Философия соловьева кратко: Выдающийся русский философ, мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев

Выдающийся русский философ, мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев

28 января 2021 г. исполняется 168 лет со дня рождения выдающегося русского философа, публициста и поэта, литературного критика, почетного академика Императорской Академии наук, преподавателя МВЖКВладимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).

Владимир Соловьев родился 16 (28) января 1853 г.   в многодетной семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. С ранних лет мальчика окружала обстановка, благоприятная для его духовного развития. Как отмечал А.Ф. Лосев, исследователь жизни и творчества В.С. Соловьева, семья «отличалась весьма большой культурой, весьма благородным и тонким отношением к жизни и глубочайшей преданностью высоким идеалам искусства и религии». Отец Владимира был строгого нрава и пользовался непререкаемым авторитетом. Необычайная научная, творческая активность отца в течение всей его жизни стала для сына нагляднейшим примером. Уже в юном возрасте Владимир писал каждый день, иногда на обрывках бумаги, когда под рукой больше ничего не было.

Получив всестороннее домашнее образование, в 1864 г. Владимир Соловьев  поступил в 3-й класс 1-й московской губернской гимназии, затем был переведен в 5-ю гимназию. Окончив в 1869 г. гимназию с золотой медалью, Соловьев стал студентом Московского университета, где учился сначала на физико-математическом, а затем на историко-филологическом факультетах. Большое влияние на Владимира во время учебы оказали преподаватели П.Д. Юркевич (философия) и А.М. Иванцов-Платонов (церковная история). После окончания в 1873 г. университета Владимир Соловьев по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Около года он проучился в Московской духовной академии вольным слушателем.

В 1874 г. в возрасте 21 года Владимир Соловьев защитил в Санкт-Петербургском  университете работу «Кризис западной философии». Став магистром, Соловьев стал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Он познакомился и сблизился с писателем Федором Достоевским. Известно, что автор «Братьев Карамазовых» в качестве прообраза Алеши выбрал именно Владимира Соловьева.

В январе 1875 г. в Московском университете 22-летний Владимир Соловьев начал читать лекции по истории новейшей философии. В том же году  молодой ученый был приглашен В.И. Герье для преподавания на МВЖК. На курсах Соловьев впервые  начал читать курс лекций по истории античной философии. По воспоминаниям современников курсистки находили его занятия увлекательными, а часто и захватывающими. Там же он познакомился с курсисткой Елизаветой Поливановой, влюбленной в молодого доцента, который не только блистал умом, но и обладал впечатляющей внешностью: статная фигура, необыкновенно одухотворенное лицо с сине-серыми глазами и длинные вьющиеся волосы. Девушка тоже произвела на Соловьева сильное впечатление. Под влиянием вспыхнувших чувств он сделал ей предложение и… получил отказ, поскольку Лиза уже была связана обязательствами с другим человеком.

В 1875 г. Владимир начинает  писать стихи, хотя его первый стихотворный опыт относится к 1872 г. В поэзии Соловьев был последователем Фета, с которым поддерживал дружбу.

В марте 1877 г. Владимир Соловьев оставил Московский университет и переехал в Санкт-Петербург в связи с назначением его членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения. Одновременно в должности приват-доцента читал лекции в университете. В том же году вышла первая крупная  робота В.С. Соловьева – «Философские начала цельного знания».

Основой  философского учения В.С. Соловьева является  идея богочеловечества. Она впервые была изложена ученым в 1878 г. в его «Чтениях о богочеловечестве». Основной ее посыл заключается в выводе о единстве человека и Бога. В своем учении Соловьев воспользовался термином Софии, или Премудрости, которая должна была стать душой обновленной веры. У нее есть и тело – Церковь. Сообщество верующих должно было стать сердцевиной будущего идеального общества. По взглядам философа только обновленная церковь и религия могут занять образовавшийся идеологический вакуум конца XIX века, когда  возникло множество  радикальных политических теорий и движений. Долгие духовные искания привели В.С. Соловьева к убеждению, что лишь благодаря вере в Христа человечество способно возродиться.

В 1880 г. Соловьев защитил докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал».  Переломным для Соловьева стал 1881 год, когда всю страну потрясло убийство революционерами императора Александра II. Владимир Сергеевич отреагировал на цареубийство в выступлениях с публичными лекциями на Высших женских курсах, где осудил террор, и 28 марта в зале Кредитного общества, где призывал престолонаследника проявить милосердие и помиловать убийц. Поступок этот был продиктован искренним убеждением Владимира Сергеевича в необходимости христианского всепрощения. В том же году В.С. Соловьев оставил службу в Министерстве народного просвещения.

С сентября 1891 г. Владимир Соловьев – редактор и автор философского отдела Большого энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона,  он лично написал 130 статей. В этом же году вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения».

В 1893 г. Соловьев приступил к созданию своего основополагающего трактата «Оправдание добра». Он должен был составить часть монументального труда, объединенного общим заглавием «Теоретическая философия» и включающего разделы «Оправдание истины» и «Оправдание красоты». Но удалось осуществить только часть задуманного. С середины 1890-х гг., живя в Москве, Соловьев много работал, планировал перевести всего Платона, продолжить трактат «Теоретическая философия», сделать комментарий к Библии и написать работу об эстетике Пушкина. Увы, этим планам не суждено было осуществиться.  Последний труд, который стал подведением итогов деятельности ученого, – книга «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», написанная им весной 1900 г. Книга была издана уже после ухода автора из жизни, поэтому многие его биографы и исследователи  рассматривают ее как творческое завещание мыслителя.

К концу 1890-х гг. здоровье Владимира Сергеевича Соловьев стало заметно ухудшаться – организм был истощен от перегрузок за рабочим столом. В июле 1900 г. Владимир Сергеевич почувствовал себя плохо. Его перевезли в подмосковную усадьбу Узкое, которая стала местом смерти ученого. Владимир Сергеевич Соловьев скончался 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет вследствие  болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он на Новодевичье кладбище вблизи могилы отца.

Владимир Сергеевич Соловьев сыграл выдающуюся роль в развитии русской философии и поэзии конца XIX – начала XX вв. Несмотря на короткую жизнь, он оставил богатое философское, поэтическое и публицистическое творческое наследие, оказав своим творчеством огромное влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

                                    1892 г.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

ФИЛОСОФИЯ: В. С. Соловьева: кратко


85. Философия В. С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.

Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем».

«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием».

Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового.

Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одной общей жизнью. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным.

С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной – хотя не всегда осознаваемой – солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других.



>  
ФИЛОСОФИЯ: всё основное по философии: кратко:
 
1. Возникновение философии и становление ее предмета
2. Предмет философии
3. Основные функции философии
4. Философия как мировоззренческое знание
5. Мировоззрение как философское понятие
6. Формы мировоззрения
7. Основной вопрос философии: бытие и сознание
8. Онтологическая сторона основного вопроса философии
9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии
10. Мифология как начальная форма мировоззрения
11. Основные философские учения Древней Индии
12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая
13. Мировоззрение и культура античности
14. Милетская школа: Фалес
15. Милетская школа: Анаксимандр
16. Милетская школа: Анаксимен
17. Пифагор и его школа
18. Гераклит Эфесский
19. Ксенофан и элеаты
20. Элейская школа: Парменид
21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики
22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов
23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию
24. Древнегреческий ученый Анаксагор
25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
26. Учение Демокрита о жизни и душе
27. Возникновение софистики
28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик
29. Философия Сократа
30. Учение Платона о бытии, душе и познании
31. Учение Платона о государстве
32. Учения сократических школ
33. Философия и научная деятельность Аристотеля
34. Учение Аристотеля о бытии
35. Философия стоицизма
36. Философия Сенеки
37. Стоицизм Марка Аврелия
38. Блаженный Августин. Учение о бытии
39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении
40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке
41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна
42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид
43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский
44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании
45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон
48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот
49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма
50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика
51. Антропоцентризм эпохи Возрождения
52. Становление науки Нового времени
53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма
54. Философия Дж. Локка
55. Эмпиризм Дж. Беркли
56. Рене Декарт – основатель рационализма
57. Монадология Г. В. Лейбница
58. Французский материализм: Д. Дидро
59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах
60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм
61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков
62. Теория И. Канта об объективности знания
63. Теория познания И. Канта
64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма
65. Философия Ф. Шеллинга
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
67. Диалектика Гегеля
68. Антропологический материализм Фейербаха
69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии
70. Постклассическая философия XIX–XX веков
71. Философия А. Шопенгауэра
72. Философия С. Кьеркегора
73. Философия Ф. Ницше
74. Позитивизм О. Конта
75. Философия прагматизма: Ч. Пирс
76. Философская антропология М. Шелера
77. Философия западного экзистенциализма
78. Философия М. Хайдеггера
79. Экзистенциализм К. Ясперса
80. Особенности развития русской философии
81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении
82. Объяснение направленности философско-социальных теорий
83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века
84. Западники и славянофилы
85. Философия В. С. Соловьева
86. Русская философия XX века
87. Философия Л. Шестова
88. Философия Н. А. Бердяева
89. Русские космисты
90. В. И. Ленин – представитель марксизма
91. Философия неопозитивизма
92. Философия постмодерна XX века
93. Понятие бытия. Основные формы бытия
94. Философское понимание пространства и времени
95. Сознание как философская проблема
96. Вопрос о происхождении сознания
97. Основные подходы к проблеме сознания
98. Структура сознания
99. Сознание и бессознательное
100. Основные подходы к проблеме познания
101. Познание человека
102. Структура и формы познания
103. Особенности обыденного и научного познания
104. Философия научного познания
105. Практика и ее функции в процессе познания
106. Основные философские проблемы общения людей
107. Общество и его структура
108. Понятие человеческого общества
109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества
110. Стратификационный подход к социальной сфере общества
111. Государство как форма общественной власти
112. Национальное государство современного типа
113. Социальный контроль в современном государстве
114. Философия морали
115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе
116. Понятие прогресса в обществе
117. Исторические формы отношений человека и природы
118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР
119. Общество и природа: на пороге катастрофы
120. Прогнозирование будущего

Exchange, том 28, выпуск 4 (1999 г.)

Заголовок:
Вселенское видение Владимира Соловьева
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/157254399X00258
Язык:
Английский
Страницы:
312–331
В:
Обмен
В:
Том 28: Выпуск 4
Издатель:
Брилл
E-ISSN:
1572-543Х
Распечатать ISSN:
0166-2740
Предметы:
Общий, Богословие и мировое христианство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 176 37 5
Полнотекстовые просмотры 56 0 0
Просмотры и загрузки PDF 32 3 0

Заголовок:
Вселенское видение Владимира Соловьева
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/157254399X00258
Язык:
Английский
Страницы:
312–331
В:
Обмен
В:
Том 28: Выпуск 4
Издатель:
Брилл
E-ISSN:
1572-543Х
Распечатать ISSN:
0166-2740
Предметы:
Общий, Богословие и мировое христианство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 176 37 5
Полнотекстовые просмотры 56 0 0
Просмотры и загрузки PDF 32 3 0

Блог о гуманитарных науках

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War and Peace

Contribute

Переоценка Соловьева | Георгий Флоровский и русское религиозное возрождение

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГеоргий Флоровский и русское религиозное возрождениеХристианское богословиеПравославная и восточная церквиБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГеоргий Флоровский и русское религиозное возрождениеХристианское богословиеПравославная и восточная церквиБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Гаврилюк Павел Л. ,

‘The Re‐evaluation of Solovyov’

,

Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance

, Changing Paradigms in Historical and Systematic Theology

(

Oxford,

2014;

online edn,

Oxford Academic

, 16 апреля 2014 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198701583.003.0007,

, по состоянию на 25 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГеоргий Флоровский и русское религиозное возрождениеХристианское богословиеПравославная и восточная церквиБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГеоргий Флоровский и русское религиозное возрождениеХристианское богословиеПравославная и восточная церквиБогословиеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе прослеживается изменение оценки Флоровским религиозной философии Владимира Соловьева. Вплоть до 1922 года Флоровский видел в Соловьеве основоположника школы «интегрального знания» и подлинного толкователя православного богословия. По мере созревания собственной мысли Флоровского в эмиграции он стал подчеркивать зависимость Соловьева от немецкого идеализма и склонность его мысли к пантеизму, рационализму, органицизму и детерминизму. Углубленное исследование Флоровским Отцов Церкви XIX в.20-х годов стали косвенным опровержением проблемных сторон системы Соловьева.

Ключевые слова: Владимир Соловьев, Немецкий идеализм, Интегральное знание, Пантеизм, Детерминизм, Органицизм

Предмет

Христианское богословиеБогословие Православные и Восточные церкви

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *