Финикия государство: Города Финикии — урок. История, 5 класс.

Древнее государство Финикия: история возникновения

Финикия – небольшое государство, которое в настоящее время живет лишь на страницах исторических трудов. Зародившись в восточной части средиземноморского побережья как несколько отдельных поселений примерно в V тысячелетии до нашей эры, Финикия смогла просуществовать на протяжении более четырех тысячелетий, внеся при этом богатейший вклад в культурное наследие человечества.

Первыми о Финикии упоминают древние греки, в частности, название древнего государства встречается в гомеровской «Илиаде». К тому же именно древним грекам принадлежит несколько версий происхождения его названия. Итак, кто такие финикийцы с точки зрения этимологии:

  1. Люди в пурпурных одеждах. Слово φοινως переводится с греческого как «пурпур». Краски именно такого цвета благодаря специфическому окрасу местных моллюсков изобрели финикийцы.
  2. Жители Средиземноморья, поклоняющиеся божественной птице Феникс. Еще одно греческое слово Фοϊνιξ означает «страна Феникса».
    Финикийцы, будучи язычниками, поклонялись этому божеству.
  3. Строители кораблей. Так называли обитателей Финикии египтяне. Ведь кораблестроением финикийцы владели в совершенстве.

Древнее государство Финикия: начало

Точные границы древнего государства Финикия определить довольно сложно: мнения на этот счет у географов в разные времена были противоречивы, к тому же границы по мере развития государства и в зависимости от политической обстановки постоянно менялись. Единственное, в чем сходятся во мнении все ученые – Финикия занимала территорию между Месопотамией и Египтом, где сейчас частично располагаются современные Ливан, Израиль и Сирия.

Историки утверждают, что финикийский народ образовался в результате слияния местных обитателей этих земель и мигрантов из соседних территорий. В Библии эти люди называются хананеями.

У Финикии было довольно специфическое географическое положение, что и позволило ей из разрозненных поселений трансформироваться в одну из мощных держав своего времени.

Исторически древним финикийцам досталась узкая скалистая полоска суши на побережье Средиземного моря. Плодородные земли были в крайнем дефиците, поэтому, чтобы выживать и развиваться, людям пришлось осваивать морские территории, с чем они справлялись более чем успешно.

Торговля и мореплавание как основа развития финикийского государства

Торговля и мореплавание – вот благодаря чему Финикия состоялась как государство. У местных жителей, вынужденных существовать на ограниченном скалами и совсем не плодородном участке суши, фактически не было другого выхода. Благодаря расширению границ, освоению торговых путей, налаживанию торговых связей, Финикия начала оформляться как самостоятельная государственная единица примерно во II тысячелетии до нашей эры. Там, где располагались рыбацкие деревушки, стали появляться большие города — Угарит, Арвад, Тир, Библ, Сидон.

Благодаря многочисленным военным походам финикийцы осваивали и новые территории. Так, в IX веке до нашей эры в северной части Африки финикийцами был основан Карфаген – государство с одноименной столицей, которое впоследствии стало одним из сильнейших имперских образований. В целом финикийцы сумели исследовать все Средиземноморье, они даже вышли в Атлантику и Красное море. Некоторые историки полагают, что им удалось добраться и до американского континента.

Вклад финикийцев в развитие человеческой цивилизации

По запросу «древняя финикия википедия» можно узнать о том, какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества. Благодаря этим древним людям сегодня мир знаком с алфавитным письмом и основами маркетинга, производством цветного стекла и мыла, многоэтажным строительством и искусством окрашивания одежды.

Финикийские государства

Самоназвание финикийцев — ханаанеи, а страны — Ханаан. На территорию Палестины и Ливана они пришли из восточной части Аравийского полуострова в начале III тыс. до н. э.

Финикия никогда не была единым политическим целым. Каждый город имел своего правителя. Наиболее значительными городами-царствами были Библ, Тир, Сидон, Арвад. К сожалению, более-менее полных списков их правителей не существует. Известны только отдельные имена.

 

Библ

Ибдати  третья четв. XXI в. до н. э.

Около 2000 г. до н. э. Библ был завоёван амореями, и там утвердилась аморейская династия правителей.

Абишему I втор. пол. XIXв. до н. э.

Ипшемуаби Абишему II

Якинэль (=Иакинэль=Иантинхамму) Хазрурум

Интенэль (=Иантин) Точная последовательность правителей

Илимияни Библа этого периода не установлена.

Куирьян Приведённый здесь список — это

отдельные имена, а не строго упорядоченный перечень.

Рибадди  ок. 1400

Илирабих   ок.1370

Чекер-Баал ок. 1066

Ахирам кон. XI — нач. X вв. до н. э.

Абибаал ок. 940

Элибаал ок. 900

Йехавмилк (Йехимилк)

Шипитбаал ок. 740

Урумилк  ок. 700

Эниэл ок. 330

 

Сидон

Зимрида ок. 1370

Итобаал ок. 700

Абдмилькат ок. 670

Эшмуназор I ок. 500

Танбит ок. 480

Эшмуназор II

Баалшалим после 450

Абдастарт  ? — ок. 357

Теннес ок. 357—351

Абдастарт (вторично) 351—333

Абдулоним 333—?

 

Арвад

Матинбаал ок. 850

Матинбаал ок. 740

Абдэл  ок. 700

Йакинлу ок.650

Азибаал  после 650

Агбаал ок. 500

Мербаал  ок. 480

Герастрат ок. 330

 

Тир

Авимелех (Абимилки) кон. XIV в. до н. э.

Баальмр(?) кон. XIII в. до н. э.

Абибаал  ?—970

Хирам I (Хиром) 969-936

Балеазар I 936-919

Абдастрат  919-910

узурпатор (имя не сохр.)  910-900

Астарт (Абдастрат II), сын Делеастарта  900-889

Астарим 888-880

Фелит (Фелет)   879/78

Итобаал I (Итовал)  878-866

Балеазар II (Балезор)  865-849

Маттен I (Меттин, Муттон) 848-821

Фигмалиун (Пигмалион) 820-774 В Самарии археологами

Итобаал II  ? — ок. 740 был обнаружен сосуд

Хирам II  ок. 740-730 сер. VIII в. до н. э.,

Маттен II  после 730—ок. 729 на котором написано имя

Элулай (=Лули=Пий).. ок. 729 — ок. 693 неизвестного ранее Баал I ок. 693 — после 663 тирскогоцаряМилькирама.

Далее до начала VI в. до н. э. сведений о царях нет.

Итобаал III  ок. 588-574

Баал II  574-564

В 564 г. до н. э. царская власть в Тире была упразднена вавилонским царём Навуходоносором II. Управление теперь осуществляли суффеты, возглавлявшие общину города. В результате этого завоевания от Тира отпали как его владения в Финикии, так и многочисленные заморские колонии, самая известная из которых Карфаген.

Суфеты, 564-556 гг.

Йакинбаал, сын Васлиха 2 месяца

Хелбес (Хелв), сын Авдея  10 месяцев

Аббар (Аввар, верх, жрец)  3 месяца

Маттен, он же Герастрат,

сын Авдилима 563/62-557

Балатор  ок. 556

Восстановление царской власти в Тире. На престол из Вавилона был приглашён Мербал, потомок древней тирской династии, переселённой ранее в Вавилон.

Вновь цари:

Мербал (Мегарбаал)  555-553

Хирам III (Пром)  551-532

Хирам IV  ок. 500

Маттен III  ок. 480

Далее до 350 г. до н. э. сведений о тирских царях нет.

Азимилк (Абимилки)  ок. 350—309/8

В 332 г. до н. э. Тир был захвачен войсками Александра Македонского. Он оставил Азимилка управлять городом.

 

Карфаген — древний город-государство в Северной Африке (одно из финикийских государств).

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 46-50.

 

 

Финикия — Энциклопедия Всемирной Истории

Финикия была древней цивилизацией, состоящей из независимых городов-государств, расположенных вдоль побережья Средиземного моря, простирающегося через то, что сейчас является Сирией, Ливаном и северным Израилем. Финикийцы были великим морским народом, известным своими могучими кораблями, украшенными конскими головами в честь своего бога моря Ямма, брата Мота, бога смерти.

Островной город Тир и город Сидон были самыми могущественными государствами в Финикии, а Гевал/Библ и Баальбек были наиболее важными духовными/религиозными центрами. Финикийские города-государства начали формироваться c. 3200 г. до н.э. и прочно утвердились ок. 2750 г. до н.э. Финикия процветала как морской торговый и производственный центр с ок. 1500-332 гг. до н.э. и высоко ценились за свои навыки в судостроении, производстве стекла, производстве красителей, а также за впечатляющий уровень мастерства в производстве предметов роскоши и обычных товаров.

Удалить рекламу

Реклама

Фиолетовые люди

Пурпурная краска, производимая и используемая в Тире для мантий месопотамской королевской семьи, дала Финикии название, под которым мы знаем ее сегодня (от греческого

Phoinikes для тирского пурпура), а также объясняет, почему финикийцы были известны как «пурпурные люди» греки (как говорит нам греческий историк Геродот), потому что краска окрашивала кожу рабочих.

YouTube Следите за нами на YouTube!

В свое время Финикия была известна как Ханаан, и это земля, упоминаемая в Еврейских Писаниях.

Геродот цитирует Финикию как место рождения алфавита, заявляя, что он был привезен в Грецию финикийцем Кадмом (где-то до 8 века до н.э.) и что до этого у греков не было алфавита. Финикийский алфавит является основой для большинства современных западных языков, а их город Гебал (называемый греками «Библос») дал Библии свое название (от греческого Ta Biblia , книги), так как Гебал был крупным экспортером папируса ( bublos грекам), бумаги, использовавшейся для письма в Древнем Египте и Греции.

Удалить рекламу

Реклама

Также считается, что многие боги Древней Греции были импортированы из Финикии, так как в некоторых историях, касающихся финикийских богов Ваала и Ямма и греческих божеств Зевса и Посейдона, есть неоспоримое сходство. Также примечательно, что битва между христианским Богом и сатаной, описанная в библейской Книге Откровения, кажется гораздо более поздней версией того же конфликта, со многими из тех же деталей, которые можно найти в финикийском мифе о Ваале и Ямм.

Карта Финикии

Пользователь Википедии Кордас, основанный на работе Альваро (CC BY-SA)

В свое время Финикия была известна как Ханаан и является землей, упоминаемой в Еврейских Писаниях, куда Моисей привел израильтян из Египта и которую затем завоевал Иисус Навин (согласно библейским книгам Исход и Иисус Навин, но не подтвержденным другими древними текстами и не подтвержденным вещественные доказательства, раскопанные к настоящему времени). По словам ученого Ричарда Майлза:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

[Люди земли] разделяли этническую идентичность с каннаями, жителями земли Ханаанской, однако, несмотря на общее языковое, культурное и религиозное наследие, регион очень редко был политически объединен, и каждый город действовал как единое целое. суверенное государство, управляемое королем (26).

Города-государства Финикии процветали благодаря морской торговле между ок. 1500–322 гг. до н. э., когда Александр Македонский завоевал крупные города, а после его смерти этот регион стал полем битвы между его генералами за престолонаследие и империю. Артефакты из этого региона были найдены так далеко, как Британия, и так близко, как Египет, и ясно, что финикийские предметы роскоши высоко ценились в культурах, с которыми они торговали.

Торговые посредники

Финикийцы были прежде всего известны как моряки, развившие высокий уровень мастерства в кораблестроении и способные ориентироваться в часто неспокойных водах Средиземного моря. Судостроение, кажется, было усовершенствовано в Библосе, где впервые была начата конструкция изогнутого корпуса. Ричард Майлз отмечает, что:

…в течение следующих столетий Библос и другие финикийские государства, такие как Сидон, Тир, Арвад и Бейрут, создали для себя важную нишу, перевозя предметы роскоши и сырье с зарубежных рынков обратно на Ближний Восток. Эти новые торговые пути проходили через большую часть восточного Средиземноморья, включая Кипр, Родос, Киклады, материковую Грецию, Крит, побережье Ливии и Египет. (28)

Однако известно также, что финикийские моряки путешествовали в Британию и в месопотамские порты.

Финикийско-пунический корабль

NMB (CC BY-SA)

Свидетельства, собранные на месте кораблекрушений финикийцев, предоставляют современным археологам информацию из первых рук о некоторых грузах, которые перевозили эти корабли:

Там были слитки меди и олова, а также сосуды для хранения, в которых предположительно находились мази, вино и масло, стекло, золотые и серебряные украшения, драгоценные предметы из фаянса (глазурованная глиняная посуда), расписные гончарные инструменты и даже металлолом. . (Майлз, 28)

Поскольку их товары так высоко ценились, Финикия часто избегала военных вторжений, которым подвергались другие регионы Ближнего Востока. По большей части великие военные державы предпочитали предоставить финикийцам их торговлю, но это не означало, что их соседи не испытывали зависти. Библия называет финикийцев «морскими князьями» в отрывке из Иезекииля 26:16, в котором пророк, кажется, предсказывает разрушение города Тира и, кажется, находит определенное удовлетворение в смирении тех, кто ранее был так известен.

Удалить рекламу

Реклама

Финикийская стеклянная посуда

Реми Матис (CC BY-SA)

Как бы то ни было, популярность товаров, производимых в Финикии, не вызывает сомнений. Мастерство сидонских мастеров в изготовлении стекла было настолько необыкновенным, что считалось, что сидонцы изобрели стекло. Они предоставили модель для египетского производства фаянса и установили стандарт для работы с бронзой и серебром. Кроме того, финикийцы, по-видимому, развили искусство массового производства, поскольку подобные артефакты, изготовленные таким же образом и в больших количествах, были найдены в различных регионах, с которыми финикийцы вели торговлю. Заметки Майлза,

Излюбленные мотивы включали египетские магические символы, такие как глаз Гора, жук-скарабей и солнечный полумесяц, и считалось, что они защищают своих носителей от злых духов, бродящих по миру живых (30).

Финикийская пурпурная краска, уже упомянутая выше, стала стандартным украшением королевской семьи от Месопотамии до Египта и Римской империи. Все это было достигнуто за счет конкуренции между городами-государствами региона, мастерства моряков, перевозивших товары, и высокого искусства, достигнутого ремесленниками в изготовлении товаров.

Конкуренция была особенно острой между городами Сидон и Тир, возможно, самыми известными городами-государствами Финикии, которые вместе с купцами Библоса несли и передавали культурные верования и социальные нормы народов, с которыми они торговали. друг друга. Многие ученые и историки фактически называли финикийцев «древними посредниками» культуры из-за их роли в культурном переносе.

Удалить рекламу

Реклама

Город Сидон изначально был самым процветающим, но постепенно уступал место своему побратиму Тиру.

Шина и Сидон

Город Сидон (современная Сидония, Ливан) изначально был самым процветающим, но постепенно терял свои позиции по сравнению с городом-побратимом Тиром. Тир заключил союз с недавно образованным Израильским королевством, который оказался очень прибыльным и еще больше расширил свое богатство за счет уменьшения власти духовенства и более эффективного распределения богатства среди жителей города.

Сидон, надеясь наладить столь же процветающую торговлю с Израилем, попытался укрепить торговлю и союз посредством брака. Сидон был местом рождения принцессы Иезавели, вышедшей замуж за израильского царя Ахава, как описано в библейских книгах I и II Царств. Отказ Иезавели отказаться от своей религии, достоинства и культурной идентичности в пользу культуры своего мужа не понравился многим из его подданных, в первую очередь еврейскому пророку Илии, который регулярно осуждал ее. Правление Ахава и Иезавели закончилось переворотом, вдохновленным Илией, в результате которого полководец Ииуй взял под свой контроль армию и узурпировал трон. После этого торговые отношения между Сидоном и Израилем прекратились. Однако Тир продолжал процветать.

Финикийская бронзовая чаша из Нимруда

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Александр завоевывает Финикию

В 332 г. до н. э. Александр Македонский завоевал Баальбек (переименовав его в Гелиополис) и в том же году двинулся на покорение городов Библ и Сидон. По его прибытии в Тир горожане последовали примеру Сидона и мирно подчинились требованию Александра о подчинении. Затем Александр пожелал принести жертву в святом храме Мелькарта в Тире, чего тирийцы не могли допустить.

Удалить рекламу

Реклама

Религиозные верования тирийцев запрещали иностранцам приносить жертвы или даже посещать службы в храме, и поэтому они предложили Александру компромисс, согласно которому он мог приносить жертвы в старом городе на материке, но не в храме на островном комплексе Шина. Александр счел это предложение неприемлемым и отправил в Тир послов с требованием их сдачи. Тирианцы убили послов и сбросили их тела со стен.

В этот момент Александр приказал осадить Тир и был так полон решимости взять город, что построил дамбу из руин старого города, обломков и поваленных деревьев с материка на остров (который из-за наносов отложений на протяжении веков, вот почему Тир сегодня не остров), а через семь месяцев проломил стены и вырезал большую часть населения.

Финикийская экспансия c. XI–VI вв. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Подсчитано, что более 30 000 граждан Тира были убиты или проданы в рабство, и только те, кто был достаточно богат, чтобы должным образом подкупить Александра, смогли бежать, сохранив свою жизнь (кроме тех, кто нашел способ сбежать скрытно). После падения Тира другие города-государства последовали примеру Сидона и сдались правлению Александра, тем самым положив конец финикийской цивилизации и начав эллинистическую эпоху.

Римская Финикия

К 64 г. до н.э. разобранные части Финикии были аннексированы Римом и к 15 г. н.э. стали колониями Римской империи, а Гелиополь оставался важным местом паломничества, который мог похвастаться самым величественным религиозным сооружением (Храм Юпитера Ваала) во всей Империи. руины которого хорошо сохранились до наших дней. Самым известным наследием Финикии, несомненно, является алфавит, но их вклад в искусство и их роль в распространении культур древнего мира не менее впечатляют.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Финикийцы (1500–300 гг. до н. э.) | Эссе | Метрополитен-музей

Согласно античным классическим авторам, финикийцы были народом, населявшим побережье Леванта (восточное Средиземноморье). Их главными городами были Тир, Сидон, Библос и Арвад. Все они были отчаянно независимыми, соперничающими городами, и, в отличие от соседних внутренних государств, финикийцы представляли собой конфедерацию морских торговцев, а не определенную страну. Как на самом деле называли себя финикийцы, неизвестно, хотя, возможно, это был древний термин «хананеи». Название финикийцы, использовавшееся для описания этих людей в первом тысячелетии до нашей эры, является греческим изобретением, от слова phoinix , возможно, означающий пурпурно-красный цвет и, возможно, намек на их производство высоко ценимого фиолетового красителя.

За исключением Библоса, который был процветающим центром, по крайней мере, с третьего тысячелетия до нашей эры, финикийские города впервые возникли как городские образования около 1500 года до нашей эры. Как свидетельствуют египетские и ближневосточные документы, поздний бронзовый век (ок. 1600–1200 гг. до н. э.) был временем экономического процветания этих торговых центров. Ограниченная узкой прибрежной полосой с ограниченными сельскохозяйственными ресурсами, морская торговля была естественным развитием. С упадком египетского влияния около 1200 г. до н.э. города были освобождены от иностранного господства. Окончательный крах египетской власти в регионе произошел около 1175 г. до н.э. от рук народов моря, из которых наиболее известны филистимляне. Вместе с израильтянами они поселились на юге Леванта. По причинам, еще не до конца выясненным, массовые разрушения, вызванные в других местах Леванта, по-видимому, оказали минимальное влияние на финикийские прибрежные центры. Таким образом, в финикийских традициях существует большая преемственность от позднего бронзового века до эллинистического периода около 300 г. до н.э.

К концу восьмого века до нашей эры финикийцы вместе с греками основали торговые фактории по всему Средиземноморью, и раскопки многих из этих центров значительно расширили наше понимание финикийской культуры. Морские торговцы из Финикии и Карфагена (финикийской колонии, традиционно основанной в 814 г. до н. э.) в поисках олова даже отправлялись за Гибралтарский пролив в Британию. Однако большая часть наших знаний о финикийцах железного века (ок. 1200–500 гг. до н. э.) и позже зависит от еврейской Библии, ассирийских записей, а также от греческих и латинских авторов. Например, по свидетельству греческого историка Геродота, финикийские моряки по просьбе фараона Нехо II (ок. 610–59 гг.5 г. до н.э.), совершил кругосветное плавание по Африке.

Основными природными ресурсами финикийских городов в восточном Средиземноморье были ценные ливанские кедры и раковины мурексов, которые использовались для изготовления пурпурной краски. Финикийские ремесленники умели обрабатывать дерево, слоновую кость и металл, а также текстильное производство. В Ветхом Завете (2 Паралипоменон) мастеру-ремесленнику Хираму из Тира было поручено построить и украсить храм Соломона в Иерусалиме. В «Илиаде » Гомера приз на погребальных играх Патрокла описывается как чаша для смешивания из чеканного серебра — «шедевр сидонского мастерства» (Книга 13). В нем также упоминается, что расшитые одежды жены Приама, Гекабы, были «делом сидонских женщин» (Книга 6). Финикийское искусство на самом деле представляет собой смесь многих различных культурных элементов — эгейских, северных сирийских, кипрских, ассирийских и египетских. Египетское влияние часто особенно заметно в искусстве, но постоянно развивалось, поскольку политические и экономические отношения между Египтом и финикийскими городами колебались. Возможно, самым значительным вкладом финикийцев была алфавитная система письма, которая стала корнем западных алфавитов, когда ее приняли греки.


Цитата

Отдел древнего ближневосточного искусства. «Финикийцы (1500–300 до н. э.)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/phoe/hd_phoe.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Липински, Эдуард. «Финикийцы». В Цивилизации Древнего Ближнего Востока , том. 2, под редакцией Джека М. Сассона, стр. 1321–33. Нью-Йорк: Скрибнер, 19 лет.95.

Марко, Гленн. финикийцев . Беркли: University of California Press, 2000.

.
Дополнительные очерки Департамента древнего ближневосточного искусства
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Хетты». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Период Халаф (6500–5500 до н. э.)». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Период Убайд (5500–4000 до н. э.)». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ур: Королевские могилы». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ур: Зиккурат». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Урук: Первый город». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Эбла в третьем тысячелетии до нашей эры» (октябрь 2002 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Угарит». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Животные в древнем ближневосточном искусстве». (Февраль 2014 года)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Урарту». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Торговля между римлянами и азиатскими империями». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Парфянская империя (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.)». (первоначально опубликовано в октябре 2000 г., последнее обновление — в ноябре 2016 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Набатейское царство и Петра». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Пальмира». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Искусство первых городов третьего тысячелетия до нашей эры» (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Сасанидская империя (224–651 гг. Н.э.)». (первоначально опубликовано в октябре 2003 г., последнее обновление – в апреле 2016 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Колоссальные храмы римского Ближнего Востока». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ассирия, 1365–609 гг. до н. э.» (первоначально опубликовано в октябре 2004 г. , последняя редакция — в апреле 2010 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Лидия и Фригия». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Персидская империя Ахеменидов (550–330 до н. э.)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Аккадский период (ок. 2350–2150 гг. до н. э.)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Год первый». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Раннединастическая скульптура, 2900–2350 гг. До н.э.» (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ранние раскопки в Ассирии». (октябрь 2004 г.; обновлено в августе 2021 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Торговые пути между Европой и Азией в древности». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Фригия, Гордион и царь Мидас в конце восьмого века до нашей эры» (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Торговля между Аравией и империями Рима и Азии». (октябрь 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *