Фирдоуси это кто: Фирдоуси | это… Что такое Фирдоуси?

Фирдоуси | это… Что такое Фирдоуси?

Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (перс. حکیم ابوالقاسم منصور حسن فردوسی توسی‎; род. 935, Тус (Иран) — 1020) — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользуется большой популярностью и считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Память о Фирдоуси
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Переводы на русский язык

Биография

Фирдоуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи. Картина В. Суренянца, 1913 год

Мавзолей на могиле поэта в г. Тусе

Сцены из «Шахнаме»

Родился между 932 и 936 годами в окрестностях города Туса, в Хорасане в шиитско-исмаилитской семье дихкана, как тогда называли помещиков-феодалов.

Можно полагать, что поместья Фирдоуси были невелики и лишь с трудом кормили их владельцев, положение которых в эти годы беспрестанных войн было очень тяжёлым[1].

О детстве и юности Фирдоуси сведений почти нет. Он получил хорошее по тому времени образование, свободно владел обоими литературными языками Ирана той эпохи — арабским и персидским, и, возможно, даже был знаком и с литературным языком домусульманского Ирана — пехлеви.

Фирдоуси (его поэтическое имя переводится как «Райский») высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести». Прозвище «хаким» («мудрец», «ученый») он получил за глубину и широту своих знаний.

Молодость Фирдоуси приходится на период истории Ирана, когда местная феодальная аристократия после ряда лет арабского господства освободилась от ига завоевателей и в отдалённых частях халифата снова захватила власть в свои руки.

Длительное время жил в Газни, находился на службе у султана Махмуда Газневидского (которому и посвятил «Шахнаме»). Однако основная мысль поэмы о том, что лишь наследственные носители царской власти имеют на неё право, не понравилась султану Махмуду, которого более устраивала правомерность силы, а не наследственности.

По известной легенде, не имеющей точных подтверждений, султан отказался заплатить Фирдоуси за поэму. Это сильно рассердило поэта, и он написал сатиру, в которой упрекал султана происхождением от раба. В результате султанского гнева Фирдоуси был вынужден бежать из страны и скитаться в бедности до конца жизни[2]. Легенда вдохновила Д. Кедрина на написание стихотворения «Приданое».

На могиле поэта в 1934 году в связи с тысячелетием со дня рождения был воздвигнут мавзолей.

Память о Фирдоуси

Памятник Фирдоуси в Тегеране

Памятник Фирдоуси в Риме

  • Национальная библиотека Республики Таджикистан им. Абулькасыма Фирдавси (Душанбе, Таджикистан).
  • Университет имени Фирдоуси (Мешхед, Иран).
  • Площадь им. Фирдоуси (Тегеран, Иран) с памятником поэту
  • Улица им. Фирдавси (Душанбе, Таджикистан).
  • Улица им. Фирдоуси (Ереван, Армения).
  • Улица им. Фирдовси (Баку, Азербайджан)
  • Улица им. Фирдоуси (Самарканд, Узбекистан).
  • Памятник Фирдоуси в Риме
  • По мотивам произведения Фирдоуси «Шах-намэ» Б.Кимягаров снял трилогию фильмов.
  • К 1000-летнему юбилею поэта на один из сюжетов его поэмы «Шахнаме» азербайджанским поэтом и драматургом Гусейн Джавидом в 1933 году была написана пьеса «Сиявуш».

Примечания

  1. Фирдоуси — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
  2. ФИРДОУСИ

Литература

  • Истины: Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов. Перевод Наума Гребнева. Издательство Наука. Главная редакция восточной литературы. Москва 1968; Спб.: Азбука-классика, 2005. 256 с ISBN 5-352-01412-6
  • Фирдоуси // Литературная энциклопедия. Т. 11, 1939.

Ссылки

Переводы на русский язык

  • Произведения Фирдоуси

Библиоинформация: PND: 118532499 | LCCN: n79094717 | VIAF: 9846057 WorldCat

Поэт и падишах. Персидский поэт Фирдоуси

Текст: Геннадий Литвинцев

Фото: wikipemedia/ Шах Сулейман (царь Соломон). Фрагмент иллюстрации из издания «Шах-наме» XVI века. Британская библиотека, Лондон

Персидский поэт Фирдоуси (935—1020), автор колоссальной поэмы «Шах-наме», был почти современником Данте, но по собственному мироощущению и по состоянию мира, в котором он жил и творил, действительно ближе к Гомеру. Так что нечего удивляться, что его жизнь неотделима от мифов и легенд. Которые изложил для нас писатель Геннадий Литвинцев.

Вместо коня время дало мне посох.

Фирдоуси

Вместо солнечного горячего золота дали поэту лунное холодное серебро.

Старейшее и самое достоверное известие об этой поучительной истории, случившейся у поэта Фирдоуси с шахом Махмудом Газнави, встретилось в манускрипте Та’рих-и Систан («История Систана») – чрезвычайно богатой фактическим материалом местной хронике, написанной на персидском языке не позже XIV века. Вот как говорится в этом почтенном документе: «Он (Фирдоуси) читал ему сочинение несколько дней. Махмуд сказал: «Все «Шах-наме» ничто, кроме сказания о Рустаме, а в моем войске тысячи таких Рустамов». Он (Фирдоуси) ответил «Да будет долгой жизнь государя! Мне неизвестно, сколько в его войске таких мужей, как Рустам. Знаю одно, что Всевышний больше не сотворил для себя ни одного раба, подобного Рустаму».

Это сказав, низко поклонился и ушел. Царь Махмуд сказал везиру. «Этот простолюдин намеками назвал меня лжецом». Везир отвечал ему: «Надо убить». Но сколько ни искали, не нашли. Сказав так, загубил он свой труд и, уйдя, никакой награды не обрел, покуда не скончался на чужбине». Сочинитель «Истории» (имя его знает Всеведущий) заключил отрывок о поэте словами: «Если рассказывать здесь о каждом, то мы не достигнем своей цели. И все это известно миру».

Ничего себе – «о каждом»! Вот такое легкомысленное, если не сказать непочтительное, отношение автора Та’рих-и Систан к великому поэту всех времен Абулькаси́му Мансу́ру Хаса́ну Фирдоуси́ Туси́, названному людьми хакимом (мудрецом) еще при жизни. Что же за страна такая – Систан (или, у арабских географов, Сиджистан), и почему оказался поэт в этой стране, что теперь разделена между Ираном и Афганистаном? Наш источник сообщает, что там постоянно дует прохладный северный ветер. Благодаря умеренности и приятности климата систанцы умнее и проницательнее, чем жители других местностей.

Вот в этот край и прибыл поэт Абулькасим Фирдоуси из своего родного, и довольно захолустного тогда, города Тус. Прибыл, чтобы явить свой тридцатилетний эпический труд «Шах-наме» (Книгу Царей) Махму́ду Газневи, тюркскому эмиру, ставшему в 998 году падишахом основанного его отцом Себук-Тегином государства Газневидов. В результате завоевательных походов под флагом джихада против неверных шах Махмуд подчинил своей власти Восточный Иран, южную часть Средней Азии, Хорезм. Прославился опустошительными походами на Индию. Тысячи захваченных и доставленных в столицу Газневидов индийских и иранских ремесленников украсили город Газни искусными архитектурными сооружениями и восточной роскошью. Махмуд покровительствовал наукам и искусствам. Одних только поэтов, говорят, обитало при его дворе около четырехсот. Здесь нашел признание и приют великий учёный-энциклопедист Аль-Бируни.

Приехав в Газну, Фирдоуси встретился с знаменитыми поэтами шахского двора Унсури, Асджади и Фаррухи. Увы, имя Фирдоуси было им не известно. «Давай устроим поэтическое состязание, – предложили они. – Каждый из нас скажет одну строку стихотворения. Если пришелец сможет сочинить достойную четвертую строку, мы позволим ему находиться среди нас». Фирдоуси согласился. По когтям узнают льва. По одной строчке поэты признали Фирдоуси равным себе и повели его во двор Махмуда. Фирдоуси вручил тому «Шах-наме» и прочитал посвящение, восхваляющее славу и мудрость падишаха. Согласно легенде, шах обещал заплатить за каждое двустишие (бейт) «Шах-наме» по золотой монете, всего 60 тысяч золотых. Поэт, всю жизнь страдавший от унизительной бедности, уже представлял груды золота и свою почтенную обеспеченную старость. Когда же прибыл шахский караван и стали развязывать мешки, оказалось, что они наполнены не золотом, а серебром. Оскорбленный Фирдоуси раздал деньги частью своему банщику, частью вожатым каравана, а оставшиеся нищим на базаре. Шах понял поступок поэта как насмешку и приказал казнить его, бросив под ноги слону.

Но дело было, конечно, не только в золоте. Фирдоуси по вере был мусульманином-шиитом. Узнав об этом, Махмуд с угрозой стал требовать, чтобы он отказался от шиизма. Фирдоуси ответил султану стихотворением:

Секирой палача свободу одолев,

Ты пса во мне искал. Но пред тобою – лев!

(Перевод И. Сельвинского)

Пришлось Фирдоуси бежать из владений Газневидов. «Фирдоуси хорошо знал жестокость Махмуда, – пишет поэт и летописец 12-го века Низами Арузи. – Поэтому он ночью ушел из Газны… шесть месяцев скрывался, пока посланцы Махмуда искали его в Тусе. Лишь после долгих скитаний Фирдоуси смог вернуться на родину». И возобновить свою работу над «Шах-наме».

Непревзойденная эпическая поэма, прославившая Иран, его богатырей и властителей на весь мир, не принес поэту ни славы, ни даже простого достатка. Старость великого хакима прошла в нищете. Тогда он и сочинил горькие строки:

Вместо коня время дало мне посох.

Мои глаза и ноги совсем ослабли,

Несчастье и годы забрали мои силы.

Всякая история хороша своим окончанием. Тот, Кто знает все наперед, не мог оставить биографию великого поэта и мудреца без славы и вознаграждения, хотя бы и посмертной.

Рассказывают, что султан Махмуд случайно в походе услышал от своего визиря ходжи Ахмеда Хасана Мейманди стихи удивительной силы и красоты. Он спросил имя автора. Ходжа в ответ назвал ему Фирдоуси. И тогда властитель вспомнил свой неблагородный поступок – и ему стало стыдно. По возвращению из похода, как повествует Низами Арузи, султан приказал отсчитать из казны 60 тысяч золотых динаров и отвезти их Фирдоуси вместе с другими дарами в виде дорогой посуды и расшитой золотом одежды, как вознаграждение за посвященную ему книгу. Да еще и попросить прощения у поэта. Царский караван отправился из Газны в Тус. Однако Фирдоуси не суждено было получить вознаграждение за свой огромный труд при жизни: в то самое время, когда шахские верблюды с дорогой поклажей входили в город через ворота Рудбар, через другие ворота, Разан из города выносили погребальные носилки с телом Фирдоуси.

Вот еще что написал об этом Низами Арузи: «Говорят, у Фирдоуси осталась дочь, чрезвычайно достойная. Дары султана хотели вручить ей. Она не приняла их и сказала: «Мне не нужно». Посланцы доложили об этом шаху. Он повелел: пусть те дары потратят на постройку караван-сарая на пути из Нишапура в Мерв».

Казалось бы, можно и поставить точку. Больше ничего примечательного о Фирдоуси не найти в достоверных и правдивых записках тех времен. Но те из мудрецов, кто читает Книгу Жизни поверх манускриптов и хроник, знают и то, что скрыто от простых людей за видимым горизонтом.

Доводилось слышать: султан Махмуд, узнав от вернувшихся караванщиков, что они не смогли выполнить его поручение, сначала впал в гнев, а затем в глубокую печаль. Он осознал, что из-за собственной глупости войдет теперь в историю жалким обманщиком и недостойным тираном. И это навечно, навечно! И таким суждено ему предстать перед лицом Господа. И люди тысячу лет буду читать «Шах-наме» – и тысячу лет вспоминать, как он, Махмуд, пожалел великому поэту пару мешков с презренным металлом. И никто не вспомнит его, Махмуда, великих побед и завоеваний, его построек и несметных богатств.

В отчаянии султан погнал караван обратно в Тус с приказанием во что бы то ни стало найти Фирдоуси или его могилу, чтобы зарыть золото хотя бы в землю. Но и этого не смогли исполнить слуги: могилы поэта на городском кладбище не оказалось. Обезумевший шах счел это доказательством того, что поэт жив и лишь по-прежнему в страхе прячется от него. И он велел усилить поиски по всему миру.

Посвященные рассказывают, что караван до сих пор, вот уже тысячу лет, ищет Фирдоуси, чтобы вручить ему золото шаха Махмуда Газневи. В том мире, где все, что случилось, продолжается и сейчас, и будет длиться без окончания в будущем, где нет прошлого, нет будущего, а только одно настоящее – в том мире всегда будут искать умирающего и вечно творящего поэта, чтобы вручить ему золото и покончить наконец с этой историей. А что нам сказать в заключение? Воистину, знающий показывает на небе звезду Альдебаран, а не знающий видит палец.

Фирдоуси | Персидский поэт | Британика

Ferdowsī

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 935 г. Иран
Умер:
c.1020 или 1026 Иран
Известные работы:
«Шах-наме»

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Ferdowsī , также записано Firdawsī , Firdusi , или Firdousi , псевдоним Abū Al-Qasem Manṣr , (Born C. 935, близкий . –26, Ṭūs), персидский поэт, автор Shah-nāmeh («Книга царей»), персидского национального эпоса, которому он придал окончательную и непреходящую форму, хотя он основывал свою поэму в основном на более ранней прозе. версия.

Фирдоуси родился в деревне на окраине древнего города Тус. На протяжении веков вокруг имени поэта было сплетено множество легенд, но о реальных фактах его жизни известно очень мало. Единственным надежным источником является Незами-йе Аруди, поэт XII века, который посетил могилу Фирдоуси в 1116 или 1117 году и собрал предания, которые были распространены в месте его рождения менее чем через столетие после его смерти.

Викторина «Британника»

Литературный мир

Согласно Аруди, Фирдоуси был дехканом («землевладельцем»), получая приличный доход от своих поместий. У него был только один ребенок, дочь, и именно обеспечить ее приданым он взялся за дело, которое должно было занять его на 35 лет. « Шах-наме » Фирдоуси, стихотворение, состоящее почти из 60 000 куплетов, основано главным образом на одноименном прозаическом произведении, написанном поэтом в молодости в его родном Тусе. Эта проза Shah-nāmeh , в свою очередь, был по большей части переводом пехлевийского (среднеперсидского) труда, Khvatay-nāmak , истории царей Персии от мифических времен до правления Хосрова II (590 г. –628), но содержал и дополнительный материал, продолжающий рассказ о свержении сасанидов арабами в середине VII века. Первым, кто взялся за стихосложение этой хроники доисламской и легендарной Персии, был Дакики, поэт при дворе Саманидов, который жестоко погиб, написав всего 1000 стихов. Эти стихи, в которых говорится о возвышении пророка Зороастра, впоследствии были включены Фирдоуси с должным признанием в его собственную поэму.

Шах-наме , окончательно завершенный в 1010 году, был подарен знаменитому султану Махмуду из Газны, который к тому времени стал хозяином родины Фирдоуси, Хорасана. Сведения об отношениях поэта и мецената во многом носят легендарный характер. По словам Аруди, Фирдоуси лично отправился в Газну и благодаря добрым услугам министра Ахмада ибн Хасана Мейманди смог добиться принятия султаном поэмы. К сожалению, Махмуд затем посоветовался с некоторыми врагами министра относительно награды поэта. Они предложили дать Фирдоуси 50 000 дирхамов, но даже это, по их мнению, было слишком много, учитывая его еретические шиитские убеждения. Их слова повлияли на Махмуда, нетерпимого суннита, и в конце концов Фирдоуси получил всего 20 000 дирхамов. Горько разочарованный, он пошел в баню и, выйдя, купил

foqā ʿ (разновидность пива) и разделил все деньги между банщиком и продавцом foqā ʿ .

Опасаясь гнева султана, он бежал — сначала в Герат, где скрывался шесть месяцев, а затем через родной Тус в Мазандаран, где нашел убежище при дворе сепахбада Шахреяра, семья которого утверждал, что произошел от последнего из сасанидов. Там Фирдоуси сочинил сатиру из 100 стихов на султана Махмуда, которую он вставил в предисловие к Шах-наме и прочитал его Шахреяру, в то же время предлагая посвятить стихотворение ему, как потомку древних царей Персии, а не Махмуду. Однако Шахреяр убедил его оставить посвящение Махмуду, купил у него сатиру по 1000 дирхамов за стих и удалил ее из стихотворения. Весь текст этой сатиры со всеми признаками подлинности сохранился до наших дней.

Долгое время предполагалось, что в преклонном возрасте поэт провел некоторое время в Западной Персии или даже в Багдаде под покровительством Буйидов, но это предположение было основано на его предполагаемом авторстве Юсоф о-Залиха , эпическая поэма на тему Иосифа и жены Потифара, которая, как позже стало известно, была написана более чем через 100 лет после смерти Фирдоуси. Согласно повествованию Аруци, Фирдоуси умер несвоевременно, как раз тогда, когда султан Махмуд решил загладить свое жалкое обращение с поэтом, отправив ему индиго на сумму 60 000 динаров.

Арузи не упоминает дату смерти Фирдоуси. Самая ранняя дата, указанная более поздними авторитетами, — 1020 г., а самая поздняя — 1026 г .; достоверно известно, что он прожил более 80 лет.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Персы считают Фирдоуси величайшим из своих поэтов. На протяжении столетий они продолжали читать и слушать декламации его шедевра, Шах-наме . Хотя эта работа была написана около 1000 лет назад, она так же понятна среднему современному иранцу, как Библия короля Якова — современному англоязычному человеку. Язык, основанный на пехлевийском оригинале, чисто персидский, лишь с небольшой примесью арабского. Европейские ученые критиковали эту огромную поэму за то, что они считали монотонным размером, постоянными повторениями и шаблонными сравнениями, но для иранцев это история славного прошлого их страны, сохраненная на все времена в звучных и величественных стихах.

Джон Эндрю Бойл

Жизнь Фирдоуси

Увеличить

Это история жизни Фирдоуси. И это история, которую до сих пор рассказывают о Фирдоуси.

Невозможно сказать, правда это или нет. Но, возможно, произошло это на самом деле или нет, не имеет значения, поскольку история раскрывает кое-что о характере Фирдоуси и о том, что о нем думали люди. История показывает решимость Фирдоуси написать идеальное стихотворение, его веру в то, что он достиг этой цели, и его смелость отстаивать свое искусство. История также, кажется, следует образцу многих историй о королях, которые выносят неверные суждения в самом Шахнаме!

Фирдоуси (940 – 1020 гг. н.э.) родился в Тусе, городе на северо-востоке Ирана, в провинции Хорасан.

В детстве Фирдоуси любил играть у реки. Но мост постоянно размывало наводнениями. Никто не мог построить мост, достаточно прочный, чтобы противостоять наводнениям. Фирдоуси мечтал, что однажды сможет заработать достаточно денег, чтобы построить мост, который выдержит наводнения.

Фирдоуси стал известным поэтом, и король поручил ему написать историю Персии. Король поместил Фирдоуси в специальную комнату в своем дворце, стены которой были покрыты картинами, чтобы вдохновить Фирдоуси на поэзию. Король сказал Фирдоуси, что заплатит ему 1000 золотых за каждую 1000 куплетов, которые ему удастся написать.

В конце 30 лет напряженной работы Фирдоуси написал 60 000 куплетов — Шахнаме. Он подарил стихотворение королю и попросил у него 60 000 золотых монет. Но за 30 лет написания Фирдоуси поспорил с королем. Фирдоуси чувствовал, что король недостаточно хвалил его работу и не ценил его. Король подумал, что Фирдоуси слишком горд, и дал ему всего 60 000 серебряных монет.

Фирдоуси был в ярости. Он покинул дворец и вернулся домой, в Тус. Но он оставил стихотворение для короля, приклеенное к стене комнаты, в которой он работал все эти годы. Это было длинное и гневное стихотворение, больше похожее на ругательство, и заканчивалось словами:

«Небесная месть не забудет. Страхни тирана от моих огненных слов и трепещи перед гневом поэта. »

Король приказал найти Фирдоуси и затоптать его слонами. Поэтому Фирдоуси просил прощения. Король согласился, но сказал, что больше никогда не хочет видеть и слышать о Фирдоуси.

Много-много людей жаловались королю. В конце концов, король раскаялся и отправил в Тус караван верблюдов с 60 000 золотых монет, а также тканью из шелка, парчи и бархата, благовониями и специями.

Но подарки короля прибыли слишком поздно. Говорят, что Фирдоуси умер до прибытия поезда на верблюдах. Когда королевский караван подъехал к одним воротам города, гроб Фирдоуси и похоронная процессия покинули другие ворота города.

Дочь Фирдоуси унаследовала с трудом заработанные деньги своего отца, и она построила новый и прочный мост с красивым каменным караван-сараем поблизости, чтобы путешественники могли отдыхать, торговать и рассказывать истории.

Среди многочисленных миниатюр Шахнаме вы найдете много изображений самого Фирдоуси, который пишет, показывает свои стихи королю и соревнуется с другими поэтами, чтобы доказать, что он действительно лучший поэт из всех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *