Философия Фейербаха – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание:
Учение Фейербаха о познании — кратко
Этика Фейербаха — кратко
Философия религии Фейербаха — кратко
Работы Фейербаха — кратко
ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме — см. в статье Людвиг Фейербах – учение и идеи
Весьма влиятельный в XIX столетии немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был талантливым, остроумным писателем, а по характеру – человеком страстным и пылким. Сам определяя эволюцию своих неоднократно менявшихся философских взглядов, Фейербах отмечал: «Бог был моею первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». В юности он собирался стать теологом, затем стал увлекаться гегелевской метафизикой, а от нее перешёл – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Таким образом, Фейербах, по меткой характеристике историка материализма Ланге, последовал через те самые три фазиса философской мысли, которые основатель позитивистской доктрины Огюст Конт усматривал в истории всего человечества (теологический, метафизический и позитивный).
Людвиг Фейербах
Учение Фейербаха о познании – кратко
Согласно одному из основных положений, подтверждающих материализм Людвига Фейербаха, «истина, действительность и чувства тождественны между собой… Очевидно только чувственное… Только там, где начинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор». Поэтому чувства – главные органы не только нашего восприятия, но и познания вообще. Бывший поначалу главным авторитетом для Фейербаха Гегель доказывал, что одни чувства не могут дать человеку общего знания, что все чувственное текуче и единично, и, следовательно, не содержит в себе никаких абстрактных категорий. Но Фейербах, подобно сенсуалистам XVIII столетия, утверждал, что чувственность – единственный источник истинного знания. Он доходил даже до отрицания существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.
Другой важной чертой теории познания Людвига Фейербаха является то, что Ланге называет «туизмом» (от латинского «tu» – ты). Достоверность бытия, считает Фейербах, определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие. Таким образом, в гносеологии Фейербаха большую роль играет не только «чисто воспринимающее» ощущение, но и любовно-эмоциональная сторона чувственности.
Этика Фейербаха – кратко
Наибольшее внимание философия Людвига Фейербаха уделяет этике и религии. В первой трети XIX века в Германии преобладал взгляд, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, основанной на стремлении к индивидуальному счастью (эвдемонизм). Фейербах и получил широкую известность тем, что, вопреки господствующим тогда системам, провёл эвдемонистическую мораль последовательно и даже радикально. По его взгляду, предмет этики – область человеческой воли, но сама эта воля определяется прежде всего стремлением к счастью. «Нравственность без блаженства, – говорит Людвиг Фейербах, – это слово без смысла». По вопросу о том, как сочетать тягу к личному счастью с противоречащим ей на первый взгляд стремлением к самоограничению и служению на благо других, проповедник «туизма» Фейербах разъясняет: так как «я» неотделимо от «ты», то и истинная этика должна быть основана не на одиночном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы и чужие устремления. Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Её явным выражением служит различие полов. В половой любви «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем, хочешь ты того, или нет, стремление к счастью другого лица». Мысль о том, что личное стремление к счастью должно быть неотъемлемо от такой же тяги других, мы усваиваем с самого детства – в процессе человеческого общения. Согласно этической философии Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом возникать может, но он отнюдь не является неизбежным и непреодолимым. В нашей жизни, мы постоянно учимся сочетать исполнение долга с личными склонностями. В итоге, само следование долгу мало-помалу начинает сопровождаться с ощущением удовлетворения и счастья, даже если поначалу оно и выполняется против воли. Даже жертва собственной жизнью во имя счастья другого может принести человеку высокое этическое наслаждение.
Философия религии Фейербаха – кратко
Больше всего Людвиг Фейербах прославился своей теорией о происхождении религии. Она, в сущности, довольно незатейлива, но среди его современников признавалась очень оригинальной. По философии Фейербаха, человек на протяжении всей своей жизни имеет дело только с данными чувств. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. К сверхчувственному, «потустороннему» Фейербах относит и главные религиозные понятия: идеи Бога, свобода воли и бессмертия души, противопоставляя этим «несуществующим вещам» положение: «довольствуйся данным миром».
Однако его философия кардинально расходится с атеистами XVIII столетия в трактовке вопроса об истоках религиозных верований. Большинство «просветителей» XVIII века полагало, что религия возникает из человеческого невежества и суеверия, а также из сознательного обмана в целях установления господства меньшинства над большинством. Фейербах же считает, что тяга измышлять себе богов коренится в неотъемлемом от людского духа стремлении уподоблять внешний мир собственному идеализированному образу. Всякий человек ограничен в своей физической и психической индивидуальности и не может воплощать в себе все возможные людские совершенства и добродетели. Но в каждом индивиде существует желание обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все доступные человеку как виду возможности. Это устремление и ложится в основу религиозных представления о богах. Люди издревле склонны олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких вымышленных, несуществующих на деле реальностях. К этому человека толкает всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, чем он должен быть. Религиозное творчество стремится устранить эту противоположность. Не Бог творит человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек подобным способом творит богов. Кратко этот взгляд формулируется в знаменитом изречении Людвига Фейербаха «человек человеку – бог».
Историческую важность религии философия Фейербаха ничуть не отрицает, говоря даже, что прежде вера в богов воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но в настоящее время нужда в ней отпала. Фейербах убеждён, что его философия и современная ему наука распознала метафизическую иллюзию, лежащую в основе религиозного творчества. Боги тем самым теряют смысл своего существования. Прогрессивное развитие техники, искусств и общественных форм даёт человечеству возможность удовлетворить всё больше самых разнообразных потребностей. Между тем, религия возникала и на почве их неудовлетворённости – теперь устранённой. Ремесленник и поэт ныне уже не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона. Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии.
В своём атеизме Фейербах далеко не оригинален. Он имел многих более выдающихся предшественников в XVIII и более ранних веках. Однако его психологическое объяснение процесса возникновения религии создавало впечатление нового слова в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха нашли развитие в этнографических исследованиях по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера и других учёных, а также в психологии.
Работы Фейербаха – кратко
Первой значительной философской работой Людвига Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (первый том, 1833). Здесь ещё ясно чувствуется влияние гегельянства, однако уже зарождается главный для Фейербаха вопрос – об отношении философии к религии. Первый том «Истории новой философии» позже был дополнен двумя другими, посвящёнными Лейбницу (1837) и Пьеру Бейлю (1838). Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже отвергается, как и в ранней анонимной работе Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя её автора стало известным, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. В томе, посвящённом Бейлю, Фейербах открыто склоняется к атеизму и начинает формулировать главные основы своей психологической трактовки религии. Он подробно излагает её в двух своих последующих известных работах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841). В сочинениях более позднего периода: «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) Людвиг Фейербах еще более радикально развивает сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму (его известное изречение «человек есть то, что он ест»), к которому вместе с ним и независимо от него склонились и многие другие представители левого гегельянства.
Философские и религиозные идеи, изложенные в работах Фейербаха, оказали сильное влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии (подробнее — см. в статье Маркс и Фейербах). Выдающийся русский философ С. Булгаков писал, что если в Марксе германский материалистический социализм имеет своего политэконома, то Фейербах является его богословом и философом.
Философия Людвига Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872 гг. ) родился в семье юриста. Был образцовым учеником, своим трудолюбием и усердием заслужил высокое мнение учителей. Изучал, как и большинство немецких философов этого времени, теологию в университете Гейдельберга, затем философию в Берлине. Фейербах был сторонником философии Гегеля, которая оказала на него очень большое влияние, хотя он имел возможность лишь один раз лично общаться с Г. В.Ф. Гегелем. После защиты диссертации в Эрлангенском университете в возрасте 25 лет Фейербах получает место приват-доцента.
Как Фейербах сам отмечал, он жил спокойно в уединенном помещении, окруженном зеленью; питался умеренно, а по вечерам пил пиво, закусывал самое большое редиской и не желал себе ничего большего. Правда, сверх всякой разумной нормы пил кофе.
Уже первое произведение Фейербаха, изданное анонимно в 1830 году, — «
Фейербах работает редактором, библиотекарем. Познакомился с дочерью богатого фабриканта хрусталя Бертой, с которой заключил брачный союз. Его материальное положение, естественно, улучшилось, и он поселился в замке Брикберг, живя на средства жены и на очень скромную пенсию, которую ему выплачивает баварское правительство. Некоторое время он был издателем «Ежегодника немецкой науки и искусства», в котором публиковал свои важнейшие работы. Он отказывался от сотрудничества со своим соиздателем Арнольдом Фуге, когда тот начал сотрудничать с Карлом Марксом, и отказался от работы по изданию названного ежегодника.
В жизни Л. Фейербаха можно отметить весьма знаменательный факт. Группа студентов обратилась к нему с просьбой прочитать для них цикл лекций по философии. Откликаясь на эту просьбу, Фейербах выступает с лекциями по введению в философию. Студенты обратились к нему с просьбой выставить свою кандидатуру для избрания депутатом. Они называют его благородным душой мыслителем и учителем. Студенты замечают, что утренняя заря революции начала осветлять мир и, учитывая, что он, Людвиг Фейербах, был одним из немногих, к кому они на фоне господствующей неправды в немецких университетах убегали из аудитории в поисках доверия и правды, то именно он достоин быть их представителем в парламенте. Однако это обращение осталось без ответа со стороны Л. Фейербаха.
Разработанные лекции Фейербах издает в книге «
После поражения восстания во Франкфурте на Майне Фейербах работает над естественнонаучной тематикой и готовит монументальное по замыслу произведение, он назвал его «Теогония». После банкротства фабрики тестя он переезжает вместе с семьей в небольшое местечко недалеко от Нюрнберга и живет только благодаря помощи своих друзей. В 1867 году у него случился инсульт, он был частично парализован, а через пять лет Л. Фейербах умирает в возрасте 68 лет.
Основной заслугой Л. Фейербаха в философии является разработка им последовательной доктрины материализма, опирающейся на данные современного ему естествознания. Несмотря на полученное на теологическом факультете университета образование, Л. Фейербах полностью порывает с религией и переходит на позиции атеизма. Им предпринимается попытка объяснить религию, веру в Бога с материалистических позиций, исходя из человеческой сущности и ее природы. В теории познания Л. Фейербах — последовательный оптимист, он убежден в познаваемости мира. Философия Л. Фейербаха, по существу, не вписывается в систему немецкой классической философии.
Л. Фейербах сосредоточил свое внимание именно на критике идеализма немецкой философии, прежде всего на критике Гегеля. Он отвергает идею тождества мышления и бытия; не признает абсолютной идеи как самостоятельной субстанции и основы всего сущего. Пытается логически обосновать невозможность превращения Абсолютной идеи в природу, в материальный мир, поскольку последний осязаем и видим, а Абсолютная идея — это догадка и вымысел Гегеля.
Критикуя философскую идеалистическую систему Гегеля, Фейербах отвергает и диалектику. Он объявляет философию Гегеля спекуляцией, вымыслом, обращенным в прошлое и противоречащим достижениям современной науки. Однако ограниченность критики Л. Фейербахом идеалистической диалектики Гегеля привела его самого к метафизическому по методу материализму.
В философском наследии Л. Фейербаха видное место занимает критика им религии, и прежде всего идеи существования Бога. Если практически все философы до Фейербаха допускали компромисс между материализмом и существованием Бога, то Л. Фейербах бескомпромиссно выступает с атеистических позиций. Бог как самостоятельная реальность не существует, он исключительно порождение сознания человека. Религия — это фантастически и мифологически сформулированная идеология, которая распространяется благодаря невежеству человека. Корни религии — в тяжелой жизни человека, в чувстве бессилия перед слепыми силами внешнего мира, в незащищенности человека от этих слепых сил. Идея Бога — это утешение для человека, а сам Бог — это образец идеального человека, к которому стремится человек. Бог не творец, а творение разума человека.
В теории познания он критикует И. Канта, считает, что познавательные способности человека безграничны, а окружающий мир познаваем. Познание — это процесс, и то, что не познаем мы, говорил Л. Фейербах, познают наши потомки. В гносеологии Фейербах исходит из того, что объективно существующие объекты познания, воздействуя на наши органы чувств, порождают в них субъективные чувственные ощущения, которые осознаются разумом. Критерии истинности наших знаний Л. Фейербах видел в чувственности человеческого рода, т. е. это то общее в чувствах каждого познающего субъекта познания, что можно установить путем обмена мнениями.
Конечно, такой критерий нельзя назвать научным. Однако заслуживает внимания еще одна позиция Л. Фейербаха в гносеологии. Отвечая на выводы некоторых агностиков, которые обосновывали учение о непознаваемости мира тем, что у человека недостаточно чувств и каждое их них ограниченно, Л. Фейербах уверенно замечает и аргументирует свой ответ, что у человека именно столько чувств, сколько ему нужно для познания мира.
Л. Фейербах считается автором теории антропологического материализма. Основные составляющие этой теории: признание природы и человека, который является ее частью, единственно реальными, действительно существующими. Человек — это неразрывное единство материального (тела) и духовного (мышления). Поскольку центральной проблемой философии является проблема отношений между материальным и духовным, между материей и сознанием, постольку именно человек должен стать в центре исследовательских интересов философии. Идеи не обладают самостоятельным бытием, а являются исключительно продуктом сознания человека. Природа не сотворима и не уничтожима, она существует вечно, а все предметы, процессы, явления — это различные проявления материи.
В антропологии Л. Фейербах рассматривает человека как субъекта познания природы, которая существует независимо от человеческого сознания, объективно.
Сознание человека — это тоже проявление природы, и поэтому познание необходимо начинать именно от природы, а не от сознания, как это сделал Г. В.Ф. Гегель. Человека Фейербах трактовал как существо абстрактное, его природа вечна, она не меняется и не зависит от конкретных исторических условий и обстоятельств. Такой же внеисторический характер носит и мораль человека, она существует одна и та же для всех времен и народов. Человека конкретного Фейербах не видел.
Критикуя религию, Л. Фейербах все же считал религию необходимой, вечной, более того, он утверждал, что именно изменения религии являются движущей силой общественного развития, только на смену ошибочной христианской религии должна прийти истинная религия — религия любви между людьми. Человек по природе своей добр, однако именно религия лишила его истинной природы, а без этих своих наилучших добродетелей человек стал злым и эгоистичным.
Человек — это уникальное существо, обладающее разумом, волей, чувствами, желаниями. Он может реализовать свои цели, только живя в обществе, во взаимодействии с другими людьми, а смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Идеи Л. Фейербаха вскоре были востребованы так называемыми вульгарными материалистами. Людвиг Бюхнер именно Л. Фейербаха считал автором лучшей и наиболее истинной философии. Яков Молешотт сформулировал тезис, что мышление — это физиологический процесс. Карл Фохт считал мышление и сознание физиологически-химическим процессом: «мозг выделяет мысль, как печень желчь». Еще более востребованной философия Л. Фейербаха оказалась для К. Маркса и Ф. Энгельса, особенно высоко оценившими основной труд Л. Фейербаха « Сущность христианства».
Фридрих Энгельс — Энциклопедия Нового Света
Фридрих Энгельс (28 ноября 1820 – 5 августа 1895), немецкий политический философ девятнадцатого века, тесно сотрудничавший с Карлом Марксом в основании современного коммунизма. Сын текстильного фабриканта, он стал социалистом и, наблюдая за ужасающим положением британских фабричных рабочих, управляя фабрикой в Манчестере, Англия, написал свой первый крупный труд « Положение рабочего класса в Англии» в 1844 году9.0006 (1845 г.). В 1844 году он встретил Маркса в Париже, положив начало сотрудничеству на всю жизнь. Он и Маркс написали «Коммунистический манифест » (1848 г.) и другие работы. После провала революций 1848 года Энгельс поселился в Англии. Вместе с Марксом он помог основать (1864 г.) Международное товарищество рабочих. Энгельс поддерживал Маркса финансово, когда он писал первый том «
Содержимое
- 1 срок службы
- 1.1 Первые годы
- 1.2 Англия
- 1.3 Париж
- 1.4 Бармен
- 1,5 Брюссель, Лондон и Париж
- 1.6 Возвращение в Пруссию
- 1.7 Снова в Манчестере
- 1.8 Более поздние годы
- 2 Мысли и дела
- 2. 1 Основные работы
- 2.1.1 Святое Семейство (1844)
- 2.1.2 Положение рабочего класса в Англии в 1844 г. (1844)
- 2.1.3 Коммунистический манифест (1848)
- 2.1.4 Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884)
- 2. 1 Основные работы
- 3 Примечания
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
- 5.1 Общие источники по философии
- 6 кредитов
После смерти Маркса Энгельс редактировал 2-й и 3-й тома по черновикам и заметкам Маркса (последний том закончил Карл Каутский). Энгельс внес свой вклад в вопросы национальности, военного дела, науки и промышленных операций, и ему обычно приписывают формирование двух основных философских компонентов марксизма: исторического материализма и диалектического материализма. Его основные работы включают Анти-Дюринг (1878 г.) и Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884 г. ).
Жизнь
Ранние годы
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в Бармене, Рейнская провинция королевства Пруссия (ныне часть Вупперталя в Северном Рейне-Вестфалии, Германия), как старший сын немца производитель текстиля, с которым у него были натянутые отношения. [1] По семейным обстоятельствам Энгельс бросил школу и в 1838 г. был отправлен работать неоплачиваемым конторским служащим в торговом доме в Бремене.0085 [2] В это время Энгельс начал читать философию Гегеля, учение которого доминировало в немецкой философии того времени. В сентябре 1838 года он опубликовал свое первое произведение, стихотворение под названием The Bedouin, в Bremisches Conversationsblatt № 40. Он также занимался другой литературной и журналистской работой. [3] В 1841 году Энгельс вступил в прусскую армию в составе Придворной артиллерии. Эта должность переместила его в Берлин, где он слушал университетские лекции, начал общаться с группами младогегельянцев и опубликовал несколько статей в Рейнише Цайтунг . [4] Всю свою жизнь Энгельс указывал, что он многим обязан немецкой философии из-за ее влияния на его интеллектуальное развитие. [5]
Англия
В 1842 году 22-летнего Энгельса отправили в Манчестер, Англия, для работы в текстильной фирме Эрмена и Энгельса, акционером которой был его отец. [6] Отец Энгельса думал, что работа в манчестерской фирме может заставить Энгельса пересмотреть радикальные взгляды, которые он развил в старшей школе. [7] По пути в Манчестер Энгельс посетил редакцию Rheinische Zeitung и впервые встретился с Карлом Марксом, хотя эта пара не произвела друг на друга впечатления. [8] В Манчестере Энгельс познакомился с Мэри Бернс, молодой женщиной, с которой у него завязались отношения, продолжавшиеся до ее смерти в 1862 году. учебный класс. Несмотря на их пожизненные отношения, они никогда не были женаты, потому что Энгельс был против института брака, который он считал неестественным и несправедливым. [10]
Во время своего пребывания в Манчестере Энгельс делал записи и лично наблюдал ужасные условия труда британских рабочих. Эти заметки и наблюдения, наряду с его опытом работы в коммерческой фирме отца, легли в основу его первой книги « Положение рабочего класса в Англии в 1844 году». заниматься радикальной журналистикой и политикой. Он часто встречался с некоторыми членами английского рабочего и чартистского движений и писал для нескольких различных журналов, в том числе 9.0005 Северная звезда, Роберт Оуэн Новый нравственный мир, и Демократическое обозрение газета. [11]
Париж
После плодотворного пребывания в Англии Энгельс решил вернуться в Германию в 1844 году. На обратном пути в Германию он остановился в Париже, чтобы встретиться с Карлом Марксом, с которым ранее вел переписку. Маркс и Энгельс встретились в Кафе де ла Режанс на площади Пале 28 августа 1844 года. Они стали близкими друзьями и остались таковыми на всю жизнь. В конце концов Энгельс остался в Париже, чтобы помочь Марксу писать, Святое Семейство, нападение на младогегельянцев и братьев Бауэр. Первым вкладом Энгельса в работу Маркса были статьи для журнала Deutsch-französische Jahrbücher , который в том же году редактировали Маркс и Арнольд Руге в Париже. [12]
Barmen
Вернувшись к Barmen, Энгельс опубликовал Die Lage der arbeitenden Klasse в Англии (1845; Положение рабочего класса в Англии в 1844, 1887), классику в области, которая позже стал специальностью Маркса. Их первая крупная совместная работа была Die deutsche Ideologie (1845; Немецкая идеология ), которая, однако, была опубликована только более чем через восемьдесят лет. Это была в высшей степени полемическая критика, которая осуждала и высмеивала некоторых из их ранних младогегельянских единомышленников, а затем переходила к нападкам на различных немецких социалистов, отвергавших необходимость революции. Собственные конструктивные идеи Маркса и Энгельса вставлялись то здесь, то там, всегда фрагментарно и лишь как поправочный ответ на осуждаемые ими взгляды.
Брюссель, Лондон и Париж
В 1845 году Энгельс воссоединился с Марксом в Брюсселе и поддержал его недавно сформулированную материалистическую интерпретацию истории, предполагавшую в конечном итоге реализацию коммунистического общества. Между 1845 и 1848 годами Энгельс и Маркс жили в Брюсселе, проводя большую часть своего времени в организации немецких рабочих города. Вскоре после своего прибытия они связались с подпольной Немецкой коммунистической лигой и присоединились к ней, и Лига поручила им написать брошюру, объясняющую принципы коммунизма.
Летом 1845 года Энгельс взял Маркса в путешествие по Англии. После этого он провел время в Париже, пытаясь обратить различные группы немецких рабочих-эмигрантов, в том числе тайное социалистическое общество, Лигу Справедливых и французских социалистов, на свои взгляды и взгляды Маркса. В июне 1847 г., когда Лига Справедливых провела свой первый съезд в Лондоне, Энгельс сыграл важную роль в ее преобразовании в Коммунистическую Лигу.
Вместе он и Маркс убедили второй коммунистический конгресс в Лондоне принять их идеи и были уполномочены разработать заявление о коммунистических принципах. Манифест коммунистической партии ( Манифест коммунистической партии, обычно называемый Коммунистический манифест ) был впервые опубликован 21 февраля 1848 года. предварительные определения из Grundsätze des Kommunismus (1847; Принципы коммунизма ).
Возвращение в Пруссию
В феврале 1848 года во Франции произошла революция, которая со временем распространилась на другие страны Западной Европы. Энгельс и Маркс вернулись в город Кёльн в своей родной Пруссии. Там они создали и работали редакторами новой ежедневной газеты под названием «9».0005 «Новая рейнская газета». [14] Однако газета была закрыта во время прусского государственного переворота в июне 1849 года. а потом Лондон. Энгельс остался в Пруссии и принял участие в вооруженном восстании в Южной Германии в качестве адъютанта добровольческого корпуса города Виллиха. [15] Когда восстание было подавлено, Энгельс бежал через Швейцарию в качестве беженца и вернулся в Англию. [16]
Вернувшись в Манчестер
Энгельс и Маркс воссоединились в Лондоне, где они реорганизовали Коммунистический союз и разработали тактические директивы для коммунистов, полагая, что очередная революция неизбежна. Чтобы поддержать Маркса и самого себя, Энгельс занял подчиненную должность в коммерческой фирме, акции которой принадлежали его отцу, Эрмену и Энгельсу, и в конце концов прошел путь до совладельца в 1864 году. [17] принципы и его критика капитализма, чтобы помешать прибыльной деятельности фирмы, и был в состоянии снабжать Маркса постоянным притоком средств. Когда он продал свое товарищество в 1869 г., чтобы больше сосредоточиться на учебе, [18] он получил достаточно денег, чтобы безбедно прожить до своей смерти в 1895 году, и предоставить Марксу ежегодную субсидию в размере 350 фунтов стерлингов с дополнительными суммами для покрытия всех непредвиденных обстоятельств.
Вынужденный жить в Манчестере, Энгельс поддерживал постоянную переписку с Марксом и часто писал для него газетные статьи. Он был автором статей, опубликованных в New York Tribune под именем Маркса в (1851–52). Позже они были опубликованы под именем Энгельса как Революция и контрреволюция в Германии в 1848 году (1896). В 1870 году Энгельс переехал в Лондон и жил с Марксом до самой смерти последнего в 1883 году. [19] Его лондонский дом в это время и до его смерти был 122 Риджентс-Парк-роуд, Примроуз-Хилл, NW1. [20]
Поздние годы
Рецензии Энгеля на книгу Маркса Das Kapital (Капитал) помогли сделать ее центральным элементом марксистской мысли и популяризировать марксистские взгляды. Почти в одиночку он написал Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft (1878; Herr Eugen Dühring’s Revolution in Science ), книга, которая больше всего способствовала продвижению идей Маркса и подорвала влияние берлинского профессора Карла Ойгена Дюринга, который угрожал вытеснить Маркса. влияние среди немецких социал-демократов.
После смерти Маркса в 1883 году Энгельс стал главным авторитетом в области Маркса и марксизма. Он использовал незавершенные рукописи и черновики Маркса, чтобы завершить тома 2 и 3 из 9.0005 Das Kapital (1885 и 1894) и написал предисловия к новым изданиям работ Маркса, а также статьи на различные темы.
Последними двумя публикациями Энгельса были Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats (1884; Происхождение семьи, частной собственности и государства ) и Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie . (1888; Людвиг Фейербах и итоги классической немецкой философии ). Он вел обширную переписку с немецкими социал-демократами и их последователями повсюду, чтобы увековечить образ Маркса и способствовать некоторому конформизму среди «верных».
Энгельс умер от рака горла в Лондоне в 1895 году. [21] После кремации в Уокинге его прах был развеян над Бичи-Хед, недалеко от Истборна, как он и просил.
Мысли и произведения
Энгельс создал философскую основу, в рамках которой можно было понять идеи Маркса, предположив, что философия прогрессивно развивалась на протяжении истории, пока не достигла кульминации в систематическом идеализме Гегеля. Он утверждал, что Маркс применил идеи Гегеля к физическому миру, и считал, что современные естественные и политические науки достигают точки, когда они могут реализовать идеальное физическое существование и идеальное общество. Он сказал, что Маркс разработал диалектический метод, который в равной степени применим для объяснения природы, исторического прогресса и прогресса человеческой мысли, и что его «материалистическая концепция» позволила ему проанализировать капитализм и раскрыть «секрет» излишка. стоимость. Эти концепции были основой «научного социализма», который обеспечил направление и понимание для преобразования общества и решения проблем бедности и эксплуатации.
Помимо того, что Маркс полагался на материальную поддержку своей работы и своих публикаций, Энгельс также извлек выгоду из своих знаний о деловой практике и промышленных операциях. Энгельс считал, что концепция моногамного брака была создана из господства мужчин над женщинами, и связал этот аргумент с коммунистической мыслью, утверждая, что мужчины доминировали над женщинами так же, как класс [капитализма | капиталистов]] доминировал над рабочими. С 1970-х годов некоторые критики оспаривали мнение Энгеля о том, что научный социализм является точным отражением намерений Маркса, и его даже обвиняли в некоторых ошибках в теории Маркса.
Основные труды
Святое семейство (1844)Святое семейство, , написанное Марксом и Энгельсом в ноябре 1844 года, представляет собой критику младогегельянцев и их мысли, которая была очень популярна в академических кругах в время. Название было предложено издателем и было задумано как саркастическая ссылка на братьев Бауэр и их сторонников. [22] Книга вызвала споры в прессе. Бруно Бауэр попытался дать опровержение в статье, опубликованной в журнале Wigand’s 9.0005 Vierteljahrsschrift в 1845 году, утверждая, что Маркс и Энгельс неправильно поняли то, что он пытался сказать. Позже Маркс ответил своей собственной статьей в журнале Gesellschaftsspiegel, в январе 1846 года. Маркс также обсуждал этот аргумент в главе 2 книги Немецкая идеология . [23]
Положение рабочего класса в Англии в 1844 г. (1844)Положение рабочего класса представляет собой подробное описание и анализ ужасающих условий рабочего класса в Великобритании и Ирландии. которые Энгельс наблюдал во время своего пребывания в Англии. Первоначально он был предназначен для немецкой аудитории. Работа содержала много основополагающих мыслей о состоянии социализма и его развитии.
Почти пятьдесят лет спустя в предисловии к изданию 1892 года Энгельс сказал о себе:
Автор в то время был молод, ему было двадцать четыре года, и его произведение носит печать его юности с ее хорошими и своими недостатками, ни одного из которых он не стыдится… Описываемое положение вещей в этой книге принадлежит сегодня, во многих отношениях, к прошлому, насколько это касается Англии. Хотя это прямо не указано в наших признанных трактатах, тем не менее закон современной политической экономии состоит в том, что чем в большем масштабе осуществляется капиталистическое производство, тем меньше оно может поддерживать мелкие приемы мошенничества и воровства, характерные для его ранних стадий…
Но в то время как Англия таким образом переросла описанное мною юношеское состояние капиталистической эксплуатации, другие страны только что достигли его. Франция, Германия и особенно Америка являются грозными конкурентами, которые в настоящий момент — как я и предвидел в 1844 году — все более и более разрушают промышленную монополию Англии. Их мануфактуры молоды по сравнению с мануфактурами Англии, но растут гораздо быстрее, чем в Англии; и, что довольно любопытно, в настоящий момент они достигли примерно той же фазы развития, что и английская мануфактура в 1844 году. Что касается Америки, то аналогия действительно наиболее поразительна. Правда, внешняя среда, в которую поставлен рабочий класс в Америке, очень различна, но действуют одни и те же экономические законы, и результаты, если не во всех отношениях одинаковые, должны быть все же одного порядка. Отсюда мы находим в Америке ту же борьбу за укороченный рабочий день, за легальное ограничение рабочего времени, особенно женщин и детей на фабриках; мы находим систему грузовиков в полном расцвете и систему коттеджей в сельской местности, используемую «хозяевами» как средство господства над рабочими…
Коммунистический манифест (1848)Вряд ли нужно указывать, что общая теоретическая точка зрения этой книги — философская, экономическая, политическая — не совсем совпадает с моей сегодняшней точкой зрения. Современный международный социализм, полностью развившийся как наука главным образом и почти исключительно усилиями Маркса, в 1844 г. еще не существовал. Моя книга представляет собой одну из фаз его зачаточного развития; и как человеческий зародыш на своих ранних стадиях все еще воспроизводит жаберные дуги наших предков-рыб, так и эта книга повсюду обнаруживает следы происхождения современного социализма от одного из его предков, немецкой философии. [24]
Коммунистический союз Германии поручил Энгельсу и Марксу опубликовать политическую брошюру о коммунизме в 1848 году. Этот небольшой томик является одним из самых известных политических документов в история. Большая часть его силы исходит из краткости, в которой он написан. Манифест намечает курс действий для свержения буржуазии (среднего класса) пролетариатом 9.0006 (рабочий класс) и создать бесклассовое общество, и представляет собой повестку дня из десяти целей, которые необходимо выполнить.
Происхождение семьи, частной собственности и государства. (1884)Происхождение семьи, частной собственности и государства. неестественный институт, семья, предназначенный для «приватизации» богатства и человеческих отношений в отличие от естественного развития животных и ранних людей. Он содержит всесторонний исторический взгляд на семью в связи с проблемами социального класса, подчинения женщин и владения частной собственностью.
Примечания
- ↑ Marxists.org, Письма Карла Маркса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Биография Фридриха Энгельса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, предисловие. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Роберт К. Такер, Читатель Маркса-Энгельса.
- ↑ Marxists.org, Биография Фридриха Энгельса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Там же.
- ↑ Там же.
- ↑ Фрэнсис Уин, Карл Маркс: Жизнь.
- ↑ BBC, Наследие Фридриха Энгельса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Происхождение и семья. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Сочинения. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Engels Publications. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Биография Фридриха Энгельса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Friedrich Engels, 1893. Проверено 17 марта 2007.
- ↑ Там же.
- ↑ Там же.
- ↑ BBC, Коммунизм в Манчестере. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Биография Фридриха Энгельса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Там же.
- ↑ English Heritage, London Blue Plaques. Проверено 6 мая 2008 г.
- ↑ Marxists.org, Смерть Энгельса. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Marxists.org, Святое Семейство. Проверено 17 марта 2007 г.
- ↑ Там же.
- ↑ Marixsts.org, Предисловие к английскому изданию (1892 г.). Проверено 17 марта 2007 г.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Carver, T. 1981. Engels . Нью-Йорк: Хилл и Ван. ISBN 080
2X
- Энгельс, Фридрих и Леонард Э. Минс. Фредерик Энгельс о капитале; Резюме, обзоры, письма и дополнительные материалы . Нью-Йорк: Международные издательства, 1974. .
- Нимц, Август Х. Маркс и Энгельс: их вклад в демократический прорыв. Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, 2000. ISBN 0585358362
- Рэнсом, Роджер Л. Цивилизации двадцатого века . Мейсон, Огайо: Thomson/Custom Pub. , 2003. .
- Такер Р.К., К. Маркс и Ф. Энгельс. Читатель Маркса-Энгельса . Нью-Йорк: Нортон, 1978. ISBN 0393056848
Внешние ссылки
Все ссылки получены 16 июня 2021 г.
- Интернет-архив Маркса и Энгельса на Marxists.org.
- Биографический архив Маркса/Энгельса.
- Маркс и Энгельс на родном немецком языке.
- Произведения Фридриха Энгельса. Проект Гутенберг.
Общие источники по философии
- Стэнфордская философская энциклопедия
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Пайдейя Онлайн
- Проект Гутенберг
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Фридрих Энгельс история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «Фридриха Энгельса»
Примечание. На использование отдельных изображений, которые лицензируются отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии — Часть 1: Гегель Фридрих Энгельс
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Часть 1: Гегель
Находящийся перед нами том (1) возвращает нас к периоду, который, хотя по времени отстал от нас не более чем на поколение, стал таким чуждым нынешнему поколению в Германии, как если бы ему было уже сто лет. Между тем это был период подготовки Германии к революции 1848 года; и все, что произошло с тех пор в нашей стране, было только продолжением 1848 года, только исполнением последней воли и завещания революции.
Как во Франции в 18 веке, так и в Германии в 19 веке философская революция привела к политическому краху. Но как по-разному они выглядели! Французы вели открытую борьбу со всей официальной наукой, с церковью, а часто и с государством; их сочинения печатались за границей, в Голландии или Англии, а сами они часто находились под угрозой тюремного заключения в Бастилии. С другой стороны, немцы были профессорами, назначенными государством инструкторами молодежи; их сочинения были признанными учебниками, а система завершения всего развития — гегелевская система — была даже как бы возведена в ранг королевско-прусской государственной философии! Неужели за этими профессорами, за их темными, педантскими фразами, за их тяжеловесными, томительными фразами могла скрываться революция? Не были ли именно эти люди, считавшиеся тогда представителями революции, либералами, злейшими противниками этой сбивающей с толку философии? Но то, чего не видели ни правительство, ни либералы, видел по крайней мере один человек еще в 1833 году, и этим человеком действительно был не кто иной, как Генрих Гейне. [А]
Возьмем пример. Ни одно философское положение не заслужило большей благодарности со стороны ограниченных правительств и гнева со стороны столь же ограниченных либералов, чем знаменитое высказывание Гегеля: «Все, что реально, разумно; и все, что разумно, реально». Это было осязаемым освящением сущего, философским благословением, дарованным деспотизму, полицейскому управлению, процессу Звездной палаты и цензуре. Так понимал это Фридрих Вильгельм III и его подданные. Но, по Гегелю, конечно, не все, что существует, также реально без дальнейших уточнений. Для Гегеля атрибут реальности принадлежит только тому, что в то же время необходимо: «Действительность в ходе своего развития оказывается необходимостью». Та или иная государственная мера — сам Гегель приводит в пример «известное налоговое регулирование» — поэтому для него отнюдь не безоговорочно реальна. Однако то, что необходимо, оказывается в конечном счете также и разумным; и, следовательно, применительно к прусскому государству того времени гегелевское положение означает только: это государство разумно, соответствует разуму, поскольку это необходимо; и если оно все-таки кажется нам злым, но все-таки, несмотря на свой дурной характер, продолжает существовать, то дурной характер правительства оправдывается и объясняется соответствующим дурным характером его подданных. У пруссаков того времени было то правительство, которого они заслуживали.
Однако, по Гегелю, действительность никоим образом не является предсказуемым атрибутом любого данного положения дел, социального или политического, при всех обстоятельствах и во все времена. Напротив. Римская республика была реальной, но так же была и Римская империя, которая пришла на смену ей. В 1789 году французская монархия стала настолько нереальной, то есть настолько лишенной всякой необходимости, настолько иррациональной, что ее должна была уничтожить Великая революция, о которой Гегель всегда говорит с величайшим энтузиазмом. Таким образом, в данном случае монархия была нереальной, а революция — реальной. Итак, в ходе развития все, что было ранее реальным, становится нереальным, теряет свою необходимость, свое право на существование, свою разумность. И на место умирающей действительности приходит новая, жизнеспособная реальность — мирно, если старая имеет достаточно разума, чтобы пойти на смерть без борьбы; насильственно, если оно сопротивляется этой необходимости. Таким образом, гегелевское положение через саму гегелевскую диалектику превращается в свою противоположность: все, что реально в сфере человеческой истории, становится иррациональным в процессе времени, поэтому иррационально по самому своему назначению, заранее запятнано иррациональностью, и все, что рациональному в умах людей суждено стать реальным, как бы оно ни противоречило существующей кажущейся действительности. По всем правилам гегелевского метода мышления положение о разумности всего действительного сводится к другому положению: все сущее заслуживает гибели.
Но именно в том и заключалось истинное значение и революционный характер гегелевской философии (которой, как завершением всего движения после Канта, мы должны здесь ограничиться), что она раз и навсегда нанесла смертельный удар окончательности всех продуктов человеческой мысли и деятельности. Истина, познание которой составляет дело философии, уже не была в руках Гегеля совокупностью готовых догматических утверждений, которые, раз открытые, нужно было просто выучить наизусть. Истина заключалась теперь в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, восходящей от низших ко все более высоким ступеням познания, никогда не достигая, открывая так называемую абсолютную истину, точки, за которой она уже не может идти дальше, где ему ничего не оставалось бы делать, кроме как сложить руки и с изумлением смотреть на абсолютную истину, которой он достиг. И то, что справедливо для области философского познания, справедливо и для всякого другого рода познания, а также для практического действия. Как знание не может прийти к полному заключению в совершенном, идеальном состоянии человечества, так не может этого сделать и история; совершенное общество, совершенное «государство» — вещи, которые могут существовать только в воображении. Наоборот, все сменяющие друг друга исторические системы суть лишь переходные этапы в бесконечном ходе развития человеческого общества от низшего к высшему. Каждая стадия необходима, а потому оправдана тем временем и условиями, которым она обязана своим возникновением. Но перед лицом новых, более высоких условий, которые постепенно развиваются в его собственном чреве, оно теряет жизненность и правомерность. Она должна уступить место более высокой ступени, которая, в свою очередь, тоже распадется и погибнет. Подобно тому, как буржуазия крупной промышленностью, конкуренцией и мировым рынком на деле разрушает все устойчивые, освященные веками учреждения, так и эта диалектическая философия растворяет все представления об окончательной, абсолютной истине и соответствующих ей абсолютных состояниях человечества. Для нее [диалектической философии] нет ничего окончательного, абсолютного, священного. Он обнаруживает преходящий характер всего и во всем; перед ним не может существовать ничего, кроме непрерывного процесса становления и исчезновения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама диалектическая философия есть не что иное, как простое отражение этого процесса в мыслящем мозгу. Есть, конечно, и консервативная сторона; она признает, что определенные стадии познания и общества оправданы для своего времени и обстоятельств; но только пока. Консерватизм этого способа мировоззрения относителен; его революционный характер абсолютен — единственный абсолют, который допускает диалектическая философия.
Здесь нет необходимости вдаваться в вопрос о том, полностью ли согласуется этот способ мировоззрения с нынешним состоянием естествознания, которое предсказывает возможный конец даже для Земли, а для ее обитаемости — вполне определенный конец; что, таким образом, признает, что и в истории человечества есть не только восходящая, но и нисходящая ветвь. Во всяком случае, мы все еще находимся на значительном расстоянии от поворотного пункта, в котором исторический ход общества становится нисходящим, и мы не можем ожидать, что гегелевская философия будет заниматься предметом, которого естествознание в свое время не имело. пока вообще не стоит на повестке дня.
Но что, собственно, здесь надо сказать, так это то, что у Гегеля развитые выше взгляды не так резко очерчены. Это необходимый вывод из его метода, но он сам никогда не делал этого с такой ясностью. И это, в самом деле, по той простой причине, что он был вынужден сделать систему и, в соответствии с традиционными требованиями, система философии должна заключаться в какой-то абсолютной истине. Поэтому, как бы ни был Гегель, особенно в его Logic , подчеркивал, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический, или исторический, процесс, тем не менее он вынужден поставить этому процессу конец именно потому, что он должен довести свою систему до конца в тот или иной момент. . В своей Логике он может сделать этот конец снова началом, так как здесь точка заключения, абсолютная идея — которая абсолютна лишь постольку, поскольку ему решительно нечего сказать о ней — «отчуждает», т. е. превращает , себя в природе и снова приходит к себе позже в уме, т. е. в мышлении и в истории. Но в конце всей философии подобный возврат к началу возможен только одним путем. А именно, представляя себе конец истории следующим образом: человечество приходит к познанию той же самой абсолютной идеи и заявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Но таким образом все догматическое содержание гегелевской системы объявляется абсолютной истиной, вопреки его диалектическому методу, растворяющему всякий догматизм. Таким образом, революционная сторона задыхается под разрастанием консервативной стороны. А то, что относится к философскому познанию, относится и к исторической практике. Человечество, дошедшее в лице Гегеля до выработки абсолютной идеи, должно было дойти и на практике до того, чтобы осуществить эту абсолютную идею в действительности. Следовательно, практические политические требования абсолютной идеи к современникам не могут быть слишком чрезмерными. И так мы находим в заключении Философия права , что абсолютная идея должна осуществиться в той монархии, основанной на сословиях, которую Фридрих-Вильгельм III так настойчиво, но тщетно обещал своим подданным, т. мелкобуржуазные немецкие условия того времени; и, кроме того, необходимость благородства демонстрируется нам спекулятивным образом.
Внутренние потребности системы, таким образом, сами по себе достаточны, чтобы объяснить, почему насквозь революционный метод мышления привел к весьма скромному политическому выводу. Собственно говоря, конкретная форма этого вывода вытекает из того, что Гегель был немцем и, как и его современник, Гёте, имел за спиной кое-что из обывательской очереди. Каждый из них был олимпийским Зевсом в своей сфере, но ни один из них так и не освободился полностью от немецкого мещанства.
Но все это не помешало гегелевской системе охватить несравненно большую область, чем любая предшествующая система, и развить в этой области богатство мысли, поражающее даже сегодня. Феноменология психики (которую можно назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии психики, развитие индивидуального сознания через различные его стадии, поставленное в виде сокращенного воспроизведения стадий, через которые прошло сознание человека в ход истории), логика, натурфилософия, философия духа, а последняя разрабатывалась в своих отдельных, исторических подразделениях: философия истории, права, религии, история философии, эстетика и т. д. — во всех этих различных исторические поля Гегель стремился открыть и продемонстрировать всепроникающую нить развития. А так как он был не только творческим гением, но и человеком энциклопедической эрудиции, то во всех сферах он сыграл эпохальную роль. Само собой разумеется, что в силу нужды «системы» ему очень часто приходилось прибегать к тем вынужденным построениям, о которых его пигмеиные противники так страшно возятся и теперь. Но эти конструкции — только каркас и леса его работы. Если не задерживаться здесь напрасно, а продвигаться дальше в громадное здание, то можно найти бесчисленные сокровища, которые и сегодня обладают неуменьшаемой ценностью. У всех философов тленна именно «система»; и по той простой причине, что оно проистекает из непреходящего желания человеческого разума — желания преодолеть все противоречия. Но если все противоречия будут раз и навсегда устранены, мы придем к так называемой абсолютной истине — мировой истории придет конец. И все же оно должно продолжаться, хотя делать ему уже нечего, — отсюда новое неразрешимое противоречие. Как только мы однажды осознали — а в конечном счете никто не помог нам осознать это больше, чем сам Гегель, — что поставленная таким образом задача философии означает не что иное, как задачу, которую должен выполнить один философ, то, что может быть выполнено только всем человеческим родом в его прогрессивном развитии, — как только мы осознаем это, наступит конец всякой философии в принятом до сих пор смысле этого слова. Оставляют в покое «абсолютную истину», недостижимую ни на этом пути, ни в одиночку; вместо этого человек преследует достижимые относительные истины по пути позитивных наук и суммирует их результаты посредством диалектического мышления. Во всяком случае, с Гегелем философия заканчивается; с одной стороны, потому, что в своей системе он резюмировал все ее развитие самым блестящим образом; а с другой стороны, потому что, пусть и бессознательно, он указал нам выход из лабиринта систем к реальному позитивному познанию мира.
Можно себе представить, какой громадный эффект должна была произвести эта гегелевская система в пропитанной философией атмосфере Германии. Это было триумфальное шествие, растянувшееся на десятилетия и отнюдь не остановившееся со смертью Гегеля. Наоборот, именно с 1830 по 1840 г. «гегельянство» господствовало наиболее исключительно и в большей или меньшей степени заражало даже его противников. Именно в этот период гегелевские воззрения, сознательно или бессознательно, наиболее широко проникли в самые разнообразные науки и заквасили даже популярную литературу и ежедневную печать, из которых среднее «образованное сознание» черпает свою умственную пищу. Но эта победа по всему фронту была лишь прелюдией к внутренней борьбе.
Как мы видели, учение Гегеля, взятое в целом, оставляло достаточно места для приюта самых различных практических партийных взглядов. А в тогдашней теоретической Германии практическими были прежде всего две вещи: религия и политика. Тот, кто делал главный акцент на гегелевской системе , мог быть довольно консервативным в обеих сферах; кто считал диалектический метод главным, тот мог принадлежать к самой крайней оппозиции как в политике, так и в религии. Сам Гегель, несмотря на довольно частые вспышки революционного гнева в его произведениях, в целом, казалось, был более склонен на консервативную сторону. Действительно, его система стоила ему гораздо больше «жесткой умственной пробки», чем его метод. К концу тридцатых годов раскол в школе становился все более очевидным. Левое крыло, так называемые младогегельянцы, в своей борьбе с пиетистскими ортодоксами и феодальными реакционерами постепенно отказывались от той философско-благородной сдержанности в отношении злободневных вопросов, которая до сих пор обеспечивала государственную терпимость. и даже защита их учений. И когда в 1840 году ортодоксальный пиетизм и абсолютистская феодальная реакция взошли на престол Фридриха-Вильгельма IV, открытое пристрастие стало неизбежным. Борьба по-прежнему велась философским оружием, но уже не за отвлеченно-философские цели. Он напрямую повернулся к разрушению традиционной религии и существующего государства. А пока в Deutsche Jahrbucher [B] практические цели все еще преобладающе выдвигались в философской маскировке, в Rheinische Zeitung 1842 г. младогегелевская школа прямо раскрыла себя как философия стремящейся радикальной буржуазии и использовала скудный плащ философии только для того, чтобы обмануть цензуру.
В то время, однако, политика была очень тернистой областью, и поэтому главная борьба стала направляться против религии; эта борьба, особенно с 1840 г., косвенно носила и политический характер. Штрауса Жизнь Иисуса , опубликованная в 1835 году, дала первый толчок. Развитая там теория формирования евангельских мифов позже была опровергнута Бруно Бауэром, доказавшим, что целый ряд евангельских рассказов был сфабрикован самими авторами. Полемика между ними осуществлялась под философской маской борьбы между «самосознанием» и «субстанцией». Вопрос о том, возникли ли евангельские рассказы о чудесах в результате бессознательного традиционного мифотворчества в недрах общины или же они были сфабрикованы самими евангелистами, превратился в вопрос о том, является ли в мировой истории «субстанцией» или «сущностью» самосознание» было решающей действующей силой. Наконец пришел Штирнер, пророк современного анархизма — Бакунин многое у него взял — и увенчал суверенное «самосознание» своим суверенным «я» 9 .0085 [С] .
Мы не будем углубляться в эту сторону процесса разложения гегелевской школы. Для нас важнее следующее: основная масса наиболее решительных младогегельянцев была отброшена практическими потребностями борьбы с положительной религией к англо-французскому материализму. Это привело их к конфликту с системой их школы. В то время как материализм понимает природу как единственную реальность, природа в гегелевской системе представляет собой лишь «отчуждение» абсолютной идеи, так сказать, деградацию идеи. Во всяком случае, мышление и его мыслительный продукт, идея, есть здесь первичное, природа — производное, которое вообще существует только благодаря снисхождению идеи. И в этом противоречии они барахтались как могли.
Потом Фейербаха Сущность христианства [D] . Одним ударом она развеяла противоречие в том, что без обиняков вновь возвела на трон материализм. Природа существует независимо от всякой философии. Это основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Ничего не существует вне природы и человека, и созданные нашими религиозными фантазиями высшие существа суть лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности. Заклинание было разрушено; «система» была взорвана и отброшена, а противоречие, существовавшее только в нашем воображении, растворилось. Нужно самому испытать на себе освобождающее действие этой книги, чтобы иметь представление о ней. Энтузиазм был всеобщим; мы все сразу стали фейербахианцами. С каким энтузиазмом встретил Маркс новую концепцию и как сильно — несмотря на все критические оговорки — она на него повлияла, можно прочитать в Святое Семейство [E] .
Даже недостатки книги способствовали ее немедленному эффекту. Его литературный, иногда даже высокопарный стиль обеспечил ему большую публику и, во всяком случае, освежал после долгих лет абстрактного и заумного гегелианства. То же самое можно сказать и о его экстравагантном обожествлении любви, которое, пришедшее после уже невыносимого суверенного господства «чистого разума», имело свое оправдание, если не оправдание. Но не надо забывать, что именно эти две слабости Фейербаха взял за исходный пункт «истинный социализм», распространявшийся, как чума, в образованной Германии с 1844 г., ставя литературные фразы на место научных. познание, освобождение человечества посредством «любви» вместо освобождения пролетариата через экономическое преобразование производства, — словом, растворение в тошнотворном изящном писании и экстазах любви, типичных для г-на Карла Грюн.
Мы не должны забывать еще вот что: гегелевская школа распалась, но гегелевская философия не была преодолена критикой; И Штраус, и Бауэр взяли одну из его сторон и полемически противопоставили друг другу. Фейербах разбил систему и просто отбросил ее. Но от философии не избавляются простым утверждением, что она ложна. И от такого могущественного труда, как гегелевская философия, оказавшего столь огромное влияние на интеллектуальное развитие нации, нельзя было избавиться, просто игнорируя его. Оно должно было быть «снято» в его собственном смысле, то есть в том смысле, что в то время как его форма должна была быть уничтожена посредством критики, новое содержание, завоеванное ею, должно было быть сохранено. Как это произошло, мы увидим ниже.
. Между тем революция 1848 г. отбросила в сторону всю философию так же бесцеремонно, как Фейербах отбросил в сторону Гегеля. При этом сам Фейербах также оттеснялся на второй план.
Часть 2: Материализм
Примечания
1. Людвиг Фейербах , К.Н. Старке, доктор философии, Штутгарт, Ферд. Энке. 1885.
А. Энгельс имел в виду замечания Гейне о «немецкой философской революции», содержащиеся в очерках последнего Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland (Об истории религии и философии в Германии), написанный в 1833 году.