что это такое в философии
Обновлено 20 июля 2021 Просмотров: 191 360 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Философия — служанка богословия», — эту знаменитую фразу приписывают сразу нескольким выдающимся мыслителям Средневековья.
Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.
*Франсиско де Сурбаран, «Апофеоз Святого Фомы Аквинского», 1631 г.
Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.
И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.
Схоластика — это …
Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.
Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.
Если в начале своего пути христианство подвергалось гонениям, то теперь ситуация в корне меняется: уже язычество становится «вне закона», а молодая религия набирает обороты и становится все более агрессивной.
Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.
Здесь же зарождается новое направление философии, призванное «переводить» сложные и непонятные обывателям тексты Святого Писания на доступный язык, трактовать Слово Божие в интересах активно формирующегося института церкви.
*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке
Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.
В развитии схоластики можно выделить четыре периода:
- VI–IX века. Подготовка почвы.
Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524). - IX–XII века. Интенсивное формирование.
Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142). - XIII век. Расцвет.
Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274). - XIV-XV века. Упадок.
Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).
Первые университеты — центры схоластического учения
Этимология слова схоластика отсылает нас к истокам этого явления. В переводе с древнегреческого σχολαστικός — это «школьный или ученый».
Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.
В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.
- Первая ступень — тривиум. Включала три базовых предмета: латинскую грамматику, диалектику и риторику.
- Вторая ступень — квадривиум. Включала арифметику, геометрию, музыку и астрономию.
- Освоившие «семь свободных искусств» могли переходить к обучению в университете на богословском факультете.
В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.
*Болонский университет основан в 1088 году
Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.
Суть средневековой схоластики
Основная задача схоластики в философии — это найти рациональные доказательства существования Бога и логически обосновать христианские догматы, сформулированные «отцами церкви».
Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.
Что нужно для хорошего схоластического диспута?
- Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.
«Отцами церкви» называют группу церковных деятелей, стоящих у истоков христианства. Именно они составили канонический список Священных книг, сформулировали общепризнанные догматы веры, разработали структуру Церкви и правила богослужения. Их учение — патристика — предшествовало схоластике.
Особо почитаются три Великих Святителя:
- Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
- Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
- Иоанн Златоуст (около 347–407).
*Три Великих Святителя
Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.
- Философские трактаты древних язычников Платона и Аристотеля, представляющих величайшие образцы человеческой мысли.
- Пытливый богослов или ученый монах, пытающийся обосновать разумность веры.
В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.
Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.
Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.
Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.
«Проклятый» вопрос схоластов
Главный спор схоластов развернулся вокруг универсалий. Универсалии — это общие понятия, абстрактные объекты, вбирающие в себя множество конкретных предметов.
Например, универсалия «растение» — это и ромашка в поле, и репа в огороде, и баобаб в африканской саванне. Универсалия «человек» складывается из конкретных Маши, Саши, Фомы и т.д.
Про реальное существование универсалий первым задумался Платон. Универсалия, по его мнению, существует в некоем высшем мире, а ромашки и баобабы — всего лишь ее порождения в нашем подлунном мире. Схоласты, вслед за Платоном признавшие реальность существования универсалий, стали называться реалистами.
Средневековый реализм опирается на утверждение, что универсалии создал Бог при сотворении мира, они предшествуют единичным материальным вещам.
Иными словами, Бог создал идею растения, а уж потом эта идея получила материальное воплощение в форме репы и баобаба.
К лагерю реалистов относятся Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.
*Материальное воплощение универсалии «растение» — баобаб в Африканской саванне
Оппонентами реалистов стали номиналисты, не признающие реального существования универсалий в каком-то идеальном мире. Номинализм получил название от латинского nomen — имя.
Бог сразу создавал репу и баобабы во всем их многообразии, а люди, познавая мир вокруг, по ходу жизни придумывали этим вещам названия. Номиналисты (Беренгар Турский, Уильям Оккам) считали, что универсалии — это имена вещей.
Из номинализма вышло любопытное учение, основанное Пьером Абеляром, — концептуализм (от лат. conceptus — понятие). Сами по себе универсалии не существуют реально, но в человеческом разуме они получают реальное воплощение в виде концептов, которые обобщают частные свойства вещей. Католическая церковь не оценила оригинальные идеи Абеляра и объявила их ересью.
Фома Аквинский
В разговоре о том, что такое схоластика, невозможно обойтись без упоминания крупнейшего философа Средневековья Фомы Аквинского. Его учение томизм до сих пор является официальной философией католицизма.
Наследие Фомы Аквинского — более 60 трудов, в которых он выстраивает логическую систему христианской схоластики. Мыслитель разводит философию и теологию, определяя каждой из них свою роль.
Философия познает «истины разума», а теология — «истины откровения». При этом философия делает возможным познание веры.
Хоть вера и разум, теология и философия принципиально разные категории, но вместе они создают гармоническое единство, т.к. их объединяет общая цель — постижение Бога.
*Фома Аквинский, причислен к лику святых за свои философские труды
Бог у Фомы Аквинского — это и первопричина всего сущего, и конечная цель.
А вопрос универсалий он трактует с позиции их трех уровней:
- «До вещи», как идея Бога до сотворения им мира;
- «В вещи», как воплощение Богом своего замысла в материи;
- «После вещи», как понятия, сохраняющиеся в памяти людей даже после исчезновения материальной вещи.
Почему схоластика стала ругательным словом
Кризис и закат схоластики связывают с именем монаха-францисканца и преподавателя Оксфорда Уильяма Оккама, который придерживался идей номинализма, не признавал реальность универсалий и продвигал мысль, что обосновывать логикой существование Бога — величайшая глупость.
В Бога надо просто верить. Философия не должна больше быть служанкой религии, ее предназначение заниматься природой.
*Уильям Оккам
Оккам критиковал своих предшественников-схоластов за излишнее «мудрствование», нагромождение бесконечных выводов и поисков первопричин там, где достаточно простого анализа реальных предметов.
«Не следует множить сущности без необходимости», — принцип, известный далеко за пределами философии под кодовым названием «бритва Оккама».
Суть принципа в том, чтобы отбросить все лишнее и избыточное. Как правило, простого объяснения явления вполне достаточно, а лежащее на поверхности решение оказывается самым верным.
С одной стороны, схоластика «сделала» культуру и науку Средневековья. Диспуты и споры по важнейшим философским вопросам вывели Аристотелевскую логику на недосягаемые высоты. Искусство поиска и формулировки доказательств, ведения споров было отточено до совершенства.
Но есть и другая сторона медали. Схоласты часто затевали споры ради споров, вели бессмысленные многословные дискуссии из-за проблем, не стоящих и выеденного яйца. За это критиковал схоластику Оккам, за это над ней стали потешаться мыслители Ренессанса и последующих эпох.
Со времен Возрождения до наших дней термин «схоластика» приобрел негативный, ругательный характер.
Схоластика ассоциируется, в первую очередь, со словоблудием, заумью, казуистикой. Так называют тяжеловесные теории, не имеющие ничего общего с реальным опытом, оторванные от жизни.
Схоластика сыграла огромную роль в становлении средневекового мировоззрения, но вместе с потерей позиций церкви в период Реформации и Возрождения пришло время новой философии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo. ru
Эта статья относится к рубрикам:
- Философия
Схоластика | Понятия и категории
СХОЛАСТИКА (греч. scholastikos — школьный, ученый) — 1) средневековая философия, опирающаяся на систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания церковных догматов; 2) знания, утверждения, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом, практикой.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 519.
СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — ученый, школьный) — 1) средневековая христианская философия, главной целью которой было обоснование религиозных догматов. Против схоластики выступили гуманисты эпохи Возрождения; остро критиковали схоластику, как нечто мертвое, застывшее, философы-просветители. С начала 19 века получила распространение так называемая неосхоластика, которая в борьбе с материализмом стремится соединить религиозную веру с новейшими достижениями знания, культуры; 2) (перен.
Tags:
Философия
СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Подчинение мысли авторитету догмата – по известной формуле, восходящей к Петру Дамиани (De divina omnipotentia, 5, 621, MPL, t. 145, col. 603), philosophie ancilla theologiae, «философия служанка богословия», – присуще ортодоксальной схоластике наряду со всеми другими типами правоверно-церковной религиозной мысли; специфично для схоластики то, что сам характер отношения между догматом и рассудком мыслился при несомненной авторитарности необычно рассудочным и ориентированным на императив внутренней и внешней системности.
Tags:
Философия
Методология
СХОЛАСТИКА (лат. scholastica от греч. σχολαστικός – школьный) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологического вероучения, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья.
Tags:
Религия
Философия
ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА — направление в философии 2-й половины 16 века, главным образом в Италии и Испании (Л. Молина, Ф. Суарес и др.). В качестве философского течения вторая схоластика сформировалась как реакция Римско-католической церкви на идеологию Реформации в лице М. Лютера, Ж. Кальвина, Ф. Меланхтона и др. Большинство ее представителей принадлежали к ордену иезуитов, основанному в 1540 году И. Лойолой.
Tags:
Философия
СХОЛАСТИКА. Искусство рассуждения и обучения, развившееся в средневековых университетах, основанное на четкости изложения мысли, точности подбора выразительных средств, ясности доказательств и ссылках на авторитеты. Расцвет схоластики пришелся на XIII столетие, после чего начался ее постепенный закат, выразившийся в XIV в. в пустых абстракциях и словопрениях, придавших ей уничижительный оттенок.
Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 332.
Tags:
Философия
СХОЛАСТИКА (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. проходит в своем развитии следующие периоды: I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы: 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцелин (ок.
Tags:
Философия
СХОЛАСТИКА — господствующее направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, схоластика при всем своем догматизме и казуистике, побуждала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признанных церковью авторов, развивала способность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.
Tags:
Философия
СХОЛАСТИКА (лат. scholasticus — школьный) — 1. В широком смысле — словесная игра, бесплодное умствование, оторванное от жизни. 2. Этап развития средневековой религиозной философии, для которого характерно соединение религиозной догматики и рациональной аргументации, систематизация христианского учения с помощью философии и логики. Схоластическое движение наиболее характерно для Западной Европы IX-XIV вв., хотя сходные тенденции наблюдаются и в философии стран Востока. Импульсом к привлечению рациональных аргументов в создании теологической системы послужило наличие многочисленных противоречий в религиозных текстах. Развитие европейской С. связано с преподаванием христианской доктрины сначала в школах, а затем в университетах…
Tags:
Философия
СХОЛАСТИКА (SCOLASTIQUE). Учение и приемы школы, то есть, в наиболее распространенном толковании термина, — средневековых европейских университетов. Схоластика — это смесь христианского богословия и древнегреческой философии (в первую очередь философии Платона, оказавшей огромное влияние на мировоззрение бл. Августина, в дальнейшем — философии Аристотеля), логики и авторитаризма, научной строгости и однообразия.
Tags:
Философия
СХОЛАСТИКА [лат. scholastica, от греч. σχολαστικός — ученый, школьный, … — ученая беседа, школа] — религиозно-философские учения западноевропейского Средневековья и Нового времени, которые, в противоположность мистике, видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В теологической форме схоластика разрабатывала и собственно философскую проблематику, главным образом в рамках номинализма и реализма, но в целом для схоластики философия была, по выражению одного из ранних ее представителей Петра Дамиани (1007-1072), «служанкой теологии» (philosophia est anculla theologiae).
Tags:
Философия
Теология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Схоластика | Природа, история, влияние и факты
Гольбейн Младший: Боэций
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Ансельм Лаон Блаженный Иоанн Дунс Скот Святой Ансельм Кентерберийский Хью де Сен-Виктор Джайлз из Рима
- Похожие темы:
- томизм Логика Ветус Неосхоластика диспут образцовость
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Схоластика , философские системы и умозрительные течения различных средневековых христианских мыслителей, которые, работая на фоне устоявшейся религиозной догмы, стремились по-новому решить общефилософские проблемы (как веры и разума, воли и интеллекта, реализма и номинализма , и доказуемость существования Бога), первоначально под влиянием мистической и интуитивной традиции святоотеческой философии, особенно августинианства, а затем под влиянием Аристотеля.
Со времен Возрождения и по крайней мере до начала XIX века термин «схоластика», мало чем отличающийся от названия «средневековье», использовался как выражение порицания и презрения. Средневековый период широко рассматривался как незначительная интермеццо между греко-римской древностью и современностью, а схоластикой обычно называли философию, занятую бесплодными тонкостями, написанную на плохой латыни и, прежде всего, подчиненную римско-католической теологии. Даже немецкий философ-идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем

Более поздние ученые, казалось, были более способны противостоять средневековой эпохе, а также схоластике, т. е. ее философии и теологии, без предубеждений. Обширные исследования, посвященные этой эпохе, выявили ее истинную природу как значительного продолжения подлинно философской традиции и как периода образцовых философов, вполне способных выдержать сравнение с кем-либо из великих деятелей древности или современности.
Схоластика настолько многогранное явление, что, несмотря на интенсивные исследования, ученые все еще значительно расходятся в определении этого термина и в акцентах, которые они делают на отдельных сторонах явления. Некоторые историки, как будто почти капитулировавшие перед сложностью предмета, ограничиваются общим положением о том, что схоластику можно определить только денотативно как ту философию, которая в европейское средневековье преподавалась в христианских школах. Однако остается вопрос о ее коннотации, а именно: что это была за философия?
Ответ, что схоластика была «школьной» философией и, по сути, «христианской» школьной философией, можно понять, только рассмотрев исторические потребности, породившие потребность в школах. Таким образом, поиск возвращает исследователя к переходу от античности к средневековью — моменту, отмеченному, согласно Гегелю, символической датой 529 г. н. э., когда указом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская академия в Афинах и «падение физических установлений языческой философии». Однако в том же году произошло еще одно событие, которое указывает не столько на прошлое, сколько на грядущую эпоху и, особенно, на подъем схоластики, а именно: основание Монте-Кассино, первого бенедиктинского аббатства, над одним из дороги великого народного переселения. Этот в высшей степени символичный факт не только предполагает первоначальное смещение сцены интеллектуальной жизни из таких мест, как Академия, в монастыри христианских монастырей, но и знаменует еще большую смену действующих лиц. Новые нации были готовы захватить Римскую империю и ее эллинистическую культуру с далеко идущими последствиями: когда столетия спустя, например, родился один из великих схоластов, св. Фома Аквинский, хотя он по праву был южным итальянцем, его мать была нормандского происхождения, а его сицилийская родина находилась под контролем Центральной Европы ( Гогенштауфен ).
Решающим и поразительным фактом было то, что так называемые варварские народы, проникшие с севера в древний мир, часто становились христианами и намеревались овладеть совокупностью найденных ими преданий, включая богатый урожай святоотеческого богословия, а также философские идеи греков и политическая мудрость римлян. Это обучение могло быть осуществлено только на языке завоеванной империи (т. е. на латыни), который, следовательно, должен был быть изучен в первую очередь. В самом деле, включение как иностранной лексики, так и иного способа мышления, а также усвоение огромного количества заранее развитой мысли было главной проблемой, с которой столкнулась средневековая философия на заре ее становления. И только в свете этого факта становится понятной одна из решающих черт средневековой схоластики: схоластика была прежде всего беспрецедентным процессом обучения, буквально огромным «схоластическим» предприятием, длившимся несколько столетий. Поскольку имеющийся материал необходимо было упорядочить и сделать доступным для изучения и преподавания, то весьма прозаический труд и «школьная работа» по систематизации, сортировке и классификации материалов неизбежно приобретали небывалое значение. Следовательно, сочинениям средневековой схоластики совершенно естественно не хватает магии личной непосредственности, ибо школьные учебники оставляют мало места для оригинальности. Таким образом, вводит в заблуждение, хотя и понятно, что некоторые полемисты ошибочно характеризовали схоластику как предполагающую не более чем использование специальных дидактических методов или узкую приверженность традиционным учениям.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Во-первых, если важнейшей исторической задачей той эпохи действительно было изучение, приобретение и сохранение богатства традиции, то известная степень «схоластики» была не только неизбежна, но и необходима. Нет никакой уверенности в том, что сегодняшние историки имели бы прямой интеллектуальный доступ к Платону, Аристотелю и святому Августину, если бы схоласты не проделали свою кропотливую подготовительную работу. Кроме того, переход от стадии простого сбора данных предложений и их интерпретации ( expositio , catena , lectio ), систематическому обсуждению текстов и проблем ( quaestio , disputatio ) и, наконец, грандиозным попыткам дать всеобъемлющее представление о достижимой истине в целом ( summa ) необходимо было в то же время четким продвижением к интеллектуальной автономии и независимости, которые, чтобы достичь кульминации, как это произошло в XIII веке, в великих произведениях Золотого века схоластики, требовали, кроме того, силы гения, философы, такие как святой Альберт Великий и Аквинский.
С другой стороны, должен был наступить момент, когда господствовавшая озабоченность существующими знаниями уступила место новым вопросам, требующим рассмотрения и ответов, которые могли возникнуть только из непосредственного опыта. К позднему Средневековью процедуры использования и обсуждения предшествующих инсайтов были в значительной степени институционализированы, и возникло очевидное искушение увековечить господство этих процедур, что могло привести лишь к полной бесплодности. Широко распространено мнение, что именно это и произошло в 14 веке в так называемом «упадке» и распаде схоластики.
История средневековой философии 114
История средневековой философии 114 СМК: История средневековой философии / Морис Де Вульф 114. Первичность схоластической теологии дает неудовлетворительное определение схоластической философии, — делаем ли мы схоластичность философии родовым понятием и различаем ее по той или иной господствующей теологии, или называем схоластическими только те философии, которые находились в гармонии с религиями Средневековья, и особенно с католицизмом. И то по следующим причинам
(1) Хотя действительность этого подчинения философии средневековому богословию не подлежит сомнению, тем не менее определять схоластику этим подчинением значило бы упускать из виду то, что именно составляет ее, — ее доктринальное содержание. Такое определение включало бы только атрибуты, внешние по отношению к определяемой вещи, а такие атрибуты по необходимости имеют весьма второстепенное значение. За, (2) Каковы бы ни были причина, природа и степень этого подчинения схоластики богословию, разве не очевидно, что философия будет иметь свое собственное значение — совершенно независимо от догмы, которую она может иллюстрировать — в той мере, в какой оно предлагает рациональное объяснение вещей , реальности ? Даже в отношении теорий, имеющих прямое отношение к догматам, есть и должны быть основания для их суждения и оценки, кроме их зависимости от догмы .
(3) Это тем более очевидно, если вспомнить, что средневековая схоластика в значительной степени состоит из доктрин , не имеющих прямого отношения к католицизму . В католическом догмате, например, не было ничего, что обязывало бы схоластов объяснять строение и развитие физической природы учением о первичной материи и субстанциальной форме. Аристотеля, впервые сформулировавшего эту теорию, не заботило ее соответствие католицизму — и по очень веской причине — или какой-либо другой религии; и, с другой стороны, многие раннесредневековые философы приняли атомизм, , несмотря на их кафоличность. Но разве кто-нибудь скажет, что такую фундаментальную для схоластики теорию, как теория материи и формы, следует игнорировать при рассмотрении схоластического объяснения космоса; или что теория не имеет чисто философской ценности в философии Аристотеля; или что она перестает иметь такую ценность из-за простого факта ее принятия в Средние века и ее координации в общем синтезе с теориями, контролируемыми догматами? И примеры такого рода можно было бы умножить. Дело в том, что почва, общая для схоластической философии и богословия, гораздо уже, чем сами эти науки: и вне этой общей территории отношение подчинения одной другой было бы бессмысленным .
Следовательно, такое подчинение само по себе недостаточно для определения схоластической философии.
(4) Если мы возьмем «схоластику» в смысле «философии, подчиненной какому бы то ни было догматическому кодексу», то те же самые трудности вновь появятся в более общем виде. Католическая схоластика была бы разновидностью еврейской, арабской и протестантской. Определяющим элементом каждого из них будет религиозный и догматический элемент, нефилософский элемент , следовательно; и философия была бы таким образом — неадекватно (1) — определяемой чем-то нефилософским . Более того, будет ли господствующая догма брахманизмом, магометанством или католицизмом. или протестантизм, подчиненные философские теории все же будут иметь свое собственное значение с исключительно рациональной или собственно философской точки зрения (2), — не говоря уже о том, что законченная система, подобная схоластике, будет заключать в себе большое число решений целиком не подвластны никаким догмам по той простой причине, что догме нечего сказать по рассматриваемым вопросам (3).