Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха
Библиографическое описание:Петрова, В. А. Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха / В. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 415-417. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58921/ (дата обращения: 22.04.2023).
Развитие и становление учения немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, происходило на первом этапе развития материализма, который характеризовался критикой идеализма и обоснованием чувственности как лучшего способа познания.
Фейербах считал, что чувственность является единственным источником истинного знания. Он отрицал существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.
Выделяя три основных понятия: разум, воля и сердце, он не расставлял отдельные акценты, а рассматривал их как единую систему, которая и является основным вектором развития человечества.
«The power of thought is the light of knowledge, the power of will is the energy of character, the power of heart is love. Reason, love and power of will are perfections of man» [2].
Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были [1]:
- разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
- желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
- поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
- огромный интерес к общественно-политическим вопросам; вера в то, что внешний мир можно познать.
Он писал: «В библии нельзя переменить ни одной буквы, но смысл ее изменчив, как изменчив смысл человечества. Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое, каждая эпоха имеет свою, самодельную Библию
» [3].
Таким образом, он утверждал, что Библия — это не источник развития философии и не постулат, на котором должна строиться теория философии. Необходимо разделить данные понятия, и дать ход самостоятельному развитию данного учения.«Every presentation of philosophy, whether oral or written, is to be taken and can only be taken in the sense of a means. Every system is only an expression or image of reason, and hence only an object of reason, an object which reason—a living power that procreates itself in new thinking beings—distinguishes from itself and posits as an object of criticism. Every system that is not recognized and appropriated as just a means, limits and warps the mind for it sets up the indirect and formal thought in the place of the direct, original and material though» [2].
Он считал, что каждое из представлений о философии, будь то устное или письменное, должно приниматься и может восприниматься только как средство. Таким образом, Библия — это не постулат.
Людвиг Фейербах пытался разграничить влияние Библии на теорию философии. Он считал, что «каждая система — это только выражение или образ разума, и, следовательно, только объект разума. А объект, разум которого — живая сила, которая порождает себя в новых мыслящих существах — отличается от себя и позиционирует себя как объект критики. Каждая система, которая не признается и не присваивается как просто средство, ограничивает и деформирует разум, поскольку она устанавливает косвенную и формальную мысль вместо прямой, оригинальной и материальной мысли» [2].
Фейербах считал, что человечество не может отрицать или утверждать, что Бог есть или его нет. Так же он не может исключить важность догм, прописанных в данном источнике. Но « Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя, в свою собственную силу» [4].
Бог создается на бессознательном уровне человеком, а потом требования общества коррелируют необходимые постулаты веры в него: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему подобию Бога; а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создает по своему подобию человека» [5]
Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах [5]:
- человек объединяет в себе материальное и духовное;
- идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
- природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно; никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
- главным интересом философа должна стать именно личность.
Политические идеи Фейербаха напрямую связаны с антропологическим его учением.
Главным авторитетом в развитие своей теории Людвиг Фейербах считал Гегеля. Согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания, это объяснялось их субъективностью и ненадежностью, а также невозможностью оперировать абстрактными категориями.
Людвиг Фейербах пришел к иному выводу, что главным способом восприятия, познания является использование органов чувств. Через органы чувств человек получает первичную информацию, которая в дальнейшем систематизируется и применяется. Он считал себя, поэтому материалистом, указывая, что «все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине»
[6]. В отличие от Гегеля, он считал, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления. Кроме того, философ выступал и критиком Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека.
Фейербах не видел видимых ограничений в способностях познания. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.
Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности. Именно поэтому Бог — это просто продукт человеческого сознания; религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении; религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество, потому что наше научно-техническое образование не успевает осознать внешние законы бытия, и все неизвестное становится божественным.
Таким образом, философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.
Литература:
- https://germanexpert.ru/filosofiya-fejerbaxa/ статья философия Фейербаха. Электронный доступ (5.05.2019)
- Z. Hanfi The Fiery Brook (1972), p. 99
- Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Фейербах Л. Избр. филос. произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 53–96
- Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произведения. В 2- т. Т. 2. — М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 7–405.
- Фейербах Л. История философии. Соб. сочинений в 3 т. М.: Мысль, 1967.
- Тумазов Э. Р. Л. Фейербах о сущности и происхождении религии // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(10). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(10).pdf (дата обращения: 09.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Бог, разум, теория философии, учение.
Философия Фейербаха – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание:
Учение Фейербаха о познании — кратко
Этика Фейербаха — кратко
Философия религии Фейербаха — кратко
Работы Фейербаха — кратко
ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме — см.
в статье Людвиг Фейербах – учение и идеи
Весьма влиятельный в XIX столетии немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был талантливым, остроумным писателем, а по характеру – человеком страстным и пылким. Сам определяя эволюцию своих неоднократно менявшихся философских взглядов, Фейербах отмечал: «Бог был моею первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». В юности он собирался стать теологом, затем стал увлекаться гегелевской метафизикой, а от нее перешёл – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Таким образом, Фейербах, по меткой характеристике историка материализма Ланге, последовал через те самые три фазиса философской мысли, которые основатель позитивистской доктрины Огюст Конт усматривал в истории всего человечества (теологический, метафизический и позитивный).
Людвиг Фейербах
Учение Фейербаха о познании – кратко
Согласно одному из основных положений, подтверждающих материализм Людвига Фейербаха, «истина, действительность и чувства тождественны между собой.
.. Очевидно только чувственное… Только там, где начинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор». Поэтому чувства – главные органы не только нашего восприятия, но и познания вообще. Бывший поначалу главным авторитетом для Фейербаха Гегель доказывал, что одни чувства не могут дать человеку общего знания, что все чувственное текуче и единично, и, следовательно, не содержит в себе никаких абстрактных категорий. Но Фейербах, подобно сенсуалистам XVIII столетия, утверждал, что чувственность – единственный источник истинного знания. Он доходил даже до отрицания существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.
Другой важной чертой теории познания Людвига Фейербаха является то, что Ланге называет «туизмом» (от латинского «tu» – ты). Достоверность бытия, считает Фейербах, определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания.
Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие. Таким образом, в гносеологии Фейербаха большую роль играет не только «чисто воспринимающее» ощущение, но и любовно-эмоциональная сторона чувственности.
Этика Фейербаха – кратко
Наибольшее внимание философия Людвига Фейербаха уделяет этике и религии. В первой трети XIX века в Германии преобладал взгляд, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, основанной на стремлении к индивидуальному счастью (эвдемонизм). Фейербах и получил широкую известность тем, что, вопреки господствующим тогда системам, провёл эвдемонистическую мораль последовательно и даже радикально. По его взгляду, предмет этики – область человеческой воли, но сама эта воля определяется прежде всего стремлением к счастью. «Нравственность без блаженства, – говорит Людвиг Фейербах, – это слово без смысла». По вопросу о том, как сочетать тягу к личному счастью с противоречащим ей на первый взгляд стремлением к самоограничению и служению на благо других, проповедник «туизма» Фейербах разъясняет: так как «я» неотделимо от «ты», то и истинная этика должна быть основана не на одиночном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы и чужие устремления.
Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Её явным выражением служит различие полов. В половой любви «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем, хочешь ты того, или нет, стремление к счастью другого лица». Мысль о том, что личное стремление к счастью должно быть неотъемлемо от такой же тяги других, мы усваиваем с самого детства – в процессе человеческого общения. Согласно этической философии Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом возникать может, но он отнюдь не является неизбежным и непреодолимым. В нашей жизни, мы постоянно учимся сочетать исполнение долга с личными склонностями. В итоге, само следование долгу мало-помалу начинает сопровождаться с ощущением удовлетворения и счастья, даже если поначалу оно и выполняется против воли. Даже жертва собственной жизнью во имя счастья другого может принести человеку высокое этическое наслаждение.
Философия религии Фейербаха – кратко
Больше всего Людвиг Фейербах прославился своей теорией о происхождении религии.
Она, в сущности, довольно незатейлива, но среди его современников признавалась очень оригинальной. По философии Фейербаха, человек на протяжении всей своей жизни имеет дело только с данными чувств. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. К сверхчувственному, «потустороннему» Фейербах относит и главные религиозные понятия: идеи Бога, свобода воли и бессмертия души, противопоставляя этим «несуществующим вещам» положение: «довольствуйся данным миром».
Однако его философия кардинально расходится с атеистами XVIII столетия в трактовке вопроса об истоках религиозных верований. Большинство «просветителей» XVIII века полагало, что религия возникает из человеческого невежества и суеверия, а также из сознательного обмана в целях установления господства меньшинства над большинством. Фейербах же считает, что тяга измышлять себе богов коренится в неотъемлемом от людского духа стремлении уподоблять внешний мир собственному идеализированному образу. Всякий человек ограничен в своей физической и психической индивидуальности и не может воплощать в себе все возможные людские совершенства и добродетели.
Но в каждом индивиде существует желание обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все доступные человеку как виду возможности. Это устремление и ложится в основу религиозных представления о богах. Люди издревле склонны олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких вымышленных, несуществующих на деле реальностях. К этому человека толкает всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, чем он должен быть. Религиозное творчество стремится устранить эту противоположность. Не Бог творит человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек подобным способом творит богов. Кратко этот взгляд формулируется в знаменитом изречении Людвига Фейербаха «человек человеку – бог».
Историческую важность религии философия Фейербаха ничуть не отрицает, говоря даже, что прежде вера в богов воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но в настоящее время нужда в ней отпала. Фейербах убеждён, что его философия и современная ему наука распознала метафизическую иллюзию, лежащую в основе религиозного творчества.
Боги тем самым теряют смысл своего существования. Прогрессивное развитие техники, искусств и общественных форм даёт человечеству возможность удовлетворить всё больше самых разнообразных потребностей. Между тем, религия возникала и на почве их неудовлетворённости – теперь устранённой. Ремесленник и поэт ныне уже не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона. Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии.
В своём атеизме Фейербах далеко не оригинален. Он имел многих более выдающихся предшественников в XVIII и более ранних веках. Однако его психологическое объяснение процесса возникновения религии создавало впечатление нового слова в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха нашли развитие в этнографических исследованиях по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера и других учёных, а также в психологии.
Работы Фейербаха – кратко
Первой значительной философской работой Людвига Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (первый том, 1833).
Здесь ещё ясно чувствуется влияние гегельянства, однако уже зарождается главный для Фейербаха вопрос – об отношении философии к религии. Первый том «Истории новой философии» позже был дополнен двумя другими, посвящёнными Лейбницу (1837) и Пьеру Бейлю (1838). Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже отвергается, как и в ранней анонимной работе Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя её автора стало известным, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. В томе, посвящённом Бейлю, Фейербах открыто склоняется к атеизму и начинает формулировать главные основы своей психологической трактовки религии. Он подробно излагает её в двух своих последующих известных работах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841). В сочинениях более позднего периода: «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) Людвиг Фейербах еще более радикально развивает сенсуализм, натурализм и антропологизм.
Он уже склоняется к материализму (его известное изречение «человек есть то, что он ест»), к которому вместе с ним и независимо от него склонились и многие другие представители левого гегельянства.
Философские и религиозные идеи, изложенные в работах Фейербаха, оказали сильное влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии (подробнее — см. в статье Маркс и Фейербах). Выдающийся русский философ С. Булгаков писал, что если в Марксе германский материалистический социализм имеет своего политэконома, то Фейербах является его богословом и философом.
Людвиг Фейербах | Немецкий философ
Людвиг Фейербах
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 28 июля 1804 г. Ландсхут Германия
- Умер:
- 13 сентября 1872 г. (68 лет) Германия
- Известные работы:
- «Gedanken über Tod und Unsterblichkeit» «Суть христианства»
Просмотреть все связанные материалы →
Людвиг Фейербах , полностью Людвиг Андреас Фейербах , (род.
28 июля 1804 г., Ландсхут, Бавария [Германия] — умер 13 сентября 1872 г., Рехенберг, Германия), немецкий философ и моралист вспомнил за его влияние на Карла Маркса и за его гуманистическое богословие.
Четвертый сын выдающегося юриста Пауля фон Фейербаха, Людвиг Фейербах отказался от богословских исследований, чтобы стать студентом философии у Г.В.Ф. Гегеля на два года в Берлине. В 1828 году он отправился в Эрланген изучать естествознание, а через два года свою первую книгу, Gedanken über Tod und Unsterblichkeit («Мысли о смерти и бессмертии») был опубликован анонимно. В этой работе Фейербах подверг критике концепцию личного бессмертия и предложил тип бессмертия, посредством которого человеческие качества вновь поглощаются природой. За его Abälard und Heloise (1834) и Pierre Bayle (1838) последовали Ü ber Philosophie und Christentum (1839; «О философии и христианстве»), в которых он утверждал, «что христианство на самом деле давно исчезло не только из разума, но и из жизни человечества, что оно есть не что иное, как навязчивая идея».
Викторина «Британника»
Философия 101
Продолжая эту точку зрения в своем наиболее важном труде « Das Wesen des Christentums » (1841; «Сущность христианства» ), Фейербах сформулировал представление о том, что человек сам по себе является объектом своего мышления и что религия есть не что иное, как сознание. бесконечности. Результатом этого взгляда является представление о том, что Бог — это просто внешняя проекция внутренней природы человека. В первой части своей книги, оказавшей сильное влияние на Маркса, Фейербах анализирует «истинную или антропологическую сущность религии». Обсуждая аспекты Бога «как разумное существо», «как нравственное существо или закон», «как любовь» и другие, он утверждал, что они соответствуют различным потребностям в человеческой природе. Во втором разделе он проанализировал «ложную или теологическую сущность религии», утверждая, что представление о том, что Бог существует независимо от человеческого существования, приводит к вере в откровение и таинства, которые являются элементами нежелательного религиозного материализма.
Хотя Фейербах и отрицал, что он атеист, тем не менее он утверждал, что Бог христианства — иллюзия. Когда он расширил свою дискуссию на другие дисциплины, включая философию, он пришел к выводу, что принципы Гегеля являются квазирелигиозными, и вместо этого принял форму материализма, которую Маркс впоследствии подверг критике в своих « Thesen über Feuerbach » (написано в 1845 г.). Нападая на религиозную ортодоксальность в политически неспокойные 1848–1849 годы, многие революционеры считали Фейербаха героем. Наибольшее влияние он оказал на таких антихристианских публицистов, как Давид Фридрих Штраус, автор скептической Das Leben Jesu kritisch bearbeitet (1835–36; Критическое исследование жизни Иисуса ) и Бруно Бауэра, который, подобно Фейербаху, отказался от гегельянства в пользу натурализма. Некоторые взгляды Фейербаха впоследствии были поддержаны экстремистами в борьбе между церковью и государством в Германии и теми, кто, подобно Марксу, возглавил восстание рабочего класса против капитализма.
Среди других его работ — Theogonie (1857 г.) и Gottheit, Freiheit, und Unsterblichkeit (1866 г.; «Бог, свобода и бессмертие»).
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Фейербах, Людвиг Андреас (1804–1872) | Encyclopedia.com
Людвиг Андреас Фейербах, немецкий философ, теолог и моралист, родился в Ландсхуте, Бавария. Он изучал богословие в Гейдельберге и Берлине, а затем, в 1825 г., под влиянием Г. В. Ф. Гегеля, перевелся на философский факультет. Он получил докторскую степень в 1828 г. в Эрлангене, где оставался доцентом до 1832 г. В 1830 г. он анонимно опубликовал в Нюрнберге работу:0071 Gedanken über Tod und Unsterblichkeit — которая вызвала небольшой скандал, истолковав христианство как эгоистическую и бесчеловечную религию. Когда стало известно о его авторстве этой книги, он был уволен с факультета. В 1836 году он удалился в Брукберг, где жил на скромную пенсию от правительства Баварии, доход от своих сочинений и доход, обеспечиваемый долей его жены в гончарной фабрике.
В период с 1836 по 1843 год он сотрудничал с Арнольдом Руге над « Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst 9» Руге.0072 , в котором впервые появились многие из наиболее важных ранних работ Фейербаха по религии и философии. Он порвал с Руге, когда последний начал сотрудничать с Карлом Марксом над Deutsch-Französische Jahrbücher , хотя он участвовал в одном выпуске этого журнала. Он ненадолго появился в академической жизни в 1848–1849 годах, читая лекции перед аудиторией интеллектуалов и рабочих в Гейдельберге по просьбе студентов, для которых он стал символом либеральной мысли.
После провала Франкфуртского собрания и поражения либерализма в Германии Фейербах снова удалился в Брукберг, где посвятил себя изучению естественных наук, составив монументальное Теогония (Лейпциг, 1857 г.) и обширная переписка с друзьями и поклонниками по всей Европе. В 1860 году гончарный завод его жены разорился, и Фейербах перевез свою семью в Нюрнберг, где он был вынужден жить за счет щедрости своих друзей.
В 1867 году он перенес первый из нескольких инсультов, которые в конце концов убили его.
Работы
Важнейшие работы Фейербаха — «Zur Kritik der Hegelschen Philosophie» (в Hallische Jahrbücher , 1839), Das Wesen des Christentums (Лейпциг, 1841 г.; перевод М. Эванса [Джорджа Элиота], Лондон, 1854 г.), Grundsätze der Philosophie der Zukunft (Цюрих и Винтертур, 1843 г.) и Das Wesen der Religion (Лейпциг). , 1846) — были произведены в его ранние годы. Они должны были разоблачить противоречия гегелевской философии, установить «иллюзорный» характер всех религиозных верований и выступить за «новую философию», основанную на антропологии и физиологии, которая заложила бы основу натуралистически-гуманистической этики. . Его критика гегельянства послужила отправной точкой для так называемых левых гегельянцев, наиболее видными представителями которых были Маркс и Фридрих Энгельс.
критика гегельянства
Критика гегельянства Фейербахом исходила не из сочувствия к «тупому материализму», под которым он объединял одинаково ньютоновскую науку, эмпиризм и позитивизм, а из открытия им противоречий в собственной системе Гегеля.
Он считал, что разрешение этих противоречий позволит создать «новую философию», которая, оставаясь полностью материалистической, приспособит те взгляды на деятельность человеческого сознания, которые составили решающий вклад гегельянства в человеческое самопознание.
Фейербах рассматривал гегельянство как кульминацию современного рационализма и считал, что «тайна Гегеля», как и всего рационализма, заключается в религиозном по своей сути духе, скрытом под кажущимся отрицанием всякой трансцендентности. Этот скрытый религиозный элемент объяснял деградацию материального мира, человека и чувств, что было характерно для гегелевской метафизики, этики и эпистемологии соответственно. Однако в мысли Гегеля были предусмотрены средства для окончательного преодоления всех религиозных остатков современной философии. Ибо попытка Гегеля поддержать одновременно примат интеллекта и необходимость реализации разума в материи приводит к отрицанию самой гегелевской системы в интересах материалистической метафизики, гуманистической этики и чувственного (9).
0071 sinnliche ) эпистемология, основы «философии будущего».
развитие современной философии
Фейербах считал, что современная философия следовала схеме развития, установленной теологией. Попытка теологии установить соотношение между чувственными атрибутами Бога и внечувственной сферой, в которой он существует, с необходимостью привела к пантеизму, который делает материю атрибутом Бога или определяет Бога (как это делал Бенедикт де Спиноза) как «протяженную сущность» и таким образом заканчивается обожествлением самой материи. На самом деле пантеизм — это «теологический атеизм», открытие богословием того, что материя — единственная реальность, и поэтому оно предвещает окончательное саморазрушение религии.
Эмпиризм уже открыл, что материя является единственной реальностью, но только в практическом, а не в теоретическом смысле, ибо, делая «простую» материю единственной реальностью, он не мог иметь дело с данными человеческого сознания. Однако рационализм, необходимым следствием которого был идеализм, претерпел секуляризованное развитие от теизма как обожествления духа до пантеизма как саморазрушения духа.
Идеализм был не чем иным, как попыткой спасти Бога, наделив сознание, интеллект или разум полной эпистемологической властью за счет чувств. Тем не менее, поскольку он был откровенно секуляристским, рационализм должен был объяснить мир, открываемый органами чувств. Он мог сделать это, только утверждая, как это делал Иммануил Кант, абсолютный разрыв между миром интеллекта, которому он приписывал всю истину, и миром чувств, которому он приписывал реальность. Гегель пытался закрыть этот разрыв между истиной и реальностью, но он мог сделать это, лишь распространив картезианское обожествление Разума на мир в целом. Результатом стал переход от кантианского «рационального теизма, рационализированного теизма» к гегелевскому «пантеистическому идеализму».
разум у Гегеля
Утверждая разумность реального и реальность разумного, Гегель, по Фейербаху, возвел разум в положение «абсолютной сущности». Затем, чтобы объяснить существование пространственно-временного мира, он должен был одновременно признать, что материя есть отрицание мысли и что мысль может «осознать себя», только став материей.
Для Фейербаха это показало, что, по словам самого Гегеля, «мышление предполагает, не осознавая этого, что истина есть реальность, чувственность, независимая от мышления». С одной стороны, Гегель рассматривал чувственность как «атрибут идеи», а с другой стороны, он утверждал, что она есть «атрибут, без которого мысль не имеет истины»; то есть он должен был считать, что это «в одно и то же время центральное и маргинальное, сущность и случайность».
Идеализм имплицитно знал, по Фейербаху, что «истина, действительность и чувственность тождественны», но подавлял эту истину, чтобы подчинить чувственно воспринимаемый мир абсолютному бытию, наделенному атрибутами человеческого Я, т. е. сознание и разум. Это привело идеализм к утверждению, что мышление абсолютного существа реально, а мышление конечного чувственного существа, человека, нет. По Гегелю, человеческий разум есть не что иное, как самооткровение абсолютного бытия самому себе. Таким образом, восклицал Фейербах, Гегель «отчуждает и экспроприирует у человека его типическую сущность и деятельность!»
первенство человеческого сознания
Собственная «новая философия» Фейербаха началась с аксиомы «Только чувственное существо есть реальное, истинное существо», поставившей на ноги гегелевскую позицию, чтобы можно было правильно увидеть ее истину.
«Истинное отношение мысли к бытию состоит только в следующем, — писал он в Vorläufige Thesen : — бытие есть субъект, мысль — предикат. Мысль есть продукт бытия, а не бытие мысли… Сущность бытия как бытие есть сущность природы». Сознание, обожествленное Гегелем, подобно разуму, обожествленному Рене Декартом и Кантом, и Материи, обожествленной Спинозой, «есть наше Я, наш разум, наша сущность: и этот Бог не есть Бог сам по себе, а лишь видимость нас самих самим себе. .» Поэтому непреходящим вкладом идеализма в философию является его анализ под аспектом рассмотрения абсолютного бытия, операций человеческого сознания, реальность которых отрицается простым эмпиризмом. Гегельянство, как и вся метафизика, есть не что иное, как «эзотерическая психология».
материализм и идеализм
В отличие от традиционного материализма новая философия придавала сознанию и интеллекту онтологический и гносеологический статус, а материи, в отличие от идеализма, приписывала реальность. Но оно не обожествляло ни материю, ни сознание.
Ибо, по Фейербаху, неправильно вместе с материалистом говорить, что «человек отличается от животного только сознанием»; в самом деле, «в существе, пробуждающемся к сознанию, происходит качественное изменение, дифференциация всей природы». Однако это «качественное изменение» никоим образом не оправдывает идеалистического утверждения, что человек есть только сознание, «ибо как человек принадлежит сущности природы, — в противоположность обыденному материализму, так и природа принадлежит сущности человека — в противоположность субъективный идеализм».
человек
Всякая попытка определить сущность человека путем выведения его материального из его духовной природы или наоборот ошибочна, по мнению Фейербаха. Задача философии состоит в том, чтобы встретиться с человеком в его положении, как с той частью природы, наделенной сознанием, которая стремится реализовать свою особую сущность через определенные виды отношений с остальной природой и с другими представителями своего вида.
Философия Фейербаха предполагала только то, что «я есть реальная, чувственная сущность: тело составлено из моей сущности; ведь тело в своей тотальности есть мое Я, само мое существование». Оно признавало, что сущность человека раскрывается наиболее существенным образом в стремлении к соединению с другими людьми: «Сущность человека содержится только в общности, в единстве человека с человеком, единстве, которое, однако, основано только на реальности различий между Я и ты». Чтобы понять человеческие действия и мысли, необходимо принять во внимание способность человека превзойти ограниченные реакции низших животных на окружающую среду.
Философия, должным образом изученная, таким образом, есть «полное, последовательное и абсолютное сведение теологии к антропологии…» Она рассматривает человека как кульминацию природного процесса и определяет его как «универсальную сущность», а затем концентрируется на изучении всей совокупности его ответов остальному миру. Среди этих откликов найдутся страсти, особенно эмоция любви, импульс к «союзу» с «другим», свойственный человеку.
Способность создавать сообщества с общим эмоциональным содержанием — это секрет человека и, следовательно, секрет всех мыслей и действий; ибо то, что люди на самом деле ищут в каждом воображаемом абсолюте, есть не что иное, как «единство я и ты».
религия
Все это предполагается Фейербахом в исследованиях религии и лежит в основе его «разоблачения» христианских верований в « Das Wesen des Christentums », его самой знаменитой работе.
Фейербах рассматривал религию как одну из форм человеческого мышления и действия, посредством которой человек возвышается над животным. Начав с положения Д. Ф. Штрауса о том, что религия, миф, обряд и догмат говорят нам больше о внутренней жизни отдельных людей, чем об их предполагаемом объекте поклонения, Фейербах пытался определить чисто человеческое значение всей мифологической мысли. Он заявлял, что является униформистом в религиозных вопросах, то есть отрицал, что прошлый религиозный опыт отличается от того, что можно наблюдать в настоящем, тем самым предвосхищая подход к религиозному опыту как Уильяма Джеймса, так и Зигмунда Фрейда.
Как и они, он утверждал, что придерживается строго эмпирического метода. «Я нашел свои идеи в материалах, которые можно усвоить с помощью органов чувств», — писал он в предисловии 1843 года к «9».0071 Das Wesen des Christentums ; «Я произвожу не объект из мысли, а мысль из объекта; и я считаю, что только он является надлежащим объектом, который существует за пределами нашего мозга… Я не что иное, как естествоиспытатель в области ума. .»
Его исследование привело его к заключению, что религия есть форма проективного духа в человеке, средство, с помощью которого человек «проецирует свое бытие в объективность, а затем снова делает себя объектом этого спроецированного образа самого себя, превращенного таким образом в субъект». он мыслит себя не как объект для самого себя, а как объект объекта, другого существа, чем он сам». Таким образом, религия есть «мечта человеческого разума»; правильно понятое, оно есть мечта о человеческом, а не божественном развитии: «оно есть и не может быть ничем иным, как сознанием, которое человек имеет о своей собственной — не конечной и ограниченной — но бесконечной природе».
Таким образом, человек, в отличие от животного, превосходит самого себя, и религия является одним из средств, с помощью которых человек объективирует свою собственную сущность в идеальных терминах, создает образы того, чем он мог бы быть. Например, христианская идея Воплощения есть не что иное, как отражение мечты человека стать Богом и осознания того, что этого можно достичь только через трансцендентную любовь к ближнему.
Таким образом, религиозные чувства зависят от отчуждения человека от самого себя. Религия порождает веру в объективного «другого», в котором заключены все лучшие качества человека, а его худшие качества обозначаются как истинная человеческая сущность. Поэтому философия должна «разрушить иллюзию», которая лишает человека силы свободной жизни, а также подлинного чувства истины и добродетели, «ибо даже любовь, сама по себе глубочайшая, истиннейшая эмоция, благодаря религиозности становится лишь кажущейся, иллюзорна, так как религиозная любовь отдается человеку только ради Бога, так что она только по видимости дается человеку, а на самом деле Богу».
Короче говоря, для Фейербаха религия есть неконтролируемое и бессознательное упражнение человеческой способности, которую с помощью наук антропологии, физиологии и психологии можно контролировать, возвысить до сознания и направить на достижение подлинного здоровья, благополучия. , и сообщество здесь, на земле. Ибо «сознание Бога есть не что иное, как сознание вида».
Влияние
Фейербаха мало интересовала политическая полемика, за которую Маркс и Энгельс резко критиковали его, но его работа послужила источником вдохновения для тех, кто пытался разработать реалистическую программу реформ в Германии в середине век. Многие из его изречений стали догмами для радикального движения, как, например, заявление 1850 года: «Доктрина о еде имеет большое этическое и политическое значение. Пища становится кровью, кровь становится сердцем и мозгом, мыслями и разумом. основу человеческой культуры и мысли. Хотите ли вы улучшить нацию? Дайте ей вместо декламаций против греха лучшую пищу.
Человек есть то, что он ест» (цит. по Höffding, История современной философии , Лондон, 1900, Vol. II, с. 281). Но его главной заботой оставалась тайна превращения «человеческой платы за проезд» в человеческую мысль. Эта тайна была основой его натуралистического гуманизма, который Маркс и Энгельс считали лишь пережитком старого идеализма. Согласно «Тезисам о Фейербахе» Маркса, Фейербах свел «сущность религии к сущности человека », а Маркс возражал, что «сущность человека не есть абстракция, присущая каждому отдельному индивидууму. общественных отношений». Решение было в основном правильным. Фейербах, хотя и свел гегельянство к психологии, сделал из самого сознания тайну, если не чудо.
К 1850 году звезда Фейербаха уже зашла. Будущее материализма в Германии было связано с такими механистами, как Людвиг Бюхнер, с одной стороны, и с Марксом, с другой. Энгельс был прав, говоря: «Одним ударом [Фейербах] раздробил противоречие [идеализма] и без обиняков… снова поставил на престол материализм».
Но он также был прав, заметив, что Фейербах «остановился на полпути; нижняя половина его была материалистической, верхняя — идеалистической». «Разрушение» Фейербахом гегельянства было менее важным, чем то, как он это сделал, поскольку это разрушение было забавой почти каждого значительного мыслителя в Германии того времени. Но поскольку он породил материализм из самого Гегеля, Фейербах предоставил средства, с помощью которых немецкая мысль могла стать «научной», сохраняя при этом свой преобладающий интерес к историческим процессам. Таким образом, его работа вдохновила как Маркса, так и Энгельса, но она также заложила основу той феноменологической антропологии, которая сделала его источником информации и идей для таких современных философов, как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр и Карл Барт.
См. также Отчуждение; Барт, Карл; Бюхнер, Людвиг; Эмпиризм; Энгельс, Фридрих; Фрейд, Зигмунд; Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; гегельянство; Хайдеггер, Мартин; Идеализм; Джеймс, Уильям; Кант, Иммануил; Маркс, Карл; Материализм; Пантеизм; философская антропология; Рационализм; Сартр, Жан-Поль; Спиноза, Бенедикт (Барух) де; Штраус, Давид Фридрих.
Библиография
работы Фейербаха
Ludwig Feuerbach Sämtliche Werke . 10 тт., Под редакцией Вильгельма Болина и Фридриха Йодля. Штутгарт: Фромманн, 1903–1910 гг. Новое и дополненное изд., 12 тт. Штутгарт, 1959–1960 гг. Полное собрание сочинений Фейербаха, сопровождаемое полным аппаратом критики и биографическими и библиографическими сведениями о сочинениях как о нем, так и о нем.
Сущность христианства , перевод М. Эванса. Новое изд. Нью-Йорк: Harper, 1957. Содержит главу о Фейербахе из книги Барта Theologie und die Kirche 9.0072 .
работы по Фейербаху
Барт, К. Die Protantische Theologie im 19. Jahrhundert . Цюрих, 1952. Переведено Брайаном Козенсом как Протестантская мысль от Руссо до Ритчля . Нью-Йорк: Harper, 1959.
Барт, К. Die Theologie und die Kirche . Том. II, стр. 212–239. Zürich, 1928. В переводе Л. П. Смита как Theology and Church . Лондон: SCM Press, 1962.
Чемберлен, WB Небеса не были его пунктом назначения: философия Людвига Фейербаха . Лондон: Аллен и Анвин, 1941.
Корню, А. Мозес Хесс и ла-гош гегельен . Paris, 1934.
Engels, F. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie . Штутгарт, 1888 г. Переведено как Людвиг Фейербах и итоги классической немецкой философии под редакцией К. П. Датта. Нью-Йорк: Интернэшнл, 1934.
Грегуар, Ф. Aux Sources de la pensée de Marx . Париж, 1947 г.
Грюн, К. Людвиг Фейербах в seinem Briefwechsel und Nachlasse . 2 тт. Лейпциг, 1874.
Хук, С. От Гегеля к Марксу . Нью-Йорк: Рейналь и Хичкок, 1936.
Йодль, Ф. Людвиг Фейербах . Штутгарт: Frommans, 1904.
Леви, А. Философия Фейербаха . Париж, 1904 г.
Лёвит, К. Фон Гегель цу Ницше . Штутгарт, 1941 г.
Маркузе Х. Разум и революция . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 19.
41.
Нюдлинг, Грегор. «Die Auflosung des Gott-Menschenverhältnis bei Ludwig Feuerbach». В Der Mensch vor Gott . Дюссельдорф, 1948 г.
Нюдлинг, Грегор. Людвиг Фейербах Религиозная философия . Падерборн, Германия, 1936.
Равидович, С. Людвиг Фейербах Философия . Берлин: Ройтер и Райхард, 1931.
Такер, Р. Философия и миф у Карла Маркса . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1961.
другие рекомендуемые работы
Amengual, Gabriel. Критика религии и антропологии Людвига Фейербаха: Антропологическая редукция теологии в связи с идеализмом и материализмом . Барселона: Лайя, 1980.
Барата-Моура, Хосе и Вириато Сусаменьо Маркес. Pensar Feuerbach: Colóquio Comemorativo dos 150 anos da publicação de «A essência do Cristianismo (1841–1991) . Лиссабон: Edições Colibri, 1993. e Arbeitsgemeinschaft am ZIF der Universität Bielefeld 1989 . Берлин: Akademie-Verlag, 1990.
Кабада Кастро, Мануэль. Предмарксистский гуманизм Людвига Фейербаха . Мадрид: La Editorial Católica, 1975.
Фейербах, Людвиг. Принципы философии будущего. Перевод, введение Манфреда Х. Фогеля. Индианаполис, Индиана: Bobbs-Merrill, 1966.
Фейербах, Людвиг. Кляйне Шрифт . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 1966.
Фейербах, Людвиг. Антропологический материализм. Ausgewählte Schriften. Под редакцией Альфреда Шмидта. Вена: Europa Verlag, 1967.
Фейербах, Людвиг. Лекции о сущности религии. Нью-Йорк: Harper & Row, 1967.
Фейербах, Людвиг. Сущность веры по Лютеру . Нью-Йорк: Harper & Row, 1967.
Фейербах, Людвиг. Философская критика и основы. Лейпциг: Reclam, 1969.
Фейербах, Людвиг. Огненный ручей; Избранные сочинения Людвига Фейербаха. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1972.
Фейербах, Людвиг. Schriften aus dem Nachlass. Дармштадт: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1974–1976 годы.
Фейербах, Людвиг. Werke Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 1975-.
Фейербах, Людвиг. Geschichte der neueren Philosophie: Фон Бэкон фон Верулам бис Бенедикт Спиноза . Франкфурт-на-Майне: Röderberg-Verlag, 1976.
Фейербах, Людвиг. Мысли о смерти и бессмертии: Из записок мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм . Беркли: University of California Press, 1980.
Фейербах, Людвиг. Основы философии науки . Франкфурт-на-Майне: Витторио Клостерманн, 1983.
Фейербах, Людвиг. Принципы философии будущего . Индианаполис, Индиана: Хакетт, 1986.
Харви, Ван Остин. Фейербах и интерпретация религии . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995.
Каменка, Юджин. Философия Людвига Фейербаха. New York: Praeger, 1970.
Ludwig Feuerbach e la natura non umana: ricostruzione Genetica dell’Essenza della Religione con pubblicazione degli inediti .

Политические идеи Фейербаха напрямую связаны с антропологическим его учением.