Форма и материя: ФОРМА И МАТЕРИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

ФОРМА И МАТЕРИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Лебедев, К. В. Бандуровский

ФО́РМА И МАТЕ́РИЯ [греч. εἶδος (ἰδέα, μορφή) ϰαι ὕλη, лат. пер. forma et mate­ria], в фи­ло­со­фии Ари­сто­те­ля две из че­ты­рёх «при­чин», или «прин­ци­пов» («на­чал» – ар­хе), бы­тия. Др. си­но­ни­мы фор­мы-эй­до­са (по­ми­мо ἰδέα, μορφή) у Ари­сто­те­ля: ло­гос, οὐσία  – «сущ­ность, суб­стан­ция», и труд­но­пе­ре­во­ди­мый тер­мин τὸ τί ἦν εἶναι  – «что-зна­чит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-де­ла­ет-вещь-тем-что-она-есть» (схо­ла­стич. quiditas – «чтой­ность»). Тео­рия Ф. и м. впер­вые раз­ра­бо­та­на Ари­сто­те­лем в 1-й кн. «Фи­зи­ки» в свя­зи с ана­ли­зом «ста­нов­ле­ния» (γένεσις) в ви­де уче­ния о «трёх прин­ципах»: ма­те­ри­аль­ный суб­страт (ὑλη, ὕποϰείμενον), фор­ма (εἶδος), ли­шён­ность фор­мы (στέρησις). Ста­нов­ле­ние про­те­ка­ет не от аб­со­лют­но­го не­бы­тия к бы­тию, но от ак­ци­ден­таль­но­го не­бы­тия-чем («Со­крат не­об­ра­зо­ван») к по­ло­жи­тель­но­му об­ла­да­нию (ἕξις) эй­до­сом («Со­крат об­ра­зо­ван»), при­чём суб­страт из­ме­не­ния («Со­крат») не воз­ни­ка­ет и не унич­то­жа­ет­ся. Ф. и м. – им­ма­нент­ные струк­тур­ные эле­мен­ты (στοιχεῖα ) ве­щи, ко­то­рые «не­от­де­ли­мы» от неё и не об­ла­да­ют са­мо­сто­ят. ре­аль­но­стью в ка­че­ст­ве дан­но­го не­что; та­ко­вой об­ла­да­ет толь­ко ре­зуль­тат их син­те­за – «це­ло­ст­ность» (τὸ σύνολον). При этом Ф. и м. со­от­но­си­тель­ны ак­ту и по­тен­ции (см. Воз­мож­ность и дей­ст­ви­тель­ность): ма­те­рия есть по­тен­ция фор­мы, а фор­ма – ак­туа­ли­за­ция (см. Эн­те­ле­хия) ма­те­рии. Не­раз­дель­ность Ф. и м. (прин­цип, на­зы­вае­мый ги­ле­мор­физ­мом) на­ру­ша­ет­ся толь­ко два­ж­ды и оба раза в поль­зу «фор­мы»: в кос­мо­ло­гии – при­зна­ни­ем транс­цен­дент­но­го ума-ну­са – пер­во­дви­га­те­ля, в ан­тро­по­ло­гии – при­зна­ни­ем «от­де­ли­мо­сти» и бес­смер­тия выс­шей ду­хов­ной спо­соб­но­сти – «ак­тив­но­го ума». В тео­рии эле­мен­тов «ка­ж­дое вы­ше­ле­жа­щее те­ло от­но­сит­ся к на­хо­дя­ще­му­ся под ним как фор­ма к ма­те­рии» («О не­бе» 310b 14), и, напр., во­да вы­сту­па­ет как «фор­ма» по от­но­ше­нию к зем­ле, но как «ма­те­рия» по от­но­ше­нию к воз­ду­ху.

В ср.-век. фи­ло­со­фии наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной бы­ла кон­цеп­ция Ф. и м., раз­ра­бо­тан­ная в со­чи­не­ни­ях Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та и имею­щая не­оп­ла­то­нич. кор­ни, но ис­хо­дя­щая из биб­лей­ско­го пред­став­ле­ния о со­тво­ре­нии ми­ра «из ни­че­го»: фор­мы-про­об­ра­зы су­ще­ст­ву­ют в уме Бо­га, ма­те­рия не веч­на и не су­ще­ст­ву­ет до фор­мы. В ре­зуль­та­те рас­про­стра­не­ния ари­сто­те­лев­ско­го по­ни­ма­ния Ф. и м. в араб­ском (с 9 в.), а за­тем в ев­роп. ми­ре (13 в.) воз­ни­ка­ют дис­кус­сии об ин­ди­ви­дуа­ции, о мно­же­ст­вен­но­сти и един­ст­ве суб­стан­ци­аль­ных форм и др. Ибн Си­на вво­дит по­ня­тие «фор­мы те­лес­нос­ти», или «об­щей фор­мы», пер­вой фор­мы, пред­ше­ст­вую­щей дру­гим и де­лаю­щей ма­те­рию те­лом, об­ла­даю­щим оп­ре­де­лён­ны­ми ко­ли­че­ст­вен­ны­ми из­ме­ре­ния­ми, по­сколь­ку не­оп­ре­де­лён­ная ма­те­рия не мо­жет быть ос­но­вой для раз­ли­чия ин­ди­ви­дов. Со­глас­но же Ибн Руш­ду, один субъ­ект мо­жет об­ла­дать толь­ко од­ной суб­стан­ци­аль­ной фор­мой, ос­но­ва­ни­ем ин­ди­ви­дуа­ции он счи­тал «ма­те­рию с не­оп­ре­де­лён­ны­ми из­ме­ре­ния­ми». В соз­дан­ной Ибн Ге­би­ро­лем кон­цеп­ции «уни­вер­саль­но­го ги­ле­мор­физ­ма» все со­тво­рён­ные ве­щи, в т. ч. и ду­хов­ные суб­стан­ции, со­сто­ят из Ф. и м. (этой кон­цеп­ции при­дер­жи­ва­лись Бо­на­вен­ту­ра, Р. Бэ­кон, Дж. Пек­кам и др., её под­верг кри­ти­ке Фо­ма Ак­вин­ский). Уче­ние об уни­вер­саль­ном ги­ле­мор­физ­ме яви­лось ос­но­вой для тео­рии мно­же­ст­вен­но­сти сущ­но­ст­ных форм, по­зво­ляв­шей объ­яс­нять в фи­зи­ке – про­цесс сме­ны форм, в ан­тро­по­ло­гии – на­ли­чие в че­ло­ве­че­ской ду­ше разл. по­тен­ций, в хри­сто­ло­гии – ста­тус те­ла Хри­ста в пе­ри­од ме­ж­ду смер­тью и вос­кре­се­ни­ем. Тео­рия един­ст­вен­но­сти суб­стан­ци­аль­ной фор­мы, вы­дви­ну­тая Ио­ан­ном Блан­дом в 1230, по­лу­чи­ла раз­ви­тие у Фо­мы Ак­вин­ско­го и его по­сле­до­ва­те­лей: од­но су­щее оформ­ля­ет­ся од­ной сущ­но­ст­ной фор­мой, при этом бо­лее вы­со­кая фор­ма, напр. ин­тел­лек­ту­аль­ная ду­ша че­ло­ве­ка, мо­жет вы­пол­нять дей­ст­вия бо­лее низ­ших форм. В от­ли­чие от тра­диц. по­ни­ма­ния ма­те­рии как чис­той по­тен­ции, Ио­анн Дунс Скот (и вслед за ним У. Ок­кам) счи­тал ма­те­рию ак­ту­аль­ной сущ­но­стью и по­ла­гал, что Бог мо­жет со­тво­рить ма­те­рию и без фор­мы. Ок­кам, при­зна­вая ре­аль­ное су­ще­ст­во­ва­ние толь­ко ин­ди­ви­ду­аль­ных ве­щей, от­ри­цал на­ли­чие уни­вер­саль­ных форм как в ве­щах, так и в бо­же­ст­вен­ном уме. См. так­же ст. Ма­те­рия и лит-ру при ней.

форма и материя | это… Что такое форма и материя?

        ФОРМА И МАТЕРИЯ — основополагающие философские категории, предложенные в классический период античной философии, служащие для разграничения и противопоставления эмпирических и теоретических понятий.

        Согласно Платону, форма носит идеальный характер и уподобляется совершенному образцу, на основе которого демиург создает все материальные вещи. Ф. и м. выступают как противоположности; вещи и идеи образуют два разных мира. Аристотель преодолевает наивно-реалистические представления Платона, давая Ф. и м. логические определения. Каждая вещь состоит из материи (или телесной, вещественной природы) и формы (или идеальной, сущностной природы). При этом Ф. и м. переходят друг в друга: материя вещи может служить формой для менее совершенной вещи, а форма этой же вещи может оказаться материей для более совершенной вещи. Напр., приматы выступают формой для шимпанзе и вместе с тем — материей для млекопитающих. На основании диалектики Ф. и м. Аристотель создал родовидовой способ классификации, ставший классическим для всех наук.

        Классический взгляд Аристотеля постоянно дополнялся и критиковался в философии, во многом определяя борьбу материалистов и идеалистов, рационалистов и эмпириков, сторонников и противников креационизма и т.д. Так, Р. Декарт доказывал субстанциональный характер Ф. и м., их независимость друг от друга. Нем. классические философы (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель), подчеркивая диалектику Ф. и м., придерживались идеалистической позиции, согласно которой материя не только управляется духом, но и происходит из духа (трансцендентальный идеализм). Материалисты (П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс), наоборот, полагают материю в качестве универсальной субстанции, доказывая, что все духовное выступает формой высокоорганизованной материи. Важнейшей проблемой классической философии выступает также вопрос о том, является ли материя организованной Богом или самоорганизующейся. Этот вопрос имеет особую остроту, поскольку еще Фома Аквинский в учении о двойственной истине доказал возможность успешного совмещения теологических и естественнонаучный взглядов.

        В современной эпистемологии сохраняются классические точки зрения, но появляются и новые позиции. Определение Ф. и м. все более становится чисто гносеологической проблемой, носящей языковой, а не онтологический характер. Напр., Р. Рорти предлагает «отбросить» классический язык философии, объявив эту проблему значимой только для «языка Аристотеля». Критерии Ф. и м. относительны к языку и не могут быть установлены логическим путем. По мнению др. сторонника идеи элиминации Ф. и м. П. Фейерабенда, в каждую эпоху истории науки существовали настолько различные представления о Ф. и м., что их невозможно отразить в рамках единого языка. Вместе с тем постмодернистский отказ от употребления категорий Ф. и м., определение их как «производных дискурса», не решает многих проблем и, что особенно важно, не обеспечивает смыслового единства научного мировоззрения. Поэтому в некоторых теориях современной эпистемологии (внутренний реализм, интерпретационизм, феноменология восприятия) наблюдается постепенное восстановление классических представлений, перенос этих проблем не только в область онтологии и философии науки, но и в сферу воображения, творчества, искусства.

        СВ. Никоненко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Форма и Материя — Энциклопедия Нового Света (иметь значение). Широко распространено мнение, что такая двойственность существует, но определения формы и материи различались на протяжении всей истории философии; следовательно, точное определение каждого из них будет различаться в зависимости от конкретной философской системы.

Однако в целом термины «форма» и «материя» происходят из классической философии, в первую очередь от Платона и Аристотеля. У Платона форма происходит от греческого слова

eidos и часто переводится как идея или сущность и относится к основному «что» вещи. Аристотель также связывает форму с сущностью, но проводит различие между формой и материей, где форма относится к сущностному определению или органической структуре вещи, а материя — к тому, из чего вещь сделана. Схоласты включили использование формы и материи при определенных разработках.

Содержимое

  • 1 Платон
  • 2 Аристотель
  • 3 Схоластика
  • 4 Современная философия
  • 5 Последние тенденции
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Общие источники по философии
  • 8 кредитов

Современная философия в значительной степени отвергла классическую аристотелевскую концепцию. Эмпиризм не чувствовал потребности в этом классическом подходе.

В философии Канта форма и материя переходят в область гносеологии и познания; форма вещей определяется больше нашим разумом или пониманием, которое формирует материю, данную нашими чувствами. Классическая аристотелевско-схоластическая концепция еще больше пришла в упадок на протяжении девятнадцатого века из-за сциентизма, материализма и гуманизма. Но появление новых школ, таких как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм, свидетельствует об общей переоценке его по-новому, особенно в двадцатом веке.

Платон

У Платона форма часто переводилась как идея (эйдос) , что является основой знаменитой «Теории форм» Платона. Короче говоря, для Платона Форма или Идея есть постоянная реальность, которая делает вещь такой, какая она есть. Это контрастирует с особенностями этой Формы, которые конечны и поэтому подвержены изменениям. Хотя именно Аристотель первым явно провел различие между формой и материей, может быть полезно провести это различие здесь, поскольку оно подразумевается в платоновской теории форм.

Для Платона любая конкретная материальная вещь, например настоящая собака, подвержена изменениям; ибо конкретная собака может умереть, и когда это происходит, это уже не «собака» — это просто мертвая материя. Идея собаки (Dogness), однако, не меняется. Это вечно. Таким образом, для Платона Идея или Форма обладают более высоким (кажущимся онтологическим) статусом. Таким образом, отдельные или все действительные собаки просто участвуют в одной неизменной и вечной Форме.

Хотя эту теорию может быть трудно понять, часто бывает полезно подумать о ней в связи с математикой, с которой сам Платон часто связывал эту теорию. Можно представить идеальный треугольник, точное определение которого — это трехсторонняя фигура, сумма углов которой составляет ровно 180 градусов. Все отдельные треугольники, нарисованные на бумаге или построенные из какого-либо материала, всегда будут далеки от совершенства. Ибо самые точные инструменты покажут, что линии или углы не вполне точны, даже если только с малейшей погрешностью.

По этой причине частные, материальные «треугольники» не являются «настоящими» треугольниками; поскольку они, строго говоря, не соответствуют определению треугольника. Таким образом, единственный настоящий треугольник — это совершенный или идеальный треугольник, который человек знает в своем уме. Платон использовал ту же теоретическую модель, чтобы противопоставить все отдельные вещи (деревья, кошки, люди), которые преходящи, и их идеи или формы, которые непреходящи. Понимал ли Платон эти Формы как реально существующие отдельно от всех конкретных примеров (в какой-то высшей Сфере) или как просто умопостигаемую природу неизменных физических законов, является предметом споров, которые ученые продолжают обсуждать сегодня.

Аристотель

Как уже упоминалось, различие между формой и материей впервые стало явным у Аристотеля. Для Аристотеля форма и материя являются сопринципами, из которых состоят все реальные или действительные вещи (субстанции). Аристотель критиковал теорию форм Платона за постулирование этого высшего царства, где должны были существовать вечные Идеи. Напротив, Аристотель утверждал, что формы (которые он часто отождествлял с сущностями) существуют в реальных вещах. Человеческий разум наделен рациональной способностью абстрагировать эти сущности от реальных вещей, чтобы познать их (как универсальные). Таким образом, для Аристотеля форма есть определенная структура.0010 (morphe)

, который придает вещам их основные характеристики или атрибуты. Материя, с другой стороны, является конечным субстратом или «материалом» (hyle) , из которого сделаны все (физические) вещи. Исходя из этого, Аристотель развил свою теорию гилеморфизма, которая объясняет все реальные вещи или субстанции с точки зрения принципов формы и материи.

Однако в аристотелевской метафизике предпочтение отдается форме, а не материи. Ибо хотя материя есть недифференцированный первоэлемент, из которого сделаны все вещи, сама она не является «вещью». Ибо для того, чтобы быть вещью, она должна иметь какую-то форму. Таким образом, материя без формы не может существовать. Или, выражаясь более аристотелевским языком, материя — это чистая потенциальность, а не действительность. Чистая, или «первичная», материя — это потенциал, из которого развиваются или возникают вещи, не будучи самими реальными вещами. Развитие отдельных вещей из этой зародышевой материи состоит в дифференциации, т. е. в приобретении особых форм или природ, составляющих всю умопостигаемую вселенную. Таким образом, Аристотель развил свою теорию причинности в терминах формальной причинности и материальной причинности. И то, и другое способствует возникновению конкретных особенностей конкретных видов. Опять же, материя — это материал, из которого сделаны вещи, а форма — это то, что придает им определенную форму и структуру и определяет их различные силы и функции. Аристотель приводит пример рождения животных или людей, когда менструальная жидкость самки дает материал, а семя самца дает форму. Вместе они образуют новое существо определенного вида. Аристотель может объяснить вечную природу этих форм (сущностей видов), не впадая в платоновский идеализм, потому что он следовал древней космологии, рассматривая вселенную как вечную.

Следовательно, всегда были деревья, птицы и люди. Более того, совершенство формы вещи есть ее энтелехия, благодаря которой она достигает наиболее полного осуществления своей функции. Таким образом, энтелехия тела есть душа, которая обеспечивает определенную структуру и таким образом актуализирует (формирует) потенциал (материю). В конечном итоге приоритет формы, как и начало процесса дифференциации, находится в первичный двигатель (или «неподвижный двигатель»). Перводвигатель — это чистая форма, полностью отделенная от всей материи, она вечна и неизменна. Это его собственная деятельность, а также и действующая (или движущая) причина, которая движет все вещи, и конечная причина (telos) , к которой все вещи направлены.

Схоластика

Аристотелевская концепция формы и материи была принята схоластиками. Наиболее известное присвоение и дальнейшее развитие основных метафизических категорий Аристотеля было сделано св. Фомой Аквинским (1225-1274). Фома Аквинский утверждал, что именно материя обеспечивает принцип индивидуации. То есть то, что отличало одну собаку от другой, заключалось в ее материи, а не в ее форме. Таким образом, отдельная собака отличается всеми случайными признаками, которые могут быть отнесены к ее материальному строению (ее цвет, размер и т. д.), в отличие от ее существенных признаков, вытекающих из ее формы (ее способности ощущения, движения, репродукция и др.). Более того, Аквинат выделял материальный мир, который населяют врожденные формы , существующие только в сочетании с материей (воплощенные существа этого мира), из духовного мира, который населен субстанциальными формами (formae separatae) нематериальны и поэтому отделены от материи (духовные существа или ангелы). Однако, в отличие от Аристотеля, Аквинский утверждал, что, хотя эти духовные существа нематериальны, они тем не менее обладают потенциалом. Ибо, хотя всякая материя обладает потенциалом, не всякий потенциал включает в себя материю. Однако, поскольку ангелы нематериальны, а материя является принципом индивидуации, каждое нематериальное существо должно быть своей собственной формой или сущностью; другими словами, видов столько же, сколько нематериальных существ. Напротив, святой Бонавентура (1221–1274), современник Фомы Аквинского, хотел отстаивать индивидуальность каждого духовного существа в духовном мире; так, он считал, что каждое духовное существо представляет собой соединение формы и некоего «духовного тела».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был одним из первых философов-практиков современного научного метода, который отверг аристотелевский и схоластический подход к философии. Напротив, Бэкон утверждал, что все истинные исследования должны ограничиваться эмпирическим методом индукции, с помощью которого ищут истинную форму физических вещей, таких как свет, тепло и т. д., путем анализа внешней формы, данной в восприятии. Таким образом, можно раскрыть основную структуру явлений, разбивая их на более простые формы и различая их различия. Например, Бэкон собрал все возможные экземпляры горячих вещей, чтобы обнаружить то, что присутствует во всех них. Исключая акцидентальные качества каждого, он мог определить форму или сущность тепла по оставшемуся остатку, и это было общим во всех случаях. Такой метод обязательно является открытым, поскольку какой-то будущий случай, положительный или отрицательный, может повлиять на данные и, таким образом, изменить определенную форму конкретного исследуемого явления. Другие современные эмпирики, такие как Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704), также бросили вызов гиломорфизму. Излишне говорить, что дуализм души и тела Рене Декарта (1596-1650), рационалиста, также сыграл важную роль в преодолении взаимозависимости формы и материи.

Философ эпохи Просвещения Иммануил Кант (1724-1804) радикально перенес понятие формы и материи через свой трансцендентальный метод, с помощью которого он анализировал условия возможности опыта. Рассматривая эти условия опыта, он приписывал чистую форму тому, что ум или разум привносят (априори) в совокупность человеческих восприятий и суждений. Чистые формы чувственности (пространство и время) определяют или формируют весь чувственный опыт. В противоположность форме Кант называл материей многообразие чувственных созерцаний, которые люди получают от внешних вещей. Материя этого многообразия чувственных созерцаний не имеет сущностного порядка, и поэтому, когда их получают, именно разум упорядочивает или синтезирует их в особую форму понимания. Кант разделил чистые формы нашего понимания на двенадцать категорий, по три в каждой под заголовками количества, качества, модальности и отношения.

Последние тенденции

Аристотелевско-томистическое изложение формы и материи продолжало приходить в упадок, возможно, до конца девятнадцатого века из-за эмпирических, научных, материалистических и гуманистических подходов, преобладавших в этот период. Но в то же время можно заметить, что она постепенно переоценивалась благодаря возникновению таких движений, как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм. Чарльз Пирс (1839–1914) и Альфред Норт Уайтхед (1861–1919).47), понимание важности духа так же, как и материи, представляло собой объективный идеализм. В двадцатом веке появились респектабельные философы-неотомисты, такие как Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978) и Ив Конгар (1904–1995), которые вновь представили актуальность гилеморфизма.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Аристотель, Основные труды Аристотеля . Эд. Ричард МакКеон. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1941.
  • Бэкон, Фрэнсис. Очерки Фрэнсиса Бэкона . Нью-Йорк: The Peter Pauper Press, 1955.
  • .
  • Кант, Иммануил. Критика чистого разума . Перевод Нормана Кемпа Смита. Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1965. ISBN 0312450109
  • Платон. Сбор диалогов . Под редакцией Эдит Гамильтон и Хантингтон Кэрнс. Принстон: Princeton University Press, 1961. ISBN 0691097186

Внешние ссылки

Все ссылки получены 19 апреля., 2017.

  • Коэн, С. Марк. Аристотель о субстанции, материи и форме.
  • Коэн, С. Марк. PDF-файл метафизики Аристотеля.
  • Коэн, С. Марк. Очерк метафизики Z.
  • Метафизика Аристотеля, Стэнфордская философская энциклопедия.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно быть выполнено в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Форма история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Form and Matter»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Форма и Материя — Энциклопедия Нового Света из (материи). Широко распространено мнение, что такая двойственность существует, но определения формы и материи различались на протяжении всей истории философии; следовательно, точное определение каждого из них будет различаться в зависимости от конкретной философской системы.

Однако в целом термины форма и материя происходят из классической философии, в первую очередь из Платона и Аристотеля. У Платона форма происходит от греческого слова eidos и часто переводится как идея или сущность и относится к основному «что» вещи. Аристотель также связывает форму с сущностью, но проводит различие между формой и материей, где форма относится к сущностному определению или органической структуре вещи, а материя — к тому, из чего вещь сделана. Схоласты включили использование формы и материи при определенных разработках.

Содержимое

  • 1 Платон
  • 2 Аристотель
  • 3 Схоластика
  • 4 Современная философия
  • 5 Последние тенденции
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Общие источники по философии
  • 8 кредитов

Современная философия в значительной степени отвергла классическую аристотелевскую концепцию. Эмпиризм не чувствовал потребности в этом классическом подходе. В философии Канта форма и материя переходят в область гносеологии и познания; форма вещей определяется больше нашим разумом или пониманием, которое формирует материю, данную нашими чувствами. Классическая аристотелевско-схоластическая концепция еще больше пришла в упадок на протяжении девятнадцатого века из-за сциентизма, материализма и гуманизма. Но появление новых школ, таких как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм, свидетельствует об общей переоценке его по-новому, особенно в двадцатом веке.

Платон

У Платона форма часто переводилась как идея (эйдос) , что является основой знаменитой «Теории форм» Платона. Короче говоря, для Платона Форма или Идея есть постоянная реальность, которая делает вещь такой, какая она есть. Это контрастирует с особенностями этой Формы, которые конечны и поэтому подвержены изменениям. Хотя именно Аристотель первым явно провел различие между формой и материей, может быть полезно провести это различие здесь, поскольку оно подразумевается в платоновской теории форм. Для Платона любая конкретная материальная вещь, например настоящая собака, подвержена изменениям; ибо конкретная собака может умереть, и когда это происходит, это уже не «собака» — это просто мертвая материя. Идея собаки (Dogness), однако, не меняется. Это вечно. Таким образом, для Платона Идея или Форма обладают более высоким (кажущимся онтологическим) статусом. Таким образом, отдельные или все действительные собаки просто участвуют в одной неизменной и вечной Форме.

Хотя эту теорию может быть трудно понять, часто бывает полезно подумать о ней в связи с математикой, с которой сам Платон часто связывал эту теорию. Можно представить идеальный треугольник, точное определение которого — это трехсторонняя фигура, сумма углов которой составляет ровно 180 градусов. Все отдельные треугольники, нарисованные на бумаге или построенные из какого-либо материала, всегда будут далеки от совершенства. Ибо самые точные инструменты покажут, что линии или углы не вполне точны, даже если только с малейшей погрешностью. По этой причине частные, материальные «треугольники» не являются «настоящими» треугольниками; поскольку они, строго говоря, не соответствуют определению треугольника. Таким образом, единственный настоящий треугольник — это совершенный или идеальный треугольник, который человек знает в своем уме. Платон использовал ту же теоретическую модель, чтобы противопоставить все отдельные вещи (деревья, кошки, люди), которые преходящи, и их идеи или формы, которые непреходящи. Понимал ли Платон эти Формы как реально существующие отдельно от всех конкретных примеров (в какой-то высшей Сфере) или как просто умопостигаемую природу неизменных физических законов, является предметом споров, которые ученые продолжают обсуждать сегодня.

Аристотель

Как уже упоминалось, различие между формой и материей впервые стало явным у Аристотеля. Для Аристотеля форма и материя являются сопринципами, из которых состоят все реальные или действительные вещи (субстанции). Аристотель критиковал теорию форм Платона за постулирование этого высшего царства, где должны были существовать вечные Идеи. Напротив, Аристотель утверждал, что формы (которые он часто отождествлял с сущностями) существуют в реальных вещах. Человеческий разум наделен рациональной способностью абстрагировать эти сущности от реальных вещей, чтобы познать их (как универсальные). Таким образом, для Аристотеля форма есть определенная структура.0010 (morphe) , который придает вещам их основные характеристики или атрибуты. Материя, с другой стороны, является конечным субстратом или «материалом» (hyle) , из которого сделаны все (физические) вещи. Исходя из этого, Аристотель развил свою теорию гилеморфизма, которая объясняет все реальные вещи или субстанции с точки зрения принципов формы и материи.

Однако в аристотелевской метафизике предпочтение отдается форме, а не материи. Ибо хотя материя есть недифференцированный первоэлемент, из которого сделаны все вещи, сама она не является «вещью». Ибо для того, чтобы быть вещью, она должна иметь какую-то форму. Таким образом, материя без формы не может существовать. Или, выражаясь более аристотелевским языком, материя — это чистая потенциальность, а не действительность. Чистая, или «первичная», материя — это потенциал, из которого развиваются или возникают вещи, не будучи самими реальными вещами. Развитие отдельных вещей из этой зародышевой материи состоит в дифференциации, т. е. в приобретении особых форм или природ, составляющих всю умопостигаемую вселенную. Таким образом, Аристотель развил свою теорию причинности в терминах формальной причинности и материальной причинности. И то, и другое способствует возникновению конкретных особенностей конкретных видов. Опять же, материя — это материал, из которого сделаны вещи, а форма — это то, что придает им определенную форму и структуру и определяет их различные силы и функции. Аристотель приводит пример рождения животных или людей, когда менструальная жидкость самки дает материал, а семя самца дает форму. Вместе они образуют новое существо определенного вида. Аристотель может объяснить вечную природу этих форм (сущностей видов), не впадая в платоновский идеализм, потому что он следовал древней космологии, рассматривая вселенную как вечную. Следовательно, всегда были деревья, птицы и люди. Более того, совершенство формы вещи есть ее энтелехия, благодаря которой она достигает наиболее полного осуществления своей функции. Таким образом, энтелехия тела есть душа, которая обеспечивает определенную структуру и таким образом актуализирует (формирует) потенциал (материю). В конечном итоге приоритет формы, как и начало процесса дифференциации, находится в первичный двигатель (или «неподвижный двигатель»). Перводвигатель — это чистая форма, полностью отделенная от всей материи, она вечна и неизменна. Это его собственная деятельность, а также и действующая (или движущая) причина, которая движет все вещи, и конечная причина (telos) , к которой все вещи направлены.

Схоластика

Аристотелевская концепция формы и материи была принята схоластиками. Наиболее известное присвоение и дальнейшее развитие основных метафизических категорий Аристотеля было сделано св. Фомой Аквинским (1225-1274). Фома Аквинский утверждал, что именно материя обеспечивает принцип индивидуации. То есть то, что отличало одну собаку от другой, заключалось в ее материи, а не в ее форме. Таким образом, отдельная собака отличается всеми случайными признаками, которые могут быть отнесены к ее материальному строению (ее цвет, размер и т. д.), в отличие от ее существенных признаков, вытекающих из ее формы (ее способности ощущения, движения, репродукция и др.). Более того, Аквинат выделял материальный мир, который населяют врожденные формы , существующие только в сочетании с материей (воплощенные существа этого мира), из духовного мира, который населен субстанциальными формами (formae separatae) нематериальны и поэтому отделены от материи (духовные существа или ангелы). Однако, в отличие от Аристотеля, Аквинский утверждал, что, хотя эти духовные существа нематериальны, они тем не менее обладают потенциалом. Ибо, хотя всякая материя обладает потенциалом, не всякий потенциал включает в себя материю. Однако, поскольку ангелы нематериальны, а материя является принципом индивидуации, каждое нематериальное существо должно быть своей собственной формой или сущностью; другими словами, видов столько же, сколько нематериальных существ. Напротив, святой Бонавентура (1221–1274), современник Фомы Аквинского, хотел отстаивать индивидуальность каждого духовного существа в духовном мире; так, он считал, что каждое духовное существо представляет собой соединение формы и некоего «духовного тела».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был одним из первых философов-практиков современного научного метода, который отверг аристотелевский и схоластический подход к философии. Напротив, Бэкон утверждал, что все истинные исследования должны ограничиваться эмпирическим методом индукции, с помощью которого ищут истинную форму физических вещей, таких как свет, тепло и т. д., путем анализа внешней формы, данной в восприятии. Таким образом, можно раскрыть основную структуру явлений, разбивая их на более простые формы и различая их различия. Например, Бэкон собрал все возможные экземпляры горячих вещей, чтобы обнаружить то, что присутствует во всех них. Исключая акцидентальные качества каждого, он мог определить форму или сущность тепла по оставшемуся остатку, и это было общим во всех случаях. Такой метод обязательно является открытым, поскольку какой-то будущий случай, положительный или отрицательный, может повлиять на данные и, таким образом, изменить определенную форму конкретного исследуемого явления. Другие современные эмпирики, такие как Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704), также бросили вызов гиломорфизму. Излишне говорить, что дуализм души и тела Рене Декарта (1596-1650), рационалиста, также сыграл важную роль в преодолении взаимозависимости формы и материи.

Философ эпохи Просвещения Иммануил Кант (1724-1804) радикально перенес понятие формы и материи через свой трансцендентальный метод, с помощью которого он анализировал условия возможности опыта. Рассматривая эти условия опыта, он приписывал чистую форму тому, что ум или разум привносят (априори) в совокупность человеческих восприятий и суждений. Чистые формы чувственности (пространство и время) определяют или формируют весь чувственный опыт. В противоположность форме Кант называл материей многообразие чувственных созерцаний, которые люди получают от внешних вещей. Материя этого многообразия чувственных созерцаний не имеет сущностного порядка, и поэтому, когда их получают, именно разум упорядочивает или синтезирует их в особую форму понимания. Кант разделил чистые формы нашего понимания на двенадцать категорий, по три в каждой под заголовками количества, качества, модальности и отношения.

Последние тенденции

Аристотелевско-томистическое изложение формы и материи продолжало приходить в упадок, возможно, до конца девятнадцатого века из-за эмпирических, научных, материалистических и гуманистических подходов, преобладавших в этот период. Но в то же время можно заметить, что она постепенно переоценивалась благодаря возникновению таких движений, как витализм, панпсихизм, объективный идеализм и неотомизм. Чарльз Пирс (1839–1914) и Альфред Норт Уайтхед (1861–1919).47), понимание важности духа так же, как и материи, представляло собой объективный идеализм. В двадцатом веке появились респектабельные философы-неотомисты, такие как Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978) и Ив Конгар (1904–1995), которые вновь представили актуальность гилеморфизма.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Аристотель, Основные труды Аристотеля . Эд. Ричард МакКеон. Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1941.
  • Бэкон, Фрэнсис. Очерки Фрэнсиса Бэкона . Нью-Йорк: The Peter Pauper Press, 1955.
  • .
  • Кант, Иммануил. Критика чистого разума . Перевод Нормана Кемпа Смита. Нью-Йорк: St. Martin’s Press, 1965. ISBN 0312450109
  • Платон. Сбор диалогов . Под редакцией Эдит Гамильтон и Хантингтон Кэрнс. Принстон: Princeton University Press, 1961. ISBN 0691097186

Внешние ссылки

Все ссылки получены 19 апреля., 2017.

  • Коэн, С. Марк. Аристотель о субстанции, материи и форме.
  • Коэн, С. Марк. PDF-файл метафизики Аристотеля.
  • Коэн, С. Марк. Очерк метафизики Z.
  • Метафизика Аристотеля, Стэнфордская философская энциклопедия.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *