Философия огня гераклит: Гераклит Эфесский. Гераклит о космосе и огне

Гераклит об огне

Гераклит говорил: “Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха – огонь”. Именно поэтому воздух убегает от огня, а огонь, для того, чтобы жить, догоняет воздух.

Огонь – божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы.

У огня крылья – это языки пламени, которые как греют, так же и могут обжечь. В древности люди были уверенны, что огонь может защищать от зла. Графически огонь в алхимии изображается в виде треугольника и считается субстанцией, объединяющей три остальные стихии.

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим — «Музы».

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе».

Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа исследователи находят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере».

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко12. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.

Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно его взглядам, «живет смертью» другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т. е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности — закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания» от подлинной мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание — душа (ПСИХЕ) — подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением».

Т. о. гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.

Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вывод авторы книги «История философии в кратком изложении» Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.

ГЕРАКЛИТ | Энциклопедия Кругосвет

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540– 480 до н.э.) – древнегреческий философ. Автор философского сочинения, сохранившегося лишь во фрагментах (более 100). Происходил из царского жреческого рода, но отказался от наследственного титула басилевса в пользу брата. По преданию, завещал свое сочинение храму Артемиды Эфесской. Гераклит излагал свои мысли афористически, в загадках и образах, и за трудность интерпретации своего метафорического языка был назван «Темным», а также «Плачущим» – из-за того, что не раз выражал в своих текстах жалость к людям, бессмысленно проводящим свою жизнь.

Гераклит выступал против как мифопоэтической традиции (представленной в сочинениях Гомера и Гесиода), так и против научного рационализма ионийской натурфилософии (сам Гераклит называет имена Ксенофана и Гекатея). Ту и другую стороны упрекал в стремлении к «многознанию», между тем количество накопленных сведений в какой бы то ни было области не приводит к усмотрению истины.

По учению Гераклита, божественное единство (разум, Зевс, Логос, космос) превыше текучего изменчивого мира множества. Космос вечно существует в размеренных циклах, меру которым задает он сам, в том аспекте, в котором он тождествен богу; космос есть «вечно живой огонь», и эта физическая сторона его существа позволяет ему каждый раз совершать нисхождение от чистого состояния (мировой пожар) к состоянию связанности с другими элементами (природная чувственная жизнь).

Чувственный мир подобен текущей реке, воды которой каждый раз в своем движении обновляются (отсюда не принадлежащая Герклиту, но устойчиво за ним закрепленная формулировка «в одну реку нельзя войти дважды»). Все находится в состоянии постоянного изменения и борьбы (войны), одно возникает за счет уничтожения другого и существует как напряженная гармоническая взаимосвязь различных противоположностей. Мир вечен, существует циклически. Основу его составляет огонь. Остывание огня порождает другие «элементы» и многообразие вещей. После этого периода «нужды» наступает период «избытка» огня, сжигающего весь мир и творящего над ним суд. Но изменяющийся мир изменяется по законам и им правит единое божественное мудрое начало, творящее правосудие. По некоторым признакам учение о едином начале Гераклита сходно с учением о едином бытии Парменида, однако методологически Гераклит и Парменид строят свою философию по-разному: Парменид логически выводит единство бытия из понятия о бытии, а феноменальный мир попросту отрицает, Гераклит идет к понятию о едином начале, не отрицая множественности чувственного космоса, усматривая в циклах его существования проявление вечного закона.

Человек, по Гераклиту, сходно с миром, состоит из огненного начала, души, и тела. «Наилучшей и мудрейшей» душа становится когда она – «суха, светообразна», не отягощена пресыщением и опьянением, делающими душу «влажной», слабой. Мудрость, по Гераклиту, в том, чтобы узреть за многообразием единое начало, «знать все как одно», жить здравым рассудком, общим для всех. Погруженность в отдельное, частное сознание препятствует постижению целого и единого, такие люди «присутствуя, отсутствуют», подобно спящим, они живут своим умом, пребывая в мечтаниях. В этой связи Гераклит критиковал многознание, не научающее уму, современные ему религиозные обычаи (оргии вакхантов), принципы демократии. Демократия в политике воспроизводит чувственный хаос чувственного мира, являясь воплощение принципа множественности на уровне социума. И как наилучшим и разумным в природе вещей является божественное разумное единство, так и в социальной жизни следовало бы по возможности придерживаться единства, что соответствует монархии как наилучшей форме правления. Формальной стороной единства и стержневым моментом построения любой формы государственности является закон, так что даже и при демократической форме правления соблюдение законов должно быть главнейшим принципом управления. Но все же «закон в том, чтобы повиноваться воле одного».

Изречения Гераклита впоследствии у многих вызывали интерес и часто цитировались. В христианской традиции с большим сочувствием было воспринято учение Гераклита о божественном Логосе. В античности его философия оказала влияние прежде всего на учения софистов, Платона и стоиков.

Издания: Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1, М., 1989

Мария Солопова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

Огонь и поток: философия Гераклита

Философия Гераклита была основана на идее, что мир находится в постоянном движении. Он известен прежде всего своим загадочным замечанием о том, что «все течет».

Жизнь

Возможно, как раз для философа, который рассматривал изменения как основу вселенной, наши знания о самом Гераклите также изменчивы и их трудно определить. В разное время в истории его называли «плачущим философом» (из-за его предполагаемого пессимизма) и «Гераклитом Неясным». И эта неясность усиливается тем фактом, что все, что нам осталось от философии Гераклита, — это разрозненные фрагменты, цитируемые более поздними авторами.

Этот таинственный философ родился около 535 года до н. э. в Эфесе, недалеко от Милета (также родного города Фалеса и Диотимы). Говорят, что он написал книгу под названием «О природе », которую отдал на хранение храму Артемиды в Эфесе; но книга не сохранилась.

Ненадежные биографии

В более поздних биографиях Гераклита говорится, что он был из высокопоставленной семьи в Эфесе и отказался от возможности стать царем Эфеса, чтобы посвятить себя философии. В биографиях говорится, что он избегал общества и был невысокого мнения о своих собратьях. Но ни одна из этих версий не является особенно надежной. По словам более позднего писателя Диогена Лаэртиуса, он был настолько потрясен обществом, что ушел в горы, где питался горными растениями.

Диоген Лаэртий также рассказывает мрачные, но ничем не подтвержденные истории о смерти Гераклита, которая традиционно наступила в возрасте шестидесяти лет. Согласно Диогену, Гераклит страдал отеком или задержкой жидкости и пытался вылечить себя, обмазываясь коровьим навозом, чтобы вывести влагу. Он умер, обмазавшись коровьим навозом: то ли от перегрева после целого дня лежания на солнце, то ли от растерзания собаками. Однако в этой истории есть привкус неправды, и, как и все истории, рассказанные Диогеном Лаэртиусом, к ней следует относиться легкомысленно.


Философия

Невозможно реконструировать всю философию Гераклита, и его книга О природе не сохранилась. Но по оставшимся фрагментам можно увидеть своеобразное гераклитовское видение мира. В этом видении мир находится в состоянии постоянного движения, всегда изменчив.

Текущий мир

Самое известное высказывание Гераклита: «Все течет». Многие другие фрагменты из Гераклита поддерживают эту идею о том, что мир представляет собой ряд постоянных преобразований. В одном записанном фрагменте говорится следующее:

В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Другими словами, хотя мы и хотим зафиксировать вещи и убедиться, что они остаются на месте достаточно долго, чтобы мы могли за них ухватиться, мир устроен не так. Он сложный и подвижный.

Это становится еще интереснее, когда вы читаете другое высказывание Гераклита, где он делает, казалось бы, противоречивое утверждение, что:

Мы и вступаем, и не вступаем в одни и те же реки; мы оба есть и не являемся… 900:30 Фудзиэда: переход реки Сето вброд, Хиросигэ. Предоставлено Викискладом.

Что здесь происходит? Один из ответов заключается в том, что даже сохранение неизменности предполагает постоянное изменение и движение. Река остается той же самой рекой именно потому, что она постоянно обновляется новой водой, стекающей с гор (точно так же, как наши тела остаются теми же, постоянно обновляясь благодаря тому, что мы едим, пьем и живем). Само постоянство — постоянство рек, нас самих и, возможно, в более широком смысле постоянство всех вещей — построено на процессах изменения и обновления.

Огонь и обмен всего сущего

Для Гераклита перемены не просто хаотичны и беспорядочны. Это происходит по определенным схемам. Это оставляет Гераклита еще одним вопросом: как происходит изменение? Как мы можем понять меняющийся, непредсказуемый мир, и в то же время увидеть упорядоченность этого изменения? И вот мы подошли к другому фрагменту:

Все есть обмен на огонь, и огонь на все — как товар на золото, а золото на товар

Один из распространенных способов прочтения этого — сказать, что для Гераклита основной реальностью мира является огонь (точно так же, как для Фалеса основной реальностью мира была вода). Но если вы прочитаете отрывок повнимательнее, то увидите, что это не совсем то, о чем говорит Гераклит. Вместо этого он говорит, что все есть обмен на огонь. И он явно проводит аналогию с тем, как золотые монеты используются для торговли товарами.

Если мы серьезно отнесемся к этой аналогии, она предполагает, что философия Гераклита более тонкая, чем ее иногда обвиняют. Товары, которыми торговали на рынке в Ефесе, не были из золота. Золото — это не какая-то реальность, лежащая в основе всех этих обменов. Вместо этого золото действует как постоянная мера , которая может регулировать обмен. Что делают деньги, так это то, что они позволяют нам рисовать эквиваленты: столько-то цыплят стоит столько-то свиней; одна ночь в гостинице стоит столько-то килограммов бобов; семнадцать морских судов стоят сколько угодно мешков пшеницы. Сама валюта (в данном случае золото) произвольна: это могут быть ракушки или что угодно еще. Это может быть что-то совершенно абстрактное, набор чисел в базе данных. Что важно для того, чтобы были надежные, последовательные обмены, подобные тем, что на рынке Эфеса, так это чтобы существовала общая мера обмена.

Итак, что говорит Гераклит (или что он может говорить, потому что он, в конце концов, «Гераклит Неясный»!) состоит в том, что вещи в мире постоянно изменяются, трансформируются и обмениваются. Но в основе лежит постоянная мера, которую он называет огнем, точно так же, как существует постоянная мера в основе обменов, происходящих на рынке.

Подразумевается, что, хотя мир меняется и течет, преобразования мира подкрепляются регулярностью и порядком.


Дополнительная литература

Книги

Две книги о досократических философах: The Presocratic Philosophers Джонатана Барнса (Routledge 1982) и Катрин Осборн Presocratic Philosophy 9: A Very Short Introduction Пресс 2004).

Интернет-ресурсы

В энциклопедии древней истории есть статья о Гераклите, противопоставляющая его мысли буддийским. Смотрите ссылку здесь.

Изображение: Гераклит работы Хендрика тер Брюггена (1588–1629). Предоставлено Викискладом.


#Philosopher Files


Гераклит: Огонь есть начало всего — 1003 слов

Введение

В философии многие выдающиеся мыслители пытались объяснить, как управляется мир и как все появляется. Эти объяснения формулируют соответствующие принципы, и люди знакомы со многими из них. Например, Фалес утверждает, что основным элементом является вода, а Анаксимен подчеркивает роль воздуха. Однако, когда дело доходит до Гераклита, он считает, что огонь есть начало всего сущего. Хотя его гипотеза на первый взгляд кажется довольно спорной, конкретные причины поддерживают и объясняют данную идею.

Объяснение принципа

В своих работах Гераклит указывает, что огонь является основным принципом всего, потому что все предметы состоят из этого элемента. В то же время философ предполагает, что данный элемент делает возможным изменение различных явлений и предметов. Эти два утверждения нелегко понять одновременно, потому что они предлагают некоторые противоречивые идеи. Эта информация создает некоторые экзегетические проблемы того, как разумно интерпретировать принцип.

С одной стороны, можно использовать материальный подход, который выявит некоторые недостатки гипотезы Гераклита. С другой стороны, анализируемый принцип становится более условным, когда его рассматривают как попытку создать абстрактное объяснение того, как все работает во Вселенной. Эти два разных подхода объяснят, почему Гераклит упоминает, что огонь имеет такое значение для мира.

Таким образом, огонь занимает важное место в философии Гераклита, и его гипотеза вызывает некоторые сомнения. Во-первых, следует отметить, что этот элемент не был популярен среди древнегреческих философов, так как они считали его самым эфемерным из материальных элементов. Несмотря на это, Гераклит указывает, что огонь заставляет звезды сиять и что он имеет решающее значение для всего мира. Во-вторых, будучи продолжателем милетской школы, Гераклит является монистом, а значит, этот мыслитель полагает, что реальность может быть сведена к одному элементу. Невозможно сказать, почему он выбрал огонь, но многие предполагают, что это потому, что тепло необходимо для жизни. Наконец, возникает серьезная проблема, потому что философ не может описать, как огонь может трансформироваться в другие элементы и сохранять свои первоначальные свойства.

Несмотря на то, что приведенная выше информация содержит некоторые экзегетические мнения, Гераклит настаивает на значении огня. Таким образом, он упоминает, что этот элемент является руководящим принципом реальности, который будет судить и обличать все. Хотя эта идея не противоречит мысли о том, что огонь является общим принципом, трудно понять, как они связаны друг с другом. Кроме того, Гераклит делает противоречивое заявление о том, что огонь не превращается в другие элементы; когда он меняется, он исчезает.

Это резкое изменение приводит к тому, что этот компонент прекращает свое существование и заменяется воздухом. Однако мыслитель оговаривает, что огонь после этого процесса остается в некоторых отношениях неизменным. Оно относится к тому, как изменяется этот элемент, а не к его материальным особенностям. Другими словами, огонь остается постоянным, потому что он всегда трансформируется упорядоченным и уравновешенным образом, а не потому, что он представляет материальную устойчивость.

Кроме того, Гераклит развивает свою мысль, упоминая, что существование огня соизмеримо с предметами, которые он сжигает. В данном случае философ сравнивает огонь с золотом, утверждая, что все предметы являются обменом на огонь, подобно тому как золото можно обменять на некоторые товары. Иными словами, предполагается, что эти два элемента служат эталоном ценности, регулирующим изменения. Описание похоже на упомянутое выше, потому что огонь является принципом не из-за его материальных свойств, а из-за сущностной динамики, которую он предлагает. Это связано с тем, что эта динамика представляет собой особый способ того, как все может измениться. Таким образом, огонь считается символом, описывающим, как изменяются все предметы и явления и что остается после них.

Здесь можно упомянуть, что Гераклит использует два способа описания огня. Во-первых, он определяет его как материальный элемент, необходимый для жизни и присутствующий внутри звезд. Во-вторых, это символ, объясняющий, как все объекты могут менять свои свойства. Эти два определения, как представляется, подразумевают существенные различия, что вызывает дополнительные соображения. С одной стороны, можно констатировать, что Гераклит не смог преодолеть эти различия и разработал отдельные объяснения своего принципа.

С другой стороны, можно предположить, что философ создал эти несоответствия намеренно. Это относится к тому факту, что эта идея служит для выявления ограниченности милетской школы мысли. Это предположение о критическом подходе Гераклита проливает свет на ранее упомянутые вопросы. Таким образом, мыслитель применяет милетский философский подход, чтобы показать, что он содержит некоторые теоретические недостатки. Вот почему он выбирает огонь, который не является самым распространенным элементом для принципа, чтобы разработать более концептуальный способ объяснения того, как устроен мир.

Заключение

Гераклит известен созданием гипотезы о том, что огонь есть начало всего сущего. Эта идея близка представителям милетской школы, которые считали единый элемент основой всего в мире. В то время как воде и воздуху удается соответствовать требованиям милетской философии, огонь им не соответствует. Дело в том, что этот элемент не обладает никакими материальными свойствами, необходимыми для превращения в другие предметы, хотя некоторые из них упоминает Гераклит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *