Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского
Меню статьи:
- История жизни Катерины
- Внешность Катерины Кабановой
- Отношения в семье
- Черты характера
- Стремление к свободе
- Религиозность Катерины
- Катерина и Борис
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского “Гроза”
В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.
Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.
После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.
Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.
В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.
По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю. Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке. На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.
Внешность Катерины Кабановой
Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной. О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину. До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.
Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.
Отношения в семье
Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи. Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери. Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.
Катерина уважает старую Кабаниху, невзирая на тот факт, что она ей буквально прохода своими придирками не дает. Чего нельзя сказать о других членах семьи.
Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах. Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему. Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.
Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных. В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.
С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям. У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее. Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.
Недовольство Катерины растет со дня на день. Она чувствует себя несчастной. Понимание того, что придирки в ее адрес надуманные все же не позволяют ей полноценно жить.
Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.
Черты характера
Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.
У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.
Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.
В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.
Стремление к свободе
У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.
Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.
Религиозность Катерины
Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.
По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови. В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная. Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.
Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.
Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.
Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет. Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена. Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку. После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.
Катерина и Борис
До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.
Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.
Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.
Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю. Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона. Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.
После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.
У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.
Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.
Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей. Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу. Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.
Автор: Виктория Давыдова
Какие черты личности Катерины позволили Добролюбову назвать её «сильным характером»? (по пьесе Островского «Гроза») :: ЕГЭ по литературе
Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал главную героиню написанной А.Н. Островским драмы «Гроза» Катерину «сильным характером». Какие же черты личности героини позволили критику дать Катерине такую характеристику?
Всех персонажей драмы можно разделить на несколько групп: самодуры, смирившиеся, приспособившиеся и бунтующие. Именно Катерину можно причислить к бунтующим против общественной несправедливости. Она не мирится с жестокостью самодуров Кабанихи и Дикого, как это делают Тихон и Борис, она не готова приспосабливаться к существующим условиям жизни и сосуществовать с самодурами, как это делают Варвара и Кудряш. Н.А. Добролюбов убежден, что именно Катерина, которая далека от «всяких самодурных начал», пошла на борьбу с «темным царством», что именно она шла «до конца в своем восстании против угнетения и произвола».
Положительной чертой Катерины, по мнению автора критической статьи, является то, что от нее «веет новой жизнью». Действительно, мировоззрение Катерины отличается от мировоззрения Кабанихи, с которой главная героиня вступает в конфликт. Катерина привыкла к свободной жизни, поэтому она выступает за внешнюю и внутреннюю свободу, которой ее ограничивает Кабаниха в частности и все «темное царство» в целом. Неслучайно А.Н. Островский помещает в произведение образ вольной птицы, с которой себя сравнивает Катерина.
Катерина, по мнению критика, «осознает всю нелепость» того общества, в котором она оказалась, поэтому не может мириться с ним. Н.А. Добролюбов положительно относится к тому, что Катерина не стала терпеть те несправедливости, с которыми ей пришлось столкнуться, находясь в городе Калинове с его «жестокими нравами». Критик утверждает, что Катерина готова бороться, даже если ей будут противостоять «закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия».
Критик считает самоубийство Катерины проявлением силы, поскольку для нее «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ей противны». Действительно, смерть для Катерины становится приятнее, чем несвободная жизнь. По мнению критика, Катерина бы не смогла спокойно жить дальше, поскольку существование в городе Калинове она не могла назвать настоящей жизнью. Автор статьи утверждает, что Катерина «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия»; что она «погибнет, но не изменит себе».
Таким образом, свободолюбие, новые взгляды на личное и общественное существование, способность противостоять «темному царству, неотступность от собственной позиции даже ценой собственной жизни – все эти положительные качества позволили Н.А. Добролюбову назвать Катерину «сильным характером».
Понравилось сочинение? А вот еще:
Катерина слабая или сильная. Персонаж Катерины в спектакле «Гроза. Мог ли у Катерины быть любимый человек? Кто-нибудь понимает это
Вопросы урока: 1. Каковы особенности внутреннего мира
Екатерины?
2. Каковы истоки ее характера?
3. Какое значение вложил драматург в
название драмы?
Мастерская
Прослушаем и разберем монологи
Катерина.
Запишите черты в тетрадь во время урока.
Катерина
Анализ монолога «Почему люди не летают?…»
Какое изображение символизирует
птицы?
О чем мечтает Катерина?
О каких особенностях рассказывает героиня
этого монолога?
Понимает ли Барбара
Катерину? Почему?
Анализ 2 монолога
О чем говорит фраза Катерины:
«Какая я резвая была! Я с тобой
сник совсем»?
Найдите здесь фольклор
сравнение
Какая Катерина видит красоту
твоей девичьей жизни?
Вы согласны, что Варвара
говорит: «Да и у нас так же»?
Вам не кажется, что Катерина
выросла бомжом?
Анализ 3-х монологов
Какие особенности
Кэтрин говорит в этом монологе
?
Почему ей сейчас
не снятся такие
удивительные чистые
сны?
Беседа
Смиряется ли Катерина перед
вашей свекровью? Читать
примеров
Как вы относитесь к такому ее
поведению?
Что бы вы сделали на ее месте
Барбара?
Катерина так
может записаться? Почему?
Черты характера Катерины
Истинно
Верующая
Духовно
Богатая
Поэтическая
Чистая
Мечтательная и
восторженная
Ненавидит
ложь, истину
Свободолюбивая
Национальность
Среда в
которой она
выросла
Устная
народная
поэзия
церковная жизнь
литература и
религиозность
Мог ли Катерина иметь любимого человека? Кто-нибудь это понимает?
Варвара
Борис
Тихон и Катерина
Мотив искушения и греха
Мотив искушения и
ГРЕХ
Беседа
О чем мечтает
Катерина?
Что грешного в
этом сне?
Сумасшедшая
Какая роль в спектакле
играет с сумасшедшей леди
?
Почему ее не боится Варвара
, а боится Катерина
?
До греха и после греха
Действие 2 явление 10. Каково
психологическое состояние героини?
Действие 4 явление 3. Какие чувства
испытывает Катерина после
поступка?
Действие 5 Феномен 2. Откуда она
знает о его поступке? Как она
относится к Борису
Действие 5 Явление 3. Виновен ли
Борис в самоубийстве Катерины?
Конфликт Кэтрин
Смерть
Воспитательная природа
без душита
«Темный
Царство»
Dream \ U003D
SIN
«СУМИ»
С борьбой с
Религиозность
Образование
«EH, Varya, вы знаете
мой персонаж…уже
если я тут
разозлюсь, так не
держи меня нет
насильно. В окно
Я брошусь в Волгу
Я брошусь. я не хочу здесь
Я не буду жить,
хоть ты меня порежь!
Свобода,
решительность,
неспособность
смирение
Покаяние
Домашнее задание. Заполни таблицу
Цитаты
1. «Что-то недоброе со мной
творится, чудо какое-то»
2. «Вроде живу снова».
Я начинаю, или… не знаю»
3. «Я как будто над пропастью, и
меня туда кто-то толкает, и
мне не за что держаться»
4. «Это как лукавый в моих ушах
шепчет »
В каком месте сказано, в
связь с чем, какие выводы можно
сделать?
Одним из главных конфликтов пьесы Островского «Гроза» является характер главной героини — Катерины. А огромное количество критиков имеют свое мнение по этому поводу, но наиболее яркими из них можно считать позиции Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева, кроме того, они высказали свою точку зрения на заключительный, роковой поступок Катерины — самоубийство.
Катерина сама по себе религиозный человек. Она часто рассказывает о своем детстве, которое называет райским, о походах в храм, о службе.
И при этом совершает самоубийство, которое в христианстве считается величайшим грехом.
Но является ли этот поступок слабостью характера главного героя или, наоборот, силой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять характер девушки.
В начале пьесы Катерина предстает перед нами как покорная жертва, как человек со сломленной волей. Она терпит издевательства и упреки со стороны Кабановой (матери своего жениха). Сама Катерина понимает свое положение и отмечает в разговоре с Варварой, что «она здесь совсем померкла». Но, в то же время, Катерина — человек с сильным характером. Она до сих пор пытается сопротивляться Кабанихе, в отличие от своего мужа Тихона. Катерина тоже обращается к ней как к равной (на «ты»), но сам муж не может себе позволить даже слова сказать против матери и ее воли.
И получается, что Катерина одинока в своем отношении к этому обществу. Только она пытается противостоять Кабанову. Но в одиночку «раскачать» чужое общество невозможно. Эту позицию отстаивал в своей статье Н. Добролюбов. Он считал, что Катерина покончила жизнь самоубийством не из-за слабости характера, а, скорее, от безысходности. Скорее всего, любой человек не смог бы жить в таком обществе и рано или поздно покончил бы с собой.
Д. Писарев придерживается другой точки зрения: он считает, что самоубийство всегда является признаком слабости характера. Он писал, что «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно бросается из крайности в крайность; сегодня она жалеет о том, что сделала вчера, а между тем сама не знает, что будет делать завтра; была у нее на кончиках пальцев, она разрубает тугие узлы глупейшими средствами, самоубийством». Хотя самоубийство не глупый поступок, а последнее средство отчаявшегося человека.
Поскольку статья Писарева была скорее не мнением самого критика, а возражением на рецензию Добролюбова, то здесь нельзя придерживаться определенной точки зрения. Оба мнения крайние. Но многие согласятся, что поступок Катерины — это своего рода протест против устоев семьи Кабановых и других персонажей пьесы. Но протест — это уже признак определенной силы характера. Но эта сила проявляется не полностью, иначе концовка была бы другой.
А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно наблюдать. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, покончившей с собой, не выдержав давления обстоятельств. Развитие характера Катерины в пьесе Островского «Гроза», а также ее эмоциональные переживания являются основными движущими силами сюжета.
В списке персонажей Островский обозначает Катерину как жену Тихона Кабанова. С развитием сюжета читатель постепенно раскрывает образ Кати, понимая, что этот персонаж не ограничивается функцией жены. Характер Катерины в драме «Гроза» можно назвать сильным. Несмотря на нездоровую обстановку в семье, Кате удалось сохранить чистоту и твердость. Она отказывается принимать правила игры, живя сама по себе. Например, Тихон во всем слушается маму. В одном из первых диалогов Кабанов убеждает мать, что у него нет собственного мнения. Но вскоре тема разговора меняется — и вот уже Кабаниха как бы невзначай обвиняет Катерину в том, что Тихон любит ее больше. До этого момента Катерина в разговоре не участвовала, а сейчас обиделась на слова свекрови. Девушка поворачивается к Кабанихе на вас, что можно расценивать как скрытое неуважение, а также некое равноправие. Катерина ставит себя с ней вровень, отрицая семейную иерархию. Катя вежливо выражает свое недовольство клеветой, подчеркивая, что на публике она такая же, как дома, и ей незачем притворяться. Эта строчка на самом деле говорит о Кате как о сильном человеке. По ходу рассказа мы узнаем, что произвол Кабанихи распространяется только на семью, а в обществе старуха говорит о сохранении семейного порядка и правильном воспитании, прикрывает свою жестокость словами о благодетеле. Автор показывает, что Катерина, во-первых, осознает поведение своей свекрови; во-вторых, я с этим не согласен; и, в-третьих, Кабанихе открыто заявляет, против чего не может возразить даже его собственный сын, о своих взглядах. Однако Кабаниха не оставляет попыток унизить невестку, заставив ее встать на колени перед мужем.
Иногда девушка вспоминает, как жила раньше. Детство Катерины было довольно беззаботным. Девочка ходила с мамой в церковь, пела песни, гуляла, по словам Кати, у нее не было всего, что могло бы быть. Катя сравнивает себя со свободной птицей до замужества: она была предоставлена самой себе, она распоряжалась своей жизнью. И сейчас Катя часто сравнивает себя с птицей. «Почему люди не летают, как птицы? — говорит она Барбаре. «Знаешь, иногда мне кажется, что я птица».
Но такая птица не может улететь. Попав в клетку с толстыми прутьями, Катерина постепенно задыхается в заточении. Такой свободолюбивый человек, как Катя, не может существовать в жестких рамках царства лжи и лицемерия. Все в Кате дышит чувствами и любовью к самому неповторимому — к самой жизни. Попав в семью Кабановых, девушка лишается этого внутреннего чувства. Ее жизнь похожа на жизнь до замужества: те же песни, те же походы в церковь. Но сейчас, в таком лицемерном окружении, Катя чувствует себя фальшиво.
Удивительно, что с такой внутренней силой Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишенная возможности расти, развиваться», но таковой себя не считает. Она старается пройти через «жернова вражды и злобной зависти» достойно, не теряя и не опошляя своей сути.
Катю смело можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с вспыхнувшими в ней чувствами к Борису, но все же решила с ним встретиться. Катя берет на себя ответственность за свою судьбу и решения. В каком-то смысле во время тайных встреч с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни суда человеческого». Наконец-то девушка может делать то, что подсказывает ей сердце.
Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать о своих отношениях с племянником Дикого не нравится Борису. Он надеется, что девушка промолчит, затянув ее в сети «темного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы Мельников-Печерский замечательно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попадая под гнет этой старухи, испытывает тысячи нравственных мук и в то же время сознает, что Бог вложил в нее горячее сердце». ей, что в ее юной груди бушуют страсти, совсем не совместимые с затворничеством замужних женщин, господствующим в той среде, где оказалась Катерина.
Ни признание в измене, ни разговор с Борисом не оправдали надежд Катерины. Для нее разница и несоответствие между реальным миром и представлениями о будущем оказались роковыми. Решение броситься в Волгу не было спонтанным — Катя давно чувствовала приближающуюся смерть. Она боялась надвигающейся грозы, видя в ней расплату за грехи и дурные помыслы. Откровенная исповедь Катерины становится похожей на отчаянное причастие, желание быть честной до конца. Примечательно, что между событиями признание в измене – разговор с Борисом – самоубийство проходит некоторое время. И все эти дни девушка терпит оскорбления и проклятия свекрови, которая хочет заживо зарыть ее в землю.
Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Гроза». Тем не менее, даже совершив такой грех, Катя остается такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.
Рассуждение о силе или слабости характера Катерины может быть полезно учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Характер Катерины в спектакле «Гроза».
Тест изделия
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» написана в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В этом произведении показаны все конфликты, существовавшие в шестидесятые годы девятнадцатого века: борьба между изжившим себя произволом купцов и новыми людьми, начинающими чувствовать свое человеческое достоинство.
Главная героиня спектакля — Катерина. В своей знаменитой статье критик Н. А. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве». По его мнению, «решительный, целостный русский характер… проявляется в женском типе Островского», поскольку «самый сильный протест тот, который наконец поднимается из груди самого слабого и самого терпеливого». Итак, давайте разберемся в характере Катерины более подробно.
В Екатерине христианская культура гармонично переплелась с языческими верованиями. Эта героиня очень далека от аскетизма домостроительных правил. «До самой смерти я любил ходить в церковь! Точно, я раньше в рай ходила и никого не вижу, время не помню, и не слышу, когда служба кончается, — говорит Катерина. А что она видит во время молитвы? Она видит поющих ангелов в световом столбе, спускающемся с купола, она чувствует одухотворенность земных небесных сил. В ее речи много повторяющихся слов, связанных с христианством: храм, молись, грехи, ангелы. Рано утром, среди пробуждающейся природы, она молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страной всемогущих сил: «Или пойду рано утром в сад, как только восходит солнце, я падаю на колени, молюсь и плачу, и не знаю, о чем молюсь и о чем плачу».
Катерина мечтательный, романтичный и впечатлительный человек. По словам Добролюбова, «характер этот преимущественно творческий, любвеобильный, идеальный». Она откровенно рассказывает Варваре, единственному близкому человеку в доме Кабановых, о своем счастливом и свободном детстве. Ее родителям было легко, но она не получила образования. Информацию о мире она черпала из уст странников и молящихся мотыльков. Ее воображение превращает эти суеверные истории в яркие, добрые фантазии.
Островский наделяет свою героиню поэзией. Недаром в произведении несколько раз повторяется слово «птица», с которым сравнивает себя героиня. На мой взгляд, Катерина — это, по сути, птица в клетке, из которой нет выхода. Эта камера — дом Кабанихи. «Знаете, иногда мне кажется, что я птица. Когда вы стоите на горе, вас тянет летать. Так бы я и разбежалась, подняла руки и полетела», — говорит сама Катерина.
Ее свободолюбивая, страстная натура проявляется еще в детстве. «Вот такой я родилась, горячая! Мне было еще шесть лет, не больше, так что я сделал! Обидели меня чем-то дома, но дело было к вечеру, было уже темно; Я выбежала к Волге, села в лодку и оттолкнула ее от берега», — рассказывает о себе Катерина.
И вот такой романтичный, поэтический, свободолюбивый человек оказывается в семье Кабановых, в доме, «где все живое вянет и засыхает», в мире, в котором царят тирания и лицемерие. Происходит столкновение свободолюбия, мечтательности Катерины с холодностью и бездушием Кабанихи. «Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет места ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам», — считает Добролюбов. Даже муж, который полностью находится под контролем матери, не понимает героиню. Но, в отличие от жены, Тихон иногда может вырваться из кабалы: может сбежать к Савелу Прокофьичу и уехать в Москву от матери. У Катерины нет надежды вырваться в воздух. Сила ее характера проявляется в том, что она готова терпеть все выходки Кабанихи только до определенного момента. — А если мне здесь очень надоест, меня не удержат никакими силами. Я брошусь в окно, брошусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, не хочу, хоть ты меня и режь! — говорит она Варваре. Добролюбов отмечает по этому поводу: «Этот характер выдержит сам себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда у него недостанет силы, он погибнет, но не предаст себя.
Катерина очень цельный, честный, прямой человек. Дом, в котором живет Катерина, основан на лжи и обмане. «Без этого нельзя; вспомни где ты живешь! Наш дом основан на этом. И я не была лгуньей, а училась, когда нужно было», — говорит Варвара. Катерине это противно: «Я не умею обманывать, ничего не могу скрыть». Поэтому она боится встречи с Борисом, не желая изменять своему законному мужу, пусть и нелюбимому. Но страсть к Борису сильнее ее. В этой страсти заключены и потребность в любви, и тоска ее жизни в доме Кабанихи, и стремление к воле, простору, свободе. Но Борис не смог оценить ее чувства. Он такой же «безвольный страдалец», как и Тихон, только «образованный». Он тоже должен слушаться дядю Дикого, как Тихон своей матери. Катерина должна вернуться домой, но вернуться к прежней жизни она уже не может. «Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей, то это совершенно законно и свято, если то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего не хочет в жизни, не хочет жизни», — пишет Добролюбов.
Как упоминалось выше, Катерина религиозна. Она не могла скрыть своего греха. Надвигающаяся гроза, словно кара за грехи, полусумасшедшая дама, пугающая девушку «адским пламенем», полуразрушенные постройки — все это тяготит Катерину. И она публично кается перед мужем в своих грехах. Если бы спектакль закончился так, то Кабаниха могла бы праздновать победу: «Куда приведет воля!»
Но конец пьесы другой. Катерина в отчаянии бросается с высокого берега Волги. Она знает, что путь к свободной жизни для нее закрыт, и вернуться домой невозможно. «Что дома, что в могиле», — говорит героиня. «И дело кончено: она больше не будет жертвой бездушной свекрови, не будет больше томиться взаперти с бесхребетным и отвратительным мужем. Она освобождена! — констатирует Добролюбов. Она не видит другого выхода. Мне кажется, этот поступок следует воспринимать не как слабость Катерины, а как ее моральную победу над «темными силами», которым она не хотела подчиняться. Это ее протест против произвола дома Кабановских, против убогого и бесправного положения замужней женщины, против тех принципов нравственности, которые убили в ней свободную, поэтическую сущность. Так что могу с уверенностью сказать, что Катерина очень сильный человек, у которого хватило смелости бросить вызов всему «темному царству».
Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «является самым решительным произведением Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темное царство».
В драме главный герой «сильного русского характера» сталкивается с жестокими и бесчеловечными обычаями старого быта. Катерина — главная героиня драмы. Эта натура поэтична, мечтательна, нежна.
Детство Катерины в родительском доме прошло очень быстро, и она вспоминает его как лучшее время в своей жизни. Жизнь матери была для нее легкой и радостной. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна по саду, ходить в церковь, слушать церковное пение и музыку, вышивать золотом на бархате. Тогда девушкам не давали никакого образования, а книги заменили рассказами странников. Еще в детстве Катерина была впечатлительна. Под влиянием рассказов о богомоле и странниках сформировался ее свободолюбивый и романтический характер.
Главной чертой характера Катерины является «образ птицы». В народной поэзии птица является символом воли. «Я жила, ни о чем не тужила, как птица на воле, — вспоминает Катерина, как жила до замужества. «…Почему люди не летают, как птицы? — говорит она Варваре. «Знаешь, иногда мне кажется, что я птица».
Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается брать ее с собой, Кабаниха преследует ее со своими указаниями. Но Катерина пока терпит. «А если я очень устану здесь находиться, — говорит она, — никакая сила не сможет меня удержать. Выброшусь в окно, брошусь в омут…» Кабаниха и есть эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству тиранов приходит конец, ненавидит все новое, всех заостряет, стараясь добиться собственного порядка. В доме Кабанихи царит ложь и притворство.
Катерина — натура независимая, решительная. Как тяжело ей, когда она слушается приказов Тихона, которые он отдает ей под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.
Катерина решительный, смелый человек. Единственная любовь и радость Катерины — Борис. Она не принимает реальность вокруг себя. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она действительно любит. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви.
Катерина одинока. Она не находит защиты ни у мужа, ни у любимого Бориса Гри Горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстаивать свои права, любовь.
Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.
Путь к свободе отрезан, и она не может жить среди Кабановых. И Катерина решает покончить жизнь самоубийством.
Самоубийство героини — протест против тирании, темных сил, царства домостроения. Так впервые в «темном царстве» блеснул «луч света».
Пьесы А. Н. Островского — пьесы истинной правды, истинной жизни.
зн. Особое значение имела драма «Гроза».
Катерина — сильная личность. Ей удалось пробудить в муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: «Ты ее погубила! Ты! Ты!»
Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.
В драме А. Н. Островского «Гроза» ярко раскрывается картина ложных отношений и их последствий. В «Громе» показана жизнь и живая русская природа.
Главная героиня драмы «Гроза» по сценарию А. Н. Островского — Катерина. Образ Катерины — самый сложный из всех персонажей драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Она очень плохо живет. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, Катерина не любила его, она еще не понимала этого чувства. За Тихон-ке вышла замуж по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждая девушка должна выйти замуж, и она ушла. В рассказе Катерины о ее детстве и жизни мы видим, что в доме матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходили в церковь, слушали богомольцев, гуляли в саду, молились. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них одно и то же. Катерина видит разницу: «Да тут все как будто из кабалы!»
По характеру Катерина не похожа на других. Она не умеет выставляться и хвастаться, но готова во всем подчиняться.
Катерина любит Бориса. Такая любовь, такое чувство не уживаются в доме Кабановых, в доме с притворством и обманом. Ситуация, в которой живет Катерина после ухода Тихона, заставляет ее обманывать и вести совсем иной образ жизни, чем с мужем. Варвара говорит, что «без этого нельзя… на этом весь дом держится». Из этого замечания можно понять, что Варвара давно обманывала свою мать, она говорит: «А я не была обманщицей, но научилась, когда надо было».
Катерина смиряется со своим положением: едет ночью к Борису, обманывает свекровь, скрывая от нее свои чувства. Внезапно появляется Тихон. Он ничего не подозревает, но тем не менее Катерина все чаще вспоминает о своем «грехе». И в конце концов во всем признается. Варвара и Тихон пытаются помешать рассказу Катерины, но Кабаниха тянет их назад, и бедняжке приходится все рассказывать людям.
После этого случая, через несколько дней, Варвара исчезла. Видимо, Варя тоже устала от маминой «опеки», поэтому решила уйти из дома.
Катерина, оставшись совсем одна, совершает самоубийство.
Катерина и Варвара — две совершенно разные натуры. Образ Катерины противопоставлен не только Варваре, но и всем персонажам. Это сильная, волевая натура.
Проснувшись, любовь приходит к Катерине вместе с тоской по воле, мечтой о настоящем, человеческой жизни. Катерина любит иначе, чем Варвара: тайно, как бы делая Кудряшу одолжение своими визитами на свидание.
Есть что-то холодное в прощании этих молодых людей: на прощание Варвара небрежно целует Кудряша, как старую знакомую, вернее, как незнакомую. Из этого можно сделать вывод, что настоящей любви между ними нет, и что Варвара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только погулять, чтобы юность прошла веселее.
вара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только погулять, чтоб юность прошла веселее. Но Катерина на слова Бориса: «Никто не знает о нашей любви…» — отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!..» И во имя этой любви она готова на все , даже самоубийство.
Портретные характеристики Екатерины Бури. Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза». Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза 9».0001
«Гроза». Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме своей свекрови, где, кроме мужа Тихона, проживает и незамужняя сестра Тихона Варвара. Катерина уже давно влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, его осиротевшего племянника.
Пока муж рядом, она втайне мечтает о Борисе, но после его ухода Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при соучастии невестки, к которой Катерина отношения даже выгодны.
Главный конфликт романа — противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове — глубокое болото, которое засасывает все глубже и глубже. «Старые понятия» превалируют над всем.
Свекровь ревнует к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на свое зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, целостную натуру, не поддающуюся ее тираническому гнету.
Катерина не испытывает к ней должного уважения, не дрожит и не смотрит Кабанихе в рот, ловя каждое ее слово. Она не разыгрывает грусти, когда уходит муж, не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок, — она другая, ее натура сопротивляется давлению.
Катерина — верующая женщина, и за ее грех — преступление, которое она не может скрыть. Она жила в родительском доме, как хотела, и занималась тем, что ей нравилось: сажала цветы, усердно молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы паломников. Ее всегда любили, и характер у нее сложился сильный, упрямый, она не терпела никакой несправедливости, не умела лгать и маневрировать.
Свекровь же будет сталкиваться с постоянными несправедливыми упреками. Она виновата в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного уважения к матери и не требует его от жены. Кабаниха упрекает сына в том, что он не ценит страданий матери от его имени. Сила тирана вырывается из рук прямо на глазах.
Измена невестки, в которой во всеуслышание призналась впечатлительная Катерина, — повод Кабанихи радоваться и повторять:
«Но я же говорил! И никто меня не слушал!
Все грехи и проступки от того, что, понимая новые веяния, не слушают старших. Мир, в котором живет старшая Кабанова, ее вполне устраивает: власть над домочадцами и в городе, богатство, жесткое моральное давление на домочадцев. Это жизнь Кабанихи, так жили ее родители и их родители — и это не изменилось.
Пока девушка молода, она делает, что хочет, но выйдя замуж, она словно умирает для мира, появляясь с семьей только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Так что Катерина, приехав в дом мужа после вольной и счастливой юности, тоже должна была символически умереть, но не смогла.
То самое чувство чуда, которое вот-вот грянет, ожидание неизвестного, желание прилететь и воспарить, которое было с ней со времен свободной юности, никуда не исчезло, и взрыв все равно произошел бы . Пусть не общением с Борисом, но Катерина все равно бросила бы вызов тому миру, в который попала после замужества.
Катерине было бы легче, если бы она любила своего мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихона безжалостно подавляет свекровь, она теряла к нему чувства и даже остатки уважения. Она жалела его, время от времени подбадривая, и даже не очень обижалась, когда Тихон, униженный матерью, вымещал на ней свою обиду.
Борис кажется ей другим, хотя из-за сестры находится в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Кэтрин ненадолго видит его, она не может его оценить. душевные качества… И когда две недели одурманивающей любви рассеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и собственной виной, чтобы понять, что его положение не лучше, чем у Тихона. Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что он получит что-то от состояния бабушки, вынужден уйти. Он не зовет с собой Катерину, на это у него душевных сил не хватает, и уходит со слезами:
«Эх, если бы силы были!»
У Катерины нет выхода. Невестка убежала, муж разбит, любовник уходит. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что теперь она не даст провинившейся невестке спуститься… если раньше она зря ее ругала. Дальше — это медленная смерть, ни дня без упреков, слабый муж и нет возможности увидеться с Борисом. И всему этому верующая Катерина предпочитает страшный смертный грех — самоубийство — как освобождение от земных мук.
Она осознает, что ее порыв ужасен, но для нее даже предпочтительнее наказание за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до физической смерти — духовная уже состоялась.
Целостная и свободолюбивая натура никогда не сможет противостоять давлению и насмешкам.
Катерина могла бы бежать, но не с кем. Поэтому — самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Она все-таки сбежала из царства «тиранов русской жизни».
По одной из версий, драма «Гроза» была написана Островским под впечатлением от замужней актрисы Любы Косицкой. Образ Катерины в «Грозах» появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль досталась ей на сцене.
Катерина родилась в купеческой семье, их дом был зажиточным, а детство Катерины было беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птицей, и призналась Варваре, что делала то, что хотела, пока не вышла замуж. Да, семья у Катерины была хорошая, воспитание нормальное, поэтому девочка росла чистой и открытой. В образе Катерины отчетливо видна добрая, искренняя, русская душа, не умеющая обманывать.
Продолжим рассматривать образ Катерины в драме Островского «Гроза» и отметим, что девушке было очень трудно без притворства жить с мужем, учитывая его семью. Если вспомнить Кабаниху, свекровь Катерины, которая держит в страхе всех домочадцев, становится понятно, почему у этих персонажей драмы конфликт. Конечно, Кабаниха действовала методами унижения и запугивания, и некоторые смогли к этому приспособиться и смириться. Например, Варваре и Тихону было легче создать впечатление, что они полностью покорны матери, хотя вне дома и дочь, и сын кутили.
Черты в образе Катерины в драме «Гроза»
Какими чертами характера Катерина буквально напугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренна и горяча, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда произошел отъезд мужа, свекровь хотела видеть, как воет невестка, но притворяться было не в правилах Катерины. Если обычай не принимает душ, то и следовать ему не стоит, считает девушка.
Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. Варвара, свекровь и сам муж узнали о любви Катерины к главной героине… В характере девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты характера. Она говорит о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что не потерпит невыносимой и отвратительной жизни, а в крайнем случае решится на роковой шаг — выбросится в окно или утопится в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского «Гроза».
Наконец, каких усилий стоила девушка, чтобы рассказать Борису о своих чувствах! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли проявились в этом смелом поступке. Этим чертам характера Катерины Островский противопоставляет мир Кабанихи (Марфа Кабанова). Как это проявляется? Например, Кабаниха слепо обожает традиции старины, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же самое можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины естественно и приятно ходить в церковь, в Кабанихе она выполняет формальность, и бытовые вопросы волнуют ее больше, чем мысли о духовном.
К чему стремится Катерина
Важным моментом, который необходимо учитывать, говоря об образе Катерины в драме «Гроза», является то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что наказание за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, ужасны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее говорить о своем грехе перед всеми. Катерина решает сбежать из семьи, что не принимает душой и сердцем. Муж жалеет ее, но бьет, потому что так надо.
Борис, любовник Катерины, не может ей помочь. И хотя он ей сочувствует, видно, что он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись одна, Катерина решает броситься со скалы. Некоторые связывают этот поступок со слабостью девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что, опять же, дополняет образ Катерины.
В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа — чистая и светлая. Ее душа противостоит тирании, грубости, жестокости и невежеству — качествам, присущим многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.
Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме Островского «Гроза» было для вас полезным. Другие статьи
Пожалуй, немногие произведения того времени и даже среди произведений самого автора Островского могли бы вызвать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».
Отчаянный поступок Катерины Кабановой, перешагнувшей черту жизни и смерти, вызывает как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Единого мнения нет и быть не может.
Характеристика героини
Любимая и избалованная дочь купеческой семьи Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая ее мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), или глубоким и искренним, скрытым от посторонних глаз.
Отсутствие полноценного образования вносит свою лепту в судьбу этой женщины. По рассказам Катерины, она почерпнула свои знания из рассказов своих матери и отца, а также богомольцев и странников. Вера в людей и восхищение миром, созданным Богом, — вот его главные черты. Катерина не знала тяжелой работы, она любила ходить в церковь, которая казалась ей сказочным храмом, где ее ждали ангелы.
( Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )
Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным браком. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с открытой ненавистью к окружающим ее людям. В новой семье уже нет места ангелочкам и радости. Да и сам брак вовсе не по любви. И если Катерина надеется влюбить в себя Тихона, то Кабаниха — так называют все вокруг ее свекрови — не оставляет шансов ни сыну, ни невестке. Возможно, Тихон и стал бы тем, кто осчастливил бы Катю, но только под крылом матери он не знает такого чувства, как любовь.
Встреча с Борисом дает несчастной женщине надежду на то, что жизнь еще может измениться и стать лучше. Черная атмосфера дома побуждает ее бунтовать и пытаться бороться за свое счастье. Выйдя на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не покидает ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину во всем признаться мужу и свекрови.
Образ героини в произведении
( Сцена из драмы )
Пораженный, но в глубине души понимающий жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого лучше не становится. Простить себя намного сложнее. Возможно, она хотела облегчить свои душевные порывы узнаванием, но просто не вышло. Ей не нужно прощение. Сама мысль о возвращении в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. Согласно религиозному канону, самоубийство — смертный грех, который не может быть прощен. Но это не останавливает отчаявшуюся женщину.
В мыслях Катя часто представляет себя птицей, ее душа устремляется к небесам. Она не может жить в Калинове. Влюбившись в недавно приехавшего в город Бориса, она представляет, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…
( Фрагмент из драматической постановки )
Встретив Бориса на берегу Волги, Катерина переживает жесточайшее разочарование. Однажды такой красивый юноша решительно отказывается брать с собой замужнюю женщину, нанося своим отказом последний удар в сердце. Катя больше не хочет быть камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать себе душу ради свекрови.
А вот и выход — совсем рядом, надо только шагнуть со скалы в Волгу. И гроза кажется ей самой что ни на есть указанием свыше. То, о чем Катя когда-то только смутно думала, боясь признаться самой себе в своих грешных мыслях, оказалось самым легким выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается на этот самый последний шаг.
— это природа не податливая, не гнущаяся. У нее высокоразвитая личность, в ней много силы, энергии; ее богатая душа требует свободы, широты, — она не хочет тайно «украсть» радость жизни. Она способна не гнуться, а ломаться. (См. также статью Образ Катерины в спектакле «Гроза» — кратко.)
А. Н. Островский. Гроза. Спектакль
Катерина получила чисто национальное воспитание, выработанное древнерусской педагогикой Домостроя. Все детство и отрочество она прожила взаперти, но атмосфера родительской любви смягчила эту жизнь — к тому же влияние религии не давало ее душе зачерстветь в удушающем одиночестве. Наоборот, она не чувствовала кабалы: «жила — ни о чем не тужила, как птица на воле!» Катерина часто ходила в храмы, слушала рассказы богомольцев и богомольцев, слушала пение духовных стихов, — жила беззаботно, окруженная любовью и лаской… И выросла она красивой, нежной девочкой, с тонкая духовная организация, большая мечтательница… Воспитанная религиозным путем, она жила исключительно в кругу религиозных верований; ее богатое воображение питалось только теми впечатлениями, которые она получала из житий святых, из преданий, апокрифов и теми настроениями, которые она испытывала во время богослужения…
«…до самой смерти любил ходить в церковь! — вспоминала она потом свою молодость в разговоре с сестрой мужа Варварой. — Точно, в рай бывал… И никого не вижу, и время не помню, и не слышу, когда служба кончается. Мама говорила, что все смотрели на меня, что со мной происходит! И, знаете, в солнечный день с купола спускается такой световой столб и в этом столбе идет дым, как облака. И вижу, раньше была девушка, ночью вставала — у нас тоже везде лампы горели — но где-то, в уголке, молюсь до утра. Или я пойду в сад рано утром, как только взойдет солнце, я упаду на колени, буду молиться и плакать, и я не знаю, о чем я молюсь и что я плачу о!
Из этого рассказа видно, что Катерина была не просто религиозным человеком — она знала моменты религиозного «экстаза» — энтузиазма, которым были богаты святые подвижники, и примеры чего мы найдем в изобилии в житиях святые… Так же, как и у них, у Катерины зрели «видения» и чудные сны.
«А какие сны снились Вареньке, какие сны! То золотые храмы, то сады какие-то необыкновенные… И все поют незримые голоса, и кипарисом пахнут… И горы и деревья, как будто не такие, как обыкновенно, а так, как написаны на образах!
Из всех этих рассказов Катерина дает понять, что она не совсем обычный человек… Душа ее, сокрушенная старым строем жизни, ищет простора, не находит его вокруг себя и уносится «горем», к Богу . ..Многие такие натуры в старину уходили в «подвижничество»…
Но иногда энергия ее души прорывалась в отношениях с родными — она шла не «Против людей» а возмущалась, протестуя, она ушла тогда «из людей»…
«Я родился таким горячим! — говорит она Варваре. — Мне было еще шесть лет, не больше, так я и поступил! Обидели меня чем-то дома, но дело было к вечеру, было уже темно; Я выбежал на Волгу, сел в лодку и оттолкнул ее от берега. На следующее утро они нашли его примерно в десяти милях отсюда! ..
Эх, Варя, ты не знаешь моего характера! Конечно, не дай Бог этому случиться! И если мне здесь будет очень противно, они не удержат меня никакой силой. Я брошусь в окно, брошусь в Волгу. Я не хочу здесь жить, не хочу, хоть ты меня и режь!
Из этих слов видно, что спокойная, мечтательная Катерина знает порывы, с которыми трудно справиться.
Среди всех видов работ с текстом пьесы «Гроза» (Островский) особые трудности вызывает композиция. Вероятно, это связано с тем, что школьники не до конца понимают особенности характера Катерины, своеобразие времени, в котором она жила.
Попробуем вместе разобраться в вопросе и на основе текста интерпретировать изображение так, как хотел его показать автор.
А.Н. Островский. «Гроза». Характеристики Катерины
Самое начало девятнадцатого века. Первое знакомство с Катериной помогает понять, в какой непростой ситуации она живет. Безвольный, боящийся матери муж, мелочная Кабаниха, любящая унижать людей, душить и притеснять Катерину. Она чувствует свое одиночество, свою беззащитность, но с большой любовью вспоминает родительский дом.
Характеристика Катерины («Гроза») начинается с картины городских нравов, а продолжается воспоминаниями о доме, где она была любима и свободна, где чувствовала себя птицей. Но так ли все было хорошо? Ведь ее отдали замуж по решению семьи, и родители не могли не знать, насколько бессилен ее муж, насколько жестока ее свекровь.
Однако девушке даже в душной атмосфере домостроения удалось сохранить способность любить. Он влюбляется в племянника торговца Уайлда. Но характер у Катерины настолько силен, а сама она настолько чиста, что девушка боится даже подумать об измене мужу.
Характеристика Катерины («Гроза») выделяется ярким пятном на фоне других героев. Слабые, безвольные, довольные тем, что Тихон вырвется из-под контроля матери, лживая по велению обстоятельств, Варвара — каждая из них по-своему борется с невыносимой и бесчеловечной моралью.
А воюет только Катерина.
Первый со мной. Сначала она даже слышать не хочет о свидании с Борисом. Пытаясь «удержаться», умоляет Тихона взять ее с собой. Затем она восстает против бесчеловечного общества.
Характеристика Катерины («Гроза») основана на том, что девушка противопоставляется всем персонажам. Она не бегает тайком по тусовкам, как хитрая Варвара, не боится Кабанихи, как ее сын.
Сила характера Катерины не в том, что она влюбилась, а в том, что она осмелилась на это.