Философия фомы аквинского кратко и понятно: Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Философия Фомы Аквинского: кратко и понятно

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский — доминиканский монах (1225 — 1274 г.г.), учение называется Томизмом. Крупный Теологический средневековый философ систематизатор схоластики. Автор томизма, одного из господствующих направлений католической церкви.

Проблема Бытия.

Фома Аквинский разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) это одна из ключевых идей католичества.

Сущность (эссенция) «чистая идея» существует только в разуме Бога. (Божественный замысел). Сам факт бытия вещи осуществляется черезсуществование (экзистенции). Доказывает, что бытие и Благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования лишить, то есть мир непостоянен. Сущность и существование едины только в Боге, то есть Бог не может быть обратим — он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов.

Исходя из данных посылок согласно Фоме Аквинского, Все состоит из материи и формы (идеи). Сущность любой вещи — единство формы и материи. Формы (идея) является определяющим началом, материя есть лишь вместилище различных форм. Форма (идея) есть одновременно цель возникновение вещи. Идея (форма) вещи троична, существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии, памяти человека.

Фома аквинский приводит ряд доказательств существования Бога:

  • Движение — раз все движется, значит, есть первичный двигатель всего — Бог.

  • Причина — все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего Бог.

  • Случайность и необходимость: случайность зависит от необходимости — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

  • Степени качеств. Все, что существует имеет различную степень качеств (лучшее, хуже, больше, меньше ит. д.) следовательно дано существовать высшее совершенство — Бог.

— Цель — все в окружающем мире имеет какую-либо направление, же к цели дает Бог, он смысл всего.

В 1878 г. Учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологии католицизма

Новоевропейская философия и ее характеристика.

Основная черта — антропоцентрическаянаправленность философских размышлений.

Антропоцентризм (с греческого «antropos»— человек и латинского «centrum» — центр) — характерно обращение в первую очередь к самому человеку, к его бытию, а только затем — к Богу. Философии присущгуманизм (от латинского«humanus»— человеческий, человечность). Центральная идея гуманизма — понимание личности как высшей ступени развития разума. Одним из следствий антропоцентричного взгляда на мир и человека является концепцияпантеизма(философского учения, отождествляющего Бога и мир). Согласно ему

Бог понимается как первооснова мира, он бестелесен, но присутствует в любых вещах и явлениях природы в качестве духовного начала.

Философия эпохи Возрождения

В XY-XYIIвеках антропоцентрические установки в философском творчестве способствуют зарождению новой идеологии, направленной против католической теологии и схоластики. Одним из основных и содержательных ее мотивов становится стремление к реабилитации античной культуры. Поэтому в историю философии этот этап вошел под названием Возрождения или Ренессанса. Представители: Дж. Бруно, Н. Макиавелли, М. Монтень, Н. Кузанский и другие.

Джордано Бруно — итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма.

Бруно развил и углубил идеи Коперника. Идеи Б. не были приняты католической церковью и он был сожжен на костре в Риме. С его точки зрения главной задачей философии является познание не Бога, а природы, поскольку она тождественна своему Творцу — «Бог в вещах». При этом он высказывал идею о бесконечности природы и множественности миров.

Никколо Макиавелли. Главной своей задачей он видел обоснование тезиса о том, что во имя государственного интереса руководитель страны может поступать по принципу: «цель оправдывает средства».Деятельность любого государя складывается из двух качеств:фортуныивирту.Если первое качество равнозначно судьбе и не может полностью зависеть от самого человека, то второе тождественно государственной воле, трезвому уму, стойкому характеру и может быть определено как истинная доблесть правителя. Именно при наличии второго качества государь имеет право на любые средства для достижения собственной пользы и удовлетворения интересов своего народа.

Мудрому правителю лучше всего рассчитывать на то, что зависит от него самого. Важно, чтобы подданные боялись своего государя, но ещё важнее, что бы они его не ненавидели.

Религиозно-философские учения эпохи Реформации

Под движением Реформации понимается процесс изменения и преобразования католицизма, предпринятый в большинстве европейских стран в XYI-XYIIвеках. Представители — М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли и другие протестантских мыслителей.

МартинЛютер(1483-1546) — знаменитые 95 тезисов, направленных против папских индульгенций. Тезисы эти и положили формальное начало Реформации, изменившей весь духовный и политический облик Европы. В основе протестантского мировоззрения лежало желание очистить христианскую веру от тех внутренне чуждых ей элементов, которые исказили подлинные духовные первоосновы Нового Завета.

Лютер отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Согласно взглядам Лютера, источником религиозной истины является не «священное предание» (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие.

Философия XYII века. Бэкон и Декарт

В XYIIстолетии в философии происходит развитие и углубление идей, оставленных Европе эпохой Возрождения. Антропоцентрическая направленность для философии, при этом, по-прежнему остается ведущей тенденцией. Представители — Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. мыслители.

Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон— основатель эмпирического направления в философии.

— Суть основной философской идеи Л. Бэкона — эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.

— Чем больше опыта (как теоретического) так и практического накопило человечество и отдельный человек, тем ближе оно к истинному значению

— Истинное значение по Бэкону может быть самоцелью

— Главные задачи знания, и опыта помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, наука должна дать человеку власть над природой. Бэконом выдвинут афоризм «Знание — сила»

Значение философии Бэкона

  • Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии.

  • Гносеология поднялась на одну из главных ступеней любой философской системы.

  • Определена новая цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности.

  • Предпринята первая попытка классифицировать науки.

Рене Декарт(1596 — 1650 г.г.) видный французский, философ и ученый математик — основоположник рационализма. Является автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Значение философии Декарта:

  • Обосновал ведущую роль разума в познании.

  • Выдвинул учение о субстанции, её атрибутах и модусах.

  • Стал автором теории дуализма, чем пытался примирить материалистов и идеалистами. Дуализм — Человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, дуалистичен (двойственен).

  • Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

  • Главная идея рационализма — первичность разума по отношению к бытию и познанию

  • В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они, каковы их свойства?) например есть ли Бог? Конечна ли вселенная?

  • Абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться, (светит ли солнце? Бессмертна ли душа? и т. д.)

  • Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не требует доказательств.

  • Сомнение свойство мысли, значит, человек сомневаясь, мыслит

  • Мыслить может лишь реально существующий человек.

  • Следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания.

  • Поскольку мышление это работа разума то в основе бытия и познания может лежать только разум

С точки зрения Декарта «основной вопрос философии, что первично, а что вторично теряет смысл, ни материя, ни сознание не могут быть первичными — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия, но сознание — это функция мозга оно плавает где-то в природе, рождается мозгом – значит материя первична

Французский материализм XVIII века. Философия Франции ХУШ века носит атеистически — материалистическое направление. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицали существование Бога, в каких либо его проявлениях, а также религию. Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельность идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Представители — ПольГольбах и КлодГельвеций. Полному отрицанию подверглись подходы к изучению природы, основанные на допущении действия в ней сверхъестественных причин. Материя рассматривается им как реальность, обладающая безграничным набором свойств. Она хотя и порождается Богом, но существует и развивается независимо от него.

Путь Аквината к Богу: Доказательство в De Ente et Essentia | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews

Знаменитые пять способов Summa Theologiae предлагают Фоме Аквинскому квинтэссенцию наиболее убедительных аргументов в пользу существования Бога. Однако эти аргументы в решающей степени опираются на его метафизическую структуру, которую сами способы не объясняют и не защищают. Таким образом, читая пять способов, мы сталкиваемся с иллюзией понимания. Те, кто не знаком со средневековой метафизикой Фомы Аквинского, часто неправильно истолковывают его рассуждения.

Вот что делает De Ente et Essentia ( De Ente ) таким полезным. Гавен Керр отмечает, что De Ente кратко, но ясно представляет метафизические принципы, на которых основана философия Фомы Аквинского. Доказательство существования Бога Аквинским в De Ente показывает, что отличает его подход к Богу.

Книга Керра о доказательстве существования Бога в De Ente будет полезна всем, кто интересуется пониманием и оценкой метафизики Аквината или его конкретного случая трансцендентного источника бытия. Керр внимательно следит за каждым шагом доказательства Фомы Аквинского. Каждая глава разъясняет и защищает ключевую концепцию или утверждение аргумента. Подход Керра достоин восхищения. Он исследует центральные философские вопросы, никогда не отходя слишком далеко от самого доказательства. Хотя в некоторых моментах требуется дополнительная защита рассуждений Фомы Аквинского, эта книга является прекрасным дополнением к Де Энте . Керр также связывает Фому Аквинского с позициями современной аналитической философии религии и метафизики таким образом, что читатели из этих областей должны найти для себя полезными. Однако он не затрагивает вопросы исторического контекста и влияния.

Керр утверждает, что Фома Аквинский представляет доказательства существования Бога не в первую очередь в полемических целях, а как часть «заботы о научном понимании реальности». (xvii) Фома Аквинский не занимается тревожной апологетикой, а скорее пытается сформулировать отношение сотворенных существ, от химических элементов до поклоняющихся ангелов, к их происхождению. Керр утверждает, что De Ente доказательство является более полным, чем пять способов. Он стремится показать, что все, кроме Бога, возможное или реальное, нематериальное или материальное, зависит от божественного существа.

Я кратко обрисую представление Керром аргумента Аквината, а затем прокомментирую, как Керр объясняет и защищает его. Фома Аквинский начинает с утверждения, что сущность вещи действительно отлична от ее esse , ее бытия или существования. Из-за этого нам нужен еще один принцип, чтобы объяснить, почему вещь на самом деле существует. Поскольку существование чего-то не может быть объяснено внутренне его сущностью, нам нужен подходящий внешний принцип, который может заставить сущность действительно существовать. Иными словами, все, чье существование действительно отлично от своей сущности, зависит от чего-то еще в силу своего существования.0003 esse или существование. Такие вещи нуждаются в причине своего существования. Но, настаивает Фома Аквинский, то, что имеет esse от другого, в конечном итоге зависит от того, что имеет esse в самом себе, иначе последовал бы порочный бесконечный регресс. Следовательно, должно быть что-то, что есть esse tantum , бытие само по себе, что является первопричиной esse для всего остального. Это, утверждает Фома Аквинский, и есть то, что мы понимаем под Богом.

В первой главе обсуждается, как Фома Аквинский устанавливает реальное различие между тем, что есть нечто, его сущностью и его esse или существование. Аргумент Аквинского начинается с того, что мы можем понять, что есть что-то, например, что-то. человек или феникс, не зная, существует ли он на самом деле. Но если бы esse или существование были бы частью сущности, это было бы невозможно, так как мы не можем правильно понять сущность, если мы не понимаем частей сущности (например, если прямолинейная фигура является частью сущности треугольника, мы не можем понять треугольник без понимания прямолинейной фигуры). Керр рассматривает эту стадию аргументации как концептуальную. Каким образом это концептуальное различие приобретает метафизическое значение? Керр вслед за Джоном Виппелом считает, что нужно совмещать этот этап со следующим.

Следующий этап, по мнению Керра, является гипотетическим. Фома Аквинский утверждает, что если бы было нечто, в чем esse и сущность не были бы различны, то оно не могло бы быть умножено, так как ни один из способов умножения чего-либо (путем прибавления различия, получения в материи, причастности) неприменим. к этому. Чистое esse не определяется чем-либо внешним по отношению к нему. По мнению Керра и Виппеля, это утверждение в сочетании с предыдущим этапом дает модальный аргумент в пользу реального различия. Всякая сущность, поддающаяся определению или умножению (как и сущности окружающих нас вещей), не может быть чистой.0003 эссе . Таким образом, всякая другая сущность должна быть действительно отличной от своей esse .

Хотя я думаю, что эта двухэтапная интерпретация является лучшим прочтением этого отрывка, их модальный аргумент нуждается в дополнительной защите. Хотя модальный аргумент показывает, что существует некоторое различие между сущностью и esse во всем, что не является чистым esse , нам также необходимо убедиться, что это различие является метафизически фундаментальным. Ряд мыслителей после Фомы Аквинского, включая Генриха Гентского и Иоанна Дунса Скота, развивают понятия различения (например, преднамеренного различения, формального различения), на основании которых различие между сущностью и esse менее надежен. Далее, некоторые мыслители настаивают на том, что реальное различение требует возможности отдельного существования — критерий, которому, по Фоме Аквинскому, esse и сущность не соответствуют. Таким образом, метафизическое значение этого различия нуждается в дальнейшей защите.

После защиты реального различия, Керр тратит следующие две главы на объяснение ключевых метафизических принципов Аквината esse и essentia . Во второй главе он излагает томистский эссенциализм, согласно которому объекты имеют внутреннюю метафизическую структуру, объясняющую все свойства, которыми они обладают. Эту структуру можно понять и зафиксировать в реальном определении. Он противопоставляет это модалистскому эссенциализму некоторых современных философов-аналитиков, которые понимают сущности с точки зрения свойств, истинных во всех возможных мирах. Керр утверждает, что томистический эссенциализм лучше, поскольку он дает более богатое и информативное описание природы объектов, избегает вопросов межмировой идентичности и избегает платонизма в отношении объектов, в то же время позволяя понимать или обозначать сущность как универсалию. В прочтении Керра эссенциализм Томаса устойчив, но не экстравагантен.

В третьей главе Керр излагает взгляды Томаса на esse в отличие от аналитических взглядов на существование Фреге и Рассела, Дэвида Льюиса и других современных аналитических философов. Он поясняет, почему Фома Аквинский настаивает на том, что esse в первую очередь принадлежит вещам или субстанциям и, во вторую очередь, свойствам или понятиям, которые конкретизированы или не конкретизированы, в отличие от количественного подхода Фреге-Рассела-Куайна к существованию. Он также подчеркивает первичную роль действительности для Томаса. Даже для современных актуалистов актуальное определяется по отношению к тому, что возможно, тогда как Фома Аквинский думает, что потенциальность умопостигаема только по отношению к силе чего-то действительного, поэтому его порядок объяснения иной. Это обсуждение должно быть полезным для тех, кто пытается поместить взгляды Томаса в контекст современной метафизики. Однако современным специалистам его рассуждения могут показаться слишком поверхностными и пренебрежительными.

В четвертой главе Керр исследует каузальный принцип, который Аквинский использует в следующей фазе аргумента: все, что принадлежит вещи, происходит либо из ее внутренней природы, либо из внешнего принципа или причины. Он эксплицирует томистическую причинность в терминах онтологической зависимости; в частности, зависимость потенциального от фактического. Керр утверждает, что томистское понятие причинности в конечном итоге яснее и богаче, чем редуктивные юмовские или концептуалистские объяснения, которым он противопоставляет их. Однако здесь, как и в других местах, где он обсуждает альтернативные философские взгляды на мир, мне были неясны условия дебатов. Я был бы признателен за более подробное рассмотрение методологических вопросов (например, какие отправные точки использует Керр для оценки метафизических взглядов).

Изложив принцип причинности Аквината, Керр применяет его к esse . Он утверждает, что существование в рамках Фомы Аквинского не будет грубым, поскольку esse относится к сущности как действие к потенции и, таким образом, требует каузального объяснения. Реальное различие между сущностью и esse означает, что внутренние принципы объекта не могут дать каузального объяснения, поэтому нам нужен внешний каузальный принцип esse 9.0004 . Керр завершает главу, показывая, что требование Аквината о причинах не является полностью глобальным: оно применимо только к объектам, сущность которых отлична от их бытия. Таким образом, версия причинного принципа Аквината не вызывает вопроса о том, кто является причиной Бога.

Внешняя причина esse будет либо составной из esse и сущности, нуждающейся в дополнительной причине, либо чистой esse . В пятой главе исследуется, почему Аквинат отрицает возможность бесконечного регресса причин. De Esse этого не объясняет, поэтому Керр соответствующим образом опирается на другие тексты. Он делает полезное различие между случайно упорядоченными каузальными рядами, где каждый член зависит только от предыдущего, и существенно упорядоченными каузальными рядами, где некая первичная причина является «причиной как существования, так и каузальности апостериорных каузальных релятов». (148) В существенно упорядоченных рядах последующие причины обязаны своим статусом причин всем предшествующим членам и, таким образом, утверждает Керр, должны быть конечными в том смысле, что они исходят из некоторого предела, первопричины, обладающей причинностью самой по себе. Однако, на мой взгляд, керровская характеристика существенно упорядоченных рядов не исключает существования бесконечного числа причин между первой и какой-то более поздней причиной.

Затем Керр утверждает, что внешняя причина esse должна быть частью существенно упорядоченного ряда. В случайно упорядоченном причинном ряду каждый член зависит только от причины своего появления (например, потомство паука не перестает существовать вместе с пауком). Однако, поскольку мы ищем причину продолжающегося бытия вещей, а не только их возникновения, причина, которую мы ищем, будет частью непрерывной и одновременной цепи зависимости. Керр движется слишком быстро здесь. Быть может, вещам нужна причина, чтобы наступить их esse , но не для их дальнейшего существования. Другие признаки, не являющиеся частью сущности чего-либо, такие как акциденции субстанции, нуждаются только во внешней причине для своего возникновения. Esse может быть другим, но необходимо дальнейшее объяснение того, почему существование нуждается в постоянной и одновременной причине.

Керр завершает главу убедительным ответом на возражение Пола Эдварда о том, что первопричина бытия все еще может быть вызвана каким-то другим образом. Первопричина esse , чтобы быть каким-то образом вызванным, это должно быть чем-то вызвано. Но эта причина должна была бы существовать и, таким образом, была бы одной из тех вещей, которые зависят от первичной причины esse , порождая круговую зависимость.

В шестой главе Керр обсуждает когерентность esse tantum . Он утверждает, что проблемы Энтони Кенни с пониманием Аквинского на esse происходят из-за попытки втиснуть Аквинского в рамки существования Фреге. Хотя Керр описывает esse commune , которые существа воспринимают как «несколько меньшие» (153) и «несколько иные» (154), чем esse tantum Бога, их взаимосвязь раскрыта не полностью. Дальнейшее обсуждение того, как воспринимается esse , было бы полезно, особенно потому, что Керр хочет противопоставить Аквинату взгляды, в отношении которых существует фундаментальный экзистенциальный квантификатор, одинаково применимый ко всему.

Керр завершает главу обращением к некоторым богословским проблемам, связанным с представлением о Боге как о чистом существе. Во-первых, он показывает, что согласно метафизике Фомы Аквинского Бог явно не является абстрактным объектом (9).0003 темп Элвин Плантинга) а скорее индивидуальный. Затем Керр связывает esse tantum с теологическим откровением Бога как «Я есть» и обсуждает, как дарование бытия можно рассматривать как акт безвозмездной любви.

В седьмой главе рассматриваются последствия различия esse / essentia для метафизики творения. Здесь есть реальная отдача от более ранней работы Керра. Он помогает нам понять, почему для Аквината первоначальное создание существа и его дальнейшее существование представляют собой один акт непрерывного творения: акт даяния.0003 esse к существу. Керр также объясняет, почему в рамках томизма космологические вопросы о том, имеет ли Вселенная начало во времени, не имеют решающего значения для существования Бога. Поскольку Бог является причиной существования всего, а не причиной возникновения Вселенной, постулируют ли физики временное начало, это не влияет на доказательство Фомы Аквинского.

Книга Керра является долгожданным дополнением к литературе по метафизике Аквинского. В нем тщательно исследуется ключевой аргумент, который проливает свет на самые фундаментальные принципы Фомы Аквинского. Методический подход Керра поднимает ключевые вопросы и продвигает дискуссию, даже когда есть что сказать. Рекомендую всем, кто интересуется средневековой метафизикой или доказательствами существования Бога.

Введение в философию св. Фомы Аквинского, том 3 – Wipf and Stock Publishers

Х. Д. Гардейл

Перевод Джона А. Отто

Выходные данные: Wipf and Stock

320 страниц, 5,60 x 0,50

  • Мягкая обложка
  • 9781608991242
  • Опубликовано: ноябрь 2009 г.

Shipping Options

Choose a CountryUnited States of AmericaUnited KingdomAustralia———-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo (the Democratic Republic of the)CongoCook IslandsCosta RicaCôte d’IvoireCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzechiaDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenla ndGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly SeeHondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea (the Democratic People’s Republic of)Korea (the Republic of)KuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacedonia, The Former Yugoslav Republic ofMacaoMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia (Federated States of)MoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestine, State ofPanamaPapua New ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСен-Бартелемиостров Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья aint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part)Saint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic ofThailandTimor- ЛестеТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные малые острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова (Британские)Виргинские острова (США)Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Купить

Купить

Купить

Варианты покупки недоступны в этой стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *