11. Философия и диалектика Сократа -майевтика как метод достижения истины.
Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская «физика» уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в до н.э., во время которого происходило обращение философской мысли к человеку, его судьбе, его предназначению и к проблеме соотношения человека и общества.
Сократ — величайший мыслитель. Всю свою жизнь он посвятил поиску абсолютного добра, которое, по его мнению, вместе с красотой и истиной составляет благо. — Главное величие Сократа как философа в том, что он во второй раз, после Пифагора, открывает философию.
Оценивая
же философию Сократа, можно сказать,
что он фактически ввел в общечеловеческую
культуру саму идею философии как
бесконечного поиска истины на основе
открытого им философского -диалектического
метода. Сам термин «диалектика»
связан с именем Сократа. Как известно,
слово «диалектика» от слово «диалог»,
с греческого — разговариваю, беседую с
собой или беседа, разговор между людьми.
Сторона метода Сократа — маевтика. Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку «родить» истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия — поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли.
Учение Платона – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе.
Собственно
этическая концепция Платона может быть
разделена на две взаимосвязанные части:
индивидуальную этику и политическую
(или социальную) эпику. Первая представляет
собой учение об интеллектуальном и
нравственном совершенствовании человека,
связанном с гармонизацией его души.
В учении Платона о государстве наиболее отчетливо проявляются мотивы совершенствования земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских идей утопической концепцией.Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую).
В
соответствии с преобладанием этих
частей и распределяются государственные
функции. Управление принадлежит
философам, у которых преобладает разумная
душа. Воины, у которых преобладает
волевая часть души, обеспечивают защиту
от врагов. Ремесленники и крестьяне, у
которых преобладает аффективная часть
души, занимаются материальным
производством.
Вопрос 7. Софисты и философия Сократа Во…
Вопрос 7. Софисты и философия Сократа
Во второй пол. V в. до н.э. — софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Слово «софист» вначале означало «мудрый, искушенный, знающий». Но постепенно оно приобрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься умение доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие (в том числе и Сократ) упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива.
· сменили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека.
· основные темы – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание.
· право на собственное суждение,
· противники привычки
· установка на разрушение общепризнанных норм
· принципы относительности истины
· какова вещь передо мной, такова она для меня
· добродетель не даётся человеку от рождения, но приобретается, основывается на знании.
Были софисты первой генерации (Протагор – формулировка принципов), софисты-спорщики (эристы – формалисты: важно не содержание понятий, а их формальная сторона), софисты-политики (нет морали).
Протагор (ок. 490 – 420 до н.э.) – ученик Демокрита. Он полагал, что как в природе, так и в человеке – всё изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь может перейти в противоположное, то относительно её могут существовать противоположные мнения.
«Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»
Не существует объективной истины, и все люди правы. Аналогичным образом отрицалось существование объективного добра и зла.
Горгий (ок. 480-360 до н.э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать своё знание другому.
Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Трактат «О природе, или О несуществующем» — манифест агностицизма.
Философия Сократа (проблема Сократа)
Сократ из Афин (469-399 до н. э.) — один из родоночальников диалектики (наряду с Гераклитом). Сократический метод – постановка наводящих вопросов. Источник сведений о его учении — сочинения Платона (+ Ксенофонт, Эсхин, Федон, Евклид). Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; знание – добродетель. Деление истории античной философии на до- и послесократовскую.
Три особенности философии Сократа:
1. ее разговорный («диалектический») характер — утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. «Майевтика» – душа беременна истиной, человек должен сам сформулировать, родить истину с помощью повивальной бабки (т.е. Сократа) в процессе рассуждения.
2. определение понятий путем индукции (от частного к общему)
3. этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание».
Сократический метод философствования — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.
Принцип деления родового понятия на составляющие его виды. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — «повивальный метод».
«Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».
Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины. В диалектике воплотились антидогматизм, плюрализм. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».
Диалог «Гиппий Больший» Платона посвящён выяснению понятия прекрасного. Сократ посредством различных определений прекрасного, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Метод — посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.
Обычные приемы ведения диалога: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Опровержение — приведение в замешательство. Сократ заставлял собеседника признать невежество Сократа, потом заставлял человека самого делать выводы и понимать, насколько его аргументация неполна и неправильна, в конце концов собеседник сам признавал себя невеждой.
Постоянная мысль — правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга. Истинно моральное (благо) всегда сознательно; сознательное — всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Зло — всегда ошибка суждения, а добро самоочевидно.
Тема любви (эроса) и дружбы — тождество истины и добра.
Миссия Сократа – обрести путь истинного знания и справедливости. Обретение истинного смысла жизни: освобождение души от иллюзий и заблуждений; душа должна быть открыта (выдержать экзамен жизни).
В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки в случаях смертельной угрозы для жизни. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.
В Сократе Гегель видел некий новый поворот духа – понятие субъективности личности. Ницше выступает антисократистом, считает его разрушителем культуры трагической эпохи.
Сократический метод философствования — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.
Принцип деления родового понятия на составляющие его виды. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — «повивальный метод».
«Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».
Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины. В диалектике воплотились антидогматизм, плюрализм. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».
Диалог «Гиппий Больший» Платона посвящён выяснению понятия прекрасного. Сократ посредством различных определений прекрасного, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Метод — посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.
Взгляд Гегеля на Сократа | Сёрен Кьеркегор: Субъективность, ирония и кризис современности
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSøren Kierkegaard: субъективность, ирония и кризис современностиPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSøren Kierkegaard: субъективность, ирония и кризис современностиPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Стюарт, Джон,
‘Гегельский взгляд на Сократа
,
Søren Kierkegaard: субъективность, ирония и кризис современности
(
Oxford,
2015;
(
,
;
Oxford Academic
, 19 ноября 2015 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198747703.003.0003,
по состоянию на 6 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSøren Kierkegaard: субъективность, ирония и кризис современностиPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSøren Kierkegaard: субъективность, ирония и кризис современностиPhilosophy of ReligionTheologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
. Итак, в этой главе исследуется присутствие Гегеля в университете и его анализ Сократа. Это дает возможность вернуться и развить темы, которые были представлены в первой главе: Сократовская ирония, aporia , даймон, майевтика и др. Показано, как Кьеркегор вдохновлялся той важной исторической ролью, которую Гегель отводит личности Сократа. Биографическое повествование продолжается зарисовками жизни молодого Кьеркегора в качестве студента университета и его поездки в Гиллелехе, где он писал о поисках истины, ради которой нужно жить и умирать. Это дает возможность представить фигуру Ганса Лассена Мартенсена, который на протяжении всей жизни был соперником Кьеркегора и важной фигурой в датском восприятии философии Гегеля.
Предмет
ТеологияФилософия религии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Глава 4: Метод Сократа — Просветленная философия
Нажмите эту кнопку, чтобы посмотреть видеоверсию этой главы:
Видео о методе Сократа
*Метод Сократа имеет ограничения (как и все инструменты). Это помогает полностью понять и оценить метод, прежде чем исследовать его ограничения.
Что такое метод Сократа?
Будьте осторожны: этот метод может вас убить. Узнайте больше о жизни и смерти Сократа.
Сократ был одним из величайших мыслителей всех времен. Поскольку это логический текст, я не буду описывать его жизнь, а вместо этого сведу его образ мышления к простому и мощному методу.
Ну, я должен сказать, что это просто в теории, но обычно трудно применить. Большая часть философии (и дебатов) является применением этого метода, и ни один другой метод не является столь же эффективным как в смирении, так и в разъяснении. Конечно, этот метод также является хорошим способом проверить дружбу и убить себя… как это сделал Сократ.
Метод Сократа — это способ мышления, включающий три шага:
1) Дайте исходное определение или мнение.
2) Задайте вопрос, который вызывает исключение из этого определения или мнения.
3) Дайте лучшее определение или мнение.
Повторяйте эти шаги, пока не добьетесь полного понимания концепции. Если вы не можете найти совершенное определение, вы, по крайней мере, достигнете рационального невежества (то есть апории). То есть вы будете знать, чем оно не является, и вы узнаете, почему вы не знаете (т. е. Сократову мудрость).
Рассмотрим пример:
Шаг 1 (определение): Треугольник — это фигура.
Шаг 2 (вопрос-исключение): Это недостаточное определение для треугольника, поскольку существует много фигур, не являющихся треугольниками (например, круги). Это определение треугольника включает в себя слишком много, потому что оно не исключает всех нетреугольников. Сократ спрашивал: «Является ли круг треугольником?»
Шаг 3 (новое и улучшенное определение): треугольник — это замкнутая фигура, состоящая из трех отрезков, образующих три внутренних угла, сумма которых составляет 180 градусов.
Обратите внимание, насколько сложным является такой способ мышления. Я могу распознавать треугольники, но мне сложно дать им достаточное определение (т. е. раскрыть их сущность). Согласно Сократу, никто не знает, пока не может дать такие определения. Следствием этого является то, что люди знают очень мало. Чтобы лучше понять почему, попробуйте дать достаточные определения для Справедливости, Доброты, Истины, Красоты, Любви и Круга.
Многие люди считают, что такие понятия, как справедливость, являются просто мнениями, поэтому в них нет правды. Тем не менее, метод Сократа по-прежнему ценен, потому что он помогает людям узнать свое истинное мнение о справедливости. Например, представьте, что я определяю Справедливость как «отдавать людям то, что им принадлежит». Тогда современный Сократ спросил бы: «Не будет ли справедливым отдать ключи от машины твоему пьяному другу, раз эти ключи принадлежат ему?» Мой ответ — нет, а это значит, что я не думаю, что Справедливость дает людям то, что им принадлежит. Действительно, теперь я признаю свое невежество. Спасибо Сократ!
Упражнение по методу Сократа
Используйте метод Сократа для проверки следующих утверждений об определениях/знаниях. Ключ ответа ниже.
1) Знание есть вера.
2) Знание содержит истинную веру.
3) Рыба – животное, которое плавает.
4) Правосудие спасает максимальное количество жизней.
5) Круг – это замкнутая форма.
6) Игры — это то, во что играют люди.
7) Любовь – это привязанность к людям, которые вам нравятся.
8) Любовь – это чувство влечения.
9) Майкл Джексон был певцом.
10) Вампиры — это люди, которые сосут кровь.
Обсуждение/Ответы
1. Не все убеждения являются знанием. Например, моя вера в летающих розовых слонов — это не знание. Итак, Сократ мог спросить: «Является ли вера Павла в летающих розовых слонов формой знания?»
2. Но я мог угадать правильный ответ, а правильное предположение – это не знание. Сократ мог бы спросить: «Что, если я действительно верю, что x произойдет, но у меня нет причин, почему я верю?» Чтобы иметь знание, мне нужны веские основания для моей веры. В философии это называется оправданием.
3. Черепахи, змеи, собаки и люди плавают. Они рыбы?
4. Было бы справедливо украсть органы здорового человека, чтобы спасти пятерых больных? Ваш ответ, вероятно, нет, поэтому ваше представление о справедливости заключается не только в спасении максимального количества жизней. Это определение не охватывает всего того, что вы подразумеваете под справедливостью.
5. Круг представляет собой замкнутую форму, но квадрат также является замкнутой формой. Поэтому определение слишком широкое. Сократ мог бы спросить: «Является ли круг квадратом?»
6. Это сложно. Возможно, нет необходимых и достаточных условий для того, чтобы что-то было игрой. См. Семейное сходство Витгенштейна. Тем не менее Сократ мог бы спросить: «Является ли скрипка игрой?»
7. Можно ли любить ребенка, которым ты недоволен? Если можно, то это определение слишком узкое.
8. Разве это любовь, если я даю сто долларов на благотворительность, хотя мне этого не хочется (т.е. делаю это исключительно из чувства долга)? Если да, то любовь – это не просто чувство.
9. Итак, Майкл Джексон был Джоном Денвером?
10. Значит, вампиры флеботомисты?
Применение и ценность
Метод Сократа напоминает нам, что хорошие идеи требуют работы и основаны на строгом мышлении.
Это показывает нам, что не все мнения равны или заслуживают уважения, потому что некоторые мнения проверены и последовательны, а другие нет. Вы уже видите, как Сократ создал себе врагов?
Проверка ваших идей с помощью метода Сократа придаст вам больше уверенности и повысит вероятность того, что ваши идеи верны.