Фонвизин художник: кто он такой подробно, самые известные акварельные картины художника, периоды и суть творчества, портрет. Роль Артура Фонвизина в развитии акварели в изобразительном искусстве

кто он такой подробно, самые известные акварельные картины художника, периоды и суть творчества, портрет. Роль Артура Фонвизина в развитии акварели в изобразительном искусстве

  • Биография Артура Фонвизина
  • Самые известные картины Артура Фонвизина

Артур Владимирович Фонвизин (Artur Vladimirovich Fonvizin; родился 11 января 1883 — умер 19 августа 1973 гг.) — выдающийся русский живописец, признанный мастер акварельной живописи XX века. Когда в СССР развернулась кампания против формализма, картины и творчество Артура Фонвизина были подвергнуты жесткой критике за «безыдейность», а сам автор фактически лишен средств к существованию. Благодаря верности своей творческой манере Фонвизин вдохновил множество молодых художников-нонконформистов.

Артур Фонвизин с самого детства страдал аутизмом, до семи лет практически не разговаривал и был замкнутым, необщительным ребенком. По одной из версий, мгновенная и радикальная перемена в личности будущего виртуоза случилась во время посещения цирка Чинизелли. Потрясенный яркими красками и фантастической атмосферой праздника, будущий художник не только начал говорить, но и творить. Образ цирка — единственная тема, к которой он обращался до конца своих дней.

Артур Фонвизин прославился своей неповторимой манерой: трогательной, нежной, детской. Эмоциональность его работ граничила с легкомысленностью, из-за чего картины во время жизни художника не пользовались особой популярностью. Однако позднее он получил общественное, а за несколько лет до смерти и государственное признание.

Биография Артура Фонвизина

Артур Владимирович Фонвизин появился на свет 11 января 1883 года в семье лесничего. В 1889 году после переезда семьи из Риги в Тулу, младшего сына отправляют в гимназию.

Именно в этот период происходит судьбоносное посещение цирка, после которого у маленького мальчика просыпается любовь к рисованию. В 1900-м году он принимает решение прекратить обучение на пятом классе гимназии и начинает готовиться к вступительным экзаменам в художественное училище.

После успешного поступления в Московское училище свежеиспеченный студент знакомится с авангардистом Михаилом Ларионовым и символистом Павлом Кузнецовым, одним из руководителей творческого сообщества «Голубая роза».

Через несколько лет живописец посещает Германию: в Мюнхене тогда уже собралась мощная диаспора отечественных живописцев в лице Грабаря, Кандинского, Петрова-Водкина и других. Там он обучается искусству у немецких мастеров, осваивает акварель, занимается натурным рисованием.

Когда началась Первая мировая война художник перебирается в Тамбов, где занимается обучением и плотно работает над созданием собственных выставок. Позднее, по возвращении в столицу, становится членом нескольких крупных союзов. В этот период Фонвизин окончательно выбирает акварель своей основной техникой, ставшей впоследствии его творческой судьбой.

Спустя год после дебютной выставки, состоявшейся в 1936-м году, выходит в свет публикация с обличающей критикой творчества Артура Фонвизина. Из-за публичных обвинений в формализме несколько издательств перестают с ним работать, но на заседании по этому делу живописец получает поддержку известных деятелей, среди которых был Александр Древин и Дмитрий Моор.

Во время Великой Отечественной войны из-за своего немецкого происхождения Фонвизин был отправлен в Караганду, где начал знаменитую серию работ, посвященную городу ссылки. После коллективного ходатайства группы художников, среди которых были Вера Мухина и Петр Кончаловский, Артур Владимирович с семьей получает возможность вернуться в Москву. В течение нескольких лет он непрерывно трудится и регулярно организовывает выставки своих работ.

Медаль Всемирной выставки мастер получил в 1958-м году. Такой высокой оценки заслужил один из портретов, выполненный в акварельной технике. Героями его картин стали балерины Государственного Академического Большого театра. Двумя годами позже иллюстрации художника к известной сказке Гофмана «Крошка Цахес» покупает музей им. А. С. Пушкина. На эти деньги акварелист приобретает домик в селе, где продолжает творческую деятельность.

Дом Союза художников стал местом проведения последней выставки, целиком посвященной работам мастера. Уже через год художник стал обладателем почетной государственной награды «Заслуженный деятель искусств». 19 августа 1973 года в возрасте 90 лет Артур Фонвизин умер, оставив после себя сотни гениальных акварельных картин.

Самые известные картины Артура Фонвизина

Большинство акварельных картин Артура Фонвизина выполнены в оригинальной манере. Мастер не использовал никаких предварительных карандашных набросков и сразу наносил краску на поверхность холста. Среди лучших произведений живописца можно отметить следующие:

  • «Цирк. Наездница» (1936) — яркий образец пристрастия художника к цирковому искусству. Отголоски ярчайшего детского впечатления автор пронес через всю жизнь.
  • «Любовь» (1940-е) — в этой картине мастер совместил эстетику театрального изящества и отголоски дореволюционной России.
  • «Наездник» (1950-е) — еще одна дань завораживающим огням цирка, которые побудили молодого Фонвизина заняться живописью.
  • «Портрет балерины Люции Юмашевой» (конец 1950-х) — лучшая работа из серии портретов балерин Большого театра.
  • «Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой» (начало 1960-х) — пример блистательного портретного мастерства в акварельной технике.

По-детски непосредственная и трогательная манера живописи Артура Фонвизина была оценена современниками ближе к концу жизни. Сегодня его работы хранятся в избранных частных коллекциях и лучших музеях страны. На портале Very Important Lot можно стать участником аукциона, чтобы приобрести шедевры классической и современной живописи, а также купить картины напрямую у их авторов.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи — самое дорогое произведение искусства на планете

    Орден Елизаветы — награда в память о прекраснейшей королеве Австрии

    Японский стиль в интерьере: в духе ваби-саби

    Эдуард Мане — гений и художник-новатор современного искусства

    Любимая кукла британской королевы

    Проклятые картины: они наводят ужас и приносят несчастья

    Джаспер Джонс — предшественник поп-арта

    Кошки в искусстве ко Дню защиты бездомных животных

    Поль Серюзье и интеллектуальный постимпрессионизм: биография, творчество, лучшие картины французского художника

    «Мыльные пузыри» — картина Жана-Симеона Шардена

    Артур Фонвизин картины акварели биография художника портреты цветы наездницы графика

    Открыть доступ

    А.

    В. ФОНВИЗИН

    (1882/1883 – 1973)

    В истории отечественного искусства XX века есть несколько имен, овеянных мифологической дымкой, и среди них одно из самых романтических — имя Артура Фонвизина, великолепного акварелиста, создававшего в своих произведениях радостный и легкий мир.

    В течение долгих лет он нес свой необыкновенный дар, не изменяя ему, и все его творчество стало той нитью, которая через десятилетия соединила эпоху «Голубой розы» и искусство периода оттепели.

    «Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдётся ли ещё художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются — даже чёрная и белая» — так писал о творчестве художника Александр Древин.

    Девяносто один год прожил художник: узор его судьбы причудлив, особенно в первой половине пути. Жизненные перипетии напоминают романтическую повесть — с невероятными совпадениями, неожиданными поворотами, со случайностями, которые потом определяли многое.

    Артур Владимирович Фонвизин (фон Визин) родился 11 января 1883 года ( 30 декабря 1882 года по старому стилю) в Риге, в семье лесничего немецкого происхождения.

    По окончании пятого класса гимназии, в 1901 году Фонвизин поступил на учебу в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К. Н. Горский, В. Н. Бакшеев, Н. А. Клодт.

    В училище познакомился с Михаилом Ларионовым, лидером группы молодёжи, готовой «ниспровергать старое искусство». После того, как группа устроила выставку, не разрешённую начальством училища, был исключён из училища вместе с Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным.

    В 1904 году переехал в Мюнхен, где продолжил обучение в мастерской Геймана и Гарднера. В 1906 году вернулся в Россию и до Первой Мировой войны был заметным участником российских выставок: «Голубая роза» (1907), «Стефанос» (1909), «Союз молодежи», первой выставки «Бубнового валета» (1910), выставок «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910-1912 годы).

    Участвовал в работе салонов «Золотого руна» и «Венок-Стефанос», вступил в художественное объединение «Мир искусства».

    После начала первой мировой войны Артур Фонвизин переехал в Тамбовскую губернию, много писал с натуры, преподавал живопись. В 1918 году заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове.

    В 1922 году стал членом художественного объединения «Маковец», участвовал в её выставках. В 1927 году вернулся в Москву, в 1928 году вступил в Общество московских художников и Ассоциацию художников революционной России.

    В это же время перешёл к технике акварели, ставшей его призванием на всю жизнь.

    Первая персональная выставка состоялась в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году. Но уже в 1937 году, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве, Артур Фонвизин был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин).

    С начала сороковых и до смерти основной темой творчества художника становятся портреты театральных актрис в сценических костюмах, рисунки цирковых номеров, зарисовки из дореволюционной жизни, изображения цветов и пейзажи.

    В 1943 году из-за немецкого происхождения Артур Фонвизин был выслан в Казахстан. Там были начаты циклы «Старая Караганда» и «Извозчики». С 1958 года по 1960 год художник проживал в деревне Пирогово, писал пейзажи.

    Как до войны, так и после, не прекращал выставляться — персональные выставки Атура Фонвизина прошли в 1940), 1944, 1947, 1955), 1958 и 1969 годах В 1970 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

    Умер 19 августа 1973 года в Москве.

     

     

    Фонвизин Артур Владимирович (30.12.1883 — 19.08.1973) — Биографии, интересные факты, известные произведения

    (1882/1883, Рига – 1973, Москва)

    Акварелист, иллюстратор книг. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Разговоры и рисование начались в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. В 1902 по 1903 учился у магусов М. П. Клодта и В. Н. Бакшеева, затем пару лет в частных академиях в Мюнхене. Был дружен с М. Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубая роза» и «Бубновый валет», вступил в «Союз молодежи».

    Был членом «Маковца», «Общества московских художников», АХРР. С конца 1920-х лет работает почти исключительно акварелью, изображая мир поэтических видений и грез, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов. В 1937 году, в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве, художник причисляется к «банде формалистов» («три ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). Начиная с эвакуации в Казахстан (1943, Караганда), куда Фонвизин был отправлен за свое немецкое происхождение, художник часто обращался к пейзажу. Выставлены же

    в основном портреты, в основном актрис – Бабановой, Зеркаловой, Глизер, Богуславской, Левитиной, Тихомирновой, Плисецкой…

    А. В. Фонвизин родился в семье егеря. Начал в 1901 году учиться в Московском училище живописи, но был отчислен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и Сергеем Судейкиным, за устройство не разрешенной властями выставки. В 1904-06 годах продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первое десятилетие века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», салонов «Золотое руно», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-х годов стал членом объединения «Бубновый валет», преподавал в мастерских Тамбовского пролеткульта, в Нижегородском художественном училище. В ранний период своего творчества он работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Картины Фонвизина того времени отличаются изысканной палитрой. От них словно исходил таинственный мерцающий свет, создающий определенное душевное состояние. Это его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (обе 1904). Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-х годов он окончательно выбрал основную и излюбленную с тех пор технику акварели, раскрыл романтически-поднятый строй своего искусства, наметил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и утопающих в розовой дымке детских воспоминаний. Цветным карандашом без подготовки он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но преимущественно портреты, отдавая предпочтение натурщицам.

    Его любимая героиня — актриса, часто в театральных костюмах, связанных с той или иной ролью, погруженная в праздничную атмосферу эмоциональных сцен («Портрет Д. В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глазер», обе 1940 и др.). А дети любят цирк и бесчисленное количество продиктовано ему, не природой, а воображением, порожденным цветными этюдами нарядных наездников (серия «Цирк», 1940-70-е). Романтический туман покрывал тающие в дымке цвета образы народных романсов (серия «Песни и романсы», 1940-60-е), детские воспоминания о провинциальной жизни («Извозчики», 1940). К ней также примыкают лучшие его работы для книги. Однако ни импровизированная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечают в 19 веке.30-х и 1940-х годов официальные художественные инсталляции, а потому творчество Фонвизина подвергалось в свое время нападкам в прессе. А во время войны был на время сослан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен природе своего дара, до конца жизни развивал и варьировал все те же излюбленные мотивы.

    Артур Фонвизин Советский художник-акварелист :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

    Артура Фонвизина

    Дата рождения: &nbsp 11 января 1883 г.
    Умер: 19 августа 1973 г.

    Советский художник-акварелист

    Артур Владимирович Фонвизин родился в семье лесничего. В 1901 году он поступил в Московский университет живописи, ваяния и зодчества, но был отчислен вместе с двумя своими друзьями, Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным, за организацию выставки без разрешения администрации университета.
    В 1904-06 годах он продолжил свое образование в частных студиях Мюнхена, Германия.
    В первое десятилетие века был активным и заметным участником известных выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», «Салоны Золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства».
    В 1920-е годы стал членом объединения «Маковец», преподавал в мастерских Тамбовского пролеткульта, Нижегородского художественного техникума.
    На раннем этапе своего творчества Артур Фонвизин работал в так называемом лирическом примитивизме в русле символизма. Полотна Фонвизина того времени отличаются утонченной палитрой. Они словно излучают какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное состояние души. Таковы его произведения «Невеста» (1902), Леда и Композиция с Христом (обе 1904 г.).
    Однако сегодня Артур Фонвизин больше известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м годам он окончательно выбрал свою основную и излюбленную акварельную технику и выявил романтически возвышенную систему своего искусства. Он очертил круг любимых тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и детскими воспоминаниями в веселой дымке. Он писал с натуры без всякого карандашного контура; это были воздушные цветочные натюрморты, туманные пейзажи и, прежде всего, портреты.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *