Философия и философ: Введение. «Что такое философия» — Департамент философии

Содержание

Философия и Философ – это как или что? Интервью с Дмитрием Родзинским

Рефлексия над вопрошанием — его объемом, формой, структурой — вполне может оказаться «игрой» разума. А что за ней, за этой игрой, что может проявить этот вид/тип игры? Предлагаем опыт вопрошания бакалавра 4 курса ИГСУ Дмитрия Кижаева как опыт осмысления.
Философия и Философ – это как или что? Интервью с Родзинским Дмитрием Леонидовичем, доктор философских наук, доцентом кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
  1. Какова природа Вселенной?

Д.Р.: Вопрос сложный в том смысле, что разные философские мировоззрения дают свою интерпретацию. Давайте вспомним, как каждое мировоззрение может отвечать на этот вопрос.

А) Сточки зрения мистики, Вселенная есть образ ума Бога или человека, поэтому содержанием они едины, а формой существования – различны.

В) С точки зрения метафизики, Вселенная – высшая форма становления разума человека, а разум – есть концентрация Вселенной в одном «месте», поэтому познающий себя постигает Вселенную и богов ее населяющую, а тот, кто постигает мир – познает, на самом деле, себя.

С) С точки зрения диалектики (в первую очередь естествознания), Вселенная есть проявление электромагнитного поля, фундаментальными свойствами которого становятся пространство, время, движение и материя.

  1. D) С точки зрения мифа, Вселенная – это Космос, общий дом для людей и богов, между которыми осуществляется драматичный диалог.

Вывод: принятие одной из концепций – есть показатель принадлежности человека к одной из традиций (культур) восприятия мира.(см.подробнее Философия в вопросах и ответах. Родзинский Д.Л. ( скачать учебник) )

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

Д.Р.: Высшим существом, на мой взгляд, остается человек, который по «своему образу и подобию», из себя, своего опыта, создает Абсолют, Бога, Вселенную и, наконец, свою жизнь.

  1. Каково место человека во Вселенной?

Д.Р.: Если бы не было человека, то некому было бы осознать феномен Вселенной. Поэтому человек выступает «осмысляющим органом» бытия Вселенной, которая может «познать» себя только через (посредством) человека.

  1. Что такое реальность?

Д.Р.: Реальность – это идеализированная действительность, а действительность — это материализованная реальность. «Реальность» – умопостигаема, и потому существует «всегда и везде», а «действительность» – чувственно воспринимаема, и потому существует «здесь и сейчас». Реальность логически и хронологически предваряет действительность, однако их несоответствие объясняется наличием у человека свободы, неверное использование которой придает «действительности» искаженное состояние «реальности».

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Д.Р.: Судьба это причинно-следственная связь, соединяющая поступки человека с неотвратимой ответственностью за них. Так, за добродетели судьба вознаграждает человека, за пороки – наказывает.

Сложность восприятия этого образа связана с тем, что в некоторых традициях, например, неоплатоновской или индийской, судьба выходит за рамки одной жизни, и потому её справедливый приговор может осуществиться только в следующих жизнях (Карма) или в жизни потомков (неотвратимый Рок архаического мировоззрения). Таким образом, судьба выступает этическим аспектом эстетического образа универсальной гармонии. Благодаря судьбе добродетельное поведение человека становится продолжением красоты мира. Гармония, благодаря своему защитному механизму – судьбе, поддерживает красоту не только в движении звёздного неба, флоре и фауне – природе, но и в поступках человека, чей произвол должен быть справедливо наказан, а заслуга – вознаграждена.

  1. Что такое добро и зло?

Д.Р.: Добро и зло – это оценочные категории свободы, которой наделен в этом мире только человек. В самом широком смысле «добром» становится нормативное поведение человека в обществе, обусловленное моралью или правом.

Ненормативное поведение – всё то, что не укладывается в рамки морали или права, а потому и становится «злом».

Но «добро и зло» также становятся оценочными категориями и внутреннего мира человека, у которого есть цель, смысл, мечта жизни.  Всё, что приближает человека к реализации его замысла – оценивается как «добро», что удаляет – как «зло». Если первая концепция «добра и зла» связана с «нормативным» поведением, то вторая – с «целесообразным» поведением. Третья и четвертая концепции будут связаны с «абсолютизацией» и «интеллектуализацией» «добра и зла». Так, третья концепция настаивает, что есть абсолютное добро – и это Бог. Всё, что удаляет от Бога – зло; все, что приближает к Нему – добро. Четвертая концепция связывает добро со знанием, а зло – с его недостатком, невежеством. Мудрый способен совершать только добрые поступки, тёмный человек – только злые.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

Д. Р.: Потому что наша жизнь есть зеркальное отражение качества нашего ума.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Д.Р.: Однажды Платон в «Государстве» описал идеальные отношения между человеком (правда Античность не знала понятия ни личности, ни государства) и государством. Его основной принцип: каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужие. Подобное положение определяло характер идеальных отношений не только Государства с Человеком, но и между людьми. Для этого Платон выстраивает идеальный уклад государства, который берёт свое начало в мире идей. Идеи материализуются в звёздном небе, а звёздное небо эманирует души, которые попадают в тела людей. Поскольку в мире идей царит порядок – универсальная иерархия, то государство должно сохранять динамичную иерархию высших сфер. Так Платон обосновывает жесткую социальную иерархию с распределением пожизненных прав и обязанностей гражданина, способности которого обусловлены небесной харизмой.

Для краткости подведем итог. Идеальные отношения могут осуществиться при следующих неизбежных условиях:

  1. Власть принадлежит мудрецам;
  2. Мудрецы создают социальные институты, с помощью которых каждый человек обретает свои права и обязанности согласно своим врождённым – харизматическим, а не приобретённым способностям;
  3. Профессиональный рост личности не даёт ему право перехода на более высокую социальную ступень, на которой он неизбежно проявит свою некомпетентность.

С одной стороны, только при таких условиях происходит как интенсивное развитие культуры, областями которой занимаются профессионалы с харизмой. С другой стороны, только тот человек обретает счастье творческой самореализации, чья душа – психика – выступает связующим звеном между божественными идеями их реализацией в профессиональной деятельности. Здесь мы и обнаруживаем идеальные отношения между государством и личностью.

  1. Что такое любовь?

Д. Р.: Любовь берёт своё начало в универсальном магнетизме, в том числе и гравитацию (направленности на / к), которому подчинено в Мире всё – от электрона, вращающегося вокруг ядра атома, до Вселенной, стягивающей к себе галактики, внутри которых есть притяжение планет и звёзд. На земле магнетизм проявляется и в земном притяжении, в стремлении  растений к свету и теплу солнца, в инстинктивной устремленности самки к самцу. И только у человека универсальный магнетизм наделён свободой и потому получил название любви.

Итак, любовь – это сочетание свободы и магнетизма (направленности на / к). А магнетизм – это любовь без свободы. Но если ничто в мире не несёт ответственность за магнетизм, проявляющий себя с необходимостью, то человек несёт ответственность за свою любовь, которая становится проявлением его зрелости: «скажи, что ты любишь, и я скажу, кто ты». Вместе с тем любовь есть магнетическая устремленность части к целому, в котором часть обретает свойства целого. Для человека, сообразно этапам его формирования, достойны только четыре любовной устремлённости: в детстве – к родителям, в молодости – к партнеру и детям, в зрелости – к своей творческой самореализации, в старости – к Богу. Всё остальное – связано с бездушным магнетизмом.

  1. Что происходит после смерти?

Д.Р.: Поскольку сон и смерть – два брата-близнеца с той лишь разницей, что сон – это непродолжительная смерть, а смерть – это продолжительный сон, то после смерти должно следовать пробуждение – наверное, к новой жизни. В одних культурах пробуждение души происходит в Раю или Аду, в других – душа пробуждается в новом телесном воплощении.

Так что, как видим, – м(М)ир прост…

 

Философы и философоведы / Концепции, философия / Независимая газета

Долгое время я полагал, что организованный мною проект «Современная русская философия» явится авторитетной площадкой, знакомящей с текущим состоянием отечественного философствования. Относительно прозрачная объективность выборки обернулась ответственной монополией, поскольку альтернативные площадки вряд ли предвидятся. Однако отрезвление не заставило себя ждать – вместо «философского «Титаника» получился «философский ковчег», для которого любая гавань – чужбина.

Решив поматросить на этом ковчеге, я столкнулся с огромным советским и постсоветским балластом. Чтобы избавиться от него, мне пришлось вышвырнуть за борт представителей марксистской схоластики. Как бы мы ни благоговели перед советской философией, настала пора похоронить ее со всеми диаматовскими динозаврами, даже если кого-то из них придется погрести заживо.

Не скрою: мой личный философский вкус приоритетен для приглашения в проект. Назвать его вкусовщиной я поостерегусь хотя бы потому, что ее зеркальным отражением является всеядность, когда в философы записывают самых последних философоведов (достаточно чиркнуть статейку в «Вопросы философии» или получить философскую научную степень). Один «расстрельный» список членов Российского философского общества насчитывает около пяти тысяч! А сколько философоидов вне академических институтов!..

Лицемерие начинается уже в школе, где под видом занятий философией из детей пытаются выдрессировать прирожденных мыслителей, бравируя аргументами народной философии.

В подкрепление этого проводятся потемкинские конференции «Философию – детям!» или «Детская философия», на которых обсуждают никчемные вопросы философии образования (от философии пренатального периода до методики преподавания философии в детском саду). Так называемая конференц-философия заполонила собой все жизненное пространство. Ежегодно в мире проводятся сотни разнообразных конференций и симпозиумов, на которых тысячи людей не постесняются назвать себя философами.

Затем мы встречаемся с поколением философов-абитуриентов, которых планомерно готовят к поступлению на философские факультеты. Им по-мичурински прививают философские умения и навыки, забывая о природных философских задатках, которые вопреки народной мудрости есть не у каждого, а лишь у тех, кто готов целиком отдаться служению философии. Я отнюдь не снобствую. Если человек, считающий себя философом, видит различие между восьмилетним Ницше и Ницше накануне умопомешательства, то он может смело участвовать в конференц-философии. Но лишь отъявленные посредственности склонны уповать на суд истории философии, который обязательно впишет их имена в когорту избранных. Откуда у них такая безотчетная уверенность? Разве не живые люди творят историю философии в виде антологий, монографий, учебников? Если философская посредственность при жизни не была удостоена внимания, то на что она может рассчитывать после смерти? Неужели на вечную память? Или вечное забвение?..

Неоправданно позабытые имена принадлежат Истории философии с большой буквы. Ее историки – сами философы. Однако их следует отличать от профессиональных историков философии – реваншистов готовых смыслов. Историк философии – это только в лучшем случае несостоявшийся философ, а философ – несостоявшийся историк философии, тогда как в худшем случае мы рискуем столкнуться с настоящим философьём. «Историк философии, – отмечает Федор Гиренок, – это душегуб философии, тот, кто втайне лелеет мысль о ее смерти и уже видит себя ее патологоанатомом. Для него философия была всегда вчера, в прошлом. Поэтому последнее слово историк оставляет за собой. Любая история философии – это набор некрологов и медицинских диагнозов идей».

Философия не ограничивается параметрами совершенства. Ее предназначение – возвращать человеку самость и утешать, если такое вечное возвращение невозможно. Будем надеяться, что утешать придется пореже┘

Искусство и философия

Определение эстетики

Эстетика — это философское исследование искусства.

В своем первоначальном греческом происхождении этот термин обозначал изучение чувственного опыта в целом, и только в середине 18 века, после использования, введенного Баумгартеном, была установлена ​​конкретная ссылка на идею красоты в природе и искусстве. . Нынешний смысл в развившейся еще позже в 18-м и начале 19-го артикуляции понятия изобразительного искусства.

Хотя дискуссии о красоте всегда вспыхивали в истории философии, эти дискуссии вплоть до Нового времени неизменно были связаны с главными интересами эпистемологии и онтологии, или с моральными и социальными ценностями, или с логикой. Платон и Аристотель, например, оба были озабочены вопросом, может ли искусство воплощать и передавать истину и знание. И мнение Платона о том, что этого не может быть — что искусство находится в нескольких местах от реальности, — побудило его запретить большинство форм искусства в своей идеальной республике, чтобы ее граждане не отвлекались от более благородных занятий.

В начале 18 века философы-эмпирики, такие как Хатчесон и Юм, в первую очередь интересовались стандартами и логикой наших суждений о вкусе и красоте.

Настоящий толчок к представлению об эстетике как о своеобразной ветви философии был дан в работах Баумгартена и Канта. Ибо каждый стал рассматривать эстетическое сознание как значимый и единый элемент человеческого существования. По Канту, эстетическое суждение не похоже ни на теоретическое, ни на практическое суждение тем, что совершается совершенно субъективно, исключительно по отношению к самому субъекту. Кант утверждал в «Критике суждения», что эстетическое суждение обеспечивает необходимый фокус для соединения теоретических и практических аспектов нашей природы. Таким образом, он может примирить миры природы и свободы.

[объявление#объявление-1]

Обобщить искусство и философию

– Искусство есть подражание Платон , работа ремесленника заключается в копировании или подражании идее, вечной, неизменной, во-первых. Художник действует путем подражания, но и то, что является разумной копией, значит уже несовершенное воспроизведение Идеи. Вместо того, чтобы приблизиться к истине, она увеличивает расстояние, которое ее разделяет.

– Суждение вкуса: Кант – это искусство рефлексивного суждения, противостоящего господствующему фактору. Последний используется в научном дискурсе и заключается в применении понятий (универсальных) к единичным объектам. Рефлексивное суждение (например, «Как красиво») может вместо этого предполагать универсальность. Красивое бескорыстно (польза и удовольствие не принимают участия) оно нравится всеобще без понятия (всеобщее субъективное) ну и конечность без конца (показывает по порядку, плану, но ничего сверх себя не делает)

– Наука об искусстве: Гегель критикует Канта за сохранение субъективной точки зрения на искусство. Но наука об искусстве возможна в том смысле, что искусство есть произведение духа (Geist), оно мало чем отличается от индивидуального сознания. Наука об искусстве исторична, потому что идея искусства разворачивается в истории вплоть до современной эпохи, которая знаменует собой конец искусства.

– Сила воображения: Делакруа и Бодлер утверждает примат воображения (конструктивного) в искусстве. Основным предметом искусства является не природа, а сам художник, глубины его души, эмоции и т. Д. Ален критикует этот взгляд, заявляя, что воображение — это иллюзия и что в человеческой психике нет ничего, эмоциональное расстройство. . Искусство есть экстернализация, акт упорядочивания и дисциплины страстей.

– Художник как произведение искусства: Для Ницше эстетические категории являются метафизическими категориями. Фигура Диониса, необходимая для трагедии, устрашающе несоразмерна природе. Природа, которую может поддерживать и украшать только художественное видение, есть сила метаморфоз, становления, созидания и разрушения. Художник, один человек (или сверхчеловек) — это тот, кто действительно умудряется упорядочить хаос населяющих его импульсов. Эстетика – это «прикладная физиология».

– Искусство и технологии: Вопрос о будущем искусства в эпоху, когда технологии занимают доминирующее положение, имеет важное значение. Беньямин показывает, как и воспроизводимость искусства (фотографии, например), они имеют тенденцию терять свою ауру, свою сакральную природу.

— Произведение искусства и инструмент: для Хайдеггера традиционная концепция естественной вещи, инструмента и произведения искусства как состоящего из материи и формы исходит из человеческой деятельности в производстве, когда материал обрабатывается, чтобы соответствовать функции, и таким образом становится инструментом. Но инструменты повседневного использования маскируют свое бытие, свою истину, потому что инструмент эффективен только в строгом смысле, поскольку о нем забывают. Произведение искусства — это то, что раскрывает бытие орудия, принадлежность к человеческому миру и первобытной природе (Земле).

[объявление#объявление-1]

  • Платон и Аристотель (the-philosophy.com)
  • Философия Сократа (the-philosophy.com)
  • Кант против Юма: мораль, причинность и метафизика (the-philosophy.com)
  • Платон и формы (the-philosophy.com)
  • Цитаты Ницше (the-philosophy.com)
  • Философия Юма: религия, мораль и эмпиризм (the-philosophy.com)
  • Является ли философия искусства нормативной? (eclectictheist.wordpress.com)
  • предложений о концептуальном искусстве (helicalmotion.wordpress.com)

Философский словарь: 55 философских слов, которые вам нужно знать

Часто говорят, что философия слишком сложна. Это правда. Но по сути это связано с техническим языком, который используют философы (ну, некоторые философы, такие как Хайдеггер или Гегель, изобретают концепции, их понимание не сильно помогает). Но только от вас зависит понимание основных концепций.
Мы перечислили 55 технических терминов (суммарно в две строки!) вам нужно выжить, пока вы читаете .

Абсурд

Популяризованный французским философом Камю, абсурд относится к тому, что бессмысленно, что не может быть рационально оправдано (например, человеческое существование абсурдно).

Действие и сила

В схоластической философии и, в частности, у Аристотеля акт определяет состояние вещи, которая на самом деле является силой, обозначающей ей статус вещи, которая может быть. Например, личинка — это потенциальная бабочка.

Отчуждение

Термин «отчуждение» первоначально означал лишение права или качества (юридическое значение). Маркс и Энгельс выявили коренное отчуждение пролетарской жизни, поскольку пролетариат не владеет средствами производства. Первоначально означает передачу права собственности на имущество. Маркса, отчуждение есть утрата личности работника, чей труд присваивается собственником капитала.

Арт.

Философия не знает, что такое искусство. Философию интересует только функция искусства. Эстетика – это раздел философии, изучающий искусство.

Корпус

Тело имеет два значения: тело-объект как материал и тело-субъект.

В философии вопрос о теле является фундаментальным. Философы отвечают на следующие вопросы:

  • Тело отдельно от души или так не делают?
  • Можем ли мы отличить тело от материального тела для сознания?

Конатус

Спиноза указывает на человеческую склонность «упорствовать в своем бытии», то есть желание быть и продолжать хотеть вещей. Человек конатус.

Культура

Понятие культуры относится к сложной системе, включающей знания, методы и традиции, которые характеризуют общество или группу

Dasein

Присутствие у Хайдеггера. Проще говоря, это состояние человека.

Детерминизм

философское движение, верящее в существование причинности как фактора прогресса вещей. Его аналогом является экзистенциализм.

Смерть

В древности эпикуреизм буквально распыляет и убирает понятие смерти: смерть есть ничто. Современные философы, такие как Сартр, Кьеркегор или Хайдеггер, вновь интегрировали смерть в жизнь.

Демократия

От греческого слова «демократия» термин «демократия» относится к народному правительству. Это, прежде всего, политическая система, в которой народ, то есть гражданство, обладает суверенитетом.

Детерминизм

Детерминизм как концепция означает, что определенные заданные условия и известные факты, которые последуют за ними, предсказуемы с точностью.

Желание

От латинского desiderium желание означает движение за пределы потребности, которое ведет нас к реальности, которую мы думаем как возможный источник удовлетворения. Желание определяется как тенденция, ставшая осознанной.

Диалектика

У греков диалектика есть философский обмен, раскрывающий истинные идеи. Позднее, у Гегеля, диалектика становится пониманием реального способа установить связь между элементами, которые мы считаем отдельными (например, монархией и демократией) 9 . 0007

Эмпиризм

Эмпиризм — это теория познания, полагающая, что знание приходит из опыта. И чтобы узнать горячую идею, мне нужно сжечь меня.

Этика

Этику не следует путать с моралью. Этика относится к принципам, которые мы закладываем в сам отчет (например, не компрометировать себя в сложной ситуации). Мораль относит его к принципам взаимодействия с другими так (например, не лгать или лгать, чтобы спасти других).

Заблуждение

Заблуждение есть ораторская техника, основанная не на аргументации и поиске истины, а на поиске коллективной опоры, т.е. это демагогическая практика. Таким образом, Сократ воевал против греческих софистов.

Идеализм

Идеализм — это не только идиллическое видение. В философии это течение, возводящее преобладающие идеи к материальному (в отличие от материализма). В самой крайней форме, особенно в Беркли, идеалист отрицает существование внешнего мира, реальны лишь представления о субъекте.

Метафизика:

Буквально метафизическое — это то, что происходит с физическим (включая Аристотеля). От Нового времени (Декарт, Лейбниц, Кант) метафизика относится к разделу философии, изучающему природу человека. Поэтому ему нужна материнская ветвь философии, производная от морали, политики и т. д.

Монада

Монада — это понятие, изобретенное Лейбницем, которое означает простую субстанцию, наделенную направленностью и восприятием. Любое индивидуальное сознание является монадой, потому что у него есть желания и уникальный взгляд на мир.

Онтология

В своей «Метафизике» Аристотель определяет онтологию как «науку о бытии как бытии». Онтология — это наука о бытии или изучение сущего в том виде, в каком оно существует. В частности, онтология касалась определения фундаментальных категорий бытия.

Феноменология

Эта теория относится к работам Гуссерля, который в первую очередь определил метод возврата к конкретному («те же самые вещи» — главный приказ Гуссерля), чтобы (наконец!) Философия стала строгой наукой. Сартр, Хайдеггер, Левинас или Мерло-Понти претендуют на этот метод.

Скептицизм

Это подход и философская школа. Скептик – это тот, кто сомневается. Бог и мир в целом.

Социальный контракт

Согласно Руссо, под общественным телом понимается формирование сообщества, позволяющее его членам объединиться в общую волю.

Превосходство

Трансцендентность относится к тому, что находится за пределами нас. Таким образом, Бог трансцендентен (Декарт) в том смысле, что может знать все свои силы. Сартр — еще один человек, превосходящий меня в том смысле, что его свобода все еще ускользает от меня.

Трансцендентный

Это метод, используемый в метафизике. В трансцендентальной рефлексии Канта об условиях познания объектов метафизики (например, времени и пространства). Не следует путать с трансцендентным.

Без сознания

Фрейду, бессознательное обозначает наибольшую долю психики и противопоставляет ее сознательной части. Разделенное на два тела (ид, суперэго), бессознательное структурировано инстинктами и интернализацией социальных и родительских стандартов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *