Фонвизин и его творчество: Творчество фонвизина в критике и литературоведении. Жизненный и творческий путь фонвизина

Д. И. Фонвизин. «Приоритетным для него является нравственное воспитание»

Денис Иванович Фонвизин, потомок рыцарей Ливонского ордена, писатель, драматург-сатирик, переводчик, статский советник, член Российской Академии, родился 3 (14 — по новому стилю) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье.

Мальчик в 4 года под руководством отца научился читать, а в 10 лет поступил в гимназию при Московском университете, где помимо прочих наук успешно освоил латинский, немецкий и французский языки. В 1760-м году Денис Фонвизин как один из лучших учеников был «произведён в студенты» университета.

По окончании университета он переехал в Петербург, где поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел под начало кабинет-министра Ивана Перфильевича Елагина. Как сказано в книге 1900 года «Денис Иванович Фонвизин», доступной на портале Президентской библиотеки, «Елагин не обременял его служебными занятиями; человек просвещённый, писатель и большой любитель театра, он предоставлял Фонвизину заниматься тем, что наиболее его привлекало».

Постепенно Фонвизин поднимался по карьерной лестнице на государственной службе, чему не мешала, а напротив, порой помогала его многообразная литературная деятельность.

Приобщение к литературному творчеству Фонвизин начал как переводчик, и эти занятия не оставлял до конца. Уже в выборе материалов для переводов сказался его интерес к теме воспитания – в самом широком смысле, как воспитания достойного гражданина, отдающего свои силы, ум и образование на служение Отечеству. Фонвизин перевёл «Басни нравоучительные» норвежско-датского писателя Людвига Хольберга, трагедию Вольтера, «Метаморфозы» Овидея.

Первые самостоятельные произведения писателя – это стихотворные сатиры, из которых полностью до нас дошло «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Как он сам отметил в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях», «природа дала мне ум острый, но не дала мне здраваго разсудка. Весьма рано появилась во мне склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острыя слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным».

В конце 1760-х годов он задумал создать оригинальную русскую сатирическую комедию. Так появился «Бригадир». О судьбе комедии рассказывает краткий биографический очерк, предваряющий «Сочинения Д. И. Фонвизина» (1902), размещённые на портале Президентской библиотеки: Фонвизину  «…случилось как-то прочесть свою комедию в присутствии Бибикова и гр. Гр. Орлова, – и скоро об ней заговорила вся столица. Орлов сказал о ней императрице, которая пожелала сама слышать новую русскую комедию… 29 июня, после бала в Петергофе, Фонвизин прочитал «Бригадира» государыне в Эрмитаже, а читал он превосходно. Пожелал слышать новую комедию и наследник престола, и затем все вельможи наперерыв желали видеть автора и слышать пьесу. По этому же случаю он приобрёл знакомство с министром иностранных дел и воспитателем наследника престола, Никитою Ивановичем Паниным, позже его начальником и постоянным покровителем».

Историк литературы Василий Иванович Покровский в своей «Исторической хрестоматии» (1891) пишет о Фонвизине, что «достоинство его литературной деятельности есть достоинство разумно сознательного ея отношения к современному воспитанию», и далее определяет «…главную цель новаго воспитания: ,,здоровое тело и умонаклонение к добру …– составляет всё воспитание”». Автор хрестоматии подводит итог: «Таким образом, идея комедии как бы двоится: с одной стороны (и это главное) изображаются вредныя и смешныя последствия ложного образования, под управлением иностранцев, состоящаго в усвоении внешних, пустых отличий французской жизни; с другой – представляются лихоимство и ябедничество…»

Еще более выразительно тема воспитания продолжается в знаменитой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», название которой, как и имя главного героя Митрофанушки, стали именами нарицательными, хотя «недоросль» – это просто несовершеннолетний дворянин, не имеющий письменного свидетельства о выучке и ещё не поступивший на государственную службу. В комедии не только высмеиваются некомпетентные «учителя по статусу» и «псевдоучителя», им противопоставляется настоящий педагог, «наставник, декларирующий слово-истину ученику, что обозначает приоритетность воспитания над обучением», как отмечено в автореферате диссертации Марины Владимировны Власовой «Образ и коммуникативная позиция учителя в русской литературе».

Дальнейшее творчество Фонвизина (комедии «Добрый наставник», «Выбор гувернёра» и др.) демонстрирует интерес писателя к правильному выбору учителя, совмещающего   наставническую и воспитательную деятельность. По мнению Власовой, Фонвизин стремился «…широко осмыслить тему учительства, преодолеть границы, разъединяющие учительное и художественное слово, несмотря на то, что приоритетным для него является нравственное воспитание. Это даёт основание рассматривать литературное наследие Фонвизина как текст о воспитании».

30 ноября 1792 г. первый великий русский комедиограф привез к Гавриилу Романовичу Державину свою комедию «Выбор гувернёра», а на следующий день умер. Денис Иванович Фонвизин  похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Некоторые прижизненные издания писателя – «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина» (1786),  «Словарь Академии Российской» (1789–1794) – доступны на портале Президентской библиотеки.

40 интересных фактов о Фонвизине: биография, творчество, личная жизнь

Главная » Статьи по истории

Статьи по истории

Автор Семейная Фамилия На чтение 10 мин Опубликовано Обновлено

Один из самых известных русских сатириков, прозаиков, драматургов и переводчиков Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1745 года в Москве. Его семья была непростой, они были выходцами из старинного ливонского рыцарского рода.

Большинство, конечно же, знает Фонвизина как драматурга и яркого представителя комедийного жанра. Благодаря ему, представление о сатире в литературе значительно изменилось.

Портрет Дениса Ивановича Фонвизина
Иллюстрация в чёрно-белом варианте — Портрет Фонвизина

У Фонвизина была немало поклонников, его творчество, его талант воспевались и другими именитыми литераторами, например, тем же Пушкиным или Гоголем, однако Екатерина II была не в восторге от драматурга и того, что он предлагал читающей и театральной публике. Расскажем ещё о нескольких занимательных фактах, связанных с жизнью и творчеством Д. И. Фонвизина.

Содержание

  1. О русско-нерусской фамилии
  2. Личность и увлечения Фонвизина
  3. О личной жизни
  4. О творчестве и не только
  5. След в истории
  6. Авторы о Фонвизине

О русско-нерусской фамилии
  1. Поскольку семейство Фонвизина имело немецкие корни, фамилия писателя вплоть до XIX века писалась, как «Фон-Визин», согласно действовавшим тогда правилам написания заимствованных немецких фамилий с «фон».
  2. Однако рождённый в Москве и живший в России всю жизнь, Фонвизин со своей фамилией никак не вписывался в существующие правила. Однажды А. С. Пушкин высказался о Денисе Ивановиче: «Он русский, из прерусских русский!», распаляясь, что фамилия Фон-Визин слишком выбивается из-за этого, так что и писать её нужно по-русски – Фонвизин. Сам драматург согласился, что это правильное решение, и изменил написание фамилии на более привычное русскому глазу.

Личность и увлечения Фонвизина
  1. В официальных биографических источниках сказано, что Фонвизин имеет немецкие корни. Это действительно так. Он был выходцем из благородного ливонского рыцарского рода. Основателем его династии был немецкий барон Питер фон Визен, который был современником Ивана Грозного. Барон состоял в Ливонском ордене и был взят в плен во время Ливонской войны. Постепенно барон обжился в России, обрусел, завёл семью, и род фон Визенов продолжился уже в качестве русского.
  2. Сам Денис Фонвизин был щёголем. Он был грамотным, светским человеком. Одет всегда был с иголочки, опрятно, безукоризненно (ему всегда нравилось одеваться по последнему писку моды). Внутреннее «наполнение» его ничуть не уступало внешнему – он был образцом начитанности и образованности. Фонвизин сам всегда говорил, что не помнил себя безграмотным, его отец обучал его с 4-х лет, что было большой редкостью в XVIII веке.
  3. Мало кто знает, что всю жизнь Фонвизин страдал от проблем со зрением. Его также беспокоил лишний вес и сильные головные боли, которые случались приступами.
  4. В свои студенческие годы Фонвизин пристрастился к алкоголю. Будущий драматург настолько увлёкся выпивкой, что так и не смог в дальнейшем избавиться от этой пагубной привычки. Многие сходятся во мнении, что это пристрастие отразилось на состоянии здоровья прозаика и в том числе на его последних годах жизни.
  5. Любимым писателем Фонвизина был Жан-Жак Руссо. Его идеи и мастерство слова завораживали драматурга и оказали значительное влияние и на его собственный стиль.
  6. Фонвизин был очень дружен с М. В. Ломоносовым, с которым он познакомился во время своего обучения в Московском университете. Кстати, в делегацию лучших студентов университета Фонвизин попал вместе со своим младшим братом Павлом.
  7. Однако в московском вузе будущий драматург проучился всего два курса. Но ему удалось получить направление в университет Петербурга и заработать характеристику одного из лучших учеников философского факультета.
  8. В 1778 году Денис Иванович встречался в Париже с самим Бенджамином Франклином. Некоторые литературные критики даже сходятся на том, что именно Франклин стал прообразом Стародума в самом знаменитом произведении Фонвизина «Недоросль». Мысли и образ жизни Франклина произвели на драматурга серьёзное впечатление, что отразится и на его собственной жизненной философии в будущем.
  9. Фонвизин обожал искусство во всех его проявлениях. Он часто бывал в итальянской опере, разбирался в архитектуре, много писал о музыке, мог даже сам немного играть на скрипке, флейте. Любил драматург и народные песни, у него был приятный голос, так что он часто не только исполнял некоторые произведения, но и отлично читал вслух свои собственные сочинения.
  10. Но особую страсть питал Фонвизин к театру. Любовь эта зародилась после того, как драматург впервые в Санкт-Петербурге посмотрел постановку «Генрих и Пернилл» Людвига Хольберга. Свою привязанность к театру он пронёс через всю жизнь, воплотил в творчестве и даже сумел поучаствовать в основании Русского театра, для которого в дальнейшем писал комедии.
  11. В юношество Фонвизин и сам играл в студенческом театре.
  12. Фонвизин был заядлым коллекционером. Он собирал статуи, книги и антиквариат. А для своей коллекции живописи он специально заказывал копии итальянских мастеров. Каждая поездка в Италию сопровождалась у него покупкой очередного шедевра.
  13. В остроумии и «остром языке» Фонвизину отказать было нельзя. Он умел, как никто другой, подмечать самые точные недостатки людей и общества в целом, а затем блестяще высмеивать их в своих произведениях. Естественно, подобное не могло вызывать одобрение со стороны высмеиваемых, так что драматург быстро нажил себе порядочное количество врагов.
  14. Во время очередной поездки в Италию, в которую Фонвизин отправился после своей отставки с государственной службы, у драматурга случился инсульт. Болезнь привела параличу. Однако даже при таком раскладе прозаик не переставал трудиться вплоть до самой своей смерти в 1792 году.
Денис Иванович Фонвизин (портрет)

О личной жизни
  1. В светском обществе ходило множество слухов о Фонвизине. Например, что он был дамским угодником и имел не одну победу на любовном фронте. Однако ничего из этого не было правдой. В любви драматургу не везло, поэтому и побед на этом фронте у него насчитывалось мало.
  2. В 23 года Денис Иванович влюбился в замужнюю женщину. Он посвятил ей несколько своих произведений. Однако о том, что его чувства взаимны, он узнал лишь перед самым своим отъездом в Петербург. Несмотря на это, оба влюблённых понимали, что вместе быть не могут. В дальнейшем драматург скажет, что эту любовь он пронёс через всю жизнь.
  3. Со своей будущей супругой Фонвизин познакомился в суде. Некоторое время он работал там, и вот однажды, по указанию графа Н. И. Панина, ему пришлось защищать интересы молодой вдовы Екатерины Роговиковой (она была дочерью зажиточного купца). После смерти мужа вдова получила серьёзное состояние. В 1774 году Фонвизин и Роговикова поженились (на тот момент его супруге было 27 лет). Состояния вдовы хватило на то, чтобы полностью обеспечить жизнь семейной пары. Детей в этом браке не было.
  4. Спустя три года после заключения брака супруга Фонвизина тяжело заболела. Врачи посоветовали ей отправиться вместе с мужем во Францию. Для Фонвизина это было первое путешествие за границу, которое оказало значительное влияние не только его государственную, но и на его литературную деятельность. Здесь во Франции он начал изучать науку, культуру, литературу и образ жизни французов, которые оказались близки по духу для драматурга.
Жена Дениса Ивановича Фонвизина — Наталья Дмитриевна Фонвизина

О творчестве и не только
  1. После первой поездки во Францию писатель буквально влюбился в эту страну и её культуру. Он начал ездить туда часто, проникся восхищением к французской литературе. Кстати, именно Фонвизину принадлежат переводы всех знаменитых комедий Вольтера.
  2. Но столь свободно французским языком Фонвизин владел не всегда. Однажды его высмеял однокурсник за то, что будущий драматург столь плох во французском. Это настолько задело Фонвизина, что он ответил обидчику эпиграммами, а затем начал долго и упорно изучать французский язык. Писатель так увлёкся своей «местью», что в итоге получил золотую медаль за успехи во французском, начал активно переводить французских авторов, а затем и вовсе овладел языком в совершенстве.
  3. Но не французским языком единым славились успехи Фонвизина в учёбе. Ещё во время учёбы в университете драматург получил серебряную и две золотых медали за успехи в изучении немецкого языка. Он знал этот язык в совершенстве, и именно он принёс автору первый литературный заказ – один из книготорговцев попросил его перевести басни Хольберга.
  4. Переводы стали для Фонвизина источником заработка. Только брал он за работу не деньгами, а книгами. Денис Иванович обожал чтение, а на регулярную покупку книг у него просто не было денег. Так что он просил своего постоянного заказчика платить ему понравившимися книгами. Работа помогла будущему писателю освоить значительный пласт французской и немецкой литературы.
  5. Начитанный материал помог Фонвизину приступить к написанию своих собственных произведений. Начал он с обличительных резких сатир, высмеивавших недостатки современного драматургу общества. Он настолько преуспел в этом деле, что современные литературоведы называют его отцом русской бытовой комедии.
  6. Считается, что именно Фонвизин впервые начал вводить в употребление такой словесно-литературный приём, как сарказм. Об этом писал ещё знаменитый философ и писатель Александр Герцен. И Герцен же утверждал, что благодаря Фонвизину саркастические обороты начали повсеместно употребляться в различных художественных произведениях.
  7. Практически все свои работы, за исключением студенческих переводов для журналов, Фонвизин оставлял неподписанными. Многие, конечно, догадывались, кто этот загадочный сатирический автор, но вслух не высказывали своих догадок. Официально авторство было раскрыто при издании Полного сборника сочинений в 1788 году.
  8. Фонвизин лично подбирал актёров для своей постановки «Недоросль». Его увлечением театром позволило и ему самому сыграть роль Скотинина.
  9. «Недоросль» отказались ставить абсолютно ВСЕ театры Москвы. Язвительные насмешки, «опасная» сатира и другие неугодные элементы новинки пришлись не по душе многим. Именно по этой причине премьеру пришлось перенести в Санкт-Петербург, где «Недоросль» ждал оглушительный успех. Зрители буквально закидывали сцену деньгами. Популярность комедии докатилась и до Европы, где пьесу перевели на немецкий и повезли по многим именитым театрам.
  10. В опале оказалась и комедия «Бригадир», которая высмеивала любовь молодёжи ко всему иностранному. Эту пьесу, к слову, драматург написал во время своего путешествия и лично читал Екатерине II. Позже её всё-таки поставили. Как и «Недоросль», «Бригадир» полюбился публике.
  11. Фонвизин был заядлым любителем дневников. Он и сам вёл журнал постоянно, где описывал впечатления от новых знакомств, рассуждал о состоянии собственного здоровья, рисовал картины быта и портреты, описывал достопримечательности.
  12. Денис Иванович поучаствовал в создании словаря русских синонимов.
  13. К концу жизни драматург начал писать автобиографический труд, но закончить его так и не смог.
  14. Екатерина II недолюбливала Фонвизина за его едкие высказывания. Она даже запретила издавать его пятитомник и журнал «Стародум», поскольку в них «высмеивалась власть».
Театральная постановка «Недоросль».
Театральная постановка «Недоросль».

След в истории
  1. Фонвизин участвовал в создании проекта конституции Российской Империи во время службы у графа Н. И. Панина. Полный текст этого проекта не сохранился до наших дней.
  2. Драматург считал, что крепостное право не нужно «уничтожать», а лишь ослабить и умерить. «Пугачёвщина» сильно напугала писателя, и он опасался, что упразднение крепостного права может вызвать хаос. Подробно свои мысли на эту тему он изложил в труде «Размышления о непременных государственных законах», который был лично изучен императором Павлом Петровичем. Однако работа Фонвизина не получила одобрения у императрицы, поскольку была пронизана обличением произвола на всех властных уровнях.
  3. Почти полтора десятка улиц, переулков и площадей в городах России названы в честь Фонвизина. Имеется также и станция метро в Москве, названная в честь знаменитого писателя.
Похоронен Д.И. Фонвизин в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь 18 века). Текст на саркофаге: «Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина.

Авторы о Фонвизине
  1. Фамилия драматурга упоминается в знаменитом произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин вообще высоко ценил творчество драматурга и с уважением относился к самому Фонвизину.
  2. Гоголь тоже упоминает Фонвизина в своей повести «Ночь перед Рождеством», но там, скорее, упоминается образ, а не называется конкретно имя драматурга.
  3. Известный критик В. Г. Белинский тоже восхищался творчеством Фонвизина. Он отмечал, что Фонвизин «очень интересный автор» и с увлечением следил за его творческой деятельностью.

Оцените автора

Денис фонвизин был драматургом и писателем Vector Image

Денис фонвизин был драматургом и писателем Vector Image
  1. лицензионные векторы
  2. Книга векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по требованию
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Этот вектор становится исключительно вашим для любых целей. Художник перестанет лицензировать его другим.

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Оплата
Плата за изображение $ 499
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки…

  • Идентификатор изображения
    41825054
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    библия

3. СВОЕЙ СЕСТРЕ МАРИИ

Ленин: 3. СВОЕЙ СЕСТРЕ МАРИИ
3

Кому: ЕГО СЕСТРА МАРИЯ

Опубликовано: Впервые опубликовано в 1929 году в журнале Пролетарская революция № 11. Отправлено из Санкт-Петербурга в Москву. Напечатано из оригинал.
Источник: Ленин Собрание сочинений , Издательство «Прогресс», 1977 г., Москва, Том 37, стр. 68 b -69.
Перевод: Покойный Джордж Х. Ханна
Транскрипция\Разметка: Д. Морос
Общественное достояние: Интернет-архив Ленина. Вы можете свободно копировать, распространять, отображать и выполнять эту работу, а также производить производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет Архив» в качестве источника.


13 декабря 1894 г.

Письма из дома давно не было. Как ты, Маняша? Они же написали, что ты собираешься снова школа.

Вы должны заставить себя прогуляться около двух часов каждый день. Не стоит корпеть над своим уроки так усердно — здоровье свое погубишь.

Чем ты занимаешься помимо школьной работы? Что ты чтение? Ты видишь М.И.? [1] Она едет в Крым или нет? И напишите мне, если удобно, о чем случилось с Ключевским в университете. Говорят, он прочитал какую-то лекцию, а затем опубликовал книгу. Я не видел даже названия книги — было бы интересно узнать о это. [4]

Как проходит ваше новое знакомство?

Ваш,
В.У.

Я уже давно писал, чтобы кто-нибудь узнал о Том III Capital . Мне было обещано ( знакомство, [2] кому Марк [5] знает). Теперь я ничего не знаю. Выполнит ли он свое обещание? Он все еще обещает или делает он теперь отказывается? Я хотел бы знать, потому что это нелегко чтобы получить эту книгу. Скажи это Марку, пожалуйста.

С уважением ко всем.

Мать здорова? Поцелуй ее за меня.

Я буду ждать от тебя письма.

Рассказывать Анюта [6] [3] Я был в Ал. Андреевич и это было пустой тратой времени. Он получил обещание и ждет, но будет ли он ждать напрасно или нет, никто не знает.


Примечания

[1] Она получила мое письмо?— Ленин

[2] Неизвестно, о ком идет речь. Возможно, это был R.E. Циммерманн (Гвоздев), которого Марк Елизаров знал в Самаре, или его возможно, В. А. Йонов.— Эд .

[3] Анюта — одно из многих домашних имен, образованных от Анны.— Эд .

[4] Ленин ссылается в этом письме на речь Ключевского «В Памяти покойного императора Александра III, да упокоится он в мире», которая была опубликована в виде брошюры. Студенты Московский университет скупил несколько сотен экземпляров и добавил в мимеографированные страницы с басней Д. И. Фонвизина «Интригующий лис»; они были распространены как «пересмотренный и дополненное издание». Экземпляр этого издания был представлен к Ключевскому на лекции и ему кричали и насвистывали вниз. Было арестовано более пятидесяти студентов, некоторые из них отправлен из Москвы.

[5] Знак, упомянутый в этом письме, = Марк Тимофеевич Елизаров (1863–1919), = профессиональный революционер, большевик, советский государственный деятель, муж Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, Старшая сестра Ленина. Присоединился к социал-демократическому движению. в 1893 г. вел партийную работу в Петербурге, Москве и городов Приволжья, принял активное участие в Первой русской революции и был одним из руководителей всеобщей забастовки железнодорожников. в 1905 г. Многократно арестовывался и ссылался. После Октября Революции он стал наркомом путей сообщения, а затем член Коллегии Наркомата торговли и промышленность.

[6] Упомянутая здесь Анюта — Анна Ильинична. Ульянова-Елизарова (1864–1935) – профессиональная революционерка, видный деятель Коммунистическая партия, старшая сестра Ленина. Она присоединилась к революционное движение 1886 г. и социал-демократическое движение в 1893 г. В 1898 г. она стала членом первой Московской комитет РСДРП. С 1900 по 1905 год работала в Искра организация и о большевистских нелегально издаваемых газетах и был членом редколлегии газеты Вперёд . Между 1904 и 1906 годами она поддерживала связь с Центральным комитет партии большевиков, находившийся за границей и действовавший казначеем Санкт-Петербургского комитета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *