Философское учение фомы аквинского: Философия Фомы Аквинского

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1224—1274 гг.) родился в семье богатого землевладельца, графа Ландорфа в Аквинах, небольшом городке недалеко от Неаполя. Уже в 5 лет был отправлен на учебу в монастырь бенедектинцев в Монте Кассино. Отец надеялся, что его сын (а он был седьмым ребенком в семье) изберет для себя духовную карьеру. Орден бенедиктинцев был довольно известным и богатым.

В возрасте 15 лет Фома становится студентом Неапольского университета и изучает семь свободных наук и философию Аристотеля с тем, чтобы подготовиться к изучению теологии. Однако незадолго до окончания университета он неожиданно для отца и семьи переходит из монашеского ордена бенедиктинцев в орден доминиканский, который в сравнении с первым был очень бедным. Отец хотел препятствовать этому переходу и обратился за содействием даже к римскому папе, однако Фома не изменил своего решения. Вскоре по решению генерала ордена доминиканцев Яна Тевтонского Фома должен был отправиться в Париж, чтобы изучать там теологию.

Однако эту поездку пришлось отложить на год, так как уже в начале дороги он был схвачен братьями и по решению отца, по существу, стал лишенным свободы передвижения и жил в родовом замке. Несмотря на протесты семьи, через год Фома выехал в Париж, поскольку семья была вынуждена с этим согласиться.

В Париже Фома постигал теологию, слушал лекции Альберта Великого, которые пользовались такой большой популярностью у студентов, что слушатели не помещались в большой аудитории, и Альберт Великий часто читал свои лекции на площади. Это был широко образованный человек, который глубоко знал имеющиеся труды об Аристотеле и даже написал свои, одним из первых начал использовать идеи Аристотеля для систематизации христианского учения. Возможно, что именно от Альберта Великого у Фомы Аквинского появился интерес к изучению наследия Аристотеля, а затем и к использованию его идей при разработке собственной философско-теологической системы.

После окончания учебы Фома Аквинский получил степень магистра теологии, прочитал несколько учебных лекций и мог работать преподавателем в университете, однако академическая карьера его не интересовала.

Он начал свою писательскую деятельность. Кстати, коллеги по университету дали ему кличку «молчаливого быка», т. к. он не очень охотно участвовал в студенческих дискуссиях, отличался грузной фигурой, высоким ростом. Эта кличка соответствовала и его характеру: был он исключительно трудолюбивым, медлительным, его отличали фундаментальность, железная логика, непреодолимая воля и упорство. Пожалуй, никто из его коллег не мог представить, каким исключительно плодовитым писателем, отличающимся пытливым умом, живым, творческим интеллектом, станет Фома Аквинский.

В жизни, как это было предписано уставом доминиканцев, Фома Аквинский был необычно скромным человеком весьма умеренных потребностей (передвигался почти всегда пешком). В 1259 году был отозван папой римским Урбаном IV в Рим.

Римская курия сумела рассмотреть в Фоме человека исключительно способного, который может адаптировать учение Аристотеля к потребностям религии и развить на его основе новую теологию. Фоме Аквинскому удалость реализовать эту задачу: он реформировал средневековую теологию при опоре на учение Аристотеля. Два его главных произведения носят энциклопедический характер — это «Сумма теологии» (незавершенное сочинение), в которой разрабатывается догматика католической христианской теологии, и «Сумма философии, или сумма против язычников», направленная преимущественно против арабской философии. Кроме этого, Фомой Аквинским были написаны комментарии ко многим произведениям Аристотеля; «Вопросы» — книга, которая содержит полемические рассуждения о вопросах теологии, наброски диспутов и рассуждений учеников в форме тезисов, замечаний, сомнений и пр. Написаны также трактаты из области права, философии государства и т. д.

Фома Аквинский обладал необыкновенной памятью, он мог цитировать по памяти практически всю Библию. Работа, которую он выполнил в течение жизни, огромна; по объему написанного он сравним с Аристотелем. Сохранившаяся рукопись «Сумма философии» свидетельствует о чрезвычайной тщательности Фомы Аквинского, некоторые слова он поправлял до пяти раз.

Фома Аквинский был не только гениальным писателем, но и гениальным религиозным деятелем. Он был необычайно скромным человеком и отказывался от многочисленных предложений по занятию высоких должностей в религиозной иерархии. Некоторое время занимался преподавательской деятельностью; затем в порядке исключения был послан для работы профессором Парижского университета, однако вернулся через три года в Италию в качестве ректора университета (1272 год).

Умер Фома Аквинский в 1274 году во время пешего путешествия в Лион на Собор иерархов церкви. Несмотря на сомнения, которые высказывались некоторыми высшими иерархами католической (латинской) церкви, папа римский Ян XII канонизировал его как Святого Фому.

Основные тезисы философско-теологической доктрины Фомы Аквинского:

1.    Фома Аквинский использует и адаптирует для потребностей религии учение Аристотеля о субстанции, о материи и форме, о потенции, актуализации (акте).

2.    Причиной возникновения и существования всего сущего Фома Аквинский считал Бога. Бог вечен, является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу.

3.    В решении вопроса о материи и форме Фома Аквинский придерживался учения Аристотеля, освободив это учение от элементов материализма. Форма первична, она есть созидающее творческое начало, а материя вторична, она только субстрат, в котором потенциально существуют возможные вещи. Форма актуализирует эту потенцию, т. е. делает их тем, чем они есть в действительности. Фома Аквинский называл субстанциями единичные вещи. Они доступны как чувственному, так и рациональному познанию. В субстанции, как видно из сказанного, выделяется то, что есть основа их единства — форма, и то, что является основой их множественности — материя. Фома Аквинский ограничивает и формирует то, что ограничено и сформировано, т. е. материю. Различает возможность и реальность, потенцию и акт.

4.    В вещах (субстанциях) Фома Аквинский различает сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) как актуализацию сущности и потенциальности. Сущность так относится к существованию, как потенция к акту.

5.

    О свободной воле Бога Фома Аквинский говорит, что только ею Бог руководствовался, когда сотворял мир через актуализацию вечных идей в действительность.

6.    Вещи (субстанции) существуют реально, их бытие в мире самостоятельно и конкретно. Такая позиция может трактоваться как реализм.

7.    Мир — это упорядоченная иерархия разнообразного бытия. Источником гармонии этой иерархии является Бог, только он является единственно самодостаточным бытием, ибо существует сам по себе, у него нет внешней причины, он сам для себя причина производящая и причина существования всех других форм бытия. Бог — это вечное бытие, он неизменен, нематериален, и только у Бога сущность и существование совпадают.

В фундаменте существующей иерархии лежит чистая бесформенная материя, элементарные стихии, такие как воздух, вода, огонь. Затем следует неживая материя, растения, животные, человек, а еще выше ангелы (Фома Аквинский выделяет 9 кругов), а на вершине иерархии — чистая форма, или форма всех форм, т.

е. Бог. Следовательно, в этой иерархии идет постепенное уменьшение материальной составляющей и возрастание духовной (формальной) составляющей.

8.    В антропологии Фома Аквинский утверждал, что человек — это единство, ансамбль тела, которое в смысле субстанциональном является материей, и души, которая является для тела формой. Если Августин, сторонник дуализма в учении о человеке, противопоставляет тело и душу, то Фома Аквинский говорит об их неразрывном единстве. У Августина душа после смерти покидает тело, а Фома Аквинский утверждает, что душа человека состоит из трех частей: жизненной (вегетативной), чувственной и эмоций (животная часть души) и разумной (мыслящей души). Душа неразрушима, поскольку всякое разрушение есть отделение формы от материи, но душа — это чистая форма, и после смерти тела душа может существовать и далее.

Подчеркнем еще одно отличие взглядов Фомы Аквинского на человеческую душу. Он утверждал, что каждая душа сотворена Богом одновременно с человеком и не существует до человека. О человеке как бытии, складывающемся из души и тела, рассуждает Фома Аквинский в «Сумме теологии» так. Выражение «Человек есть душа» можно понимать двояко. Согласно первому значению этого выражения душа — это человек, взятый вообще, а этот конкретный единичный человек не является душой, а является бытием, возникшим из соединения души и тела. Например, Сократ говорит об этом потому, что некоторые в понимании рода (вида) разумеют только форму, а материю понимают только как часть личности, но не часть вида. Но такое понимание не может считаться истинным. К виду относится то, что содержит в себе определение. А в дефиниции предметов материального мира содержится не только форма сама по себе, но форма вместе с материей. Следовательно, в предметах окружающего мира частью вида является материя, правда, не материя, количественно определенная, являющаяся основой личностного, а материя вообще. Следовательно, значение выражения «человек единичный» указывает на то, что он состоит из данной индивидуальной души и из тех телесных составляющих и костей.

Так и в понятии «человек вообще» мы понимаем существо, сложенное из души, составляющих телесных и костей.

Во втором смысле выражение «Человек есть душа» означало бы то, что данный единичный человек есть данная единичная душа.

9.    В теории познания Фома Аквинский исходит из того, что в познании участвуют и чувства, и разум, который обрабатывает то, что постигнуто чувствами. Чувства внешне ответственны за контакт человека с внешним миром. После этапа чувственного начинается рациональное познание.

В «Сумме теологии» Фома Аквинский характеризует познание чувственное и познание рациональное следующим образом. Познавать вещи, которые имеют бытие материальное, дело для нас натуральное, поскольку наша душа, с помощью которой познаем, — это форма какой-то материи. А душа имеет две возможности познания. Одна — свойство телесное. И для него натурально познание вещи с помощью чувств как чего-то особенного, единичного. Другая познавательная возможность — это разум, который не является свойством чего-то телесного. С помощью разума мы можем познавать вещи как общие, и этим разум превосходит чувства.

Человек может познать сущность вещей, а их существование не достижимо для человека.

10.    В этике Фома Аквинский считает, что все сотворенное Богом есть благо. Никакое бытие не называют злом, поскольку является бытием (сотворенным Богом — В. С.), а зло есть зло, поскольку оно является недостатком бытия; так человека называют злым, если у него недостает добродетели, а глаз называют злым, если у него недостаток быстроты зрения, замечал Фома Аквинский в «Сумме теологии». Наряду с уже рассмотренными нами проблемами взаимоотношений добра и зла, их источников Фома Аквинский утверждал, что целью стремлений человека является счастье. Условием счастья является, во-первых, удержание равновесия между тем, что телесно (материально), и тем, что духовно. Он выделил теологические добродетели — вера, надежда, любовь, а также наиболее важные, кардинальные добродетели — мудрость, справедливость, отвага и умеренность. Теологические добродетели присущи самому Богу, а для человека эти добродетели являются даром божьим.

11.    Фома Аквинский уделил внимание и правовой проблематике. В частности, он выделил три вида права:

  • право вечное — это законы, установленные Богом, которые управляют миром;
  • право натуральное — это вечное право, отраженное в разуме человека;
  • право человеческое — это, в свою очередь, натуральное право, действующее в общественной жизни.

12.    Важное значение в учении Фомы Аквинского занимает его наука о гармонии веры и разума. Он усовершенствовал идею двойственной истины, которая развивалась Ибн Рушдом (Авэрроэсом), и приблизил ее к потребностям теологии. Фома Аквинский утверждал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Его рассуждения по этому поводу следующие: догматы христианства, веры не противоречат умозаключениям философии, однако они не следуют из философских аргументов и не являются основанием для философии.

Оптимальное отношение между теологией и философией — гармония. Однако если между ними возникает противоречие, то вывод может быть лишь один — ошибается разум. Истины веры выше истины разума.

Задачи науки — это объяснение закономерностей мира. Фома Аквинский допускает достижение человеком объективного, истинного знания. Однако даже познание, которое может достичь знания объективного и истинного, не может охватить все. Есть такая область — область самых существенных христианских таинств, в которую разум проникнуть не может (триединство, воскресение, божественное откровение, благая весть, которые содержатся только в вере). Эти истины стоят выше разума, но не противоречат ему. Истина может быть только одна, ибо происходит от Бога.

Философия и другие науки должны служить вере, теологии тем, что религиозные истины они толкуют в категориях разума и опровергают ложные аргументы против веры.

Приведем размышления Фомы Аквинского из «Суммы теологии» о философии и теологии, о том, что философия должна выполнять роль служанки богословия (теологии).

Разные взгляды, которыми мы познаем предметы, приводят к разнообразию наук. К выводу, что земля круглая, приходит и астроном, и естественник, но астроном с помощью математики, т. е. понятий, оторванных от материи, а естественник при помощи средств, связанных с материей. Поэтому не стоит мешать, чтобы теми же вещами, о которых размышляют философские науки в той степени, насколько эти вещи доступны познанию с помощью света разума врожденного, занималась и другая наука, которая познает светом откровения. Отсюда теология, которая является наукой святой, отличается от той теологии, которая принимается за часть философии. Теология может перенимать нечто от философских наук не потому, что это для нее необходимо, а для лучшего понимания тех вещей, которые предлагает. Она не приемлет своих оснований от других наук, а только непосредственно от Бога через откровение; и не черпает из других наук, как из высших, а пользуется ими как низшими и починенными (служебными).

Она использует их не по причинам собственной недостаточности, а в связи с недостатками нашего разума, который лучше понимает то, что говорят науки, чем то, что выше разума.

13.    Выражение «Бог существует», как утверждал Фома Аквинский, не является очевидным для каждого человека, и поэтому это утверждение нужно доказать. В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять таких доказательств (иногда их называют аргументами о существовании Бога, а иногда трактуют как «пять дорог к Богу»). Приведем их в лекции.

Первое доказательство Фома Аквинский указывает на изменения, происходящие в мире, и аргументирует, что все, что движется, приведено в состояние движения чем-то другим, а поскольку не может существовать бесконечная цепь причин без начала, то следует признать существование неподвижной причины, или Бога.

Второе доказательство рассматривает конкретные причины изменений, происходящих в мире, и Фома Аквинский утверждает, что должна существовать причина, которая есть Бог, поскольку ни одна другая причина не может быть причиной для самой себя.

Третье доказательство основано на том, что некоторые вещи возникают и исчезают, т. е. они являются не необходимыми, а случайными, и отсюда нужно допустить, что существует бытие необходимое как источник бытия вещей случайных. И эта необходимость является Богом.

В четвертом доказательстве Фома Аквинский замечает, что некоторые вещи мы признаем более совершенными, лучшими, чем другие вещи, и утверждает, что существование различных степеней совершенства позволяет имплицировать мысль о том, что существует наивысшее, наисовершеннейшее бытие, которое является условием существования (бытия) менее совершенных вещей, а чистым совершенством является сам Бог.

Пятое доказательство исходит из того, что каждое органическое тело стремится к какой-то цели, являющейся добром, а значит, должно существовать такое разумное бытие, благодаря которому все вещи имеют свои цели, т. е. Бог.

Конечно, современному человеку некоторые из этих доказательств кажутся наивными, спорными, однако нужно помнить, что они были сформулированы в XIII веке и, например, тогдашнее представление о конечности и бесконечности мира нельзя сравнивать с нынешним.

Фома Аквинский до сегодняшнего дня считается одним их наиболее влиятельных теологов и христианских философов религии, хотя при жизни Фомы Аквинского его философско-теологическая система критиковалась, и прежде всего приверженцами августинианства. Это касалось его чрезмерной приверженности аристоте-лизму, который представлял, по мнению августиниан, языческую религию и не соответствовал христианскому учению. Более того, в этой борьбе дошло даже до того, что в Париже и в Оксфорде в 1277 году были осуждены некоторые тезисы из его «Суммы теологии» и наложен временный запрет на чтение его произведений, однако ортодоксальность интеллектуального наследия Фомы Аквинского была подтверждена причислением его к святым католической церкви.

С этого времени начал отсчет развития томизм, или направление философии, начала которой были заложены Фомой Аквинским. С 1567 года римский папа Пий V рекомендовал изучать его философию во всех католических университетах, а в конце XIX века энцикликой папы римского Леона XIII философия Фомы Аквинского была провозглашена официальной философией римской (латинской) христианской религии — католицизма. В Риме основана Академия св. Фомы. В энциклике папы римского Иоанна Павла II (Кароля Войтылы) сказано о непреходящей новизне мысли св. Фомы из Аквин и подчеркнута его мысль о гармонии между разумом и верой.

Заметим, что в оценке средневековой философии существуют две взаимоисключающие друг друга позиции. В первой, критической, подчеркивается ее бесплодность, оторванность от жизни, «схоластичность», но обсуждение и рассмотрение проблем в ней основывались исключительно на дедуктивном методе, как подчиненные по отношению к теологии положения философии. Другая позиция, которая представлена преимущественно в религиозной философии Западной Европы, наоборот, акцентирует внимание только на позитивной оценке этой эпохи развития философского мышления. Как всегда, истина — это золотая середина. Средневековье не является глухим или пустым периодом в истории развития философии; конфликты, споры, противоречия в это время принесли много ценного, стимулирующего развитие философии. Особое значение в этот период имеет номинализм с его критикой универсалий, самостоятельного бытия общих понятий и утверждением объективного существования исключительно единичных вещей, их первичный по отношению к общим понятиям характер.

Номинализм опосредованно поставил под угрозу положение теологии, христианской философии и авторитарное положение церкви в обществе и государстве. Он предшествовал и способствовал отделению философии и частных наук от теологии и изменению их подчиненного положения по отношению к теологии, переходу к новому статусу в Новое время.

Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Кем был святой Фома Аквинский? Ключевые идеи философии томизма

 

Святой Фома Аквинский был философом, жившим в 13 и 14 веках. Сегодня он считается одним из самых важных мыслителей в истории западной философии. Вдобавок к этому Фома Аквинский — один из самых авторитетных религиозных философов; он сочетал христианское учение, прежде всего идеи св. Августина, с философией Аристотеля. Его философия, известная как томизм, до сих пор широко изучается и обсуждается. В этой статье мы обсудим некоторые из основных идей томизма и то, как они могут быть применимы к современной жизни.

 

Кем был святой Фома Аквинский?
Святой Фома Аквинский, Карло Кривелли, 1476 год, через Национальную галерею.

 

Фома Аквинский был одним из самых известных философов и теологов своего времени. Он также был одним из самых влиятельных религиозных деятелей Средневековья. Аквинат считается последователем Аристотеля, и ему удалось соединить в своих произведениях религиозно-философские взгляды своего предшественника.

 

Фома Аквинский родился в Италии в 1224 году. Его отец имел титул графа и жил в замке недалеко от Неаполя. Семья хотела, чтобы Томас стал настоятелем монастыря недалеко от замка. В пятилетнем возрасте мальчик был отправлен в бенедиктинский монастырь и прожил там почти десять лет. Позже его приняли на учебу в университет на четыре года. Там Фома Аквинский познакомился с учением доминиканцев и по окончании учебы решил присоединиться к их ордену.

 

Но решение Аквината нарушило планы семьи, и будущего философа похитили. Томаса заключили в крепость, где он провел два долгих года. В 1245 году, после освобождения Фомы Аквинского, он все же стал членом доминиканского ордена. Затем он отправился учиться в Парижский университет, где стал учеником Альберта Великого.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Спустя три года будущий знаменитый теолог вместе со своим учителем поступил в университет в Кельне, где провел два года. Окончательно он вернулся в доминиканский монастырь в 1252 году, но уже через четыре года был отправлен преподавать теологию в Парижский университет, где появились его первые труды.

 

Апофеоз святого Фомы Акино, Франсиско де Сурбаран, 1631 г., через Викисклад.

 

В 1259 году Аквинский был вызван папой в Рим и назначен советником по богословским вопросам. Следующие десять лет Томас преподавал в Ананьи и Риме. Параллельно он работал над богословскими и философскими сочинениями. В 1269 г., Аквинский снова оказался в Париже, где боролся с Сигером Брабантским и с арабскими толкователями учения Аристотеля. Томас добился того, чтобы произведения Аристотеля, переведенные арабами, были запрещены.

 

В 1272 году был опубликован знаменитый трактат О единстве ума против аверроистов . Затем философа попросили приехать в Италию, где он был назначен главой новой доминиканской школы в Неаполе. Но уже через год Аквинский был вынужден оставить преподавательскую деятельность из-за ухудшения здоровья.

 

В 1274 году Фома Аквинский должен был присутствовать на церковном соборе, но по дороге умер. В 1277 году архиепископ Парижский признал некоторые произведения Фомы Аквинского еретическими; философа обвиняли в излишней интеллектуальности. Но, несмотря ни на что, интерес к его произведениям только возрастал, пока его не признал весь католический мир. Фому Аквинского стали называть князем философов и ангелом школ.

 

В 1323 году Папа Римский канонизировал Фому Аквинского. Память его чтится 28 января. Сегодня мощи святого находятся в Тулузе.

 

Истоки томизма и его основные идеи
Выдержка из Summa Theologiae, Фомы Аквинского, 1482 г., с Викисклада.

 

Томизм — это школа мысли, которая подчеркивает важность разума и традиции. Конечно же, он назван в честь святого Фомы Аквинского. Томизм имел влияние в католической церкви, а также был принят англиканами, лютеранами и кальвинистами. Summa Theologica Фомы Аквинского, документ о религиозных исследованиях, относящийся к Средневековью, до сих пор пользуется влиянием и часто упоминается католической церковью.

 

Философия томизма основана на вере в то, что разум и вера необходимы для достижения истинного знания. Это означает, что томисты признают существование естественного порядка вещей, которые можно познать с помощью разума. В то же время для познания определенных истин о Боге и морали требуется откровение от Бога. Основные идеи томизма заключаются в том, что Бог является высшим источником знаний и что люди могут узнавать что-то о Боге посредством разума и откровения.

 

Томизм также подчеркивает необходимость согласования веры и разума и использования обоих в нашем поиске истины. Наконец, томизм утверждает, что существует объективный моральный порядок, который мы можем обнаружить с помощью разума. Эта философия значительно повлияла на западную мысль и оказала большое влияние на развитие католического богословия.

 

Томисты также считают, что люди рациональны и общительны по своей природе и что мы должны использовать свой разум для достижения истины и добра. Кроме того, томисты верят в существование объективных моральных ценностей и в то, что мы должны поддерживать эти ценности. Однако томисты считают, что истинное счастье достижимо только в загробной жизни.

 

Единство религии и философии
Святой Ансельм, автор неизвестен, через Национальную портретную галерею.

 

«Верую, чтобы понимать».

 

Это высказывание средневекового философа Ансельма Кентерберийского стало девизом новой науки – схоластики. Схоластика занималась объединением религиозной веры и знания и пыталась обосновать догматы веры с точки зрения философии. Представители этого философского направления считали, что путь к Богу — это не только вера, но и рациональное понимание законов мироздания.

 

Схоластика достигла своего пика в творчестве св. Фомы Аквинского. Он считал, что между философией и религией нет противоречий; они дополняют друг друга и образуют единство. Мир есть творение Божие, а, значит, несет в себе тайну Божественного замысла, которую мы можем попытаться разгадать.

 

Каким образом это можно сделать? Во-первых, с помощью разума. Это не прямой путь, и он не даст нам полного понимания, потому что возможности человеческого разума ограничены. Тем не менее, его можно использовать для приближения к Богу. Таким образом, при всей своей важности философия все же вторична по отношению к религии. Святой Фома Аквинский называл философию «слугой богословия».

 

Второй способ постичь великий план Божий — это вера. Первоначальной концепцией учения Фомы Аквинского было божественное откровение, то, что ускользает от человеческого разума, но необходимо для спасения души.

 

Мудрость, по Фоме Аквинскому, есть высшее знание о Боге. Философ выделял три вида мудрости: мудрость благодати, высшую из всех; мудрость богословия, основанная на вере, но использующая разум для понимания; и метафизическая мудрость, орудиями которой являются разум и знание.

 

Аквинский о материи и форме
Святой Фома Аквинский, автор неизвестен, 1690-1695, через Google Arts & Culture

 

Несмотря на то, что святой Фома Аквинский стремился примирить веру и знание, более значимым он считал мистический путь познания. Если между верой и разумом в каких-то положениях возникает противоречие, значит, разум ошибается, потому что вера, основанная на Божественном откровении, не может ошибаться. Но чаще всего, считал философ, противоречия возникают не потому, что философия ошибается, а потому, что философы не могут правильно применить разум к религии.

 

Сам Фома Аквинский умел использовать достижения философии для объяснения вопросов мироздания, не вступая в противоречие с религиозными учениями. Для объяснения бытия он в основном использовал аристотелевскую теорию формы и материи. Всякая существующая вещь есть единство формы и материи. Сама материя не определена, а объекты существуют только благодаря форме. Форма есть конечная причина всего. Индивидуальность вещей и явлений возникает благодаря соединению принципа формы и постоянно колеблющейся неустойчивой материи.

 

Материя есть «самая слабая форма бытия», самая далекая от Божественной благодати. Это определение Фомы Аквинского стало основополагающим в схоластической науке и сформировало ее отношение к материи. Бог — единственное истинное существо. Все остальное создано Им, и все объекты являются проявлениями Его сущности. Существует иерархия существ; на верхней ступени, ближе всего к Богу, находятся ангелы. Но и самостоятельности у них нет, и они тоже выдумки Творца.

 

Место государства в обществе
Discurso Funebre Pericles, Philipp Foltz, 1877, через WikiMedia

 

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский был убежден, что человек существо общественное и не может жить вне государства. Он считал, что целью государства является не только создание благоприятных условий жизни граждан, но и укрепление добродетели и религиозности. Исследуя политологию, начавшуюся еще в глубокой древности, философ выделяет шесть типов правления. Справедливыми формами общественного устройства Фома Аквинский считает монархию, аристократию и систему потлис, подобную той, которая существовала в Древней Греции. Среди несправедливых форм он называет тиранию, олигархию и демократию.

 

Как лучше управлять? Святой Фома Аквинский утверждал, что монархия является лучшей формой правления, потому что она наиболее близка к форме Божественного устройства мира. Правильное развитие общества и его движение к добру и к Богу лучше всего осуществляется, если управление идет из одного источника.

 

Фома Аквинский дал ответы на многие философские и религиозные вопросы и устранил многие противоречия между верой и знанием. Из-за этого некоторые современные философы называли его «ангельским доктором». В то же время «доктор» — это высшая академическая степень в средневековой философии. Учение Фомы Аквинского до сих пор считается фундаментальным в католической церкви.

 

Пять доказательств существования Бога
Crocefissione, Рафаэль, 1499-1500, через Национальную галерею

 

Сочетая учение Аристотеля с христианским учением, Фома Аквинский предложил Quinque Viæ  – пять доказательств существования Бога. Эти доказательства должны были стать эмпирическим способом постижения религии, устраняющим необходимость в духовном откровении:

 

  1. Аргумент от движения.
  2. Аргумент от действующей причины.
  3. Аргумент от необходимого существа.
  4. Аргумент из градаций доброты.
  5. Аргумент от дизайна.

 

Из вопроса о происхождении Вселенной следуют пять доказательств. Фома Аквинский утверждал, что если вы сможете ответить на этот вопрос, вы узнаете природу Бога. Вселенная, объяснял он, представляет собой последовательность постоянных изменений и движения, вереницу причин и следствий, а первопричиной является неподвижный двигатель, своего рода перводвигатель, который ничем и никем не движим — Бог.

 

Объект не может двигаться сам по себе; ему нужен импульс от другого движущегося объекта. Этот «мотор», в свою очередь, приводится в движение другим импульсом, и этот ряд движений можно проследить во времени. Но где-то это движение должно начаться. Если у него нет начала, то как начинается цепочка событий? Это приводит его к выводу, что Бог есть первопричина событий, создающий движение и не нуждающийся в импульсе от другого движителя, — он неподвижный движитель.

 

Ужин в Эмманусе, Караваджо, 1601, через Национальную галерею

 

Фома Аквинский использует аналогичный аргумент о причине и следствии: Бог — это «действующая причина», которая порождает первое следствие, которое, в свою очередь, вызывает другое, и так далее.

 

Третье доказательство обсуждает «возможность» объектов — многие объекты могут существовать, но не обязаны. Вселенная не может быть полностью составлена ​​из возможных объектов, потому что это открывает пространство, и в какой-то момент во Вселенной ничего не существует. Следовательно, необходимо полагать нечто необходимое в себе самом, не имеющее причиной необходимости чего-то другого, кроме есть причина необходимости чего-то другого, и это что-то есть Бог.

 

Четвертое доказательство говорит, что одни вещи лучше других, но это сравнение бессмысленно, пока мы не получим окончательный, абсолютный стандарт; и этот стандарт — Бог.

 

Наконец, в пятом доказательстве Аквинский использует аристотелевскую концепцию телеологии , идею о том, что все во вселенной имеет цель и все движется к своему конечному состоянию. Объекты не могут сами по себе иметь представление о своем назначении; поэтому Вселенной должен управлять разум, который видит и определяет, куда все движется — к своему концу.

 

Современное значение святого Фомы Аквинского
Видение св. Фомы Аквинского, Санти ди Тито, 1593 г., через веб-галерею искусств

 

Томизм оказал большое влияние на формирование западной культуры и мышления, особенно в области этики и естественного права. В последние годы возродился интерес к томистской философии, особенно в свете подъема секуляризма и морального релятивизма. Многие ученые и мыслители утверждали, что философия томизма как никогда актуальна в современном мире.

 

Есть несколько ключевых аспектов томистской философии, которые делают ее особенно актуальной в современном обществе. Во-первых, томизм отстаивает важность разума и объективной истины. В эпоху, когда многие люди быстро отбрасывают все, что не соответствует их индивидуальному мировоззрению, философия томизма обеспечивает столь необходимый голос рациональной мысли и объективной истины.

 

Во-вторых, томизм подчеркивает достоинство человеческой личности. В мире, где человеческая жизнь часто рассматривается как нечто одноразовое и расходуемое, томизм напоминает нам о присущей ценности и достоинстве каждого человека.

 

Очевидно, что философия томизма по-прежнему актуальна в современном мире. Его акцент на разуме, объективной истине и достоинстве человеческой личности предлагает столь необходимый противовес господствующим тенденциям релятивизма и нигилизма. Томизм также дает ценную точку зрения на создание справедливого и процветающего общества. По этим причинам томизм является философией, которую стоит изучить и рассмотреть в современном мире.

Фонд конституционных прав

Осень 2006 г. (22:4)

Создание справедливого общества

Исследование стволовых клеток: обещания и ловушки | Рабство, гражданская война и демократия: во что верил Линкольн? | Св. Фома Аквинский, естественное право и общее благо     

Св. Фома Аквинский, естественное право и общее благо

 

христианская вера. При этом он утверждал, что справедливый правитель или правительство должны работать на «общее благо» всех.

Еще до Иисуса греки разработали представления о том, как устроен мир и как ведут себя люди. Аристотель, умерший в 322 г. до н. э., был афинским философом, писавшим о науке, этике, политике и почти обо всех других областях знания.

Во всех своих трудах Аристотель не учил, что греческие боги или религия управляют миром и его людьми. Вместо этого его наблюдения привели его к выводу, что природа была целеустремленной и управлялась естественными законами, которые мог открыть человеческий разум. Эти естественные законы позволили объяснить мир и место людей в нем.

В одной из работ Аристотеля под названием Политика он рассуждал, что «человек по своей природе является политическим животным». Под этим он подразумевал, что людям естественным образом суждено жить группами, что требует какого-то правителя или правительства. Согласно Аристотелю, только живя в сообществе «для обеспечения хорошей жизни», люди могли достичь таких добродетелей, как мужество, честность и справедливость. В его время это человеческое сообщество было городом-государством, подобным Афинам.

Применяя свой научный метод наблюдения и анализа фактов, Аристотель изучил правительства 158 городов-государств греческого мира. Он классифицировал правление короля (монархия) и немногих высших (аристократия) как «хорошее» правительство. Он считал правление немногих богатых (олигархия) и многих бедных (демократия) «плохими» правительствами.

Аристотель пришел к выводу, что лучшее правительство — это то, которое «смешивает» черты олигархии и демократии. Например, все граждане путем лотереи выбирают некоторых государственных чиновников. Но только некоторые граждане с определенным количеством имущества или богатства могли претендовать на другие должности. Аристотель считал, что эта форма правления обеспечивает наилучшие шансы на политическую стабильность.

Августин и христианская вера

Сотни лет спустя христианство стало господствующей религией в Римской империи. Отцы раннехристианской церкви ввели способ объяснения мира, весьма отличный от аристотелевского. Возможно, самым важным из этих отцов ранней церкви был святой Августин.

Августин родился в 354 году нашей эры в Северной Африке, тогдашней провинции Рима. В юности он изучал концепции естественного права и человеческого разума из произведений классических греческих и римских мыслителей, таких как Аристотель и Цицерон. Августин обратился в христианство, когда ему было 33 года.

Он стал христианским священником и епископом североафриканского города Гиппона. Какое-то время он считал, что разум и вера совместимы. Однако к 400 году он изменил свое мнение. «Поэтому не пытайтесь понять, чтобы уверовать, — писал он, — но верьте, чтобы уразуметь».

Августин учил, что когда Адам и Ева поставили свои желания выше воли Бога, они совершили грех, который стал источником зла среди людей. Христиане часто называют это «первородным грехом». Августин считал, что все люди рождены с первородным грехом и поэтому обречены на проклятие. Но, как и другие христиане, он также верил, что Бог милостив и послал Иисуса, чтобы спасти верующих от греха и вечных страданий.

Несмотря на это, Августин считал людей греховными по своей сути. Лишь некоторым из них удалось спастись от адского огня. Эти люди, известные только Богу, должны были достичь райского блаженства в том, что Августин назвал «Городом Бога». Членство в христианской (римско-католической) церкви было необходимо, писал он, но даже это не гарантировало спасения.

Из-за греховности Адама и Евы правительству понадобилось контролировать и наказывать грешных людей. Августин сказал, что формы правления не важны, поскольку все они временны.

Августин утверждал, что люди должны подчиняться своим правителям, если только они не нарушают Божье слово. В этом случае верующие могли отказаться подчиняться, но должны были ожидать наказания. В общем, однако, он советовал, что лучше перетерпеть порочное состояние в течение своего краткого существования на Земле, имея веру в то, что в Граде Божием ждет вечная жизнь.

Августин умер в 430 году, когда варвары напали на Гиппона, что положило конец Римской империи. Позже Римско-католическая церковь причислила его к лику святых. Сочинения святого Августина помогли развить верования католической церкви.

Фома Аквинский в сочетании разума и веры

Спустя почти 2000 лет после смерти Аристотеля в Западной Европе сохранилось лишь несколько его работ по логике. Но еврейские и мусульманские ученые сохранили большую часть его сочинений. Начиная с 1100-х годов ученые на Западе начали переводить труды Аристотеля с иврита и арабского языка на латынь, делая их доступными в формирующихся новых университетах. Наряду с этими переводами появились обширные комментарии к Аристотелю, такие как комментарии испанского мусульманского ученого Аверроэса.

Повторное открытие работ Аристотеля с их изощренным объяснением мира, основанным на законах природы и разуме, казалось, бросило вызов учению христианской веры. Сначала Римско-католическая церковь пыталась запретить его произведения.

Но некоторые церковные ученые, такие как Альберт Великий из Парижского университета, считали возможным объединить человеческий разум и христианскую веру. Фома Аквинский, итальянский римско-католический теолог (религиовед), посвятил свою жизнь этой задаче.

Аквинский родился в 1225 году в семье знатного рода в Сицилийском королевстве, в состав которого входила часть материковой части Италии вокруг Неаполя. Его семья отправила его в возрасте 5 лет в бенедиктинский монастырь Монте-Казино, чтобы он стал монахом.

Позже Фома Аквинский поступил в Неаполитанский университет, где впервые познакомился с трудами Аристотеля. Вопреки желанию своей семьи, он вступил в доминиканский орден в 18 лет, приняв обет бедности.

В 1245 году Аквинский отправился в Парижский университет, где шли большие дебаты об идеях Аристотеля. Молодой Аквинат учился у Альберта Великого, который был на стороне тех, кто считал мировоззрение Аристотеля совместимым с христианством.

Аквинский пришел к мысли, что верить следует только в то, что самоочевидно (например, люди используют разум) или что может быть выведено из самоочевидных утверждений (например, человеческий разум может открыть истину).

Аквинский стал доминиканским учителем религии в Парижском университете и в Италии. Он продолжал изучать труды Аристотеля и мусульманские комментарии к ним.

Фома Аквинский написал свои собственные комментарии к Аристотелю, которые включали аргументированные утверждения, основанные на достоверности, открытой Богом. Он также написал резюме католической доктрины, которая также пыталась объединить разум и веру.

Естественный и человеческий закон

Фома Аквинский, как и Аристотель, писал, что природа организована для благих целей. Однако, в отличие от Аристотеля, Аквинский продолжал говорить, что Бог создал природу и правит миром с помощью «божественного разума».

Аквинский описал четыре вида закона. Вечный закон был совершенным планом Бога, не до конца познаваемым людьми. Он определял поведение таких вещей, как животные и планеты, и то, как люди должен вести себя как . Божественный закон , главным образом из Библии, вел людей за пределами мира к «вечному счастью» в том, что св. Августин назвал «градом Божьим».

Фома Аквинский наиболее подробно писал о естественном законе . Он заявил: «Свет разума помещен природой [и, следовательно, Богом] в каждого человека, чтобы направлять его в его действиях». Поэтому люди, единственные среди Божьих творений, руководствуются разумом в своей жизни. Это естественный закон.

Главный принцип естественного права, писал Фома Аквинский, заключался в том, что «добро нужно делать и стремиться к нему, а зла избегать». Фома Аквинский утверждал, что разум раскрывает определенные естественные законы, полезные для человека, такие как самосохранение, брак и семья, а также желание познать Бога. Он учил, что разум также позволяет людям понимать такие злые вещи, как прелюбодеяние, самоубийство и ложь.

В то время как естественный закон применялся ко всем людям и был неизменным, человеческий закон мог меняться в зависимости от времени, места и обстоятельств. Фома Аквинский определил этот последний тип закона как «таинство разума для общего блага», сделанное и приведенное в исполнение правителем или правительством. Однако он предупреждал, что люди не обязаны подчиняться законам, созданным людьми, которые противоречат законам природы.

Правительство и «общее благо»

В 1267 году Фома Аквинский завершил работу о правительстве, вдохновленную « Политикой» Аристотеля . Фома Аквинский утверждал: «Однако для человека более естественно, чем для любого другого животного, быть социальным и политическим животным, жить в группе». Он представил логические доказательства этого, такие как самоочевидный факт, что человеческая речь позволяет людям рассуждать друг с другом.

Аквинский далее заметил, что люди склонны заботиться только о своих личных интересах. «Поэтому, — заключил он, — в каждом множестве должна быть какая-то руководящая сила», чтобы направлять людей к «общему благу».

Таким образом, Фома Аквинский не соглашался со св. Августином в том, что главная цель правительства — просто держать грешников в узде. Аквинский считал, что правительство также помогает работать на «общее благо», которое приносит пользу всем. Общее благо включало такие вещи, как защита жизни, сохранение государства и укрепление мира. Аристотель назвал бы это «хорошей жизнью».

Аквинский обратился к проблеме несправедливых правителей, которые могли быть королем, немногими богатыми или многими бедняками. Фома Аквинский отмечал, что когда правители издают законы, нарушающие естественный закон, они становятся «тиранами». Далее Фома Аквинский заключил: «Тираническое правительство несправедливо, потому что оно направлено не на общее благо, а на личное благо правителя, как говорит Философ [Аристотель]».

Что делать людям с тиранией? Фома Аквинский соглашался со св. Августином в том, что подданные несправедливого правления не обязаны подчиняться законам, поскольку они незаконны. Но Фома Аквинский в этом вопросе далеко превзошел св. Августина и практически всех других средневековых мыслителей.

Фома Аквинский утверждал, что подданные тирании, действующие как «государственная власть», могут взбунтоваться и свергнуть ее. Фома Аквинский предупреждал, что люди не должны делать это поспешно, но только тогда, когда ущерб, нанесенный тиранией, превышает то, что может произойти в результате восстания. Это было одним из первых оправданий революции в западной мысли.

Аквинский развил значение «справедливой войны», которое обсуждалось римским государственным деятелем Цицероном и святым Августином. Чтобы война была справедливой, должны быть следующие три условия:

1. Декларация правителя о защите «общего блага» от врагов.

2. «Правая причина» для нападения на врага, «потому что они заслуживают этого из-за какой-то вины», такой как месть за совершенные ими обиды.

3. «Правомерное намерение» продвигать добро или избегать зла, например, наказывать преступников, а не просто захватывать землю или имущество.

Эти условия «справедливой войны» повлияли впоследствии на развитие международных законов войны.

Аквинский глубокомысленно писал о наилучшей форме правления. Он, как и Аристотель, предпочитал смешение форм правления. Фома Аквинский признавал ценность царя, «пастыря, стремящегося к общему благу множества». Но он выступал против абсолютного монарха.

Дворянство, утверждал Аквинский, должно давать советы королю и ограничивать его власть. Кроме того, законы короля должны быть результатом «соображений разума» и иметь согласие как знати, так и простого народа. Это были радикальные идеи для того времени, когда короли утверждали, что никто, кроме Бога, не может привлечь их к ответственности.

Наследие св. Фомы Аквинского

Последние годы своей жизни Аквинский провел в Италии, преподавая и сочиняя книги. Он умер в 1274 году в возрасте 49 лет от болезни, развившейся во время прогулки во Францию ​​на церковную конференцию.

Поначалу Римско-католическая церковь отвергла огромные усилия Фомы Аквинского по примирению человеческого разума с христианской верой. В 1277 году церковь осудила некоторые из его сочинений, основанных на идеях Аристотеля. Однако примерно через 50 лет после его смерти церковь возродила его произведения и причислила к лику святых.

Сочинения св. Фомы Аквинского, сочетающие разум и веру, стали основой официальной римско-католической доктрины (известной как «томизм»). Кроме того, его дальновидные политические идеи относительно естественного права, несправедливых правителей и восстания оказали влияние на европейских философов эпохи Просвещения, таких как Джон Локк, и даже на американцев, таких как Томас Джефферсон и Мартин Лютер Кинг.

Для обсуждения и письма

1. Чем различались взгляды Аристотеля и св. Августина на мир природы и правительство?

2. Согласны ли вы с тремя условиями «справедливой войны» св. Фомы Аквинского? Объяснять.

3. Как, по вашему мнению, сочинения св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *