр Леонардо был разрушен.

С ледяным чувством в сердце Леонардо бежал в дом друга в соседней деревне Фьезоле. Но здесь ему суждено было встретить очередную неудачу. После долгих лет учебы он, наконец, соорудил загадочную «летающую машину». Все было готово к внушительному испытательному заезду, и он состоялся на горе Чечери (что означает «лебедь»). Но человек-лебедь (помощник Леонардо) не мог подняться в воздух вместе с машиной и оставаться там. Ему удалось пройти несколько метров, а затем он нырнул в кусты под собой. Так рухнула еще одна давняя мечта.

К настоящему времени он был счастлив покинуть Флоренцию и вернуться в Милан. Король Франции Людовик XII хотел видеть его в своем дворе, а губернатор Милана Шарль Амбуазский осыпал его почестями и милостями. Леонардо снова восстановил свои нервы, начал наслаждаться компанией своих друзей и вернулся к своим научным исследованиям. Он написал серию Мадонн для короля, которые сейчас, к сожалению, утеряны.

Но политические потрясения вынудили Леонардо покинуть Милан. Сын Лодовико возвращался, чтобы отбить Милан, и это предприятие поддержали войска швейцарской кавалерии. Французы сочли за лучшее отступить через Альпы, и Леонардо укрылся в Ваприо д’Адда, в доме своего юного ученика Франческо Мельци.

Тем временем в Риме умер папа Юлий II, и кардинал Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного, был избран папой с титулом Льва X. Постепенно в Рим стали стекаться художники со всей Италии, и Леонардо решил зайти слишком. Джулиано Медичи, младший из сыновей Лоренцо, поселил его в качестве гостя в своем дворце и дал ему различные заказы: портрет женщины, исследование оптических зеркал и проект по освоению понтийских болот.

Франция, однако, планировала вернуть Ломбардию, у которой теперь был союз с Папой. Людовик XII был мертв, а его преемник, юный Франциск I, быстро перешел через Альпы и разбил оборонявшиеся итальянские силы в Мариньяно. Леонардо покинул Рим со двором Джулиано Медичи, который был главнокомандующим армией Папы. Но Джулиано заболел и остановился во Флоренции, где и умер.

Леонардо проследовал с армией до Пьяченцы. Затем Папа приехал в Болонью, пытаясь уравновесить военное поражение Парижа дипломатической конференцией с французским монархом. Поскольку он знал, что Франциск I был большим любителем искусства, Папа призвал нескольких художников, в том числе Леонардо, присутствовать на конференции.

Когда Леонардо был представлен французскому королю, он был так же поражен, как и все остальные, когда король подошел и обнял его со словами: «Мой отец…!»

Два дня спустя Леонардо принял приглашение короля отправиться в Амбуаз во Франции, где Его Величество должен был предоставить ему в личное пользование целый замок Кло-Люсе.

Теперь начинаются долгие медленные закаты жизни Леонардо. С помощью своего верного ученика Франческо Мельци стареющий художник начал реорганизовывать свои письма и рисунки, чтобы собрать все свои исследования в «корпус» или большую энциклопедию, содержащую древние, средневековые и современные знания.

Французский король никогда не просил у Леонардо конкретных картин, он довольствовался тем, что навещал его и слушал, что он говорил о вещах. Позже Челлини скажет: «Я слышал, как король заявил, что он не верит, что в мире может быть хоть один человек, который знал бы столько же, сколько Леонардо … и что Леонардо был величайшим философом».

В качестве милости к королю Леонардо разработал удивительный проект системы каналов на Луаре. Он спроектировал замок для королевской резиденции и организовал грандиозный праздник, отмеченный появлением на сцене рычащего льва, который слышит имя короля, а затем разрывает его грудь своими когтями, из-за чего из него выходит каскад французских лилий.

В мирных окрестностях Амбуаза Леонардо пережил в одиночестве свою долгую, полную труда жизнь и записал в своем дневнике: «Хорошо прожитая жизнь длинна».

Воздушный змей пролетел над замком Амбуаз. Это было весной, 2 мая 1519 года. Леонардо умирал в своей плохо освещенной комнате. У него было видение короля, спешащего к нему, уже спускающегося вниз, во двор, и все же никто не подошел к нему. Он хотел крикнуть вслух, но голос его не слушался.

Наконец с его губ сорвался грубый, невнятный звук. Его ученик Мельци услышал его и бросился, чтобы положить Леонардо на подушки и накинуть на плечи умирающего прекрасный плащ, который он всегда носил, когда Франциск I приезжал навестить его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *