Формы собственности в древнем вавилоне земля илку: Страница не найдена

Право собственности вавилонского царя Хаммурапи — Book-Science

Основная статья — Законы вавилонского царя Хаммурапи

 Законы Хаммурапи уделили большое внимание институту собственности, особенно собственности на землю. В Вавилоне земля находилась  в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду. Мелкие землевладельцы владели землей за плату натурой, другая часть земель передавалась должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества.

А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. За выкуп воина из плена платил храм или дворец. Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их материально к царю.

Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины. Необходимо было лишь соблюсти два условия:

1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины; вышедший из общины терял все права на земельный участок;

2) сделки по поводу земли можно заключать лишь в пределах общины; отчуждение земли за пределы общины не допускалось.

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.

В Вавилоне рано утвердилась частная собственность на землю, но она не получила широкого распространения.

Рабы (вардум) составляли собственность хозяина (их продавали, дарили, отдавали взаймы, передавали по наследству). В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Судя по Законам Хаммурапи, законодатель стоит на страже интересов правящего класса богатых и знатных. Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств.

Формы земельной собственности в древнем вавилоне земля илку – Telegraph


Формы земельной собственности в древнем вавилоне земля илку

====================================

>> Перейти к скачиванию

====================================

Проверено, вирусов нет!

====================================

В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общин. ( иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество илку.

В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были. режим существовал в отношении имущества воинов (имущество “илку”). (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов ( имущество илку).В Хаммурапи Законы имеется ряд статей, регулирующих аренду земли.

Вавилон – Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законник Хаммурапи был составлен в казуистической форме, то есть в виде статей. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным. Имущество илку было изъято из гражданского оборота и не могло.

В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были. режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку). ( земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности. ( земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при.

Объектами права собственности были земля, движимое имущество и рабы. По мере развития крупных частных землевладений и земельной собственности. Право распоряжения этим имуществом ограничено, имущество илку. и конкретный процесс зарождения государства в Древнем Вавилоне.

Былали община в Вавилонии, как форма землевладения? 2. Но откуда берётся вообще частная собственность на землю в таком древнем государстве. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности.

В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были. режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку). ( земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на.

Законы Хаммурапи — кодекс законов древнего вавилонского царя. и граж ьною службой (имущество илку), а также брачно-семейному праву. Он владел участком общинной земли, имел имущественные права и мог. Ура, а через аренду государственной земельной и др. вой собственностишої власності.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. Древний Вавилон. Основные черты государства. Древнего Египта. Та же форма правления — восточная деспотия. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые.

Правовое положение женщин в древнем Вавилоне. то можно отметить правовой режим земель илку (ильк), предполагавший повышенную. Также нельзя говорить о полном отсутствии вещных прав на землю. его развития был направлен на сдерживание развития крупной земельной собственности.

Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Тексты составлены в казуистической форме. Законы. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые. Только по закону могло наследоваться имущество илку.

Государственный строй Древнего Вавилона; Общественный строй. Причины и конкретный процесс зарождения государства в Древнем Вавилоне. объявил недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства). Однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду.

Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. а) Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную. В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. земли способствовало концентрации земельной собственности в руках.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности. давались правителем за государственную службу (имущество «илку» ст. процесса в древнем Вавилоне. Им посвящено около десяти статей (3-5, 9-13 ). о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с.

На древнем Востоке впервые в истории развития человеческого общества. Вопрос №3 Общественный строй и государственное устройство Древнего Вавилона. Во главе государства стоял патеси (наместник бога на земле). Право собственности, формы земельной собственности.

собственности землю, то есть быть собственником земли. Поэтому в. Теперь проанализируем, какие сословия возникли в древнем обществе. формой защиты экономических интересов не только рядовых общинников, но. наиболее общем смысле стали называть лиц, не имевших своей земельной.

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН (МЕСОПОТАМИЯ). Занимались ремеслом, торговлей, не имели земли и собственности, жилье и землю. Илку- имущество ( земельный надел), выдаваемое царем каждому воину за службу в армии. бенефиций- феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему.

Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду храмовой. Имущество и надел, данные воину на праве илку, нельзя было продавать.

Вещное право курсовая по теории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «История государства и права зарубежных стран» по теме: «Вещное право» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Институт вещного права в Древнем Мире 4 2. Право феодальной собственности 11 3. Вещное право в правовых системах Нового Времени 14 4. Эволюция вещного права в XX веке 19 5. Вещное право в отечественной юриспруденции 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25 1. Институт вещного права в Древнем Мире Человеческая цивилизация зародилась на Древнем Востоке. Древневосточное право всячески ограничивало развитие института частной собственности, в нем отсутствовали правовые гарантии, которые могли бы способствовать ее процветанию. Процесс развития собственнических отношений сдерживался сохранявшимися общинными, сословными, патриархальными, семейными связями. В их консервации было заинтересовано государство. Во-первых, это облегчало государственный контроль, во-вторых, в частном собственнике видели главного противника сильной центральной власти. Поэтому собственность на Древнем Востоке оказалась под патронажем государства. Главным достоянием в древних цивилизациях считалась земля. Она могла становиться объектом купли продажи, дарения, сдаваться в аренду, но это было лишь право владения, не переходящее в полную частную собственность. Особо нормы древневосточного права охраняли общинное землевладение, состоявшее из земель общего пользования (пастбища, ирригационные сооружения, дороги) и семейных наделов. Община имела почти неограниченное право распоряжения землей. Частный землевладелец обладал широкими правами на свой участок, но они лишь приближались к правам собственника. Так, по древнеиндийским Законам Ману преимущественным правом покупки земли обладали родственники и соседи. В Древнем Китае любые поземельные сделки совершались только в присутствии представителя общины. Собственник не мог забросить участок, т.к. каждый имел право занимать бесхозные или покинутые земли, и через определенное время они записывались в кадастр как частные за обрабатывающим их человеком. В Древнем Вавилоне для отчуждения земли не требовалось согласия общины или правителя, но с потерей участка общинник утрачивал иные права, превращался в неполноправного (Законы Хаммурапи). Земли, находившиеся в служебном владении, изымались из торгового оборота и не переходили по наследству (например, наделы воинов на правах «илку» по Законам Хаммурапи). Тем не менее, в древневосточном праве понятие собственности, отличное от пользования, уже сложилось. Так, Законы Ману устанавливали сроки давности пользования, влекущие превращение владения в собственность (для движимого имущества – 10 лет, для недвижимого – 20 лет). Строго каралось нарушение границ землевладения. Устанавливалась ответственность арендатора перед владельцем за необработанный участок (Законы Хаммурапи). Права собственника в отношении движимого имущества были гораздо шире, о чем свидетельствует развитие договорного и обязательственного права. Памятники древнего права дают представление о существовании договоров купли-продажи, мены, дарения, займа, аренды, хранения (вклада), перевозки, товарищества, найма. Для договоров, влекущих отчуждение вещи, требовалось выполнение строгих условий: письменная форма или клятва, присутствие свидетелей. Договоры, навязанные силой или обманом, заключенные тайно, без соблюдения формальностей, считались недействительными (Законы Мaнy). Субъектом сделок выступали только полноправные. Сделки с лицами, находившимися в рабской или патриархальной зависимости, считались неправомерными и недействительными (Законы Хаммурапи, Законы Мaнy). В афинском праве можно проследить становление новых правовых институтов. В частности, происходит дальнейшее оформление права собственности как владения с правом распоряжения. Однако понятие права собственности как абсолютного права лица не сложилось, сохранялось представление о вторичности частной собственности по отношению к государственной, общественной. Косвенно, это подтверждалось процедурой ежегодного вступления в должность архонтов, когда они объявляли о сохранении за гражданами их имущества. Выделялась собственность государственная, или совместная, общественная (рудники, храмовые хозяйства, общественные земли) и частная. Частное имущество в свою очередь подразделялось на «видимое» (земля, дом, рабы) и «невидимое» (деньги, драгоценности). Частная собственность была обременена рядом обязанностей: устраивать литургии (празднества) для сограждан, во время войны снаряжать за свой счет военный корабль. В афинском праве выделялись обязательства из договоров («вольные» обязательства) и обязательства из деликтов («невольные» обязательства). Для заключения договоров не требовалось особых формальностей, но предпочтение отдавалось письменной форме. Известны договоры купли- продажи, имущественного и личного найма, подряда, ссуды, займа, поклажи, товарищества. Особое место занимало вещное право в римском праве. В римском частном праве центральное место отведено регулированию имущественных отношений. У римских юристов термин «вещное право» еще не упоминается, но разграничиваются вещные иски, предоставляющие право на вещь, и личные иски, связанные с обязательственными отношениями. К вещным правам относились право собственности, право владения, право на чужие вещи (например, сервитуты или залог). В римском праве отсутствовало определение права собственности. Тем не менее, именно римские юристы впервые разработали юридическое содержание данного института: выявили основные правомочия собственника. К составляющим права собственности были отнесены право владения, право пользования, право извлечения доходов, право распоряжения, право истребовать свою вещь у фактического обладателя1. Иными словами, право собственности рассматривалось, как неограниченная возможность собственника делать со своей вещью все, что не запрещено. Институт собственности складывался постепенно и на протяжении веков претерпел значительные изменения. В древнейшем праве еще не сформировалось представление о частной собственности как об абсолютном праве лица распоряжаться вещью. Законы ХII таблиц сохраняли прежние представления об общности имущества, частная собственность во многом 1 Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., Сытин, 1917. С. 41. собственности на краденные и религиозные вещи. Право народов распространило приобретательную давность на перегринов: для недвижимости устанавливался десятилетний срок добросовестного и непрерывного владения, если лица проживали в одной провинции, в двадцатилетний – если лица проживали в разных провинциях; для движимых вещей срок давности составлял 3 года. В классический период распространение получила простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или под залог – традицио. Римскому праву был известен и способ приобретения права собственности путем захвата брошенной или бесхозной вещи (дикие животные, рыба в реке и т.д…). При этом различались вещи, от которых собственник отказался, и потерянные или спрятанные. Последние считались принадлежавшими первоначальному собственнику. Особым способом приобретения права собственности являлась спецификация, т.е. создание новой вещи из определенного материала. Если при изготовлении вещи использовался чужой материал, то собственником признавался изготовитель вещи, а хозяин материала мог подать иск о возмещении стоимости материала в двойном размере. Право собственности возникало путем соединения или смешения нескольких вещей в одной – главной (например, при строительстве, посевах). В классический период для защиты прав частного собственника преторы разработали новые формулы вещных исков, не предусмотренных квиритским правом. Одним из таких стал виндикационный иск – требование невладеющего собственника к владеющему несобственнику. Собственник вещи, утерявший ее, должен был доказать свое право на спорную вещь. Использовался также негаторный иск, который был направлен против необоснованных претензий третьих лиц на чужую вещь. Для защиты интересов собственника применялся прогибиторный иск, направленный на устранение препятствий для нормального использования собственником своей вещи. Для избегания несправедливого юридического спора претор мог прибегнуть к реституции, т.е. вернуть стороны в первоначальное положение до совершения сделки. В классический и постклассический периоды римское право стало различать «право собственности» и «владение». Институт юридического владения предполагал фактическое самостоятельное обладание вещью. Преторские интердикты (запрещающие приказы) защищали интересы фактического обладателя имущества от незаконных посягательств до судебного разбирательства правомерности притязаний других лиц на это имущество. Если владение было добросовестным, т.е. вещь не была украдена или насильственно отнята у законного собственника, то вещь становилась собственностью на основании давности владения. От владения отличалось понятие «держание» – фактическое несамостоятельное обладание вещью без намерения относиться к вещи как к своей (например, аренда). Регулирование взаимоотношений собственников привели к появлению сервитутов. Сервитут – это строго ограниченное право пользования чужой собственностью (право прохода, прогона скота, проведения воды через соседний участок), а также законное ограничение прав собственника (требование обрезать деревья, чтобы они не причиняли вред соседнему участку, ограничение застройки). В древнейшем праве сервитуты были связаны с регулированием соседских поземельных отношений. В классический период появились личные сервитуты – узуфрукт и узус. Узуфрукт предоставлял право пожизненного пользования чужой собственностью с правом получения от нее плодов и доходов. Узуфрукт не мог отчуждаться и должен был использоваться строго по назначению. Узус давал право пользоваться вещью без права на доходы от нее (например, право проживания прислуги в доме). В римском праве впервые произошло противопоставление вещного права, как права абсолютного и обязательственного права, как права относительного1. 2. Право феодальной собственности Центральным институтом феодального права являлась земельная собственность, но его становление специфично. В раннефеодальных государствах земельная собственность существовала в форме аллода. Понятие аллод впервые появилось в Салической правде. Первоначально аллодиальная собственность представляла собой общинный надел большой семьи, который наследовался по мужской линии. Ранний аллод был неполной собственностью, владением, которое ограничивалось верховной собственностью общины и правами большой семьи, но с тенденцией к превращению в частную собственность. К VII-VIII вв. аллод прекращает свое существование как нераздельная земельная собственность большой семьи и превращается в свободно отчуждаемую, передаваемую по наследству индивидуально-семейную собственность. С развитием феодализма в Х-ХII в. аллод трансформируется в крупное феодальное землевладение. Монопольное право на земельную собственность переходит к сословию феодалов, но их права были множественными или расщепленными, что связано с условным характером феодальной собственности. Собственником земли считались одновременно несколько феодалов: и ее непосредственный держатель (вассал), и пожаловавший землевладение (сеньор). На основе вассально-сюзеренных связей выстраивалась иерархическая структура земельной собственности сеньоров, вассалов и арьер-вассалов. Вначале земли передавались в пожизненное условное держание – бенефиций. Если бенефициарий отказывался нести законную военную службу или разорял хозяйство, то бенефиций можно было отобрать. После смерти жалователя или получателя бенефиция землевладение возвращалось первоначальному собственнику или его наследникам. Для того чтобы 1 Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., Сытин, 1917. С. 147. 3. Вещное право в правовых системах Нового Времени Классическим памятником права Нового времени стал Гражданский кодекс Франции, принятый в 1804 году. В основу кодекса была положена институционная система, восходившая к «Институциям» Юстиниана. Кодекс был составлен из трех книг. Первая включала статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве. Вторая регулировала отношения собственности, а третья – способы приобретения собственнических прав, включая наследственное право и различные виды обязательств. Основным институтом вещного права было право собственности. Его понимание отличалось принципиальной новизной. Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер, когда права собственников практически ничем и никем не ограничивались. Документ легитимно закрепил провозглашенные Декларацией 1789 г. неприкосновенность и неотчуждаемость частной собственности. Кодекс гласил «Никто не может быть принужден к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Кодекс формулировал три вида собственности в зависимости от субъекта права: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная. Ликвидировалось старое, дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретенное; на первый план было выдвинуто деление вещей на движимые и недвижимые. Имущества являются недвижимыми или по их природе, или в силу их назначения, или вследствие предмета, принадлежность которого они составляют. Земельные участки и строения являются недвижимостями по их природе. Урожай на корню и плоды, не снятые еще с деревьев, тоже являются недвижимостью. С того момента, как колосья срезаны, а плоды сорваны, они являются движимостью. Предметы, которые собственник земли поместил на свой участок для его обслуживания и эксплуатации, являются недвижимостью в силу их назначения. Среди них: животные, служащие для обработки земли; рыба в прудах; ульи; кролики в садках; прессы, котлы, аппараты для перегонки, кадки и бочки; солома и удобрения. Являются также недвижимостями вследствие предмета, к которому они относятся, узуфрукт на недвижимые вещи, сервитуты или земельные повинности, а также иски, имеющие своим предметом возвращение недвижимого имущества (ст. 516, 526). Имущества являются движимыми в силу их природы или в силу определения закона. В силу их природы являются движимостями предметы, которые могут изменять свое место нахождения, в частности, когда они двигаются сами, как, например, животные, или же когда они не могут изменять своего места иначе как под воздействием посторонней силы, как, например, неодушевленные предметы. Являются движимостями в силу определения закона обязательства и иски, имеющие своим предметом уплату денежных сумм или права на движимые вещи, акции или доли в финансовых, торговых или промышленных компаниях, хотя бы компаниям принадлежали недвижимые имущества, связанные с этими предприятиями (ст. 529, современная редакция). Особую разновидность прав составило право присоединения. Собственность на вещь, как движимую, так и недвижимую, дает право на все, что эта вещь производит, и на то, что естественно или искусственно соединяется с этой вещью в качестве принадлежности. Это право называется «правом присоединения» (ст. 546). Здесь имелось в виду право на плоды земли, приплод животных и т. п. Основные способы приобретения собственности перечисляются в ст. 711: «Собственность на имущества приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обязательств». Обязательства возникают в результате заключения соглашений (договоров) между сторонами – участниками правового общения. Кроме собственности к разряду имущественных прав относился узуфрукт, воспринятый авторами кодекса от римского права. Здесь он означал особое право, приближенное по значению к наследственной аренде дореволюционной эпохи. Узуфруктуарий не являлся абсолютным собственником, но мог продать свой узуфрукт, передать по наследству или завещать. Права узуфруктуария охранялись даже перед собственником имущества. В отличие от узуфрукта это право не могло быть передано другому лицу. Владение как самостоятельный вид вещных прав не фигурировало в источнике, но охранялось законом. Кодекс 1804 г. самым подробным образом регламентирует варианты передачи наследства. Самым важным моментом данного юридического действия Кодекс вслед за римским правом признавал волеизъявление. Наполеон на стадии разработки Кодекса называл право завещательного распоряжения собственностью «врученным как бы самой природой главе каждой семьи»1. Основными способами передачи наследства по завещанию Кодекс определил следующие: собственноручное завещание, целиком написанное, подписанное и датированное самим завещателем; публичное завещание, которое надлежит совершить в соответствии с установленной процедурой, – оно должно быть продиктовано в присутствии двух нотариусов и двух свидетелей либо одного нотариуса и четырех свидетелей. Существовало такое же тайное завещание, представляемое в запечатанном виде в присутствии шести свидетелей и переданное на хранение нотариусу. Среди институтов, характерных для рецепированного римского права и восстановленных в Кодексе, следует назвать субституцию (назначение дополнительного наследника), правда, только для наследников первой степени родства – прежде всего детей, которые уже родились, или тех, кто может родиться в перспективе. В отношении других степеней родства принцип субституции не действовал и даже запрещался. Таким образом, свобода завещаний ограничивалась не только адресатом, но и обязательной долей наследства. 1 Юшкевич В.А. Наполеон на почве гражданского правоведения и законодательства. М., Сытин, 1905. С. 44. 4. Эволюция вещного права в XX веке Развитие гражданского права в ХХ в. связано с расширением государственного регулирования и возросшей социальной функцией институтов частного права, в связи с чем определенные гражданско-правовые аспекты были подняты на конституционный уровень, что с одной стороны, подчеркнуло публичный, общесоциальный интерес, а с другой – создало гарантии от чрезмерного государственного вмешательства. В центре такого регулирования оказался институт собственности, претерпевший существенные изменения, связанные с превращением собственности из индивидуального в социальный институт. Социализация собственности стала основным направлением развития гражданского права в Англии, Германии, Франции. Основной закон ФРГ даже внес изменение в самоопределение собственности: наряду с закреплением свободы собственности указывалось, что собственность обязывает служить общему благу (ФРГ). Соответственно Закон о сделках с землей ФРГ определил обязанность собственника рационально использовать землю1. Если в старых конституциях говорилось о праве собственности вообще, то для современного конституционного регулирования характерна дифференциация права собственности по объектам и субъектам. Различают две формы собственности: публичную и частную. Субъектами права публичной собственности могут выступать государство, субъект федерации, самоуправляющаяся территориальная общность (город – муниципальная, община – коммунальная). Публичная собственность неделима и носит коллективный характер. Конституции предусматривают возможность закрепления за государством объектов исключительной государственной собственности (национальных парков, береговой полосы, пляжей, ценные природные ресурсы и т.д.). Например, природоохранительное законодательство Франции 1 Иоффе О.С. Избранные работы по гражданскому праву. М., Наука, 2000. С. 74. 60–80-х гг. включило широкий перечень природных ресурсов, находящихся под защитой государства (вода, почва, флора, фауна). В ХХ в. распространение получила практика превращения частной собственности в публичную путем национализации. Так, после Второй мировой войны в Англии законодательно была реализована программа национализации общественно важных отраслей, но технически отсталых и убыточных (угольной и сталелитейной промышленности, транспорта, электроэнергетики и т.д.). Национализация проводилась путем выкупа предприятий и создания публичных государственных корпораций, в управление которых были введены представители профсоюзов. Современные конституции стран с социально ориентированной экономикой содержат положения о возможности преобразования частной собственности в публичную путем национализации (Италия, Португалия). В Англии дальнейшее развитие получил институт траста – доверительной собственности (общее право фактически не знает понятия юридического лица). Траст предполагает, что лицо, учреждающее доверительную собственность, передает ее в управление одного или нескольких лиц в интересах одного или нескольких лиц-бенефициантов. Этот институт часто применяется в Англии для охраны имущества недееспособных лиц, замужних женщин, ликвидации наследства, организации и деятельности благотворительных и иных учреждений. В ХХ в. институт траста широко используется для создания инвестиционных банков и других форм объединений. На изменения института собственности повлияло увеличение удельного веса корпоративной формы предпринимательства, что привело к появлению акционерного (корпоративного) права. В связи с распространением корпораций изменилось соотношение между субъектами гражданско- правовых отношенnй: возросло число и значение юридических лиц. Хотя в системе общего права (Англия, США) отсутствует понятие юридического лица, фактически в качестве такового выступает корпорация (акционерное общество). В Англии Закон 1908 г. подразделил компании на частные и публичные. Частные компании были ограничены 50 участниками, которые не могли продавать свои акции посторонним лицам, но, и не обязаны были обнародовать свои финансовые отчеты. Публичные компании получили право расширять свои уставные капиталы и круг участников за счет продажи своих паев населению, но обязаны были публиковать свои балансы. Тем самым население могло участвовать в деятельности компаний и получении прибылей. В послевоенный период характерной чертой акционерного законодательства стала демократизация акционерного капитала, т.е. возможность распространения ценных бумаг среди широкого круга лиц (в США компаниям запрещено скупать на рынке собственные акции). В Англии и Франции сложилась практика распространения ценных бумаг среди рабочих и служащих. 5. Вещное право в отечественной юриспруденции Поскольку право собственности является самым полным из вещных прав, его содержание охватывает все допустимые с точки зрения данной правовой системы правомочия в отношении объекта прав. Содержание же права собственности в отечественной юриспруденции традиционно раскрывается через триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Впервые закрепленная в ст. 420 ч. 1 т. X Свода законов Российской Империи, триада благополучно пережила революционные потрясения и, воспроизводимая при каждой кодификации (ст.58 ГК РСФСР 1922 г.; ст. 19 ОГЗ 1961г.; ст. 92 ГК РСФСР 1964 г.; ст. 45 ОГЗ 1991 г.), дошла до нашего времени и характерна теперь не только для ГК РФ (п.1 ст.209), но и для гражданского законодательства всех стран – бывших республик СССР. Если законодатели Беларуси (п.1 ст.210 ГК) и Молдовы (п.1 ст.315 ГК), так же, как и отечественный, лишь перечислили правомочия владения, пользования и распоряжения, то их коллеги из Азербайджана (ст.152 ГК), Армении (ст.163 ГК), Казахстана (ст.188 ГК) и Таджикистана (ст.232 ГК) ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе была проанализирована, как отечественная, так и мировая история вещного права. Особое внимание в работе уделялось анализу римского права, Гражданского Кодекса Наполеона и Гражданского германского уложения; вещное право в которых занимает немалое место. На основании проведенного анализа сделан следующий основной вывод. Вещные правоотношения следует отличать от обязательственных по признаку определенности обязанных субъектов. Вещные права являются абсолютными и действуют в отношении всех подчиненных данной правовой системе лиц, юридически значимое же действие обязательственных прав ограничивается конкретным лицом – должником. Отсюда следует ряд принципиальных отличий в способах защиты прав, их содержании и основаниях возникновения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский Кодекс РФ. Часть I,II,III. 2. Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., Юристъ, 2006. 3. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., Наука, 2000. 4. Иоффе О.С. Избранные работы по гражданскому праву. М., Наука, 2000. 5. Лифшиц Р.З. Судебная практика как источник права. // Журнал российского права. №6 – 2006. 6. Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., Сытин, 1917. 7. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., Наука, 2000. 8. Скрябин С.В. Право собственности в республике Казахстан: Сравнительно-правовой комментарий книги Уго Маттеи «Основные принципы права собственности». Алматы, Казахстан 2000. 9. Тархов В.А., Рыбаков В.А. О понятии права собственности // Юрист. 2002. №4. 10. Толстой Ю.К. К разработке теории юридических лиц на современном этапе. // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей.– М.: 2000. 11. Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., Нева, 1955. 12. Юшкевич В.А. Наполеон на почве гражданского правоведения и законодательства. М., Сытин, 1905.

Гражданское право по законам Хаммурапи

Таким образом, во главе древнейших шумерийских городов стояли потеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4стран и царями вселенной, даже богом.

Взаконах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества15. Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ. При царе появляется и другой правитель-наместник ИСАККУ — правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.16 С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей — шакканакку. Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

1.3. Судебная система Древнего Вавилона

«В старовавилонском государстве до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов.

Усилие царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов»17.

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума» — председателей судебных коллегий.

В общинах коллегиальные суды по – прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю18. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования с случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, ни отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным.

Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Наряду с профессиональными царскими судьями, как свидетельствуют источники, существовали особые судебные дойности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда».

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

1.4. Вооруженные силы Древнего Вавилона

В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.

Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316—2261гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30—36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. Аесли воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту19.

В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3участка отдавалась матери для воспитания сына.

В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину20.

Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату «выкупа».

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю. В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.

Таким образом, наибольшей концентрации царская власть достигла именно в Древневавилонском государстве, в котором складывается одна из разновидностей восточной монархии. Хаммурапи пользовался формально ограниченными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата.

 

 

Глава 2. Законник Хаммурапи как основной источник права государства Древний Вавилон

2.1. Общая  характеристика формы и содержания  Законника Хаммурапи

В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи.

Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл-символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом, пытались придать им большую силу21.

Законник Хаммураппи состоит из 282 статей22. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть к правосудию. Дошли документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию насчет допроса взяточников, в другом-требует явки очевидцев. «Статьи Законника Хаммураппи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. » Такую форму изложения называют «казуальной». Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили23. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось. Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

2.2 Гражданское  право по Законнику Хаммурапи

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные24.

И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли. Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму25.

Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда

пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа- денежного и натурального — все это подробным образом регламентируется в кодексе. Для наиболее распространенных сделок, например купли — продажи, Законник предусматривает три условия действительности:

· чтобы имущество не было изъято из оборота, например, илку, земли воинов,

· чтобы продавец был действительным собственником вещи и мо гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину,

· чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки26. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли продажи; хранения; товарищества; мены; поручения

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого – нибудь из родственников.

Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны27.

Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Законы подробно регулировали следующие положения28:

-ограничения  максимального срока отработки  долга тремя годами;

-ограничение  процентов, взимаемых ростовщиком;

-ответственность  кредитора в случае смерти  должника в результате

дурного обращения с ним.

Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Малоземелье, явившееся. результатом роста населения, разграбления

общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась в среднем между1/3 и 1/2 того, что может принести поле.

Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20

годовых по денежным займам и 33 — для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор» то есть размягчить глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное29.

2.3 Семейное  право

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора30. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество осле мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Жену, которая позорит мужа или » расточает его имущество», разрешается » отвергнуть » или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены. Для нее установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней. Закон стремится примирить между собой два требования: а/сохранить за детьми имущество их матери и б/ не изымать его при этом из оборота. Весьма вероятно, что для замужней женщины практические возможности независимой хозяйственной деятельности были невелики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях / если она- пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр. / действовать вполне самостоятельно и с широким размахом

Собственность и собственность | Encyclopedia.com

Источники

Собственность и общество. В месопотамском языке нет термина для понятия собственности. В письменных документах поля, сады, животные, дома, мебель и рабы обозначаются такими терминами, как «поле Гимиллу, жреца-предсказателя», или «бык Энлиль-бани, кузнеца по металлу». Ни одного письменного трактата о понятии собственности — будь то частной, общественной или государственной — никогда не было обнаружено, а учитывая нежелание жителей Месопотамии записывать абстракции в письменной форме, вряд ли их можно будет найти.Однако большинство юридических документов из Месопотамии посвящено надлежащему распоряжению тем, что современные люди назвали бы имуществом , а тысячи письменных клинописных табличек относятся к обычаям, некоторые из которых вполне могут предшествовать изобретению письма и письменных текстов. — за обеспечение законного, бесспорного и справедливого обращения с гражданами с имущественными исками. Забота о собственности, ее сохранении и использовании сформировала не только месопотамскую правовую традицию, но и экономическую и социальную практику, особенно возможность продавать и покупать землю и передавать собственность через брак и по наследству.

Недвижимое и движимое имущество. Имущество можно разделить на две основные категории: недвижимое (земля, с домами или другими постройками или без них) и движимое (например, рабы, животные, мебель, драгоценности, серебро, золото и текстиль, включая одежду, ковры и настенные ковры). ). Самым ценным и долговечным имуществом в Месопотамии, сельскохозяйственном обществе, были сельскохозяйственные угодья, и месопотамские тексты различают поля (шумерский: а-ша; аккадский: eqlti) и фруктовые сады (шумерский: кири; аккадский; киру ). .Поле имело выход к воде, каналу или реке; обычно он граничил с одной стороны с источником воды. Фруктовый сад был намного меньше поля и также характеризовался близостью к источнику воды; это представляло собой долгосрочные инвестиции в выращивание деревьев, чаще всего финиковых пальм, основного источника сахара в Месопотамии.

Право собственности на землю. В такой цивилизации, как древняя Месопотамия, выживание которой зависело от сельского хозяйства, социальные и экономические методы развивались, чтобы обеспечить непрерывное возделывание земли.Ирригационная система функционировала наиболее эффективно, когда сельское хозяйство велось в больших масштабах, и на протяжении всей истории Месопотамии крупные учреждения, храм и дворец, принадлежали землевладельцам с обширными владениями. Поскольку такой большой процент сохранившейся документации поступает из архивов храмов и дворцов, когда-то считалось, что в Месопотамии не было или было мало частной собственности на землю. Однако по мере того, как стали доступны новые источники из частных семейных архивов, ученые начали обнаруживать, что частная собственность на землю была более обширной, чем считалось ранее.

Собственность и семья. Специфические потребности месопотамского сельскохозяйственного режима, возможно, сыграли роль в формировании региональных социальных структур. Например, если бы у человека было трое детей, и он разделил между ними свое имущество после своей смерти, и если бы у этих трех детей было по три собственных ребенка, и они снова разделили бы имущество между собой, и т. д., первоначальное имущество было бы разделено на чрезвычайно небольшие посылки до того, как прошло много поколений. Хотя не существовало законов, запрещающих отчуждение, то есть куплю-продажу, земли, письменные записи из Месопотамии указывают на тенденцию против этого.Были приняты меры, чтобы сохранить землю в собственности семьи и не допустить ее дробления на участки, слишком маленькие, чтобы быть жизнеспособными в сельском хозяйстве. Некоторые из самых ранних письменных источников, так называемые древние kudurrus (около 2300 — около 2100 г. до н.э.), свидетельствуют о том, что для продажи поля все мужчины из большой семьи должны были дать свое согласие. Надпись на одном из этих артефактов, Черном обелиске Маништушу (ок. 2269 — ок. 2255 гг. до н. э.), перечисляет нескольких продавцов для каждого из различных полей, и все они идентифицированы как «братья-владельцы», происходящие от одного и того же деда. Традиционная практика наследования также помогала сохранить собственность в семье. Равные доли в имуществе — движимом и недвижимом — исчислялись по числу детей плюс один. Дочь получала свою долю в движимом имуществе отца в качестве приданого, когда выходила замуж, покидала дом отца и присоединялась к дому мужа. Сыновья получили доли в оставшемся движимом и недвижимом имуществе по формуле, по которой старший сын получил две доли недвижимого имущества.

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК МАНИШТУШУ

Маништушу (ок. 2269 — ок. 2255 до н. э.) правил Месопотамской империей, завоеванной его отцом, Саргоном Аккадским. Надпись на Черном обелиске, каменной четырехгранной стеле (высотой около 1,5 м), изготовленной из черного диорита (с северного берега Персидского залива), представляет собой собрание царских земель, купленных несколькими семьями в центральной Месопотамии. родственники-мужчины участвовали в каждой продаже — указание на то, что земля принадлежала не отдельному лицу, а семье или клану, и что мужчины-члены семьи должны были согласиться на продажу, чтобы она была законной. Согласно одной полевой продаже, записанной на обелиске,

Илум-аха, сын Илулу, «полковник»

Ватрум, сын Ламуса, управляющий

Аяр-илум, сын Пубалума, пастух

Син-алшу, сын Аяр-илума, сын Пу-балума

УД-ИШ(и) Зузу, 2 сына Иштуп-Сина, внуки Иррары

Ама-Син, сын Аши-куруда

Пу -Даган, сын Аллалы

Варассуни, сын Меси-илима

Всего, 10 человек, братья-владельцы поля.

Всего 17 мужчин, потомков Мезизи

821 ику земли,

его цена 2736.2.4 бушелей ячменя,

его стоимость 1 шекель серебра за 1 бушель,

его стоимость 1 шекель серебра за 1 бушель,

его 36 2/3 шекеля серебра — (это) цена поля; 7 мин минус 9 1/2 сиклей серебра — (это) доплата поля.

Источники: Игнас Дж. Гелб, Петр Штайнкеллер и Роберт Уайтинг, Древнейшие системы землевладения на Ближнем Востоке: Древний кудуррус , Публикации Восточного института, 104 (Чикаго: Восточный институт, 1981).

JN Postage, Early Mfiopoiamia: Сытость и экономия на заре истории (London & New Work: Routledge, 1&2).

Усыновление Продажа. В древнем Нузи, городе со значительным хурритским населением на северо-восточной окраине Месопотамии (около 1450 — около 1350 до н. покупка. Согласно этим туппи марути , или «табличкам сыновства», пара усыновила мужчину как своего сына и наследника; он пообещал обеспечить своих приемных родителей едой, одеждой

и другими пайками на время их жизни, а взамен унаследовал их имущество.Эти тексты легко отличить от обычных усыновлений, в которых родители брали на себя ответственность за воспитание и обеспечение ребенка и обещали назвать его одним из своих наследников (или своим единственным наследником). Они также отличаются от случаев, когда родители, не имевшие потомства мужского пола, усыновляли зятя, чтобы он наследовал их землю и оставил ее в семье.

Собственность и государство. Государство, т. е. дворец, приняло меры для увековечения системы земледелия и сохранения земельной собственности в рамках традиционных семейных владений. Вавилонский царь Хаммурапи (ок. 1792 — ок. 1750 гг. до н. э.) написал одному из своих чиновников, приказывая вернуть незаконно захваченное семейное имущество. Когда Хаммурапи спросил: «Когда отнимают постоянную собственность?» он имеет в виду установившийся принцип обычного права, согласно которому земля является постоянной собственностью семьи. Хотя иногда проводят параллели между месопотамской системой собственности и феодальной системой средневековой Европы, вся земля в Месопотамии не считалась де-факто собственностью царя.Скорее, свидетельства «памятников прав» в Вавилонии с четырнадцатого по седьмой век до н. э. указывает на то, что даже король не мог претендовать на землю без уважительной причины. Когда в некоторых случаях короли забирали землю, они предлагали такие оправдания, как создание ирригационных сооружений, освоение ранее необрабатываемых земель или захват земли у человека, совершившего преступление.

Аренда и права. Несколько статутов из Законов Хаммурапи относятся к обработке земли людьми, которым было даровано право использовать землю, которой они не владели. «Коронные земли», принадлежавшие дворцу, сдавались в аренду на определенный срок солдатам или другим лицам, находившимся на службе у короля. Другие землевладельцы, особенно храмы, также сдавали землю в аренду фермерам-арендаторам. Арендаторы могут быть оштрафованы или даже лишены права пользования этой землей, если они не выполнят определенные производственные квоты или попытаются передать ее другим лицам. Арендаторы находились под защитой короны, и наказание за отнятие земли у солдата или другого арендатора было суровым. В касситский период в Вавилонии (около 1595 — ок. 1155 до н.в. д.), «правовые памятники» (обычно, хотя и ошибочно называемые «пограничными камнями», или кудурру ) были введены в ознаменование бессрочной передачи земли частным лицам. В отличие от договоров аренды, дающих коронную землю лицу на ограниченный срок или на всю его жизнь, гранты, записанные на этих памятниках, делали землю постоянной собственностью человека и его семьи на неограниченный срок. Вместо того, чтобы вернуться к государству или другому владельцу, он мог отныне передаваться последующим поколениям, теоретически без конца.

Игнас Дж. Гелб, Петр Штайнкеллер и Роберт Уайтинг, Древнейшие системы землевладения на Ближнем Востоке: Древний кудуррус , Публикации Восточного института, 104 (Чикаго: Восточный институт, 1981).

Дж. Н. Постгейт, Ранняя Месопотамия: общество и экономика на заре истории (Лондон и Нью-Йорк Рутледж, 1992).

Марта Т. Рот, Сборники законов из Месопотамии и Малой Азии , второе издание, Общество библейской литературы, Серия сочинений древнего мира, том 6 (Атланта: Scholars Press, 1995).

Кэтрин Э. Слански, Вавилонское право нарус (кудуррус): исследование формы и функции , ASOR Books, том 9 (Бостон: Американские школы восточных исследований, 2003).

Петр Штайнкеллер, Торговые документы периода Ура III , Freiburger Altorien-talische Studien, том 17 (Висбаден: Franz Steiner, 1989).

Археологический взгляд на JSTOR

Информация о журнале

IRAQ — авторитетный академический журнал, посвященный изучению истории, искусства, археологии, религии, экономической и социальной жизни Ирака и, в меньшей степени, соседних стран, где они имеют отношение к нему, с древнейших времен до около 1750 года нашей эры. Он также публикует тексты по этим темам с переводами и комментариями. ИРАК был открыт в 1932 году недавно основанной Британской школой археологии в Ираке (Мемориал Гертруды Белл), с 2007 года известной как Британский институт изучения Ирака, которому принадлежат авторские права. Это был основной инструмент для предварительных отчетов о полевых работах в Ираке, но также были опубликованы статьи по широкому кругу вопросов, некоторые окончательные отчеты о раскопках, Festschrifts и материалы конференций. До 1984 года он выходил два раза в год, но теперь публикуется ежегодно поздней осенью.Том 70 появится в 2008 году.

Информация об издателе

Британский институт изучения Ирака был основан как Британская школа археологии в Ираке 14 января 1932 года в память о Гертруде Белл, первом археологе, ответственном за создание службы и музея древностей Ирака. Школа спонсировала важные полевые исследования и исследования в Ираке и Сирии и имела постоянного директора в Багдаде, когда санкции 1990-х годов вынудили ее перенести свои полевые исследования в Бахрейн, Кувейт и Сирию. 12 декабря 2007 г. он был переименован в Британский институт изучения Ирака, что отражает расширение его компетенции, а именно продвижение исследований и просвещения общественности, касающихся Ирака и соседних стран, в области антропологии, археологии, географии, истории, филологии и смежных дисциплин в рамках искусства, гуманитарных и социальных наук. В настоящее время он предоставляет гранты иракским ученым, а также книги и другое оборудование Иракскому музею и другим учреждениям для участия в восстановлении наследия Ирака.

Древний иракский город Вавилон получил давно ожидаемое международное признание

Вавилон видел все это. Древний город был свидетелем своего расцвета в качестве нововавилонской столицы при царе Навуходоносоре, его деспотической реконструкции Саддамом Хусейном в 1987 году и его упадка после вторжения, когда американские и польские войска грубо разгромили его руины, а ИГИЛ угрожало самому его существованию. империи приходят и уходят.

Многовековая история

Участок площадью 2500 акров в 50 милях к югу от Багдада включает в себя как руины древнего города, так и окружающие деревни и сельскохозяйственные угодья.Между 626 и 539 годами до нашей эры город был столицей Нововавилонской империи и крупнейшим мегаполисом в мире. Именно здесь царь Хаммурапи издал первый в мире письменный закон. Считается также, что в городе находятся мифические Висячие сады — одно из «семи чудес света» — наследие царя Навуходоносора, который приказал полностью перестроить имперские владения, включая 300-футовую Зиккурат Этеменанки (считается легендарной Вавилонской башней) и здание ворот Иштар, самых выдающихся из восьми ворот вокруг Вавилона.

До своего расцвета при Навуходоносоре он был самым важным городом в Месопотамии во время правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Разграбленный хеттами в 1595 г. до н. э. и завоеванный касситами в 1570 г. до н. э., он на четыре столетия стал центром поклонения богу Мардуку. После того, как ассирийский царь Асархаддон восстановил священный город, на фоне страха перед божественным возмездием вавилоняне восстановили контроль в 612 г. до н.э. Эсалья, храм, посвященный Мардуку, был перестроен Навуходоносором, а акиту — 11-дневный праздник — отдавал дань уважения богу жертвоприношениями и чтением эпической поэмы о сотворении мира и торжестве порядка. над хаосом.(Возможно, это послужило источником вдохновения для Вавилонского фестиваля, недавно возрожденного культурного события, которое началось в 1987 году во время реконструкции Саддама.) В 539 г. до н. э. тогдашняя столица учености и науки древнего мира перешла к персидскому царю Киру Великому.

Совсем недавно Вавилон пережил годы колониального грабежа, жестокий режим санкций, поощрявший нуждающихся в деньгах государственных служащих продавать артефакты тем, кто больше заплатит, и непрекращающиеся экологические проблемы — не говоря уже о дискотеке Boney M, которая когда-то была запрещена Саддамом. за его предполагаемые «сионистские» коннотации.

Строительство тоже нанесло ущерб за эти годы. В 1927 году британцы проложили через это место железнодорожную ветку, а в 1980-х годах Саддам построил через его часть шоссе, а также построил для себя дворец с вертолетной площадкой. Есть еще три действующих, но нефункционирующих нефтепровода, два из которых были построены в 1970-х и 1980-х годах, а третий из них более поздний — работы на нем были заблокированы после того, как Главное управление древностей и наследия подало иск в 2012.

Признание ЮНЕСКО

Можно только представить, что Мардук, верховный бог Вавилона, к которому местные дамы до сих пор просят заступничества на де-факто повторно присвоенном плодородном участке, где на вершине его древнего храма стоит недавно реконструированный средневековый храм сына имама Али, очень рад, что Вавилон был официально признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Его новое обозначение может только подбодрить иракскую индустрию туризма и местную экономику. Но почему так долго, спросите вы?
 

Изображение mushussu , вавилонского дракона и священного животного Мардука, на восстановленных стенах Вавилона. ( Photo by Ameer Al Mohammedaw/picture Alliance через Getty Images )

 

По словам Мэй Шаер, консультанта Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1983 году иракское правительство представило этот объект для номинации. «Но они не представили всеобъемлющий план охраны», — объясняет она из своего офиса в Аммане.Восьмилетняя война с Ираном, за которой последовала операция «Буря в пустыне» в 1990–1991 годах, 12-летнее эмбарго ООН, вторжение и оккупация США в 2003 году, а также подъем ИГИЛ означали, что в течение многих лет иракское наследие не было неотложным приоритетом.

Теперь, с «новой фазой мира», — говорит Шаер, — «настало время представить его и лучше сохранить». По ее словам, новый статус всемирного наследия представляет собой «надежду на будущее».

На практике это означает то, что Шаер называет «устойчивым туризмом». «Нам нужен баланс между туризмом, консервацией и археологическими раскопками, — говорит она, — и местные сообщества должны быть частью всего процесса».

Прежде чем Вавилон получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, Международный совет по памятникам и историческим местам, глобальная неправительственная организация, занимающаяся вопросами сохранения, должен был посетить это место и провести оценку. Были использованы десять ключевых критериев, чтобы определить, имеет ли он «выдающуюся универсальную ценность».

В конце концов, рассказывает Шаер, Вавилон получил статус Всемирного наследия на основании третьего и шестого критериев.Третий — «нести уникальное или, по крайней мере, исключительное свидетельство культурной традиции или цивилизации, которая жива или исчезла» — удовлетворялась историей Вавилона как столицы Нововавилонской империи. Шестое — «быть непосредственно или осязательно связанным с событиями или живыми традициями, с идеями или с верованиями, с художественными и литературными произведениями выдающегося вселенского значения» — удовлетворялось, говорит Шаер, «потому что Вавилон непосредственно связан с рассказами, притчами и события в мировой культуре — от семи чудес света — Висячих садов — упомянутых в трех авраамических верованиях до их связей с Хаммурапи и Навуходоносором.

Но помимо критериев выдающейся универсальной ценности, к сайтам предъявляются дополнительные требования, рассказывает Шаер, «чтобы продемонстрировать, что они сохранили аутентичность и общую целостность». Документы ЮНЕСКО четко указывают на проблемы, стоящие перед Вавилоном. В недавнем отчете отмечается, что:

«Объекту угрожает множество угроз, включая незаконное строительство, свалку и сжигание мусора, мелкомасштабное промышленное загрязнение, городские посягательства и другие экологические факторы.На момент внесения в список общая физическая структура участка находится в критическом состоянии, и отсутствуют запрограммированные усилия по его сохранению. Как реконструкция, так и структурные изменения «Проекта возрождения Вавилона» и других построек в 1980-х годах негативно повлияли на целостность собственности. В то время как постройки 20-го века исключены из объекта и теперь функционируют как наземные буферные зоны на территории объекта, будущее управление ими в пределах всего объекта будет иметь решающее значение для сохранения хрупкого состояния целостности.

Хотя у иракского правительства уже есть план управления, говорит Шаер, «им необходимо дополнить его подробным планом сохранения, учитывающим все риски». Ключом к успеху текущих усилий по сохранению, по словам Шаера, является «вовлечение местного населения» — и с этой целью, в дополнение к «мобилизации международного сообщества для соблюдения резолюции ООН, запрещающей незаконный оборот артефактов», ЮНЕСКО запустила несколько просветительских кампаний в Ираке с использованием видеосъемки и социальных сетей.

Местные сообщества

Но Джефф Аллен, археолог, десять лет проработавший во Всемирном фонде памятников (WMF) в Вавилоне, отмечает, что в нынешних условиях «большинство иракцев не заботятся об археологии, если только это не приносит им какой-либо экономической выгоды. Конечно, есть чувство гордости за свое прошлое, но им нужна личная выгода. Они не могут позволить себе роскошь думать о сохранении наследия как такового — это западная концепция».

Поскольку местные жители были вынуждены покинуть свои дома в результате строительства дворца Саддама в 1980-х годах, отмечает он, власти не доверяют.Но во время инициативы WMF по привлечению сообщества в 2010–2013 годах, которая послужила основой для подачи заявки на получение статуса всемирного наследия, местные жители смогли внести свой вклад в то, как управляется этот объект. Опасения, по словам Аллена, включали зонирование и ограничения, которые могли бы препятствовать использованию сельскохозяйственных земель.
 

Вавилон в 1970-х годах. ( Предоставлено Джеффом Алленом )

 

Ностальгия также была выражена по старой туристической деревне 1980-х годов, которая сейчас представляет собой заброшенные руины, где семьи собирались за обедом в различных ресторанах, а также по комплексу казино «Вавилон», где предлагалась дискотека. вечерние развлечения.Нынешние религиозные нравы не позволяют возродить старую дискотеку (которая была перепрофилирована под офис местного органа по древностям), но ходили разговоры о восстановлении некоторых полуразрушенных закусочных, хотя Аллен отмечает, что они «должны будут субсидироваться государством». правительство, так как в настоящее время недостаточно туризма, чтобы поддерживать их».

WMF работал с Государственным советом по древностям и наследию с 2009 по 2016 год, документируя это место, разрабатывая планы сохранения и управления, а также помогая в стабилизации знаменитого Вавилонского льва.В настоящее время WMF проводит текущие работы по консервации ворот Иштар с командой из 12 местных каменщиков. Аллен считает новый статус Всемирного наследия положительным моментом и «рад видеть, что мир признает важность Вавилона», который, по его словам, может стать средством «национального единства».

Сменный символ

Но Вавилон давно используется для продвижения политических целей. Символ националистической идентичности в Ираке после обретения независимости, объясняет Аллен, «Саддам возвел его в политический дискурс о войне с Ираном в 80-х, а также об израильско-палестинском вопросе.«Он отождествлял себя с Навуходоносором», — объясняет Аллен, даже сказав в какой-то момент: «Я его сын», и восхваляя его пленение евреев в Палестине. Он использовал аллегорию персидского завоевания Вавилона, чтобы сплотить граждан против Ирана и оправдать свою деспотическую реконструкцию этого места как своего рода «воскрешение» после его «разрушения».

В конце 2000-х борьба за власть между федеральными и провинциальными властями помешала усилиям по сохранению, хотя назначение в декабре прошлого года археолога Абдула Амира аль-Хамдани министром культуры и его статус технократа сулят хорошее будущее Вавилону.

Но теперь старый портрет Саддама, высеченный в камне на северной стороне участка, задрапирован транспарантом, восхваляющим Имама Хусейна. И прибыльная международная шиитская туристическая торговля узурпировала предыдущую в годы до вторжения ориентацию на древние места Ирака.
 

Каменный портрет Саддама Хусейна в Вавилоне. ( Предоставлено Джеффом Алленом )

 

Надежда среди трудностей

«Как и везде в Ираке, — говорит Аллен, — в этом районе есть внутренне перемещенные лица. В Вавилоне они живут вдоль реки в деревнях внутри и на окраинах границ исторического места». Многие из них с юга, объясняет он, и строят дома из речного тростника и стада буйволов, как это делают на болотах. Посягательство на участок и незаконное строительство остаются нерешенными проблемами.

Несмотря на все трудности, с которыми все еще сталкивается Вавилон, Мэй Шаер настроена оптимистично.

«Объявление ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия — это положительный шаг для планирования будущего, — говорит она, — шаг, который будет «стимулировать столь необходимое международное сотрудничество и поддержку.

И она отмечает, что еще многое предстоит открыть.

Несмотря на повреждения и реконструкцию Вавилона, «это место по-прежнему сохраняет подлинность и целостность, — говорит Шаер, — поскольку 80% артефактов остаются под землей».

 

Хадани Дитмарс — автор книги «Танцы в запретной для полетов зоне: путешествие женщины по Ираку», бывший редактор New Internationalist, в течение двух десятилетий пишет репортажи с Ближнего Востока о культуре, обществе и политике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *