Фонвизин денис иванович жена: личная жизнь и творчество писателя

Содержание

личная жизнь и творчество писателя

Опубликовано:

Денис Иванович Фонвизин: Wikipedia/Ф. А. Брокгауз

У него была трагическая судьба, недолгая и яркая жизнь. Писателя называли «северным Мольером» и «отцом русской сатиры». Он первый искусно воплотил в жизнь жанр бытовой комедии, в сатирическом ключе раскрыл человеческие пороки и грехи. Биография Фонвизина пестрит красочными фактами, о которых поговорим подробнее.

Биография Фонвизина: детство и юность

Денис Иванович Фонвизин вошел в историю русской литературы как величайший драматург и публицист. Будучи ярким представителем екатерининской эпохи, он преодолел барьер цензуры и обнародовал комедию, которая перевернула сознание читателей. Он смог легко и непринужденно рассказать о важном, акцентируя внимание на волнующих пороках общества.

Биография Фонвизина — это квинтэссенция любви и легкомысленности, сложных жизненных выборов и следование законам патриархата, заимствованного из детства. Но все это не помешало развиться сатирическому дарованию талантливого писателя XVIII века.

Денис Фонвизин родился в Москва 14 апреля 1745 года. Его отец — выходец из старинного рода немецких дворян, но от высокого положения в обществе у родителей мальчика остался только титул. Жили немецкие аристократы в России скромно, но это не помешало дать хорошее образование детям. К слову, кроме Дениса, у Фонвизиных было еще семеро детей.

Фонвизин-старший воспитывал отпрысков в системе строжайших патриархальных правил, слово отца было законом. Характер батюшки Фонвизина закалила армейская служба, на которой он получил звание майора перед отставкой. Краткая биография Фонвизина обязательно должна включать факты, которые свидетельствуют о его образовании:

Иллюстрация к произведению «Недоросль»: Wikipedia/Н. Муратов
  1. Мальчик имел отменные интеллектуальные задатки, но немецкого языка, вопреки старинным корням, не знал. Ему пришлось осваивать тонкости немецкой речи сначала во время домашнего обучения, а затем — в школе.
  2. Поскольку в екатерининскую эпоху дворяне в обязательном порядке изучали французский, то Д.И. Фонвизин был вынужден учить язык, будучи взрослым мужчиной.
  3. Тяга к литературе всегда стимулировала мальчика много читать и с упоением поглощать новые знания. Возможно, именно это стало причиной того, что Денис первым из семьи смог самостоятельно поступить в дворянскую гимназию при Московском университете.
  4. По окончании гимназии юноша решает продолжить обучение в том же университете, но на факультете философии. Учеба давалась Денису легко, и его с братом поощрили поездкой в Петербург. Знакомство с Северной Пальмирой навсегда влюбило его в этот город. В этом сознавался сам Фонвизин. Интересные факты: в этом путешествии автор завел дружбу с Ломоносовым и Сумароковым, а также впервые посетил театр.
  5. Фонвизин, биография которого состояла не только из создания драматических произведений, но и публицистики, рано занялся переводами. Еще в студенческие годы талантливый парень зарабатывал на жизнь, переводя басни Хольберга и произведения Вольтера.
  6. С момента совершеннолетия умный юноша служит секретарем кабинет-министра Елагина. А несколько позже переходит на должность личного секретаря графа Панина.

Образованный и эрудированный, с тонким юмором и отменным чувством такта, Денис Фонвизин смог добиться хорошего положения в обществе, не забывая о самореализации как писателя.

Денис Фонвизин: творческий путь

Творчество Фонвизина считалось свежим и новаторским, оно пробуждало скрытые грани человеческой души и заставляло людей пересмотреть свое поведение. Под тонкой сатирической вуалью были скрыты человеческие пороки. Автор высмеял их виртуозно и деликатно.

Но сам литературный путь писателя сложно назвать легким:

  • благодаря хорошему знанию языков Фонвизин в оригинале знакомился с мировыми классическими шедеврами, пополняя словарный запас и осваивая новые художественные приемы;
  • в конце 1760 года самостоятельно издает свое первое творение — сатирическую комедию, которая называлась «Бригадир». Произведение вызвало настоящий фурор в высших кругах, автора пригласили для прочтения пьесы в Петербург к императрице Екатерине;
  • на приеме автора заметил граф Панин. Молодой талант стал доверенным лицом и личным секретарем с 1769 года;
Иллюстрация из книги «Недоросль»: Wikipedia/Н. И. Калита
  • пребывая на службе, Денис Иванович находил время для творчества. В 1777 году он получает уникальную возможность полтора года прожить во Франции;
  • вернувшись в Россию в 1779-м, Фонвизин погрузился в творческую работу. Автор в кратчайшие сроки переводит легендарную книгу «Та-Гио», а далее получает повышение по службе — становится канцелярским советником секретной экспедиции;
  • 1778–1782 годы ознаменовались работой над самым знаковым произведением Фонвизина — «Недоросль». Это название было достаточно говорящим, ведь в то время так нарекали юнцов дворянского происхождения без надлежащего образования. Яркие, запоминающиеся образы главных героев, драматичные и одновременно смешные диалоги сделали творение Фонвизина чрезвычайно популярным. До сих пор «Недоросль» считается классикой русской сатирической драматургии;
  • на гребне успеха в 1783 году был издан публицистический шедевр авторства Фонвизина — «Рассуждение о непременных государственных законах»;
  • далее ситуация развивается быстро и трагично. Денис Иванович отправляется в большое турне по Европе, но именно там с ним случается первый апоплексический удар. С частичным параличом он возвращается в Петербург и начинает работу над масштабным 5-томником сочинений. Однако Екатерина II запрещает издавать эти книги;
  • это подкашивает как моральное, так и физическое состояние Фонвизина, но не убивает в нем запал писать.

Следующие пять лет автор в небольшом журнале публикует сатирические очерки. В конце жизни Денис Иванович успевает издать комедию «Выбор гувернера» и мемуары «Чистосердечное признание».

Денис Фонвизин: личная жизнь, последние годы

Фонвизин, годы жизни которого пришлись на расцвет классицизма в русской литературе, не любил афишировать личную жизнь.

Завеса тайны была приоткрыта в автобиографии «Чистосердечное признание», которую автор издал, будучи неизлечимо больным.

Первая и самая искренняя любовь случилась с гениальным писателем в 23 года. И объектом его чувств стала Анна Приклонская. Он посвящал ей свои произведения, восхищался ее острым умом и начитанностью, но дама не могла ответить Фонвизину взаимностью, поскольку была замужем.

Фонвизин читает свои произведения: Wikipedia/Рисунок, XX в.

Официальный брак Денис Иванович заключил годы спустя, женившись на Екатерине Хлоповой. Интересен тот факт, как произошло знакомство будущих супругов. Следуя личному поручению императрицы, Фонвизин взял в работу запутанную судебную тяжбу вдовы поручика. Это и была Екатерина Хлопова.

Расследование было долгим и кропотливым, поэтому будущие супруги постоянно контактировали. Дениса Ивановича даже обвиняли в том, что Екатерина — это его любовница. На суде он пообещал, что если выиграет дело, то женится на вдове. Так и случилось: судебная тяжба завершилась положительным исходом для Екатерины и женщина обрела новую любовь.

Пара была бездетной, но сам союз оказался чрезвычайно крепок. Екатерина до последнего дня поддерживала мужа и ухаживала за ним. После второго апоплексического удара, который полностью парализовал автора и приковал его к кровати, она продолжала трепетно заботиться о муже и помогать ему писать новые сочинения.

Денис Иванович Фонвизин продолжал работать до последнего дня жизни и умер от очередного приступа 12 декабря 1792 года. Тело писателя погребено в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сейчас фамилией талантливого драматурга нарекли много улиц на территории России, а также станцию Московского метрополитена.

Он вошел в историю как мастер русской сатиры, эрудит и публицист. Пристальное внимание к поведению современников позволило писателю проникнуть в эстетику французских просветителей и реализовать ее принципы в своих произведениях. Это дало толчок к развитию критического реализма в русской литературе.

Оригинал статьи: https://www. nur.kz/family/school/1877156-biografia-fonvizina-licnaa-zizn-i-tvorcestvo-pisatela/

Денис Фонвизин: биография, личная жизнь, творчество

  • 8 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Оксана Мыкало

Биография Дениса Ивановича Фонвизина интересна всем, кто знаком с его творчеством. В его жизни были взлеты и падения, опала и аплодисменты. Что надо обязательно знать о Фонвизине? Именно ему мы обязаны появлением русской национальной комедии.

Происхождение

В роду Дениса Фонвизина были рыцари, жившие в Ливонии. Во времена Ивана Грозного они перешли на службу к русскому царю. Немецкая семья верно служила новой отчизне. Фамилия ее членов тогда писалась через дефис «фон-Визин».

Именно так ее указал в своих трудах князь П. А. Вяземский, первым написавший биографию Фонвизина. Однако А. С. Пушкин говорил, что фамилию надо писать слитно. Он считал Фонвизина не просто русским, а настоящим «перерусским» человеком.

Первые шаги

Биография Фонвизина началась в Москве. Именно там 14 апреля 1745 года в семье немецкого дворянина родился мальчик, которого нарекли Денисом.

С 10 лет он начал обучаться в гимназии, открывшейся при Московском университете. Знания в этом образовательном учреждении давали блестящие, да и способности у Фонвизина имелись. Он изучал не только русский и немецкий, но и французский, латынь.

15-летнего Дениса Фонвизина (как одного из лучших учеников) направили в Санкт-Петербург, чтобы представить университетскому куратору графу И. Шувалову. В городе на Неве молодому человеку понравилось. Там он познакомился с мэтрами словесности Ломоносовым и Сумароковым, впервые попал на театральное представление.

В это же время он дебютировал в качестве переводчика, работая по заказу московских книгопродавцев. Денис перевел 228 популярных басен поэта Людвига Гольберга, а также романы и повести Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе и Руссо.

Взрослая жизнь

Окончившему в 1762-м гимназию Фонвизину, биографию которого мы рассматриваем в статье, предложили должность переводчика в Коллегии иностранных дел.

До 1769-го Денис Иванович служил секретарем у И. Елагина. Также он состоял в елагинском театральном кружке. Его члены разрабатывали принципы отечественной комедии и переделывали французские и немецкие фарсы на русский лад.

Фонвизин сразу проявил себя. Взяв за основу произведение француза Грессе, он сочинил пьесу «Корион». Она была дважды поставлена в театре при дворе в 1764 г.

Первый успех

1769 год стал особым в биографии Дениса Фонвизина. Именно в этот период он написал комедию «Бригадир».

Она стала первой в российской литературе «комедией нравов». В ней особенности поведения и речи персонажей социально определены. Речевая характеристика – это проявление индивидуальностей персонажей. Разумеется, отрицательные герои глупы. В конце сюжета они проигрывают. Положительные персонажи благоразумны и выигрывают.

Особое внимание в комедии уделялось офранцузившемуся Иванушке. С этим персонажем Фонвизин связывал важную для себя тему патриотического воспитания русского дворянина.

Комедия имела большой успех. Автора даже пригласили прочитать ее в Петергофе перед императрицей Екатериной II. Взгляды Фонвизина и графа Никиты Ивановича Панина, который служил воспитателем наследника престола — сына императрицы, — во многом совпадали.

На государственной службе

Панин высоко оценил идеи и усилия Д. И. Фонвизина. В биографии литературного гения это оставило заметный след. Он перешел на службу к графу, став его личным секретарем и получив чин сначала надворного, а затем коллежского советника. Панин подарил Фонвизину имение в Полоцкой губернии и 1000 крестьян.

Денис Иванович стал не просто служащим, а другом и доверенным лицом своего начальника, который строил планы досрочно передать сыну Екатерины II Павлу Петровичу царскую власть, но при этом ее несколько ограничить.

В этот период Фонвизин практически перестал писать комедии. Он занимался политикой, общественными проектами и социальными реформами, выступал в качестве пресс-секретаря Панина.

В 1771 году из-под его пера вышло только «Слово на выздоровление». Оно посвящено не столько недомоганию и выздоровлению наследника Павла Петровича, сколько лечению всего русского общества и верхушки власти.

В 1777 г. он написал политическое произведение, переведя француза А. Тома и его знаменитый труд «Слово Марку Аврелию». Этот перевод привлекает внимание образом мудрого государя – гуманного и справедливого.

В 1782 г. вышло одно из самых ярких публицистических произведений в России — «Рассуждение о непременных государственных законах». Его еще называют «Завещание Панина». Труд предназначался будущему императору и являлся предисловием к готовящемуся братьями Паниными проекту конституционной монархии.

Фонвизин предлагал Павлу Петровичу сделать крепостное право более умеренным, чтобы избежать новых потрясений и бунтов. Впоследствии произведение Дениса Ивановича использовали в своих сочинениях декабристы.

Личная жизнь

В 1774 г. Фонвизин женился. Его выбор пал на вдову Екатерину Ивановну Хлопову (купеческую дочь). В 1777 г. вместе с женой он отправился в путешествие за границу — в Германию и на юг Франции. Во время поездки Фонвизин отсылал П. И. Панину сатирические письма, отображающие нравы во французском обществе накануне близящейся революции 1789 г.

В своей заграничной поездке Денис Иванович Фонвизин встречался с Бенджамином Франклином. Некоторые считают, что будущий президент Америки мог послужить прототипом образа Стародума.

Отставка

Идеи Никиты Панина не пришлись по вкусу Екатерине II. Всевластный канцлер попал в опалу, а в марте 1782 г. вышел в отставку. Через несколько дней после ухода покровителя и начальника Денис Фонвизин также подал прошение об отставке, которое Екатерина II приняла.

Панин умер спустя год – в марте 1783-го. Денис Фонвизин написал его биографию. Он создал образ идеального государственного деятеля. На русском языке произведение вышло только в 1786 г. Сначала его издали во Франции.

Вершина творчества

Что самое главное в краткой биографии Фонвизина? Многие считают, что это написание комедии «Недоросль». В первый раз она была поставлена в 1782 г. на сцене Вольного Российского театра. В пьесе играл друг Фонвизина, знаменитый актер И. Дмитревский. Успех превзошел ожидания – благодарная публика бросала на сцену актерам кошельки. В мае 1783 г. пьесу показали в Москве, затем появилась первая печатная публикация «Недоросля».

Князю Григорию Потемкину, бывшему с Фонвизиным в ссоре, так понравилась пьеса, что он забыл о конфликте. Встретив писателя, князь обнял Дениса Ивановича и сказал, что имя его будет теперь бессмертно.

«Недоросль»

Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.

В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:

  1. Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
  2. До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
  3. В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.

Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.

Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.

Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.

Общественная деятельность

Княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, пригласила Дениса Ивановича принять участие в издании журнала. «Собеседник российского слова» должен был стать новой литературной площадкой, где бы рассуждали о назначении власти, обязанностях и судьбе дворян. Фонвизин написал очерк «Опыт сословника», который стал ярким примером политической сатиры, направленной против порядков при царском дворе и дворянского безделья.

Вскоре на страницах журнала появились анонимные вопросы Екатерине II и «ответы» императрицы в раздраженном и злом духе. Фонвизин, вдохновленный идеями Монтескье, стремился начать дискуссию о состоянии русской политической системы, но императрица посчитала подобное произведение проявлением непозволительного свободоязычия. Она обвинила в авторстве сначала графа И. Шувалова. Когда открылось, что автор – Фонвизин, императрица была крайне рассержена. В дальнейшем она не позволила писателю и поэту издать собрание сочинений в 5 томах.

Впоследствии многие произведения Денису Фонвизину пришлось печатать анонимно.

Он серьезно отнесся к предложению княгини Дашковой и подготовил «Начертания», которые легли в основу академического словаря.

Как сложилась жизнь дальше

Если говорить кратко о биографии Фонвизина, следует заметить, что, уйдя со службы, он отправился вместе с женой за рубеж. Из Германии и Италии он слал письма, в которых описывал происходящее в Европе. Экономические и социальные, политические и общественные процессы – все это было отражено в его сочинениях.

В августе 1785 г. у Фонвизина приключилась тяжелая болезнь — паралич. Но писатель продолжал заниматься литературной деятельностью.

В 1786 г. из-под его пера вышла философская повесть «Каллисфен», в 1787 г. – перевод Шубарта «Лисица-Кознодей» (то есть строящий козни). В 1787 г. Фонвизин пытался издать свой журнал, куда должны были войти не пропущенные цензурой труды.

Из-за болезни в мыслях Дениса Ивановича произошли перемены. Ему хотелось покаяться, он увлекся религией. В произведении «Признание» автор, подражая Руссо, представил миру автобиографию, наполненную размышлениями о российском быте.

Завершение земного пути

Весь день 12 декабря 1792 г. Фонвизин провел у поэта Державина, где весело шутил и смеялся. Писатель привез друзьям свою новую пьесу «Выбор гувернера». В этот же вечер он скончался.

Похоронили его в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Жена, пережившая его на 4 года, установила гранитный саркофаг серого цвета. Он окружен оградой из кованых прутьев.

В статье была рассмотрена краткая биография Дениса Ивановича Фонвизина, литературного гения конца XVIII века.

Похожие статьи

Искусство

Александр Иванович Куприн: биография писателя

Искусство

Самуил Яковлевич Маршак: биография, личная жизнь и творчество писателя

Искусство

Антонио Вивальди: биография и творчество

Искусство

Ava Addams: биография актрисы

Искусство

Петр Ильич Чайковский: биография и творчество композитора

Искусство

Иван Александрович Гончаров: биография, личная жизнь и творчество

Рыцарь остроумия: к 270-летию со дня рождения Фонвизина

В честь 270-летия со дня рождения Дениса Фонвизина, отмечаемого 14 апреля, в Президентской библиотеке представлен комплект книг из ее фондов.

Эти материалы представляют его не только как автора знаменитой комедии.

«Умри, Денис, лучше не напишешь!» — воскликнул современник о комедии «Недоросль» Фонвизина, впервые увидев ее на сцене. Самая известная русская комедия уже почти триста лет заполняет счета. Легко переживая времена и поколения, она остается острой, актуальной и понятной зрителю. Популярность комедии настолько велика, что порой затмевает собой личность автора. Между тем, когда мы изучаем биографию Фонвизина, становится ясно, что великая вневременная пьеса «Недоросль», как и другая его комедия «Бригадир», естественно вышли из-под пера этого удивительного человека.

Подробная история жизни драматурга изложена в «Денисе Ивановиче Фонвизине», изданном в 1900 году под редакцией писателя Всеволода Соловьева. Автор отзывается о его характере как о истинном патриоте, приводя в пример следующий эпизод: «В 1777 году, по болезни жены, Денис Иванович совершил свое первое путешествие за границу. Тогдашнему русскому путешественнику должно было Европе, где просвещение проявилось несравненно ярче, чем в России восемнадцатого века.

Между тем Фонвизин совершенно не прельщался европейскими нравами и обычаями. Умный, проницательный и насмешливый, он ярко различал все слабости чужой жизни и жестоко высмеивал их».

По свидетельству современников, Фонвизин владел искусством смешить людей, и вызываемый им смех превратился в мощное оружие против глупости и невежества. Впечатления Фонвизина о зарубежье остались в его письмах, имеющихся в полном собрании его сочинений, оцифрованном Президентской библиотекой. В этих письмах легко раскрывается автор «Бригадира» — человек, глубоко уважающий свою страну и остро высмеивающий тех, кто ее отвергает. «В то время среди русских людей было немало таких, которые думали, что должны подражать иностранцам во всех сторонах жизни, — пишет биограф, — и пытались переделать себя на иностранный лад, особенно на французский».

«Бригадир» вызвал интерес Екатерины II и, соответственно, всего петербургского общества. Молодого человека заметил граф Никита Панин, ведавший в то время иностранными делами. «Фонвизин имел возможность работать правильно и усердно, раскрывая свои таланты».

А вот что писал Фонвизин о Панине: «Характер покойного графа Никиты Ивановича был достоин искреннего уважения и любви. В нем был стержень, присущий душе великого. Никакие заблуждения, никакие запугивания никогда не могли его поколебать. Там не было на земле силы, которая могла бы заставить его высказать свое мнение государю или согласиться с мнением императора, если бы оно не соответствовало его внутреннему убеждению».

Годы службы Панину были лучшими годами жизни Фонвизина. В тот период Фонвизин был очень популярен в обществе, его остроумие было известно многим. Он уважал своего покровителя, ценил его и работал под его началом с большим усердием. Уважение и признание были взаимными — Панин раздал своим подопечным часть подарка от императрицы, сделав Фонвизина состоятельным человеком. «Завершив воспитание цесаревича, Панин получил от императрицы награду в виде поместья с девятью тысячами крепостных.

На долю Фонвизина приходилось около 1200 крепостных».

Денис Иванович сохранил свой веселый и ровный нрав даже после трагедии 1785 года, когда у него случился инсульт и паралич, обездвиживший всю левую сторону его тела. Фонвизины стали часто ездить в Европу лечиться, но эффекта это не давало.

За несколько часов до смерти Фонвизин был в гостях у Державина. И, несмотря на то, что он с трудом говорил, не раз смешил публику.

Денис Иванович Фонвизин Биография — eNotes.com

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье среднего дворянина. Его отец, уволившись с военной службы майором, имел в Москве скромное гражданское положение; Мать Фонвизина была из более старшего дворянского рода. Семейство Фонвизиных прибыло в Россию из Германии в середине шестнадцатого века и было вполне русским ко времени Екатерины, когда жил Денис; ему пришлось учить немецкий в школе. В отличие от многих русских дворян, он выучил французский только в молодости.

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

В десять лет Фонвизин был одним из первых принятых в только что открывшийся Московский университет, по-видимому, на подготовительный уровень, необходимый для подготовки студентов, готовых к университетскому обучению. Его образование дало ему вкус к литературе и подготовило его к государственной службе, на которую он должен был поступить, когда нашел покровителя. Ранняя поездка в Петербург (1760) привела его в императорский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Хольберга. Этот опыт пробудил в нем непреходящий интерес к драме; в 1761 г. он опубликовал перевод подборки нравоучительных басен Гольберга. Дидактический элемент был в творчестве Фонвизина с самого начала. Писатель совершенствовал свой русский литературный стиль и владение французским и немецким языками, выполняя различные переводческие проекты для университетских журналов.

В семнадцать лет, обычный возраст для поступления на службу дворянских сыновей, Фонвизин устроился на свою первую работу на госслужбу только что коронованной императрицы Екатерины переводчиком в Министерстве иностранных дел. Екатерининский двор находился в то время недолго в Москве, но когда он вернулся в Петербург в 1763 году, Фонвизин последовал за ним. Обеспеченный впервые личными слугами, он прочитал произведение сатирика Антиоха Кантемира, произведение которого, хотя и было написано раньше, но было опубликовано только в 1762 году. Под этим влиянием Фонвизин решил написать трем своим слугам шутливое письмо. «Послание к слугам моим Шумилову, Ванке и Петрушке» (1763-1764; послание моим слугам Шумилову, Ванке и Петрушке) явилось результатом и получило широкое распространение среди вольнодумцев в Петербурге. В ней содержались одни из первых реалистических и сатирических наблюдений над обыденной действительностью, появившиеся позднее в крупных пьесах драматурга.

В октябре 1763 года Фонвизин получил покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины, человека с литературными и театральными интересами. На службе у Елагина Фонвизин оказался в конкуренции с немалым талантом драматурга Владимира Лукина. Лукин настаивал на совершенно национальной драме; он ставил на сцене несколько реалистических русских персонажей — ростовщика, например, — но так и не добился для них реалистичной речи. Между двумя писателями не пропадала любовь, а между тем молодой Фонвизин заводил друзей среди актеров и актрис, особенно знаменитого Ивана Дмитревского, сыгравшего в трагедиях Александра Сумарокова. Обязанности Фонвизина у Елагина позволили ему в 1760-х годах экспериментировать с поэзией и дальнейшими литературными переводами. Он попробовал стихотворный перевод 9 Вольтера.0035 Alzire (pr., pb. 1736; английский перевод, 1763 г.), но не опубликовал его, обнаружив, что, хотя он и хотел писать трагедии, его природный талант заключался в остроумии и сатире.

Юноша видел в это время постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, видел многочисленные постановки легковесных французских комедий в переводе молодых столичных дворян. Фонвизин также перевел такую ​​пьесу « Сидней » Жана-Батиста Грессе; он назвал свою русскую версию Корион . Хотя персонажи были перенесены в русский сеттинг, они сохранили свои французские имена. Пьеса была поставлена ​​в ноябре 1764 года в придворном театре без особого успеха. Короткая сцена между камердинером Андреем и посыльным-крестьянином дышала правдой, но в остальном она была еще в сумароковском стиле.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном в то время Петербурге дала ему наблюдательный мир, который со временем нашел отражение в его пьесах. Его собственное воспитание заставило Фонвизина не любить притворство, и он не любил франкоязычных петербургских пижонов с их слепым преклонением перед французским языком и модой и с их презрением ко всему русскому. Фонвизин, напротив, находил в русской жизни много восхищения, например, интеллигенцию М. В. Ламоносова и В. Н. Титищева. Влияние отца дало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего начальника Елагина, он решил высмеять этих щеголей в комедии. К нему добавлялись фигуры, еще не появлявшиеся ни на одной русской сцене, грубое и мелкое дворянство, жившее в городках и в своих имениях, люди малообразованные, бездумно служившие в строго дисциплинированной армии, пока не вышли в отставку, может быть, с чином бригадира. Под стать им были их жены, малограмотные, не умеющие ничего, кроме ведения хозяйства. Фонвизин добавил бы к сатире судебных взяточников, о которых он многое знал по опыту своего отца, честного судьи среди нечестных. Комедия Результатом стал Бригадир . Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которой пьеса понравилась. Двадцатичетырехлетний Фонвизин поразил всех аутентичностью своих русских на сцене.

Именно в Петергофе Фонвизин познакомился с графом Никитой Ивановичем Паниным, главой министерства иностранных дел Екатерины и человеком, которому было поручено воспитание Павла, сына Екатерины, наследника престола. Панин отнесся к этой работе с глубокой серьезностью, надеясь слепить из следующего царя просвещенного самодержца. Он видел связь образования с хорошим управлением, и Фонвизин в своей работе с Паниным добавил к своим и без того восторженным взглядам на значение образования. Панин выбрал Фонвизина секретарем, и молодой человек быстро стал близким и ценным соратником.

Один из самых влиятельных людей при екатерининском дворе, Панин, однако, уже миновал время своего наибольшего могущества, когда к нему присоединился Фонвизин. Взгляды Панина на правительство совпали и развили те, которые формулировал молодой Фонвизин, и отношения с Паниным окрашивают впоследствии все политические взгляды Фонвизина. Панин считал, например, что власть самодержавного правителя должна быть ограничена законом и советом знатнейших придворных. Фонвизин прослужил у Панина четырнадцать лет.

С началом войны с Турцией в 1768 году политика Панина оказалась под сомнением. В результате Фонвизину, начав работать с Паниным, было не до литературы. В начале 70-х гг. 19 в. шли мирные переговоры с Турцией и раздел Польши. Павел, будущий царь, заболел в 1772 году; о его выздоровлении Фонвизин написал речь о его выздоровлении, утверждая, что вся Россия радовалась. В 1773 году, в год пугачевского бунта, столь безжалостно подавленного Екатериной, Панин лишился должности воспитателя Павла, теперь совершеннолетнего и женатого. Екатерина в качестве выходных почестей одаривала Панина многими подарками, и Панин делился ее щедростью со своими помощниками. Фонвизин получил имение в Белоруссии с 1180 крепостными, что сделало его финансово обеспеченным на долгие годы. Однако он, по-видимому, так и не стал идеальным владельцем имения, и имением для Фонвизина как отсутствующего помещика управляли прискорбно неумело. Пугачевский бунт, тем не менее, оказал большое влияние на более позднее творчество Фонвизина, повлияв на его самую мрачную сатиру на жестокость помещиков по отношению к крестьянам.

В 1774 году Фонвизин женился на Екатерине Ивановне Хлоповой, бывшей соседке Фонвизиных в Москве. Супруги хорошо жили в Петербурге, начали коллекционировать искусство, ездили за границу (1777-1778) по состоянию здоровья. Они ездили в Германию и Францию, угощаясь в русских посольствах, но прилагая большие усилия для соблюдения местных обычаев. В письмах домой Фонвизин живо рассказывал о своих впечатлениях. В письмах с настоящей литературной ценностью изложены его взгляды на Европу. Он не был слепым поклонником; он видел там страдание и глупость, как дома. Его патриотизм проявляется даже тогда, когда он больше всего впечатлен культурными достижениями Запада.

Под влиянием Панина другие произведения Фонвизина этого периода были больше ориентированы на политику, чем на литературу. Похвальное слово Марку (восхваление Марка Аврелия) 1777 года, например, его перевод произведения Антуана Тома о том, как должен править правитель, предвосхищает идеи, которые Правдин использует в Незначительном .

Осенью 1778 года Фонвизин, побывав ненадолго в Москве, начал писать Незначительный . Русский театр получил богатое развитие за годы, прошедшие с тех пор, как писатель увидел свою первую пьесу; теперь было два театра в Петербурге и постоянный театр с русской труппой в Москве. Становились популярными сентиментальные драмы, и они требовали более естественной актерской манеры, чем та, которая применялась в декламационном творчестве времен Сумарокова. Комические оперы, легкие музыкальные пьесы с танцами, как у Михаила Матинского, привлекали внимание придворной публики сатирическими образами купцов и других в быту, но не изображениями дворянства. Крестьян на сцене обычно идеализировали; грубости и жестокости провинциальных помещиков еще никто не показал.

Ценности, выработанные Фонвизиным на службе у Панина, дали ему больше идей и характеристик для его пьесы. В 1779 г. драматург перевел Та-Гио Та-Сюэ: Или то великое знание, в котором заключена высшая китайская философия» , 1966), классику китайского конфуцианства. (Фонвизин использовал перевод на французский как основу для своей работы.) Та-Сюэ утверждает, что добродетель есть корень всех благ и что нет никакой разницы между государем и самым смиренным из его подданных в стремлении к благу. добродетель. Тема та, что обнародована Стародумом в пьесе, которую Фонвизин закончил в 1782 году, уйдя в отставку с государственной службы. Он читал пьесу вслух в петербургских дворянских домах, а Дмитревский, давний актерский друг драматурга, поставил ее и исполнил роль Стародумы. Спектакль проходил в частном театре и имел большой успех у публики; тем не менее постановка в Москве была отложена московской цензурой до мая 1783 года.

Панин умер в 1783 году. Его бывший ученик Павел, вступив на престол, показался настоящим деспотом, игнорирующим просвещенное наставление Панина. Перед смертью Панин с помощью Фонвизина написал, но не закончил заявление об изменениях, которые, по его мнению, необходимо было произвести в России. Фонвизин спрятал рукопись, и это рассуждений (рассуждение) или завещаний (завещание) много лет переходило из рук в руки и было напечатано только после революции 1905 года. Фонвизин вышел в отставку весной 1783 года, через три недели после Панина. смерть.

Готовый снова обратиться к литературе, Фонвизин стал способствовать литературному феномену сатирических литературных журналов, которые в это время стали выходить в Москве. Одну спонсировала сама Кэтрин; другой, Н. И. Новикова, подвергся цензуре уже в 1770 г. Появился новый журнал: «Собеседник любителей русского слова» (собеседник любителей русского слова). Фонвизин писал для него остроумные этюды о русских синонимах с сатирическими подтекстами. Кэтрин внесла свой вклад в этот журнал анонимно. Зная об имперском участии, Фонвизину пришла в голову мысль задать анонимному обозревателю ряд смелых вопросов. Екатерина, как просвещенная деспотия, не цензурировала вопросы, а отвечала на них так, чтобы исключить такие вопросы в будущем. Фонвизин написал в этот период и другие сатирические литературно-лингвистические сочинения, в том числе острую сатиру на лесть при дворе «Всеобщая придворная грамматика» (1783–1784; «Всеобщая придворная грамматика», 19).47). Он же написал благодарственное Сокращенное описание жизни графа Н. И. Панина (1784; краткое описание жизни графа Н. И. Панина). Восхваление его павшего героя было опубликовано анонимно, сначала на французском языке в Лондоне, а два года спустя на русском языке.

Фонвизины предприняли вторую поездку за границу, на этот раз в Италию, надеясь поправить его здоровье; он долгое время страдал от сильных головных болей. Ему нужны были деньги, и он планировал купить картины и продать их по возвращении. Этот план не сработал, и эти годы были полны финансовых и других неприятностей. В его письмах домой снова содержалось пристальное внимание как к красотам, так и к недостаткам Европы. В Риме он перенес тяжелую болезнь, достаточно выздоровел, чтобы вернуться, но в Москве у него случился инсульт, парализовавший руку и ногу и нарушивший речь. Он так и не выздоровел полностью. Он совершил еще две поездки за границу по состоянию здоровья (1786-1787 и 1789 гг.).). Он попытался начать новый журнал в 1788 году, но полиция запретила его публикацию, и он так и не появился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *