Фома аквинский вклад в философию: Фома Аквинский

Содержание

Фома Аквинский



Фома Аквинский

1226–1274

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Фома Аквинский

С марксисткой точки зрения:

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 или 1226—1274) — средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 году был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на философию Фомы Аквинского оказало и учение неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции «умеренного реализма» (

Реализм средневековый), признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается Фомой Аквинским в созданный богом иерархический порядок. Учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. В 1879 году схоластическая система Фомы Аквинского официально объявляется «единственно истинной философией католицизма», становится одним из основных направлений немарксистской философии, оказывающих значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества (Неотомизм). Основные сочинения Фомы Аквинского: «Сумма против язычников» (1261—1264), «Сумма теологии» (1265—1273).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 494.


Вернуться на главную страницу Фомы Аквинского

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Философия Фомы Аквинского – кратко

Фома Аквинский (см. его биографию), происходивший из знати Неаполитанского королевства, предпочитал мирные радости науки авантюрной жизни феодального барона и, несмотря на сопротивление со стороны отца, поступил в монашеский орден доминиканцев. Похищенный братьями во время отъезда из Италии в Париж, Фома содержался узником в замке своих отцов. По прошествии двух лет ему всё же удалось убежать и поселиться в Кельне слушателем прославленного философа-схоластика Альберта Великого (см. Альберт Великий – биография, Философия Альберта Великого – кратко). Он стал его восторженным учеником и страстно предался изучению Аристотеля. С этих пор все помыслы Фомы Аквинского сосредоточились на том, чтобы познакомить христианский Запад с аристотелевской философией по греческому тексту и особенно с Физикой и Метафизикой, которые существовали до сих пор только в латинском переводе, сделанном с арабского языка. Возвратившись впоследствии на родину, Фома умер в 1274 году, едва имея 50 лет, после жизни, целиком посвященной науке и размышлению.

Фома Аквинский. Художник Карло Кривелли, XV век

 

Философия обязана Фоме Аквинскому целым рядом трактатов, относящихся к Метафизике Аристотеля (Opuscula de materiae naturа, de ente et essentia, de principiis naturae, de principio individuationis, de universalibus etc), а его «Сумма теологии» (Summa theologiae), мало-помалу вытеснившая «Сентенции» Петра Ломбарда, стала основой преподавания догмата в католической Церкви.

Читайте также статьи Фома Аквинский – краткая биография, Фома Аквинский о вере и разуме, Фома Аквинский о теологии и философии.

Сам Фома Аквинский не считал свою философию оригинальной и утверждал, что стремится лишь к точному воспроизведению основных идей Аристотеля. Однако он облёк аристотелевские мысли в новую, средневековую форму, чья своеобразность поднимала её до ранга самостоятельного учения. Идеи и категории Фомы Аквинского отчасти заложили основу философского языка Нового времени.

Согласно Фоме, философия в собственном смысле («первая философия») имеет своим предметом бытие как таковое (ens in quantum ens). Есть два вида бытия (entia): материальные предметы, существующие объективно, реально (esse in re), и субстанции, идеальные сущности (essentiae, substantiae). Большинство последних, подобно первым, состоят, как учил и Аристотель, из формы и материи. Есть всего лишь одна простая сущность или чистая форма без примеси материи: Бог.

Как материя, так и форма представляют собою бытие (entia). Отличаются они друг от друга тем, что форма существует in actu (в действительности), а материя – только in potentia (в возможности, реализуемой посредством формы). Вообще материя и есть все то, что может быть, все то, что существует в возможности.

Смотря по тому, представляет ли собою возможная вещь субстанцию (первооснову) или акциденцию (одно из многих возможных проявлений первоосновы), философия Фомы Аквинского проводит различие между materia ex qua aliquid fit («материей из которой что-либо возникает», субстанцией в возможности [1]) – и materia in qua aliquid fit («материей, в которой что-либо возникает», акциденцией в возможности [2]). Materia ex qua не существует сама по себе, materia in qua существует, как существо относительно самостоятельное (subjectum). Форма и есть то, что придает бытие вещам. Смотря по тому, представляет ли собою вещь субстанцию, или акциденцию, мы имеем дело или с субстанциальной формой, или с акциденциальной формой. Соединение материи с формой Фома Аквинский называет происхождением (generatio – γίνεσζαι), которое в свою очередь является субстанциальным и акциденциальным. Все формы соединяются с материей, индивидуализируются в ней и образуют отдельные предметы и понятия – роды, виды,индивидуумы.

По философии Фомы Аквинского, только одна форма из форм, т. е. Бог, не соединяется ни с какой материей; в ней нет ни происхождения, ни порчи. Чем несовершеннее форма, тем более она стремится увеличить число индивидуумов (отдельных проявлений), реализующих ее; чем форма совершеннее, тем меньше у неё индивидуаций. Форма из форм, Бог, уже не образует вида, который можно было бы разложить на отдельные индивидуумы, а представляет собою цельное существо, в котором различия лиц беспрерывно сливаются в единстве сущности. Так как один только Бог является чистой формой (actus purus), без материи, а, следовательно, и без несовершенства (ибо материя – это, в сущности, нереализованная возможность, то, чего еще нет, отсутствие, недостаток бытия), то один Бог и есть совершенный и полный разум, смысл всех вещей. В нем заключается абсолютная истина, ибо он сам есть истина.

Истина, развивает далее мысль Фома Аквинский, есть согласие между мыслью и её предметом. В человеке согласие это существует в большей или меньшей степени, но никогда в совершенной полноте. Никогда у человека оно не достигает абсолютного тождества; никогда в его уме мысль не сливается с предметом мысли. Между познанием и его предметом всегда существует более или менее значительный промежуток. В Боге же идеи не только точно воспроизводят вещи, но даже идеи Бога и суть сами вещи. С точки зрения человека сначала существуют вещи, а потом он уже о них мыслит. С точки зрения Бога мысль предшествует вещам, которые существуют только потому, что Бог их мыслит и которые существуют такими, какими он их мыслит. Итак, заключает Фома, в Боге нет разницы между мыслью и её объектом; в нем мысль и бытие тождественны. И так как это тождество и есть истина, то Бог и есть сама истина. Из того, что Бог – истина, вытекает, что Бог существует. Ибо невозможно отрицать существования истины, и даже те, которые это отрицают, думают, что они правы, а, следовательно, тем самым утверждают, что истина существует.

Доказательство существования Бога является, согласно Фоме Аквинскому, первой и главной задачей философии; но она никогда не была бы в состоянии её исполнить, никогда бы не была в состоянии даже возвыситься до идеи о Боге, без первоначального Откровения людям от самого Творца и без Откровения от Иисуса Христа. Для того, чтобы человеческий ум был в состоянии устремить свои усилия к своей истинной цели, необходимо было, чтобы с самого начала Бог указал ему на эту цель, чтобы Он сам открыл себя человечеству. Философия хороша и законна только при условии, если она берет Откровение за свою исходную точку и приходит к нему, как к конечной своей цели. Только тогда она – на истинной дороге, когда она ancilla Ecclesiae (служанка церкви, служанка богословия). Фома Аквинский, впрочем, полагал, что истинная философия является и ancilla Aristotelis (служанкой Аристотеля), поскольку Аристотель, по его мнению, есть предвестник Христа в области науки. Церковь Божия, согласно Фоме, есть цель, к которой стремятся все земные вещи.

Природа представляет собой иерархию, где всякий разряд есть (по тому же аристотелевскому принципу) форма низшего разряда и материя высшего. Иерархия тел завершается природной жизнью человека, которая, в свою очередь, становится основанием и «материей» для высшей, духовной жизни, которая развивается под сенью Церкви, питается её словом и таинствами, как природная жизнь питается хлебом земли. Царство природы так же относится к царству благодати, человек вообще – к христианину, философия – к теологии, материя – к таинству, Государство – к Церкви и император – к папе, как средство относится к цели, зародыш – к законченному существу, возможность – к осуществлению.

Вселенная, состоящая из царств природы и благодати, есть лучший из возможных миров, ибо Бог, полагает Фома, замыслив в своей бесконечной мудрости лучший из миров, не мог сотворить менее совершенный мир, не противореча при этом своей мудрости. Думать, что Бог мог замыслить совершенство, но реализовать несовершенный мир, значит, предполагать противоречие в Боге: противоречие между его знанием и волей, между идеальным и реальным началами вещей – что так же противно для философии, как и для веры. Божественная воля не есть, следовательно, воля безразличия, и свобода Бога, далеко не являющаяся синонимом произвола и ничем не мотивированной воли, тождественна с необходимостью.

Несмотря на кажущуюся противоположность, то же относится и к человеческой воле. Подобно тому, как ум обладает принципом (разум), от которого он не может уклониться без того, чтобы не перестать быть самим собою, и воля имеет принцип, уклониться от которого она неможет без того, чтобы не перестать быть свободною волей: благо. Воля необходимо стремится к благу, но чувственность стремится ко злу и этим парализует усилия воли. Отсюда грех, имеющий своим источником не свободу безразличия или выбора, а чувственность.

Детерминистическая философия Фомы Аквинского напоминает взгляды святого Августина. Но, распространяя свой принцип до самого высшего Существа, чью волю он подчиняет разуму, Фома тем самым освобождает доктрину Августина от всего, что в ней есть оскорбительного для разума и совести. Он в одно и то же время указывает и на апогей развития католической метафизики и на начало её упадка. До святого Фомы Аквинского схоластическая философия уже показывала признаки истощения. При нем и в его лице она поправляется и сияет таким блеском, что перед ним бледнеют самые знаменитые имена. По своей преданности Церкви и её интересам, по философскому дарованию, которое он отдает в распоряжение католицизма, по своей вере в полное согласие догмы с системой перипатетиков, Фома является после святого Ансельма Кентерберийского самым совершенным типом ученого Церкви. Но его вера в гармонию догмата и разума, несмотря на всю её силу, не имеет той юношеской свежести, какая присуща убеждениям святого Ансельма. Это, скорее, вера, создаваемая волей – постоянное усилие энергичной воли в борьбе с той тысячью затруднений, какие выставляет ей размышление. Начиная с эпохи святого Фомы Аквинского разум и католическая вера, официальная теология и философия представляют две разных вещи и доходят до более или менее ясного сознания своих начал и своих специальных интересов. Метафизика еще долго будет вассалом теологии; но, несмотря на это положение, она отныне ведет уже отдельную жизнь, у неё появляется собственная сфера деятельности.

Это появление философии в собственном значении слова получает свою так сказать официальную санкцию в факте учреждения философского факультета в Париже, учреждения, состоявшегося (1270) за четыре года до смерти святого Фомы Аквинского. С этого времени начинается упадок схоластики. Сами теологи, а во главе их Иоанн Дунс Скот (см. Иоанн Дунс Скот – краткая биография, Философия Дунса Скота) способствовали ускорению этого упадка.

 


[1] Например, человеческая спeрма представляет собою materia ex qua homo fit, человека в возможности.

[2] Пример: человек представляет собой «материю, в которой возникает интеллект».

 

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Визит в Европу

10 музыкальных номеров, получивших 10 хитов №1

За и против: социализм в Соединенных Штатах

Кем был Фома Аквинский и почему он был важен?

Это третья из 5 серий, в которых рассказывается о выборе Тревином Ваксом самых важных теологов христианства. Мы рассмотрим каждую из них, чтобы показать, почему Тревин и другие считают эти фигуры столь влиятельными. Первые посты были посвящены Афанасию и Августину.


Фома Аквинский — теолог, которого некоторые протестанты любят ненавидеть, другие любят любить, но его всегда уважают. Хотя ранние протестанты редко прямо осуждали его, его учения всегда вызывали определенное беспокойство, поскольку они связаны с его идеями о благодати, оправдании, таинствах и церкви. Они дуют то горячими, то холодными на его заимствование Аристотеля, что всегда было главной жалобой Лютера.

Реклама на TGC

Но в любой попытке категорически отвергнуть Фому Аквинского есть противоречие: это не является частью протестантского наследия.

В течение одного поколения лютеровской реформации большинство протестантских центров подготовки пасторов, включая Виттенберг, использовали по крайней мере некоторые из произведений Аквината в своих учебных планах, даже если они не охватывали все его учения. Это верно и для современных семинарий и библейских колледжей. Те, кто сегодня интересуется, например, аргументами в пользу существования Бога, всегда обращаются к «5 путям» Фомы, или 5 методам аргументации, чтобы прийти к рациональному заключению о том, что Бог существует (хотя никогда полностью отдельно от веры, как указал бы Фома Аквинский). ).

Наше мнение об Аквинате, таким образом, формирует микрокосм использования Реформацией средневекового богословия: протестанты не отвергают все, но они серьезно обеспокоены некоторыми из его учений.

Тогда было бы полезно высказать несколько мыслей о том, почему Фома Аквинский настолько влиятельн, что попал в список 5 лучших исторических личностей.

Жизнь и времена Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) родился с серебряной ложкой во рту, так как он был сыном герцога Аквинского в Италии. В соответствии со средневековыми именами, «Аквинский» на самом деле не его фамилия, а ссылка на поместье его семьи в Акино (по этой причине это называется не «аквинизм», а «томизм»). Томас был бы хорошо обучен читать, писать и думать, и все возможности для его жизни были бы немыслимы для среднего крестьянина. Фактически, его троюродный брат был в то время императором Священной Римской империи, а это значит, что он был рожден не только богатым, но и влиятельным человеком.

Первым мятежным поступком Томаса был отказ от роскошной работы в церкви, которую запланировала для него его семья. Его отец хотел, чтобы его сын получил священнический сан в богатом монастыре в Монте-Кассино — первом подобном монастыре в Европе, хотя с тех пор он стал ленивым в своей монашеской строгости. Монастырь был также влиятельным в политическом и культурном отношении, поэтому его отец хотел, чтобы там был «внутренний человек».

Томас сказал своему отцу, что вместо этого присоединился к доминиканцам, после чего его братья похитили его, заперли в его комнате, соблазнили проституткой и поклялись не отпускать его, пока его мать не решила оставить окно открытым для него однажды вечером, чтобы сбежать.

Присоединение к доминиканцам было чем-то вроде присоединения к «Иисус-фрикам» в 1960-х: они были радикальным выражением веры, которая нервировала церковных лидеров. Доминиканцы верили в «радикальные» идеи, такие как представление о том, что Иисус был не богатым аристократом, живущим в роскоши, а, скорее, бедняком, которому негде было преклонить голову. Доминиканский орден хотел вести такой радикальный образ жизни и был известен как один из новых «орденов нищенства», поскольку монахи вообще не имели богатства и жили на подачки от других.

Получив свободу, Томас в конце концов отправился в Париж, интеллектуальное сердце Европы, и там начал изучать богословие и Библию.

Теология во времена Фомы Аквинского

Фома Аквинского не нравился и его современникам-ученикам. Тоном, который, должно быть,  издевательским, его одноклассники назвали его «Тупой Бык» за неуклюжую походку и медлительность мышления. Может быть, они просто подумали, что забавно высмеивать благородного сына, который теперь выпрашивал еду. В любом случае ему суждено было стать самым влиятельным схоластическим умом всего средневекового периода, так глубоко сформировав дискуссии по теологии и философии, что католическая церковь официально назвала бы его труды своими собственными.

Центральной движущей силой схоластики была проблема веры и разума. Вопрос можно сформулировать так: что является первоисточником наших богословских знаний и в какой степени мы можем использовать такие инструменты, как разум, для исследования нашей веры? Этот спор существовал с самого начала христианского богословия и продолжается сегодня, но во времена Фомы Аквинского этот вопрос был критическим.

Ко времени Фомы Аквинского схоласты более или менее оказались на взаимоисключающих позициях. С одной стороны, это те, которые мы можем назвать скрытым взглядом: те, кто верят в такие доктрины, как Троица или божественность Христа, совершенно чужды любому естественному способу мышления, поэтому их следует только признать тайной и никогда не изучать так, как хотелось бы. философия. Сегодня это были бы люди, которые сказали бы, что мы никогда не должны пытаться обсуждать Троицу, потому что это просто тайна.

Другую сторону во времена Фомы Аквината мы можем назвать компатиблистами: те, кто считает, что если в учении есть что-то нелогичное или неподтвержденное философией, то нам нужно приложить свои усилия, чтобы найти лучшее решение или описание. В крайнем случае это были бы люди, которые предпочли бы отказаться от языка исторической доктрины, если бы он не соответствовал их стандарту рационального мышления.

В мире Аквинаса эти вопросы были у всех на уме, они были озабочены такими людьми, как Ансельм, Абеляр и Бернар Клервосский. Именно ответ Аквинского на эту проблему стал одним из великих ответов рациональной теологии: благодать совершенствует природу.

Благодать Совершенствует Природу

Фома Аквинский решил проблему веры и разума, по сути, отрицая существование фундаментальной проблемы, пока разум и вера понимаются на своих местах. Разум, утверждал он, является даром Божьим и установлен в творении как добродетель для всех мужчин и женщин. Поэтому разум следует понимать как дар природы, то есть это естественная способность, присущая всем нам.

Проблема, с которой нужно разобраться, — это испорченность грехом, которая затуманивает наш разум. Фома Аквинский ответил, что природа благодати в христианине не в том, чтобы подавлять разум, а в том, чтобы работать над тем, чтобы вернуть разум на его надлежащее место. Итак, благодать совершенствует природу, а не разрушает ее. Наши рассуждения впали в грех, и мы способны на злобу и глупость. Но Бог действует Своим Духом, чтобы вернуть нас в здравое сознание, подобно бесноватому герасенскому демону, возвращенному в его здравый ум и приставленному к ногам Иисуса.

Итак, вернемся к примеру с Троицей: Фома Аквинский будет утверждать, что учение о триединой природе Бога раскрывается и утверждается верой, а не разумом. Однако, однажды установленная верой, она может стать предметом размышлений и изучения, но не для того, чтобы обосновать учение разумом, а, скорее, для того, чтобы использовать наш естественный ум, чтобы углубить наше понимание чуда этой истины. Тщательные разграничения и философский язык уместны в размышлениях о триединстве не потому, что они строятся на учении, а потому, что у нас есть разум на своем месте.

Фома Аквинский и протестантизм

Признание вклада Фомы Аквинского в теологию не означает, что протестанты полностью довольны каждым из его учений. Например, он учил вещам об оправдании, которые были полностью средневековыми, а именно, что благодать вливается в нас при крещении, и тогда мы обязаны сотрудничать с благодатью для нашего окончательного оправдания. Его учение о таинствах также оказало влияние на развитие католических взглядов на пресуществление. Мы могли бы продолжать, но в учениях Фомы Аквинского нет короткого списка вопросов, которые люди ставят под сомнение.

Когда мы перестаем ценить Аквинского как историческую фигуру, то это происходит не потому, что мы любим все, что видим. Но долгое взаимодействие протестантов с Фомой Аквинским по таким вещам, как вера, разум и другие доктрины, не ослабевает из-за наших глубоких разногласий по другим вопросам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *