Философские взгляды дени дидро: Основные идеи Дени Дидро, философия просвещения в истории – кратко в таблице для 7-8 класса

Содержание

Основные идеи Дени Дидро, философия просвещения в истории – кратко в таблице для 7-8 класса

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 72.

Обновлено 24 Декабря, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 72.

Обновлено 24 Декабря, 2021

Видным представителем французской философии периода Просвещения стал Дени Дидро. Он родился в 1713 году, а умер в 1784, незадолго до Великой французской революции. Основные идеи Дени Дидро связаны с критикой феодальных пережитков, а также с материализмом и светским гуманизмом, с идеями личных свобод граждан и государственной власти как общественного договора.

Мировоззрение философа

Дени Дидро отрицал дуалистическое учение суть которого заключается в раздвоении духовного и материального начал.

Рис. 1. Дени Дидро.

Он полагал, что существует материя, и она обладает чувствительностью, а следовательно, различные сложные явления представляют собой результат активности её частиц. По его мнению, человек представляет из себя исключительно продукт воспитания. Каждое действие индивидуума является одним из актов в порядке, где каждый из них неизбежен.

Философ относил себя к деистам, то есть религиозно-философскому учению, суть которого сводится в признании Бога и факту сотворения им жизни, но при этом его сторонники отрицают большинство сверхъестественных явлений.

Рис. 2. Деизм.

Политические симпатии Дидро относились к теории о просвещённом абсолютизме. Этот период в истории монархии можно рассматривать как переходный между сословно-представительной и конституционной. Он появляется на этапе становления рыночных отношений и отмирании феодальных пережитков. Как и Вольтер, идеальным государственным строем он считал монархию, а народным массам не доверял из-за неспособности её представителей разбираться в вопросах нравственности политики.

Идеи просвещения проникли и в Российскую империю. Переписку с философами вела императрица Екатерина II. В начале царствования она приобрела библиотеку Дидро, которую привезли из Парижа в Санкт-Петербург и выставили в одном из залов Эрмитажа.

Деятельность просветителя

В деле образования у философа основные идеи кратко сводились к тому, что гении и таланты есть среди представителей всех сословий. Учёные могут выйти не только из стен дворцов, но и из среды простого народа. Некоторые идеи Дидро не встретили понимания благосклонной к нему императрицы Екатерины II. Например, про уничтожение придворной роскоши и введение всеобщего бесплатного обучения.

Дени Дидро стал редактором «Энциклопедии». С 1751 по 1766 год было выпущено 28 из 35 её томов. 17 из них содержали текст, 6 тыс. статей, а ещё 11 — гравюры-иллюстрации. Он писал статьи по точным наукам, философии, политике, религии, механике, экономике.

Через свои литературные произведения он принёс во Францию жанр буржуазно-сентиментальной драмы, которая зародилась в Англии. Дени Дидро стал автором романа «Монахиня» — одного из образцов антирелигиозной пропаганды XVIII века.

Основные идеи Дени Дидро кратко можно представить в таблице:

Направление

Взгляды философа

Религия

Деизм, противник института церкви и католичества

Политика

Просвещённый абсолютизм, монархия как лучшая форма правления

Образование

Обучение и просвещение народа, поиск талантов среди представителей всех сословий, работа над «Энциклопедией»

Государство

Источник государственной власти — договор между людьми, необходимо уничтожение сословий и наделение крестьян землёй, свобода слова и печати, участие граждан в государственном управлении

Совместно с Дидро над «Энциклопедией» 1751 года работал философ и математик Жан д’Аламбер.

Он написал статьи по физике и математике. Работу над энциклопедией он прекратил из-за преследований со стороны редакции. Одним из его достижений стала классификация наук и выделение гуманитарных как отдельного понятия.

Рис. 3. Энциклопедия Дидро.

Что мы узнали?

Основные идеи Дидро и других просветителей XVIII века изучают в школьном курсе истории 7 класса и 8 класса. В религиозном смысле он был деист, а в политическом — монархист, сторонник просвещённого абсолютизма и демократических свобод. Весь движущийся материальный мир он видел цепью естественных причин и следствий.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Кабанцова

    9/10

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 72.


А какая ваша оценка?

Дени Дидро и его философия

Почётный гражданин

Учение Дидро

Взгляды Дидро

Стиль Дидро

Почётный гражданин

Дени Дидро – родился во Франции, посвятил жизнь философии, писательскому искусству и драматургии. Является основателем «Энциклопедии наук, ремесле и искусств» (1751г.). В 1773 году признан почетным членом Санкт-Петербургской АН. Имя Дидро известно мировому сообществу и достойно места рядом Монтескье, Руссо, Вольтером и Д’Аламбером. Именно Дидро можно считать создателем идей вдохновивших теоретиков Французской революции.

Учение Дидро

Философ уверен, что возвышенное и трогательное существует даже в душе бедняка и напротив, смешное и забавное не чуждо людям благородных сословий. Дидро разрушал привычные жанровые рамки в литературе, равно также французские буржуа рушили перегородки между сословиями. Именно с этого времени трагедия – как литературный жанр, приобретает человеческое лицо и чувства.

В произведениях мастера допускается драматичное представление всех сословий и классов, а также имеет место формирование модели, в которой рационализм характера уступает место очеловеченному реализму. Новый жанр, рождающийся под пером мастера, в качестве главных черт являет чувствительность и нравоучение. Семья и мораль – вот темы получившие главную роль у Дидро.

Главными героями работ Д. Дидро, становятся крестьяне, буржуа-добродетели и романтичные бедняки. В целом, работы драматурга полностью соответствуют духу и стилистике Века Просвещения.

Театр превращается в проводника идей освобождения, возвращая литературу и жизнь человека в русло природной естественности посредством отмены этикета, условностей, высокопарных стихов и надменности, свойственных классическому стилю. Новые вкусы соответствуют образу жизни и характеру буржуа, не имеющих долгих родословных, а просто живущих в кругу семьи и поддерживающих тепло домашнего очага, в рутине будничных хлопот.

Взгляды Дидро

Главным в философии и литературе для Дидро, остаются — верность человеческой природе, неприемлемость сословных условностей и педагогическая направленность искусства. Отстаивание своих взглядов ученый продолжает в таких областях как теория искусства и критика.

В работах мастера рассматривается не только литературный мир, но также художественное искусство («Салоны») и актерское мастерство («Парадокс об актере»). В «Салонах» Дидро сближает литературу с живописью и скульптурой, рассматривая их как орудия воздействия на ум человека и требует больше нравственности в творениях мастеров.

«Парадокс» актуален и сегодня, благодаря богатому миру и оригинальности мыслей. По мнению Дидро актер обязан думать во время игры, всегда стремиться к идеалу, руководствоваться собственными памятью и воображением, а также расширять кругозор изучая человеческую природу. Эти воззрения характеризуют мастера как оппонента, даже врага, теории «нутра». По мнению философа, актер, следующий нормам данной теории никогда не добьется совершенства в выбранном ремесле. Только развитие через самосовершенствование и изучение мира, сделает жизнь актера ровной и упорядоченной. Понять это можно из слов: «Власть над умами принадлежит не тем, кто вне себя или в экстазе; она – привилегия тех, кто овладел собой».

Стиль Дидро

Отличительной особенностью стилистики Дидро является оригинальность, опирающаяся на подвижный, более живой ум представителей просветительской элиты 18-го века. Быстрота и легкость мысли улавливается в каждой строке, начиная от общих форм и понятий и заканчивая оттенками. Произведения Дидро очень выразительны, конкретизированы и отличаются быстротой реакции, чувств и мыслей.

Сравнивая стили Дидро и Вольтера, можно заметить большую периодичность слога и меньшую сухость. В то же время у Дидро не так много патетики и расплывчатости, как у Руссо. В целом, Д. Дидро можно причислить к личностям с сформировавшимся мировоззрением, и кругозором, не ограниченным частностями.

Смотрите также:

Философия Вольтера

Культура французского Просвещения

Физика

166

Реклама и PR

31

Педагогика

80

Психология

72

Социология

7

Астрономия

9

Биология

30

Культурология

86

Экология

8

Право и юриспруденция

36

Политология

13

Экономика

49

Финансы

9

История

16

Философия

8

Информатика

20

Право

35

Информационные технологии

6

Экономическая теория

7

Менеджент

719

Математика

338

Химия

20

Микро- и макроэкономика

1

Медицина

5

Государственное и муниципальное управление

2

География

542

Информационная безопасность

2

Аудит

11

Безопасность жизнедеятельности

3

Архитектура и строительство

1

Банковское дело

1

Рынок ценных бумаг

6

Менеджмент организации

2

Маркетинг

238

Кредит

3

Инвестиции

2

Журналистика

1

Конфликтология

15

Этика

9

Наука как социальный институт Философия Вольтера

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы

Имя

Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Принимаю  Политику  конфиденциальности

Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях

Дени Дидро » Гуманисты Великобритании

Философ и писатель французского Просвещения

Дени Дидро родился в семье, известной своими церковными связями, но позже стал атеистом. Он сыграл жизненно важную роль в успехе Энциклопедии восемнадцатого века, которая сама по себе является таким монументальным вкладом во французское Просвещение.

В то время как выдающиеся современники, такие как Вольтер и Руссо, были склонны концентрироваться на разработке конкретных доктрин и/или посвящать себя конкретным интеллектуальным движениям, Дидро, будучи особенно эрудированным в истории философии, вместо этого предпочитал восхвалять ее древние и современные достижения. Постоянной на протяжении всей его жизни работой является стремление снабжать людей знаниями, позволяющими им думать самостоятельно; само по себе фундаментальное гуманистическое качество.

Ранние работы Дидро «Pensées Philosophiques» («Философские размышления», 1746 г.) и «Promenade du Sceptique» («Прогулка скептика», 1747 г.) уже демонстрируют его озабоченность вопросом религии, хотя и с деистической, а не атеистической позиции. В первом, наборе афоризмов, в том числе: «Суеверие более вредно для Бога, чем атеизм» и «Скептицизм — первый шаг к истине», Дидро ставит под сомнение целостность христианства. Возможно, неудивительно — учитывая критику христианства и время публикации — произведение было осуждено парижским парламентом и приказано сжечь.

Это было Lettre sur les aveugles (Письмо о слепых) Дидро, в котором он действительно поднял вопрос о существовании Бога и привел к его последующему тюремному заключению в 1749 году на три месяца за его мнения, которые, казалось бы, несовместимы с общепринятой моралью день. Он внес значительный вклад в создание «Системы природы» своего друга барона д’Гольбаха, которую некоторые называют «самой Библией атеизма». Позже он оправдывал степень своей критики религии:

«Мне кажется, что если бы до сих пор умолчали о религии, люди все еще были бы погружены в самые гротескные и опасные суеверия… относительно правительства, мы бы все еще стонать под узами феодального правления … что касается морали, нам все равно придется узнать, что такое добродетель и что такое порок. Запрещать все эти дискуссии, единственные достойные того, чтобы занимать здравый ум, значит увековечивать царство невежества и варварства».

Дидро посвятил большую часть своего времени и внимания созданию Энциклопедии, редактором которой он был вместе с Жаном Ле Рондом Даламбером с 1751 по 1765 год. Он и другие «энциклопедисты» планировали включить все основные открытия своего времени в один набор публикаций, чтобы инициировать процесс записи знаний, предоставленных вселенной истины, которую разоблачал разум. Вместо простого справочника Энциклопедия, по указанию Дидро и в результате этого (Дидро продолжал работать в подполье и издаваться за границей, когда это было необходимо перед лицом растущего противодействия со стороны религиозных групп и других сфер), стала программой перемен. Хотя это и не было прямым нападением на религию — например, запрос библейских фактов, а не прямое оспаривание истины всей Библии, — работа в значительной степени способствовала движению знаний и власти в сторону светских и прочь от клерикальных сфер общества.

Почти предвосхитив сдвиг французского мышления в 1780-х годах от философии к политике, критика деспотизма стала постоянной темой Энциклопедии и мышления Дидро — он выступал за больший акцент на демократии. Его нападки на политическую систему Франции внесли большой вклад в причины Французской революции:

«Благо народа должно быть великой целью правительства. По законам природы и разума правители наделены для этого властью. А величайшее благо народа — свобода. Для государства это то же самое, что здоровье для отдельного человека». – Энциклопедия

Энциклопедия Дидро: Дух Просвещения

Веджас Габриэль Люлевичиус, доктор философии, Университет Теннесси, Ноксвилл

Энциклопедия Дидро родилась из духа Просвещения. Это была сокровищница революционных знаний, вобравшая в себя идеи того времени. Дидро дал голос этому духу: «Все вещи должны быть рассмотрены, обсуждены, исследованы без исключения и без учета чьих-либо чувств».

Чтение трагедии Вольтера Китайская сирота в салоне Марии Терезы Роде Жоффрен. Мыслители эпохи Просвещения излагали свои идеи на таких собраниях в кофейнях и салонах. (Изображение: Anicet Charles Gabriel Lemonnier/CC BY 3.0/Public domain)

Энциклопедия Дидро олицетворяла Просвещение и его идеалы. Давайте сначала поймем, что означало движение Просвещения.

Обещания просвещения

В 18 м веке мир захлестнуло множество захватывающих идей. Эти идеи получили название — Просвещение. Само название «Просвещение» провозглашало, что это рассвет новой эпохи вдали от тьмы прошлого. Его цель состояла в том, чтобы порвать с прошлым, чтобы открыть возможности для прогресса. Она стремилась отказаться от старых привычек и традиций прошлого и построить новую основу жизни на основе разума.

Крылатой фразой движения Просвещения было «Не бойтесь знать». Движение умоляло людей осмелиться использовать свой разум и рациональные способности. Это было интеллектуальное, общественное и политическое движение, целью которого было перетащить научный метод из научных трактатов в практические сферы жизни.

Мыслители Просвещения любили называть себя философами — любителями знания. Они ценили разум, науку и полезность. Их ценности противостояли традиционной богооткровенной религии, которую философы считали организованным суеверием и фанатизмом. Как разумные существа, их цель заключалась в том, чтобы понять научные законы, управляющие миром, и использовать их для улучшения и совершенствования человеческого существования.

Просвещение было первой из современных светских идеологий. Движение было интернациональным, но самым сильным оно было во Франции.

Это стенограмма из серии видео Поворотные моменты современной истории . Смотрите сейчас, Вондриум.

Энциклопедия Дидро: Энциклопедия Просвещения

Эти философов эпохи Просвещения во Франции объединились под руководством Дени Дидро и выпустили смелую печатную работу Энциклопедия Системный словарь с подзаголовком 90 , искусства и ремесел, компанией литераторов . В эту разнообразную группу мужчин (и, возможно, также несколько женщин, скрывающихся под псевдонимами) входили священники, аристократы, писатели из среднего и мелкого среднего класса. Авторы Энциклопедия также включала знаменитостей, таких как Вольтер и Руссо, и других менее известных ученых, таких как Луи де Жокур.

Дени Дидро был корифеем эпохи Просвещения. (Изображение: Луи-Мишель ван Лоо/общественное достояние)

Идеи Просвещения проникли в энциклопедию Дидро. Само слово «энциклопедия» передавало особое видение мира — оно означало, что мир познаваем. Слово encyclopédie имеет два греческих корня: kyklos , что означает круг, и 9.0028 payeia , что означает знание. Поэтому энциклопедия была связующим звеном знаний, установлением связей и взаимосвязей. Редакторы энциклопедии считали, что все знания взаимосвязаны. Просвещение усилило энциклопедическое стремление каталогизировать, классифицировать и упорядочивать существующее богатство знаний с помощью разума.

Узнайте больше о Революции печати Гутенберга.

Призыв к современности и разуму

В то время даже мыслители-новаторы обычно обращались к прошлому и к классике, чтобы претендовать на авторитет. Например, Ренессанс был известен как возрождение или восстановление классических знаний. Напротив, редакция Encyclopédie претендовали на современность своего проекта и его принципиальный разрыв с прошлым. Во введении Дидро писал, что только в его эпоху могла быть создана такая работа и что для этого требовалось «больше интеллектуальной смелости», чем было в прежние времена.

Титульный лист Энциклопедии Дидро. Энциклопедия передала сообщения Просвещения. (Изображение: несколько участников, окончательное редактирование Jaybear/общественное достояние)

Запись о Philosophe в Encyclopédie говорится: «Разум для философа то же, что благодать для христианина. Благодать побуждает христианина действовать, рассуждает философ». Далее в тексте говорилось: «В то время как другие ходят во тьме, ведомые своими страстями, у философа есть причина осветить себе путь».

Энциклопедия нацелена на то, чтобы охватить и принести пользу всему человечеству. Это резко контрастировало с предыдущими веками, когда класс клерикалов или гильдия ремесленников владели секретами своего ремесла и торговли. Великое обещание как Просвещения, так и проекта Энциклопедия была прогрессом. Там, где прежние века постоянно оглядывались назад в поисках руководства, теперь в качестве руководящего авторитета призывался прогресс в будущем.

Узнайте больше о Французской революции.

Огромное влияние Энциклопедии

Энциклопедия содержала 72 000 статей и более 2 500 иллюстраций. Это был крупнейший справочный и издательский проект своего времени. Его читали отдельные лица и семьи, читательские клубы и общества, и его послание о Просвещении было близко и далеко. Проект пользовался огромной популярностью во Франции и за ее пределами. Encyclopédie была переиздана в нескольких изданиях, достигнув примерно 25 000 комплектов. Кроме того, последовало множество пиратских и плагиатных изданий, которые распространяли информацию еще больше.

Encyclopédie не была первой энциклопедией или исчерпывающим справочником, но, тем не менее, это было выдающееся достижение. Он вдохновлял будущих мыслителей своими высокими целями демократизации знаний и улучшения состояния человечества с помощью разума и науки. Это было воплощение движения Просвещения — движения за замену традиции и веры разумом, наукой и полезным знанием. Общепризнанная цель Энциклопедия была не чем иным, как «изменить образ мышления людей», самым амбициозным изменением из всех.

Влияние Энциклопедии было огромным. Когда Дидро умер в 1784 году, его последними словами были: «Первый шаг к философии — недоверие». Это означает, что первым шагом было не верить. Это было радикальное сообщение — нужно было все протестировать. В последующие десятилетия, когда империи и королевства подвергались испытаниям, отчасти идеями, воплощенными в Энциклопедии , результатом будут революции.

Общие вопросы об энциклопедии Дидро

В: Что делала энциклопедия Дидро?

Энциклопедия Дидро была проектом связывания знаний и установления связей и взаимосвязей. Это был крупнейший справочный и издательский проект своего времени.

В: Какое влияние оказала энциклопедия Дидро?

Энциклопедия Дидро зажгла пламя Просвещения среди своих читателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *