Философия шеллинга кратко: Философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга: основные идеи, учение кратко

Философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга: основные идеи, учение кратко

Две попытки систематически развить философию предпринял Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854). Совокупность всего объективного в нашем знании он называет природой, реальностью или бытием, а совокупность всего субъективного — мышлением, идеальностью или разумом. По первоначальному плану Шеллинга философия должна состоять из двух наук — трансцендентального идеализма и натурфилософии. Первому надлежит показать процесс перехода субъективного в объективное, мышления в бытие. Вторая призвана изобразить противоположный процесс — переход  объективного в субъективное, природы в разум. В итоге совокупного движения мысли от субъекта к объекту и от объекта к субъекту должен замкнуться круг философской системы.

В разработке трансцендентального идеализма Шеллинг, следуя за Фихте, повторяет путь от абсолютного Я к отношению Я и не-Я в теоретической и практической формах опыта. Он также соглашается с Фихте в том, что ни эмпирические науки, ни связанная с ними практическая деятельность не в состоянии преодолеть противоположности мышления и бытия, идеального и реального. Однако, согласно Шеллингу, это может сделать искусство. В произведениях искусства, являющихся результатом свободной деятельности Я, субъективное становится объективным – подобно продукту природы необходимым и существующим независимо от его создателя.

Чтобы решить задачу натурфилософии, Шеллингу приходится трактовать природу не только как совокупность всего объективного в нашем знании.

Он рассматривает ее и как объективный процесс противоречия, влекущего реальное бытие природы к переходу в идеальность, в мышление человека. Согласно Шеллингу, природа есть «окаменелый интеллект», т.е. разум в его неразумном, природном существовании. Бесконечное многообразие продуктов природы представляет собой ничто иное, как результат ее попыток достичь своей единой внутренней цели — стать объектом для себя самой, в человеческом духе познать себя посредством мышления. «Двойной ряд», т.е. единство мышления и бытия, идеального и реального есть не только в мышлении, но и в природе, утверждает Шеллинг. Чем ниже ступень природы, тем больше в ней реального и меньше идеального. На высших ступенях органической природы, где идеальное начинает преобладать над реальным, отчетливо обнаруживается генетическая близость природных существ и человека.

Однако довести натурфилософское рассмотрение природы до возникновения человеческого сознания и самосознания Шеллингу не удается. Поэтому он вынужден признать, что при построении системы знания нельзя исходить ни из субъективности духа, ни из противоположной ему объективности природы. Чтобы познать единство универсума, надо начинать с абсолютного тождества субъекта и объекта, с безусловного единства мышления и бытия. Это абсолютное тождество Шеллинг именует абсолютным разумом, отличным от объективного разума природы и субъективного разума человека. Абсолютный разум характеризуется им как индифференция, т.е. полное отсутствие различия идеального и реального, субъективного и объективного.

С точки зрения философии тождества Шеллинга, природа есть отношение мышления и бытия, субъективного и объективного с перевесом бытия, объективного. Дух есть то же самое отношение с перевесом мышления, субъективного. Истина же, сущность всех явлений мышления и бытия есть лишь количественная неразличенность субъекта и объекта, равновесие идеального и реального. Таким образом, все существующее оказывается по сути тождеством этих противоположностей. Абсолютное тождество является истинным, бесконечным во всех конечных вещах и процессах. Но кроме тождества, в любом конечном существовании есть и различие бытия и мышления, реального и идеального. Именно это несовпадение с вечной истиной делает конечные вещи конечными, т.е. временными и преходящими.

Противоречие самого конечного (его тождество и нетождество абсолютному) с необходимостью движет конечное к небытию. При этом переход конечного в небытие есть не исчезновение в ничто, а его возвращение в бесконечное первоначало — в абсолютное тождество субъекта и объекта, из которого оно когда-то возникло.

Поскольку абсолютное есть основание существования всего существующего, сущность любых предметов знания, философия может быть только наукой об абсолютном. Отсюда следует, что она должна быть абсолютной наукой. Ведь знать абсолютное можно только абсолютным, а не относительным способом. Абсолютное знание должно быть совершенно тождественным своему предмету, ничем не отличаться от самого абсолютного тождества идеального и реального, мышления и бытия. Поэтому в познании предмета философии нельзя пользоваться обычным, рассудочным мышлением. Рассудок предполагает различие мышления и бытия и в доказательстве своих положений движется от одного к другому. Дискурсивное, последовательно рассуждающее мышление неизбежно искажает философский предмет. Оно превращает абсолютную истину в нечто относительное и конечное. Но если рассудочным способом нельзя познать абсолют, то философия как наука об абсолютном невозможна, заключает Шеллинг. Ведь интеллектуальному созерцанию, т.е. интуитивному знанию того, что не заключает в себе никакого различия между субъектом и объектом, нельзя научиться. Неразрешимой проблемой оказывается и необходимый переход от полного безразличия мышления и бытия в абсолюте к их действительному различию в природе и духе.

Таким образом, Шеллинг вынужден был признать, что он не в состоянии рационально объяснить происхождение природы и человеческого духа из абсолюта. Чтобы удостовериться в том, что они не случайны и действительно имеют своим источником абсолютное тождество идеального и реального, необходимо, по его мнению, божественное откровение. Философия должна стать истолкованием его сокровенного смысла, т.е. «философией откровения. В своей философии мифологии и откровения Шеллинг окончательно отказывается от разумного мышления и выступает родоначальником современной мистики и иррационализма.

Философия Шеллинга – кратко — Русская историческая библиотека

Содержание:

Биография Шеллинга — кратко

Первый период философии Шеллинга

Второй период философии Шеллинга

Влияние Шеллинга на развитие философской мысли

Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко

Биография Шеллинга – кратко

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, знаменитый немецкий философ, род. 1775, ум. 1854, учился в Тюбингене и Лейпциге, 1798 был назначен, при содействии Фихте и Гёте, экстраординарным профессором философии в Иене, где примкнул к романтикам Фр. и А. В. Шлегелю, на жене которого впоследствии женился. В 1803 Шеллинг принял приглашение в Вюрцбург, а 1806 в Мюнхен в качестве генерального секретаря королевской академии образовательных искусств, причем король Максимилиан Иосиф возвел его в дворянское достоинство. Из-за литературного несогласия с Ф. Г. Якоби, тогдашним президентом академии, Шеллинг оставил 1820 Мюнхен и читал некоторое время лекции в Эрлангене, пока не возвратился 1827 в Мюнхен в качестве ординарного профессора во вновь основанном университете. Здесь, вскоре назначенный председателем королевской академии наук, Шеллинг оставался до тех пор, пока не был приглашен прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV (1840) в Берлин. При чрезвычайном наплыве слушателей, он начал здесь свои лекции о «философии мифологии и откровения», изданные Паулусом по записной тетради без согласия Шеллинга. Из-за этого возник процесс о перепечатке, окончившийся не в пользу автора. Вследствие связанного с этим процессом скандала, а также разочарования, которое принесло с собой новое философское направление, первоначально встреченное с напряженным вниманием, Шеллинг отказался от дальнейшей преподавательской деятельности и с тех пор жил попеременно в Берлине, Мюнхене и других местах. В Рагаце, где Шеллинг умер, король Максимилиан II Баварский поставил ему 1856 памятник.

Великий немецкий философ Шеллинг. Портрет работы Й. К. Штилера, 1835

 

Первый период философии Шеллинга

Будучи богато одаренной и многосторонней натурой и вместе с тем образцовым писателем, Шеллинг оставил глубокие следы не только в философии, но и в иных, самых разнообразных областях: в естествознании, медицине, теории искусства, науке права и государства и, наконец, в богословии. В отношении Гегеля, которого встретил сначала очень дружественно, он постепенно занял враждебное положение, после того как тот в своих сочинениях не разделял его взглядов. Философия Шеллинга, вследствие впечатлительности её творца, протерпела так много превращений, что его не без основания называли «Протеем философии». Шеллинг поочередно опирался на Фихте, самым гениальным учеником и худшим комментатором которого еще раньше считался, на Спинозу, Платона, Дж. Бруно, неоплатоников, Якоба Беме, гностиков и др. Поэтому в философском развитии Шеллинга различают три, даже пять или шесть периодов. Тем не менее, рассматриваемое в целом, оно распадается на два главных периода, отделенных один от другого появившимся 1809 сочинением «О зле», и охарактеризованных им самим как отрицательный и положительный, а другими (более правильно) как пантеистический и теистический.

 

 

В первом периоде Шеллинг стремится, как и Фихте, изложить философию в смысле науки о разуме. Во втором, когда он, по его собственным словам, опять вернулся к Канту, он, напротив, старается изложить её как «положительную науку, простирающуюся далеко за пределы познания одним разумом». Обоим периодам свойственно стремление систематически вывести целое науки из единого начала, с той, однако, разницей, что в первом периоде (философия – наука о разуме) это начало рассматривается, как содержащееся в пределах самого разума (имманентное, рациональное начало), а во втором периоде (философия – положительная наука) оно стоит уже выше разума (трансцендентное начало), и его следствия познаются «свободно» (т. е. независимо от желания или нежелания) и, следовательно, только чрез «опыт» (история и откровение).

Принципом шеллингианской философии в первом периоде, под влиянием «Наукоучения» Фихте, является творческое «я», как единственное реальное начало, через неустанную попеременно творческую и разрушительную деятельность которого возникает совокупность знания; отсюда система Шеллинга является идеализмом. Но в то время, как Фихте понимал «я» исключительно в смысле человеческого сознания, Шеллинг с самого начала разумел его в смысле всеобщем, абсолютном, в смысле мирового духа. Бессознательно (в форме природы) творческая деятельность этого «мирового я» образует реальный мир природы, а сознательно (в форме духа) – идеальный мир духа, но оба они, идеальный и реальный мир, в корне своем тождественны, как «стороны» того же самого (абсолютного) «я». Дедукция всего бытия природы (natura naturata) из абсолютного, как бессознательного творческого реального начала (natura naturans), составляет предмет натурфилософии (1797 – 1799), той формы учения Шеллинга, посредством которой он претендовал «открыть новую страницу в истории философии». Дедукция всего духовного содержания сознания в трех следующих одна за другой сферах искусства, религии и философии (науки) из абсолютного, как (после пробуждения сознания) творческого идеального начала, составляет у Шеллинга философию духа, или систему трансцендентального идеализма (1800). Заимствованное у Спинозы и Бруно учение о тождестве обеих сфер, реальной и идеальной, составляющих только различные точки зрения на один и тот же единый абсолют, образует содержание так называемой философии тождества, которую Шеллинг, первоначально развивал в издаваемом вместе с Гегелем журнале «Zeitschrift für speculative Physik» (1801), а затем, присоединив к ней еще учение Платона об идеях, в диалоге «Бруно» и «Лекциях о методе академического изучения» (1802).

Из этих сочинений натурфилософия Шеллинга получила наиболее широкое распространение, хотя оказанное ею влияние на естествознание и даже на медицину не может быть названо особенно благотворным. Её автор, объясняя природу как «бессознательно» (в форме природы) творческий дух, а, следовательно, деятельность природы, как «бессознательную» деятельность духа, освещал мрак созидающей природы факелом «Наукоучения» Фихте. Согласно натурфилософии Шеллинга, как знание не есть нечто мертвое, а напротив, всякий продукт знания возникает в силу вечно деятельной ритмической игры противоположных духовных сил и в свою очередь продолжает развиваться далее, так и природа не есть косное бытие, а напротив, беспрерывная жизнь, ибо, в силу ритмической игры противоположных естественных сил – одной безразлично положительной (дающей материал) и другой безгранично отрицательной (созидающей форму) – возникает каждый отдельный продукт природы и в свою очередь продолжает развиваться далее. В качестве самых первоначальных сил природы действуют бесконечное расширение и бесконечное сжатие, из взаимного напряжения которых возникает материя (как первый продукт принципа природы). Оба они сравниваются в натурфилософии Шеллинга с аналогичной сознательной деятельностью (беспредметного) зрения и (определённого) ощущения, из взаимного напряжения которых возникает первый продукт духа – созерцание. Как из этого последнего путем дальнейшей деятельности духа исходят все высшие продукты сознательной жизни (понятие, суждение, умозаключение) в качестве скрытых возможностей созерцания, так путем дальнейшей деятельности природы возникают все её высшие продукты, неорганический естественный процессе, органическая жизнь и сознание, в качестве скрытых возможностей материи, составляющей реальную жизнь универсального или абсолютного «я» (мирового «я»). Завершение материи на высшей ступени природы, в человеке, образует, согласно философии Шеллинга, пробудившееся сознание, когда дотоле бессознательный, но целесообразно действовавший дух природы, мировая душа, как бы открывает глаза и делает самого себя, единственное реальное, объектом своего созерцания. Вместе с этим со стороны созерцающего самого себя (в качестве человека во вселенной) абсолюта начинается новый духовный процесс, в котором воплощенный в человеке, и, следовательно, сам ставший частью природы абсолют возвышается до сознания себя, как абсолюта – своей собственной бесконечности и свободы. Он аналогичен процессу природы, в котором абсолют постепенно возвышается до самого совершенного продукта природы – человека. Как ход первого из этих двух процессов составляет историю природы, становление человека, так течение нового процесса образует всемирную историю, становление Бога. В конце его, по выражению Шеллинга, «Бог становится бытием». Фазы нового процесса (подобно ступеням процесса природы: неорганической, органической и человеческой) протекают таким образом, что абсолют первоначально (объективно) созерцается под формой видимой природы (реально, видимые боги, язычество), затем (субъективно) чувствуется под формой невидимого духа (идеально: невидимый Бог; христианство), и. наконец, сознается как единое с познающим (как субъект – объект). Этими же моментами характеризуются три формы откровения абсолюта: искусство, религия и философия, и три главных периода всемирной истории: древний мир, средние века и новое время, долженствующее начаться с появлением философии Шеллинга.

 

Второй период философии Шеллинга

Эту несомненно пантеистическую форму своей философии Шеллинг решительно отринул во втором своем периоде. Если первоначально она должна была составлять всю философию, то теперь была низведена до степени подчиненного члена общего организма науки. Ибо если Бог мыслится как конец и результат нашего мышления, а не как результат объективного процесса, то отсюда следует, что вся бывшая до сего времени рациональная философия, даже философия самого Шеллинга, находилась в недоразумении относительно себя самой, так как представляла себе весь процесс («Бог становится бытием») как реальный, тогда как он есть только идеальный. Результат чисто рациональной философии первого периода творчества Шеллинга, которую он сам именно поэтому назвал отрицательной, является исключительно делом мысли – не действительным Богом, а только мыслью о Боге. Действительный же мир возможно понять не из чистой мысли, а только из объективного процесса, из действительного Бога. Поэтому Шеллинг опять вернулся к высказанному Кантом взгляду, что из чистой мысли нельзя извлечь существования Бога. В то время, как отрицательная философия имеет Бога как принцип «в конце», положительная философия (для которой первая должна приготовить лишь средства) возводит его «в принцип» с самого начала. Бог является абсолютным началом, существование которого поэтому ничем не может быть доказано и которого ничто не могло бы принудить создать мир. Последний может быть только следствием свободного божественного акта и как таковой, не предметом рационального познания, а лишь познанием из опыта. Отсюда Шеллинг формулирует задачу позитивной философии: она «должна в свободном мышлении на почве письменных преданий вывести данное в опыте не как возможное, подобно отрицательной философии, а как действительное». Поэтому верность «источникам» откровения теперь предписана философии самим Шеллингом как руководящее начало, и ей поставлена задача данный из опыта мир вывести из Бога, как первоначала всякого опыта.

Но из всех фактов следующей за откровением истории, по-видимому, ни один не стоит в большем противоречии с существованием божественного творца мира, как существование в этом мире зла. Поворот в философии Шеллинга начался с его «Философских исследований о сущности человеческой свободы» (1809), толчком к которым, по его собственному признанию, послужило знакомство с сочинениями христианского мистика и теософа Якова Беме. Бог не может быть мыслим источником зла, так же, как и самое существование последнего не может быть мыслимо беспричинным, поэтому причина его находится исключительно в основе, независимой от Бога. Но так как нельзя мыслить ничего от него независимого, то эта основа кроется в темной «бездне», которая, хотя и мыслится в Боге, но не есть Бог. Шеллинг полагает, что это признание в Боге чего-то такого, что не есть Бог, переносит мысль от современного, вызванного библейским грехопадением состояния человечества к тому периоду времени до мысли и до истории, когда первоначальное совершенное творение «замкнутого внутри Бога» мира, благодаря возникновению первого человека Адама, получило свое окончательное завершение. В противоречии с этим созданным божественной волею миром стоит другой, вне Бога пребывающий мир, которого Бог не хотел, но возникновению которого не препятствовал; он возник вследствие грехопадения человека и образует единственно нам известный, так называемый, реальный мир, полный зла (Universum или perversum). Возвращение его к первоначальному единству с Богом начинается, согласно Шеллингу, в человеческом сознании сперва как совершающийся вне Бога теогонический процесс, который порождает представления о богах. Изложение этого процесса образует у Шеллинга содержание философии мифологии. Мир достигнет своего завершения и вместе с ним достигнута будет цель всего творения лишь после преодоления мифологического процесса, когда человек и мир возвратятся к Богу при помощи откровения, исшедшего из свободного божественного акта и отчасти ставшего в христианстве достоянием человечества; изложение этого последнего процесса, как философии откровения, составляет у Шеллинга увенчание всей системы, благодаря которой приобретается новая, философская, т. е. свободная и истинная религия, совершенно отличная от так называемой естественной религии.

 

Влияние Шеллинга на развитие философской мысли

Во время жизни Шеллинга его философия оценивалась весьма различно. Сам он ставил свои произведения чрезвычайно высоко. Из тех, кто был под влиянием системы Шеллинга, можно назвать Гегеля, Краузе, Баадера, Окена и Кузена. К почитателям шеллингианских идей в естествознания принадлежат медики Рошлауб, Маркус, Эшенмайер и Бурдах. Среди юристов последователями философии Шеллинга были Фр. Ю. Шталь и исследователь римского права Пухта.

Читайте также статью Шеллингианство и гегельянство в России.

Читайте также статьи Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии, Философия софистов, Философия Платона – кратко, Философия Эпикура – кратко

 

Фридрих Шеллинг > Отдельным философом > Философия

Введение | Жизнь | Работа | Книги
 

Фридрих Шеллинг
(Картина Джозефа Карла Штилера, 1835 г. )
Введение

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был немцем философ и одна из типичных фигур движений немецкого идеализма и романтизма в конце 18-го и начале 19-го веков.

Его часто видят как мост между ранним идеализмом Канта и Фихте и позднейшей работой Гегеля, или как философа

Протея , который так радикально и так часто менял свою концепцию, что трудно приписать четкую философию Для него. Однако его взгляды, возможно, всегда были сосредоточены на нескольких общие темы , особенно человеческая свобода , абсолют , и отношения между духом и природой .

Он, пожалуй, самый забытый из главных немецких идеалистов, в значительной степени затмеваемый Г. В. Ф. Гегелем, и почти забытый почти столетие после его смерти. Тем не менее, в последние годы он наслаждался чем-то вроде ренессанса и был описан как 9-й.0028 кульминация немецкого идеализма и как предшественник современного экзистенциализма.

Шеллинг был родился 27 января 1775 года в маленьком городке Леонберг

, недалеко от Штутгарта на юге Германии. Его отец был капелланом и профессором востоковедения в монастырской школе по соседству Бебенхаузен .

Посещал сначала школу отца, а затем латинскую школу в Нюртингене с 1783 по 1784 год (где познакомился с молодым поэтом Фридрих Хельдерлин ). В возрасте 15 лет он получил разрешение на досрочное зачисление в протестантскую семинарию Tbinger Stift в Wrttemberg , где он изучал отцов церкви и древнегреческих философов. Он стал соседями по комнате с Георгом Гегелем, а также с Хельдерлином, и все трое стали хорошими друзьями . Его интерес постепенно переместился с лютеранского богословия на философию, и в 1792 году он окончил школу.0029 с философского факультета, а в 1795 году он защитил диссертацию на богословскую степень .

Тем временем он начал изучать работы Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте, которые оказали на него большое влияние. В 1794 году Шеллинг опубликовал изложение мысли Фихте под названием «ber die Mglichkeit einer Form der Philosophie berhaupt» ( «О возможности формы философии вообще» ), что сразу принесло ему известность среди философов и было признано самим Фихте. В 1795 году он продолжил более сложную работу, «Vom Ich als Prinzip der Philosophie, oder ber das Unbedingte im menschlichen Wissen» ( «О себе как принципе философии, или о неограниченном человеческом знании». ), все же в пределах фихтеанского идеализма, хотя и с более объективным приложением и с дополнительным слиянием некоторых элементов пантеистических воззрений Баруха Спинозы и неоплатонизма.

С 1796 по 1798 год Шеллинг работал наставником двух юношей из аристократической семьи, что также позволило ему посетить Лейпциг (где он также посещал лекции в Лейпцигском университете и развил увлечение современным физическим изучает , включая химию и биологию) и Дрезден (где коллекции произведений искусства эрцгерцога Саксонского оказали влияние на его более поздние взгляды на искусство). Его исследования физических наук привели к написанию эссе 9.0028 «Ideen zu einer Philosophie der Natur»
( «Идеи к натурфилософии» ) 1797 г. и трактат «Von der Weltseele» 9002 9 ( «О душе мира» ) 1798 года. В частности, в «Ideen » он показал долг взгляду Готфрида Лейбница на природу, особенно его «Монадологии» .

В 1798 году, в еще юном возрасте 23 лет, ему была предложена должность 9-го0028 экстраординарный профессор философии Йенского университета

, где он оставался в течение пяти лет до 1803 года. Там он был в центре интеллектуального брожения романтизма и был в близких отношениях с великим литератором Германии, Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749 — 1832) и писатель и философ, Фридрих Шиллер (1759 — 1805). Постепенно между Шеллингом и Фихте открывалась все большая и большая дистанция, особенно по мере того, как Шеллинг настаивал на дополняет природу его трансцендентальной философии и натурфилософии, как это описано в одной из его наиболее заметных работ, «Система трансцендентального идеализма» ( «Система трансцендентального идеализма» ) 1800 г. Гегель, которому Шеллинг помог занять должность частного лектора в Йенском университете, первоначально поддержал идеи Шеллинга в его книге, «Differenz des Fichte’schen und Schelling’schen Systems der Philosophie»
( «Различие системы философии Фихте и Шеллинга» ) 1801 г., хотя вскоре он должен был отправиться по другому пути.

К 1800 году Шеллинг становится признанным лидером школы романтизма и начинает отвергать мысль Фихте как холодную и абстрактную. Шеллинг был особенно близок с поэтом-романтиком Августом Вильгельмом фон Шлегелем (1767 — 1845) и его женой, Каролиной , и был серьезно рассматривает возможность женитьбы на их маленькой дочери, Огюсте Бхмер , пока она не умерла от дизентерии в 1800 году. кругах, и Шеллинг вскоре влюбился в нее. Когда Шлегель переехал в Берлин и развелся с Каролиной в 1803 году, Шеллинг и Каролина быстро поженились и (во многом благодаря0028 скандал это вызвало) они переехали из Йены в Врцбург .

С 1803 по 1806 год Шеллинг был профессором нового

Врцбургского университета , его постепенно меняющиеся взгляды отмечены окончательным разрывом как с Фихте, так и с Гегелем. У него было много врагов в консервативном католическом Врцбурге, и в 1806 году он переехал в Мюнхен, где нашел должность государственного чиновника в Академии наук , оставаясь там до 1841 года. Ему было 9 лет.0028 облагородил (с добавлением «фон») в 1806 году. Каролина умерла в 1809 году, как раз перед тем, как Шеллинг опубликовал свою последнюю книгу, «Philosophische Untersuchungen ber das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhngenden Gegenstnde» 90 029 ( «Философские исследования природы человеческой свободы» ), который показал растущую тенденцию к мистицизму и также рассматривался как главный предшественник экзистенциальной мысли. В 1812 году он
женился на
одной из ближайших подруг Каролины, Полине Готтер , в которой он нашел верного спутника на всю оставшуюся жизнь. Позже, не покидая своей официальной должности в Мюнхене, он также читал лекции в течение короткого времени в Штутгарте , а затем в течение семи лет в Эрлангенском университете (с 1820 по 1827).

В 1841 году, в возрасте 66 лет, Шеллинг был назначен прусским тайным советником и членом Берлинской академии , что также дало ему право читать лекции в Берлинском университете , тогдашнем центре гегельянства. Среди его учеников были датский протоэкзистенциалист Срен Кьеркегор, русский революционер и анархист Михаил Бакунин (1814 — 1876) и немецкий социалист и коммунист, Фридрих Энгельс (1820 — 1895) среди других, и его лекции были собрал большую и благодарную аудиторию. Его берлинские лекции были опубликованы

раз посмертно 9.0029 в четырех томах его сыновей. В конце концов, он принял приглашение занять кафедру философии в университете, которую ранее занимал Гегель. Его предложенная великая работа, «Die Weitalter» ( «Эпохи мира» ), над которой он предположительно работал в последние годы своей жизни, так и не появилась .

Он умер 20 августа 1854 года в Бад-Рагаце , Швейцария.

Работа Наверх

В течение столетия после своей смерти Шеллинг был почти забытым философом , даже в своей собственной стране, причем все сходились во мнении, что он был мракобесом и неметодичным , и что его работа была хорошей и действительно затмили работой Гегеля.

И только после похвалы Мартина Хайдеггера в его лекциях 1936 г. и громкой международной конференции, посвященной 100-летию со дня его смерти в 1919 г.54, что Шеллинг был полностью реабилитирован , среди описаний его как кульминации немецкого идеализма и как предшественника современного экзистенциализма.

Всегда выступавший за романтизм, он защищал философию, в которой преобладала интуиция над разумом , и которая считала эстетическое и творческое воображение высшими ценностями. Философия Шеллинга представляла собой уникальную форму идеализма, известную как Эстетический идеализм . Он считал, что в искусстве противоположность между субъективностью и объективностью есть сублимированная , а все противоречия (между знанием и действием, сознательным действием и бессознательным действием, свободой и необходимостью)

гармонизированы .

Шеллинговская концепция «натурфилософии» не преуспела в руках современной науки , которая резко критиковала его 9002 фрагментарные знания современной науки и отсутствие у него интеллектуальной строгости , но некоторые его мысли тем не менее оригинальны и ценны. Природа , по Шеллингу, имеет свою собственную метафизическую реальность , независимую от возникающего сознания эмпирического эго (вопреки фихтевскому пониманию природы как не более чем сознательного «представления» эмпирического эго ) . Таким образом, Абсолют ( «Чистое Эго» Фихте ) следует понимать как полное тождество Универсального Духа и Природы.

Шеллинг пытался установить жизнеспособную связь между своими представлениями о природе и духе (или натурфилософии и трансцендентальной философии ), которые он видел как две части одного целого: дополняющие , еще завершить в себе. Увидел динамичную серию стадий , в котором реализуется идеальная структура природы (которую он называл органической, неорганической и универсальной или «мировой душой», причем последняя лежит в основе и определяет две другие), как аналогичную динамическим стадиям процессов который дух борется к сознанию самого себя. Он считал, что присутствие Универсального Духа в природе является существенным условием возникновения эмпирического сознания (индивидуальных эго).

Другим важным аспектом его работы является его антикартезианский взгляд на субъективность , который предвосхитил некоторые из лучших идей таких мыслителей, как Фридрих Ницше и Жак Лакан (1901–1981), показав, что мыслящий субъект не может быть полностью прозрачный сам с собой. Его более поздняя критика гегелевского идеализма оказала влияние на Срена Кьеркегора, Карла Маркса, Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и других, и ее аспекты до сих пор находят отражение в 9002 современная мысль таких мыслителей, как Жак Деррида.

Книги Фридриха Шеллинга Наверх

См. дополнительные источники и список рекомендуемой литературы ниже или проверьте полный список на странице книг по философии. Когда это было возможно, я связывал книги с моим партнерским кодом Amazon, и как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках. Покупка по этим ссылкам помогает поддерживать работу веб-сайта, и я благодарен за вашу поддержку!

  • Шеллинг и конец идеализма (Suny Series in Hegelian Studies) Мягкая обложка, 25 января 1996 г.
    , Дейл Э. Сноу (автор)
  • Шеллинг и современная европейская философия:: Введение (миграция) 1-е издание
    Эндрю Боуи (Автор)
  • Трактат Шеллинга: о сущности человеческой свободы (серия статей о континентальной мысли) Мягкая обложка 15 марта 1985 г.
    Мартин Хайдеггер (автор), Джоан Стамбо (соавтор)


Философия откровения Шеллинга: критическое издание оригинальных лекций | исследовательские инициативы | Центр философии религии

Проект

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) давно признан одним из великих философов немецкой традиции наряду с Кантом, Фихте и Гегелем, его соседом по комнате вместе со знаменитым поэт Гельдерлин, в Tübingen Stift (государственная семинария Вюртемберга). В Дух современной философии, Американский идеалист Джозайя Ройс (1855–1916) называл его «принцем романтиков и поэтическим провидцем великолепных метафизических видений». Однако после знаменитого эссе Шеллинга 1809 года о человеческой свободе молодой философ замолчал и ничего больше не публиковал вплоть до своей смерти в 1854 году, и именно в 1809 году стандартный рассказ о вкладе Шеллинга в историю философии имеет тенденцию заканчиваться. Что мотивирует наш проект, так это то, что этот великий философ должен был сказать в своих лекциях в течение последних десятилетий своей жизни, и в частности то, что он должен был сказать в своих лекциях 1831/32 г. по философии откровения, которые он начал читать в в том же году, когда умер Гегель. Эти лекции знаменуют собой не только решительный разрыв Шеллинга с Гегелем и, возможно, всей традиции немецкого идеализма, в которой сам Шеллинг играл столь видную роль; он сам считал эти лекции кульминацией всей своей мысли до сих пор, что тем более примечательно, если принять во внимание бесчисленные системы и наброски систем, через которые прошла его мысль.

Соответственно, цель нашего проекта, основанного на важной научной работе прошлого века, состоит в том, чтобы подготовить первое всестороннее критическое издание на английском языке — или, по сути, на любом другом языке — Шеллинга Оригинальная версия философии Откровения. , и тем самым позволить англоязычному миру наконец оценить достоинства поздней — и, возможно, лучшей — философии Шеллинга.

Группа проекта

Почему Шеллинг?

Простейшая причина — бесспорное значение Шеллинга для истории идей как одного из великих современных философов (по словам Хайдеггера, «Шеллинг — поистине творческий и самый смелый мыслитель всей этой эпохи немецкой философии»): от его живительной философии природе, к его романтическому восхвалению поэта и художника, к его роли, возможно, отца современного экзистенциализма и психоанализа, учитывая его упор на человеческую свободу, несводимость воли и темные глубины бессознательного, которые Шон Макграт, один из наших сотрудников, исследовал в Темная земля духа: Шеллинг и бессознательное (Routledge, 2012). Безусловно, Шеллинг какое-то время был в тени Гегеля, отчасти потому, что система Гегеля была более пригодна для употребления, чем бесчисленные системы и черновики Шеллинга. Но времена изменились настолько, что, по словам выдающегося британского теоретика литературы Терри Иглтона, Шеллинг достиг чего-то вроде «философской славы».

Поздняя философия Шеллинга

После эссе 1809 года поздняя философия Шеллинга начала разрабатываться в трех набросках его Ages of the World (1811, 1813, 1815), середина которого была впервые опубликована в английском переводе в 1997 году. По своей сути эта поздняя философия опирается на фундаментальное различие между тем, что он называет «позитивным» и «негативным». философия. В то время как последнее касается того, что разум может схватить априори и, следовательно, может быть систематизировано, первое исходит из предположения, что одна только логика неадекватна реальному — «неделимому остатку» — и вполне рациональна только тогда, когда она экстатически открыта для что выходит за его пределы. На основе этого различия между позитивной и негативной философией Шеллинг обратился затем в своих эрлангенских лекциях (1821, 1824, 1830) к предмету мифологии как к материальной предпосылке откровения — в самом деле, как к роду протооткровения — и, наконец, , в своих лекциях 1831/32 г., к теме собственно откровения.

К чему эти лекции?

Среди многих причин для издания этих лекций, помимо важности, которую им придавал сам Шеллинг, есть то, что они представляют собой одну из глубочайших попыток любого нового или современного философа бороться со смыслом истории, человеческого сознания, мифология, человеческая свобода и проблема зла . Кроме того, мы не знаем ни одного другого мыслителя (современного или современного), который бы так глубоко, как Шеллинг в этих поздних лекциях, боролся над вопросом о природе и значении религии (как самой по себе, так и в отношении к современной общественной жизни) и конкретные заявления об откровении.

Возьмем, к примеру, учение о Троице и то, что из него сделал Гегель. В этих лекциях Шеллинг дает исчерпывающий ответ Гегелю , а именно в отношении Троицы. В результате получается, пожалуй, самая изощренная до сих пор попытка объяснить эту центральную доктрину, освободить ее от гегелевской интерпретации и проложить путь к обновленному осмыслению ее. И нечто подобное происходит со всей историей религии: на каждом шагу Шеллинг изо всех сил старается объяснить положительное значение религии и ее непреходящее значение как для философии, так и для современного мира. По всем этим причинам мы считаем, что эти лекции могли бы способствовать не только межконфессиональному и межрелигиозному диалогу, но и более глубокому междисциплинарному диалогу о роли религии в современном мире и взаимоотношениях философии и религиоведения в частности.

В то же время лекции Шеллинга 1831/32 г. представляют исключительный исторический, культурный и политический интерес. Они не только представляют то, что, возможно, является вершиной его мысли; они также и точно знаменуют собой конец эпохи — поскольку Гегель умер в 1831 году, а Гёте — в 1832 году, что означает конец немецкого идеализма и немецкого классицизма соответственно. Другими словами, эти лекции были прочитаны в определяющий момент немецкой интеллектуальной истории — и в некотором смысле для Запада в целом. Ибо со смертью Гегеля эпоха «системы» и веры в способность разума управлять реальностью во всех отношениях закончилась. Сила разума, которая должна была стать основой современного общества (после очищения кантовской критики чистого разума), сама теперь оказалась под вопросом.

Как же тогда Шеллинг воспринял ситуацию? Видел ли он путь через кризис разума и очевидный конец рационалистического проекта, который начался с Декарта и достиг своего апогея у Гегеля? Видел ли он способ спасти разум, поняв его в более широком контексте, обеспечиваемом богооткровенной религией, и тем самым сохранить авторитет как религиозной, так и интеллектуальной традиции Запада? В течение многих лет он видел трещины в системе Гегеля. Видел ли он способ сдержать, так сказать, последствия после того, как система Гегеля рухнула, оставив немецкую интеллектуальную, политическую и культурную жизнь угрожающе разделенной между старшими традиционалистами и молодыми радикалами? В частности, видел ли он способ преодоления разногласий между правыми гегельянцами, видевшими в гегелевской системе окончательное торжество разума, цели которого были реализованы в прусском государстве, и левыми гегельянцами (от Фейербаха до Маркса)? кто подчеркивал необходимость войны и революции для свершения истории? Это лишь некоторые из глубоких вопросов, поднятых в этих лекциях.

The Need for a Critical Edition

Наше собственное издание будет основано на немецком издании Вальтера Эрхардта, которое было впервые опубликовано Феликсом Майнером Ферлагом в 1992 году как Urfassung der Philosophie der Offenbarung , т.е. оригинальная версия Философия Откровения. Однако публикация этого издания имеет сложную предысторию, начиная с того факта, что в 1841 г. Шеллинг повторил свои мюнхенские лекции 1831/32 г. десятью годами позже в Берлине. Однако, как поняли Эрхардт и другие ученые, существовали проблемы с полученным текстом берлинских лекций Шеллинга, что сделало их ненадежными, а именно, они представляют собой лоскутное одеяло из рукописей, отредактированных сыном Шеллинга, К.Ф.А. Шеллинга, которые также имели полную свободу действий в их окончательном составе. Ситуацию усложняло то, что берлинские лекции сначала распространялись в пиратской версии заклятым врагом Шеллинга, гейдельбергским теологом Х.Е.Г. Паулюс. И данные свидетельствуют о том, что эта версия в конечном итоге вошла в окончательный вариант берлинских лекций. Короче говоря, все это делает берлинские лекции 1841/42 г.0428 ненадежный источник шеллинговской философии откровения.

К счастью, однако, благодаря хорошим исследовательским навыкам и удаче, Эрхардт обнаружил оригинальных мюнхенских лекций в библиотеке Католического университета Айхштетта, где они были неправильно каталогизированы. Хотя рукопись написана не самим Шеллингом, а одним из его учеников, Йозефом Максимилианом Вахтлем (1809–1882), Эрхардт определил, что она, по всей вероятности, была продиктована Шеллингом Вахтлю, поскольку она включает в себя 9 рукописей Шеллинга.0428 собственные исправления . По этим и другим причинам Эрхардт пришел к выводу, что рукопись Вахтля была той рукописью, которую Шеллинг предназначал либо для публикации, либо для Йозефа Гёрреса (чью подпись любопытным образом можно найти на титульном листе). Поэтому, следуя Эрхарду и согласно единодушному мнению большинства современных ученых, мы планируем взять рукопись Вахтля в том виде, в каком она была расшифрована Эрхардтом, в качестве основного текста нашего перевода.

Наше издание

Однако в издании Эрхардта есть много возможностей для улучшения Во-первых, издание Эрхардта содержит слишком скромное введение (на самом деле это эпилог), которое не ставит лекции в надлежащий контекст и не объясняет их. Наше собственное введение будет гораздо более основательным, поскольку мы пытаемся сделать позднего Шеллинга доступным для современной англоязычной аудитории. Во-вторых, как признает сам Эрхардт, его аннотации «минимальны» и почти ничего не делают для облегчения понимания лекций читателем. На наш взгляд, это серьезное упущение, учитывая сложность мысли и словарного запаса Шеллинга, не говоря уже об обилии аллюзий на древние источники на греческом, латинском или еврейском языках, которые необходимо было перевести. Таким образом, в дополнение к объемному введению, собственный перевод будет богато аннотирован, давая необходимые разъяснения мысли и концепции Шеллинга, уточнения неясных аллюзий, объяснения различных переводческих решений, а также переводы терминов и цитат на другие языки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *