Философия эпохи эллинизма эпикурейцы стоики киники эпикурейцы – 8. , , —

киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники.

Эпоха эллинизма — III в. до н.э. – 529 г. н.э. Основные течения этого времени: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Они обосновывают личное спасение и невозмутимость души, индивидуализм.

Школа киников получила название от места, где происходило обучение. Наиболее известен Диоген из Синопа (400-325 гг. до н.э.), хотя основателем является Антисфен (450 – 360 гг. до н.э.). Ощущения – единственный источник познания. Любую вещь можно лишь назвать, но ничего содержательного о ней сказать нельзя. Утверждает, что всякое удовольствие есть зло. Антисфен, особенно Диоген, пренебрегали общественными нормами, призывали близости к «естеству».

Эпикуреизм – обосновал Эпикур (341/340 – 270 гг. до н.э.). Разделяет атомное учение Демокрита. Однако приписывает им еще одно свойство – тяжесть. Он материалист, отрицает бессмертие души, так как она состоит из атомов. Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания, полагая, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания и невозмутимость души (

атараксия). Основной принцип этики Эпикура – удовольствие.

Стоицизм. Основатель Зенон из Китиона (конец IV в. до н.э.). Стоики сравнивали философию с садом. Логика – ограда, этика – деревья, физика – плоды. Философию — «упражнение в мудрости», основная её часть — логика. Она учит оперировать понятиями. Важнейшее место в учении душа — некая материальная пневма (воздух), смесь воздуха и огня. Чем больше в ней огня, тем разумнее тело.

Основной мотив этики стоицизма: единственное, что может сделать человек – это достойно переносить удары судьбы. Философия у стоиков учения утешения людей.

Скептицизм – отвергает возможность объективного знания о природных и социальных процессах. Источником скептицизма стала софистика (Протагор, Горгий и др.). Основатель скептицизма –

Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.). Пиррона интересует проблема: как стать счастливым? Для этого достаточно ответить на 3 вопроса:

  1. Что такое то, что нас окружает

  2. Как мы должны относиться к тому, что нас окружает

  3. Что должно следовать из этого отношения

Он пришел к выводу, что мы не можем знать, что такое мир. В мире все относительно, непознаваемо. Из этого следует полное воздержание от суждений, затем безмятежность, «атараксия».

Неоплатонизм (III – V вв. н.э.). Основатель – Аммоний Саккас (175 – 242 гг.), наиболее видный представитель – Плотин (205 – 270 гг.)

Структура бытия представляется как некая иерархия, включающая три субстанции (первоосновы): Единое, Ум и Душа. Единое — первосущее. Ум — совокупность всех идей. Душа произвела все живые существа. Бог – сверхразумное, непознаваемое начало..

8. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабо-мусульманской философии (Августин, Фома Аквинский, ибн Рушд/Аверроэс).

Когда христианство стало распространяться, оно вступило во взаимодействие с греко-римской культурой: античным язычеством и философией. Религия и философия взаимодействовали в античном мире, но как учение не объединились. За отклонение от современных им вероучений осуждались многие философы.

Существовало два основных направления средневековой философии: аристотелизм и платонизм в теологии. После зарождения христианства философия преобразовалась в религиозную философию. Это задало очертания онтологии, которые определялись знаниями о сотворении мира Богом.

Фома Аквинский(1225-1274 гг.) говорил о том, что задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Он признает возможность достижения верного знания и отвергает представления, где действительным считается лишь деятельность разума. С точки зрения Аквинского между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но не противоречит ему.

Августин Аврелий (354-430 гг.) был основателем платонизма в христианской философии. Бог является высшей сущностью, все остальное существует благодаря божественной воле. Основой духовной жизни является воля, а не разум. Сущность каждой вещи проявляется в её активности, а не в пассивности.

Ибн-Рушд (1126-1198) подвел итог всей предшествующей арабской философии. Ибн-Рушд говорит о мировом разуме, о неком мировом порядоке. Между живой и косной материей нет непроходимой грани; мертвой материи вообще не существует. Ибн-Рушд развивает основные идеи аристотелевского учения о душе. Индивидуальная душа связана с телесным организмом. Только всеобщий разум бессмертен, смертен каждый человек, а род человеческий вечен. Ибн-Рушд отвергает возможность непосредственного общения с Богом. Только научное познание ведет к цели.

Главная особенность данной эпохи – это возрождение антропоцентризма и рационализма античной культуры, а также отказ от теоцентризма средневековья.

studfiles.net

Философские взгляды периода эллинизма (стоики, киники, эпикурейцы и др.)

Поделись с друзьями

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, но после опубликования работыИоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836-1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности изГреции в Малую Азию и Египет.

Киники и скептики

Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него. Блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги. Для мудреца самое важное — смирение. Воззрения Диогена могли и могут привлекать внимание людей, утомленных невзгодами жизни, у которых разочарование убило естественную активность духа. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.

Призывы киников к простой жизни, которая сделалась слишком уж простой, не вызывали симпатии.

Скептицизм (от греч. skeptukos — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло не на пустом месте, а на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

К примеру, Демокрит утверждал, что мед ничуть не более сладок, чем горек, и т.д. Софисты усилили идеи текучести всего и вся. Однако ни одно из направлений классической эпохи не было собственно скептическим в полном смысле этого слова.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360 — 270 до н.э.). В то время интерес к философии и вообще к теоретическим проблемам резко падал. Философов больше интересовал не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. Скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Он отвергал все условности, касающиеся манер, одежды, жилища, пищи и приличий, например, допуская самые интимные формы общения на виду у всех.

Эпикур и эпикурейцы

Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341 — 270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н.э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени. Эпикур развивал идеи атомизма.

По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об “отклонении” атомов, когда атомы движутся в “связном потоке”. По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного “удара” и “отскакивания” атомов. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека.

По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: “Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет”. Жизнь и есть наибольшее наслаждение.  

Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур.

Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего.

Эпикур проповедовал благочестие, богопочитание: “мудрец должен преклонять колена перед богами”. Он писал: “Бог — существо бессмертное и блаженное, как общее представление о боге было начертано (в уме человека), и не приписывает ему ничего чуждого его бессмертию или несогласного с его блаженством; но представляет себе о боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их — факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления”.

 Стоики. Сенека

Родиной стоицизма является Греция, здесь начал учить и основал свою школу Зенон (ок. 300 г. до н. э.). Чему учил Зенон? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Из сочинений Зенона до нашего времени не дошло ни одного.

Учение ранних греческих стоиков ставило своей задачей ответить на вопрос о смысле и цели жизни, и складывалась как целостная политическая система (в борьбе с враждебным эпикуреизмом), в рамках которой ответ на любой конкретный вопрос возможен только в том случае если он хорошо обоснован. Зенон, например, учил, что цель человека жить “согласно с природой”.

В Рим стоицизм был перенесен Панаэцием из Родоса (ок. 185 — 110 гг. до н.э.). Панаэций и его младший современник Посейдоний из Апамеи (ок. 135 — 51 гг. до н. э.) по историко-философской традиции считаются представителями так называемой Средней Стои. История стоицизма на римской почве на первый взгляд может показаться своеобразным историко-философским парадоксом.

Римские стоики, прежде всего и главным образом – “учители жизни”, “вечные спутники человечества, точнее, той ее части, которая по складу ума и характера близка к стоикам. Короче говоря, стоики для стоиков. Римляне воины, “мужи”, “государственники” и завоеватели – были стоиками чуть лине от рождения.

Философия “героического пессимизма” (именно так логично охарактеризовать стоицизм) была очень созвучна мировоззрению римского народа.

В России несомненным стоиком был протопоп Аввакум и многие, многие тысячи других.

Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян еще в I в. до н. э. В стоицизме искали опоры и Марк Туллий, Цицерон, и Марк Юний Брут, организовавший вместе с Гаем Кассием Лонгином убийство Цезаря.

Немалое место в философских взглядах Сенеки занимает вопрос смерти, а точнее вопрос самоубийства.

Для самоубийства должны быть веские основания, иначе это малодушие и трусость!

В эпоху Возрождения Сенека пользовался любовью. Его часто восхваляют гуманисты за чистоту его нравственного учения и за его идеи человека. При этом гуманисты идеализировали Сенеку, чего он как человек не заслуживает. Ведь он и сам говорил о себе, что он видит лучшее, но следует худшему, сознаваясь, таким образом, в своей непростительной слабости.

students-library.com

14. Философские школы эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).

ЭПИКУРЕИЗМ — одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок. 341-270 до н.э.).

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель — излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение (гедонистическая теория). Суть удовольствия – в умеренности. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру. Отсюда пошло второе название школы — «Сад», или «Сад Эпикура», а ее обитателей называли философами «из садов». Школа представляла собой общину друзей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо», а у входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка.

СТОИЦИЗМ — (от греч. stoa — портик) Философская школа стоиков получила своё название от «живописной Стои» — афинского портика, где она помещалась.

Стоики впервые ввёли строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь — это, по терминологии стоиков, пневма, «дух», «дыхание», которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе.

Некоторые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. Отрешённость от мира.

Нужно познавать самого себя. Полная свобода – отречение от чего-либо. Истинное богатство – жизнь. Идея самоубийств.

Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое государство, а все люди — его граждане, или космополиты. Неумолимый «закон» царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. «скепсис» — исследование, рассмотрение) — в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом.

Скептики сформулировали три основных философских вопроса: Какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа («атараксия»). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения («эпохе») представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и связанному с ним переживанию смятения и неуверенности — следствием эпохе как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность. Таким образом, следствием из теоретического скептицизма по поводу вопросов устройства мира и его познания является содержательный этический вывод об идеале практического поведения. Тем самым, хотя скептики и не ставили в непосредственную связь достижения счастья от глубины теоретического познания, все-таки оставались в рамках традиционного античного рационализма: достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.

studfiles.net

10-11

10.11. Философия эпохи эллинизма: скептики, киники, стоики, эпикурейцы.

Эллинистическая ф-я — греко-римская ф-я в период от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более поздн. эпоху — до конца Др мира (сер.6 в).

Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (ф-я Аристотеля), актив участие в полит жизни, кот-е проявилось у греч ф-ов, постепенно замещаются индивидуализмом, и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к ф-му мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-фил-ого синкретизма, христианской философии.

Скептицизм. (ко 4 в. до н)Осн-ль — Пиррон. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Скепсис имел место в греч ф-ии и раньше. В эллен. эпоху складываются его принципы, ибо скепсис опред-ся не методич установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. Доводы против правильности как чувственных восприятий, так и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов:

1 подвергает сомнению положения о действтель-ности разв-я физиолог структуры животных,

2 — подчеркивает индивидуал различия людей с точки зрения физиолог и психики,

3 — о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. Вообщем они делали акцент на субъективизм познания ч. Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания мира в котором всё взаимос-но и подчин-ся единым законам.

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперемент. проверке на себе определ. образа жизни. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом общ-ве не по его з-нам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, соц связи и культурные навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее богатства.

Эпикуризм. Эпикуреизм — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его послед-ей, отдающих не задумываясь предпочтение матер радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл.произ: «Правило» (канон), «О природе» и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит х-зует атомы по величине, форме и положению в простр-ве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство — тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и опред отклонение от прямолинейного, движ-я. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У ч. есть свобода выбора, а не все предопределено. В у-ии о душе Эпикур отстаивает материалистич взгляды. Согласно Эпикуру, душа — это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур — сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является сущ-е объективной

реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных ф-х течений. Его основ-м был Зенон. Трактат «О человеческой природе». Стоики часто сравнивали ф-ю с чел организмом. Логику они считали скелетом, этику — мышцами, а физику — душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую ф-ю в обширную систему. Стоики хар-вали ф-ю как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической ф-ии. В онтологии стоики признают два осн принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип — логос (бог), который проникает ч/з всю материю и образует конкрет единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) — активным принципом). Понятие бога в стоической ф-ии можно охарак-вать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он явл законом необходимости, провидением. Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть до фатализма, х-р, который пронизывает и их этику. В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий — четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается дейст-сть. Центром и носителем познания явл душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее централь часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум явл частью мирового разума. Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое внимание они уделяют и проблемам мышления.

studfiles.net

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА (ЭПИКУРЕЙЦЫ, СТОИКИ, СКЕПТИКИ).

В эпоху эллинизма философия отчасти сохраняет наследие, накопленное на протяжении двух предыдущих этапов, отчасти меняет содержание и направленность своих теоретических построений. Философия творит уже в иных исторических реалиях: империя Александра Македонского распалась, греческие полисы становятся римской провинцией, рабский труд тормозит рост эффективности общественного производства, от философии отпадает целый ряд специальных наук и т.д. Главное внимание мыслителей переключается на этическую проблематику, на изучение различных моделей поведения индивида в изменившихся обстоятельствах. В этой связи уместно вспомнить замечание английского ученого и философа Б. Рассела о том, что различные философские течения являются одновременно следствиями и причинами: следствиями социальных обстоятельств и причинами убеждений, определяющих политику и социальные институты последующих веков.С начала третьего века до н.э. в античной философии параллельно существуют несколько школ: последователи Платона (академики) и  последователи Аристотеля (перипатетики), а так же стоики, эпикурейцы, скептики, киники и киренаики.Основоположник школы эпикуреизма Эпикур (341-270 до н.э.) был, отчасти, эклектиком, но все звенья его учения были логически соединены в единую концептуальную цепь. При первом приближении таких звеньев – источников у него пять: учение милетцев о сущностях, гераклитово представление о вечном меняющемся мире, идеи пифагорейцев о политической мере (критерии) бытия, сенсуализм Аристотеля и атомизм Демокрита. Основной задачей философии Эпикур считал создание учения о правилах поведения, приводящих человека к счастью. Путь к счастью лежит через занятия философией. Эпикур призывает не откладывать философию в юности и не уставать от нее в старости: ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души  Критерий счастья – мера удовольствия, которая подразделяет на три вида: природные и необходимые для жизни; природные, но для жизни необходимые; не необходимые для жизни и не природные. Следует стремиться к первым, избегая остальных. Конечной целью жизни мудрец считал устранение страдания и внутреннего беспокойства – атарксию. Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение в потребностях, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Натурфилософские взгляды Эпикура неотделимы от его этики. Человек свободен в рамках предложенных ему обстоятельств, подобно тому, как свободны неделимые частицы, из которых состоят все вещи. Не обладая большой тяжестью, каждый при этом движется по своему собственному криволинейному пути. Идея о самодвижении атомов в природе, из которой вытекает идея свободы выбора человека, представляет собой неординарное дополнение атомистики Демокрита. Школа скептиков, основанная Пирроном (365-275 до н.э.), главным принципом объявляет принцип воздержания от суждения, от безоговорочного предпочтения одного из двух равносильных или противоречащих друг другу суждений, и скептицизм. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: из чего состоят вещи? как мы должны к ним относится? какую пользу мы получим из этого отношения? Ответить на первый вопрос возможным не представляется, поскольку всякому утверждению может быть всегда противопоставлено противоположное. Из дилеммы вытекает ответ на второй вопрос – следует воздерживаться от однозначных оценок и суждений. Этот вывод в свою очередь определяет ответ на третий вопрос – пользой от воздержанности в суждениях будет безмятежное состояние души. Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно не познаваемы; отрицал объективное существование добра и зла, не верил в возможность рационального обоснования моральных норм. В учении скептиков, как и у эпикурейцев, явно выражен крен в сторону этики, в которой  так же отстаиваются пути достижения «атараксии» – невозмутимости, а путь её достижения, согласно стоикам — следование судьбе и долгу. История философской мысли эпохи эллинизма полна парадоксов. Эпикурейцы и скептики чтили науки. Последние даже утверждали, что наука самодостаточна, точна и может успешно развиваться без философии. Параллельно в эллинистическом мире возникает философское течение, игнорирующее научное знание как таковое. Киническая философия в лице своего основателя Антисфена (ок. 450-360 до н.э.) провозгласила тезис о необходимости полной автономии человека (он не должен ни от кого и ни от чего зависеть). Среди киников наиболее известен Диоген из Синопа (ум. ок. 330-320 н.э.). Он обвинил Антисфена в отступлении от принципов и идей кинической философии. Завернувшись в лохмотья и переселившись в бочку, Диоген провозгласил себя «гражданином мира»: философ полагал, что человек должен жить в обществе, следуя только своим собственным законам, т.е. не имея общины, дома, отечества.  И его, и Антисфена современники за образ жизни и мыслей прозвали собаками.Стоическая школа была основана Зеноном Китайским (336–264 до н.э.), которого иногда путают с Зеноном Элейским, автором уже приведенных выше апорий. При создании своей философской системы Зенон использовал идеи Гераклита, Аристотеля и в некоторых моментах перекликался с киниками. Стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств. Живя в соответствии с законами общества, человек достигает внутреннего равновесия (апатии). Окружающий мир не свободен, свобода в душе человека (и аристократ и последний раб свободны во внутренней жизни). Философия – врачевательница души, излечивающая от увеличения мирскими заботами. Они сравнивали философию с яйцом, где желток означает этику, белок – физику, а скорлупа – логику. В отличие от эпикурейской этика стоиков является этикой долг .Рассуждая о философии эллинизма в целом, можно предположить, что идеи той эпохи оказались удивительно живучи в силу своей доходчивости, незамутненности сложными построениями. Неоплатоника органически вписались в христианскую доктрину; идеи эпикуреизма, скептицизма, стоицизма стали неотъемлемой частью западного менталитета.

filosofedu.ru

16.Этические школы эллинизма (киники, эпикурейцы, стоики,скептики)

Проблема: достижение человеческого счастья, смысл жизни.

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннегоэллинизмаи сохранившая влияние вплоть до концаантичногомира. Своё имя школа получила по названиюпортикаСтоа Пойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. Фатализм- убеждение в том, что всё предопределено судьбой, смысл жизни- сохранение достоинства. Атараксия- состояние полного спокойствия. (Эпиктет,Сенека,Марк Аврелий)

Киники— В начале IV в. до н. э.некоторыми ученикамиСократабыли основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школыАнтисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достиженияблагажить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. (Антисфен,Диоген‎)

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь самЭпикур. Римский эпикуреизм представлялиЛукрецийиКаций; это направление повлияло также на римскийэклектизм. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию.

Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!». Скептик говорит, что знание требует уверенности. Принцип Эпохэ. Пиррон- чтобы вы не утверждали- это не более так, чем не так. (Д. Юм,М. Монтень)

17.Основные этапы, проблемы и особенности средневековой христианской мысли.

2 в н.э.-15 в ( Итальянское возрождение)

Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.

1.Схоластика- средневековая «школьная философия», представители к-рой — схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды к-рого С. приспосабливала к своим целям).

2.Патристика- основные субъекты- священники. (Гертулмеан, Августин) самопознание, самосовершенство. Философияитеологияотцов церкви, то есть духовно-религиозных вождейхристианствадоVII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. (Тертуллиан,Климент Александрийскийи особенноОриген)

Главный объект интереса- Бог.

Средневековая философиябыла философией геоцентризма:

1.Бог занимает место субстанции, источник единства, первая причина мира, автономно, вечно, бесценно.

2.Бог, как личность. Приписываются человеческие качества.

3.Бог, как творец- Креационизм.

4.Мир- божье творение. Это придаёт символистический характер.

5.Пренебрежительное отношение к материи

Человек:

1.Всё создано для человека. Земля- центр космоса.

2. Дуализм- 2 начала: божественное плотское. В человеческой плоти появился ген греха- тело стало болеть и умирать.

Задача — спастись, обрести цельность, чтоб вернуться к изначальному состоянию. Умирая, люди находятся в нематериальном состоянии. Задача человека- постигнуть божественный пример.

Основные особенности христианского пути:

1.Аскеза- самоограничение

2.Возлюби ближнего своего как самого себя- путь любви

3.Страдание

Проблемы: свободы воли, теодицей — оправдание Бога.

studfiles.net

Эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики, киники) — КиберПедия

В развитии философии после Аристотеля выступают совершенно новые черты по сравнению с предшествующим этапом ее развития. В первую очередь происходят изменения в понимании задач и целей самой философии: стремление строить универсальные системы знания, объясняющие что есть и как существует мир, уступает место вопросам частной жизни и морали. В фокусе внимания оказывается проблема счастья, которое понимается не как сумма положительных благ, а как нечто отрицательное, как невозмутимость, отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие индивида. На философскую сцену выходят эпикурейцы, скептики и стоики.

Эпикур (342/341-271/270) и его последователи перерабатывают атомизм Демокрита, наделяя атомы способностью самопроизвольно отклоняться при движении на небольшой угол по отношению к первоначальному, благодаря своей тяжести. Это самоотклонение атома является минимальным проявлением свободы, которым обладает все в мире и особенно человек. Почему же обладающий свободой человек не счастлив? По мнению Эпикура, виной всему страх смерти. Критерий счастья – чувство удовольствия. Следовательно, благо – то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье.

Основатель скептицизма – Пиррон (365-275) – утверждал, что философ – это тот, кто стремится к счастью. Счастье же состоит исключительно в невозмутимости и отсутствии страдания, в достижении душевного спокойствия (атараксии). Скептики продолжают традицию софистов и указывают на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий. Источник несчастья в наших убеждениях, представлениях о должном. Если же воздерживаться от суждений об истинной природе вещей, то мы достигнем состояния невозмутимости, т.е. высшей степени доступного философу счастья.

Стоицизм был весьма популярным направлением. Его основателем был Зенон из Китиона (336-264), а виднейшими деятелями – Люций Анней Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Стоики разрабатывают учение о строжайшей необходимости, по которой все происходит в мире, сочетая его с идеей совершенства и целесообразности мира, в котором все его части определяются целым. Для стоиков необходимость (рок, судьба) непреложны, избавление от нее просто невозможно. Судьба ведет тех, кто добровольно ей повинуется, и насильственно тянет того, кто неразумно противится. Жить нужно сообразно природе и для этого руководствоваться разумом. Счастье состоит в свободе от страстей и спокойствии духа, достигаемого благодаря познанию общего детерминизма в мире.



Неоплатонизм

Формирование неоплатонизма приходится на III-IV вв. н.э. Наиболее яркая фигура – Плóтин. Данная школа стремилась к синтезу двух величайших систем философии – платонизма и аристотелизма, в результате чего дала нам учение об эманации, т.е. «истечении», переходе от высшего, абсолютного бытия (Единого) к все более и более низшим его формам, однако предполагающего возможность возврата обратно, к высшему началу. Неоплатоники выдвинули идею о триаде Единое-Ум-Душа как организующем начале, где Единое (Благо) является объединяющим началом, Ум (Нус) – тем, что несет упорядоченность в мир, организует его, Душа – воплощение различных форм бытия. Источник данной идеи – платоновское учение об эйдосах. Ее содержание вместе с учением об эманации обеспечили подготовку восприятия идей христианства, например, о триединстве Бога, каждая из ипостасей которого выполняет свою функцию, аналогичную функциям Ума и Души, или о грехопадении человека, которое может быть искуплено, и человек сможет вернуться в Град Божий.

 

 

Тема 4. Средневековая философия и философия эпохи возрождения

План

1. Общая характеристика средневековой философии

2. Патристика. Августин Аврелий

3. Схоластика. Фома Аквинский

4. Общая характеристика философии эпохи Возрождения

5. Гуманизм эпохи Возрождения

6. Социально-политические учения

7. Натурфилософия (пантеизм)

Самостоятельная работа по теме 4

Учебная литература:

· Философия. Курс лекций: учеб. Пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 47-70.

· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 47-81.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *