Фото дельвига друга пушкина: Антон Дельвиг — портрет, биография, личная жизнь, причина смерти, стихи

Содержание

Антон Дельвиг — портрет, биография, личная жизнь, причина смерти, стихи

Биография

Антон Дельвиг – поэт и лицейский друг Александра Пушкина. Его имя неоднократно встречается в стихотворениях самого знаменитого русского поэта. Дельвиг был организатором литературного салона в Петербурге, издавал альманах «Северные цветы» и основал «Литературную газету».

Детство и юность

Антон Антонович Дельвиг – представитель старинного, но разорившегося рода. Его предки были баронами, перебравшимися в Россию из Прибалтики. Антон родился в Москве 6 августа 1798 года. Кроме титула, его семья не располагала никакими богатствами. Отец служил в Астраханском полку и, выйдя в отставку в звании генерал-майора, стал комендантом Московского Кремля. Его жалованья с трудом хватало на самое необходимое. Мать Любовь Красильникова приходилась внучкой ученому-астроному Андрею Красильникову.

Портрет Антона Дельвига

Родители отдали мальчика на обучение в частный пансион. В его образовании и дальнейшей биографии важную роль сыграл педагог Александр Дмитриевич Бородков. Именно он привил ребенку любовь к словесности и литературе, рекомендовал отцу отправить сына в недавно открывшийся Царскосельский лицей.

Антону было 13 лет. По счастливой случайности он попал в один класс с Иваном Пущиным, Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером. Друзья-лицеисты были из небогатых семей, но отличались талантами и массой благородных качеств.

Полноватого и немного неуклюжего Дельвига быстро приняли в компанию. Как и его приятели, мальчик не питал склонности к точным наукам, поэтому учителя считали его лентяем. Одноклассники же писали колкие эпиграммы и дразнили ровесника из-за его непонятливости и нерасторопности, дав прозвище «Лень Тоси».

Лицеисты Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин

Но стоило дойти до литературы, Дельвиг менялся на глазах. Он цитировал классиков на языке оригинала, не зная его, и писал стихи. Когда дело касалось творчества, юноша демонстрировал богатое воображение и проницательность. Рассказы Антона завораживали приятелей, а его выдумкам верили учителя. В остальное же время поэт праздно валялся в постели, бродил по парку вблизи лицея или наслаждался чтением.

Одним из первых произведений Дельвига стало «На взятие Парижа», которое в 1814 году опубликовал «Вестник Европы» под псевдонимом Русский. В честь окончания лицея поэт сочинил стихотворение «Шесть лет». Выпускники написали для него музыку и распевали как песню.

Карьера

Завершив обучение, Дельвиг поступил служащим в департамент горных и соляных дел, а спустя некоторое время оказался сотрудником канцелярии министерства финансов. Будучи гуманитарием, Антон не испытывал интереса к новым обязанностям, поэтому работал без вдохновения и отдачи. Данные ему поручения выполнялись медленно, что раздражало начальство.

Портрет Антона Дельвига

Дельвиг мечтал о переводе и даже вел переписку с Алексеем Николаевичем Олениным, директором Императорской публичной библиотеки. В 1820-м его старания увенчались успехом: поэта приняли на службу помощником библиотекаря. С 1821 по 1825 год библиотекарем в этом учреждении работал баснописец Иван Андреевич Крылов. Но и здесь Антон не пришелся ко двору.

Иван Андреевич Крылов

Вместо того, чтобы составлять описание книг и заносить их в картотеку, поэт зачитывался произведениями, забывая о работе. Предлог для увольнения нашелся скоро. За посещение Пушкина, находящегося в Михайловском, нерадивого служащего уволили, несмотря на заступничество его высокопоставленных друзей. Дельвиг сменил несколько ведомств, но нигде не мог проявить себя. Однообразная деятельность тяготила мечтательного молодого человека, поэтому его карьера не задалась.

Творчество

Антон Дельвиг не оставил огромного литературного наследия, но его стих «Соловей», музыку к которому сочинил Александр Александрович Алябьев, считается классическим произведением. Его исполняют лучшие российские и мировые вокалисты.

Антон Дельвиг и Александр Пушкин

Дельвиг был известен как литературный деятель, поэт и издатель. В 1819 году с друзьями Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером и Евгением Баратынским сочинитель создал «Союз поэтов». Это общество не было профессиональным, а скорее представляло собой дружеское объединение.

Поскитавшись по разным ведомствам и так и не найдя себе применения, поэт взялся издавать альманах «Северные цветы». Он обладал удивительным чутьем на таланты и проявлял организаторские способности, привлекая к сотрудничеству авторов из Москвы и Санкт-Петербурга. Следующим альманахом, выпускаемым Дельвигом, стал «Подснежник».

Песня «Соловей» на стихи Антона Дельвига

Главным детищем поэта оказалась «Литературная газета». Основав ее в 1830 году при поддержке Александра Пушкина и Петра Вяземского, Антон выступал в роли критика, противоборствующего с «коммерческой» литературой и необразованной аудиторией.

На страницах издания нашлось место произведениям Пушкина и Кюхельбекера, бывших в опале. Газета пользовалась спросом и обсуждалась в разных кругах, но в 1831 году отношения Антона Дельвига с цензорами обострились, и редакцию закрыли. Любопытно, что работа издания возобновилась после кончины основателя.

Антон Дельвиг с друзьями

Дельвиг примкнул к числу людей, которым были не чужды оппозиционные общественно-политические взгляды. Он дружил с декабристами Михаилом Бестужевым и Кондратием Рылеевым, участвовал в судьбе газеты «Полярная звезда». Несмотря на близкие отношения с воинствующими революционерами, Антон предпочитал оставаться на безопасном расстоянии от эпицентра событий.

Литературное наследие поэта состоит из 170 стихов. Автор занимался творческими поисками и оказался в числе первых создателей сонетов в России. Дельвигу нравился размер русского народного стиха. К произведениям Антона писали музыку Михаил Глинка, Александр Даргомыжский и Александр Варламов.

Личная жизнь

Первую любовь Антона Дельвига звали Софья Дмитриевна Пономарева. Она держала литературный салон, где представлял свои произведения Крылов, а Николай Гнедич читал переводы «Иллиады». Дама поражала сердца многих начинавших литераторов, и Дельвиг не был исключением. Признание в страстных чувствах не нашло отклика в ее душе, и поэту пришлось забыть о своей любви.

Антон Дельвиг и Софья Пономарева

Новой подругой Антона стала Софья Михайловна Салтыкова, дочь тайного советника при дворе Александра I. Ранее к ней сватался Петр Каховский, получивший отказ от отца девушки, хотя чувства молодых людей были взаимны.

Знакомство Салтыковой с Дельвигом произошло весной 1825 года. Поначалу суровый родитель Сони благословил их брак, но позднее взял свое слово обратно: Салтыков был ипохондриком, часто менявшим собственное мнение. Так или иначе, но свадьба состоялась осенью того же года, Софья Михайловна стала женой Антона Антоновича.

Софья Салтыкова, жена Антона Дельвига

Духовная близость, схожие интересы, увлечение литературой – у молодоженов было много общего. Их дом быстро стал литературным салоном, где бывали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Евгений Баратынский и другие. Супруга заучивала наизусть стихи и играла на фортепиано. Девушка понимала, кто становился гостем ее дома: она с юности увлекалась творчеством приятелей Дельвига.

Личная жизнь Антона Дельвига сложилась удачно, он очень любил жену. В их союзе не появилось много детей, но единственная дочь Елизавета Антоновна была горячо любима отцом.

Смерть

На закрытие «Литературной газеты», созданной Дельвигом, повлияли доносы писателя и журналиста Фаддея Булгарина. Потеряв любимое детище, поэт затосковал. Сказалась и угроза шефа жандармов Александра Бенкендорфа сослать в Сибирь. В непростое революционное время слова чиновника могли стать судьбоносными.

Могила Антона Дельвига

Поэт начал часто болеть. Причиной его смерти оказался перенесенный тиф. Кончина друга потрясла его лицейских приятелей, ведь Дельвиг был еще молод — 32 года. Могила Антона Антоновича находится в Некрополе мастеров искусств в Петербурге.

Поэзия Дельвига не столь популярна, чтобы строки из его произведений стали цитатами, но память о деятельности автора сохранена. Сегодня существует ежегодная литературная премия имени Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству», присуждаемая литераторам, пропагандирующим в творчестве русские традиции. Портрет поэта можно увидеть в учебниках по литературе и в книгах, посвященных истории Царскосельского лицея.

Произведения

  • 1814 – «Триолет князю Горчакову»
  • 1821 – «О, сила чудной красоты!..»
  • 1823 – «К птичке, выпущенной на волю»
  • 1828 – «Так певал без принужденья…»
  • 1829 – «Четыре возраста фантазии»
  • 1829 – «Удел поэта»

Дельвиг Антон Антонович



Дельвиг Антон Антонович

1798-1831

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Антон Антонович Дельвиг

Поэт, критик, журналист

Дельвиг Антон Антонович (1798/1831)—русский поэт, один из близких друзей А. С. Пушкина. Поэтическое творчество Дельвига было очень тепло принято современниками. В нем он обращался к самым разнообразным жанрам и традициям. Так, с одной стороны, он следует законам античной поэзии и становится мастером идиллии. С другой стороны, в творчестве Дельвига отчетливо проявились и фольклорные традиции, связанные, в частности, с лирической песней. В целом поэзия Дельвига наполнена чувственными мотивами, душевными переживаниями, отличается изысканностью слога.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 80.


Дельвиг Антон Антонович (6.08.1798-14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 издавал альманах “Северные цветы”, в 1830 редактировал “Литературную газету”. После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта. Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.

Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни “Соловей мой, соловей” (1826, комп. А. А. Алябьев) и “Не осенний мелкий дождичек…” (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).


Антон Дельвиг работы неизвестного художника

Дельвиг и Пушкин

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).

Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.

Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе. ..», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

+ + +

Дельвиг Антон Антонович (1798-1834).

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,— писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: «Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас».

Дельвиг стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном читающей публике.

Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий. 

Поэтическое наследие Дельвига сравнительно невелико. Основное в его лирике — идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен. Широко известны его «Соловей», «Ах ты, ночь ли, ноченька…», «Не осенний частый дождичек…», положенные на музыку. Значительна роль поэта в развитии русского стиха. «Идиллии Дельвига для меня удивительны,— писал Пушкин в 1827 году.— Какую силу воображенья должно иметь… и какое необыкновенное чутье, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы».

Дружба поэтов прервалась лишь со смертью Дельвига. Они были неразлучны в послелицейское время. Их можно было видеть на заседаниях «Зеленой лампы», членами которой они состояли, на праздновании дня основания Лицея и в литературных кругах столицы.

В годы ссылки Пушкина они поддерживали переписку как личного, так и литературного характера. Радостным был приезд Дельвига в Михайловское в апреле 1825 года.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Встречи Пушкина с Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. Его завсегдатаями были друзья хозяина П. А. Плетнев, А. Мицкевич, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, О. М. Сомов, М. И. Глинка, М. Л. Яковлев, музыканты и актеры. Пушкин деятельно участвовал в изданиях Дельвига «Северные цветы» (1825—1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), печатал в них свои стихотворения и критические статьи. Своему другу великий поэт посвятил множество стихотворений, и среди них «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…» ) (1815), «Любовью, дружеством и ленью…» (1817-1820), «Послание Дельвигу» («Прими сей череп, Дельвиг, он…»). Упоминает его в стихотворениях «Сонет», «Чем чаще празднует Лицей…» и других.

У Дельвига было много друзей среди петербургских художников, и он стремился сблизить с ними Пушкина.

Незадолго до смерти, осматривая в мастерской скульптора Б. И. Орловского модели статуй Кутузова и Барк- лая-де-Толли, Пушкин вспоминал своего друга:

…Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мною доброго Дельвига нет;

В темной могиле почил художников друг
     и советник.
Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 27-29.


Поэт

Дельвиг Антон Антонович (1798 — 1831), поэт. Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь.

Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.

После окончания лицея в 1817 Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 был избран в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», много пишет.

В 1820 Дельвиг — помощник библиотекаря в Публичной библиотеке, служит под началом И.Крылова, но основное время отдает литературному творчеству, посещает литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сближается с А.Бестужевым, и К.Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.

Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью («Соловей», музыка А.Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет. Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.

В 1825 — 31 издает альманах «Северные цветы» и «Литературную газету» (1830 — 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени.

Доносы Ф.Булгарина сыграли свою роль, «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался (14 января, в Петербурге).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


А. А. Дельвиг Художник В. П. Лангер. 1830

Искал новых путей

Дельвиг Антон Антонович (6[17].08.1798—14[26].01.1831), барон, поэт. Учился в Царскосельском лицее (1811—17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдается литературной работе. Он начал печатать стихи еще будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды. В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Дельвиг отказался участвовать в декабристском путче. Он выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.

). Основными видами его лирики становятся подражания древним (идиллии) и стихи в духе русских народных песен. Увлечение античностью для Дельвига, как и для многих поэтов н. XIX в., обусловливалось романтическими поисками гармоничной личности, отличающейся простотой и естественностью чувств. Именно в этом заключался идейный смысл таких идиллий, как «Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Конец Золотого века». В идиллии «Отставной солдат» Дельвиг стремился воспроизвести особенности русского народного характера, быта, языка. В жанре народных песен он значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками (Ю. А. Нелединским-Мелецким, И. И. Дмитриевым). Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», муз. А. А. Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», муз. М. И. Глинки). Дельвиг одним из первых разработал в русской поэзии форму сонета. Как показывает набросок «Ночь на 24 июня», Дельвиг искал новых путей в области драмы и смело обращался к новым метрическим формам, вводя их в литературу. Лирика Дельвига, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин, высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».

Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825—1831) и «Литературная газета» (1830—31) имели большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х. С первых же номеров газета повела борьбу за идейную свободу художника. Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою творческую независимость. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (дек. 1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.

Л. А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www. rusinst.ru


РУССКАЯ ПЕСНЯ

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?

Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?

Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;

Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.

У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,

У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,

В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
1825

* * *

Не осенний мелкий дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман
Слезы горькие льет молодец
На свой бархатный кафтан.

«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!

— «Не тоска, друзья-товарищи,
Грусть запала глубоко,
Дни веселия, дни радости
Отлетели далеко».

«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!»

— «И как русский любит родину,
Так люблю я вспоминать
Дни веселия, дни радости,
Как пришлось мне горевать».

«Полно, брат молодец!
Ты ведь не девица:
Пей, тоска пройдет;
Пей, пей, тоска пройдет!

1829


Сотрудничал с декабристами

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович, барон (6.8.1798 — 14.1.1831). Чиновник Министерства иностранных дел.
Родился в Москве. Отец — генерал-майор (1816) Антон Антонович Дельвиг (1772 — 8.7.1828), мать — Любовь Матвеевна Красильникова (ум. 1859). Лицеист I курса (выпуска) (1817) (Тося).
В службу вступил в Департамент горных и соляных дел — 6.2.1817, уволен по прошению — 28.2.1819, определен в канцелярию Министерства финансов — 2.4.1819, уволен — 1.10.1821, поступил в Публичную библиотеку помощником библиотекаря — 2. 10.1821, в Министерство внутренних дел — 1825, а с 1829 в Департамент иностранных исповедании.
Известный поэт, ближайший лицейский товарищ Пушкина, издатель альманахов «Северные цветы» (1825 — 1831) и «Подснежник» (1829 — 1830) и «Литературной газеты» (1830). Член Вольного общества любителей российской словесности (сотрудник — 22.9.1819, действительный член — 3.10.1819) Масон, член ложи «Избранного Михаила».
Член преддекабристской организации «Священная артель» и литературного общества «Зеленая лампа».
Высочайше повелено оставить без внимания.

Жена (с 30.10.1825) — Софья Михайловна Салтыкова. Сестра — Мария (р. 1809), братья Александр (28.8.1816 — 2.12.1882) и Иван (р. 9.8.1819).

ВД, I, 54.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль «Виртуальная энциклопедия декабристов» — http://decemb. hobby.ru/

Софья Михайловна Дельвиг (Салтыкова), жена Антона Антоновича.
Портрет работы К.Шлезингера.


Исторический анекдот:

Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина. Булгарин отказался, сказав: «Скажите барону Дельвигу, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил».

Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 17-ти т. М.—Л., 1949. Т. 12, с. 159.


Далее читайте:

М.В. Майоров. Родословная баронов фон Дельвиг (тульская ветвь). В кн.: Немцы Тульского края. Тула: Левша, 2007.

Декабристы (биографический справочник).

Нечкина М.В. Декабристы. 

Движение декабристов (Список литературы).

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт.

Сочинения:

Полн. собр. стихотворений. [Л., 1934];

То же. 2-е изд. Л., 1959;

Стихотворения. [Л.], 1936;

Стихотворения. 2-е изд. Л., 1951.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Страница не найдена | лингва фенника

Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать?

Искать: Архивы Выберите Месяц Март 2023 г. (2) Февраль 2023 г. (2) Декабрь 2022 г. (3) Ноябрь 2022 г. (2) Октябрь 2022 г. (1) Июль 2022 г. (2) Июнь 2022 г. (1) Май 2022 г. (1) Апрель 2022 г. (6) Март 2022 г. ( 2) февраль 2022 г. (2) январь 2022 г. (1) декабрь 2021 г. (1) ноябрь 2021 г. (2) октябрь 2021 г. (1) август 2021 г. (1) июль 2021 г. (1) май 2021 г. (1) апрель 2021 г. (1) март 2021 г. ( 4) февраль 2021 г. (1) январь 2021 г. (3) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. (2) сентябрь 2020 г. (1) август 2020 г. (1) июнь 2020 г. (1) май 2020 г. (5) апрель 2020 г. (5) март 2020 г. ( 3) февраль 2020 г. (1) январь 2020 г. (2) декабрь 2019 г.(4) сентябрь 2019 г. (1) август 2019 г. (2) июль 2019 г. (1) июнь 2019 г. (6) май 2019 г. (1) апрель 2019 г. (1) март 2019 г. (2) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (3) декабрь 2018 г. (1) ноябрь 2018 г. (2) октябрь 2018 г. (2) сентябрь 2018 г. (3) август 2018 г. (2) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (3) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (4) март 2018 г. (10) февраль 2018 г. (5) январь 2018 г. (8) декабрь 2017 г. (13) ноябрь 2017 г. (12) октябрь 2017 г. (7) сентябрь 2017 г. (7) август 2017 г. (6) июль 2017 г. (10) июнь 2017 г. (7) май 2017 г. (6) апрель 2017 г. (8) март 2017 г. (9) Февраль 2017 г. (9) Январь 2017 г. (8) Декабрь 2016 г. (14) Ноябрь 2016 г. (11) Октябрь 2016 г. (12) Сентябрь 2016 г. (16) Август 2016 г. (19) Июль 2016 г. (13) Июнь 2016 г. (16) Май 2016 г. (18) ) Апрель 2016 г. (17) Март 2016 г. (22) Февраль 2016 г. (15) Январь 2016 г. (15) Декабрь 2015 г. (15) Ноябрь 2015 г. (17) Октябрь 2015 г. (11) Сентябрь 2015 г. (17) Август 2015 г. (14) Июль 2015 г. (9) ) Июнь 2015 г. (14) Май 2015 г. (11) Апрель 2015 г. (11)
  • 165 262 просмотров
  • Русская культура в достопримечательностях
  • Rambling Rector Retired
  • Rust Belt Girl
  • Gedichte in Übersetzungen
  • found in translation
  • XIX век
  • BEAUTY WILL SAVE THE WORLD
  • GlamourPrin
  • A Russian Affair
  • Rubens Beserra
  • Maceochi Language Services
  • Nudged Sketches of Flyy Things
  • Bubkes.Org
  • Irish Nordic
  • Драгоценности классической финской поэзии III
  • The Stockholm Review of Literature
  • Блог эксперта
  • helenduignan
  • Пастор в Риге
  • Усыпальница
РубрикиВыбрать категорию“K R”  (2)Адам Мицкевич  (1)Афанасий Фет)И (3)Александр БекинАлексей (1) (1)Андрей Дементьев (1)Аня Порио (2)Анна Ахматова (28)Антон Дельвиг (2)Арсений Тарковский (12)Борис Пастернак (14)Даниил Хармс (1)Дмитрий Кедрин (5)Эдуард Багрицкий (4)Ээро Эрола) (1)Эйно Лейно  (34)Евдокия Ростопчина  (1)Фёдор Глинка  (1)Фёдор Сологуб (9)Федор Тютчев (2)Гаврила Державин (2)Георгий Адамович (1)Георгий Иванов (8)Хейкки Асунта (1)Игорь Северянин (1)Илья Эренбург (3)Илья Сельвинский (1)Ирина Одоевцева (1)Иван Бунин (7) )Иван Тургенев (1)Юкка Итконен (1)Каарло Саркиа (1)Калевала (1)Каролина Павлова (5)Константин Бальмонт (10)Константин Фофанов (11)Константин Симонов (6)Л. Онерва (1)Маария Лейнонен (1)Максим Горький (1)Марина Цветаева (12)Михаил Лермонтов (12)Михаил Зенкевич (2)Моя поэзия (82)Моя проза (9)Надежда Мандельштам (1)Ниило Раухала (1)Николай Асеев (1)Николай Гумилев (22)Николай Клюев (3)Николай Некрасов (2)Николай Огарев (1)Осип Мандельштам (27)Рюрик Ивнев (3)Сайма Хармая (25)Сакарий Топелиус (1)Саша Чорный (2)Семён Кирсанов (1)Семён Надсон (6)Сергей Городецкий (2)Сергей Есенин (20)Светлана Бондарь (1)Без рубрики (27)Ууно Кайлас (2)Валерий Брюсов (2)Владимир Маяковский (3)Владимир Солоухин (8)Владимир Высоцкий (1)Владислав Ходасевич  (13)Евгений Евтушенко  (21)Юлия Друнина  (1)

Портреты Пушкина | Журнал «Третьяковская галерея»

Светлана Белехова

Статья: 

ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ

Выпуск журнала: 

№2 2012 (35)

Живопись, графика и скульптура XIX-XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Практически все крупные русские художники 19-21 века в свое время обращались к теме Александра Пушкина в своем творчестве. Орест Кипренский, Василий Тропинин, Иван Айвазовский и Николай Ге; Илья Репин и Валентин Серов; Марк Антокольский и Паоло Трубецкой; Владимир Фаворский и Алексей Кравченко; Кузьма Петров-Водкин и Аркадий Пластов; Михаил Аникушин и Екатерина Белашова; Константин Юон, Виталий Горяев, Василий Шухаев, Николай Ульянов, Виктор Попков, Петр Осовский, Игорь Обросов и многие другие вдохновлялись поэтом на протяжении многих лет.

Музей Пушкина насчитывает около 4000 картин, рисунков и скульптур с изображениями поэта. Гордостью коллекции являются, естественно, портреты, созданные при жизни Пушкина. Среди них гравюра Егора Гейтмана, появившаяся в первом издании «Кавказского пленника», и гравюра Николая Уткина, сделанная с оригинала Кипренского, послужившая фронтисписом альманаха барона Дельвига «Северные цветы» 1828 года. росла популярность, рос и читательский интерес к его жизни: таким образом, Уткин был первым из многих изображений Пушкина в печатных произведениях. «Невский альманах» за 1829 г., например, опубликовал гравюру Гейтмана, сделанную по эскизу Александра Нотбека к «Евгению Онегину», на которой изображена знаменитая эпиграмма поэта.

, с пересеченным мостом Коускина
его … против гранитного пирса
Александр Сергевич Пушкан. Могучий символ судьбы твоей
Бездумно повернулся к ней спиной:
Я не буду пить твою воду — никогда не говори

Среди изображений Пушкина, относящихся к его поздним годам, особый интерес представляет гравюра Томаса Райта. Считается, что сам поэт мог заказать это подобие у английского художника для будущего издания своего собрания сочинений. Гравюра была окончательно создана в марте 1837 года, вскоре после смерти Пушкина. «Обратите внимание на черты Пушкина, на которые англичанин обратил особое внимание», — писал об этом произведении Илья Репин. «Это голова общественного деятеля, лоб мыслителя. Его мозг занят делами государственной важности».

Еще один ценный экспонат – копия неизвестного русского художника середины XIX века с портрета Пушкина работы Ореста Кипренского, выполненная по заказу близкого друга поэта князя Петра Вяземского. Эта уникальная мемориальная дань, происходящая из имения Вяземских Остафьево под Москвой, известна как «Остафьевская копия».

В своих многочисленных воспоминаниях о Пушкине, появившихся после его смерти, современники стремились не только воссоздать внешний облик поэта, но и показать его внутреннюю красоту. Не менее интересен, впрочем, и взгляд Пушкина на самого себя. Учась в Царскосельском лицее, поэт написал занимательное стихотворение «Портрет Мон» (1815) на французском языке. Всю жизнь Пушкин рисовал автопортреты на полях своих произведений. Предназначенные исключительно для собственного развлечения, а не для широкой публики, они получили лишь критическую оценку и стали известны только спустя столетие. Некоторые из них вошли в экспозицию, как и стихи, адресованные Пушкину при жизни его друзьями Вильгельмом Кюхельбекером, Антоном Дельвигом и Николаем Языковым.

Многие изображения Пушкина в собрании музея относятся ко второй половине 19 — началу 20 века. Эти ретроспективные изображения были созданы художниками, изучавшими портреты Пушкина, созданные при жизни поэта, а также его автопортреты, биографию и творчество. Каждое их произведение несет на себе отпечаток своего периода, так как каждое поколение находило в гении Пушкина что-то новое, живое и созвучное времени. Вдохновленный речью Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве, офорт поэта Льва Дмитриева-Кавказского 1880 года по праву считается первой удачной и интересной попыткой создать подобие Пушкина из воображения. Посетители выставки также смогли полюбоваться работами Василия Масютина, Мстислава Добужинского, Владимира Фаворского, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Шухаева, Николая Кузьмина, Татьяны Мавриной, Анатолия Иткина и других художников. Юбилейные годы, такие как 1937, 1949, 1987 и 1999 годы, естественно, были созданы наибольшее количество портретов Пушкина.

Образы Пушкина стали появляться в книгах еще при его жизни. В первом посмертном издании произведений поэта, вышедшем в 1838 году, и в издании Павла Анненкова 1855 года на фронтисписе была гравюра Николая Уткина. В 1899 году вышло первое иллюстрированное трехтомное собрание сочинений Пушкина, изданное Петром Кончаловским, отцом знаменитого живописца. Были привлечены лучшие художники: Василий Суриков, Илья Репин, Исаак Левитан, Михаил Врубель, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Константин и Сергей Коровины и многие другие. Портрет на фронтисписе создал Валентин Серов. Практика использования портрета Пушкина в качестве фронтисписа впоследствии стала чрезвычайно популярной. В произведениях Пушкина, изданных огромными тиражами, были представлены изображения поэта как известными, так и малоизвестными художниками, многих из которых можно было увидеть на выставке. С конца 19го века вперед, Пушкин начал появляться в рассказах, романах и пьесах, таких как Константин Паустовский «Наш современник (Пушкин)» и Михаил Булгаков «Последние дни (Пушкин)».

При жизни Пушкина ни один художник не создал скульптуры поэта: первой была статуэтка Александра Теребенева, созданная уже после смерти поэта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *